Профессионалитет спо что это
Проект «Профессионалитет» поможет внедрить новые программы, запустить образовательно-производственные кластеры и воссоздать госсистему подготовки педкадров для СПО
Опубликован для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» с применением автоматизированных методов конструирования указанных образовательных программ».
Федеральный проект «Профессионалитет» содержит три ключевые инициативы. Первая – интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров. Вторая – внедрение новых образовательных программ (профессионалитет), предусматривающих в том числе оптимизацию сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных. И третья – воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для СПО.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации определяются порядок и условия реализации в 2022–2024 годах новых образовательных программ СПО в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Положения, обозначенные в документе, направлены на разработку, апробацию и внедрение образовательной технологии по автоматизированному конструированию экспериментальных образовательных программ.
Механизмы, предусматриваемые постановлением, позволят создать новую гибкую модель системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающую современным потребностям отраслей экономики.
Проект постановления в том числе предполагает создание федеральной цифровой платформы по конструированию экспериментальных образовательных программ с учётом лучших образовательных практик, применяемых предприятиями-работодателями.
В документе подчёркивается, что условия реализации и планируемые результаты освоения экспериментальных образовательных программ не могут быть ниже установленных федеральными государственными образовательными стандартами СПО. Типовые образовательные программы, определяющие структуру, объём, условия реализации экспериментальных образовательных программ, а также планируемые результаты их освоения, будут разрабатываться Министерством просвещения при участии предприятий-работодателей. Сроки обучения составят не более двух лет на базе среднего общего образования и не более трёх лет на базе основного общего образования. Приём учащихся будет осуществляться на конкурсной основе.
Ранее глава Минпросвещения России Сергей Кравцов отметил, что выпускники, обучавшиеся по таким образовательным программам, получат обычные дипломы о среднем профессиональном образовании, а сроки обучения будут сокращены за счёт интенсификации и практико-ориентированного подхода.
Программа «Профессионалитет» в 2022 году охватит около 150 тысяч студентов колледжей
С 1 сентября 2022 года стартует программа Минпросвещения России «Профессионалитет», в рамках которой начнут учиться порядка 150 тысяч студентов организаций среднего профессионального образования. В первую очередь речь идёт об основных рабочих специальностях в таких областях, как металлургия, фармацевтика, нефтехимическая промышленность и транспорт. Об этом в эфире телеканала «Россия-24» рассказала заместитель Председателя Правительства России Татьяна Голикова.
«На основе потребностей отраслей в тех или иных профессиях и молодых специалистах проведём эту подготовку. Это стартует с 1 сентября 2022 года. Думаем, что первый такой поток будет 150 тысяч человек, они уже пойдут в обновлённые профессионально-технические училища», – отметила она.
Татьяна Голикова уточнила, что в настоящее время в России насчитывается более 3,6 тысячи колледжей и техникумов, в которых учится порядка 3,3 миллиона студентов, из них 2,2 миллиона – на бюджетной основе.
Она отметила, что одна из главных задач программы «Профессионалитет» – создание системы управления, где соучредителями должны стать бизнес и государство и решение о привлечении специалистов в ту или иную отрасль должно приниматься совместно.
На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 миллиардов рублей, однако вице-премьер выразила надежду, что субъекты Российской Федерации также будут вкладывать свои ресурсы.
Татьяна Голикова добавила, что, хотя обучение по ряду специальностей (например, медицинские, творческие специальности, сфера безопасности) останется четырёхлетним, основные рабочие профессии будут постепенно переходить на новый формат (профессионалитет).
Справочно
Экспериментальная программа «Профессионалитет» запускается Министерством просвещения России и содержит три ключевые инициативы. Первая – вовлечение отраслевых партнёров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе – введение нового уровня образования (профессионалитет), оптимизация сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет для более технологичных. И третье – создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодёжных стартапов, волонтёрства, совместных общественных проектов.
«Профессионалитет» в ссузах: для кого это нововведение
Что происходит?,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
В 2021 году Минпросвещения объявило о запуске экспериментального проекта «Профессионалитет». Он предполагает сокращение срока обучения в колледжах и техникумах. Рассказываем, что еще есть в «Профессионалитете», как устроено обучение и кому будет интересна программа.
Что это за программа
«Профессионалитет» — экспериментальная образовательный проект для ссузов. Учебные программы будут формировать вместе с предприятими и потенциальными работодателями. Программу будут реализовывать в области:
Одно из главных отличий «Профессионалитета» от обычной учебы в ссузе — срок обучения. На новой программе предлагают учиться 2-2,5 года, а не 3,5-4, как в большинстве колледжей и училищ.
«Профессионалитет» не только уменьшает срок обучения в ссузе, но и дает возможность получить релевантный профессии опыт от «наставников», которые уже работают в компаниях на производствах. Специалистов будут выделять сами потенциальные работодатели.
Проект «Профессионалитет» в ссузах: для кого это нововведение
При этом на презентации программы подчеркивают, что в ссузах появится не только дуальное образование, но и занятия по развитию уже стандартных soft skills — управленческих способностей, навыков эмоционального интеллекта, клиентоориентированности, работы в команде.
Кроме того, под «Профессионалитет» переобородуют и сами помещения колледжей. На их базе создадут коворкинговые пространства и стартап-центры. Обещается, что в ссузах будут поддерживать и волонтерские общественные проекты.
Зачем и кому нужна программа
Главная цель программы — повысить процент трудоустройства выпускников до 90%. Поэтому Минпросвещения и выказало готовность сотрудничать с предпринимателями и компаниями, которые могут сильно реструктурировать привычные учебные программы под текущие запросы сфер.
«Профессионалитет» точно пригодится людям, которые давно закончили школу, но хотят быстро войти в профессию. А вот насчет вчерашних девятиклассников в компаниях не уверены: руководители боятся, что школьники будут «слишком юными» для работы.
Как попасть в проект «Профессионалитет»
Список учебных заведений, которые будут участвовать в пилотном проекте, пока не опубликован. Механизм поступления на программу «Профессионалитет» пока неясен.
Программу «Профессионалитет» запустят примерно в 70 колледжах в 2022 году
Образовательные учреждения смогут получить гранты.
Предполагается, что учиться в новом формате начнут сразу 150 тысяч студентов. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов, сообщает ТАСС.
Направления, на которые можно будет поступить в рамках программы
Министр напомнил, что «Профессионалитет» стартует с 1 сентября 2022 года. По его словам, для первого этапа его реализации уже отобраны восемь отраслей. Это:
Как добавил Кравцов, Минпросвещения ожидает, что трудоустройство тех, кто пройдёт обучение по этим направлениям в рамках проекта, составит не менее 85%.
Образовательно-производственные кластеры и гранты на их создание
В рамках «Профессионалитета» предполагается создать образовательно-производственные центры (кластеры). Они будут представлять собой объединение колледжей и предприятий. По задумке, кластеры должны функционировать внутри отдельных отраслей экономики. Об этом говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минпросвещения.
В официальном Telegram-канале правительства сообщалось, что к 2024 году в России планируется создать 210 таких кластеров.
Согласно документу, учебные заведения смогут претендовать на гранты, предназначенные для создания этих кластеров. Причём, судя по всему, в 2022-м субсидии получат все колледжи, которые попадут в программу, — согласно проекту, проведение соответствующего конкурса не предполагается. А вот в следующие годы для получения господдержки колледжам придётся поучаствовать в конкурсном отборе.
Координировать работу кластеров и отбирать получателей грантов будет специальный совет. Его состав утвердит правительство по представлению Минпросвещения.
Кроме того, ведомство определит требования к претендентам на гранты, порядок подачи заявок на конкурс, правила их рассмотрения и размеры самих субсидий.
А ещё министерство будет мониторить достижения получателей грантов и сравнивать их с заявленными целевыми показателями. Если колледж своих целевых метрик не достигнет, ему придётся вернуть полученные деньги.
Изменения, которые ждут систему СПО
На сегодняшний день система среднего профобразования (СПО) переживает масштабное реформирование, цель которого — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.
Напомним, в марте стало известно, что Минпросвещения планирует вдвое сократить число профессий и специальностей в колледжах за счёт их объединения и трансформации. А в мае сообщалось о том, что срок обучения в колледжах хотят уменьшить с четырёх до двух лет. Правда, некоторых направлений это всё же не коснётся.
В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны сократить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.
Кроме того, в рамках программы «Профессионалитет» планируют развивать модель колледжей-заводов. А совсем недавно стали известны подробности её введения.
Помимо этого, планируется внести изменения в практику формирования ФГОС на основе профстандартов. Основная цель — сократить избыточное госрегулирование. А ещё в апреле анонсировали завершение разработки нового макета ФГОС среднего профессионального образования.
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Что остается за кадром
Под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут множество профессий и специальностей из железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности.
Для легпрома, в котором задействовано более 20 тысяч предприятий и почти 300 тысяч человек, это крайне актуально, считает директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова: «Общество и бизнес быстро меняются, время требует новых профессий. Точнее старых, но «звучащих» по-новому в соответствии с современными запросами. Сегодня нужны профессионалы с широким спектром знаний, которые могут легко адаптироваться под постоянные изменения. Программа «Профессионалитет» разрабатывается совместно с крупными производителями, способными четко определить компетенции необходимых специалистов. А практическая направленность обучения даст будущим работникам легкой промышленности все самые необходимые знания и навыки всего за два года и предоставит гарантированные рабочие места».
Программа предполагает создание в регионах образовательных кластеров (или центров отраслевых компетенций) на основе партнерства промышленных предприятий и учреждений среднего профессионального образования и подготовку будущих специалистов под целевой заказ предприятий-партнеров в рамках модернизации материально-технической базы колледжей, повышения уровня квалификации преподавательского состава, пересмотра образовательных программ и учебных планов. Финансирование кластеров ведется из трех источников: со стороны предприятий-партнеров, а также федерального и региональных бюджетов.
И сейчас на основе опорных колледжей и крупных предприятий легпрома при поддержке минпросвещения, минпромторга и региональных властей сформированы и с 2022 года запускаются первые шесть пилотных площадок «Профессионалитета» в пяти регионах страны (Ивановская, Владимирская, Нижегородская области, Алтайский край, Санкт-Петербург).
Если же брать все отрасли экономики, которых коснется новая программа, то в 2022 году она охватит около 150 тысяч студентов колледжей. При этом в стране создадут более 70 кластеров, которые объединят колледжи и предприятия по отраслевому принципу. А к 2024 году «Профессионалитет» затронет уже 350 тысяч студентов колледжей.