Проецирование в психологии что это
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Введение
И более того, психоанализ требует крайней сосредоточенности аналитика на себе самом. Аналитик является своим собственным инструментом. Он использует свои ощущения, свободные ассоциации, мысли и чувства как важную часть обрабатываемой им информации о пациенте. Поэтому он постоянно должен заниматься не только пациентом, но и самим собой. Этот процесс может причинять значительные неудобства, если мы обнаруживаем свои слепые пятна, промахи и затруднения; но он также может стать превосходным экраном, закрывающим от нас все эти неприятные вещи, если использовать его неправильно.
Учитывая все эти соображения, как мы распознаем свои ошибки, отличаем их от тех случаев, когда пациент действительно использует перенос, отрицание, сопротивление и т.д.? Как распознаем ненависть и агрессию, признаем свои собственные «плохие» чувства? Наконец, просто говорим себе «Я был/а неправ/а», не маскируя этот вывод профессиональным жаргоном? Как и когда мы говорим пациенту «Я был/а неправ/а», чтобы эти слова не превратились из служения интересам пациента в нечто вроде нарциссического акта? Как мы справляемся с неудачами, как мы различаем причины неудачи, включая те, что зависят от пациента? Никто не любит неудач, даже если они происходят не по нашей вине. Но в психоанализе иногда возникает безнадежная ситуация, когда обречены на провал либо наш профессионализм терапевта, либо та исходная идея, что терапия должна помочь данному конкретному человеку. Кроме того, когда пациент от нас уходит, мы вынуждены справляться с отторжением (rejection). Даже если мы осознаем, что надежды на прогресс данного конкретного пациента почти не было, именно мы оказываемся теми людьми, которых пациенты, прекращая лечение, обвиняют в своем уходе.
Я предлагаю вашему вниманию два клинических эпизода, отражающие некоторые из этих проблем. Первый пример взят из анализа маленького ребенка. Дети вынуждают нас реагировать на очень примитивном, первичном уровне, так что мы оказываемся склонными к реакциям, не сопровождаемым осмыслением, а затем должны разбираться с тем, что сделали. Второй пример относится к прекращению лечения по инициативе семьи ребенка, что оставило открытыми все вопросы, касающиеся взаимного отказа [от сотрудничества], отторжения и недееспособности [impotence]. Кроме того, испытывать «плохие» чувства по отношению к ребенку еще менее допустимо, так что всякая «нормальная» ненависть и/или агрессия перефразируется и может перенаправляться на семью или окружение, и не признается как нечто, происходящее между терапевтом и ребенком, или в душе терапевта под влиянием ребенка.
Случай 1
А. был направлен на лечение в возрасте 4 лет в связи с многочисленными проблемами в развитии. Он страдал от тяжелой задержки развития речи и почти не поддерживал контакта с окружающими. Было непонятно, является ли отсутствие контакта частью синдрома аутизма или реакцией на фрустрацию и затруднения, свойственные его расстройству речи. Он одновременно начал лечение у психоаналитика и логопеда. Многие считали анализ ненужной тратой времени, аналитику же приписывались фантазии всемогущества, относящиеся к способности мальчика развиваться нормально.
На этом этапе А. начал спрашивать у нее, как он родился, и просил ее рассказать историю его жизни. В кабинете аналитика на полу лежала огромная подушка, на которой многие дети любили лежать калачиком; А. тоже часто это делал. Теперь он расстегивал ширинку и заползал на подушку, и они играли во многие связанные с этим игры, которые раньше, по-видимому, были весьма значимы, а затем стали просто повторяться. Аналитик снова-таки не знала, что предпринять в этом отношении. А. стал просить ее садиться с ним на подушку и читать ему историю. Он хотел лечь на аналитика, свернувшись калачиком, сосать свой палец, и чтобы она при этом его гладила. В начале это походило на рождение заново, поэтому я выслушивала подобные описания спокойно. Но постепенно они стали все менее напоминать рождение заново, и я обратила внимание на то, что ему шесть лет, и он, возможно, проходит стадию комплексных эдипальных отношений, что полностью отрицалось в анализе, где он представал младенцем. Внезапно физический контакт стал выглядеть неуместным, почти попыткой соблазнения.
В данном случае контрперенос, проекции и сопротивление были подвергнуты проработке. Налицо счастливое стечение обстоятельств: удивительный ребенок, замечательные родители и проницательный аналитик, готовая признать ошибки. Но чтобы разобраться в сути происходящего, потребовалось также сочетание ее собственного анализа, супервизии и случайного комментария. Без внешней поддержки, которая также действовала как Супер-Эго аналитика, она могла бы еще больше запутаться и в еще большей степени утратить границы между собой и ребенком, собой и его родителями.
Обсуждение
По мнению Анны Фрейд, одна из целей детского анализа заключается в том, чтобы способствовать нормальному развитию, вернуть ребенка на нормальный путь, независимо от того, обладает он нормальными способностями и «отклонился» от нормального развития вследствие внешних, реактивных факторов, или же страдает от врожденных дефектов, закрывающих для него обычные пути.
Случай 2
На данном случае проявляется другой источник затруднений при работе с детьми: наши примитивные реакции, направленные на их защиту. Потребность защищать способна затуманить наше терапевтическое суждение и заставить нас занять позицию всемогущества, которая, как правило, распадается в недееспособность, за счет ребенка и нашего Эго…
На физическом уровне решение выглядело простым: не подпускать к девочке животных, обеспечить ей отдельное меню и курить на улице! Но ничего подобного не делалось. Персонал киббуца заявлял, что держать животных требуют остальные дети, кто-то ухитрялся давать девочке хлеб, а курящие просто не выходили на улицу.
В итоге позиция родителей привела к новым проблемам: у В. возникло расстройство сна, поведение стало агрессивным. Родители согласились направить В. на психотерапию, чтобы иметь возможность хоть немного спать…
В этот момент мать потребовала предоставить ей отчет, где подчеркивался бы вред, нанесенный ребенку персоналом детского сада, а когда терапевт сказала ей, что это неуместно, мать объявила, что лечение немедленно прекращается, и не позволила В. прийти даже на заключительный сеанс.
Мы начали с обсуждения тех эмоций, которые она принимала с трудом: ненависть к родителям, ощущение того, что они убивают ребенка; а также с обсуждения необходимости для терапевта разрушить идеализированный образ киббуца, чтобы увидеть картину во всей полноте. Пока она не признавала ненависть к родителям, мы не могли перейти к чему-то еще. Проработав эти эмоции, мы обсудили те чувства беспомощности и разочарования, которые она испытала при резком прекращении лечения, отражали ли они чувства девочки или собственные затруднения терапевта в принятии того факта, что она ничего не может сделать. В итоге терапевт стала чувствовать, что ее потребность «что-то предпринять», что-то кому-то сказать была формой борьбы с ее агрессивными чувствами по отношению ко всей системе, с которой она ранее справлялась, создав вокруг себя и девочки терапевтический кокон. Это было бы существенно для создания терапевтического сеттнга, если бы внешний мир допускал такой сеттинг. Но в данных обстоятельствах он служил идеальной основой для отрицания [реальности]. Внутри кокона терапевт могла не обращать внимания на все остальные проблемы. Только прерывание лечения позволило нам разглядеть зачатки этих проблем уже в самом начале лечения.
Обсуждение
Таким образом, в ходе работы с детьми нас подстерегает ряд ловушек, которые не всегда очевидны при работе со взрослыми, но фактически выражают в явной форме те проблемы, которые легче игнорировать, занимаясь взрослыми пациентами. Мы рассматриваем психотерапию или анализ взрослого как закрытые, диадические взаимоотношения, обращенные на внутренний мир (обоих партнеров в диаде) и потому допускающие исключение той системы, в которой диада и каждый из ее элементов функционируют. Дети и семьи вынуждают нас уделять внимание этой системе.
Мне думается, мы не можем рассматривать проекции и перенос в системе как ряд диадических отношений. В самом деле, каждый контакт с другим человеком составляет диаду, а семьи представляют собой не только триады и четверки и т.д., но и набор диад. Львиная доля литературы и обучения, связанных с психотерапией и психоанализом, посвящена диадам, и понятия переноса-контрпереноса и проекции-контрпроекции используются главным образом в контексте диад. Поэтому наш способ мышления, логика суждений, относятся в основном в диадической системе, и мы склонны распространять этот подход на вмешательство и включение в диаду дополнительных участников.
Этому находятся параллели и в теории развития, на которой мы воспитаны. Исходная идея касается диады мать-дитя, куда отец внедряется гораздо позже, и играет роль, отличную от материнской. Сегодня принято считать, что ребенок с самого начала формирует диадические отношения с несколькими близкими людьми. Младенец способен поддерживать несколько диад, не обязательно одну основную, на которой базируются все остальные отношения.
Заключение
Для этого необходимо разоблачение. Еще одна особенность нашей профессии состоит в том, что все происходит за закрытыми дверями, и врачебная тайна является частью договора с пациентом. Вот отличное оправдание, чтобы не показывать себя!! Но ведь мы являемся инструментом своего ремесла, а всякий инструмент необходимо испытать на предмет износа и сбоев. Чтобы понять, что мы действуем неправильно, необходимы барометры, контроль, какие-то индикаторы. Это относится как к нашим действиям в целом, так и к конкретным событиям, происходящим в ходе индивидуальной терапии. Некоторые виды контроля универсальны, например, супервизия. Некоторые вещи каждый терапевт узнает о себе самостоятельно. Но, как обычно, больше всего о своих ошибках и о том, как их объяснить, мы узнаем от своих пациентов.
«Ты проецируешь!» Как распознать психологическую проекцию и что с ней делать
В повседневной жизни мы часто говорим: «Ты проецируешь на меня свои чувства!», «Поставь себя на мое место!», «Разговаривая со мной, ты имеешь в виду кого-то другого!» Иногда кажется, что собеседник не замечает вас и обращается исключительно к собственным образам и представлениям, а иногда мы и сами так себя ведем. Какими бывают проекции, почему они мешают и можно ли использовать их во благо?
клинический психолог, психотерапевт, философ, автор четырех книг и ведущая телеграм-канала «Психология и медитация. Психотерапевт Наталья Кайрос». Более подробную информацию можно найти на сайте автора.
Понятие «проекция» предложил отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Он описал ее как защитный механизм, оберегающий «Я» от травмирующих переживаний. Травмирующие события, от которых психика стремится защититься, могут происходить как во внешнем мире, так и в нашем бессознательном.
Проекция — это перенос внутреннего состояния на других людей и ситуацию, это происходит вне нашего сознательного контроля.
Звучит неплохо! Но механизм проекции, который должен исключительно защищать нас, иногда порождает новые проблемы. Если обобщить, основная проблема проекции — отсутствие ясности. Из-за этого мы не способны адекватно оценивать себя и окружающих — а значит, всё больше запутываемся и повторяем свои ошибки раз за разом.
Как мы проецируем
Обычно выделяют три стадии проекции, которые последовательно сменяют друг друга.
Однако проекции не всегда связаны с негативными чувствами. В случае позитивной проекции мы идеализируем других людей, приписывая им качества, которые по каким-то причинам не проявляем сами. Например, дачница, которая стесняется угостить соседей клубникой — а вдруг они подумают, что она навязывает свою дружбу? — будет восхищаться волонтерами, привозящими дрова малоимущим пенсионерам.
Бывает трудно отличить проекцию от эмпатии, ведь мы можем сопереживать другим людям, разделять их чувства. Чаще всего сопереживание и проекция идут рука об руку.
Об этом хорошо знают психологи, которые постоянно имеют дело с переносами и контрпереносами. К этому вопросу мы еще вернемся.
Какими бывают проекции
1. Атрибутивная проекция
Самый распространенный вид проекции — приписывание другим людям своих чувств и намерений. При этом в основном мы проецируем теневые, тщательно скрываемые черты собственной личности, которые считаем нежелательными.
Чтобы понять, какие качества вы отвергаете в себе, задумайтесь, что вас больше всего раздражает в окружающих.
На приеме женщина 35 лет, разведенная мать двоих детей, рассказывает, что вынуждена прибегать к помощи матери, которая постоянно «учит ее жить», дает советы по воспитанию детей и вторгается в решение всех бытовых вопросов. Клиентка говорит, что стремится к установлению со своими детьми дружеских отношений, прислушиваясь к потребностям и желаниям. А вот поведение авторитарной матери мешает этому и вызывает сильнейшее раздражение.
В ходе сеанса выясняется, что на работе женщина — начальница отдела и считает своим долгом контролировать деятельность всех сотрудников. Ее профессиональные опасения основаны на страхе упустить важные детали, что может привести к финансовому ущербу.
В процессе терапии мы говорили о делегировании ответственности. «Удивительным образом» поведение матери поменялось через несколько недель. Осознав собственную потребность в контроле, клиентка признала в себе тщательно скрываемую авторитарность и сумела найти ей выражение. Женщина предложила определить дни, когда с детьми будет оставаться одна бабушка, и перестала вмешиваться в то, что происходит в это время.
В описанном случае речь шла об атрибутивной проекции: клиентка переносила собственные мотивы и чувства на мать. Распознав этот механизм, она перестала болезненно реагировать на поведение бабушки детей.
Опыт показывает, что часто в отношениях, которые клиент называет токсичными и деструктивными, он проецирует собственные теневые стороны. Признать такое положение дел в ходе терапии оказывается весьма непросто. В свою очередь, психологу приходится маневрировать на тонкой грани между ретравматизацией и способностью трезво взглянуть на отрицаемые стороны клиента.
2. Рациональная проекция
Рациональная проекция тоже очень распространена. В этом случае человек склонен видеть обстоятельства и других людей как совершенно не зависящие от него факторы. Достаточно послушать тех, кто, жалуется на «новые времена» или «потерянное поколение», перестройку, лихие 1990-е или пандемию.
В крайнем варианте этой проекции человек ощущает, что его судьба полностью зависит от обстоятельств, которые не оставляют ему выбора: одним только нам просто «не везет», а у других были «все условия».
Рациональные проекции часто становятся конвенциональными, то есть их разделяют большие группы людей. Например, огромный массив проекций можно наблюдать в горячих спорах противников и сторонников вакцинации. Представители обоих лагерей апеллируют исключительно к «объективным» данным, которые якобы игнорируют их противники — только объективность такого рода часто не выдерживает критики.
3. Аутистическая проекция
Аутистическую проекцию бывает довольно сложно распознать. Это восприятие других людей и внешних обстоятельств исключительно из собственных чувств и желаний. Как правило, мир воспринимается как несправедливый и агрессивный.
Такая проекция характерна для людей с нарциссическими чертами. Однако так или иначе большинство из нас время от времени склонны к таким проявлениям.
«Никому нет до меня дела. От меня все только что-то хотят: муж, дети, даже мамочки из родительского комитета. Чувствую себя дойной коровой. Как будто я всем всё должна. Если время от времени не буду устраивать скандалы, меня сожрут окончательно».
За альтруизмом и образом жертвы обстоятельств и хищного окружения женщины проглядывает стремление доказать свою значимость. Выйти из пресловутого треугольника Карпмана с жертвой, спасителем и преследователем в этом случае оказывается весьма непросто. Проективный материал словно непрестанно дробится.
В описанном случае клиентке было сложно осознать свои проекции. Позже выяснилось, что они были психологической защитой, связанной с проявлением весомой вторичной выгоды, отказаться от которой женщина не пожелала. Дело в том, что после рождения второго ребенка ей пришлось отказаться от выгодного карьерного предложения и представление о собственной ценности стало связываться исключительно с вопросами семьи. Поэтому, чтобы поддерживать ощущение своей значимости, клиентка выбрала позицию жертвы, время от времени заявляющей о себе проявлением агрессии.
4. Комплементарная проекция
Комплементарная проекция — это приписывание другим людям черт, свойственных нам самим. Мы уже немного затронули эту тему, когда речь шла об эмпатических переживаниях.
Принято считать, что мы «притягиваем» в свою жизнь похожих на нас людей. Они и правда могут обладать качествами, сходными с нашими. Но в то же время нередко мы просто приписываем им свойства, которыми обладаем сами.
Человек, попавший в группу по творческому саморазвитию, будет склонен обнаруживать у других участников креативные черты, присущие ему самому, — при этом сам он о своих способностях может не подозревать или только смутно догадываться об их существовании.
Комплементарная проекция, пожалуй, самый неустойчивый из всех видов проекции. Именно с ее динамикой связаны разочарования, обесценивание отношений, переосмысление своего опыта. С другой стороны, комплементарная проекция — важный элемент едва ли не любого обучения, ведь так человек может сопоставить себя с другими и развиваться в соревновании с ними.
Как распознать проявления проекции
Проекция в психотерапии
Многие смотрели фильмы и читали книги о сложных отношениях между клиентом и психотерапевтом: неудержимая страсть между ними — излюбленный прием сценаристов.
В процессе психотерапии механизм проекции обретает некоторые особенности. Нередко (но не всегда!) проекция принимает форму терапевтического переноса — это такая ситуация, когда клиент переносит свою любовь или любые другие чувства на специалиста. А контрперенос — это то же самое, но со стороны терапевта, когда он испытывает некие чувства к клиенту.
Если контролировать эти явления и использовать их в терапевтических целях, они вполне считаются нормальными и зачастую приводят к глубоким инсайтам клиента. Но если оставить перенос без осознанного внимания, он приведет к большим потрясениям и ретравматизации человека.
Опытный специалист может распознать перенос и сделать его частью терапевтического процесса, не травмируя клиента. Часто людям довольно трудно признаться в чувствах к терапевту и, столкнувшись с этим, они прекращают терапию. Однако если помогающему специалисту всё же удается распознать проекцию, то терапевтический процесс обретает особую силу.
В любом случае о терапевтических проекциях стоит помнить и, обнаружив сложные чувства по отношению к своему терапевту, непременно обсудить их. Опытный специалист отнесется к этому с пониманием.
А вот осуждение или иные реакции с его стороны могут быть сигналом, что вам пора расстаться.
Проекция с точки зрения юнгианского анализа
Юнгианское направление в психотерапии делает особый акцент на обнаружении и возвращении проекции. Одна из ключевых идей — представление о том, что энергия, вложенная в проекцию, становится как бы отрезанной от человека, и это вызывает дезинтеграцию личности.
Карл Густав Юнг считал большой проблемой слияние бессознательного человека с внешним миром в процессе проецирования. Тогда человеку становится сложно выделить себя из потока событий. Нередко за этим следуют тревожные сигналы, свидетельствующие о нарушении его адаптации к миру.
Как с этим работают юнгианские аналитики? Они направляют внимание клиента так, чтобы он смог признать ментальный образ внутренним явлением, а не внешним — тогда ценность или энергия, вложенная в образ, может вернуться к человеку.
Важно понимать, что существует большая разница между проекцией и ошибкой. Вот как об этом пишет юнгианский аналитик Мария фон Франц:
«Разница между проекцией и обычной ошибкой в том, что ошибка может быть легко исправлена через получение верной информации и впоследствии растворится, подобно утреннему туману в первых лучах солнца».
Как показывает опыт, избавление от проекций — процесс куда более сложный, чем коррекция ошибочных суждений.
Проективные методы в психодиагностике
В психодиагностике проективные методики занимают важное место. Их используют в ходе патопсихологического эксперимента и на их основании ставят диагноз.
Работа с проективными методиками сложна, а обучение занимает немало времени. Неграмотный специалист и самостоятельная интерпретация могут принести гораздо больше вреда, чем пользы. Мне часто приходится слышать примеры ошибочных интерпретаций, которые иногда вызывают улыбку, а иногда — негодование.
Человеку, предпочитающему оттенки красного, порой приписывают чрезмерную активность и демонстративность; мужчине, которые любит разводить цветы, — эротическую страсть; коллекционирующему ножи ребенку — скрытую агрессию. Парадоксально, но подобные интерпретации часто сами являются плодами проекции специалистов.
Умелое использование проективных методик открывает действительно впечатляющие перспективы. Статистические и количественные методы, стандартные тесты чаще всего неспособны проявить то личное и сокровенное, благодаря чему становится возможным исцеление клиента. А визуальное мышление, которое активируется в ходе применения проективных методик, позволяет избежать ловушек рациональности: чрезмерное влияние «разумных рассуждений» нередко ведет к очерствлению и потере сокровенных смыслов.
Как могут помочь метафорические карты
Метафорические ассоциативные карты (МАК) за два десятилетия стали очень популярны. Психологи самых разных направлений успешно используют их для диагностики и коррекции.
Существуют сотни колод метафорических карт: оракулы, ассоциативные карты, Таро, используемое в психологическом ключе… Обилие методик порой вызывает замешательство. Многие колоды имеют изначальную фокусировку: например, для работы с личными границами подойдут карты «Окна и двери», любимая мною колода «Архетипы и тени» позволит поработать с межличностными проблемами, а к детским травмам удобно применить карты «Из сундука прошлого». В своей практике я часто работаю с «Оракулом Симболон» — удивительными по глубине образов картами.
В отличие от стандартных психодиагностических методик, в проективных методиках нет разделения на «правильное» и «ошибочное». Акцент делается на уникальных свойствах клиента.
При этом стимульный материал и инструкции всегда неоднозначны, что дает возможность проявиться индивидуальным чертам.
Принципы, лежащие в основании проективного подхода, были описаны Виктором Франклом в 1939 году:
Чек-лист: что стоит запомнить о проекции
Механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты (далее — М.П.З.) — это группа разнородных процессов, служащих различным целям: не только защита от негатива, но и сохранение внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.
В связи с этим сложно рассматривать М.П.З. изолированно от остальных психических процессов, сложно их классифицировать по четким критериям. Механизм реализации и причину М.П.З. нельзя рассматривать отдельно от отличности в целом и от модели психики, так как механизмы защит четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.
В истории изучения М.П.З. их насчитывается более двух десятков.
Защитные механизмы лежат на границе сознательного мира и бессознательного и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна — от защиты от отрицательных эмоций, чувств, и связанной с ними неприемлемой информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов и невротических реакций).
М.П.З. также участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций — это поддержание гомеостаза личности, психики и защита ее от резких изменений. Если бы М.П.З. не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, поскольку человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию каждый раз, когда она к нему поступает, и постоянно меняться; таких изменений за один день могло бы происходить несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми — дружеские, семейные, партнерские, за исключением, разве что, профессиональных (и то только там, где требуются профессиональные навыки без участия личности, а таких профессий очень мало).
В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем быстро меняться в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел с ума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения долго копились внутри модели личности и в один прекрасный момент просто проявились.
Система психики (наша модель мира) защищает сама себя от изменений — не только от отрицательных эмоций, чувств и неприятной информации, но и от любой другой информации, которая неприемлема для системы взглядов человека.
Пример. Глубоко религиозное или магическое мышление будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот — научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (однако всегда есть исключения).
Поэтому измениться возможно, только изменив всю модель мира вместе с М.П.З., которые можно найти у себя, проанализировать и перенаправить их влияние в благоприятную сторону.
Для этого стоит рассмотреть основные виды М.П.З. по отдельности.
1. Вытеснение (подавление, репрессия). Этот тип защиты переводит из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например, противоречащую морали) или подавляет негативные чувства, эмоции. Подавляться может любая информация и любые чувства (даже те, что имеют положительный эффект на психику), если они не совпадают с моделью мира. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено, никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства, в лучшем случае мы можем полностью растворять небольшой негатив в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности его невелики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или чувства ищут себе другие выходы.
Поскольку вытеснение работает как клапан, пропуская чувства и информацию только в сторону бессознательного и не давая им возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, кроме как видоизменяться, чтобы выразиться — «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева, бессонницы или «вниз» (в тело) в виде психосоматизации и конверсионных синдромов. После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжения в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без перерыва). Это напряжение, являясь неспецифическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание. Так формируется начальная стадия многих неврозов.
Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться либо в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться и конкретизироваться со временем), либо в чувство общей раздражительности, которое тоже будет со временем сформировано в конкретную раздражительность или гнев на человека, группу людей или событие. Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного и является одним из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные — в целом это функциональные нарушение той или иной системы организма: от терморегуляции и кома в горле до понижения иммунитета и, как следствие, частых простудных заболеваний. Наиболее часто встречаются психосоматические расстройства в виде напряжения в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины как следствие обострение остеохондроза), гипертонии или гипотонии (колебания артериального давления и пульса), головокружения, повышенной утомляемости, общей слабости, С.Р.К., невроза сердца и др. (подробнее см. Формирование невроза).
С вытеснением достаточно трудно бороться, но, как бы там ни было, первой стадией борьбы должно быть выражение (пусть неспецифическое) подавленных чувств с помощью анализа и самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, что? именно подавили в себе. Используя специальные техники очищения и искусственно усиливая свои эмоции, нужно форсировать их проявление для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти несколько последовательных стадий — от легкого напряжения, гнева и ярости до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример — техника динамической медитации).
Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки решать стрессовые ситуации подавлением. Нужно учиться выражать эмоции даже в тех ситуациях, где, казалось бы, их выражение невозможно (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций).
Умение вовремя распознавать свои эмоции очень поможет вовремя выразить их (неумение распознавать эмоции называется алекситимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять и подавлять чувства, эмоции.
2. Компенсация (гиперкомпенсация). Этот механизм защиты проявляется, когда неразвитость в одной сфере жизни компенсируется развитием в другой сфере (или даже нескольких). Иными словами, когда пустота в одной сфере психики заполняется внешними (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в социальных сетях) или внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет) факторами в других сферах. В определенных количествах компенсация является вспомогательным механизмом для развития навыков, соблюдая баланс в психике через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если этот механизм сильно выражен, то происходит патологическое воздействие на жизнь и психику.
Если человек постоянно компенсирует неразвитую сферу или неудовлетворенность чем-то другим, то он становится зависимым от этого «другого» (человека-компенсатора или компенсаторной сферы деятельности), полностью прекращается развитие остальных сфер. В результате получается однобокое, неполноценное развитие личности с перекосами в одну сферу и полным отсутствием способностей в другой, жизненно необходимой, среде. Это приводит к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой.
Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например, если человек перешел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет находиться в новых только пока у него существует неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только эти эмоции пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, поскольку они носили исключительно компенсаторный характер.
То же самое происходит и с компенсаторным поведением — оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например, занятие спортом при сниженной самооценке: когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, так как имел чисто компенсаторный характер). Еще один распространенный пример — это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди. Как правило, это носит компенсаторный характер — неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная) компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и других играх.
Компенсирующие сферы или люди становятся объектами зависимости, с ними формируются скорее искусственные отношения, нежели искренние. При таких отношениях легко возникают неврозы.
Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации — неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиливающейся биологической зависимостью от наркотика (однако не только компенсация лежит в основе зависимостей).
Решение при патологической компенсации. Для начала нужно проанализировать, присутствует ли она вообще в жизни, если да – то понять ее основные причины (внутренняя пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой-то области) и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс или попросту смену компенсаторной области, а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину (неразвитую область), как бы вам ни хотелось обратного, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно. В случае невозможности развития проблемной области необходимо принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что этому чувству нет места в естественном положении вещей. Нужно полностью закрыть предыдущие патологические стрессовые отношения и поработать над правильным повышением самооценки, не компенсируя ее недостаток бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом и т.п.
3. Рационализация. Данный механизм представляет собой попытку контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации через искажение с целью защиты какого-либо факта или человеческого поведения. Иными словами, когда человек рационализирует, он, используя пластичность логики (см. Пластичность логики), подгоняет событие или поведение другого человека под свою модель мира, искажая при этом рационально многие факты этого события. Как пример — оправдание собственного или чужого аморального поведения.
Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это неправда, поскольку любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально-отрицательными эмоциями, и поэтому мы начинаем от нее защищаться. После того как информация и эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и этот факт воспринимается как истинный — то есть, сам человек не видит никаких искажений. Пример: рассуждения по поводу войны могут привести к выводу о её полезности для социума, так как она обеспечивает поступление новых ресурсов, обновление экономики и т.п.
4. Интеллектуализация. Это попытка контроля над негативными эмоциями через использование рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (так как она не устраивает человека, как и сами негативные эмоции), а через другие причины и факты — неверные, но приемлемые. Сама эмоция при этом неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможным. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса, направленного на эмоцию и сам чувственный поток, изначально связанный с фактом. Проще говоря, мы обрабатываем негативный, неприемлемый факт таким образом, что в итоге лишаем его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса).
Пример: человек, который украл впервые, сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации он полностью оправдывает себя («многие так делают, даже мой начальник, так чем я хуже?», «в этом нет ничего плохого, так как это полезно для меня и моей семьи» и тому подобные заблуждения).
Большие повреждения психики происходят из-за подавленной эмоции вины, которая, так или иначе, теперь уже в бессознательном будет выполнять свою функцию самонаказания (см. Вина. Патология).
5. Отрицание. Любой неприемлемый и болезненный факт может полностью отрицаться нашим восприятием как несуществующий. Конечно, в глубине души, в бессознательном, мы понимаем, что это либо уже случилось, либо происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. То есть, помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности, разума, который легко может отрицать наличие любого реального факта или утверждать существование нереального факта или события. Однако полного отрицания не может произойти из-за того, что, сталкиваясь с крайне неприемлемой информацией, мы ее сразу пропускаем через себя, где она оставляет свой след. В этом смысле отрицание похоже на рационализацию (логическое отрицание наличия факта) и на подавление (вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное) — эти два процесса происходят одновременно.
Решение. В нормальном состоянии отрицание работает для ограничения потока информации, которая в изобилии поступает к нам в психику. Также отрицание помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Поскольку механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет проявления защиты с помощью отрицания и последствий от него. Если вы там его найдете, скорее всего, оно работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ и понять, где отрицание может проявляться сейчас. Для этого следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, а также за последние 3 года. Потом проанализировать, какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом сразу, а какие — отсрочено. Это позволит выявить не только отрицание, но и все другие механизмы психологических защит.
Для работы конкретно с отрицанием нужно обратиться к факту, который был вытеснен и который был неприемлем и поэтому исключен как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно, через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции, которые в итоге уйдут через свое выражение), а затем постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая, по возможности, другие способы защиты от него либо включая их намеренно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).
6. Регрессия. Этот метод подразумевает не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже исчерпала себя. Но на самом деле она либо продолжает существовать сейчас, либо недавно действительно разрешилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (например, патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватной реакции на стрессовое событие, и негативные переживания были лишь частично подавлены.
Регрессия интересна тем, что в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается это часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей и морально-этических ценностей. Данный метод содержит часть отрицания, часть подавления и избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем.
7. Замещение (смещение). Здесь происходит перенаправление невыразимого чувства или мнения с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, главное — безопасный для выражения) с целью снизить напряжение через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения.
Самый распространенный пример: когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может его выразить из-за страха потерять работу или свой статус, он приносит этот негатив домой и начинает «гонять» домочадцев, бьет двери, посуду и т.п. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, так как полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал.
В небольших количествах эта защита помогает распределить и перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если замещение выражено сильно, то оно будет приносить проблемы. Причины у них могут быть разные: неполноценное выражение чувства объекту-заместителю (когда часть энергии приходится подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив; формирование двойных стандартов; неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), которое никак не решает проблему с объектом, вызывающим первоначальные негативные переживания.
Обычно замещение прослеживается с одного внешнего объекта на другой внешний, однако встречаются и другие варианты. Например, аутоагрессия — смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний называется проекцией.
8. Проекция. Это защитный механизм, при котором свои негативные переживания и мысли мы накладываем на другого человека (других людей или даже целые события в жизни) с целью оправдать и защитить себя и свое отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз убеждаясь, что мы правы. Проецируя на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства и мысли), мы ошибочно приписываем это другим людям (событиям), защищая себя от собственного негатива. В небольших количествах проекция помогает переместить негатив с себя на других, но в большинстве случаев проекция осуществляет отрицательную функцию в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики своего поведения), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей — все это провоцирует нас создавать еще больше проекций, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который препятствует решению настоящих проблем, лежащих в нашем внутреннем мире.
При хронической проекции мы будем обвинять наших близких или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы таким образом покончить с вызванными им чувствами.
Проекция — одно из основных качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истероидов. Не доверяя себе из-за низкой самооценки и отсутствия самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие как качество личности на других людей и делают вывод, что другие люди ненадежны и могут в любой момент предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).
Проекция как защита является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.
Решение. Уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка чувственной саморефлексии. Умение распознавать свои эмоции и чувства будет автоматически нас страховать от выраженной проекции. С помощью него мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева и недоверия разрушает любые отношения, так как люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали и обвиняем в том, о чем они даже и не думали, попросту не будут понимать нас и в итоге разочаруются в нас.
9. Интроекция (идентификация, отождествление). Это обратный процесс проекции, когда мы приписываем себе чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, интроекция является не столько защитным механизмом, сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте она является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности.
Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями — с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой — лишает нас своей индивидуальности и дает ложные представления о всемогуществе, что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, с которыми мы не справляемся, сильно переоценив свои возможности.
Патологическое влияние. Интроекция растворяет нас в обществе. Отождествление с героями фильмов или книг не только подавляет нашу индивидуальность, но и переносит нас в чужой и нереальный мир иллюзий и надежд, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, мы неосознанно стараемся вести себя соответствующим образом (но у нас это не получается, т.к. супергерои и т.п. — это вымышленные персонажи), требуем от реальности и других людей идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, и тем самым еще дальше отбрасываем себя от реальные достижения реальных результатов. Все это в целом формирует глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге — разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.
Когда идентификация с идеальным объектом происходит осознанно, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что, если пример подражания исчезает или видоизменяется (например, перестает быть героем), автоматически вся система интроекции в нас рушится. Это может привести к горю, депрессии, к сильному снижению самооценки, которая большей частью строится на идентификации с нашим героем.
а) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции в жизни.
б) Научиться разделять свой внутренний мир (эмоции, чувства, поведение) и мир других людей (их чувства и поведение).
в) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в нашу психику, это будет внешний объект внутри нас, то есть сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части.
г) Принять идею о том, что у каждого человека свой путь развития — уникальный и индивидуальный; примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования в нашу собственную жизнь их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий.
д) Помнить о том, что отождествление с идеальным обязательно привнесет в жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит в толпе подобных подражателей.
е) Бороться с размытостью собственных границ через усиление своего «Я», повышать самооценку, накапливать знаний о себе и сформировать последовательное поведение и мировоззрение.
10. Реактивные образования. Для этого защитного механизма характерно подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности первое чувство.
Сложность устройства жизни часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но подобная противоречивость не воспринимается нашим сознанием ни в чувствах, ни в информации, мы сразу же пытаемся любыми способами от нее избавиться. Одним из этих способов являются реактивные образования, усиливающие одно чувство до той степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.
Например, когда есть два противоречивых чувства — неприязнь с одной стороны и любовь с другой стороны, — то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону неприязни, усиливая ее до ненависти и выраженного отвращения (что позволяет с легкостью подавить любовь к человеку и зависимость от него), так и в сторону любви, которая станет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя неприязнь и презрение. Однако этот механизм не решает проблему, поскольку противоположный полюс периодически дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении прямо противоположном основному), так как он никуда не исчез, а лишь перешел в бессознательное.
Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться. Работает защита и в случае симбиоза или привычки к другому человеку. Для того что бы его покинуть или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило, это родители). У подростка это может проявляться в резкой смене отношения к родителям, которых он еще недавно любил, происходит переход в оппозицию к ним, проявляются неприязнь и неуважение — все ради желания выделить свое «Я», стать более взрослым и независимым, выбраться из симбиотических отношений (подобную ситуацию можно рассматривать как вариант нормы).
Защита при помощи реактивных образований может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку или событию, но и в случае наличия одного чувства, чье проявление, однако, крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью или любыми другими запретами. Автоматически это чувство может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества и собственной морали, а также не блокируется другими запретами.
Примеры. Гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям (здесь есть исключения). Стокгольмский синдром, при котором ненависть и страх у заложников к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг» как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования, подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости друг другом. Как только у одного из участников пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключившиеся в противоположную сторону), то отношения сразу же разрушаются, поскольку любовь и зависимость уходят в одночасье. Подобное бывает редко, потому что такие отношения обычно носят садо-мазохистский характер (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они, как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность, поскольку каждый дает другому то, в чем он нуждается.
а) Как обычно, первое, что нужно сделать — это проанализировать, исходя из полученной выше информации, свою жизнь на предмет наличия в ней данного типа защиты.
б) Нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено.
в) Прорабатывать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь перейдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется всю жизнь ненавидеть, чтобы удерживать свою любовь).
г) В случае наличия двух чувств нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись от подавления другого, либо создать компромиссный вариант.
На этом список основных видов М.П.З. окончен, однако существуют и другие разновидности защит, которые являются лишь отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать для более эффективной работы над неврозом.
Диссоциация – это группа различных механизмов защиты, в результате которых от ощущения собственного «Я» (Я-осознание) отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, которая нежелательна, негативна и содержит в себе стрессовые факторы (восприятие реальности и себя в ней, времени, память на некоторые события).
Иначе говоря, диссоциация — это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего «Я».
Примеры: раздельная работа мышления и чувств при интеллектуализации; активное забывание некоторых негативных событий; ощущение того, что события моей жизни в настоящем (прошлом) происходят (происходили) не со мной.
Для диссоциации характерно изменение ощущения жизни она становится чуждым, другим миром. Изменение восприятия себя – человек видит себя «как чужого», характеризует себя как «сам не свой», Нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром либо с определенными событиями. Стоит также отметить, что вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.
Смирение. Если оно выражено сильно, то представляет собой самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество поощрений от общества, поскольку смиренные люди выгодны для других — они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен на свое поведение смиренный человек получает уважение, похвалу, положительную оценку. При этом у человека происходит подавление своего «Я», подстройка, избегание конфликта с обществом.
Морализация – это приписывание моральных качеств (которых в реальности нет) значимому для нас человеку для его оправдания в наших глазах. При этом такой человек чаще всего не придерживается высоких моральных принципов, которые мы ему приписываем. Мы это делаем затем, чтобы избежать или подавить чувства презрения, отвращения или гнева, испытываемые нами по отношению к нему.
Поворот против себя или аутоагрессия. Этот способ подразумевает смещение направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, поскольку первоначальный объект либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (например, если это близкий человек: подруга, друг, супруга и др.). Замещение в таких ситуациях обычно смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание, самоуничижение), человеку становится легче в сравнении с первоначальной стрессовой ситуацией, вызвавшей эту защитную реакцию. Может относиться к таким механизмам как реактивные образования и смещение.
Сексуализация. Данный механизм защиты похож на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева) и мыслей. Объекту предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения к нему. Часто это наблюдается после измен супругов (партнеров), о которых они знают. Относится к механизму реактивных образований.
Сублимация. Это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии от патологических желаний и потребностей к нормальным — социально приемлемым и адаптивным. Также энергия при помощи сублимации может перераспределяться из запрещенных би