Проектор и прожектор в чем разница
Отличие светодиодного прожектора от светодиодных светильников
Проже́ктор (фр. projecteur, от латинского projectus «брошенный вперёд») — световой прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри малых телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. В прожекторе световой поток лампы концентрируется в ограниченном пространственном угле с помощью зеркальной или зеркально-линзовой оптической системы.
Cтоянка на 8 авиа судов в аэропорту Белоярска. Средняя освещенность не менее 10лк Установлены Высокомачовые кластерные прожекторы серии RC-P на 4 мачтах, общая мощность установки 2,1кВт
Отличие светодиодного прожектора от светодиодных светильников
Cветодиодные светильники – это осветительные приборы, основными элементами которых являются полупроводниковый элемент – светодиод, и источник питания – драйвер, а также, оптическая система перераспределяющая световой поток внутри больших телесных углов, обеспечивающих угловую концентрацию светового потока с коэффициентом усиления не более 30 для осесимметричных и не более 15 для симметричных приборов, а светодиодные прожекторы — осветительные приборы со светодиодами, драйверами и с оптической системой, обеспечивающей перераспределение света внутри малых телесных углов с соблюдением угловой концентрации светового потока.
Часто, светодиодные светильники с мощностью до 100 Вт называют «прожекторами» по аналогии с заменяемыми приборами мощностью до 250-450 Вт, которые назывались таковыми по определению, так как имели направленный пучок света от лампы через некую оптическую систему из отражателя и защитного стекла.
Особенно к прожекторам относят осветительные приборы специальной конструкции, например Revolight RC-PF960. Такие изделия способны работать длительное время без ухудшения светотехнических характеристик, имеют направленный луч света, устойчивы к повышенным ветровым нагрузкам, механическому воздействию, имеют более высокую степень защиты от внешних факторов и т.д.
Виды прожекторов
По применению
прочие специального назначения
Москва, Поклонная Гора, Парк Победы, Памятник «Трагедия народов». Установлен в 1997г, Высота около 8 метров. Установлено 30 грунтовых прожекторов особой модификации, общий световой поток 30 000 Лм.
По классу защиты (IP)
Степень защиты, обеспечиваемая оболочкой, указывается кодом IP (Международная защита International Protection) следующим образом:
Первая характеристическая цифра (цифры от 0 до 6 либо буква Х) – от проникновения внешних твердых предметов:
Вторая характеристическая цифра (цифры от 0 до 8 либо буква Х) – от вредного воздействия в результате проникновения воды:
По способу установки
Стационарные – крепятся на специальную металлическую дугу, в которой уже есть отверстия под крепежные элементы. Как правило, их используют для постоянной подсветки различных объектов на улице, а также закрытых парковок, подземных переходов, тоннелей.
Переносные – такие прожекторы имеют более устойчивую конструкцию, устанавливаются на подставку, а для их переноски предусмотрена удобная ручка. Есть также компактные прожекторы, работающие на батарейках, – они могут использоваться для подсветки рабочей зоны в неосвещенном помещении или на улице в темное время суток.
Подвесные (монтируются на подвес различной длины, также на рым-болт).
Накладные (крепятся на стены, потолки).
Крепление на лиру (скоба) позволяет выполнять юстировку светораспределения.
Крепление на кронштейн, консоль.
Крепление на поворотный кронштейн (позволяет выполнять юстировку светораспределения).
Различия прожекторов
дальнего действия (используются в военном деле), подающие круглые, чуть вытянутые, в форме конуса, световые пучки света, вырабатываемые стеклянными параболоидными отражателями диаметром до 3 м.
заливающего света (для освещения зданий, стадионов, сцен и пр.).
сигнальные (для передачи информации).
акцентные (для акцентного освещения различных объектов).
Происхождение
Российские торговые марки
Российские производители с зарубежным производством
Российские производители с российским производством
Прочие зарубежные производители
Светодиодные прожекторы с датчиками и сопряжение с системами управления
подключение к шинным системам управления
работа с датчиками движения, присутствия, освещенности
работа с таймерами и дистанционными системами включения
Особенности светодиодных прожекторов
Малые габариты и вес при сравнении с традиционными источниками света
Длительность работы с нормативными характеристиками
При включении не наблюдается скачок энергопотребления, что означает заметное снижение пиковых нагрузок
Потребляют в 3 раза меньше электроэнергии, чем маталлогалогенные прожекторы
Высокая энергоэффективность, составляющая от 115 до 150 Лм/Вт на выходе оптической системы прожектора (количество света на единицу затраченной мощности)
Возможность выбора цветовой температуры от 2700 до 6500К
Возможность выбора CRI
Меньшая температура нагрева (по сравнению с ламповыми источниками)
Проще реализовать виброустойчивую конструкцию
Не используются тяжелые соединения и металлы
Не излучают вредных ультрафиолетовых лучей
Наличие блока питания
В случае применения в конструкции SMD (одиночных) диодов несколько увеличивает габаритные размеры прожектора, в сравнении с устройствами, работающими на COB диодах
Необходим профессиональный подход к теплоотводу (термоменеджменту)
Сложность (иногда невозможность) замены отдельных светодиодов, при выходе их из строя
Классы защиты прожекторов и их комплектность
Согласно ГОСТ 12.2.007.0., прожекторы могут иметь класс защиты от поражения электрическим током: I, II или III.
Класс защиты I подразумевает наличие защитного зажима, обозначенное знаком заземления. Защитный зажим необходимо располагать вблизи присоединительных контактных зажимов. Он должен иметь устройство, предохраняющее от ослабления присоединения провода.
Конструкция прожекторов класса защиты II должна быть такой, чтобы любая часть системы усиленной изоляции не допускала возможности доступа к токоведущим частям прожектора.
Класс защиты III относится к прожекторам, питаемым низким напряжением.
На рынке в основном представлены прожекторы первого и второго класса защиты. Они наиболее востребованы и просты в конструкции.
На что обращать внимание при выборе?
Руководствоваться при выборе конкретной модели необходимо в первую очередь разумной целесообразностью. Светодиодные осветительные приборы любой марки и производителя имеют практически линейную зависимость качества, надежности, соответствия заявленных характеристик цене, за которую их можно приобрести.
Допустим, светильник (прожектор) имеет бытовое назначение, вы готовитесь приобрести несколько единиц осветительных приборов, вдобавок у вас очень ограниченный бюджет. Ваш голос, вероятнее всего, будет отдан продукции массового производства, чаще китайского, пусть и под марками российского происхождения. В этом случае надежность, стабильность работы и точное соответствие заявленных характеристик реальным параметрам приобретенного изделия не столь существенны, как цена этого изделия. Стоимость, сложность и время его замены для вас в случае выхода из строя не отличается от аналогичных «затрат» по замене лампочки, да и мощность такого прожектора часто сопоставима с характеристиками бытовой светодиодной лампы.
В случае приобретения светодиодного прожектора для обеспечения задач охраны периметра или для освещения территории, прилегающей к коммерческому или хозяйственному объекту, если вам необходимо более десятка изделий, то уже начинают играть важную роль именно характеристики прибора, а не только его цена. Вы остановите свой выбор на специализированных светодиодных светильниках «средней мощности» от 60 до 180 Вт.
И только в случае необходимости решить более сложную задачу освещения, а не просто обеспечить некоторый свет на объекте, вы будете выбирать среди профессиональных прожекторов, приспособленных для решения такой задачи.
Проект подбора моделей светодиодных прожекторов для осветительных ригелей на сортировочной станции и горловин
Параметры, которые стоит сравнивать при выборе (когда важна не только цена)
световой поток светодиода или светодиодного модуля
световой поток осветительного прибора
характеристики кривой светораспределения
наличие штатных функций системы локального или удаленного автоматизированного управления
допустимость использования на специализированных объектах транспортной, военной или морской инфраструктуры
доступность сервисного обслуживания и условия исполнения производителей гарантийных обязательств
Как выбрать проектор
Долгое время проекторы оставались специфической офисной техникой для презентаций и для демонстрации слайдов во время лекций. Высокая цена, низкая контрастность и плохое качество изображения отпугивали массового покупателя.
Но времена изменились – по цене и качеству изображения проекторы вплотную приблизились к телевизорам, а вот диагонали в десятки метров для последних недостижимы
Домашний 3D кинотеатр с экраном на всю стену?
Яркая и привлекательная реклама на любой поверхности?
Быстрое оформление любого зала под любое выступление – от рок-концерта до научной лекции?
Проекторы позволяют сделать все это и многое другое, надо только разобраться в их параметрах и понять, какие из них важны в каждом конкретном случае.
Характеристики проекторов
Проекционная технология.
LCD. Проекторы на основе одной просветной LCD-матрицы – самые доступные из всех, представленных на рынке. К сожалению, никакими другими преимуществами, кроме низкой цены, такие проекторы похвастаться не могут.
Качество изображения позволяет смотреть на экран только издалека (вблизи картинка будет «рассыпаться» на разноцветные точки).
Контрастность изображения невысока, потому что между пикселями остается большое «пустое пространство».
А поскольку производитель одноматричного проектора изначально ориентируется на низкую цену, то обычно и разрешение матрицы далеко от HD, и лампа в проекторе стоит недорогая и неяркая. В результате яркость изображения позволяет полноценно использовать проектор только в полной темноте, а низкое разрешение «размыливает» картинку до полной потери мелких деталей.
Для офисных презентаций, для использования в аудиториях такие проекторы малопригодны. А вот в качестве основы домашнего кинотеатра они вполне подойдут для не самого притязательного зрителя – диагональ экрана в два с лишним метра по цене бюджетного телевизора заставляет закрывать глаза на недостатки изображения.
3LCD. В проекторах, использующих три просветные LCD-матрицы, изображение на разноцветные пиксели не «рассыпается», даже если подойти вплотную к экрану. Благодаря этой технологии, пиксели на экране способны отображать любые оттенки, да и полезная их площадь намного больше.
В 3LCD проекторах за каждую цветовую составляющую отвечает отдельная монохромная LCD-матрица. Лучи света проходят через каждую из них по отдельности, затем с помощью призмы соединяются в цельное многоцветное изображение.
3LCD проекторы отличаются хорошей цветопередачей и качественной «картинкой». В то же время, контрастность их не так высока, как у DLP проекторов – даже самая качественная LCD-матрица не может обеспечить полного непропускания света и «настоящего» черного цвета на 3LCD-проекторе добиться не просто. Кроме того, жидкокристаллические матрицы «не любят» высоких температур и требуют постоянного обдува воздухом для отвода тепла. Это приводит к тому, что на матрицах постепенно скапливается слой пыли, несмотря даже на наличие фильтров и их своевременную чистку/замену.
3LCD проекторы хорошо подходят как для офисов и образовательных учреждений, так и для домашних кинотеатров. Но выбирая проектор для домашнего кинотеатра, имейте в виду, что 3LCD-проекторы с высокой контрастностью стоят намного дороже DLP-проекторов с аналогичными характеристиками.
DLP. В DLP-проекторе изображение формируется с помощью специального DMD-чипа, на котором расположено множество микроскопических поворотных зеркал, образующих матрицу определенного размера и разрешения.
DMD-чипы с высоким разрешением содержат миллионы зеркал, размеры которых не превышают толщину человеческого волоса. На матрицу падает свет от лампы, проходящий через цветовое колесо – вращающийся прозрачный диск с секторами разных цветов. При работе проектора цветовые компоненты изображения формируются по очереди – по мере прохождения луча света через соответствующие сектора.
Управляющие элементы в DMD-чипе расположены за зеркалами, а не вокруг пикселей, как в LCD-матрицах, поэтому у DLP-проекторов практически отсутствуют зазоры между пикселями.
Проекторы, использующие эту технологию, способны обеспечить «чистый» черный цвет – микрозеркала, отвечающие за пиксели черного цвета, отражают падающий на них свет в сторону, полностью исключая его. Сформированное DLP-проектором изображение отличается четкостью и контрастностью.
DMD-чип менее подвержен воздействию высоких температур, кроме того, у него реализован эффективный теплоотвод с тыльной стороны чипа. Оптическая система DLP-проекторов находится в герметичном корпусе и не требует чистки.
В последнее время все большее распространение получают LED-DLP-проекторы.
В них цветные лучи формируются не при прохождении через цветовое колесо, а с помощью трех мощных светодиодов разного цвета, включающихся по очереди. К сожалению, их яркость не дотягивает до яркости газоразрядных ламп, поэтому световой поток у таких проекторов невелик. Зато LED-лампы малогабаритны и имеют продолжительный срок службы.
Основной недостаток DLP-проекторов – «радужный эффект». Поскольку цветовые компоненты изображения проецируются по очереди, при высокой частоте кадров они могут относиться к разным кадрам. Это особенно заметно на динамичных сценах. Также эффект проявляется, если просто резко изменить направление взгляда – в разные момент глаз улавливает различные цветовые компоненты, что приводит к появлению радужных размытий на границах цветовых переходов.
Производители по-разному борются с этим эффектом – увеличивают количество секторов в цветовом круге, увеличивают скорость его вращения, устанавливают 3 DMD-чипа – но все это приводит к удорожанию проектора.
Еще из недостатков DLP-проекторов можно отметить сложности с отображением оттенков серого цвета – чтобы глаз воспринял последовательно сменившиеся пиксели разных цветов как одну серую точку, микрозеркало должно повернуться особенно точно. На некоторых DLP-проекторах даже на статичном сером градиенте можно заметить цветные полосы.
DLP-проекторы также хорошо подходят как для домашних кинотеатров, так и для презентаций, хотя сильные их стороны больше востребованы при просмотре именно фильмов, а не графиков и схем.
Но выбирая модель для домашнего кинотеатра, сначала проверьте, насколько сильно вам мешает «радужный эффект» DLP-проекторов. Потому что влияние его во многом субъективно – некоторые его практически не замечают, а некоторых он сильно раздражает.
LCoS (SRXD, D-ILA, R3LCD) технология призвана объединить достоинства обеих вышеперечисленных технологий и избавиться от их недостатков.
В этой технологии изображение формируется тремя монохромными LCD-матрицами (как у 3LCD), но не на просвет, а с отражением от их зеркальной подложки (как у DLP). Управляющие элементы пикселей расположены на подложке, за пикселями, и полезную площадь матрицы не снижают – пиксели расположены вплотную друг к другу. «Радужный эффект» отсутствует, изображение четкое.
Недостаток один – пока это самая дорогостоящая технология – LСoS-проектор будет стоить заметно дороже как 3LCD, так и DLP проекторов с аналогичными характеристиками.
LCoS-проекторы, из-за их высокой цены, представлены пока только в профессиональном сегменте и используются для создания высококачественных презентаций, художественных инсталляций и т.д.
Карманный проектор. Развитие технологий привело к тому, что самые маленькие проекторы действительно можно уместить в кармане – по размерам и по весу они вполне сравнимы с крупными смартфонами.
Разумеется, возможности у них скромнее, чем у полноразмерных проекторов – малая яркость LED-ламп и слабая контрастность не позволяют использовать их в освещенной комнате. Но в полной темноте карманные проекторы способны создать довольно качественное изображение диагональю до 40-60 дюймов.
Наличие встроенного аккумулятора и возможность соединения со смартфоном позволяют владельцам таких проекторов в буквальном смысле носить кинотеатр в кармане и организовывать просмотр фильмов (или презентаций) в любых условиях.
К этому типу относится основная масса проекторов. Они достаточно мобильны и просты в установке и подключении, часто в комплекте к ним идет сумка для переноски.
Проекторы весом от 4 кг и больше предназначены, в основном, для стационарной установки.
К этому классу относится большинство профессиональных инсталляционных проекторов с высокой яркостью ламп, возможностью использования в больших залах и на открытом воздухе и т.д.
Минимальный и максимальный размер проекции по диагонали определяют возможные размеры проецируемого изображения.
Размер проекции соответствует проекционному расстоянию – к примеру, на минимальном проекционном расстоянии диагональ изображения будет равна минимальному размеру проекции по диагонали.
А проекционное расстояние, в свою очередь, соответствуют фокусному расстоянию объектива, которое может изменяться в ограниченном диапазоне. Поэтому получить четкое изображение размером больше максимального (или меньше минимального) будет невозможно.
Учитывайте также проекционное соотношение (отношение проекционного расстояния к ширине проекции).
Так, если максимальный размер проекции у модели составляет 100″(220х120 см), а максимальное проекционное расстояние – 5 м (проекционное соотношение = 2,27), то для получения изображения диагональю 80″(180х100 см) проектор понадобится расположить в 180*2,27 = 4 метрах от экрана. То есть, в 3-метровой комнате изображение максимального размера не получить.
Чтобы получить крупное изображение на небольшом расстоянии, существуют ультракороткофокусные проекторы – у них проекционное соотношение минимально.
Разрешение – это количество пикселей, из которых состоит изображение в ширину и в высоту. Чем больше разрешение, тем четче изображение и тем на больший экран можно его проецировать без заметной потери качества. Высокое разрешение важно, если изображение должно сохранять мелкие детали или читабельный текст.
Разрешение до 800х600 годится только для просмотра видео среднего (до DVD) качества. HD видео на таком экране тоже можно смотреть, но детали будут теряться.
Для презентаций, содержащих графики, схемы и некрупный текст рекомендуется разрешение от 1024х768.
Чтобы смотреть фильмы в формате HD без потери качества, разрешение должно быть соответствующим – 1920х1080. Для просмотра видео на больших (7-10 метров по диагонали и более) экранах и максимального качества при проигрывании контента 4К рекомендуется разрешение 3840х2160.
Соотношение сторон. Для офисных проекторов и в учебных заведениях лучше выбирать проекторы с соотношением 4:3 – презентации, документы и слайды на таких демонстрировать удобнее. А для домашнего кинотеатра оптимальным вариантом будет соотношение 16:9 или 16:10..
Световой поток влияет на яркость изображения. Чем больше световой поток, тем при более сильном освещении можно будет использовать проектор.
Световой поток до 400 лм подойдет только для демонстрации изображений относительно небольшого (60-80″) размера в полной темноте. Световой поток такого уровня характерен для карманных проекторов.
Световой поток 400-1000 лм годится для организации домашних кинотеатров начального уровня. С такими значениями можно создать достаточно яркое изображение размером до 100″ в неосвещенной комнате в вечернее время.
Световой поток в 1000-1800 лм позволит различать информацию на экране в условиях частичной освещенности.
Для работы в помещениях при освещении, достаточном для чтения, можно воспользоваться следующей таблицей:
Проекторы со световым потоком более 3000 лм пригодны для работы в больших хорошо освещенных залах или на открытом воздухе.
Контрастность проектора определяется отношением яркости черного цвета к яркости белого. Контрастность отвечает за глубину черного цвета (т.н. «чистый черный»), за насыщенность «картинки», за отображение слабоконтрастных элементов.
Для офисных проекторов этот параметр не очень важен – в презентациях и демонстрационных слайдах изображения сами по себе контрастные; полутона и переходы цвета встречаются нечасто. Да и о «чистом» черном цвете в освещенном офисе или аудитории говорить не приходится – самый «черный» цвет на экране все равно будет определяться не характеристиками проектора, а освещенностью комнаты.
А вот для домашнего кинотеатра показатель контрастности важен – изображение со слабой контрастностью будет выглядеть блеклым и невыразительным.
Среди недорогих проекторов технология DLP обеспечивает лучшую контрастность. У проекторов подороже показатели контрастности у DLP и 3LCD примерно сравниваются.
Какую конкретно контрастность выбрать? Вопрос сложный, поскольку существует несколько методов измерения контрастности и какой из них конкретно применил производитель – понять не всегда возможно. Наличие диафрагмы на проекторе позволяет производителю указывать динамическую контрастность, превышающую нативную (при неизменной диафрагме) в сотни раз. Поэтому дорогой проектор с паспортной контрастностью 2000:1 может давать куда более глубокую и насыщенную «картинку», чем дешевый с заявленной контрастностью 10000:1.
При выборе проектора обязательно обратите внимание на срок службы лампы – её цена порой близка к цене самого проектора. Лампы с ресурсом в 2000 часов при ежедневном просмотре фильмов хватит на год-другой работы, после чего потребуется дорогостоящий ремонт.
Если вы хотите, чтобы проектор можно было использовать автономно, без ТВ-приставки и компьютера, обратите внимание на наличие TV-тюнера и на воспроизведение с USB-накопителей.
Только имейте в виду, эти опции порой (особенно на недорогих моделях) реализуются производителем по остаточному принципу. Качество приема TV-тюнера может оказаться довольно плохим, встроенный медиапроигрыватель может игнорировать некоторые форматы аудио и видео, да и разъем USB может «забастовать» и отказаться читать какой-нибудь жесткий диск.
Поддержка 3D. Эта опция заявлена чуть не у половины проекторов, и многие покупатели (по аналогии с 3D-телевизорами) ждут от таких проекторов возможности показа поляризованной стереопары. Увы, сделать дома IMAX 3D на основе проектора c «поддержкой 3D» не получится.
У большинства проекторов под «поддержкой 3D» понимается всего лишь возможность вывода анаглифической картинки. При просмотре такого изображения через анаглифические (красно-голубые) очки действительно присутствует некоторый стереоэффект, но отвратительная цветопередача портит все впечатление.
Проекторы, отображающие поляризованные стереопары, существуют, но стоят весьма недешево и для них нужны специальные экраны, не нарушающие поляризацию.
Варианты выбора проекторов.
Если вам нужно мобильное устройство, с помощью которого можно организовать просмотр фильма «на большом экране» за минимальное время в любом затемненном помещении, выбирайте среди карманных проекторов. Но имейте в виду, что при дневном свете «пристойную» картинку они обеспечить не смогут.
Одноматричные LCD-проекторы дают не самое лучшее изображение, но их низкая цена позволяет обустроить настоящий домашний кинотеатр с экраном «на всю стену» практически каждому.
Если вы хотите получить качественный домашний кинотеатр по небольшой цене, выбирайте среди недорогих DLP-проекторов.
Для презентаций, лекций и тренингов в освещенных помещениях вам потребуется проектор с большим световым потоком, создающий яркое изображение, хорошо различимое даже при дневном свете.
Если проектор должен быть расположен близко к экрану, выбирайте среди ультракороткофокусных проекторов.