Проектный продукт что это такое
Что такое «продукт» проектной деятельности?
Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.
Что такое проект и зачем он нужен?
Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.
Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).
Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.
Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.
Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.
Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.
Чему можно научиться, работая над проектом:
Типы проектов:
1. Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
1, Минипроект- в течение урока
2. Краткосрочный – 1-5 уроков
3.. Среднесрочный – 1-2 месяца
4. Долгосрочный – до 1 года
Как планировать работу над проектом?
Проект – это «пять П»:
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Что такое «продукт» проектной деятельности?
Результатом работы над проектом является продукт.Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Примеры продуктов проектной работы по географии:
продукт проекта
3.11 продукт проекта: Измеримый результат, который должен быть получен входе реализации проекта.
3.7.38 продукт проекта: Предмет, услуга или другое решение, которое является основным результатом проекта при его завершении.
Полезное
Смотреть что такое «продукт проекта» в других словарях:
продукт — 4.28 продукт (product): Результат процесса. [ИСО 9000:2005] Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 2010: Информационная технология. Системная и программная … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Конечный продукт (результат)/DELIVERABLE — 1. Любой измеримый, материальный, проверяемый результат или продукт, который должен быть получен для завершения проекта или его части. Часто этот термин употребляется в более узком смысле, означая «передаваемый продукт», который должен быть… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 — Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 … Википедия
Стоимостные оценки проекта — Стоимостная оценка[1] это оценка вероятной стоимости тех ресурсов, которые потребуются для выполнения работ, предусмотренных проектом. Качественные «оценки стоимости» проекта в рамках управления проектами обязательным образом учитывают… … Википедия
Подводные лодки проекта 615 — ДПЛ проекта А615 … Википедия
критерии успеха проекта — 3.2 критерии успеха проекта: Меры оценивания проекта, применяемые к продукции проекта и управлению проектом, которые могут быть как количественными, так и качественными и определяться до начала или в процессе разработки проекта. Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Промежуточный продукт/INTERIM OUTPUT — внутренние документы группы управления проектом, которые формируются с целью подготовки конечных продуктов и по которым можно судить о степени их завершенности (они могут входить в состав рабочих материалов проекта). Иногда для того чтобы… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике
ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа: 3.3.17 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации. Определения термина из разных документов: активы 3.2.62 анализ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
проект — 4.29 проект (project): Попытка действий с определенными начальными и конечными сроками, предпринимаемая для создания продукта или услуги в соответствии с заданными ресурсами и требованиями. Примечание 1 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Управление проектами — (англ. project management) в соответствии с определением международного стандарта ISO 21500, принятого правительствами США, странами Евросоюза и правительством России в сентябре 2012 год … Википедия
Создание проектного продукта
Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то совершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до защиты. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания (см. Приложение) – это поможет понять, каким должен быть продукт.
Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.
По своему виду проектные продукты могут быть:
· материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
· действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
· письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.
Творческиепроекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира).
Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.
Презентация проектного продукта
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Олимпийские игры в Сочи: за и против»).
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен «полностью соответствовать требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)» – так сформулировано требование к проектному продукту, который может претендовать на высший балл по критерию «Качество проектного продукта» (см. Приложение).
При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает продукт не только для себя, но и для любого другого человека, если тому придется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.
В случае с Аней работа завершалась в преддверии экзаменов за курс 9-го класса, и проектный продукт претерпел изменения, он превратился в «Советы девятиклассникам, как быстро уснуть, крепко спать и хорошо выспаться перед экзаменом».
Отчет о проделанной работе
После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, его письменную часть. Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта. Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те ребята, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Подробно обсудите каждую часть отчета и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с критерием оценивания и требованиями к письменной части проекта.
Умение точно выполнять инструкции – важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем. В целом на написание отчета желательно оставить примерно треть всего времени работы над проектом. Задача учителя – помочь подростку корректно и лаконично описать весь ход работы.
Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованы изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.
Письменная часть проекта связана с самооценкой, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не сформировано адекватное представление о себе. Часто подростки смотрят на себя глазами окружающих, опираются на те оценки, которые дают им, прежде всего, сверстники, а также учителя и родители. Их самооценка находится в стадии формирования, и тем важнее побуждать их самостоятельно анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном (который в данном случае представлен критериями оценивания) и на этой основе оценивать эффективность собственных действий. Это в значительно степени способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом еще один воспитательный потенциал работы над проектом.
Оценивание проекта во многом опирается на письменную часть – достаточно посмотреть, сколько критериев оценивания касается именно этой его части (см.Приложение).
Можно порекомендовать сделать портфолио проекта, в котором, кроме собственно письменной части, отчета о работе, будут помещены рабочие материалы, черновики, дневник работы над проектом и т.п. Это может потребоваться членам приемной комиссии при оценивании, если какие-то аспекты работы будут недостаточно освещены в ее письменной части.
Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший социальный навык.
Презентация проекта
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 мин. на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями, – обо всем хочется рассказать. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.
Итак, две основные проблемы презентации – это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. Во время выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать с благодарности тому, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).
Ответы на вопросы из зала
Роль учителя в проекте
Всю работу ученик должен выполнять преимущественно самостоятельно. Однако в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, имеющегося опыта учителю предстоит оказывать автору проекта определенную помощь. Для этого нужно определить, в какой роли вы будете участвовать в проектной работе учащегося. Вы можете быть:
· руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. В такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения «учитель – ученик», которые делегируют ему минимальную самостоятельность и ответственность;
· коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение. Это отношения равноправных партнеров, которые в равной степени увлечены общей работой и взаимно обогащают друг друга своими знаниями и опытом, энтузиазмом;
· экспертом – знатоком, источником информации по исследуемой проблеме, который предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем;
· супервизором, который, не являясь экспертом по теме проекта, вдохновляет автора и создает условия для успешного выполнения работы, не неся при этом никакой ответственности за конечный результат, в том числе за полученную отметку. В такой ситуации учащийся становится истинным и единоличным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал.
Выбирая роль, которую вы будете играть в этой работе, следует учитывать индивидуальные особенности подростка, а также те задачи обучения и воспитания, которые необходимо решить в ходе работы над проектом. Обсудите с учеником степень своего участия в проекте. Зная заранее меру своей самостоятельности и ответственности, он не будет чувствовать себя обделенным вашим вниманием, брошенным на произвол судьбы, и в то же время у него не возникнет искушения переложить работу на плечи учителя.
Согласитесь, правильно выбранная позиция учителя в значительной степени определяет успех проекта как метода обучения и воспитания.
Еще один совет. Договоритесь с учеником, что на протяжении всей работы над проектом будет вестись дневник. Его могут вести сам ученик или ученик и учитель вместе. Дневник – рабочий документ, поэтому он не обязательно должен быть красивым и аккуратным, но обязательно должен вестись регулярно, сопровождать весь процесс от начала до конца. В нем фиксируются встречи учителя и ученика, записываются все возникающие идеи, советы, который ученик получает от учителя, задачи, которые необходимо решить. Это нужно для того, чтобы ничего не упустить из виду, принимая во внимание, что в основном ученик выполняет все работу самостоятельно, работа эта длительная и многоплановая, а встречи с учителем происходят нечасто. И вообще ведение текущих записей по ходу работы дисциплинирует и помогает не выбиться из графика.
Виды продуктов проектной деятельности
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, в жизни).
Продуктом проектной деятельности может быть:
1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.), предназначенные для дальнейшего использования в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов.
2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, спектакля, альбома компьютерной анимации др.
3. Материальный объект (макет, модель, конструкторское изделие др.), который в дальнейшем будет использоваться в учебном процессе или для потребительских целей.
4. Отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать описание методов и результаты проведенных исследований в виде текстов, диаграмм, схем, мультимедийного продукта и др., в которых описывается эффект от реализации проекта.
Примеры продуктов проектной деятельности
Наименование продукта | Описание продукта |
Альбом | Красивое печатное издание на особой бумаге, в котором представлены картины, фотографии и т.п.; собрание изображений или таблиц для наглядного объяснения разных научных сведений. |
Атлас | Сборник карт, таблиц, диаграмм и т.п. с пояснительным текстом и изданных в виде книги или набора листов (зоологический, исторический, анатомический атласы и др.). |
Бизнес-план | План, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности или документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект. |
Буклет | Вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. Буклет – это рекламно-информационное издание, содержащее текстовую или графическую информацию о товарах, услугах, анонсируемых событиях. Продуктом проекта является подготовленный буклет. |
Веб-сайт | Сборники документов, известных как веб-страницы (или страницы для краткости). Они содержат некоторую информацию: изображения, текст, видео-, аудиоматериалы и другое. Главная страница вебсайта, т.н. файл начала, называется домашней, с нее можно перейти на все остальные страницы. Они связаны гиперссылками, которые выделены особым видом шрифта или представлены при помощи изображений. При перемещении курсора на них, он приобретает вид руки с вытянутым указательным пальцем. После клика на такие элементы пользователь перемещается на новое место. Это может быть другая страница, другое место на той же странице или иной веб-сайт. |
Видеофильм | Аудиовизуальное произведение, снимается по определенному сценарию. |
Видеоклип | Короткий музыкальный видеосюжет или непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. |
Виртуальная экскурсия | Представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции по программе. |
Выставка | Публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. |
Газета (стенгазета) | Вид изобразительного народного творчества. Делается, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям. Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления текстов. |
Дизайн-макет | Крупное изображение, результата графического исполнения какого-то объекта согласно техническому заданию. |
Журнал | Издание в виде книжки, содержащее статьи, художественные произведение, рисунки или иллюстрации. |
Законопроект (З.) | Текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. Подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. |
Игра, соревнование, конкурс, викторины и т.п. | Разновидность физической или интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Игры, соревнования, конкуры, викторины и т.п. могут быть: спортивными, дидактическими, интеллектуальными, музыкальными и т.д. Продуктом является разработанный сценарий. |
Иллюстрация/серия иллюстраций | Изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее. |
Макет | Модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно. |
Модель | Воспроизведение предмета в уменьшенном виде; образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. |
Мультимедийный продукт | Интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д. Мультимедийные продукты можно подразделить на: энциклопедии; обучающие программы; развивающие программы; программы; игры и т.п.; документ, созданный в программе PowerPoint. |
Папка с информационными материалами | В папке собран материал по определенной тематике. Продуктом проекта является папка с материалами. |
Плакат | Броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Продуктом проекта является стенд (плакат), подготовленный плакат для определенной цели. |
Праздник | Торжество, установленное в честь или в память какого-либо события (исторического, корпоративного, гражданского или религиозного). Продуктом проекта является сценарий праздника. |
Презентация PowerPoint | Набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, предназначенных для демонстрации изображения на экране с помощью мультимедийных средств. Продуктом проекта является подготовленная в программе PowerPoint интерактивная презентация. |
Прогноз | Предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания; научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. |
Публикация | Литературное произведение, научный труд, газетная статья и т.д., которые были где-то напечатаны. Продуктом проекта является публикация в официальных источниках. |
Рекламный проспект | Печатная реклама, красочное издание, буклет, содержащие информацию о товаре или группе товаров родственного назначения, предлагаемых одной фирмой. |
Сборник | Книга, в которой собраны, напечатаны вместе различные документы, литературные или иные произведения. Сборник рассказов. Сборник статей, стихотворений. Сборник романсов. |
Словарь | Справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и другое. |
Справочник | Издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.). |
Сравнительно- сопоставительный анализ | В основе многих приемов анализа лежит операция сравнения однородных по назначению объектов, или явлений, или лиц Сравнение всегда дает материал для наблюдений, будит мысль, сосредоточивает внимание на деталях, которые остаются незамеченными вне сопоставления с другим предметом, явлением. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Продуктом проекта, как правило, является таблица, в которой определены общие признаки или критерии для сравнения. |
Стендовый доклад | Одна из эффективных форм оперативного представления научных данных на бумажном носителе. Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию с содержанием вашей работы и достигнутыми результатами. Продуктом проекта является стенд (плакат), подготовленный в соответствии с установленными требованиями. |
Электронная газета или журнал | Сайт, где размещаются новости, обзоры, аналитические материалы, а также статьи по конкретной тематике. |
Требования к оформлению индивидуального проекта:
1. Заполнение титульного листа. Титульный лист заполняется по форме, приведенной в Приложении И.
4. Нумерация страниц. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, начиная с титульного листа. Номер листа ставится в его верхней части посередине. На титульном листе номер страницы не ставится.
5. Оформление листа «Введение». Введение является следующим листом после «Оглавление». Введение не нумеруется и на подразделы не разбивается. Слово «Введение» записывают в виде заголовка симметрично тексту с прописной буквы, размер шрифта 14.
Рекомендуется на введение отводить не более 1-2 страниц. Введение должно включать следующие вопросы:
Задачи – предполагаемый локализованный результат исследования. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить основную часть работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить. описать. установить. выявить. сформулировать. и т.п.).
Методы исследования представляют собой способы достижения поставленной цели и задач, направленных на решение проблемы. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить задачи.