Проект таврида в крыму что это
«Здесь была пустыня, поле и свалка» Как стройка века связала два берега Крыма и открыла одну из тайн полуострова
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
В Крыму завершается строительство главной магистрали полуострова — трассы «Таврида». Это следующий по значимости дорожный проект после Крымского моста, и первая дорога, которая прямо свяжет два берега полуострова. С ней путь через Симферополь с востока на запад станет быстрее в три-четыре раза, а строительство уже привело к неожиданно громким научным открытиям. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на стройке и узнал, что скрыто в глубине горячей крымской степи.
Скажешь любому на материке «Крым», и он сразу представит себе пляжи, море, начнет советовать взять с собой маску и надувной матрас. Но те, кто там живут и работают, знают, что прибрежный курорт — только малая часть настоящей жизни полуострова, и даже столица — Симферополь — находится в глубине степного Крыма, где-то посередине между Севастополем и Керчью с ее Крымским мостом.
Местные с неохотой говорят об украинском периоде своей жизни. Из плюсов вспоминают, что легче было бизнесу, но потому, что взятки и знакомства решали все.
Остальным приходилось несладко, и в особенности крымчане ругают дороги (хотя и приезжие автомобилисты могут припомнить, сколько каждый раз стоил ремонт подвески после пары неделек в Крыму). Путь с западного на восточное побережье полуострова через Симферополь был долог, мучителен и состоял из причудливо переплетенной сети латаных-перелатаных дорог. Одной трассы из точки А в точку Б здесь не было.
Каких-то определенных планов по ее созданию на Украине тоже не было. Все изменилось, когда полуостров вошел в состав России, — тогда решили строить трассу и назвать ее «Тавридой», как Крым называли в древности.
Рядом со строящейся магистралью кипит работа, которая напрямую со строительством трассы или инфраструктуры не связана. Неподалеку от «Тавриды» находится отвал белесой породы, который поначалу ничем особенно не привлекает глаз. Но если подойти поближе, то перед зрителем откроется проход в древнюю пещеру, найденную тут во время проведения дорожных работ в 2018 году.
«Здесь была пустыня, поле, рядом свалка никому не нужная, — рассказывает спелеолог Геннадий Самохин. — А сейчас это сверхвостребованное место». Дело в том, что при проходке траншеи под дорогу строительная техника вскрыла купол подземного зала глубиной 14 метров. По словам Самохина, когда специалисты в первый раз спустились вниз, то долго не могли поверить, что здесь действительно, как некоторые ученые предполагали, может быть пещера.
«Мы увидели, что помимо больших размеров тут есть уникальные палеонтологические, микробиологические и минералогические находки, и поняли, что это место нужно точно изучать», — говорит спелеолог. Например, в доледниковую эпоху, как оказалось, пещера служила логовом доисторических хищников — это сейчас ее входы и выходы погребены под землей, а полтора миллиона лет назад в нее можно было зайти через грот.
Пещера под трассой
Фото: Дмитрий Саркисов
Два вида пещерных медведей, саблезубые тигры, волки, гиены — все они выкармливали своих детенышей в течение 300 тысяч лет здесь. В результате за это время в пещере скопилось около 100 кубометров костных останков. В общем, находка эта взбудоражила весь мир, ведь подобных мест на планете очень мало.
«Это зуб гигантского носорога. По размерам он был почти как слон: до четырех метров в длину, до 3,5 — в высоту», — говорит ведущий методист Зоологического музея имени М.И. Глобенко Крымского федерального университета Дмитрий Старцев, показывая одну из находок. Находят здесь и большое количество костей быков и лошадей — потому что их в пещеру занесли хищники. Исследователям удалось обнаружить также фрагменты костей слонов и рога антилоп. Ранее в Крыму уже были палеонтологические открытия, но не такие по масштабу. «В таком комплексе мы эти кости впервые нашли», — признается Старцев.
«Что интересно с точки зрения минералогии, — подхватывает Самохин, — здесь есть группа минералов, не свойственная пещерам — группа фосфатов». Они, объясняет ученый, образовались при соприкосновении органики и неорганики. Ведь в пещере когда-то проживала огромная колония летучих мышей. А их гуано (помет) при соприкосновении с известняком превратилось в необычные минералы. Один такой минерал, причем в единичном экземпляре, найден лишь в Австралии. Теперь еще один такой — в Крыму. Самохин уверен, что в пещере удастся найти и новые, неизвестные науке, вещества.
Помимо своей непосредственной научной деятельности на месте, он руководит созданием музейно-образовательного комплекса. Здания появятся прямо здесь, возле пещеры. Будет визит-центр с палеонтологическим музеем, научный центр, кафе и общежития. Пещеру можно будет пройти насквозь и выйти с другого конца. В первую очередь ученые ждут визитов детей и молодежи, которым можно будет наглядно показать уникальные артефакты далекого прошлого Крыма.
При этом вход и выход в пещеру находятся по разные стороны трассы — дорога будет проходить прямо над ней. Поэтому строители поместили над пещерой распределительную плиту — своего рода мост на свайном фундаменте, — общая протяженность которой составляет 130 метров. Если бы постройка трассы «Таврида» не была начата в 2016 году, скорее всего, ученые так бы и не узнали о том, какое сокровище скрывается у них под ногами.
Несмотря на огромную научную значимость пещеры и будущего музейно-образовательного комплекса «Таврида», стройка одноименной трассы, как ни крути, играет намного большее прикладное значение для жителей полуострова. Ведь она уже почти позволила решить давнюю проблему: как быстро и безопасно добраться от Крымского моста, Керчи до Севастополя через Симферополь.
Фото: Дмитрий Саркисов
«В Крыму до включения его в Российскую Федерацию все автомобильные дороги были сориентированы с севера на юг», — рассказывает начальник ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Александр Нефедов. Но открытие Крымского моста, продолжает он, поставило власти перед необходимостью организации мощной транспортной артерии, которая бы направила транспортные потоки с востока на запад полуострова. И именно такой артерией стала трасса «Таврида», строительство которой находится на завершающей стадии. Большая часть магистрали — 190 километров — открыта для движения в четырехполосном режиме. По словам Нефедова, трасса построена с соблюдением всех мер безопасности и комфорта движения для туристов и жителей Крыма.
То, что раньше от Керчи до Симферополя нужно было ехать целых 8-9 часов, — чистая правда. Теперь же, передвигаясь по полностью открытому участку «Тавриды» между этими городами, путь занимает всего около 2,5 часа. Работы пока еще ведутся на отрезках пути обхода Симферополя и на отрезке Севастополь — Симферополь, но Росавтодор и ВАД («Высококачественные автомобильные дороги» — подрядчик, являющийся исполнителем работ по прокладке «Тавриды») обещают открыть северный объезд Симферополя 30 сентября 2020 года, а всю трассу полностью — к новому 2021 году.
Скорость, с которой автомобили могут двигаться по «Тавриде», — 90 километров в час, но само полотно рассчитано на безопасный проход на скорости до 120 километров в час, а срок его эксплуатации без необходимости ремонта составляет 7 лет.
«Асфальтовое покрытие, на котором мы с вами находимся, — это лучшее, что сейчас есть в мировой практике», — объясняет президент ассоциации «Р.О.С.Асфальт» Николай Быстров. По его словам, в основе рецепта лежит грамотный подбор каменного материала, идущего очень мелкими фракциями, что позволяет обеспечить минимальную пористость покрытия. Затем вводится вяжущий материал. «Вот подбор вяжущего — очень тонкая вещь. Это даже не техническая, а практически научная задача, потому что он подбирается для каждого объекта с учетом местного климата, исходя из максимальных летних и минимальных зимних температур», — рассказывает Быстров.
Задача сводится к тому, чтобы летом не образовывалась колея, а зимой — трещины. И, как утверждает президент «Р.О.С.Асфальта», на «Тавриде» эту задачу удалось выполнить. «Но самое главное, хотелось бы подчеркнуть другое, — это не единственный такой проект в Российской Федерации, эта работа сделана на основании введенных недавно национальных стандартов», — подчеркивает он. Эти стандарты — итог практически десятилетней работы Министерства транспорта России и Федерального дорожного агентства по коренному изменению нормативной базы всей дорожной отрасли.
Пристально следить за соблюдением таких стандартов — еще одна важная задача. После того как смена закончила работу, приезжает бригада для того, чтобы взять пробы полотна. Десять минут визжит, надрываясь, специальный аппарат, и вот в руке рабочего оказывается то, что называется керном асфальтобетона. Далее его отвезут в лабораторию, где образец подвергнут всестороннему анализу (такие лаборатории есть вдоль всей трассы; в случае с отрезком трассы возле Симферополя она находится близ населенного пункта с игривым названием «Приятное свидание»). И если качество окажется неудовлетворительным — что ж, придется заново перекладывать участок.
Дорожники берут пробу со свежего полотна
Фото: Дмитрий Саркисов
Работа кипит, и каждый день смена выдает по четыре километра готовой дороги. Уже совсем скоро все будет готово. Слово «всесоюзная стройка» давно уже забыто, но «Таврида» — это определенно стройка федерального масштаба. Следующая по значимости для полуострова после Крымского моста.
Половина рабочих, задействованных в дорожных работах, — крымчане, а вторая половина приехала на вахту из разных регионов России, чтобы помочь полуострову забыть о транспортных проблемах раз и навсегда. «Никаких сомнений в сроках сдачи трассы нет, — уверяет Александр Нефедов. — Если даже взять распределение освоения средств, которые мы планировали на начало года, то мы идем каждый месяц с перевыполнением графика».
Арт-кластер «Таврида». Кому это нужно и что это дает?
18 февраля в большом зале городского совета состоялась презентация идей и замыслов молодых деятелей культуры и искусств арт-кластера «Таврида».
Навстрече присутствовали Сергей Першин — генеральный директор Центра развитиякультурных инициатив, руководитель проекта арт-кластер «Таврида»,Игорь Степиков — глава администрации города Судака, Евгений Кабанов — заместительпредседателя Совета министров Республики Крым, представители городскогосообщества.
Открываявстречу, Сергей Першин сказал: «Целый год наш проект работает в Судаке, итеперь для многих «Таврида» тождественна Судаку, а Судак – «Тавриде». Мне быхотелось поблагодарить вас за то, что у вас нашлось время, и вы пришли на нашувстречу. Мы прекрасно понимаем, что она, наверное, должна была случиться ранее,но были обстоятельства, которые не позволяли нам этого сделать. Чтобы пониматьзапросы от горожан, сегодня мы стартуем встречей с жителями города».
СергейПершин рассказал о проекте и предметнопогрузил в его суть и темы.
Что такое арт-кластер «Таврида»?
Этонекоммерческий проект, объединяющий на одной территории форум молодых деятелейкультуры и искусств, фестиваль творческих сообществ «Таврида-арт», арт-парк,образовательный центр для молодых деятелей культуры и искусств и арт-резиденцию«Таврида», первая очередь которой планируется к открытию в 2022 году.
Направленияпредставленных образовательных программ разнообразны: музыка, театр, танцы,всевозможные арт-направления — архитектура и дизайн, кино, литература,менеджмент, интернет и он-лайн-площадки.
Кому это нужно и что это дает?
Продвижениеталантливых молодых и творческих людей по тематическому направлению. Примеров,подтверждающих это, уже тысячи.
Именапредставителей экспертного сообщества, выступающих на тематических площадках,знает вся страна. Это известные режиссеры, народные и заслуженные артисты,актеры, заслуженные деятели искусств, композиторы, продюсеры, музыканты,хореографы, архитекторы, дизайнеры, литераторы и др.
Форум«Таврида» проходит в Крыму с 2015 года. За пять лет существования в рамкахгрантового конкурса выдано около 250 млн. рублей на проекты и инициативыучастников. За это время форум посетило 17 тысяч представителей творческихсообществ в возрасте 18-35 лет со всей страны.
Впрошлом году с мая по октябрь прошло 15 насыщенных тематических смен. Это самаябольшая площадка кастингов и возможностей для самореализации молодых деятелейкультуры и искусства.
Арт-кластер«Таврида» — фестиваль фестивалей, в рамках которого были представлены 834события, 20 авторских объектов арт-парка, концерты 20 ведущих российскихмузыкальных групп и исполнителей.
Сообщество«Тавриды» представляют 8 тематических арт-кварталов.
Руководительмолодежного проекта познакомил присутствующих с архитектурно-визуальнойконцепцией. При этом, отметил Першин,проект еще на начальной стадииразработки.
«Открытаябереговая линия – принципиальная вещь, которую приветствую не только я, но ивсе, кто причастен к осмыслению работы над этим проектом. С высоты птичьегополета представленный проект похож надерево, он абсолютно вписывается в ландшафт, гармоничный, экологичный, уместный. По визуальному проекту в районенабережной абсолютно открытые пространство, никаких заборов — площадки, зоныотдыха для всех» — поделился Сергей Першин.Он выделил преимущества строительства арт-кластера «Таврида» для Судака. Итак:
1)создание около 500 рабочих мест; 2) развитие инфраструктуры: инженерные сети,дорожное хозяйство, рекультивация свалок, реконструкция очистных сооружений; 3)организация новых обустроенных торговых точек; 4) обустройство территориинабережной и организация доступных мест отдыха; 5) квота для молодых судакчанна участие в проектах арт-кластера; 6) доступ детей с родителями в кружки исекции «Тавриды»; 7) организация и проведение культурно-массовых мероприятий сучастием жителей; 8) увеличение туристического потока (прошлым летом за три дняфестиваля «Таврида-Арт» Судак посетило около 100 тысяч человек); 9)благоустройство пляжей для местных жителей и туристов; 10) создание прозрачнойи доступной системы взаимодействия местных предпринимателей с организаторамифорума и фестиваля; 11) гранты молодым судакчанам (18-35 лет) на реализациютворческих проектов и инициатив.
Врамках презентации были озвучены такиегарантии соглашения: открытая береговая линия с благоустроенными городскимипляжами; строительство новой дороги с зонами парковки; создание обособленногоструктурного подразделения, которое обеспечит поступление налогов в Судак;предоставление возможностей для поддержки и развития местного бизнеса.
ТакжеСергей Першин рассказал о реализованных проектах и запланированных мероприятияхна территории Крыма, посвященных 75-летию Победы. После презентации судакчанесмогли задать интересующие их вопросы. Форматом диалога стал вопрос-ответ.
Длямногих местных жителей самым главным вопросом стала доступность пляжей в районестроительства арт-кластера. Сергей Першин сразу заверил присутствующих, чтопляжи будут открыты: «Это не только моя позиция, но и позиция руководствастраны». «Так как же туда проникать, ведь там же проходные?» — этот вопрос былподдержан собравшимися горожанами аплодисментами. «Лично я являюсь противникомлюбых заборов, в том числе и тех, что ограждают наши дома. На мой взгляд, онизакрывают нас друг от друга, хотелось бы быть ближе к добрым соседям. Естьтребования по осуществлению безопасности на массовых мероприятиях. Сейчас, ксожалению, из-за скудной инфраструктуры, которая у нас имеется на площадке, гдепроходит фестиваль, по всем требованиям такие ограждения необходимы, но послетого, как начнет функционировать образовательный центр, эти заборы будутдемонтированы», — ответил он.
Связаныли перебои в электро- и водоснабжении города с проведением мероприятий форума«Таврида»? Действительно ли это так? А если да, то, какие меры предприняты,чтобы это не повторилось? Как заверил Сергей Першин, перебои с водой и светом влетнее время никак не были связаны с проведением фестиваля «Таврида».«Представители городской и региональной власти подтвердят вам, что к площадкеподведены отдельные ветки электро- и водоснабжения. Они не питаются от города.Те мощности, которые необходимы для нашего события – предусмотреныдополнительно», — пояснил руководитель проекта.
Требовалответа и вопрос, касающийся возможности проезда жителей близлежащей территорииво время масштабных мероприятий, когда дорога закрыта. Как рассказал СергейПершин, это вынужденная мера, связанная с требованиями безопасности. Поэтомубудут приложены все силы, и совместно со службами, занимающимися процедуройполучения пропуска, будет оказана помощь всем желающим.
Вопросову горожан накопилось немало: это и находящаяся недалеко от площадкистроительства заповедная зона, и недостаточность информации, и вопросыэкологии, и развитие детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненнойситуации, и создание новых рабочих мест для судакчан, и судьба историческихпамятников культурного наследия, находящихся поблизости и на территории, и чтобудет с ведущей к объекту дорогой во время строительства, и беспокойство осудьбах недостроенного пансионата «Медвежонок» и теплохода «Багратион».
Навсе вопросы были даны исчерпывающие ответы, а по некоторым после изученияпредоставленных документов решение будет озвучено позже.
Вице-премьерРеспублики Крым Евгений Кабанов обратил внимание на масштаб и значение этого проектане только для Судака, но и для Крыма в целом. Благодаря развитию форума будутпостроены новые объекты, а таких инвестиций в инфраструктуру Судака не было со времен Советского Союза —это десятки миллиардов рублей.
Фестиваль «Таврида – АРТ 2021»
Среди многочисленных летних музыкальных фестивалей России особенно выделяется мероприятие «Таврида — АРТ». Это уникальная площадка, где собираются деятели разных видов искусства — архитекторы, писатели, скульпторы, дизайнеры, музыканты, художники, режиссеры. Фестиваль «Таврида — АРТ» представляет собой креативный кластер, в котором опытные и начинающие творцы общаются, генерируют новые идеи, обсуждают текущие и будущие проекты.
Ежегодно фестиваль творческих сообществ «Таврида — АРТ» собирает тысячи участников и зрителей. Гости кластера никогда не остаются равнодушными, ведь в программе фестиваля всегда значатся концерты, шоу, конкурсы, розыгрыши грантов, образовательные проекты, где каждый может проявить свои творческие способности.
Когда и где проходит фестиваль «Таврида — АРТ»
Местом проведения арт-проекта выбрана бухта Капсель в Судаке. Это красивейшее место на берегу Черного моря. Потрясающая природа Крыма и близость моря располагают гостей и участников мероприятия к творчеству и отдыху.
Участвовать могут все желающие. Согласно правилам проекта, на фестивале нет простых «зрителей», все гости погружаются в творческую атмосферу и становятся частью большой креативной компании.
Регистрация на «Тавриду — АРТ» в 2021 году
Вход на территорию кластера бесплатный, как для зрителей, так и для творцов. Однако, для всех обязательна регистрация.
В качестве участников могут зарегистрироваться представители творческих профессий от 18 до 35 лет. Для них организованы 8 арт-кварталов, а также места для проживания. В арт-кварталах можно взаимодействовать с другими участниками, участвовать в кастингах, соревнованиях за гранты.
Для зрителей фестиваля разработана развлекательная программа, включающая кинотеатр, спортивные активности, концерты известных музыкантов, мастер-классы, лекции и многое другое.
Регистрация для зрителей и участников несколько различается. Участникам необходимо прикрепить к заявке портфолио и выбрать желаемый арт-квартал.
Обратите внимание, что регистрация как участников, так и зрителей, требует заполнения паспортных данных и ссылок на личные страницы в социальных сетях. Такое требование повышает безопасность.
Программа и арт-кварталы
На протяжении трех дней — с 8 по 12 сентября — участники и зрители «Тавриды — АРТ 2021» наслаждаются дневной программой, в которую входят:
Музыкальная вечерняя программа тоже запланирована на эти даты.
Тематические площадки для участников — арт-кварталы — рассчитаны на 500 человек каждый.
В 2021 году организовано 6 локаций:
Задача участников каждого арт-квартала — разработать манифест для своего сообщества, зрителей и всего мира. В заключительный день проходит конкурс манифестов.
Инфраструктура фестиваля
Проживание зрителей на фестивале организовано в палаточном городке рядом с территорией кластера, либо в гостиничных комплексах недалеко от места проведения.
Участники проживают в в кемпингах на территории фестиваля и палаточном городке на территории «Тавриды — АРТ 2021». В обоих палаточных городках обустроены санитарные зоны — душевые, раздевалки и туалеты, контейнеры для хранения сумок, зарядные устройства, лаундж-зоны. Палатку можно привезти с собой.
Для питания имеется большая фуд-зона, где готовят блюда классической и вегетарианской кухни, проходят дегустации, кулинарные уроки и фестивали еды.
Для автомобилистов предусмотрена охраняемая парковка (номер машины необходимо указать при регистрации).
Как добраться
Практически из любого города России можно добраться в Крым на поезде. Из крупных городов — на самолете. Также можно воспользоваться автомобилем, своим, арендованным, либо найти попутчика.
На самолете
Один из самых удобных и быстрых маршрутов — прилететь в аэропорт Симферополя и пересесть на фестивальный автобус, который довезет прямо до арт-кластера. Вся информация о трансфере (расписание, стоимость и место сбора на автобусы фестиваля «Таврида — АРТ») высылается на электронную почту зрителям и участникам, прошедшим регистрацию.
Кроме того, из Симферополя до Судака можно добраться самостоятельно, как это сделать — читайте в нашем совете.
На поезде
В города Крыма прямые поезда отправляются из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Вологды, ознакомиться с маршрутами и расписанием можно на официальном сайте перевозчика.
Также для поездки в Крым можно приобрести «Единый билет». Он включает два отрезка пути — из города отправления до Краснодара или Анапы, а затем на автобусе до Судака.
По прибытию в Краснодар или Анапу необходимо пересесть на автобусы, которые отправляются от ж/д станций и приурочены к времени прибытия поездов.
ПРОЕКТ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ «ТАВРИДА»
Открытие стационарного образовательного центра для молодых деятелей культуры и искусств «Арт-резиденция «Таврида» планируется в 2022 году и позволит проекту перейти на круглогодичный и комплексный формат работы.
ПРОЕКТ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Культурный центр с концертным залом
Кампусы для сотрудников
Кампусы для участников
Общественные пространства под открытым небом
АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
*Все фото представляют собой эскизы проекта
Новости
Газета о том, как в Судаке строится арт-резиденция «Таврида» #СтроимТавриду
Вопрос, который волнует многих судакчан: планируется ли застройка территории крымского памятника природы «Полуостров Меганом»? Ответ: нет, не планируется.
Газета о том, как в Судаке строится арт-резиденция «Таврида» #СтроимТавриду
В Капсельской бухте стартовал подготовительный этап строительства круглогодичного образовательного центра для молодых деятелей культуры и искусства «Арт-резиденция «Таврида»
Таврида: новые возможности для Судака. Выпуск №2
Газета о том, как в Судаке строится арт-резиденция «Таврида»
#СтроимТавриду
На территории строительства Арт-резиденции «Таврида» нет заповедника
Вопрос, который волнует многих судакчан: планируется ли застройка территории крымского памятника природы «Полуостров Меганом»?
Ответ: нет, не планируется.
Территория предполагаемого строительства находится ВНЕ ГРАНИЦ особо охраняемых природных объектов регионального значения Республики Крым, что подтверждает Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым №19976/5 от 19.08.2020.
Об этом в эфире ток-шоу «На грани» рассказала Анастасия Беляева, начальник управления в области организации охраны, использования ООПТ и регулирования градостроительной деятельности Минприроды Республики Крым: запись программы.
Также данный участок находится ВНЕ ГРАНИЦ лесного фонда и охотничьих угодий №20095/2 от 12.08.2020.
На нем ОТСУТСТВУЮТ утвержденные проекты зон санитарной охраны источников питьевой воды №4404/1 от 27.02.2020.
Таврида: новые возможности для Судака. Выпуск №1
Газета о том, как в Судаке строится арт-резиденция «Таврида»
#СтроимТавриду
Под Судаком началась подготовка к строительству арт-резиденции «Таврида»
В Капсельской бухте стартовал подготовительный этап строительства круглогодичного образовательного центра для молодых деятелей культуры и искусства «Арт-резиденция «Таврида». В этот период будет возведен стройгородок, а также организована дорога, которая обеспечит беспрепятственный доступ всех желающих к морю.
До конца 2020 года строители планируют полностью оборудовать строительно-бытовой городок, он включит общежитие, пункт питания, банно-прачечный комплекс, душевые для рабочих и фельдшерско-амбулаторный пункт, в котором в том числе будет осуществляться регулярная термометрия всех сотрудников.
В начале 2021 года запланировано начало капитального строительства первой очереди арт-резиденции. На ее территории будут возведены жилые корпуса, мастерские и столовая для творцов и их наставников, также будет построена часть мостовых дорог и начнутся работы по благоустройству площадки.
Проект арт-резиденции не предусматривает перекрытия доступа к морю. Для удобства местных жителей и туристов до конца года будет построена временная дорога из железобетонных плит вдоль горы Меганом, она обеспечит беспрепятственный доступ всех желающих к пляжам Капсельской бухты. Только после этого строительный периметр, в который не включена прибрежная зона, будет закрыт забором для обеспечения безопасности согласно нормам градостроительного кодекса.
По генеральному плану, на месте временной дороги позже будет построена капитальная автомобильная с велодорожками и пешеходной кипарисовой аллеей.
Новые возможности получит и местный бизнес. Вдоль пешеходного бульвара смогут разместиться объекты торговли и общественного питания. Рядом с аллеей запланировано обустройство автопарковки.
Большая стройка создаст новые рабочие места – в том числе и для местных жителей. Новости о вакансиях генеральная подрядная организация разместит на профильных сайтах по подбору персонала, в местных СМИ, а также на своем сайте. И это не единственное важное обязательство, закрепленное в трехстороннем соглашении о сотрудничестве между администрацией г. Судака, АНО «ЦРКИ» и Советом министров Республики Крым. Строительство арт-резиденции станет драйвером развития инфраструктуры г. Судака и прилегающих территорий. Позитивные изменения затронут сферы энерго- и водоснабжения, водоотведения, ремонта дорог, создания пешеходной зоны, обустройства пляжей и др. Проект объекта предполагает строительство водовода, который пройдет транзитом через близлежащие поселки и обеспечит жителей бесперебойным водоснабжением. В генеральный план включено строительство напорного коллектора и канализационно-насосной станции, которые будут обслуживать в том числе и находящиеся рядом населенные пункты. Кроме того, состоится реконструкция подстанции «Капсель», питающей электричеством весь Судак. В результате увеличится ее мощность и производительность, а также снизится вероятность перебоев с энергоснабжением, особенно в горячий туристический сезон. Также запланированы работы по ремонту автомобильной дороги от а/д Грушевка – Судак – Краснокаменка до а/д Алушта – Судак – Феодосия с подъездом к арт-кластеру.
Отметим, что будущая арт-резиденция будет построена на земле федерального значения, не включенной в перечень особо охраняемых природных объектов регионального значения Республики Крым.