Проект по черчению 9 класс для чего нужно человеку черчение
Актуальность исследования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Москвы
«Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова»
Наименование области знаний:черчение, математика, информатика, физика, история, технология.
Исследовательская работа
Тема: «Для чего мы изучаем черчение»
Шалимова Виктория
Фесунова Наталья Николаевна
Оглавление
1. | Введение ……………………………………………….. | 3-4 |
2. | Актуальность исследования…………………………… Цель и задачи исследования…………………………….. | |
3. | История возникновения чертежа……………………… | 6-9 |
4. | Черчение в жизни человека……………………………. | 10-11 |
5. | Межпредметные связи…………………………………. | 11-14 |
6. | Исследование……………………………………………. | |
7. | Вывод. Заключение…………………………………………….. | |
8. | Список литературы…………………………………… |
Введение
При изучении черчения в школе у некоторых школьников возникают такие вопросы: «А зачем нам это черчение? Мы не собираемся быть чертежниками и эти знания нам не понадобятся вовсе». Но давайте разберемся, так ли это?
Как и многие прикладные науки графика возникла из потребностей ремесла, строительства, архитектуры. На заре человеческой цивилизации зодчие рисовали планы будущих сооружений прямо на земле. Контуры своих изделий ремесленники размечали непосредственно на заготовках. Развитие культуры и техники, усложнение конструкций на всех уровнях потребовало разработки, развития, и сохранения конструкторской идеи до начала производства или строительства нового объекта. Стали появляться и совершенствоваться макеты, модели, чертежи. Инженерная графика не отставала в своем развитии от темпов роста производства и шла в ногу со временем.
За три – четыре десятилетия, разрабатывая компьютерные технологии от чертежей, выполненных на ватмане или кальке карандашом или тушью, человек перешел к выполнению 3D моделей и автоматическому построению плоских чертежей различной сложности.
Бесспорно, для учащихся занятия на компьютере являются более привлекательными, но освоение учащимися основ черчения, основных приемов оформления чертежей, приобретение первичных навыков графической работы для школьников, выбравших техническое направление специализации в будущем необходимо.
Психолого-педагогические исследования (Б.Ф.Ломов, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.С.Якиманская и др.) показали, что черчение – единственная дисциплина, в максимальной степени развивающая у детей пространственные представления, воображение и мышление, без которых невозможно техническое творчество. Кроме того, психологами доказано, что развитие пространственных представлений и воображения заканчивается к 15-16 годам. Следовательно, если средняя школа не решит проблемы развития пространственных представлений и воображения своевременно, в более поздние сроки они уже не разовьются. А это грозит тем, что выпускники такой школы окажутся неспособными к техническому творчеству, к диалогу с компьютером на основе графических построений.
Именно черчение имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства. Кроме того, занятия черчением оказывает «большое влияние на воспитание у детей самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания». Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа. Это необходимо для формирования интересов к приобретению знаний в области наук естественно-математического цикла и формирования компетенций при выборе школьниками технических направлений специализации в будущем. При любом результате обучения знания теоретических основ черчения способствуют осознанному самоопределению при выборе будущей профессии.
Не стоит забывать о том, что чертежи, рисунки – это международный язык общения. В чертежах иностранных инженеров можно разобраться, не зная языков. Предмет черчения является основополагающим при общении людей из разных стран в различных областях архитектуры и дизайна, строительства, промышленности, военной техники, при создании новых механизмов и машин, устройств, приборов и медицины. Для этого достаточно знать только один язык – графический язык линий, знаков, символов, чисел.
Актуальность исследования
• Потребность современного общества в специалистах с техническим образованием предъявляет все более высокие требования к уровню графической подготовки школьников, а в дальнейшем и студентов, как одной из составляющих его профессионального будущего.
Цель и задачи
Цель:
• Определить целесообразность изучения предмета «Черчение» для общего и политехнического образования школьников
Задачи:
1. Познакомиться с историей развития чертежа.
2. Установить, как знание графической грамотности поможет школьникам при изучении других предметов и в профессиональном самоопределении.
3. Выявить степень заинтересованности школьников в получении графической грамотности.
4. Создание наглядного учебного пособия к вводному уроку черчения.
Черчение в жизни человека
В современном производстве чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на наших заводах изготовляют различные станки, самолеты, радиоприемники, бытовые приборы и многое другое. Создать все это нельзя без чертежей. По чертежам изготовляют отдельные детали машин и приборов, собирают из готовых деталей сложные механизмы.
Чертежи пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать черчение.
Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, шахты, электростанции, прокладывают железные и шоссейные дороги. По чертежам изготовляют одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и поселки.
Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.
Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же медицина? Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.
Создание и внедрение новой техники во всех отраслях народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса страны невозможны без знания правил построения и чтения чертежей.
Многие ученики не понимают важную необходимость предмета черчения в школьном расписании. Но когда они сталкиваются с этой наукой уже в колледжах и университетах, а впоследствии и на работе, сразу становится понятно, что дисциплина «Черчение» необходима!
Межпредметные связи.
Теперь давайте попробуем проследить неразрывную связь черчения с другими науками. Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в технологическом обучении и воспитании школьников.
Знания и умения, приобретенные при изучения черчения помогут школьникам в практической деятельности и повседневной жизни. Например, то, что черчение тесно связано с такими науками как геометрия, физика, технология, изобразительное искусство и информационные технологии – это бесспорно. Ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения. Преподавание черчения в школе подчинено задаче развития политехнического кругозора школьника. Учет межпредметных связей –
необходимое условие успешного обучения. От того, как осуществляется эта связь, зависит, прежде всего, развитие мышления учащихся, их кругозора. Эта взаимосвязь особенно важна в преподавании черчения, т.к. знания, умения и навыки, получаемые по одному из этих предметов, используются на занятиях по-другому.
Знания, полученные в черчении пригодятся:
Ø Должное внимание уделяется освещению исторических аспектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его. Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, мы обращаемся к истокам — первобытным рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и формируется графический язык. В архитектуре жилых домов, культовых построек,в архитектуре разных стилей мы видим различные элементы геометрических построений. Трудно себе представить, что сооружения древности (самые крупные Пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) возводились без чертежей.
Ø Рассмотрев старинные сосуды, найденные при археологических раскопках приходим к выводу:каждый сосуд можно представить состоящим из цилиндров, конусов, усеченных конусов, шаровых сегментов, шаровых слоев или в более сложных случаях как фигуры, полученные в результате вращения вокруг оси неких «криволинейных трапеций». Ощутили себя не только на уроке истории, но и на уроке геометрии, и на уроке черчения?
Ø Много тем в черчении связаны с рисованием: «эскиз и технический рисунок», «изображение теней на техническом рисунке», «рисование с натуры геометрических тел, деталей», изображение узоров с элементами сопряжения, проецирование предметов на плоскость и перспективное сокращение.
Ø Эти два предмета в школьном курсе занимаются изучением пространственных форм и пространственных отношений материального мира. Целью изучения геометрии является ознакомление со свойствами фигур на плоскости, развитие пространственных представлений и пространственного воображения и именно этим мы занимаемся на уроках черчения. Черчение очень тесно связано с геометрией. Это мы видим уже на первых уроках по черчению. Ведь в геометрии для решения задач тоже используют чертежи. И в геометрии, и в черчении мы пользуемся циркулем и линейкой для построения различных фигур и проекций. На уроках черчения выполняются чертежи деталей в форме круга, треугольника, трапеции, которые уже изучались в геометрии. Черчение- это основная помощь геометрии.
4.Физика:
Ø На уроках физики прослеживается связь с черчением (необходимо аккуратно чертить схемы). Любая схема выполняется в виде графического изображения или чертежа, на котором вместе с оборудованием отображаются все связующие звенья электрической цепи.
Ø При изучении графических возможностей языка программирования возникает необходимость использования знаний и навыков построения чертежа.
6. Технология:
Ø Потребностью прочитать чертёж и понять содержащуюся в нем информацию школьник сталкивается уже с первых занятий по технологии. Мальчики на уроках труда изготовляют различные изделия. Для точного соответствия размерам необходимо в работе использовать чертеж. Чертеж выполняется по всем требованиям, которые предъявляются к чертежным эскизам. То есть, чтобы самому сделать чертеж изделия, нужно овладеть навыками черчения.
Девочки на уроках труда шьют одежду, которая тоже выполняется по точным эскизам. От точности построения выкройки одежды зависит, как она будет пошита. Ведь брак в пошиве одежды недопустим.
Исследование
В ходе работы над проектом был проведен опрос респондентов из числа учащихся 9-х – 11 классов – 92 человека и учителей школы – 27 человек.
Вопросы анкеты для учеников:
1. Знаете ли вы, что такое черчение?
2. Нужно ли черчение в школе, как основной предмет?
3. Пригодится ли тебе этот предмет в дальнейшем?
Вопросы для анкетирования учителей:
1. Нужно ли черчение в школе, как обязательный предмет?
2. Пригодились ли Вам знания черчения в повседневной жизни?
Вывод
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. необходимо все-таки ввести предмет «Черчение», как обязательный для изучения в школе.
2. Знания, которые школьники получат на уроках черчения, в будущем помогут и облегчат обучение в ВУЗах и пригодятся в профессиональной деятельности, независимо от выбранной профессии.
3. Своевременно и правильно сформированные умения являются важным условием продвижения учащихся в учении и подготовке их к будущей деятельности.
Заключение
Основной целью нашего исследования было выяснить нужно ли черчение в школе и для чего, показать роль черчения при выборе профессии и в жизни человека. Исследование можно считать эффективным, оно подтверждает, что графическая подготовка современного выпускника школ, одна из составляющих его профессионального будущего.
В процессе работы была изучена литература, собрана информация из Интернета, проведено анкетирование школьников и учителей школы.
Данный материал ( презентация) может быть использован:
• на классных часах и родительских собраниях, когда ребята определяют какой профиль обучения выбрать для изучения
• учителем на уроках черчения: особенно на вводном занятии, чтобы ребята поняли и наглядно увидели о необходимости изучения этого предмета и знания, которые они получат, пригодится им в дальнейшем в жизни.
В ходе работы над проектом я узнала много нового о черчении, его значимости в современном мире.
Своими знаниями я уже поделились с друзьями и планирую ознакомить других учеников России, посредством размещения данной информации в сети ИНТЕРНЕТ.
Список литературы
1. Павлова А А, Корзинова Е И: Технология. Черчение и графика. 8-9 классы/ Мнемозина 2011;
2. Учебник «Черчение 8-9 класс» Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. 2004-2005;
3. Преображенская Н.Г. Черчение: образовательная область «Технология». Программа для общеобразовательных учреждений. М.:«Вентана-Граф», 2004;
4. «Методическое пособие по черчению» Степакова В.В. 2005;
5. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся 8-9 классов. Подшибякин В.В.1999;
6. Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия и черчение / А.А. Чекмарев. – М.: Юрайт, 2011;
7. 10. Маркаров, С. М. Краткий словарь-справочник по черчению / С.М. Маркаров. – М.: Машиностроение, 2009;
Роль черчения в жизни человека
Что изучает черчение. Черчение— это учебная дисциплина, которая изучает правила выполнения и чтения чертежей.
Любой предмет, находящийся перед нами, можно нарисовать, сфотографировать, описать словами. Но его можно и начертить, или, говорят, построить чертеж.
Чертежом называется изображение предмета, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. По чертежу мы можем судить об устройстве предмета, о его размерах, о форме предмета в целом и его частей.
Показан чертеж речного судна. Как видите, чертеж состоит из нескольких связанных между собой изображений. На чертеже судна таких изображений три. На каждом из них предмет показан видимым с какой-либо одной стороны.
Изучив черчение, вы научитесь выполнять и понимать различные чертежи, узнаете правила оформления чертежей, научитесь работать чертежными инструментами и строить изображения от руки. Знания, полученные на уроках черчения, потребуются вам при изучении других школьных предметов. Они понадобятся вам в будущем для работы на заводах, стройках, в колхозах и совхозах.
Людям приходится пользоваться не только чертежами, но и другими изображениями. Такими изображениями могут быть рисунки, географические карты, планы, схемы и т. п., с которыми вы уже встречались.
Например, в школьных мастерских при изготовлении различных предметов, кроме чертежей, вы встречались с наглядными изображениями предметов. На наглядном изображении, как и на рисунке, предмет показывают одновременно видимым с нескольких сторон. При этом в отличие от рисунка линии, параллельные на предмете в натуре, остаются параллельными между собой и на изображении. Если такое изображение дополнить размерами, то по нему можно изготовить несложный предмет. Дано наглядное изображение головки паяльника, который изготовляют ребята в мастерских школы.
Наглядные изображения, выполненные от руки, на глаз, без точного соблюдения размеров предмета, называются техническими рисунками.
«Видеть» предметы насквозь, отремонтировать табурет и спроектировать дом. Зачем школьнику нужны уроки черчения?
Такие полезные линии
Черчение – предмет в наших школах многострадальный. То его переносят из одного класса в другой, то исключают из программы, сохраняя лишь кое-где факультативные занятия, то снова возвращают в расписание. Споры о необходимости или бесполезности черчения не утихают до сих пор. Мы решили выяснить, кому и зачем могут понадобиться полученные на таких занятиях знания.
Коллаж Ивана ТУМАША, «ЗН»
На все случаи жизни
В советской школе уроков черчения было значительно больше, чем сейчас. В послевоенное время этот предмет преподавали с 7-го по 10-й класс по одному часу в неделю, позже – в 7–9-м. В 1980-х годах он значился в расписании семи- и восьмиклашек. Существует мнение, что именно в возрасте 12–14 лет у детей формируются пространственные мышление и восприятие окружающего мира, и этому во многом способствуют именно начертательные азы.
В 1990-х годах ситуация складывалась неравномерно: в одних школах черчение преподавали так же, как и остальные предметы, в других – на уровне факультативов, где-то не было вообще никаких занятий. В начале 2000-х эти уроки на время убрали из школьной программы. В итоге выросло целое поколение школьников, которые в свое время не создали ни одного чертежа.
Техник по телекоммуникациям Татьяна Лозовая из Минска уверена: занятия по черчению школьникам необходимы. И не только для того, чтобы набить руку и научиться выводить ровные линии. Рано или поздно любой человек независимо от уровня образования и профессии в обыденной жизни может столкнуться с чертежами, которые нужно будет правильно прочитать. А что-то, возможно, придется начертить самому. Даже грамотно расставить мебель в комнате или спланировать ремонт – без развитого пространственного мышления не обойтись.
На школьных занятиях по черчению Татьяна научилась не только «видеть» предметы насквозь, но и красиво выводить чертежные буквы и цифры. Хотя обычный почерк, по ее признанию, не отличается особыми изысками. Да и сами схемы не были образцовыми:
– В школе мне ставили высокие оценки в основном за понимание предмета. Черчение интересно тем, что, изучив со всех сторон какую-то деталь, можешь изобразить ее на бумаге, сделать «прозрачной», показать внутреннее строение – это сродни волшебству. Считаю, чтобы развивать пространственное мышление, не нужно обладать каким-то особым талантом. Здесь помогут лишь знания и практика. Школьная программа помогла успешно освоить более сложные задания в колледже. Хотя там легкая небрежность в работах уже не прощалась, и приходилось старательнее орудовать карандашом и линейкой.
Умение разбираться в чертежах не раз выручало Татьяну и в повседневности. Сколотить ли табурет, сделать ли ремонт, спроектировать ли собственный дом – опыт подсказывал правильные решения. Даже объемную новогоднюю снежинку не смастерить без начертательных навыков.
– А на днях ремонтировала детскую игрушку с многоступенчатой зубчатой передачей. И справилась. Не методом тыка, а потому что откуда-то из глубины сознания всплыли знания, полученные на уроках черчения.
Тем же, кто в школе черчение не проходил, при обучении техническим специальностям в техникумах, колледжах и вузах порой было непросто. Возникали сложности даже при построении простейших схем. Оно и понятно – нужно постигать все с нуля. Сейчас же, когда черчением будут заниматься лишь 10- и 11-классники, с подобной проблемой могут столкнуться будущие выпускники базовой школы.
Менеджер по продажам строительных материалов Михаил Пинчук вспоминает:
– В школе у нас черчения не было. Поэтому инженерная графика, которую преподавали в машиностроительном техникуме, на первых порах давалась с трудом. Зато полученные знания использую до сих пор, хотя по специальности уже не работаю: без них не смог бы читать строительные чертежи.
Техник-механик Владислав Орловский черчение в школе тоже не изучал. А впоследствии в политехническом колледже приходилось осваивать много «чертежных» дисциплин. Признается: чтобы разобраться во всех хитросплетениях линий, потребовалось время. Но потом так вник в тему, что даже одногруппникам помогал строить детали на бумаге – от промышленных котлов до городских тепловых сетей. Да и в обычной жизни, говорит, начертательные умения пригодились:
– Нужен был шкаф для дома. Самостоятельно сделал чертеж, заказал распил и собрал. А недавно ремонтировал машину: без труда составил и вырезал из металла нужную мне деталь.
Для некоторых уроки черчения были своеобразной передышкой от математических задач, химических формул и исторических дат. Как, например, для воспитателя Веры Половинкиной. Она так увлеклась предметом, что выбрала его в качестве выпускного экзамена:
– Это был 2001 год. Тогда мы сдавали шесть дисциплин – четыре обязательные и две на выбор. Черчение я знала на отлично. Оно у нас преподавалось в средних классах, а потом я выбрала соответствующую специальность на УПК. У меня была хорошая учительница: она очень интересно вела предмет, поэтому теорию и практику осилить не составляло труда.
Вера вспоминает: школьницей застала еще времена, когда требовалось вручную оформлять на листе даже рамочку для чертежа – определенного размера, определенной толщины – и делать в ней подпись буквами и цифрами нужной ширины и высоты. Как ни странно, это всегда было самым сложным заданием.
Нынешние же школьники уверены: сейчас любые схемы можно создать на компьютере, поэтому в умении изображать детали на бумаге вручную нет острой необходимости. Но учителя школ придерживаются иного мнения. В беседе с нами они неохотно дискутируют на эту тему: не понимают, почему к предмету «черчение» такое неоднозначное отношение. Ведь полученные на уроках знания закладывают фундамент технического образования, логического мышления, воображения, а также помогают лучше разбираться в геометрических задачах.
Преподаватели технических колледжей в свою очередь отмечают, что в процессе обучения сталкиваются с объективной трудностью – слабой школьной подготовкой учащихся в геометро-графической области. Способностью пространственного воображения наделены все, но не у всех оно развито одинаково, и научить этому 17–20-летних учащихся гораздо сложнее, чем школьников.
Инна Кастелей, учитель трудового обучения и черчения средней школы № 62 Минска:
– Уроки черчения очень важны для развития пространственного мышления детей, помогают им в освоении некоторых разделов математики и позволяют подготовиться к дальнейшему выбору технических специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях. Преподаватели вузов в один голос твердят: студентам, которые приходят к ним учиться, не хватает практики черчения от руки, им сложнее дается компьютерное проектирование. В некоторых учебных заведениях (например, на архитектурном факультете Белорусского национального технического университета и в Минском государственном архитектурно-строительном колледже) абитуриенты в обязательном порядке сдают черчение при поступлении.