Проект о чем говорит почерк
Исследовательская работа по теме «О чем говорит почерк»
Исследовательская работа по теме «О чем говорит почерк» была подготовлена ученицей 10 класса для участия в районной НПК «Шаг в будущее»
Просмотр содержимого документа
«Дашеева Арюна_О чем говорит почерк»
Возможности анализа почерка.
Графология и практика
Интересные факты о почерке.
Исследование почерка учащихся 10 класса и его результаты.
«Зачем мне фотография человека,
для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги,
так как в нем изображается преступность, радость, печаль, озлобленность, настроение духа и тому подобное»
Французский ученый антрополог Д.Тарт
Как же избежать всего этого? Самый простой совет: не торопиться с выводами, собрать побольше информации о человеке, проанализировать ее и только после этого формировать мнение. И таким средством, по нашему мнению, является почерк человека.
Проблему определения характера человека успешно решают психологи, в числе прочих методов используя анализ почерка. К тому же, данная тема в последнее время чрезвычайно актуальна: всё большее число людей изучает графологию, появляются научно-популярные издания Д.М.Зуева-Инсарова, П.В.Рышкова, М.И.Поняловского, И.В.Щеголева, в сети Интернет ведутся обсуждения, дискуссии, проводятся обучающие семинары.
Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить научную и публицистическую литературу по исследуемой теме.
Проанализировать и определить основные параметры почерка.
Определить характер учащихся 10-х классов путём анализа почерка. Составить психологические портреты одноклассников;
Составить рекомендации для начинающего графолога.
Гипотеза нашего исследования: Характер человека можно определить по его почерку.
Изучение научной и публицистической литературы по исследуемой теме.
Графологическое исследование образцов почерка и математическая обработка его результатов.
Составление показательных диаграмм и таблиц на основе результатов исследования.
Практическая значимость исследования: Определение особенностей характера подростков может явиться путеводной звездой для учителей, работающих в классе; оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с учащимися. Может послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей
1.1 Возможности анализа почерка.
Анализ почерка раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как их отпечатки пальцев.
У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей.
Во–первых, невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд написал мужчина, может оказаться милая бабуся, обладающая сильной и агрессивной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности. Графолог не может определить пол писавшего.
Во – вторых, почерк не показывает и возраст автора письма. Может показаться, что почерк подростка принадлежит лицу более старших лет, потому, что ум подростка зрел не по возрасту, а письмо старого человека может выглядеть ребяческим, потому, что у него сохранился юношеский задор. Поэтому письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. [6]
Разумеется также, что графолог не сможет дать ответ на вопрос женат ли человек или холост, так как брак не изменяет основных черт характера. Следовательно, по почерку невозможно определить, есть ли у автора письма дети или нет.
Нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения того или иного лица, так как многие люди занимаются делами, для которых они изначально не подходят, но успешно справляются с ними благодаря своему уму или способности приспосабливаться к различным обстоятельствам или по необходимости.
В то же время почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть.
По почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому, что почерки не обладают семейным сходством. Даже в том случае, если люди похожи до такой степени, что их собственные родители с трудом могут отличать их друг
от друга, их почерки могут показать наличие совершенно разных черт.
Итак, как уже было сказан, чрезвычайно важно иметь в виду, что анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях и темпераменте, что позволит ему направлять свои действия. Каким образом он использует знание о чертах своей личности для того, чтобы определить свою жизнь в будущем, не входит в компетенцию графолога. Все, что может сделать графолог – это указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться информацией для того, недостатки.[3]
1.2 Графология и практика
Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.
К примеру, без особого труда можно понять, что почерк, изображенный на рис. 1, принадлежит уверенному в себе, сильному и энергичному человеку. Об этом свидетельствует твердая манера письма, большой размер букв и штрихов, а также направленность линий, которую можно охарактеризовать как общую поступательную.
Рис. 1. Почерк личности, уверенной в своих силах
Напротив, образец почерка с рис. 2 говорит о личности, слабо уверенной в своих силах и не имеющей определенных взглядов на жизнь. Об этом свойстве характера свидетельствует недостаток стабильности штрихов, неровность текста, разные размеры пробелов и букв, а также неоднозначное направление линий.
Рис. 2. Почерк человека, имеющего неопределенные взгляды на жизнь
На рис. 3 изображен почерк экстравагантного человека: движения его руки при письме широки и размашисты. Рис. 4. иллюстрирует крайнюю практичность, так как даже текст на листке бумаги этот человек располагает, учитывая объем пространства.
Рис. 3. В характере доминирует экстравагантность
Рис. 4. В характере доминирует практичность
Образцы на рис. 5 и рис 6. показывает организованность и неорганизованность их авторов. В первом случае линейный интервал четкий, во втором – нечеткий.
Рис. 5. Эта личность хорошо организована
Рис. 6. Данному человеку не хватает организации
Скорость написания текста (рис. 7, 8) также говорит о многом. В частности, о том, насколько данный человек терпелив.
Рис. 7. Скорость написания текста говорит о нетерпеливости
Рис. 8. Данный индивидуум имеет большой запас терпения
Наклоны букв при письме показывают, насколько человек зажат или, напротив, раскован (рис. 9, 10).
Рис. 9. Сдержанный характер
Рис. 10. Этот человек очень раскован
И чем больше почерк конкретного человека отличается от общепринятой манеры письма, тем более своеобразной является его личность (рис. 11, 12).
Рис. 11. Данная личность склонна соблюдать условности
Рис. 12. Самостоятельность и произвольность в решениях
Аккуратность при написании образца текста предполагает дисциплинированность испытуемого. И напротив, небрежность при письме является свидетельством отсутствием всякой дисциплины (рис. 13, 14).
Рис. 13. Самодисциплина достаточно высока
Рис. 14. Недисциплинированность
Не последнюю роль играет и форма букв. К примеру, те, у которых форма сохранена, могут свидетельствовать о ясности мыслей. Неправильной формы буквы, напротив, говорят о нечеткости мышления (рис. 15–16).
Рис. 15. Ясность в мыслях
Рис. 16. Нечеткое мышление
Тем не менее, анализ почерка несколько сложнее, чем демонстрируют предложенные примеры. Индивидуальные эмоционально-психические и физические особенности каждого человека, меняющиеся в зависимости от различных жизненных обстоятельств, представляют собой достаточно сложный предмет исследований.[4]
Сложность графологического анализа заключается в том, что человеческий мозг под влиянием разного рода факторов формирует уникальную в своем роде личность с присущими только ей чертами характера и неповторимой манерой письма. [4]
1.3 Интересные факты о почерке.
10 место: Левосторонний, зеркальный почерк в психологии получил название «почерка Леонардо». Леонардо да Винчи писал свои записки именно таким почерком, что делает очень трудной их расшифровку.
9 место: Наполеон менял почерк на протяжении жизни (их у него насчитывают около семи). С годами почерк Наполеона становился все запутаннее и неразборчивее.
8 место: Почерк Пушкина принято называть «скорописью». Им совершенно не восхищались ни учителя чистописания в лицее, ни современники Пушкина: иметь такой почерк считалось просто неприличным.
7 место: Мелкий и крайне неразборчивый почерк был у Николая Гумилева.
6 место: Лермонтов часто менял почерк, но даже когда он старался писать ровно и красиво, строчки всегда загибались вверх, а буквы «выскакивали» то вниз, то вверх. В одной из книг по графологии почерк Лермонтова рассматривается как типичный образец почерка невротической личности.
5 место: Рукопись Девятой симфонии Бетховена была напечатана только через два года после ее написания. Дело в том, что любимый переписчик Бетховена умер, а его два преемника с большим трудом разбирали ужасный почерк гения. В одном месте, исправляя ошибку переписчика, Бетховен в порыве чувств написал «du verfluchter Kerl!» («Ты проклятый дурак!»).
4 место: Эпистолярные документы Черчилля почти нечитабельны для тех, кто не имеет привычки к его почерку – слишком мелкому и неразборчивому. Когда однажды Черчиллю сказали, что его почерк напоминает почерк Клеопатры, он пришел в неописуемый восторг.
3 место: Читать некоторые документы Карла Маркса очень трудно, потому что он имел обыкновение писать многие слова слитно.
2 место: Эйнштейн писал не только неразборчиво, но и крайне неряшливо. На многих его рукописях имеются кляксы, разного рода пятна и даже отпечатки пальцев Эйнштейна, испачканных чернилами.
1 место: Почерк Льва Толстого был малопонятным с путаницей условных знаков и добавлений. Разобрать его могла только его жена, которой и приходилось бессчетное количество раз переписывать «Войну и мир». Психиатр Чезаре Ломброзо, посмотрев на почерк Льва Толстого, пришел к выводу, что он принадлежит женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями. [7].
2.1 Исследование почерка учащихся 10 класса и его результаты.
Нами было проведено исследование почерка 17 человек в лице учащихся 10-х классов Гурульбинской школы. Для изучения мы взяли типовую форму исследования индивидуальных особенностей почерка человека, принятую нормами графологии.(см. прил. №1). С целью получения образцов почерка исследуемые написали тексты одинакового содержания (см. прил. №2).
В образцах нами были исследованы 5 характеристик почерка:
Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Сила нажима на карандаш.
В результате анализа выявлено, что в почерке Софьи Ш. характерен легкий нажим, небольшой наклон влево, мелкий почерк, угловатый почерк, строка при письме поднимается, что свидетельствует о чувствительной натуре, критическом складе ума. Для этого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений. Также почерк говорит о сдержанности и скрытности, эгоизме и об оптимистичности (интроверт).
Для Вали П. характерен сильный нажим, небольшой наклон влево, крупный почерк, округлый, строка прямая, что свидетельствует о доброте и отзывчивости, о спокойном и рассудительном характере. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Такой человек не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций (интроверт).
У Аркадия Б. в почерке наблюдается легкий нажим, небольшой наклон вправо, мелкий почерк, угловатый, прямая строка, что присуще чувствительным, спокойным и уравновешенным, сдержанным, эгоистичным и рассудительным натурам. Человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания (интроверт).
У Адисы Н. в почерке встречается легкий нажим, небольшой наклон вправо, широкий почерк, угловатый, прямая строка, что характерно для чувствительных и романтичных натур, это говорит об уравновешенности, о творческой и талантливой натуре и о спокойном характере. Наклон 50-60 градусов вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям. (экстраверт)
У Вали М. легкий нажим, вертикальный почерк, широкий и мелкий, строка ровная, что свойственно чувствительным натурам, упрямым, творческим и сдержанным, добрым и отзывчивым, спокойным людям (интроверт).
У Баярто Э. Легкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный почерк, угловатый, строка опускается, что присуще слабовольным людям, лидерам и душам компаний. Изменяющийся наклон букв говорит об исполнительности, человек с таким почерком склонен полагаться на интуицию, у него хорошо развито чутьё (Интроверт).
У Димы И. легкий нажим, небольшой наклон вправо, мелкий почерк, угловатый, волнообразная строка свидетельствуют о том, что перед нами человек ловкий, изворотливый, имеет коммерческие наклонности. Поля рационально окружают текст, что свидетельствуют в пользу рассудительности. Такие люди занимают положение, требующие особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.
У Влада Н. сильный нажим, меняющийся наклон, меняющийся размер букв, буквы округлой формы, волнообразная строка, что характерно для тактичных, непрямолинейных, усидчивых, отзывчивых, склонного к фантазированию. Меняющийся наклон почерка может говорить о низкой психологической устойчивости или же о некоторой нерешительности этого человека.
У Дианы О. лёгкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный округлый почерк, ровная строка говорит о спокойствии, уверенности в себе, доверчивости. У этого человека сильно развито чувство долга, хорошая работоспособность, никогда не откладывает все на последнюю минуту. Здесь имеет место большой контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям.
У Коли Б. сильный нажим, меняющийся наклон букв, меняющийся размер букв, строка ровная, буквы округлой формы свидетельствуют о том, что перед нами человек противоречивый, самовлюблённый, энергичный, склонный к сравнениям и уподоблениям. Резкая смена настроения. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни.
У Эльвиры В. Сильный нажим, наклон букв влево, буквы округлой формы, строки идущие вниз имеют люди нерешительные, сентиментальные, усидчивые. Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии, спокойствии.
У Арюны Д. лёгкий нажим, небольшой наклон вправо, крупный угловатый почерк, ровные строки говорят о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству, также говорит о высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.
У Татьяны Н. сильный нажим, вертикальный почерк, крупные угловатые буквы, волнообразные строки. Перед нами человек, открыто выражающий свои чувства. Сильный нажим говорит об энергичности, стремлении чем-то занимать себя, в том числе физическими занятиями.
У Люды Б. в почерке наблюдается лёгкий нажим, ярко выраженный наклон вправо, широкий угловатый почерк, строки, восходящие к верху. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего свои чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.
У Валерии С. легкий нажим, крупный и широкий почерк, угловатые буквы, строки, идущие вниз говорит об отсутствии решительности и инициативы, самостоятельность, спокойствие. Также можно говорить о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.
У Бимбы Б.лёгкий нажим, мелкий и узкий почерк, буквы округлой формы, неровные строки
Говорят о тонкой и чувствительной натуре, имеет критический ум и высокий самоконтроль. Мелкий почерк говорит о наблюдательности, спокойствии (интроверт).
После анализа почерка одноклассников мы получили такие результаты:
Из 17 учащихся 10-го класса интровертов: 10 человек (58,8%), когда как экстравертов – 7 (41,2%).
Вторым направлением нашего исследования было выяснение достоверности проработанных нами результатов. С этой целью мы сопоставили полученные результаты с мнением о себе самого испытуемого. Для этого было подготовлено заключение по каждому образцу почерка, определен его тип и выяснено, согласен ли он с нашими результатами, или нет. Большинство респондентов, а именно 12 человек (из 17) согласны с нашими заключениями, не согласны 2 человека и 3 человека согласны частично.
Факт того, что большинство людей согласны с результатами исследования, свидетельствует о том, что особенности почерка соответствуют особенностям характера человека. На этом основании мы можем считать нашу гипотезу верной: « Характер человека можно определить по его почерку».
Изучив публицистическую литературу по теме «Почерк и характер человека» мы узнали, что графология изучается и применяется в разных сферах жизни от криминалистики до бизнеса. В работе представлены интересные факты о почерках известных людей.
Целью нашего исследования было изучение характеров учащихся 10-го класса с помощью анализа почерка.
Проведя необходимую работу, мы установили, что существует прямая зависимость между особенностями почерка и характером. Для исследования было привлечено 17 человек, у которых были взяты образцы почерков. Проанализировав имеющиеся образцы, мы установили типы характеров, а затем повторно опросили респондентов для выяснения достоверности проработанных нами результатов. Все полученные в ходе исследования данные мы разместили в сводных таблицах, на основании которых были построены соответствующие диаграммы.
Основная концепция данной работы заключалась в проведении нами исследования, в результате которого были сделаны следующие выводы:
Факт того, что большинство людей согласны с результатами исследования, свидетельствует о том, что особенности почерка соответствуют особенностям характера человека. На этом основании мы можем считать нашу гипотезу верной: «Характер человека можно определить по его почерку».
Все наше исследование доказывает, что существует прямая зависимость между характером и почерком человека.
1.Щеголев, И. В. Тайны почерка [Текст] : учеб.пособие / И.В. Щеголев. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 158 с.
2. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Белов. – Мн. : Современный литератор, 1999. – 223 с.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах – М, 2000. –
4. Щеголев, И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека [Текст] :
Проектная работа по теме «ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ПОЧЕРК».
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.Тарко-Сале Пуровского района
Исследовательский проект по психологии на тему:
«ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО ПОЧЕРК».
Выполнила: Климкина Юлия
учащаяся 9 «г» класса
Бондарева Ольга Сергеевна
г. Тарко – Сале, 2020 г.
1.2. Возможности анализа почерка……………………………………….…. 5
1.3. Как проводить анализ почерка……………………………………….…. 6
1.4. Почерк человека зависит от характера. А что такое характер. 9
2.1 Исследование вопросов связи между различными типами характеров и почерками учащихся.…………………………………………………………. 11
«Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих».
Аристотель
Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер.
А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Цель исследования: с помощью проведённого исследования выявить, наличие взаимосвязи характера с почерком учащихся в 9 г классе.
Объект исследования : почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования : взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Гипотезой исследования : характер человека можно определить по его почерку.
Методы исследования : наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
· познакомиться с наукой графологией;
· изучить основные закономерности графологического анализа
· проанализировать почерк учащихся 9 Г класса;
Первая известная ныне книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии.
Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.
Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.
Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.
В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы.
1.2. Возможности анализа почерка.
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно видеть, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие.
В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
1.3. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным. Желательно получить и подпись человека, потому что подпись отличается от остального текста.
Помимо образца почерка, полученного непосредственно для анализа, желательно наличие образчика письма, подготовленного ранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляется одинаково, вне зависимости от пола писавшего. В процессе графологического анализа необходимо учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и так далее.
Как определить характер человека по его почерку? Мы знаем, что почерк является скрытым информатором о человеке и наравне с особенностями его внешнего вида, поведения и привычек, дополняя наши впечатления о нем, позволяет делать определенные выводы.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом. Они могут быть критичными, склонными к проявлению силы.
Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабо вольности.
Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
Обладатели сильного наклона влево самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
Размер букв говорит об общительности человека. Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. У них много друзей. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
5. Расположение строк на странице.
Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.
Поля, оставляемые слева на письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
7. Характер написания слов.
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка. (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
О многом может рассказать подпись человека. По ней можно узнать даже о тех чертах характера, которые человек скрывает от окружающих и самого себя. Так стандартная, незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость. Подпись, состоящая из петель, встречается у хитрых и наблюдательных людей. Зачеркнутая подпись говорит об импульсивности и энергичности, а подчеркнутая – о предприимчивости. Робкий и замкнутый человек обводит подпись или несколько ее букв в кружок. Зигзагообразный росчерк говорит о неуравновешенности. Росчерк в виде черты – признак эмоциональности. А если росчерк отсутствует, то это характеризует человека как умного и расчетливого.
Вот еще несколько признаков почерка:
· предприимчивые люди, способные легко ориентироваться в незнакомой обстановке, пишут, как правило, бегло и размашисто;
· у человека уравновешенного, постоянного во взглядах и привязанностях, ровного в отношениях, почерк разборчивый, аккуратный, не очень старательный, буквы не одинаковые по высоте, без сильного нажима, с равными промежутками между словами;
· если буквы в словах стоят отдельно друг от друга – слабая воля, слитно – хорошая стрессоустойчивость;
· небольшое расстояние между соседними словами может указывать на слабовыраженное чувство субординации;
· излишнюю осторожность выдают большие пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова;
1.4.Почерк человека зависит от характера. А что такое характер?
Слово «характер» общеупотребительное.
Во-первых, мы его употребляем, когда хотим оценить поведение человека.
В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).
Таким образом, в моей работе речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Теперь перейдем к раскрытию понятия «характер»
Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое. Которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность».
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера. Своеобразно окрашивая те или иные его черты.
Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Например, о таких способностях, о способности продуцировать оригинальные и творческие идеи в выполнении организации работы, говорит почерк человека, который не связывает буквы.