Проект ндв и пдв в чем разница
ПДВ и НДВ: в чем разница?
Природопользователи и руководители организаций часто задаются вопросом: чем различаются понятия проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) и нормативы допустимых выбросов (НДВ)? Попробуем разобраться, с чем связана путаница в терминах и каково их значение.
Чем различаются ПДВ и НДВ
Дело в том, что термин “проект ПДВ” использовался до 2015 года, пока не были внесены изменения в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7-ФЗ. После этого в другом Федеральном законе (“Об охране атмосферного воздуха” от 04.05.1999 N 96-ФЗ) появилось такое определение:
“Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками”.
Приказ Минприроды от 11.08.2020 №581 “Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух” вступил в силу 1 июля 2021 года.
Таким образом, согласно закону, проекты ПДВ устарели для большинства предприятий – теперь нужно делать расчет НДВ. Но до сих пор не все руководители разобрались в этом и продолжают задаваться вопросом, какой проект им нужно готовить для сдачи и согласования.
Нормативы допустимых выбросов
Итак, что же такое НДВ? Нормативы предельно допустимых выбросов – это допустимое количество опасных веществ, которое разрешено выбрасывать в атмосферу из стационарных источников, не нарушая при этом экологические нормативы.
Сам проект – это документ, который нормирует выбросы, определяет их перечень и количество. Его, согласно требованиям действующего законодательства, должны разрабатывать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, при работе которых вредные и загрязняющие вещества попадают в атмосферу, независимо от категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Здесь расскажем подробнее, как проект нормативов допустимых выбросов подается на согласование в зависимости от категории НВОС объекта.
Для I категории – сначала проект отправляется на согласование в аккредитованную экспертную организацию. Потом нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре. Только после этого проект согласовывается в Росприроднадзоре, который и выдает разрешение на выбросы.
Для II и III категории – проект также согласовывается в экспертной организации, затем предприятие получает сан-эпид заключение в Роспотребнадзоре. Объекты этих категорий подают проект в Росприроднадзор в составе ДВОС (декларации о воздействии на окружающую среду).
Важно : для объектов III категории проект рассчитывается только в случае, если в выбросах предприятия есть вещества I-II класса опасности (пары ртути, сероводород в смеси с углеводородами и другие ядовитые компоненты).
Для IV категории – проект не рассчитывается.
Согласование НДВ
Оформление и согласование проекта нормативов допустимых выбросов проходит в несколько этапов, среди которых:
Таким образом, на подготовку проекта нужно примерно полгода. Проект НДВ действует 7 лет (а проект ПДВ раньше действовал только 5 лет), при условии, что за это время не будет изменен технологический процесс. Получаемое разрешение на выбросы действует от 1 года до 7 лет. Новый пакет экологической документации потребуется разрабатывать в случаях, если:
Документы для расчета НДВ
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, для которого разрабатывается проект, должен предоставить целый комплект документов, среди которых обязательно будут:
Штрафы за отсутствие НДВ
За отсутствие проекта НДВ, согласно КоАП РФ (статья 8.21), для природопользователей предусмотрены штрафы.
За осуществление деятельности, при которой происходят выбросы вредных веществ в атмосферу без соответствующего разрешения:
За нарушение условий разрешения накладывается штраф в размере:
Стоит отметить, что проект ПДВ не исчез, его все еще можно встретить до 2025 года. Это связано с тем, что объектам I категории НВОС разрешили пользоваться уже существующим у них проектом ПДВ до его срока завершения. Также только для этой категории объектов есть возможность разработки данного проекта, но исключительно до 2025 года. Планируется, что к этому времени все объекты данной категории получат комплексное экологическое разрешение (КЭР).
В связи с утверждением приказа №581 и отменой приказа №183, нужно разрабатывать проекты НДВ, а не ПДВ. Но, тем не менее, проект ПДВ все еще существует для объектов I категории НВОС. Грубо говоря, понятия синонимичны друг другу, и использование обоих правомерно.
Проект ндв и пдв в чем разница
Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) — документ, определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.
Работа «под ключ»
Полное сопровождение и разработка решений на всех этапах работы, а так же весь спектр услуг по экологии
Технологии
Качество
Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2015, ISO 9001:2015, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов
В проекте НДВ учитываются выбросы только стационарных источников. Выбросы всех иных источников должны учитываться в проекте НДВ в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.
Содержание проекта НДВ:
1. Проект нормативов допустимых выбросов.
2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
3. Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или аккредитованной организации по данному виду деятельности.
4. Санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора.
Согласно Федерального закона от 10.01.2002 (ред. от 27.12.2019) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
Нормативы допустимых выбросов (НДВ) определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
Обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку нормативов допустимых выбросов (проект НДВ) в атмосферный воздух;
Осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и т.д.;
Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества. Как правило, это котельные предприятий, гаражи дизельные установки, сварочные участки, участки метало- и деревообработки, участки окраски и др.
Передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный или сжиженный газ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух»:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие хозяйственную деятельность:
на объектах I и III категорий рассчитывают НДВ только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах;
на объектах II категории рассчитывают НДВ для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р.
При этом расчеты рассеивания выбросов осуществляются для всех загрязняющих веществ выбрасываемых источниками выбросов хозяйствующего субъекта по методам расчета рассеивания выбросов, утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются:
для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение – указанным разрешением;
для объектов I категории до получения комплексного экологического разрешения нормативы допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) могут быть установлены разрешением на выбросы.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам, полученным в Управлении Роспотребнадзора.
С 1 июля 2021 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
В соответствии с Приказом № 581 расчеты предельно допустимых выбросов содержат следующие сведения и материалы:
Срок действия проекта ПДВ
Данный проект разрабатывается и согласовывается каждые 7 лет. Есть особые условия, при которых пересмотр предельно допустимых выбросов вредных веществ проводится раньше:
Изменение количества источников выбросов — появление новых или устранение существующих;
Смена производственной программы предприятия и применяемых технологий.
Ответственность и штрафы
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа по статье 8.21 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года:
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:
Что такое проект ПДВ
Предельно допустимый выброс (проект ПДВ) – это количество загрязняющих веществ, разрешенных государственными органами к выбросу за единицу времени конкретному природопользователю при условии соблюдения нормативов качества воздуха для населения.
Если организация подлежит федеральному государственному экологическому контролю, то разрешение на выброс выдается территориальными органами Росприроднадзора.
Если организация подлежит региональному государственному экологическому контролю, то разрешение на выброс выдается местными природоохранными органами субъекта РФ.
Перечни объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, устанавливаются Постановлением Правительства.
Разработка проекта ПДВ (предельно допустимые выбросы), пошаговая инструкция
Цели разработки ПДВ
Перечень документов для разработки ПДВ
Содержание основных разделов ПДВ
Получение разрешения территориального Управления Росприроднадзора
Проект ПДВ, основополагающие документы:
Проекты ПДВ разрабатываются в соответствии с требованиями п.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ и п.1 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г № 7-ФЗ. Проект ПДВ обязаны разрабатывать юридические и физические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает полный перечень услуг по разработке и согласованию проекта ПДВ а также ПНООЛР.
Этапы работ по оформлению и согласованию проекта ПДВ:
I этап: санитарно-техническое обследование предприятия, выявление источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Оформление Проекта нормативов ПДВ. Проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Срок выполнения от 15 до 30-ти календарных дней в зависимости от количества источников загрязнения атмосферы.
II этап: сдача проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и в Управление Роспотребнадзора, устранение замечаний в случае их возникновения, внесение в проект необходимой информации. Получение санитарно-эпидемиологического заключения.
Срок выполнения – от 15 до 30-ти календарных дней.
III этап: сдача проекта в Департамент Росприроднадзора по ЦФО для получения Приказа об утверждении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, устранение замечаний в случае их возникновения, внесение необходимых сведений в проект.
IV этап: сдача проекта ПДВ в Департамент Росприроднадзора по ЦФО (для предприятий подлежащих федеральному экологическому контролю)/ Департамент природопользования и охраны окружающей по г.Москве для получения разрешения на выброс/ Министерство экологии и природопользования Московской области. Срок выполнения – 30 рабочих дней/ 15 рабочих дней/ 30 календарных дней. При необходимости, проекты дорабатываются в рабочем порядке.
V этап: разработка и согласование плана снижения выбросов при НМУ в Департаменте Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. (для предприятий не подлежащих федеральному экологическому контролю).
Срок выполнения – 22 рабочих дня.
Стоимость проекта ПДВ
Стоимость выполнения и согласования проекта ПДВ также как и ПНООЛР складывается из следующих составляющих:
Ответственность за отсутствие проекта ПДВ
За нарушение условий специального разрешения на выброс предусмотрен штраф для юридических лиц – от 80 000 руб. до 100 000 руб.
Разработка ПДВ ПНООЛР и его согласование не может осуществляться без специальных знаний и программного обеспечения. Поэтому надёжнее доверить данную работу специалистам. Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение разрешения на выброс.
Компания «ЭкоЦентрПроект – это гарантированно грамотная и быстрая разработка ПДВ, ПНООЛР и другой документации для вашего предприятия!
С 2011 года разработку проектов мы осуществляем на территории всех субъектов РФ.