Проект что такое снежинка

Проектная работа по технологии и окружающему миру «Тайна снежинок»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Проект что такое снежинка

Гарабаева Ирина Андреевна,

Руководитель : Низаметдинова Айгуль Мударисовна, учитель начальных классов.

1. Теоретическая часть

1.1. Как рождается снежинка. 4

1.4. Почему снег белый. …………………5

1.5. Из чего состоит снежинка. ……………6

1.6. Снежинкины исследователи……………. ……………………………………..6

2. Практическая часть

2.1. Опыт 1. Все ли снежинки одинаковые. ………………….7

2.2. Опыт 2. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная…………………………………………………………………..…..7

2.3. Опыт 3. Можно ли получить снежинку в домашних условиях. …………………8

2.4. Анкетирование одноклассников и анализ анкет…………………………. …..8 Выводы…………………………………………………………………………. …..9

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

Снежинка – одно из самых прекрасных созданий на земле. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая её ровным слоем. И тогда можно разглядеть кружевные снежинки. Я жду, когда мне на варежку упадут снежные красавицы. Как же они прекрасные! Я любуюсь ими, не могу наглядеться, долго рассматриваю их. Когда я снимаю варежку, снежинки быстро тают на моих тёплых ладошках, превращаясь в капельки воды. А так как мне нравится узнавать все новое и интересное, экспериментировать, наблюдать, то стало еще интересней и появилось много проблемных вопросов:

1. Откуда же прилетают к нам «белые мухи»? Как рождается снег?

2. Почему снежинки такие неповторимые?

3. Какого цвета снег и как он звучит?

4. Какую пользу приносят снежинки?

5. Можно ли получить снежинки в домашних условиях? Можно ли

Эти вопросы волнуют многих. На протяжении многих лет снежинки изучаются, разглядываются, фотографируются, зарисовываются, выращиваются учёными. И поэтому я решила провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят, рассказать об этом одноклассникам.

Вышесказанное определило актуальность исследования и позволило определить цели, задачи исследования и определить гипотезу.

Объектом исследования стало природное явление – снежинка.

Предмет исследования: снег, взятый в окрестностях Янган-Тау

Гипотеза : предположим, что все снежинки разной формы и размера, их невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать.

Цель исследования: изучить и раскрыть тайны снежинок.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить специальную литературу;

· узнать, как рождается снежинка, сколько весит, как звучит;

· определить полезные свойства снежинок;

· выяснить «тайные» секреты снежинок;

· провести опыты, наблюдения;

· создать мультимедийную презентацию по теме исследования;

· выпустить буклет для желающих раскрыть тайны снежинок.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

поиск нужной информации в сети интернет, научной литературы, анкетирование одноклассников и анализ анкет, наблюдение, сравнение, обобщение.

Практическая значимость исследования состоит

· в составлении презентации, которую можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, внеклассной работе;

· в выпуске буклета для тех, кто хотел бы узнать о тайнах снежинок;

· в обогащении словарного запаса.

1.1. Как рождается снежинка.

Одной из загадок природы являются снежинки. Откуда они появляются? Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем, так как дождь. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землёй, когда вокруг маленькой пылинки или бактерии образуется кристаллик льда. (Приложение 1). Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.

Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, у этих лучей появляются отростки, или – наоборот, снежинка начинает расти в толщину. Обычные снежинки имеют диаметр около 5 мм и вес 0,004 грамма. Крупнейшая в мире снежинка была обнаружена в США в январе 1887 года. Диаметр снежной красавицы составил целых 38 см! А в Москве 30 апреля 1944 года выпал самый странный снег в истории человечества. Снежинки размером с ладонь кружили над столицей, а по форме напоминали страусинные перья. (Приложение 2).

Форма и рост снежинок зависят от температуры и влажности воздуха. По мере того как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом ее форма изменяется. Если снежинка при падении вращается, как волчок, то ее форма идеально симметрична. Если же она падает боком или иначе, то и форма ее будет несимметричной. Чем большее расстояние пролетит снежинка от облака до земли, тем крупнее она будет. Падающие кристаллы слипаются, образуя снежные хлопья. Чаще всего их размер не превышает 1-2 см. Порой эти хлопья бывают рекордных размеров. В Сербии зимой 1971 года выпал снег с диаметром хлопьев до 30 см!

Снег скрипит под ногами только в мороз. А почему? Это ломаются под нашей тяжестью лучики снежинок. Звук от одной «сломанной» снежинки так мал, что недоступен человеческому уху. А так как снежинок много, слышится треск. Усиление мороза делает кристаллики более твёрдыми и хрупкими. Чем выше мороз, тем выше тон скрипа.

Есть ещё один интересный факт. При падении в воду снежинка «поёт», создавая очень высокий звук, неслышный для человеческого уха. Зато рыба его прекрасно слышит, и, больше того, очень не любит.

Снег белый, потому что снежинки – это кристаллы, которые отражают весь спектр света, который мы видим, как белый. Но история знает случаи, когда снег выпадал и других цветов. В Швейцарии в 1969 году выпал чёрный снег, а в Калифорнии в 1955 году люди увидели зелёный снег. В арктических и горных регионах снег может быть, розовым, красным, фиолетовым. Это потому, что под его кристаллами могут жить какие-нибудь затейливые водоросли. А в местностях, расположенный недалеко от пустынь, где бушуют песчаные бури, в облака попадают мелкие частицы пыли, окрашивая снежинки в жёлтый и бурый цвета.

В Челябинске выпал синий «пасхальный» снег. Компания ВИТЭКС, которая занимается производством пищевых добавок, объяснили, что п ри вскрытии упаковки с пищевыми красителями, предназначенными для изготовления пасхальных наборов, вещество попало в вытяжную систему цеха, а оттуда — в атмосферу. Они уверяют, что это совершенно безвредно.

В штате Калифорния в горах Съерра-невада раскинулась сказочная снежная поляна красного цвета. Не одно столетие многие ученые пытались разгадать это удивительное природное явление. На сегодняшний день тайна арбузного снега раскрыта. Огромные массивы розового снега окрашивают микроскопические водоросли. (Приложение 4.)

1.5. Из чего состоит снежинка?

Снежинки на 95 % состоят из воздуха. Именно поэтому снежинки так медленно падают на землю, словно кружатся в медленном танце.

1.6. Снежинкины исследователи.

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году. Архиепископ Олаф Магнус из Швеции первым наблюдал снежинки невооружённым глазом и зарисовал их. Его рисунки говорят о том, что он не заметил их шестиконечной симметрии.

Астроном Иоганн Кеплер издал научный трактат «О шестиугольных снежинках». Он «разобрал снежинку» с точки зрения строгой геометрии.
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт. Он классифицировал геометрическую форму снежинок.

А первую фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли. Уилсон фотографировал разный снег почти пятьдесят лет и за эти годы сделал более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок.

В 1939 году Укихиро Накая, профессор университета Хоккайдо также начал всерьёз заниматься исследованием и классификацией снежинок. А со временем даже создал «Музей ледяных кристаллов» в городе Кага (500км к западу от Токио).

С 2001 года в лаборатории профессора Кеннета Либбрехта снежинки выращивают искусственно.

Благодаря фотографу Дону Комаречка из Канады у нас появилась возможность полюбоваться красотами и разнообразием снежинок. Он делает макроснимки снежинок. (Приложение 5).

Миллиарды снежинок способны повлиять даже на скорость вращения земли. Но самое главное предназначение снежинок в том, что при таянии весной они питают нашу землю влагой.

Оказывается, под снежным одеялом тепло. Многие звери зарываются в снег, и так спят ночью. Снежный покров спасает растения от вымерзания.

Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, поэтому во время снегопада всегда легко дышится.

На Севере люди делают из снега временные жилища. Нарезают из снега кирпичи и складывают из них домики. Охотники, застигнутые на Чукотке метелью, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из под снега живыми. (Приложение 6).

Опыт 1. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная.

Для этого опыта нам понадобились цифровой фотоаппарат, чёрная бархатная ткань (у нас черная бархатная варежка).

Когда снежинки стали опускаться на землю, мы взяли чёрную бархатную варежку и подождали, пока снежинки упадут на неё. Цифровым фотоаппаратом мы сфотографировали несколько снежинок. Вывели изображения через компьютер. При увеличении снимков было чётко видно, что у снежинок 6 лучиков. (Приложение 7).

Опыт 2. Можно ли получить снежинку в домашних условиях?

Для опыта нам понадобилось стекло. Подержав стекло над кипящим чайником, на нём осел пар и появились капельки воды. Вот из них-то и решено было вырастить в холодильнике снежинки. Поместили стекло в морозильную камеру, а через сутки достали его. Не терпелось увидеть результаты эксперимента. Но на стекле не было красивого узора.

Опыт показал, что получить красивые снежинки в домашних условиях невозможно. Для этого нужны специальные условия: давление, температура, влажность. (Приложение 8).

Но можно «вырастить» свои снежинки, например мы сделали из макарон склеив их, и сделали из горячего клея. (Приложение 9).

Для этого нам понадобится:

— макароны разных форм;

Клей для клеевого пистолета;

2.4. Анкетирование одноклассников и анализ анкет.

На первом этапе исследования среди ребят 2 А класса было проведено анкетирование «Что ты знаешь о снежинках?» В анкетировании участвовало 18 человек. Вот что мы узнали.

1. Из чего состоит снежинка?

2. Все ли снежинки одинаковы?

в) не знаю – 2 чел. (7 %)

3. Почему снежинка шестиугольная?

б) не знаю – 23 чел (82 %)

4. Можно ли сфотографировать снежинку?

в) не знаю – 0 чел. (0 %)

5. Можно ли получить снежинку в домашних условиях:

б) нельзя – 26 чел.(93 %)

Вывод: знания о снежинках не составляют 100%.

По результатам анкетирования были построены диаграммы. (Приложение 9).

В ходе проектной работы мы узнали, что снежинка рождается, когда мельчайшие капли воды в облаках соединяются с такими же мелкими пылевыми частичками или бактериями, а затем замерзают. После этого мельчайшие кристаллики льда падают вниз и постепенно вырастают вследствие воздействия на них влаги из воздуха. В результате образуются всем нам известные шестиконечные снежинки.

Познакомились с разнообразием форм снежинок и факторами, влияющими на их рост и форму.

Узнали, что снег скрипит под ногами только в сильный мороз. А лёгкая белая снежинка потому, что она на 95 % состоит из воздуха и солнечный свет отражается и рассеивается на гранях между кристаллами и воздухом и создаёт видимость белой массы.

Исследование показало, что изучением снежинок занимаются уже очень давно. Но получить снежную красавицу можно только в специальных лабораториях, при определённом давлении, влажности и температуре. Но снежинки можно рассмотреть через увеличительное стекло, зарисовать их, сфотографировать и убедиться, что все они абсолютно разные и все шестиугольные.

Таким образом, гипотеза ( что все снежинки разной формы и размера, их невозможно получить в домашних условиях, но можно сфотографировать) подтвердилась.

Результаты анкетирования показали, что не все одноклассники знают, как устроена снежинка.

Мы поделились результатами своего исследования с одноклассниками: создали мультимедийную презентацию и выпустили буклет (Приложение 11) для тех, кто хотел бы узнать о тайнах снежинок. Теперь одноклассники знают о снежинках многое. Таким образом, поставленной цели ( изучить и раскрыть тайны снежинок) мы достигли.

Своё исследование мы будем продолжать. Нам хотелось бы подробнее рассмотреть классификацию снежинок, созданную учёными. А ещё меня заинтересовала наука кристаллография, ведь снежинка – это кристаллик льда. И мы бы хотели вырастить кристалл в домашних условиях. Уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

1. Большая энциклопедия школьника. « Планета Земля». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2001 г.- 660 с. / А.Ю.Бирюкова.

2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – Издательство « Ключ-С, Филологическое общество «Слово», 1994 г.-488 с./ Славкин В.

3. Краски природы: Книга для учащихся нач.классов – М: Просвещение, 1989 г. – 160 с./ Корабельников В.А

Источник

Презентация исследовательского проекта «Как рождается снежинка» (3 класс)

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Гаринская средняя общеобразовательная школа

«Как рождается снежинка?»

Проект что такое снежинка

Журавлева Ульяна Александровна

ученица 3 «Б» класса

Курзенева Анна Анатольевна

Проект что такое снежинка

Проект что такое снежинка

Цель, задачи, объект, предмет исследования…………3

Ведь когда снежинка тает, то она превращается в воду. Предположим, что снежинки рождаются из капелек воды и ее можно получить искусственным способом

Для проверки этой гипотезы я решила провести исследование.

Цель моей работы – Выяснить, как образуются снежинки; вырастить искусственную снежинку в домашних условиях.

Объектом моего исследования- снежинки .

Гипотеза: Можно ли получить снежинку в домашних условиях?

В доказательство гипотезы были поставлены следующие задачи:

Узнать, что такое снежинка.

Узнать, как образуется снежинка.

Узнать какую форму имеют снежинки.

Провести эксперимент по выращиванию искусственной снежинки

Основные методы исследования: поиск и сбор информации по теме, наблюдение, эксперимент.

Глава I . Что такое снежинка?

Меня заинтересовало это природное явление и я обратилась к ребятам из своего класса с вопросом « Что такое снежинка?».

Ребята сказали, что:

снежинка – это белая, холодная и красивая звездочка;

снежинка –замороженная вода;

снежинка – это мягкая вода, которая падает с неба;

снежинка – это снег, падающий с облака.

За правильным ответом я обратилась к энциклопедии и узнала, что снежинка – это удивительное, красивое и загадочное явление природы, которые образуются из водяных паров.

Как образуются снежинки?

На прогулке я ловила снежинки на ладонь и рассматривала их, они оказались очень маленькими, и рассмотреть их оказалось очень трудно.

И провели эксперимент.

Что произойдет со снежинкой, если она соприкоснется с теплом?

Опыт: Я вышла на улицу и словила несколько снежинок. Пришла домой согрела снег и он превратился в воду.

Вывод: Когда снежинки соприкасаются с теплом они начинают превращаться в воду.

Проект что такое снежинкаПроект что такое снежинка

Опыт2 : Я взяла ёмкость и набрызгала туда капельки воды и поставила в морозилку.

Проект что такое снежинка Проект что такое снежинкаВывод: Капельки воды никогда не превращаются в красивые звёздочки.

Из энциклопедии я также узнала, что снежинки – это удивительное, красивое и загадочное явление природы, которые образуются из водяных паров.

Водяные пары всегда есть в воздухе. Высоко над землей, на очень больших высотах, где очень холодно, водяной пар замерзает, образуя крохотные льдинки-кристаллики. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.

Проект что такое снежинка

Проект что такое снежинка

Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, и у этих лучей начинают появляться отростки, или — наоборот, снежинка начинает расти в толщину.

Как именно в данный момент будет расти снежинка, зависит от текущих условий вокруг снежинки: влажность, температура, давление, форма снежинки. И даже самые минимальные изменения этих параметров могут изменить ход роста снежинки.

Проект что такое снежинка

Проект что такое снежинка

Условия постоянно меняются. И получается, что снежинка то растет в ширину, то у нее отрастают лучи. В холодную и сухую погоду снежинки вообще растут в высоту, а не в ширину, и получаются шестиугольные столбики, а не привычные нам разлапистые звезды. Проект что такое снежинка

Так образуются снежинки. Снежинки не похожи одна на другую, у каждой своя неповторимая форма, свой рисунок, хотя чаще всего это комбинация шести основных фигур, из столбиков, веточек, палочек и иголок. Но у каждой снежинки по шесть сторон. Снежинки тяжелее воздуха, поэтому они медленно кружась, падают на землю.

Какую форму имеют снежинки?

Основная форма снежинки зависит от температуры, при которой снежинка образуется. Формы снежинок необыкновенно разнообразны. Известно более 5000 различных форм.

В холодных облаках высоко над землёй образуются кристаллы – столбики. Падая на землю сквозь тёплые облака, у них на концах могут вырасти звёздочки.

Таким образом, форма снежинки – это естественная запись её маршрута по разным облакам с различной температурой.

Каждая снежинка неповторима, со своей великолепной конструкцией, единственная во всём мире.

Проект что такое снежинка Проект что такое снежинка

Проект что такое снежинка

Это только кажется, что все снежинки одинаковые – белые и пушистые сверкающие звёздочки. Что все они имеют красивый рисунок. Все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.

Проект что такое снежинка

Если снежинка при падении вращается, как волчок,

то её форма идеально симметрична,

если же она падает боком или иначе, то форма будет несимметричной.

Очередной шаг в изучении свойств снежных кристаллов (снежинок) сделан профессором физики Кеннетом Либбрехтом из Калифорнийского технологического института. В его лаборатории снежинки выращиваются искусственно.

Он установил, что структура и внешний вид снежинок зависят от того, где именно их наблюдали. По его мнению, самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают там, где климат суровее — к примеру, на Аляске, Чукотке, Красноярском крае, Якутии, а вот в средней полосе России, где климат мягче, структуры снежных кристаллов гораздо проще.

Очень трудно классифицировать явление, которое не имеет повторений в природе. „Все снежинки разные, и их группировка — это во многом вопрос личных предпочтений“, — считает Кеннет Либбрехт. Международная классификация твёрдых осадков выделяет семь основных типов снежинок.

Проект что такое снежинка

Шестигранная призма : это элементарный снежный кристалл. Такие кристаллы, как правило, настолько малы, что их невозможно разглядеть невооруженным глазом.

Пластинка с секторами : это снежинка звезда, но с хребтами, которые растут из углов. Проект что такое снежинка

Проект что такое снежинка

Звездная ветвящаяся снежинка : это довольно крупные кристаллы, как правило 2-4 мм в диаметре, которые легко увидеть невооруженным взглядом

Эта снежинка имеет папоротникообразные отростки: эти крупнейшие из снежных кристаллов часто достигают в диаметре 5 мм и больше. Они очень тонкие и легкие, поэтому делают очень низкой плотность снежного покрова. Проект что такое снежинка

12-сторонняя снежинка: фактически это две снежинки в одной, где одна повернута на 30 градусов. Это довольно редкая снежинка. Проект что такое снежинка

Проект что такое снежинка

Вот, что я узнала о снежинках.

Снежинки – это красивое и загадочное явление природы.

Снежинка – это кристаллик.

Снежинки образуются из водяных паров.

Высоко в облаках пар превращается в кристаллики.

Чтобы пар превратился в кристаллики нужен сильный мороз.

Кристаллики имеют шестиугольную форму.

У снежинки шесть лучей.

Одинаковых снежинок не бывает.

Пока снежинка падает, ее форма меняется.

Опытным путем я выяснила, что из капелек воды снежинки никогда не получится. Из энциклопедии узнала что красивые звездочки образуются из водяных паров, которые превращаются в кристаллы. Значит наша гипотеза, что снежинка образуется из капелек воды, не подтвердилась.

Глава III . Методы исследования

Можно ли получить снежинку искусственным способом?

Снежинку можно вырезать, слепить, нарисовать. А еще снежинку можно вырастить из кристаллов, что я и попробую сделать.

«Можно ли вырастить снежинку, используя шерстяную нитку, подвешенную на улице?»

Цель: С помощью эксперимента проверить, можно ли вырастить снежинку, используя шерстяную нитку, подвешенную на улице.

Материал и оборудование: Вода, шерстяная нитка, фотоаппарат.

Описание эксперимента: Я намочила шерстяную нитку вечером в воде и подвесила ее на улице. На следующий день нитка покрылась ледяными наростами в некоторых местах напоминающими снежинки, только крупнее. Но все-таки это был лед.

Вывод: Вырастить снежинку на шерстяной нитке не удалось.

Проект что такое снежинкаПроект что такое снежинка

Цель работы: вырастить кристаллическую снежинку.

1. Алюминиевый провод;

2. Толстая шерстяная нить;

5. Тара для раствора.

Сначала нужно сделать каркас для снежинки. Алюминиевую проволоку нужно разрезать на три равные части (по 10 см). Затем сложить отрезки проволоки друг на друга в форме шестиконечной снежинки. Скрутить детали из проволоки вместе. Когда каркас из проволоки готов, нужно обмотать его толстой шерстяной нитью белого цвета. Концы нити промазать клеем.

Сделали перенасыщенный солевой раствор. Для этого, в горячую воду постепенно помешивая, добавляли соль. Три полных столовых ложки на один стакан воды. Уже после того, как одна часть соли полностью растворилась, нужно добавить следующую до тех пор, пока соль в воде перестанет растворяться. Раствор процедили, чтобы в нем не осталось нерастворенных кристаллов. После, вылили смесь в стеклянную тару. С помощью ниток подвесили снежинку в растворе соли.

Проект что такое снежинкаПроект что такое снежинкаПроект что такое снежинкаПроект что такое снежинка

Вывод. В обычных условиях можно вырастить очень красивую снежинку из кристаллов, но только из кристаллов соли.

Проводя свои опыты, я узнала много нового и интересного. Я научилась с помощью опытов доказывать своё предположение. Я узнала, что снежинки образуются из водяного пара, проверила это опытным путём. Вырастить снежинку в домашних условиях невозможно, т.к. невозможно воссоздать все условия, способствующие ее рождению в природе.

Как будто сама природа хочет намекнуть нам, что в основе ее лежит не хаос, не беспорядок, а какие-то очень точные и красивые математические законы. А ещё я поняла, что зима без снежинок может быть, а снежинки без зимы не могут существовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *