Проект что читает современная молодежь

Исследовательский проект по литературе «Что читает наше поколение?»

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция»

Министерство образования и науки по Хабаровскому краю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Де-Кастри

Де-Кастринского сельского поселения

Ульчского муниципального района Хабаровского края

Что читает наше поколение?

учитель русского языка и литературы

Безродная Дина Сергеевна

Теоретическая основа исследования 3

История создания книги 4

Современное книгопечатание 5

Отношение и литературные предпочтения современной молодёжи 7

Список рекомендованных книг 9

Работа с обучающимися 11

Выводы и рекомендации 13

Введение: методологические характеристики исследования

Актуальность. Выявив проблему, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, потому что появление интереса к чтению и знание произведений художественной литературы – это важнейшее условие успешности человека в современном обществе. В наше время дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, но они читают. Также идет интенсивный процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юного поколения. Многие думают, что телевиденье и социальные сети вытесняют книги, но это ошибочное мнение. С помощью данного проекта я хочу доказать, что книги для нашего поколения также важны.

Проблема. Доступность книг любых жанров поражает, но проблема заключается в том что, читающее молодое поколение не может найти среди такого разнообразия действительно подходящую литературу. Вследствие этого значительная часть молодежи отказывается от попыток приобщиться к миру литературы.

Объект. Читатели в возрасте от 15 до 17 лет.

Предмет. Современная и классическая литература.

Тема: Что читает наше поколение.

Гипотеза. Роль чтения остается непоколебимой в современной жизни подростков.

Цель. Изучение читательских интересов подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Познакомиться с историей создания книг;

Узнать о современных технологиях создания книг;

Определить тенденции в литературных предпочтениях и вкусах подростков;

Создать рекомендательный лист для подростков.

Методы: анкетирование, наблюдение, сравнение.

Новизна исследования. Работа в данном направлении в условиях МБОУ СОШ п. Де-Кастри ранее не проводилась.

Теоритическая основа исследования

История создания книги

Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных, а китайцы – на шелке.

История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной для нас бумаги – папирус. Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб.

В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках.

На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.

Началом русского книгопечатания считается 1564 год. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга «Апостол». А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.

Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Следующим шагом в эволюции книг считается появление книг на электронных носителях. Таким образом, процесс создания книг является довольно-таки трудоёмким.

Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр. Страницы последовательно распечатываются на рулонной бумаге, которая впоследствии разделяется на отдельные листы, таким образом, что в итоге книга сразу будет собрана в правильном порядке. Такой станок, соответственно, называется рулонным. После сбора листов с оттисками осуществляются переплётные работы.

Помимо прочего, на современном этапе книги изготавливаются также и методом цифровой печати. При этом страницы формируются примерно тем же способом, что и документы, печатаемые офисной техникой — лазерными принтерами или копировальными аппаратами, с использованием тонера. Такой подход позволяет печатать малые тиражи, в том числе благодаря отсутствию подготовительных этапов, необходимых в работе с офсетным станком. Появление цифровой печати содействовало формированию нового подхода к книгоизданию — печати по требованию, когда копии книг изготавливаются специально для конкретного клиента, уже после того, как он оформит заказ на то или иное издание.

В современном обществе появился такой термин, как «электронная книга». Этот термин применяется по отношению к книге, содержащей информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе.

Нарастающее число публикаций поставил перед библиотеками вопрос хранения столь большого массива информации. Появление электронной публикации и сети Интернет позволяет не печатать информацию в виде бумажных книг, а хранить её на гораздо более ёмких электронных носителях в электронных библиотеках, предоставляя доступ к ней как локально, так и дистанционно — через Всемирную сеть.

Книги в таком виде имеют как свои плюсы, так и минусы, но, в связи с некоторым неудобством существующих систем чтения электронных книг, зачастую отдаётся предпочтение традиционным бумажным, поддерживая их производство на достаточном уровне.

Тем не менее, в настоящее время многие стараются оцифровать имеющиеся книги, чтобы обеспечить удобство хранения их на электронных носителях и беспрепятственный доступ к ним всех желающих. Также есть наработки и для процесса их публикации, например, печать по требованию, электронные журналы и т. п.

Для создания аудиокниги текст того или иного произведения начитывается человеком — как правило, профессиональным актёром либо группой таковых, после чего записывается на какой-либо звуковой носитель. К тексту может также добавляться определённое шумовое или музыкальное сопровождение. Аудиокниги обладают как преимуществами (к примеру, возможность восприятия информации людьми, по той или иной причине не способными к чтению), так и недостатками (в частности, звуковой файл существенно более объёмен, нежели собственно текст).

2.1. Отношение и литературные предпочтения современной молодёжи

Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен.

Подростки читают, но читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер. Компьютер вытесняет книги из жизни школьников. И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.

В возрасте 12-15 лет мотивация у детей уже не познавательная. Ведущей деятельностью является общение. В этом возрасте дети начинают хуже учиться, теряют интерес к учебе. Если развитие ребенка проходит нормально, то книге он предпочтет общение со сверстниками. Многие произведения школьной программы сложные и не интересны детям. Сами по себе эти произведения замечательные, но их понимаешь только с возрастом. Это не способствует развитию интереса у ребенка к чтению.

Необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Осуществить это можно только, если мы будем знать предпочтения подростков. Вследствие этого мною был создан опрос, который включал в себя следующие вопросы:

Читаете ли Вы книги?

Читаете ли Вы что-то помимо школьной литературы?

Источник

Исследовательская работа «Что читает наше поколение?»

Данная исследовательская работа посвящена проблеме чтения подростков.В разработке приведены данные социологического опроса.Рекомендована классным руководителям.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Что читает наше поколение?»»

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский аграрный колледж»

(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)

ЧТО ЧИТАЕТ НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ?

Свитова Евгения Викторовна,

Копылова Елена Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

г. Сергиев Посад 2018 год

Глава 1.Основная часть

1.1 Уровень литературной культуры современного поколения……………………. 4

1.2. Национальная программа поддержки и развития чтения. 4

1. 3. Литературные предпочтения молодёжи в России и в мире…………………….7

Глава 2. Читательский портрет моего сверстника

2.1. Исследование читательских интересов молодёжи. 9

2.2. Анализ полученных результатов. Составление читательского портрета моего сверстника(анкетирование,опрос). 14

2.3.Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения……………………………………………………………………………………20

2.4. Практическое применение проекта. Личное отношение автора к проблеме…22

Список использованной литературы и интернет-ресурсов………………………… 29

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4,5 Рекомендуемый список литературы для чтения…………26,33

Среди тех миров, которые не подарены человеку

природой, а сотворены из материалов его

собственного духа, мир книги ­ величайший.

Любая книга, независимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функцию, она способствует развитию, обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества. По словам С.Н.Плотникова: «Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека».

Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современной молодежи и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране.

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

Обоснование: Каков портрет читателя 21 века? Как привить любовь молодого поколения к чтению?

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности молодого поколения поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.

Методы проведения исследования:

Теоретические:(анализ разработанности темы в литературе и других источниках).

Практические: (анкетирование, опрос, сравнение)

План выполнения исследования:

1.Изучение научной литературы по проблеме исследования

2.Подготовка и обработка анкет

3.Анализ полученной информации, её обобщение и отображение

4. Подготовка презентации и внедрение итогов исследования в практику.

1.1Уровень литературной культуры современного поколения

Актуальность темы исследования :

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема, связанная с тем, что люди разных возрастов, а особенно молодёжь, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку. Сегодня молодое поколение ориентировано на зрелищные и масс медийные формы проведения досуга. Среди читателей старшего возраста также наблюдается снижение уровня литературной культуры.

Это явление ещё связано с проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Надо помнить, что от современной молодежи и именно от них зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для активизации работы в поддержку книги и чтения, чтобы сохранить книгу и чтение как самое важное средство интеллектуального, творческого и духовного развития личности.

1.2 Национальная программа поддержки и развития чтения

Проект что читает современная молодежь

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной
проблемой: современная молодёжь не тянется к книге, не любит читать, не
воспринимает общение с художественной литературой как жизненную
необходимость. Слова А.С. Пушкина «Над вымыслом слезами обольюсь»
стали архаизмом. У современной иные кумиры. Они сходят с ума по
звездам ИНСТАГРАММ. «Чёрствость» современных читателей –
не только следствие привычных сцен насилия на ТВ и компьютерных играх, а
свидетельство общей духовной неграмотности. Целое поколение нашего
времени испытывает неспособность к настоящему чтению. Это явление,
названное АДД (ATTENTION DEFICIT DESORPER) бурно обсуждается
учёными всех стран, в том числе и в России. По данным результатам
PISA, проведённого в 2000 году, было
международного исследования
выявлено, что среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия
заняла 28 место. В последние годы произошло ухудшение целого ряда
характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня
грамотности. Мифы о кризисе юношеского чтения не случайны и имеют под
собой реальную основу. На сегодняшний день актуальна проблема
необходимости проведения государственной политики в области чтения.

Современные молодые люди считают, что в наш век
дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими
способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с
книгой в руках. Такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и
практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека,
нет личности.

Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

В 2006 г. была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ее Концепции дается следующее определение: «Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях. Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие» (Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения )

1.3.Литературные предпочтения молодёжи в России.

XXI век для человечества считается информационным. Молодежь упрекают в том, что основными средствами информации для нее стали Интернет и телевидение. И это, отчасти, правда. Ведь в нынешнем XXI веке практически у каждого молодого человека есть компьютер и доступ в Интернет, где он может получить необходимую ему информацию.
Но значит ли это, что молодежь совсем перестала читать?

Что читали молодые люди 20 лет назад и что читают сегодня? Какая литература наиболее востребована ими сейчас, и какие отделы в библиотеках страны наиболее популярны?

Вот результаты исследования чтения молодежи в различных территориях России:

Донская Государственная публичная библиотека.

В 80-х годах молодежь в большинстве своем предпочитала фантастику, детективы, приключения. Особой популярностью пользовались такие авторы, как Кларк, Саймак, Беляев. Очень популярна была, как ни странно, техническая литература – издания по радиотехнике, моделированию и конструированию.

Нынешняя молодежь, особенно старшеклассники, спрашивают в библиотеке в основном книги авторов, которых проходят по учебной программе. Студенты тоже редко отклоняются от программы и лишь наиболее любознательные читают дополнительную литературу, рекомендованную преподавателями.

Удивительно, но выяснилось, что Интернет на читающую публику оказывает даже положительное влияние. Ведь именно благодаря рекламе и рецензиям новых книг в Интернете библиотека нередко приобретает новых читателей. Так было и с Джоан Роулинг, и с Паоло Коэльо. Кстати, не последнюю роль здесь играет и телевидение. После экранизации «Мастера и Маргариты» и «Идиота», к примеру, немало молодых людей пришли в библиотеку с желанием «познакомиться с оригиналом». Также подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов таких, как Анхель де Куатье.

Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках».

В Донской публичной библиотеке очень популярны списки, которые составляют сотрудники отдела периодики. В них отмечено, какое произведение или автор номинируются или уже являются обладателями известных в мире литературных премий. А молодежь, в свою очередь, старается, что называется, идти в ногу со временем, знать известные во всем мире новые произведения. Периодика, по словам сотрудников библиотеки, вообще довольно-таки популярна среди молодежи.

В СССР наиболее популярны были такие периодические издания, как «Ровесник», «Смена», «Собеседник», «Студенческий меридиан», «Пионер», «Техника молодежи», «Юность», «Юный натуралист» и другие. Но когда на российском рынке появились иностранные издатели, советские журналы перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли вовремя закрепиться в новых рыночных условиях. Выжили только «Ровесник» и «Собеседник», но и они «слишком постарели», для того чтобы считаться молодежной прессой. Не выдерживая конкуренции, с рынка уходят и журналы, которые начали издаваться уже в России (например, «Круто»). Вместе с тем на рынок продолжают выходить новые издания. Самыми популярными сегодня являются такие журналы, как «YES!», «Лиза», «GLAMOUR» и другие.

Большим спросом среди студентов и учащихся школ пользуются такие журналы, как «Автопанорама», «Компьютер-пресс», «Мир ПК», «Спрос» и другие.

В последнее время молодежь все больше интересуется литературой по истории, экономике и экологии края. Немало интересующихся историей своего рода, фамилии. Стало «модным», в хорошем смысле слова, самому составлять свое генеалогическое древо. Как всегда востребованы во всех отделах библиотеки справочники, энциклопедии, словари.

В Свердловской области также проводились исследования чтения молодежи

На первом месте, как и в других регионах, стоит популярный жанр фэнтези. Книги таких авторов, как братья Аркадий и Борис Стругацкие, Никк Перумов, Сергей Лукьяненко, Алекс Орлов не задерживаются долго на полках. Огромной популярностью пользуются книги о Гарри Поттере.

У 15-18 летних молодых людей популярны книги С. Лукьяненко о мире иных и серия «Миры братьев Стругацких». Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Среди авторов книг с подобным содержанием наиболее известны такие как: Елена Артамонова, Игорь Веркин, Фиона Келли, Стивен Кинг и др.
На втором месте стоят детективы Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Юлии Шиловой, Татьяны Устиновой, Фридриха Незнанского и др. Эти авторы пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше. Среди женской половины читателей популярна серия «Ироничный детектив», а среди мужчин особым спросом пользуется Ф. Незнанский. Его книги более серьезные.

На третье место вышли женские романы, и только на четвертом месте, как это не печально, старая, добрая классика: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Булгаков – это серьезные авторы и их книги не для развлечений.

Особой популярностью пользуются журналы: «Geo», «Чудеса и приключения», «История», но это серьезные журналы и используют их в основном при подготовке каких – либо работ (рефераты, курсовые и тд.) Девушки читают журналы «Штучка», «Лиза», «Cosmopolitan», «Cool» и др. Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная молодежь читает и читать становится модно.

Библиотекари отмечают, что молодежное чтение является рубежным. Именно от того, какую литературу прочтет подросток в этом возрасте, зависит, станет он читающим человеком, или нет. И какое место займет чтение среди других интересов и увлечений. Конечно, не все молодые люди называют чтение самым основным и любимым занятием, но, тем не менее, есть и те, кто говорит, что просмотр телевизора не идёт ни в какое сравнение с чтением. Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”.

Читательский портрет моего сверстника

2.1. Исследование читательских интересов молодёжи

Какие же были результаты?

На вопрос «Что вы читаете чаще всего?» во всех категориях устойчивый интерес к художественной литературе. Наиболее высокий интерес в возрастной категории от 40 до 60 и 60 и более – 67%. На уровне 55% от 7 до 18 и от 18 до 40 лет. Газеты

Вопрос о классической литературе показал, что школьники читают, но мало, лишь 18%, и 59% частично (в кратком содержании или выборочно). Студенты и респонденты до 40 лет практически не читают классическую литературу. Интерес к ней у половины респондентов возникает после 60 лет.

Новинками литературы в сетях интернет интересуются больше других респонденты от 18 до 40 лет – 37%. От 40 до60 лет – 22% опрошенных. Меньше других проявляют интерес пожилые – после 60 лет – 3% и дети, подростки и молодёжь от 7 до 18 лет. – 5%.

Больше всего молодое поколение до 18 лет – 61% хотели бы получить в подарок электронную книгу. Достаточно высокий интерес от 18 до 40 лет – 46% опрошенных ответили положительно. Меньше всего – не более 3% респондентов после 60 лет хотели бы получить в подарок электронную книгу.

Молодежь сейчас читает мало. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Чтению составляет конкуренцию Интернет и телевидение. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

Кроме опроса в ГБПОУ Сергиево – Посадский аграрный колледж было проведено анкетирование среди студентов 1 курса. Анкета содержала девять вопросов и начиналась следующим обращением:

«Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант»

Анкеты заполнили 37 респондентов,98% младше 18 лет. 1% от 18до 20 и 1% от 20 до 23лет.

3% из них не работающие студенты, лишь 4% учатся и работают.

В анкетировании приняли участие25 респондентов женского пола и 11 респондентов мужского пола.

Юноши этого же возраста мало читают и современную и классическую литературу – по 16%.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *