Проджект менеджмент что это
Чем занимается и как зарабатывает менеджер проектов
Потушить пожары, затестить приложение, зарядить команду позитивом — это всё точно один человек?
Кто такой менеджер проектов? Чем он отличается от других менеджеров?
Менеджер проектов, он же project manager или PM, отвечает за реализацию бизнес-идей. Он участвует во всех этапах проекта: от разработки концепции до презентации готового проекта. PM направляет свои усилия и менеджерские навыки на то, чтобы проект был готов в срок и соответствовал требованиям заказчика.
Менеджер проектов — это не начальник, который раздаёт указания, пьёт кофе в кабинете, топает ногами или награждает премиями. PM — посредник между заказчиком и командой. Его задача — объединить все ресурсы для достижения общей цели, будь то создание сайта или запуск рекламной кампании.
Автор статей по SMM и копирайтингу. Чуть не стала кинокритиком, но решила перейти на сторону маркетинга. Учится на медиапродюсера и отлично понимает, как выглядит Digital глазами начинающего.
Что обычно делает проджект-менеджер?
Главная задача PM — реализовать проект в нужные сроки с помощью имеющихся ресурсов. Для этого он:
В то же время набор обязанностей менеджера проектов на разных вакансиях может варьироваться. Где-то попросят ещё тестировать приложение или расследовать баги, а где-то надо будет заниматься преимущественно документами и отчётностью.
Пока звучит довольно размыто. Приведёте конкретный пример?
Конечно! Представьте себе, что вам нужно разработать огромную и очень сложную программу. Допустим, для конкурента Uber и «Яндекс.Такси». Там должны быть карта и навигатор, который сможет найти клиента, калькулятор стоимости поездки в зависимости от времени суток и количества свободных машин, поиск ближайшего такси, чат для водителя и клиента, отдельный раздел для водителей и ещё множество функций.
Как всё это сделать? С чего начать? Сколько нужно людей и денег? Когда будет готов прототип? Что нужно сделать в первую очередь, а что потом? Как примирить дизайнеров и разработчиков, которые по жизни не любят друг друга? Все эти вопросы решает проджект-менеджер.
Ни один проект на свете никогда не шёл по плану. Хороший проджект должен сориентироваться, если всё пошло совсем не так. Допустим, заказчик хочет реализовать новую крутую функцию. Она важная, но из-за неё сроки сорвутся. Проджект-менеджер должен решить, что тут делать. Можно ли выполнить эту задачу быстрее? Можно ли отказаться от каких-то других функций, чтобы освободить для неё время и не сорвать сроки? Можно ли вообще не выполнять эту задачу, а получить результат каким-нибудь другим путём? Проджект-менеджер способен предложить ответы.
Проекты же бывают самые разные. Можно сайт разрабатывать, а можно ЖК строить. Проджект-менеджер может работать и там, и там?
Теоретически да — только лучше не одновременно. Сама идея управления проектами одинакова во всех сферах, но проджекту нужны и профильные знания тоже. Чтобы управлять строительством, нужно понимать, как строятся дома, чтобы управлять разработкой сайта — нужно разбираться в веб-разработке.
Чаще всего менеджеров по проектам упоминают именно в контексте IT и digital-проектов — там без PM не обойтись. Они могут управлять, например, разработкой приложений или компьютерных игр. Но сама по себе должность менеджера проектов не привязана к одной конкретной отрасли. PM нужны и в рекламе, и в банковской сфере, и в строительстве.
Впечатляет! А сколько можно зарабатывать на такой должности?
По исследованию «Хабр Карьера», медианная зарплата российского менеджера проектов во второй половине 2020 года составила 110 тысяч рублей. Условный зарплатный максимум — 200 тысяч рублей, больше этой суммы получают только 10% менеджеров. Нижний порог находится на отметке в 55 тысяч рублей. Такие зарплаты более характерны для регионов, где IT-сфера ещё только развивается.
В западных странах PM тоже ценятся достаточно высоко. Так, в США проджект-менеджер получает, по версиям разных порталов, в среднем от 5 800 до 6 500 долларов в месяц. А официальный зарплатный опрос PMI и вовсе называет цифру в 116 тысяч долларов за год — это примерно 9 600 долларов в месяц.
А вакансий много?
На середину февраля 2021 года на hh.ru опубликовано больше 6 000 вакансий проджект-менеджеров только по Москве. А в исследовании IT-рынка от HeadHunter менеджеры проектов оказались третьей по востребованности должностью в третьем квартале 2020 года — на них пришлось 10% всех вакансий в отрасли.
Сама сфера IT, в которой чаще всего работают PM, достаточно быстро развивалась в последние годы. Согласно исследованию компании IDC, в 2019 году объём российского рынка IT-услуг увеличился на 8%. Пандемия коронавируса существенно замедлила этот рост, но уже в сентябре 2020 количество вакансий в IT выросло на 15% по сравнению с сентябрём предыдущего года.
В то же время конкуренция в отрасли всё ещё остаётся относительно невысокой: 2,4 резюме на одну вакансию. Это значит, что рынок IT по-прежнему нуждается в специалистах, а проджект-менеджеры пользуются там достаточно большим спросом.
Как можно стать проджект-менеджером?
Самый простой способ — податься на стажировку или junior-позицию в какую-либо компанию. Часто для этого не нужно иметь профильное образование или технические навыки, зато очень пригодятся soft skills и полезные знакомства. И придётся много и быстро учиться.
Похожий вариант — предложить свою помощь перспективным стартапам или реализовать собственный проект. Например, запустить благотворительного бота или организовать джаз-фестиваль среди знакомых. Но стоит внимательно подходить к целям и специфике проекта: не любую инициативу удастся положить в портфолио.
Если вы работаете как специалист в своей отрасли, можете начать брать на себя больше ответственности, предлагать решения, делегировать задачи и в итоге перейти к осознанному ведению проектов. В этом случае будущий PM отлично знает отрасль изнутри и разбирается в технических тонкостях. Но если есть желание заниматься именно управлением проектами, то лучше сразу пробовать себя в этой сфере, не уходя глубоко в программирование или дизайн.
Можно ли обучиться этой специальности?
В вузах очень мало программ, которые готовят именно менеджеров проектов. Например, у Государственного университета управления есть магистерская программа по IT-менеджменту. Ещё существуют классические программы менеджмента, где можно изучить необходимую теоретическую базу. Некоторые специальности совмещают в себе информационные технологии и управление — например, бизнес-информатика.
Можно пойти учиться на онлайн-курсы. Они нацелены на обучение конкретным навыкам, поэтому в программы заложено много практических заданий, разборы реальных кейсов или вебинары с практикующими специалистами. Например, такой курс есть у Skillbox. При добросовестном подходе к концу курса можно уже собрать первое портфолио. Кроме того, многие онлайн-школы предлагают помощь в трудоустройстве. Преподаватели курсов готовы давать подробный фидбэк, но важно помнить, что никто не будет назначать время для лекций и следить, все ли задания выполнены. Поэтому всегда есть риск, что обучение останется незаконченным, — а значит и неэффективным.
Учиться можно и полностью самостоятельно: читать книги и статьи в тематических медиа, слушать открытые лекции, посещать конференции и общаться с более продвинутыми коллегами. Но такое развитие — больше хорошая привычка, чем стремительный вход в профессию. Чтобы занять позицию PM, крайне важны личный опыт и наработанные навыки. А продолжать углублять и расширять знания можно даже тогда, когда заветная вакансия уже занята.
А какие навыки нужно развивать?
Как уже сказано выше, компании могут предъявлять к проджект-менеджерам отличающиеся требования. Наборы необходимых навыков тоже будут разными в зависимости от конкретной вакансии: где-то хотят видеть тимлида, способного написать код, а где-то нужен просто посредник между командой и заказчиком. Но вот несколько умений, которые понадобятся почти наверняка:
После такого внушительного списка проджект-менеджер, возможно, выглядит человеком-оркестром. Но все эти способности могут впоследствии пригодиться и в других отраслях. Например, гораздо легче будет руководить собственным бизнесом или погрузиться в более узкую специальность.
Soft skills тоже, наверное, важны?
Да, они играют значительную роль. Менеджеру проектов особенно важно обладать следующими:
Кто такой менеджер проектов и как им стать
Project-менеджеры любят шутку: управлять проектами так же легко, как ездить на велосипеде. Который горит, и ты тоже горишь, и все горят, и ты в аду.
Шутка не кажется такой уж смешной, если взять обязанности PM (Project Manager) и разложить их на составляющие.
Чем занимается менеджер проекта
Основная обязанность PM — довести идею до реализации в срок, используя все ресурсы. Звучит довольно мирно, но за каждым словом скрывается целый ряд непростых задач.
Автор книги «Технология создания продающих текстов», успешно закончил 2 ступени Школы Редакторов Бюро Горбунова
Стратегические задачи
Например, возьмём создание сайта. В стратегическом плане PM должен учесть интересы сразу трех сторон:
Практические задачи
Менеджер проектов составляет план разработки сайта, организует команду и выстраивает весь процесс так, чтобы он соблюдался и был выполнен в срок. Исходя из методологии агентства, планы могут корректироваться или же, наоборот, опираться на изначальный замысел.
Менеджер проекта умеет:
Заказчик может внезапно уехать в отпуск и сорвать сроки согласования. А потом он решит, что его сайту необходим дополнительный функционал, за который он не готов платить, да и срок реализации проекта тоже не хотелось бы увеличивать, так что «давайте попробуем как-то уложиться, вы же профессионалы».
Обязательно произойдет еще десяток незапланированных событий, каждое из которых либо будет грозить проекту срывом всех сроков и увеличением бюджета, либо похоронит проект вообще.
Это не должно вызывать особых эмоций и влиять на мотивацию. Обычные рабочие дела, которые менеджер проекта предвидел и, конечно же, может решить.
Как стать менеджером проектов
На менеджеров проектов не учат в институтах, разве что на специальных курсах. И прохождение любого из них ещё не делает вас PM: необходимы практика и опыт. Для этих целей онлайн-университет Skillbox предоставляет студентам практику в крупных проектах-партнерах по окончании курса «Руководитель digital-проектов».
Откуда берутся менеджеры проектов
Чаще всего PM вырастают внутри своих компаний из ассистентов и специалистов, которые хотят развиваться. Например, обычный карьерный путь менеджера проектов в IT выглядит так:
Сколько зарабатывает менеджер проектов
Менеджер проекта — востребованная специальность, спрос на которую превышает предложение. Например, сейчас на сайте hh.ru по Москве можно найти 3 860 вакансии по запросу «менеджер проекта».
Заработная плата зависит от опыта работы, объёма задач, сложности и бюджета проектов.
Продакт и проджект: кто такие, чем отличаются и как ими стать
Как выучиться на самые актуальные менеджерские профессии
Продакт- и проджект-менеджер — две разные, но одинаково популярные современные профессии.
На примере двух героев разберемся, чем продакт отличается от проджекта и как стать тем и другим.
Когда-то я три года работал менеджером в официальном дилерском центре — продавал клиентам автозапчасти. В какой-то момент меня переклинило: я понял, что это не то, чего хочу, и в 2016 году ушел в предпринимательство.
Я был экспертом в автозапчастях, поэтому запустил продукт в этой же сфере. Мы быстро развивались и уже к четвертому кварталу 2016 года достигли потолка. Я не представлял, как дальше развивать бизнес, а потом узнал о продактах. Тогда в России плохо понимали эту профессию. Казалось, что эти ребята обладают сакральным знанием, которое нужно мне для того, чтобы пробить потолок и расти дальше.
На самом деле продакт анализирует рынок и конкурентов, общается с пользователями, закапывается в аналитику, проводит эксперименты, анализирует и разрабатывает пользовательские сценарии.
Легче сказать, чего он не делает. Это позиция, которая сильно отличается по набору задач и целей от компании к компании. Где-то есть продакты, которые отвечают за привлечение и активацию пользователей, кто-то отвечает за монетизацию, а еще есть продакты с функциями проджектов.
Для меня продакт-менеджер — это человек, которому больше всех надо. Его основная задача — сделать такой продукт, который будет востребован у пользователей и заработает деньги для бизнеса. Продуктом может быть любая вещь, с которой взаимодействует пользователь, но чаще всего в современном мире это веб-сервисы и мобильные приложения.
В 2016 году я проходил курсы по продуктовому менеджменту от «Нетологии», но они на самом деле были больше про проджект-менеджмент и управление проектами, поэтому не сильно помогли. Реальные знания пришли с опытом, первыми шишками, болью и страданиями. Из академического были только статьи и книги, например «Спроси маму», «Бизнес с нуля. Lean Startup».
Как победить выгорание
Как еще можно стать продактом
Курсы. На рынке много глубоких курсов для продактов — какие-то чуть хуже, какие-то лучше, но все довольно хорошие. Длятся они, как правило, год, некоторые — 14 месяцев. Они хорошо погружают в профессию, ее специфику и весь пул задач. Можно пройти длинный курс, а можно — двухмесячный Go Practice. Он тоже будет считаться кейсом, который можно прикрепить в портфолио. Go Practice — это крутая штука, которая за два месяца научит мышлению продакта и тому, как подходить к задачам с точки зрения данных.
Но надо помнить, что обучение на курсах кардинально отличается от реальности. Там рассказывают, как работать только с одним вариантом событий, но не показывают, как действовать в остальных. Продакт-менеджмент не математика, где сложил два и два и получил четыре. Это огромное количество сценариев решения одной и той же задачи, а в рамках курсов обычно показывают прямолинейный подход. После них человек сталкивается с действительностью и зачастую начинает теряться: ему говорили одно, а в жизни все немного иначе.
Менторство. Опыт хорошего ментора поможет свыкнуться с реальностью и преодолеть ее. Джуны без присмотра часто решают задачи по своему усмотрению, но их действия могут быть неправильными, а они об этом даже не узнают. Они привыкли делать A/B-тесты и радуются этому, но их тесты могут не учитывать множество мелочей и нюансов. Хороший ментор сделает получаемый опыт максимально полезным и релевантным.
Стать продактом в своей компании. В большой компании, где есть культура продуктового менеджмента, можно прийти к CPO своего направления или к Head of Product и сказать ему, что вам хочется пойти в продакты. Неплохих специалистов компании хотят удержать, поэтому могут попытаться устроить на желаемую должность. Возможно, предложат быть помощником квартал или два — и если откроется позиция, то переведут на нее.
Ошибки на старте и эффект Даннинга — Крюгера
Основная ошибка — засидеться в джуниорах, ничего не делать, не прокачиваться и не стараться вырасти. Компании набирают продактов-джунов крайне редко, открытых вакансий на рынке мало, и если все-таки удалось попасть в нишу, нужно всеми силами стараться перерасти в мидла.
Рынок продактов перегрет, но мидлов набирают чуть более охотно. Из джуниоров побеждает тот, кто больше всех хочет, запускает параллельно несколько продуктов, добавляется в друзья к классным продактам в «Фейсбуке» и просится, чтобы они стали его менторами.
В начале карьеры легко столкнуться с эффектом Даннинга — Крюгера. Сперва все получается, а потом при встрече с реальностью вы впадаете в отчаяние и понимаете, что область задач и проблем гораздо шире и глубже.
Это можно преодолеть только эволюционно. Придется погрузиться в детали, увидеть, что существует множество сложностей, понять, что вы умеете решать далеко не все задачи. Только со временем можно преодолеть спесь и эффект Даннинга — Крюгера. Нечасто люди готовы осознать на старте, что они мало знают, имеют недостаточно опыта и пока что не очень хорошие специалисты.
Как я набираю новых продактов
Я сам продакт-неудачник: прошел через тестирование 30 продуктов и только три из них выстрелили. Поэтому в других ценю не успешные запуски, а желание развиваться и тащить продукт. В основном выбираю тех, кто близок мне по духу. У людей, которые запустили что-то свое, гораздо выше вероятность попасть ко мне в команду, чем у кого-то другого.
После выполнения тестового формируется огромная табличка. Я создаю воронку: оцениваю кандидатов по четырем критериям, отбираю топ-10 и созваниваюсь с ними по «Зуму». На этом этапе важно определить их культурный код: насколько человек близок мне по духу и кайфово ли будет с ним работать. Тут нет определенных критериев — только ощущения и интуиция.
Я задаю им 20—30 объемных вопросов. Есть базовые, чтобы понять, что вдохновляет человека и как он решил стать продактом. Спрашиваю про задачи и о том, что принесло наибольшее удовлетворение за последний год. Когда последний раз учился и чему, с каким руководителем хотел бы работать, что важно в работе. Эти вопросы раскрывают мотивацию человека.
То, как человек отвечает на вопрос, показывает, насколько он открыт к диалогу, готов ли учиться и воспринимать критику.
Стоит ли идти в профессию
Понять, ваше это или нет, можно только в боевых условиях. Курсы, книги и лекции нужны скорее для общего понимания. Они также помогут для расширения навыков, когда вы уже определились.
Финансовые перспективы продактов. В Москве талантливые джуны могут зарабатывать от 70 до 120 тысяч рублей. Мидлы — от 120 до 200 тысяч, но чаще в районе 150—160 тысяч рублей. Сениоры — от 200 до 260 тысяч рублей, CPO и Head of Product получают от 260 тысяч и выше.
До университета я за деньги настраивал и восстанавливал компьютеры знакомым. Во времена учебы работал учителем английского и техническим переводчиком. А после открыл собственный бизнес — магазин лицензионных видеоигр для консолей. Попутно запустил кальянный кейтеринг.
В конце 2018 года почувствовал, что перестал получать удовольствие от работы, и захотел все поменять. Мои проекты были связаны со сферой обслуживания, а денег в городе больше не становилось. Передо мной стоял выбор: или кредитоваться, чтобы расширить бизнес и отъесть доли конкурентов, или закрываться. Я не чувствовал, что готов брать кредит, поэтому разбирался, какие у меня есть профессиональные возможности дальше.
Проджект — главное связующее звено между заказчиком и командой разработки. Его роль в команде — превращать идеи заказчика в понятные задачи для команды.
Моя работа заключается в том, что я структурирую хаотичный список задач и делаю из него детальный план действий, на который смогут ориентироваться как заказчик, так и команда. Кроме того, помогаю прояснять любые возникающие вопросы обеим сторонам, минимизирую риски по проекту, отвечаю за настрой команды и уверенность, что путь, которым мы движемся, верен и соответствует ожиданиям заказчика.
Еще я тесно взаимодействую с командой, с которой регулярно обсуждаю, что можно улучшить в проекте, и утверждаю такие улучшения с заказчиком. К примеру, заказчик попросил добавить кнопку в интерфейс. Если эта кнопка вызывает у меня и команды сомнения, то я выясняю, какую проблему заказчик хочет решить с помощью этой кнопки. Затем мы думаем, как эту проблему можно решить эффективнее и правильнее с точки зрения UX. Потом я возвращаюсь к заказчику, чтобы обсудить придуманные с командой варианты. Вместе мы приходим к оптимальному решению, которое устроит всех и даст наилучший опыт для пользователя.
В отличие от продакта, который деятельно погружается в продукт и работает с метриками, проджект отвечает за достижение результатов в оговоренный срок, за команду, настрой на проекте.
До ИТ у меня уже был практический опыт управления проектами и собственными бизнесами, но при этом я никогда не управлял разработкой. Во всякие курсы я не верю: считаю, что при наличии интернета и умения искать можно и самому набраться знаний, чтобы попасть в проджекты. Я читал много материалов на «Хабре» и vc.ru, в которых люди делились историями о проблемах в разработке, — мне помогло.
В 2019 году я устроился на позицию проджекта-джуна в ИТ-аутсорс-компанию Fora Soft, которая специализируется на создании мультимедиарешений, таких как видеостриминг и видеозвонки, для зарубежных заказчиков.
Спустя пару недель после трудоустройства один из проджектов ушел в отпуск, и в это время я управлял его проектами. Это помогло подтвердить мои навыки и пройти испытательный срок раньше положенных трех месяцев.
У нас крутая компания, и в ней много хороших специалистов. Именно там я начал регулярно общаться с разработчиками, узнавать технические подробности и особенности того, чем мы занимаемся. Например, если у нас был проект, связанный с видео, то я изучал, как конкретно он работает «под капотом» и почему именно так. На некоторых проектах активно лез в код, изучал его, гуглил неизвестное. Как обычно, помогал «Хабр»: к примеру, у команды разработки «Одноклассников» хорошие статьи про видео.
В итоге спустя шесть месяцев работы в компании я прошел аттестацию и стал просто проджектом, без приставки «джун». На этом не остановился и продолжал читать технические статьи и всякое разное про менеджмент. Неплохими книгами показались «Scrum и Kanban: выжимаем максимум», «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды» и «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Кроме чтения книг и статей, все это время я наращивал практический опыт просто в процессе работы. Еще через полгода я прошел аттестацию и получил повышение до сениор-проджект-менеджера.
В ИТ нельзя стоять на месте: технологии регулярно обновляются, поэтому очень важно продолжать развиваться. Если бы я только работал и не изучал ничего, то быстро бы потерял работу.
Мой рабочий день на 40% состоит из разговоров — и если ненавидеть всех людей, то долго так не протянуть. Я налаживаю отношения с заказчиками, выясняю их ожидания, провожу собрания, созвоны и встречи.
Отличительная черта хорошего проджекта — он всегда отвечает за свои слова, в противном случае это плохой менеджер. Поэтому важно выявлять риски, снижать их, контролировать проектную документацию. Я делаю все это, но кроме прочего, составляю и согласовываю задания по проекту, расставляю приоритеты по задачам, распределяю задачи по команде, контролирую качество и сроки в рамках бюджета.
Как стать проджектом
Основные ошибки, с которыми сталкиваются проджекты, можно разделить на три типа.
Неверно рассчитывать сроки. Если разработчик сказал, что сделает задачу за день, то нельзя говорить заказчику эту же оценку, так как обязательно что-то пойдет не так. Всегда надо давать сроки с запасом. Если быстрее сделаете, то раньше отдадите и порадуете заказчика.
Не выяснять требования. Для любой задачи, даже самой маленькой, необходимо подготавливать детальные требования, где не останется каких-либо вопросов или неясностей. Если не сделаете это сразу, то потом обязательно аукнется.
Не контролировать все этапы работы. Столкнулся с этой проблемой на удаленке. Когда все работали из офиса, то было легко понять, работает сотрудник или нет. А на удаленке такой возможности нет. На ежедневных созвонах сотрудник уверял, что все идет по плану, а в реальности сидел и ничего не делал. Это вскрылось, когда пришло время первого демо заказчику. У нас оказалось ничего не готово, и в итоге мы потеряли проект. Сотрудника уволили, а я стал регулярно проверять, что актуальный код лежит в репозитории компании.
Чтобы стать проджектом, просто знаний недостаточно. На мой взгляд, нужно еще любить помогать людям, общаться с ними. Но в целом достаточно уметь слышать и слушать людей, адекватно оценивать сроки и риски и не пускать все на самотек. С такими исходными данными можно погружаться в процесс разработки, изучить, как все работает, и пробовать подавать резюме.