Продукты триггеры что это значит
Пищевые триггеры, или Почему мы едим, когда на самом деле не хотим
Почему нам хочется есть сразу же после того, как мы закончили обедать? Почему нужно обязательно съесть всю пачку чипсов за раз? И почему каждый раз после этой песни нестерпимо хочется пирожок?
Что такое эмоциональное переедание
Чувство голода можно разделить на два вида: физиологическое и психологическое. Физиологический голод мы чувствуем тогда, когда в еде нуждается наше тело, так как у него закончилось топливо для поддержания бесперебойной работы организма. Симптомы — слабость, головокружение, головные боли, ощущение пустоты в желудке. Но если вы закончили есть пять минут назад, и уже снова думаете о кусочке торта или стейке, значит вы ощущаете голод, вызванный психологическими причинами.
Первый вариант испытывают все люди, второй же чаще всего встречается в развитом обществе, где о недоедании и голоде узнают только из новостей о далеких и, как правило, бедных странах.
Проблема эмоционального переедания в том, что с корее всего вы будете не просто есть много, а практически вся эта еда будет далека от стандартов ЗОЖ. Триггерами, которые запускают эмоциональное переедание, могут быть события или места — все зависит от конкретного человека.
Примером такого триггера может быть посещение кинотеатра, когда в ы, особо не задумываяс ь, покупаете попкорн или чипсы со сладкой газировкой. Вы можете не хотеть есть, но как только зайдете в кинотеатр и услышите запах готового попкорна, вам тут же захочется купить хотя бы небольшую упаковку.
Причины
People who are sensitive to the bitterness of caffeine tend to drink more coffee than others, while people sensitive to bitter flavors like quinine drink less coffee, according to a new study.
Скука и желание отвлечься
Это состояние знакомо каждому — вы работаете или готовитесь к экзамену. Мозг устал (это вполне естественно) и ему нужно переключиться. И мы переключаемся на поиск чего-нибудь сладкого к чаю или кофе. Просто попробуйте вспомнить, как часто вы ходили к холодильнику, когда готовились к сессии в университете? Скука сама по себе также может быть триггером для желания перехватить что-то. Вам нечем себя занять, и самый простой вариант — поесть.
Определенное место
Мы уже говорили в начале статьи о том, что триггером для эмоционального переедания может быть определенное место. Кинотеатры, театры, парки развлечений — это все места, где мы склонны покупать еду (и не самую полезную).
Привычка
Здесь ситуации также могут быть разными. Например, вы смотрите сериал в одно и то же время. И во время просмотра один раз взяли перекусить. Затем второй раз поступили так же. А потом вас начинает тянуть к холодильнику даже без просмотра сериала, но в это же время.
Стресс
Заедание негативных эмоций — одна из самых распространенных причин эмоционального переедания. Когда нам плохо, в поисках дополнительной порции положительных эмоций съедается сладкое. Еще мы можем начать есть потому, что нервничаем, например, на приеме или на вечеринке среди незнакомых людей.
Кроме перечисленных причи н, триггером может быть сама еда. Часто это комбинация жирного и сладкого (печенье, мороженое) или соленого (чипсы, попкорн). Такая еда активирует определенные области мозга, которые связаны с системой вознаграждения организма. Именно поэтому нам так сложно остановиться и не съесть всю пачку чипсов или упаковку мороженого.
Как с этим справиться
Top view of colorful alcoholic drinks in variety of glasses on white background with shades of glasses from sunlight.
Справиться с бездумным поеданием пищи, будь это привычка или скука, можно, главное поймать себя в самом начале, когда вы только-только почувствовали первые позывы.
Триггер — скука
Попробуйте себя отвлечь чем-то другим — прогулкой, беседой с коллегой или другом, пятиминутной тренировкой или чтением книги, с татьи.
Триггер — определенное место
Если вы понимаете, как себя поведете, перестрахуйтесь — перекусите перед поездкой или возьмите с собой полезные и легкие снеки. Сначала будет сложно, но со временем у вас выработается новая привычка — не есть без чувства голода.
Триггер — привычка
Вы поймали себя на мысли, что каждый день в три часа дня идете к холодильнику в поисках перекуса? Значит пора действовать и бороться с этой привычкой. Задайте себе простой вопрос — вы действительно хотите есть? Если позывов физиологического голода нет, значит это привычка. Отойдите от холодильника и лучше перезвоните другу или прогуляйтесь.
Триггер — стресс
Если вы расстроены, лучше сходите в спортклуб — это поможет отвлечься от негативных мыслей и поднимет настроение не хуже шоколада. А в качестве бонуса вы получите красивое и подтянутое тело, а не лишние сантиметры на талии.
Если же вы просто чувствуете дискомфорт в окружении незнакомых людей, попросите хозяев вечеринки дать вам какую-нибудь простую работу — помочь разложить салфетки или наполнить бокалы. Это отвлечет от миски с чипсами, разрядит обстановку и поможет познакомиться с людьми.
Прислушивайтесь к себе, анализируйте поведение и привычки. Если так сложно, попробуйте вести пищевой дневник — это поможет систематизировать информацию, проанализировать ее и более точно определить именно ваши причины эмоционального переедания. И, конечно же, ищите поддержку у окружающих. Зная о вашей цели, друзья вряд ли будут соблазнять вас очередной шоколадкой к кофе.
Пищевая непереносимость. Как определить продукты-триггеры
Сегодня мы с Вами поговорим о том, как определить на какие продукты развивается пищевая непереносимость. К сожалению, сегодня с ней сталкиваются многие дети и взрослые. Увы, диагностика пищевой непереносимости и ее лечение могут вызвать путаницу в методах, затруднения в понимании эффективности тех или иных терапевтических мер, путаницу среди достоверно и не достоверно эффективных мероприятиях. Все это приводит к дезориентации пациента или его родителей и к значительным финансовым тратам, без которых можно было бы обойтись.
Давайте посмотрим, как относятся к диагностике пищевой непереносимости и ее лечению врачи мирового сообщества.
Известно, что пища может вызвать много различных реакций:
Самое важное в лечении пищевой непереносимости — это точное определение продуктов, которые ее провоцируют и причин ее вызвавших.
Кстати, определение симптомов может быть простым для одних людей и невероятно сложны для других. Все зависит от того, что это за симптомы и как быстро они развиваются после еды, а так-же, какая пища их провоцирует.
Сложности возникают, например с молочными продуктами. Так, чаще всего встречается непереносимость молочного белка и лактозы и крайне важно определить на что именно идет негативная реакция.
По срокам симптомы могут развиваться мгновенно, вскоре после проглатывания, а могут и со значительной отсрочкой.
Некоторые люди мирятся с подобными симптомами в течение многих лет. Если бы они знали, что делать, то могли бы прожить эти годы гораздо лучше.
Выявление пищевых триггеров (провокаторов) и разумная план управления диетой может значительно улучшить жизнь человека имеющего пищевую непереносимость.
Основная проблема, как в общем и всегда, найти хорошего специалиста, который не станет назначать тесты, не имеющие доказанной клинической эффективности и сможет верно оценить результаты тестов с высоким уровнем достоверности.
Сегодня, благодаря размытости симптомов пищевой непереносимости и отсутствию легких способов ее диагностики, существует масса тестов с достаточно высокой стоимостью. Вся проблема в том, что эффективность их не доказана клинически.
Причина в том, что любые обследования должны быть выполнены под руководством квалифицированного врача и абсолютно не эффективны при самодиагностике.
Любые тесты на пищевую непереносимость являются лишь частью получения диагноза — тщательный обзор истории болезни человека (анамнез) и обоснованное толкование обследований в свете всего этого имеют ключевое значение. То есть, в отличие от иных проблем, например вирусной инфекции, где анамнез имеет скорее дежурное значение, при диагностике пищевой непереносимости он выходит на первый план.
Золотой стандарт, и единственный надежный способ, чтобы узнать, какие продукты вызывают побочных реакций у индивидуума, является ведение пищевого дневника и элиминационная диета. Диета должна быть составлена строго под цели диагностики.
Первый этап — это исключение определенных продуктов. Следующий — период структурированного возвращения продуктов в рацион человека. Все это время пациент тщательным образом вычитывает состав на упаковках продуктов, заносит в пищевой дневник каждый съеденный кусочек и данные о своем самочувствии. В пищевой дневник вносятся любые вещи, попавшие в рот пациента:
Это самый надежный способ «тестирования» для любой неблагоприятной реакции на пищу. Дневник должен вестись до тех пор, пока все продукты-триггеры не будут идентифицированы.
Пищевой дневник должен включать следующие графы:
Если вы решили попробовать пройти подобную диагностику, учтите следующие моменты:
Если ваше самочувствие значительно улучшилось за это время, то это говорит о том, что данный продукт возможно(!) является триггером.
Вторая часть теста начинается с употребления половины обычной порции исключенных продуктов и наблюдение симптомов в течение суток. Если ничего не происходит, то через 24 часа человек съедает еще пол-порции и вновь ждет сутки.
Если развиваться негативная реакция, то вероятно искомый продукт найден. Строгое выполнение назначений врача на каждом этапе — залог успеха выявления продукта.
Бывает необходимость в конкретизации триггера. Так, например в молоке провокатором может быть лактоза, а может быть белок. В зависимости от этого будет разработана дальнейшая тактика. Возможны варианты приема специальных ферментов, резкое ограничение или полное исключение продукта из рациона. В любом случае приниматься решение должно при участии врача.
Если принято решение о полном исключении ряда продуктов, необходимо обсудить их замену, дабы не лишиться жизненно важных питательных веществ.
К слову о анализе крови на пищевую непереносимость и прочих обследованиях. Актуальные рекомендации NICE (Национальный институт клинического мастерства Великобритании) ПРОТИВ таких тестов, как:
Их результаты признаны ненадежными и не основанными на достоверных научных доказательствах.
Исключениями являются обследования на непереносимость простых сахаров (лактоза, фруктоза…). В такой ситуации допустимы анализы крови и дыхательные тесты.
Обратите внимание! Пищевую непереносимость следует отличать от пищевой аллергии и аутоиммунных заболеваний, например, целиакии.
Основными отличиями является не вовлеченность иммунной системы, зависимость интенсивности проявлений от количества съеденного и часто отсроченные реакции. Истинные аллергические реакции могут быть легко выявлены при анализе крови на IgE, не зависят от дозы (даже 1 крупинка аллергена вызовет реакцию).
В случае пищевой непереносимости анализ на IgE будет отрицательным, а кожные пробы бессмысленны.
Многие люди с пищевой непереносимостью могут без риска скушать некоторое количество продукта-триггера. А реакция на такой продукт никогда не перерастет в анафилактическую.
При лечении пищевой непереносимости крайне важно выявить ее причину. Первичная пищевая непереносимость встречается крайне редко. Ее вызывают редкие генетические мутации при которых человек не может усваивать определенные вещества.
Гораздо чаще пищевая непереносимость является следствием какого-либо заболевания (хронического или острого) и пока оно не будет устранено непереносимость никуда не денется и, даже, может усугубиться.
Из личного опыта могу сказать, что пережив единожды токсикодермию (у сына) мы прошли через огонь, воду и медные трубы, гипоаллергенную диету, сдали массу анализов, вели пищевой дневник…
В итоге: пока ребенок здоров и весел он может кушать все, что ему хочется, но чуть стоит ему приболеть, так нужно исключать из питания яйца, какао и цитрусовые… Данные продукты были выявлены с наблюдений за реакцией на ту или иную пищу. Анализ на IgG дал гораздо более развернутый список, а кое-что не показал вовсе…
Это только наш личный опыт и он не применим для большинства других людей, однако может оказаться кому-то полезным.
Будьте внимательны к своему здоровью!
Благодарю, зато, что поделились статьей в социальных сетях. Всего Вам доброго!
Триггеры: что это и как их используют в психологии и маркетинге
Почему триггер называют спусковым крючком
Слово «триггер» (англ. trigger) дословно переводится как «спусковой крючок». Оно появилось как производное от голландского trekken (тянуть) и с 1650-х годов звучало как «трикер», а уже позже перешло в разговорную форму «триггер».
Представьте, что мужчина идет по улице и спешит в офис. Вдруг он видит толпу. Ему становится любопытно, из-за чего собрались эти люди. Это подталкивает его сменить курс: остановиться и узнать, в чем дело. В данном случае толпа — триггер.
Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях. В психологии так называют стимулы, которые вызывают яркие, чаще негативные эмоции и реакции. В маркетинге — приемы, которые заставляют покупать. В медицине триггеры — это факторы, которые провоцируют приступ или приводят к заболеванию. Например, изменение погоды может стать триггером головной боли. В соцсетях встречается выражение triggered или «триггерит», что обычно означает «вызывает гнев».
Как работают триггеры
Триггеры часто формируются именно в стрессовых условиях. Если человек находится в угрожающей жизни или здоровью ситуации, его мозг запускает механизм, который включает одну из трех реакций: бежать, нападать или замереть. Но когда опасность миновала и жизни ничего не угрожает, нервная система все равно может оставаться в режиме повышенной боеготовности.
Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, специалист платформы «Ясно»:
Допустим, человека укусила собака. Событие прошло, но психологическая травма осталась. Каждый раз, проходя злополучное место, он сжимается и не чувствует тело, ему становится нечем дышать. Психика делает это только с одной целью — уберечь человека. Ведь если собака снова нападет, он сможет быстро среагировать в стрессовой ситуации и спастись. Как мы видим, происходят серьезные биохимические изменения, часто приводящие к хроническому стрессу и вторичным реакциям — бессоннице, паническим атакам, повышенной тревожности».
Триггеры также часто запускают воспоминания, которые, в свою очередь, приводят к эмоциям и действиям. Но механизмы работы человеческого мозга, в том числе процесс формирования памяти, еще не до конца изучены. Нейробиологи считают, что запоминание — это кодирование информации в нейронах. Мозг получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств — зрения, обоняния, осязания, вкуса и слуха, — а затем обрабатывает ее, сортирует и записывает, словно компьютер на жесткий диск.
Когда мы впервые встречаем человека, зрительная система регистрирует цвет его глаз, волос и другие физические особенности. Органы слуха улавливают тембр его голоса. Органы дыхания воспринимают запах его парфюма. Взаимодействуя с этим человеком, мы испытываем определенные эмоции. Каждое из ощущений и переживаний поступает в гиппокамп — отдел головного мозга, который участвует в формировании памяти. Мозг связывает биты новой информации между собой и закрепляет ее в разных группах нейронов. А когда возникает внешний стимул, мозг ассоциирует его с записанными данными и воспроизводит воспоминания. Так, через несколько лет, вдохнув запах знакомого парфюма, мы вспоминаем конкретного человека, связанные с ним переживания и эмоции. Возможно, у нас появляется желание ему позвонить. В данном случае запах выступает триггером.
Елена Барабанова:
«Триггер запускается определенным стимулом извне: запахом, звуком, вкусом, образом. Органы посылают мозгу сигнал, который запускает автоматическую реакцию. Но сперва состоится работа анализаторов головного мозга: зрительного, двигательного и т. д. После того как сигналы из головного мозга поступают обратно к органам и системам организма, мы видим реакцию: человек пугается, убегает, вступает в драку, плачет и т. д.
Опираясь на учения Ивана Павлова, мы знаем, что в коре головного мозга сосредоточено большое количество анализаторов и каждый из них автономен, но при этом также взаимозависим. Это [анализаторы] связанное между собой функциональное объединение. Функциональная система коры головного мозга — сложная иерархическая структура. Говоря простым языком, одновременно и поочередно все анализаторы коры головного мозга задействованы в формировании реакции на триггер».
Триггером может стать что угодно: звуки, образы или ситуации, которые в прошлом спровоцировали яркую реакцию. Но именно запахи способны вызвать больше эмоциональных воспоминаний по сравнению с вербальными или визуальными стимулами. Эту особенность назвали феноменом Пруста в честь французского писателя, который описал подобные переживания в своем романе «По направлению к Свану»: запах печенья «Мадлен» мгновенно перенес его в яркий насыщенный эпизод воспоминания из детства.
Триггеры в психологии
В психологии понятие «триггер» чаще используется в негативном ключе. Так называют любой внешний фактор, который заставляет человека вспомнить, как правило, травматичный опыт из прошлого.
Елена Барабанова:
«Сам по себе триггер запускает определенную, как правило, эмоциональную реакцию боли, страха, вины, стыда и т. д. Вот вы пришли в регистратуру поликлиники, на вас неодобрительным взглядом посмотрел регистратор и задал несколько вопросов громким и жестким голосом. И вы чувствуете, как голос дрожит, ноги становятся ватными, вам сложно вздохнуть и дать адекватный ответ. Что произошло? Да ничего особенного. Но вот эти — взгляд, тон голоса, уровень громкости голоса — триггеры, которые запустили эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция была закреплена много лет назад: все пять лет в детском саду у вас была строгая воспитательница, которая общалась с вами именно в таком тоне».
Негативные триггеры
Негативные триггеры вызывают у людей бессознательную, часто даже деструктивную реакцию. Контролировать эмоции и действия в подобной ситуации становится практически невозможно.
Елена Барабанова:
«Триггеры есть у каждого из нас, но у всех разные. Один может прийти в ужас от замечания со стороны начальника, а другой впадет в панику при виде соседской крупной собаки.
Триггеры могут мешать. Представим, что вы мечтаете реализовать себя в социальной или политической деятельности. Вам предстоит вести переговоры, доказывать свою точку зрения, проявлять требовательность и настойчивость, выдвигать собственные инициативы. Но как только вы попадаете в кабинет руководящего лица, начинает «крутить» живот, подступает тошнота, и вы сразу прекращаете диалог. Вряд ли подобные реакции будут способствовать продвижению по службе».
Определенные запахи, фразы, звуки или ситуации могут стать триггерами для тех, кто пережил:
Например, человек попал в аварию, на некоторое время застрял в замкнутом пространстве салона и испытал сильный стресс. Пару лет спустя он уже не вспоминает тот несчастный случай и не боится поездок в авто. Но однажды на выходе из кабинки уборной в торговом центре он не может открыть заевшую щеколду. Это напоминает ему ситуацию во время аварии и вызывает приступ паники и страх.
Елена Барабанова:
«В психике закрепляются все события. Часть из них выходит в так называемую зону осознавания, а часть так и остается в бессознательном. Нам известно, что закрепиться в памяти могут события, оказавшие на нас сильное эмоциональное воздействие. Это могут быть как приятные, так и трагические события. А может быть наоборот. Неприятные воспоминания вытесняются в бессознательное, и человек их «забывает».
Память «рандомно» выдает нам воспоминания. Например, человек, проходя по улицам своего детства, предается приятным воспоминаниям. Картинки прошлого всплывают в сознании, появляется чувство радости и спокойствия. Что повлияло на это? Определенная обстановка, которая уже была знакомой и родной. А еще — его собственная нужда в этих воспоминаниях. Нелегким был этот год для человека, вот он и решил поехать на родину. То есть воспоминания всегда есть и будут, но «пользоваться» ими человек сможет только при определенных обстоятельствах. Если бы мы помнили все, то мы давно бы запутались в жизни».
Просмотр сцен, напоминающих о травме или несчастном случае, тоже может вызвать негативную реакцию. Поэтому в фильмах и роликах в интернете часто встречается предупреждение о потенциально неприятном контенте. Правда, последние исследования показали, что такое информирование не помогает избежать болезненных воспоминаний и люди с психологическими травмами все равно испытывают стресс во время просмотра.
Позитивные триггеры
Триггеры могут быть позитивными и даже полезными для человека. Существует ряд внешних стимулов, которые могут вызвать автономную сенсорную меридиональную реакцию (АСМР). Это явление, при котором человек испытывает приятное покалывание по всей коже головы, задней части шеи и в других областях в ответ на звуковые и визуальные триггеры. Ощущение сопровождается чувством расслабления и хорошего самочувствия. Британские психологи-исследователи определили несколько подобных триггеров.
Популярные триггеры в маркетинге
В маркетинге продающий триггер — это прием, который мотивирует человека совершить определенное действие: перейти на сайт, подписаться на рассылку, оставить комментарий или номер телефона, купить продукт. Обычно триггеры становятся катализатором, который вызывает эмоции: страх, радость, гнев, жадность, зависть, вожделение и так далее.
Мы собрали несколько популярных триггеров, которые часто используют маркетологи.
Дефицит
Люди склонны больше ценить то, что менее доступно. Поэтому маркетологи часто создают искусственный дефицит, используя ограничение по времени или по количеству товара. Фразы вроде «осталось всего пять штук», «акция действует для первых 20 покупателей» и прочие триггеры встречаются практически везде — от супермаркетов с продуктами до сайтов с образовательными курсами.
Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных отношений ИОМ РАНХиГС:
«Сейчас мы живем в цифровом мире, где получить информацию — дело нескольких минут. Многие покупатели (в некоторых сегментах до 50% от общего числа) этим пользуются и действуют по определенной модели ответственного поведения. Например, человек бежит в торговом центре мимо магазина, видит какой-то товар с супервыгодным предложением, но он не покупает его сразу. Сперва он дома в спокойной обстановке изучает товар, сравнивает цены, читает характеристики. Оценивает, нужно ему делать покупку или нет. И только потом принимает решение».
Жадность
Чаще всего этот триггер встречается во время распродаж, например «черной пятницы». Онлайн- и офлайн-магазины пестрят баннерами и вывесками, которые обещают выгоду: «Скидки до 90%», «Три товара по цене двух», «Купи продукт и получи подарок» и так далее. Желание заплатить меньше и получить больше движет человеком. Он совершает необдуманные покупки и приобретает вещи, которые, возможно, никогда не использует.
Юлия Сяглова:
«На самом деле сейчас покупатели склонны четко планировать покупки, особенно онлайн. Прежде чем оплатить корзину, человек смотрит на сумму и думает, точно ли ему это нужно. Импульсных продаж сейчас меньше, чем в доковидную эпоху. Поэтому в онлайн-сегменте объемы розничного товарооборота, конечно, растут, но восстанавливаются достаточно проблемно.
В офлайне история немного другая. Мы ходим по магазину, набираем себе в тележку какие-то товары и уже потом на кассе начинаем смотреть на увеличивающуюся сумму. И тут нас начинает тревожить, сколько мы заплатим. Многим покупателям сложно и неудобно отказаться, сказать: «Я вот это не хочу покупать». В итоге человек оплачивает эту покупку, но выходит при этом полностью расстроенный, потому что деньги потрачены».
Страх
Безопасность — одна из базовых потребностей человека, чем умело манипулируют маркетологи. Например, в рекламных роликах Volkswagen автомобиль попадает в аварию. Так создатели демонстрируют надежность авто, ведь никто из пассажиров не пострадал и не получил травм. Рекламный ход помог увеличить продажи марки автомобиля на 17%.
Еще один пример триггера страха — использование темы коронавируса в рекламе противовирусных препаратов. Ролики и баннеры прямо рекомендуют определенные препараты как средства для профилактики и лечения вируса. По мнению пресс-секретаря комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петра Талантова, такая реклама — дезинформация с целью наживы на панике населения.
Радость и любовь
Крупные бренды детского питания часто используют подобные триггеры. Например, рисуют иллюстрацию медведицы и медвежонка на упаковке. Картинка вызывает нежные чувства и ассоциируется с материнской любовью. Так бренд реализовывает потребность мамы проявлять нежность и заботу даже через упаковку.
Взаимный обмен
В процессе социальной эволюции между людьми возникло негласное правило взаимного обмена. Оно предполагает, что, получив услугу или подарок, человек отдает что-то взамен из чувства признательности. Поэтому в сфере продаж так часто встречаются бесплатные пробники или неожиданные подарки.
Контраст
Суть триггера заключается в том, чтобы продемонстрировать человеку ощутимую разницу между двумя вещами. Если мы сначала поднимем легкую сумку, а затем тяжелую, вторая покажется тяжелее, чем есть на самом деле, из-за контраста ощущений. Этот принцип используют, к примеру, автомобильные дилеры. Сначала они дожидаются согласия покупателя на покупку машины за несколько сотен тысяч рублей. И только потом начинают предлагать аксессуары, которые обойдутся в десятки тысяч. При заключении сделки на покупку авто стоимость чехлов, ковриков и прочих атрибутов кажется незначительной. Поэтому покупатель с легкостью на них соглашается, чем значительно увеличивает итоговый чек.
Визуальные триггеры
В природе существует большое количество сенсорных триггеров, которые сообщают нам информацию. Один из таких — яркий цвет. Сотрудники маркетинговой компании Elmwood использовали подобный визуальный триггер при создании упаковки чая. Они окрасили ее в предупреждающие цвета природы, которые ассоциируются с пчелами и осами, — черный и желтый. Таким образом они пытались привлечь внимание покупателей к конкретной марке чая на полке. Результаты говорят сами за себя: за первый год было продано 20 млн упаковок без какой-либо дополнительной маркетинговой поддержки.
Юлия Сяглова:
«Визуальные триггеры постоянно используются в офлайн-мерчандайзинге. Например, можно придать товару сильный визуальный отклик, положив его в определенное место на полке: на уровень рук покупателя или на уровень глаз. А дешевый товар размещают, как правило, на уровне колен. Так покупатель психологически понимает — раз товара много, он дешевый, за ним нужно нагнуться, значит, ничего особенного в нем нет.
Если говорить про онлайн-маркетинг, то речь идет про формирование визуальных страниц. Это может быть сам каталог товаров и определенные карточки внутри него: кликабельные баннеры или дополнительные маячки, которые привлекают внимание человека и заставляют посмотреть, что там под ними кроется».
Как отследить и контролировать триггеры
Некоторые триггеры можно предвидеть, но многие из них часто застают человека врасплох. Психологи, психотерапевты и психиатры помогают установить связь между сильными эмоциональными реакциями и триггерами. В процессе работы с пациентом они разрабатывают стратегии преодоления, которые помогут управлять эмоциями, когда человек столкнется с триггерами.
Елена Барабанова:
«Говорить о наличии негативных триггеров можно, когда вы замечаете за собой сложную эмоциональную реакцию при вполне благоприятных обстоятельствах. Например, ваша мама пригласила вас на семейный ужин, вы приезжаете к ней в гости и физически чувствуете, как «скукоживаетесь». Вам сложно рассказывать о себе, вы тревожитесь, что на ваш рассказ ответит мама. Или вы получаете СМС от начальника с просьбой в начале рабочего дня зайти к нему в кабинет. Эту ночь вы плохо спите, часто встаете, прокручиваете ваш диалог в голове. И главное в этих ситуациях — неспособность прекратить происходящее.
Для того чтобы отследить триггер, нужно взять за привычку задавать себе вопросы. «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом, как оно реагирует?», «Что я делаю в ответ на ситуацию (боюсь, убегаю, стыжусь, теряю веру в себя, кричу и т. д.)?», «Что именно вызвало во мне такую реакцию (голос начальника, тон маминого разговора)?» Эти вопросы помогут определить, как запускается триггер.
Если триггер повлек за собой эмоциональную реакцию, важно вернуть себе опору. Первая наша опора — наше собственное тело. Почувствуйте свое тело — ноги, руки, спину, — почувствуйте свое дыхание — оно должно быть диафрагмальным, т. е. брюшным, — найдите в пространстве предметы, привлекающие ваше внимание. Например, при панических атаках можно найти десять красных предметов, десять предметов интерьера и т. д. Ну, а освободиться от влияния триггеров можно, обратившись к психологу».