Продемонстрировать на примерах что принятие идеологии просвещение было в интересах монахов
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 83
Вопросы и задания к главе I
1. Как вы думаете, почему мы называем революциями не только перемены в политической жизни? Что общего между революциями XVIII в. в различных сферах? Как эти революции изменили жизнь Европы? Почему они помогли ей вырваться на первое место в мире по темпам экономического развития?
Под революцией подразумевается коренное изменение основ жизни общества. Коренные изменения в каждой из сфер жизни общества затрагивают и другие сферы, вызывая такие же изменения.
Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма изменяли традиционный миропорядок. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствии с требованиями времени. Распространение капиталистических отношений в деревне запустило аграрную революцию, которая создала условия для промышленной революции. Развитие промышленности потребовало проведение транспортной революции. Транспортная революция привела к оживлению европейской и мировой торговли. Европа смогла вырваться на первое место в мире по темпам роста экономики благодаря модернизации, которая трансформировала все сферы жизни европейского общества, тогда как в других регионах сохранялось традиционное общество.
2. Как мы могли бы в целом охарактеризовать изменения в повседневной жизни людей, происходившие в Европе в XVIII в.? Сделали ли они жизнь европейцев лучше или хуже? Докажите правильность своего ответа.
Жизнь людей в Европе в XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали более современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало внимания воспитанию детей. Эти изменения сделали жизнь людей намного лучше. Развитие гигиены, разнообразие питания повысили качество жизни населения, что привело к снижению уровня смертности. В городах активно развивается социальная политика властей. Появление полиции способствовало снижению преступности. Эти изменения привели к общему повышению качества жизни европейского населения.
3. Продемонстрируйте на примерах, что принятие идеологии Просвещения было в интересах европейских монархов.
Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако все изменения наталкивались на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ – монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты. Принималась идея о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа. Это имело несколько важнейших последствий. Отказ от традиций и оправдание своих действий благом народа привели к безмерному усилению государственной власти. Кроме того, отказ от религиозной основы власти монарха приводил к повсеместному появлению веротерпимости. В Дании в начале 1770-х гг. провозглашается свобода совести. В монархии Габсбургов вначале протестанты и православные были уравнены в правах с католиками, а затем был принят аналогичный закон и в отношении иудеев. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы. Итогом реформ просвещенного абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации.
5. Подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры эпохи Просвещения. Отметьте, как связано его творчество с теми изменениями в духовной жизни общества, которые происходили в XVIII в.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Его называют предтечей Великой французской революции.
Учение Жан-Жака Руссо содержит радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании посредством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым движениям.
6. Напишите рассказ от имени одного из правителей великих держав о том, какие внешнеполитические задачи стояли перед его страной. Определите, успешно ли он их решал.
Фридрих II – король Пруссии с 1740 по 1786 гг.
Пруссия – великое государство! Оно должно быть единым, а не разделено на разобщенные области. На Балтике мы должны потеснить Швецию. Моя задача – создать экономически и политически сильное государство, что невозможно без войн.
Я говорил, что с Россией мы будет друзьями! Так и произошло, вместе с Россией и нашими врагами австрийцами нам удалось договориться, и мы получили от Речи Посполитой Западную Пруссию. Теперь Бранденбург и Пруссия едины. Германия будет единой, я сделал большой шаг к благу германских народов.
Творческие работы и проекты. Стр. 83
Исследовательский проект «Войны XVIII века в Европе»
Основные события: война за испанское наследство (1701-1714), Северная война (1700-1721), война за польское наследство (1733-1735), война за австрийское наследство (1740-1748), Семилетняя война (1756-1763), русско-турецкая война (1768-1774).
Война за испанское наследство проходила между Францией и рядом стран. Испанский король Карл II Габсбург не имел детей, а его наследство было одним из самых больших в мире. Французский король Людовик XIV и император Священной Римской империи Леопольд I были связаны с испанским престолом тесными династическими узами, поэтому каждый из них хотел получить «наследство» целиком. Англия же выступала за его раздел. В Англии главной угрозой считали политику Людовика XIV: если бы Франции удалось добиться преобладания в Европе преобладания в Европе, со временем это могло бы оказаться опасным для Англии. Таким образом, основными пружинами войны являлись два конфликта – франко-австрийский и англо-французский. Основные сражения: битва при Карпи (1701), битва в гавани Виго (1702), захват Гибралтара (1704), битва при Альмансе (1707), битва при Мальплаке (1709), битва при Денене (1712).
Северная война проходила между Россией, Данией, Саксонией против Швеции. Цель Северного союза заключалась в борьбе с гегемонией Швеции на Балтике, получения Россией выхода к Балтийскому морю, а также усилению Дании и Саксонии в этом регионе. Основные сражения: битва при Нарве (1700), осада Нотебурга (1702), сражение при Клишове (1702), битва при Лесной (1708), Полтавское сражение (1709), Гангутское сражение (1714), сражение при Гренгаме (1720).
Война за польское наследство проходила между Россией, Австрией, Саксонией и Францией, Испанией, Сардинским королевством. Целью антифранцузской коалиции было оставить престол за Фридрихом II Августом, целью французской коалиции было получить престол Станиславу Лещинскому. Основные сражения: осада Данцига (1734), битва при Парме (1734).
Война за австрийское наследство проходила между Священной Римской империей, Великобританией, Голландией и Баварией, Пруссией, Францией, Испанией и рядом других стран. Целью войны являлась попытка оспорить завещание австрийского императора Карла VI рядом европейских государств и расчленить владения дома Габсбургов в Европе. Основные сражения: сражение при Мольвице (1741), сражение при Хотузице (1742), сражение при Кампо-Санто (1743), Деттингенское сражение (1743), битва при Фонтенуа (1745).
Семилетняя война – крупный общеевропейский военный конфликт. В этой войне Пруссия и Англия воевали против Австрии, Франции, Саксонии, России и Швеции. Причиной войны стала дипломатическая революция. Франция и Англия конкурировали между собой за колонии, Россия, Саксония, Австрия, Швеция стремились не допустить усиления Пруссии. Основные сражения: сражение при Гросс-Егерсдорфе (1757), битва при Цорндорфе (1758), сражение при Кунерсдорфе (1759), сражение при Торгау (1760), сражение при Фрайберге (1762).
Русско-турецкая война 1768-1774 гг. – один из многочисленных конфликтов, которые ознаменовал ослабление Османской империи. Россия стремилась укрепить свои позиции на Балканах, где она выступала защитником христианских народов Османской империи. Австрия же не желала оставаться в стороне на фоне успехов России, стремясь укрепить свои позиции на Балканах. Основные сражения: осада Хотина (1769), Чесменское сражение (1770), битва при Ларге (1770), сражение при Кагуле (1770), осада Силистрии (1773), битва при Кайнарджи (1773), сражение при Козлуджи (1774).
Основой военной стратегии в войнах XVIII в. использование линейной тактики боя и использование генеральных сражений для уничтожений армии врага. Страны стремились выводить постепенно своих врагов, хотя все чаще армии союзников объединялись и давали решающие сражения.
К периоду войн XVIII в. относятся нововведения, связанные с расчленением вражеских сил и уничтожением арьергардов войск противника, формированием регулярных армий, взаимодополняющее использование родов войск на поле битвы, активное применение флота при проведении военных операций.
Глава II. Европа в век Просвещения
Как идеи Просвещения были отражены в деятельности европейских монархов
Презентация предоставляет дополнительный материал по теме «Просвещение». Может использоваться для визуализации материала учебника
Просмотр содержимого документа
«Как идеи Просвещения были отражены в деятельности европейских монархов»
Как идеи Просвещения были отражены в деятельности европейских монархов?
Cо второй половины ХVII до конца ХVIII в. — век Просвещения .
В основе были идеи познать окружающий мир — мир природы и мир людей — при помощи разума, науки и опыта. Тогда считали, что знания, подобно лучу света, рассеивают мрак невежества.
Просвещение — распространение знаний, образования. Идейное течение, появившееся в XVIII в. Сыграло решающую роль в распространении просвещения и науки.
Просвещение зародилось в Англии раньше, чем в других западноевропейских странах. Эпоха Просвещения в Англии (XVII—XVIII вв.) характеризовалась развитием и распространением естественных наук, умеренной критикой религии и церкви. Если во Франции Просвещение предшествовало революции, то особен-ностью Просвещения в Англии было то, что оно развивалось после буржуазной революции. В Англии зародились многие идеи, характерные для всего века Просвещения.
теории общественного договора
и теории государственного суверенитета.
Автор Декларации независимости США, где впервые были сформулированы требования, утверждавшие права человека как основу справедливого общественного устройства.
Он подвергал беспощадной критике католических священнослужителей, называл церковные обряды способом, придуманным для того, чтобы держать народ в темноте, невежестве, призывал к уничтожению правящих классов и феодальных привилегий.
«Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»
Предупреждал, что человек может не все, его ум ограничен, а “в мире много предметов, понять которые ты не в состоянии”. “Дерзай понимать!” — так Кант определил суть умонастроений своей эпохи, которую называл веком Просвещения. И. Кант дал такое определение этому времени: “Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого”.
Популярной в век Просвещения была теория так называемой просвещенной монархии. Ее основоположником был Томас Гоббс. Согласно этой теории для улучшения жизни людей достаточно того, чтобы государством управлял умный, широко образованный, просвещенный монарх, овладевший всем необходимым для управления государством комплексом знаний. Именно такой монарх способен добиться идеала “общего блага”, экономического, культурного процветания страны.
Его называли королем-философом. При нем впервые стало возможно обоснование свободы прессы. Фридрих II проявил себя как покровитель наук и искусств. Он учредил Королевскую оперу, создал Берлинскую академию наук, открыл в Берлине первую публичную библиотеку.
Веротерпимость Фридриха II превзошла всех. Взойдя на престол, он заявил: “Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми”.
Осуществила масштабные реформы управления и армии; учредила университеты, высшие школы для рисования, живописи и архитектуры; сделала обязательным всеобщее обучение; образовала публичные библиотеки; построила несколько обсерваторий.
При Иосифе II в Австрии был принят ряд мер, значительно ограничивших привилегии католической церкви.
Екатерина II – императрица России
Екатерина II стремилась всей своей деятельностью доказать, что ее правление — это эпоха Просвещения в России. Екатерина II пригласила Дидро в Петербург и предложила продолжить издание “Энциклопедии”.
Значение эпохи Просвещения
Идеология европейского Просвещения и революционные события 1917 года
В историю Церкви рано пришли две болезни, приобретшие безбрежный характер в эпоху Просвещения: рационализм и обмирщение.
Еще одной основой просветительской идеологии является отрицание Предания, именно поэтом глубоко укорененное в евангельском, апостольском и святоотеческом наследии православное мировоззрение сразу стало антиподом Просвещения.
Отвержение традиции, попытка предложить ей основанную на рационализме альтернативу, была отмечена с первых шагов христианства. В историю Церкви рано пришли две болезни, приобретшие безбрежный характер в эпоху Просвещения: рационализм и обмирщение (отрицание аскетизма).
На подобных принципах были построены многие гностические системы Ι – ΙΙ вв. Не заставило себя ждать и время, когда разрушительные процессы начали проникать непосредственно в церковную жизнь.
Около 260 г. антиохийскую кафедру возглавил еретик Павел Самосатский. Он не скрывал своего неуважения к Преданию и дерзко отзывался о почивших отцах Церкви. Отрицание традиции Павел совмещал с обмирщением: одевался пышно и роскошно, передвигался в окружении огромной свиты копьеносцев и собрал себе значительное богатство. Самосатский хотел жить как «блестящий светский человек», терпимо смотрящий на многие противонравственные поступки клириков и мирян. Пресвитерам и диаконам он помогал скрывать смертные грехи. 2
В случаем с арианством мы имеем дело с десакрализацией Предания, за которой в последующие эпохи неизбежно последовали десакрализация Церкви и власти.
Монастыри превращались в казармы, общественные бани или просто конфисковывались в пользу государственной казны. Монахов принуждали жениться, а в случае отказа подвергали жестоким мучениям или изгоняли в ссылку.
В обвинительном акте преподобномученника Стефана Нового его казнь мотивировалась тем, что «он многих обольщает, научая презирать настоящую славу, пренебрегать домами и родством, отвращаться от царских дворцов и вступать в монашескую жизнь». Таким образом монашество официально объявлялось преступлением.
Столкновение традиции с духом секулярного рационализма продолжилось в 14 в. в период исихастских споров. Философ-номиналист Варлаам Калабриец рассуждал как рационалист и гуманист периода европейского Просвещения. Противостоявший ему святитель Григорий Палама отстаивал многовековую традицию Православия, в очередной раз подвергнутую попытке ревизии на основе западного секулярного мировоззрения.
Несомненна преемственность Просвещения с эпохами Возрождения и Реформации. Протестанты отвергли древнюю Традицию Церкви, заменив ее лозунгом «Только Писание» (Sola Scriptura). Просветители пошли еще дальше: они отвергли не только Предание, таинства и Церковь, но и само Священное Писание. Единственное, что они не тронули – это вера сторонников Реформации в способность человека самостоятельно интерпритировать и обьяснить великие загадки жизни и веры. Фактически они заменили лозунг Реформации «Sola Scriptura» на «Sola» (Сами). Восстание против церковного устройства сменилось восстанием против Бога. Вместо Него на пъедестал было поднято новое «божество» – смертный человек.
В монографии «Кризис европейского сознания (1680-1715)», тонко воспроизводящей общую картину духовного климата западноевропейского общества на рубеже XVII-XVIII вв., известный французский историк-компаративист Поль Азар (1878-1944) отмечает: «Иерархия, дисциплина, порядок, который берется обеспечить власть, догмы, прочно регулирующие жизнь вот ценности, почитаемые людьми XVII века. Принуждение, власть, догмы вот то, что ненавидят их непосредственные преемники, люди XVIII века. Первые являются добродетельными христианами, вторые неверующими; первые верят в божественное право, вторые в право естественное; первые спокойно живут в обществе, разделенном на неравноправные классы, вторые мечтают о равенстве».
Отнюдь не случайно, что первые печатные труды европейских просветителей появились практически одновременно со «Славной революцией» 1688 г. в Англии, которая знаменовала начало конца европейского абсолютизма. Уже в этот период Просвещение показало себя как идеология, стремящаяся к политической власти.
Просветители были глашатаями веры в силу рассудка. Они требовали претворения комплексной программы изменений во всех областях человеческой жизни: политико-социальной, экономической, образовательной и религиозной. Исходя из того, что при изучении природы вещей истина достигается с помощью рассудка, представители новой философии попытались распространить позитивное знание и познание на изучение всех сфер человеческой жизни и мироздания. Любое утверждение или знание, основанное на традиции, просветителями отвергалось как стоящее на пути прогресса. Ими постулировалась необходимость освобождения «просвещенного» сознания человека от сковывающих его пут, навязанных ему социальных и религиозных предрассудков и стереотипов. Те кто отстаивал традицию объявлялись мракобесами и «лишними людьми». Репрессии против них становились естественным выходом.
Затронутым идеями Просвещения оказался и Православный Восток. Но если на Западе новая идеология практически сразу снесла старое мировоззрение, в России ее воздействие можно сравнить с сильным ударом, после которого здание постепенно покрывается трещинами и в конце концов спустя некоторое время начинает разрушаться.
Выпестованные Просвещением, национализм, эгоизм, приоритет потребления, отрицание аскетизма постепенно проникали все глубже в ткань русской идеологии и, в конце концов, привели к разрушительным центробежным тенденциям, достигшим апогея в феврале и октябре 1917 года.
Вслед за давними противниками Григория Паламы носители идеологии Просвещения отвергли различие Божественной Сущности и Энергий, что привело их к отрицанию реального участия Бога в жизни человечества, чуда и всего сверхразумного. Бог был выведен просветителями из человеческой истории, а место божественного Откровения заняло у них моралистическое просветительство. Следствием подобного подхода стали нападки на (бессмысленные с точки зрения просветителей) аскетизм, молитву и пост.
Уже в эпоху вдохновленной Просвещением Французской революции религиозные гонения стали неотъемлемым следствием революционных процессов. Сменявшие друг друга режимы организовали систематическую дехристианизацию: меняли наименования населенных пунктов, названных в честь святых; реформировали календарь исключив из него святой для христиан воскресный день и начав летоисчисление не от Рождества Христова, а от начала революции; запретили публичное ношение иерейских облачений и совершение крестных ходов.
Церемонии культа Разума сопровождались карнавалами, парадами, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов. Кроме того, проводились церемонии почитания «мучеников Революции».
Ярко иллюстрирует отношение властей к религии история знаменитого Пантеона. В 1745 году король Людовик XV во исполнение данного им обета начал строительство гигантского храма в честь покровительницы Парижа святой Женевьевы. Из-за финансовых трудностей строительство затянулось вплоть до начала революции, после победы которой он был превращен в гражданское здание. Из предложенных вариантов было выбрано название «пантеон» (храм всех богов). Новой власти требовались не только новые «боги» (христианскую Троицу заменила триада: разум, свобода, братство), но и новые «святые». Кафедральный собор новой антропоцентричной религии стал местом захоронения героев революции и идеологов Просвещения. 11 июля 1791 года на перенесение в Пантеон «мощей» Вольтера собралось более сотни тысяч человек, отныне захоронение в Пантеоне фактически означало канонизацию идей и дела того или иного исторического деятеля.
По примеру Запада во многих православных странах также произошло подчинение Церкви государству. Обычной практикой стало требование от клира клятвы лояльности светским властям, преследование противников секуляризации, принятие антимонашеского законодательства, изъятие церковных земель и ценностей.
Не стала исключением и Россия, где управление Церковью также стало не церковным, а государственным. По определению Н.Н. Лисового «духовная жизнь, и внутренняя и внешняя деятельность Русской Церкви были скованы и нередко изуродованы вполне неканоничной системой отношений Церкви и Государства, мертвящей нормой регламента, подчинявшего духовное светскому, все стороны религиозной жизни — Государственной, вплоть до полицейской, опеке». За антимонашеским законодательством Петра I последовали аналогичные указы Анны Иоанновны и Екатерины II (1764 г.).
Идеология Просвещения оставила неизгладимый след на европейском сознании. Помимо радикального вольнодумства Просвещение способствовало формированию нового сознания. Уже Феофан Прокопович стал типичным представителем западного «просветителя» того времени, для которого богослужение и подвиг не играют никакой роли в тайне богопознания и спасения. Как и для западных рационалистов «здравый рассудок» стал для него главным критерием Откровения. Борьба «просветителя» против суеверия неоднократно превращалась в скрытую борьбу против истинного благочестия и против вдохновленного Преданием православного отношения к миру.
В условиях сложившегося вакуума общество (прежде всего интеллигенция) искало выход своим духовным интересам в западной мистике, а позднее атеизме и оккультных течениях. Государственная политика привела к пагубному для России разрыву между русской образованностью и Православной верой. Произошедшее можно с полным основанием охарактеризовать как оскудение исторической памяти. К Православию в высших слоях общества стали относиться как к чему-то устаревшему и отжившему свой век. Многие образованные люди начали стыдиться России, православного благочестия, русского языка. Нередко народная набожность высмеивалась как мракобесие и невежество. Все чаще в своем стремлении к «разумности» представители образованного класса стали видеть христианство очищенным от сверхъестественного, просвещенным и свободным от «суеверий», о которых Вольтер сказал: «Раздавите гадину!».
В XIX столетии когда монашество начало возрождаться и начала печататься духовная литература – многие русские писатели и деятели культуры обратились к Православию, однако значительная часть общества к тому времени уже успела оторваться от Предания. Святоотеческое богословие было вытеснено из системы образования и уже не определяло уклад русской жизни.
Многие русские интеллигенты продолжали считать себя православными, но в своем представлении о Боге и Церкви отталкивались от чисто философских концепций, позаимствованных в Западной Европе. Православие для них было не образом жизни и богооткровенной традицией, а всего лишь нравственной системой, элементом национального фольклора и своеобразия.
Предлагаемые большинством просветителей реформы касались не только устройства Церкви, но и самой ее жизни: носители новой идеологии требовали сокращения постов и служб, а также замены традиционной иконописи, церковного пения и архитектуры западными образцами. При поддержке государства такая программа систематически реализовывалась в России и ряде балканских государств.
Процесс дехристианизации начался с представителей элиты, но со временем затронул и широкие народные массы. Показательно, что даже в среде клира в начале XX столетия начали звучать голоса о необходимости реформирования Церкви в соответствии с «духом времени».
Просветительские идеи шли рука об руку с преклонением перед западными ценностями. Восхищение прогрессом западной цивилизации способствовал выработке духа «провинциализма», который, в свою очередь, привел к пренебрежению собственным культурным наследием. Представители большинства политических сил (в том числе и патриотических) осознанно и неосознанно ориентировались на западные модели общественного устройства и идеологические доктрины.
Разум для просветителей был более важен, чем откровение. Естественным следствием их взглядов стало положение о том, что государство и общество являются творением человеческим, а не Божиим. Соответственно правители получили свою власть не «милостью Божией», но по воле народа. Отталкиваясь от подобных идей легко было прийти к достаточно радикальным выводам: всякое государство, не отвечающее вышеуказанным критериям, порочно и должно быть реорганизовано в соответствии с волей народа. Более того где это невозможно сделать миром, можно применить силу. Так появились и распространились революционные идеи. Возможность лишить власти правителя рассматривалось как неотъемлемое право людей.
Идеи политической свободы и гражданского равенства были обращены к самым широким массам, и направлены как против Церкви, так и против абсолютной монархии. Неприятие Византии, Руси и других традиционалистских обществ было характерно для всех просветителей без исключения. Объектом критики становились даже древние греческие цари Александр и Филипп Македонские.
Порожденный Просвещением концепт о неприемлемости монархии получил в Российской империи широкое распространение. Его разделяли не только представители левых сил, но и организаторы «февральской революции», а также значительное число будущих участников «белого» движения.
Эпоха Просвещения стала временем новых надежд. С преобразованиями люди связывали надежду на справедливость и «светлое будущее». Подобная революционная эйфория (ставшая общим местом и для последующих переворотов) хорошо описана в воспоминаниях Луи-Филиппа Сегюра (1753-1830): «Без сожаления о прошлом и беспокойства о будущем, мы преисполненные счастьем шли по ковру из цветов скрывавших бездну [. ] Все старое казалось нам тягостным и смешным. Тяжесть старых догм давила на нас [. ] Мы с энтузиазмом готовы были пойти по пути, который укажут нам наши смелые предводители».
Подобный энтузиазм граничащий с массовым психозом и восторгом при виде крушения старого порядка и рождении нового мира – свойство любой революции. Не стали исключением и события 1917 года.
Еще одним непосредственным итогом вдохновленной Просвещением Французской революции стала национальная рознь на Балканах, а затем и в Российской империи, население которой заразилось вирусом национализма. Последствия этой идеологической диверсии мы ощущаем и сегодня.
Используя как рычаг получившие широкое распространение представления о «национальной исключительности», Западу удалось столкнуть между собой православные державы. Ареной геополитического противостояния помимо Палестины и Сирии стала Святая Гора Афон. Таким образом западные державы смогли избежать создания мощной конфедерация балканских народов, ориентированных на союз с Россией.
Фактически церковный фактор вместо того чтобы стать объединяющим началом превратился в повод для антагонизма. В междоусобной внутриправославной борьбе истощались силы русского государства и Церкви. Это также стало одной из причин революции.
Деятельность традиционалистов была координирована 15 и носила многосторонний характер: с одной стороны, они стремились вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, с другой – хотели возродить чистоту христианской жизни и укрепить единство православных народов.
«Филокалическое возрождение» стало движением за возращение к живой святоотеческой традиции, осознанное участие в церковных таинствах, частое причащение, аскетизм и умную молитву. Плоды этого духовного пробуждения Православная Церковь вкушает до сих пор.
Итоги противостояния Просвещения и традиционализма на православном Востоке нельзя оценить однозначно. Новые обстоятельства и новые духовные и культурные влияния оставили свой неизгладимый след на всем строе общественной и церковной жизни (и в конечном итоге привели к революционным потрясениям XX столетия). Влияние «филокалического возрождения» носило прежде всего духовный характер, и позволило приблизить Церковь к святоотеческим корням. В ситуации гонения со стороны светских властей Предание не было предано забвению. Она по прежнему определяло мировоззрение клира и народа и обеспечило Церкви преемственность с по-прежнему актуальной многовековой традицией православной духовности, позволив пережить десятилетия репрессий и внешнего давления.
1 Paradis de Raymondis. Σύγγραμμα στοιχειώδες περί ηθικής και ευδαιμονίας. Μετ. Μιχ. Χρηστάρη. Βιέννη, 1816. Τ. 1ος. Σ. 147.
2 См. Спасский А. История Догматических движений.
3 См. Карташов А. Вселенские соборы. М., 1994.
4 Στεφανίδης Β. Εκκλησιαστική ιστορία. Αθήνα, 1959. Σ. 637.
5 Современное информационное общество в свете пророчеств равноап. Космы Этолийского и прп. Паисия Святогорца // http://agionoros.ru/docs/2109.htm
6 Пушкин А.С. Заметки по Русской истории XVIII века// Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. ЧIII. — Л., 1978. — С. 92 — 93.
7 Hase K. Kirchengeschichte. T. III. 1897. P.1; Nigg W. Kirchengeschichtsschtsschreibung. 1934. P. 190.
8 Ανώνυμος Έλλην. Ελληνική Νομαρχία. Σ. 99.
9 Αδαμάντιος Κοραής. Αλληλογραφία 1774-1798, επιστολή της 21ης Ιανουαρίου 1791. Σ. 139-145, 199.
10 Χριστόφορος Παμπλέκης. Ακολουθία. Σ. 59,72,77-79,129-140.
11 См. Концевич И. Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси.
12 Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви // Иустин (Попович), прп. Собрание творений. М., 2004. Т. 1. С. 213.
13 Термин с одной стороны, отражает преемственность традиционализма с исихастским движением XIV в., с другой – говорит о роли, которую играла в этом идейном течении православная (исихастская) мистика.
14 Aθανασίου Παρίου. Χριστιανική Απολογία. Λειψία, 1800. Σ. 37.
15 Подробнее см.: Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.
16 Соколов И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. С. 26.
17 Μαστρογιανόπουλος Η. Αναγεννιτικό κίνημα. Παραφυάδες των κολλυβάδων. Αθήναι, 1987.Σ.12.
18 Πρωτάτον. Αριθ. 85. Περιοδός Β’ Ιανουαριός-Μάρτιος 2002. Σ. 162.