Прочие работы и затраты что входит
Какие расходы относятся к прочим в бухучете
Все затраты любой организации можно упрощенно разделить на те, которые связаны с ее основной деятельностью, и прочие расходы. Формировать необходимые данные о прочих расходах в бухгалтерском учете нужно на основании гл. 3 ПБУ 10/99.
Согласно п. 11 данного нормативного акта, к прочим относят расходы, возникающие:
Для прочих расходов в бухгалтерском учете этот перечень является открытым.
Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, — это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.
К расходам в бухучете предъявляются следующие требования:
Чтобы узнать больше об отражении результатов, не связанных с основной деятельностью, читайте статью «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».
Проводки для учета прочих расходов
Отражаются операции по прочим расходам на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого фиксируют расходы, а по кредиту — доходы. Учет ведется с использованием следующих субсчетов:
Счет 91 в конце каждого месяца не имеет остатка — просчитываются обороты по дебету и кредиту, выводится их общее сальдо и записывается на субсчете 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Проводки будут выглядеть так:
Аналитический учет прочих расходов на счете 91 рекомендуется вести отдельно по каждой из операций, чтобы иметь перед глазами полную картину их влияния на результат работы компании.
Примеры бухгалтерских записей в связи с признанием прочих расходов вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Общий остаток на счете 91 в последний день месяца получается нулевой, но на его субсчетах с начала года аккумулируются суммы по дебету и кредиту. В конце декабря на субсчет 91-9 переносятся суммы с субсчетов 91-1 и 91-2, собранные за год внутренними проводками:
В бухгалтерской отчетности прочие расходы указываются в отчете о финансовых результатах по строке 2350.
Пример заполнения строки 2350 можно посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности, получив бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.
Прочие расходы в налоговом учете – это…
В практике каждого бухгалтера имеются такие случаи, когда производятся затраты, не связанные с основной коммерческой деятельностью. Тогда возникает вопрос: можно ли отражать эти расходы при ведении налогового учета? Чтобы ответить на него, нужно обратиться к ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, в которой указан список обоснованных для уменьшения налогооблагаемой базы трат, не относящихся к основной деятельности.
В реальности часто существуют такие траты организации, которые принимаются в бухгалтерском учете, но не могут быть учтены в налоговом учете. Бухгалтер должен их хорошо знать.
К ним, в частности, относятся:
Не все отраженные в бухучете затраты организации можно учесть при ведении налогового учета. Это создает временные разницы, которые необходимо учитывать в соответствии с ПБУ 18/02.
Налоговый кодекс: прочие расходы при налогообложении
Чтобы правильно сформировать полученную прибыль для расчета налога, необходимо руководствоваться специальным списком внереализационных расходов, который содержит ст. 265 НК РФ. Этот перечень включает:
К внереализационным расходам относят также убытки от стихийных бедствий, безнадежные долги, порчу материальных ценностей при отсутствии виновного лица и др.
Перечень таких расходов открыт. К нему могут быть отнесены другие траты предприятия, не относящиеся к производству и реализации. Главным при этом является то, что необходимо соблюдать условие, указанное в п. 1 ст. 252 НК, — затраты нужны для полноценной деятельности организации и должны быть оформлены документально надлежащим образом и со всеми необходимыми реквизитами.
Момент признания расхода для расчета налогов также оговорен в НК РФ. Если согласно учетной политике организации применяется метод начисления, то нужно пользоваться указаниями п. 7 ст. 272 НК РФ. При кассовом методе для списания внереализационных расходов необходимо руководствоваться п. 3 ст. 273 НК РФ.
Что говорит Налоговый кодекс о внереализационных расходах, вы узнаете из статьи «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Достоверное отражение прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете помогает не только избавить компанию от претензий контролеров, но и получить информацию для принятия стратегических решений. Поэтому бухгалтеру важно правильно идентифицировать расходную хозяйственную операцию, оперируя нормами бухгалтерского и налогового законодательства.
Глава 9. Прочие работы и затраты
│ Глава 9. Прочие работы и затраты │
│1 │Дополнительные │Определяются на│Определяются на осно-│
│ │затраты при произ- │основе СНиП│ве СНиП 4.07-91 от│
│ │водстве строитель- │4.07-91 от стои-│стоимости строитель-│
│ │но-монтажных работ │мости строительно│но-монтажных работ,│
│ │в зимнее время │- монтажных работ,│определенной от итога│
│2 │Затраты по содер- │Определяются на│На основе ПОС по рас-│
│ │жанию и восстанов- │основе ПОС по рас-│ценкам сборника│
│ │лению после окон- │ценкам сборника│СНиР-91 N 27 «Автомо-│
│ │чания строительст- │СНиР-91 N 27 «Ав-│бильные дороги» с│
│ │ва действующих │томобильные доро-│составлением локаль-│
│ │постоянных автомо- │ги» с составлением│ного сметного расчета│
│ │бильных дорог │локального сметно-│в соответствии с про-│
│ │ │го расчета в соот-│ектными объемами ра-│
│ │ │ветствии с проект-│бот (гр. 4, 8) │
│3 │Затраты по пере- │Расчет стоимости│Расчет в текущих це-│
│ │возке работников │перевозки авто- │нах составляется при│
│ │строительно-мон- │транспортом в ба-│наличии обоснования│
│ │тажных организаций │зисном уровне цен│по ПОС (гр. 7, 8) │
│ │автомобильным │составляется при│ │
│ │транспортом │наличии обоснова-│ │
│4 │Затраты по содер- │Расчет дополни-│Расчет дополнительных│
│ │жанию вахтовых по- │тельных затрат,│затрат, вызванных│
│ │селков, транспорт- │вызванных вахтовым│вахтовым методом ве-│
│ │ные затраты по пе- │методом ведения│дения работ, состав-│
│ │ревозке рабочих │работ, составляет-│ляется при наличии│
│ │ │ся при наличии│обоснования по ПОС│
│ │ │обоснования по ПОС│(гр. 7, 8) │
│5 │Затраты, связанные │Сметный расчет на│Сметный расчет на ос-│
│ │с организованным │основании ПОС сос-│новании ПОС составля-│
│ │набором рабочих │тавляется в базис-│ется в уровне текущих│
│ │ │ном уровне цен│цен (гр. 7, 8) │
│6 │Компенсация убыт- │Расчет составляет-│Расчет составляется│
│ │ков, связанных с │ся на основе │на основе данных│
│ │организацией для │данных транспорт-│транспортных предпри-│
│ │работников строи- │ных предприятий│ятий при наличии│
│ │тельных организа- │при наличии обос-│обоснования по ПОС│
│ │ций специальных │нования по ПОС│(гр. 7, 8) │
│ │маршрутов городс- │(гр. 7, 8) │ │
│7 │Затраты, связанные │Расчет составляет-│Расчет составляется в│
│ │с командированием │ся в базисном│уровне текущих цен,│
│ │работников подряд- │уровне цен при на-│при наличии обоснова-│
│ │ных организаций на │личии обоснования│ния по ПОС исходя из│
│ │стройки │по ПОС (гр. 7, 8) │Постановления Прави-│
│ │ │ │Федерации от 26.02.92│
│ │ │ │N 122 «О нормах воз-│
│ │ │ │ных расходов» и пись-│
│ │ │ │ма Минфина России от│
│ │ │ │менении норм возмеще-│
│ │ │ │расходов с учетом из-│
│ │ │ │менения индекса цен»│
│ │ │ │(последнее письмо от│
│8 │Затраты, связанные │Определяются на│Определяются на осно-│
│ │с выполнением на- │основе расчета│ве расчета стоимости│
│ │тельских, экспери- │тельных работ (гр.│(гр. 7, 8) │
│ │ментальных или │7, 8) │ │
│ │данной стройке для │ │ │
│9 │Затраты по переба- │Сметный расчет│Сметный расчет зат-│
│ │зированию строи- │затрат, не учтен-│рат, не учтенных нор-│
│ │организаций с од- │т.ч. стоимости 1│имости 1 маш.-ч, сос-│
│ │ной стройки на │маш.-ч, составля-│тавляется, как прави-│
│ │другую │ется, как правило,│ло, подрядчиком и│
│ │ │подрядчиком и сог-│согласовывается с за-│
│ │ │ласовывается с за-│казчиком в текущем│
│ │ │казчиком в базис-│уровне цен (гр. 7, 8)│
│10 │Затраты, связанные │Согласно нормативу│Составляется расчет│
│ │с премированием за │1991 г. (гр. 4, 5,│по договорным ценам│
│ │ввод в действие │8) │(письмо Минтруда Рос-│
│ │законченных строи- │ │сии и Госстроя России│
│ │тельством объектов │ │от 15.03.93 N 463-РБ│
│11 │Затраты, связанные │Принимаются в раз-│Расчет в текущем│
│ │с содержанием ВСО │мере, сложившемся│уровне цен составля-│
│ │ │у подрядной орга-│ется, исходя из зат-│
│ │ │низации по состоя-│рат подрядчика, опре-│
│ │ │нию на 01.01.91│деленных на основе│
│ │ │(гр. 7, 8) │правительственного │
│ │ │ │решения по данному│
│ │с отчислениями в │ │1,5% от себестоимости│
│ │фонд НИОКР │ │строительной продук-│
│ │ │ │ции на основе Указа│
│ │ │ │Федерации от 22.12.93│
│ │ │ │ма Минстроя России от│
│ │с оплатой услуг │ │0,01% от суммы строи-│
│ │региональных цент- │ │тельно-монтажных ра-│
│ │ванию в строитель- │ │соответствии с поста-│
│ │стве (РЦЦС) │ │новлением Госстроя│
│ │ │ │России от 30.12.93 N│
│ │щение затрат, свя- │ │лей автомобильных до-│
│ │занных с отчисле- │ │рог принимается в│
│ │ниями на образова- │ │размере 0,4% от стои-│
│ │ние дорожных фон- │ │мости выполненных│
│ │дов (в т.ч. налог │ │подрядных (строитель-│
│ │на пользователей │ │но-монтажных) работ,│
│ │автомобильных до- │ │увеличение ставок на-│
│ │рог) │ │лога может осущест-│
│ │ │ │вляться местными ад-│
│ │ │ │министрациями, а так-│
│ │ │ │расчету налог с вла-│
│ │ │ │портных средств и на-│
│ │ │ │лог на приобретение│
│ │ │ │ствии с Законом Рос-│
│ │ │ │сийской Федерации от│
│ │транспортного на- │ │1% от фонда оплаты│
│ │лога │ │труда в соответствии│
│ │ │ │с п. 25 Указа Прези-│
│ │ │ │дента Российской Фе-│
│ │ │ │дерации от 22.12.93 N│
│ │связанные с содер- │ │уровне текущих цен на│
│ │жанием и эксплуа- │ │основе данных подряд-│
│ │тацией фондов при- │ │ной организации, если│
│ │родоохранного наз- │ │такие затраты имеют│
Прочие работы и затраты что входит
Прочие расходы или прочие расходы и затраты определяются в составе объектных смет и сводных сметных расчетах. При составлении локальных смет на выполнение строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ величина прочих затрат не вычисляется. Однако для полного представления о структуре цены строительной продукции в настоящее издание включена информация, которая носит скорее ознакомительный, чем методический характер. В этой связи процедуры вычисления прочих затрат не содержат решенных практических примеров и задач для самостоятельного решения.
Прочие затраты составляют одну из глав (томов) сметной документации в соответствии с МДС 81-35.2004:
— при определении стоимости объектов промышленного и гражданского назначения в сводных сметных расчетах рекомендуется формировать главу 9 «Прочие работы и затраты» (п. 4.73 МДС 81-35.2004);
— при определении стоимости объектов капитального ремонта в сводных сметных расчетах рекомендуется формировать главу 7 «Прочие работы и затраты» (п. 4.74 МДС 81-3.2004).
Вычисление количественного значения по статье «Прочие затраты и работы» может выполняться:
— при помощи укрупненного сметного норматива, применяемого к величине прямых затрат, выраженных в текущих ценах на основании положений п. 4.42 МДС 81-35.2004;
— путем составления локальной сметы (сметного расчета) или калькуляции на работы и затраты, составляющие статью «Прочие работы и затраты» в соответствии с приложением 8 к МДС 81- 35.2004.
Укрупненная структура расходов, относимых к разделу сметной документации «Прочие работы и затраты» и наиболее часто встречающихся в практике составления смет и сметных расчетов, представлена в нормативной документации в следующем составе269:
— затраты по отводу земельного участка, выдаче архитектурно- планировочного задания и выделению красных линий застройки;
— затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений, переносу их в натуру и закреплению пунктами и знаками;
— плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;
— затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, а также выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;
— плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;
— затраты, связанные с компенсацией за сносимые строения, ущерб, наносимый природной среде, возмещением убытков и потерь при переносе зданий и сооружений, возмещением потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель;
— затраты, связанные с неблагоприятными гидрогеологическими условиями территории строительства и необходимостью устройства объездов для городского транспорта;
— дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время;
— затраты на содержание действующих постоянных автомобильных дорог и восстановление их после окончания строительства;
— затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта;
— затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ;
— затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую;
— затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов;
— средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков;
— затраты на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров);
— затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда;
— затраты на проведение пусконаладочных работ;
— содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия;
— экспертиза предпроектной и проектной документации;
— разработка тендерной документации;
— затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС).
Для большинства перечисленных расходов может быть составлена локальная смета или локальный сметный расчет (например, проектные и изыскательские работы см. гл. 2 настоящего издания). Отдельные расходы вычисляются при помощи укрупненного сметного норматива, как часть от прямых затрат в текущих ценах, включая накладные расходы и сметную прибыль (например, расходы на авторский надзор, НДС). Кроме этого представленный перечень содержит расходы, которые следует относить к условно-постоянным, т. е. выплачиваемые за определенный промежуток времени (например, плата за землю, страховые взносы).
Необходимо еще раз подчеркнуть, что расходы по статье (главе сметного расчета) «Прочие работы и затраты» определяются генеральным подрядчиком для крупных объектов строительства, продолжительность возведения которых, как правило, превышает 12 месяцев. Такие расходы составляют часть стоимости строительной продукции, вычисленной в объектных и сводных сметах и сметных расчетах. Локальные сметы и сметные расчеты в большинстве случаев не содержат раздела «Прочие работы и затраты».
Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете
Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете
Подход к классификации и группировке затрат в бухгалтерском учете диктуется такими основными нормативными актами:
Таким образом, на практике выделяют 2 подхода к организации учета затрат: собственно бухгалтерский и налоговый, имеющий целью исчисление налогов. В настоящей статье мы рассмотрим только бухгалтерские принципы группировки затрат по элементам и статьям.
ПБУ № 10/99 разделяет все затраты предприятия на 2 большие группы расходов в зависимости от того, имеют они отношение к обычной деятельности предприятия или не относятся к обычной деятельности (прочие расходы).
Если внимательно изучить п. 7 ПБУ № 10/99, то становится понятно, что все расходы обычной деятельности предприятий можно разделить на такие большие группы:
В бухгалтерском учете предпроизводственные расходы, которые связаны с приобретением материалов, сырья, товаров, запасных частей, прочих ТМЦ, относят на счета учета данных ТМЦ, включая в состав их себестоимости.
Например, на счет 10 «Материалы» относят стоимость приобретения этой группы ТМЦ и стоимость их доставки, хранения, сортировки и т. д.
Элементы группировки расходов по обычным видам деятельности при их формировании в бухучете согласно п. 8 ПБУ 10/99:
Если группировка затрат по элементам установлена законодательно, то разбивку затрат по статьям предприятие устанавливает само исходя из потребностей управленческого учета.
Основной список статей расходов предприятия во многом зависит от его типа и отраслевой принадлежности. Во многих отраслях экономики существуют рекомендованные или обязательные принципы разбивки расходов по статьям затрат при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.
Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)
Все затраты в бухгалтерском учете суммируются на счетах 20, 23, 25, 26, 29. Аналитический учет ведется в бухгалтерии предприятия на указанных счетах исходя из принятой предприятием самостоятельно классификации статей затрат в бухучете, соответствующей целям учета.
Такая классификация может устанавливать группировку расходов по статьям исходя из следующих принципов.
По периоду возникновения и списания затрат:
По степени участия в основном производственном процессе затраты делят:
В зависимости изменения от объема производства, различают:
Исходя из степени влияния на конечный результат:
Для целей калькуляции себестоимости:
Существуют и другие подходы к тому, как формируется список статей затрат в бухучете предприятия.
ВАЖНО! Закрепите разбивку расходов по статьям внутренним документом предприятия (приказом об учетной политике или отдельным приказом). Важно, чтобы все бухгалтеры предприятия знали эти принципы и формировали затраты по статьям на своих участках учета правильно.
Взаимосвязь между разбивкой расходов по статьям и по группам элементов можно представить в форме таблицы:
Таблица. Пример взаимосвязи группировки по элементам и статей затрат в бухучете
Статьи затрат в бухучете
Основные материалы на производство
Электроэнергия на производство
Полуфабрикаты собственного производства
Заработная плата рабочих основного цеха
Зарплата вспомогательных рабочих
Зарплата руководителей цехов и участков
Начисления на ФОТ основных рабочих
Начисления на ФОТ общепроизводственного персонала
Амортизация ОС, занятых в производстве
Амортизация ОС, не занятых в производстве
Материалы для работы управления
Энергетические расходы управления
Зарплата и взносы сотрудников управления
Расходы на быт и маркетинг
Материалы для работы сбыта и маркетинга
Зарплата и взносы отделов сбыта и маркетинга
Расходы на продвижение продукции (реклама, акции)
Разделение затрат на прямые и косвенные позволяет косвенные затраты отнести на себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете управленческие и коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость реализованной продукции (п. 9 ПБУ 10/99), но такой порядок учет должен быть отражен в учетной политике организации.
Приведенная в примере классификация затрат по статьям не является обязательной.
Как делить производственные затраты на прямые и косвенные и учитывать их в налоговом учете, читайте здесь.
С налоговым учетом прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно ознакомиться тут.
Что делать, если деление затрат на прямые и косвенные в бухгалтерском и налоговом учете отличаются? Ответ на вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)
В соответствии с разд. III ПБУ № 10/99 прочие расходы не связаны с обычной деятельностью. ПБУ устанавливает 3 основные группы таких расходов.
Первая группа связана с видами доходов от прочей деятельности. Такие затраты возникают, когда предприятие:
Вторая группа прочих расходов — это затраты:
Третья группа — расходы от наступления чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств.
Классификацию прочих расходов по статьям предприятие может также проводить самостоятельно. Здесь можно рекомендовать следующие статьи группировки расходов:
Итоги
Все расходы предприятия законодательство, регулирующее бухучет, делит на две большие группы: связанные с обычной деятельностью и прочие расходы. Расходы, связанные с обычной деятельностью, делятся на элементные группы. А группировку расходов по статьям затрат предприятие выбирает самостоятельно. Основной и дополнительный списки статей затрат формируют полный перечень затрат предприятия.
Виды доходов и расходов
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о том, что такое выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, прочие доходы и расходы. Эта классификация помогает понимать на чем вы зарабатываете деньги и на что тратите. Она лежит в основе группировки доходов и расходов в одной из главных форм бухгалтерской отчётности — отчёте о финансовых результатах. И в управленческих отчётах очень помогает.
Начнём с доходов. Доходы в бухучёте делятся на выручку и прочие доходы.
Выручка
Что считать обычными видами деятельности, определяет сама компания. Главное правило здесь — систематичность получения доходов. Если товар, продукция, работа или услуга продаётся регулярно, его продажа — обычный вид деятельности.
Вот что приносит выручку в разных бизнесах:
При этом обычных видов деятельности у компании может быть несколько. Продуктовый магазин может открыть производство салатиков, которые будут продаваться вместе с покупными товарами. А завод — продавать не только свою продукцию, но и покупные запчасти к ней. Такие продажи тоже будут приносить выручку.
Ещё раз акцентирую внимание на моменте признания выручки. Выручка возникает в бухучёте в момент перехода права собственности на товар или продукцию от продавца к покупателю. Для работ и услуг момент признания выручки — дата подписания акта об их выполнении.
Пример 1. Автосалон продал новый «Гелендваген» за 12 млн руб. По условиям договора половину стоимости клиент оплачивает сразу, вторую половину — в течение года с момента покупки. Выручка-брутто складывается из 6 млн руб. уплаченных денег и 6 млн руб. дебиторки. Выручка-нетто — 10 млн руб. Оставшиеся 2 млн руб. НДС — это доход государства, а не автосалона.
Прочие доходы
Прочие доходы (Other Revenue) — это любые доходы компании, кроме выручки:
Момент признания и оценка суммы прочих доходов определяются так же, как и у выручки. Исключение — подарки. Дебиторская задолженность при дарении не возникает, поэтому доход определяется по рыночной стоимости подаренного актива.
Разделение доходов на выручку и прочие доходы зависит от того, чем занимается компания. Для магазина арендная плата — прочий доход, а для лизинговой компании — выручка. Начисленные дивиденды будут выручкой для квалифицированного инвестора, но прочим доходом для завода. И только подарки квалифицируются как выручка разве что у профессиональной содержанки.
Себестоимость
Переходим к классификации расходов. Первый вид расходов — себестоимость (Cost of Goods). Это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше буду говорить о продукции, подразумевая работы и услуги тоже.
Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И, если себестоимость продукции 100 руб., а выручка от продаж 150 руб., вовсе не обязательно прибыль от продаж составила 50 руб. Такой информации недостаточно — нужно уточнить о какой именно себестоимости идет речь.
Производственная себестоимость— это затраты на изготовление продукции. Её нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять что можно подкрутить в производственном процессе. Уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу более эффективно, чтобы снизить затраты на оплату труда и т. д.
Производственная себестоимость за месяц показывает, во сколько обошлось производство. Но её бесполезно сравнивать с выручкой по трём причинам.
Себестоимость продаж (полная себестоимость) — расходы на изготовление и продажу продукции. Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости проданной продукции и расходов на её продажу. Именно эту себестоимость надо сравнивать с выручкой для корректного определения финансового результата.
Пример 2. ООО «Рога и копыта» производит тортики. За день было изготовлено и продано 3 тортика. Для их заготовления было куплено продуктов на 500 руб., ещё 1000 руб. составила зарплата кондитера. Тортики продаются в Инстаграм по 1000 руб. Реклама обошлась в 2000 руб.
Производственная себестоимость: 1500 руб. (500 руб. + 1000 руб.).
Себестоимость продаж: 3500 руб. (1500 руб. + 2000 руб.).
Убыток от продаж: 500 руб. (3000 руб. — 3500 руб.).
Если бы собственник при определении финансового результата ориентировался на производственную себестоимость, он бы решил, что владеет прибыльным бизнесом. Но это не так.
Пример 3. Те же условия, но продано 2 тортика.
Производственная себестоимость выпуска: 1500 руб.
Себестоимость продаж: 3000 руб. (2 * 500 руб. + 2000 руб.)
Убыток от продаж: 1000 руб. (2000 руб. — 3000 руб.)
Еще 500 руб. — производственная себестоимость оставшегося на складе тортика. Если завтра его купят без рекламы, то он принесет прибыль в 500 руб.
Коммерческие расходы
Коммерческие расходы (Selling Expense) — это расходы на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от того, чем занимается компания.
Если компания производит продукцию, то расходы на продажу начинаются сразу после того, как продукция выпущена. Коммерческими будут расходы на:
Если компания выполняет работы или оказывает услуги, то коммерческими будут в основном расходы, связанные с их продвижением. Хранить и отгружать попросту нечего.
Если компания продаёт товары, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров:
Как видите, перечень коммерческих расходов у торговых организаций шире, чем у производственных. Поэтому и удельный вес в отчёте о финансовых результатах выше. Например, в финансовой отчетности Магнитогорского металлургического комбината за 9 месяцев 2019 года коммерческие расходы составляют 7% от выручки. А в такой же отчетности Х5 Retail Group — 13%.
Управленческие расходы
Управленческие расходы (Administrative Expense) — это расходы, которые не связаны с производством, хранением и сбытом продукции, но необходимы для функционирования организации. Еще их называют общехозяйственными.
Перечень управленческих расходов для конкретного предприятия зависит от специфики его деятельности. Например, для большинства бизнесов зарплата бухгалтера — общехозяйственный расход, а у нас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» она входит в себестоимость услуги. Для колл-центра стоимость телефонии — это производственные затраты, а для завода — общехозяйственный расход.
Как видите, в основном управленческие расходы направлены на содержание административно-управленческого персонала и офисной инфраструктуры. Когда я начинал свою карьеру на заводе, таких сотрудников цеховой люд называл нахлебниками. Потому что они не производят продукцию и не продают её. А кормить их надо.
В этом есть своя правда. Управленческие расходы, как правило, являются условно-постоянными. То есть не зависят от объемов выпуска. А значит, они должны быть как можно меньше. И с этим связан один интересный факт.
В отчёте о финансовых результатах управленческие расходы могут показываться либо в себестоимости продаж, либо отдельной строкой. И вот вам два примера.
В первом случае управленческие расходы показаны отдельной строкой. Сразу видно, что на 1 руб. себестоимости приходится 14 копеек управленческих расходов. Во втором случае управленческие расходы погребены в себестоимости. А отчего она такая большая непонятно. Может ресурсы дорогие, а может директора огромные зарплаты получают.
Кстати, новый ФСБУ «Запасы» хоть и выйдет совсем не в том виде, в каком Минфин должен был его принять, запрещает включать управленческие расходы в себестоимость продукции. Как сказал Петр Великий: «Дабы дурь каждого видна была».
Прочие расходы
Прочие расходы (Other Expense) — это любые расходы компании, которые не относятся к её основной деятельности. Если расход нельзя включить в себестоимость, коммерческие расходы или управленческие расходы, — он включается в прочие.
Разделение на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы производится аналогично разделению на выручку и прочие доходы. Регулирует классификацию расходов ПБУ 10/99 «Расходы организации». На смену этому стандарту готовится новый ФСБУ «Расходы». Но это будет нескоро. По планам Минфина проект должен быть разработан к первому кварталу 2021 г., а стандарт введен в действие с 2023 г. Но исполнителем назначен Институт профессиональных бухгалтеров России, а он уже не уложился в срок. Изначально Минфин планировал, что проект будет разработан в 2018 г., а стандарты начнет действовать в 2020 г. Не уверен, что история с переносом сроков не повторится.
Вот типичные представители прочих расходов:
Последний показатель раскрывается в отчете о финансовых результатах отдельно от остальных прочих расходов. Там он называется «Проценты к уплате». Это установлено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Сделано это для того, чтобы из бухгалтерской отчетности можно было оценить уровень кредитной нагрузки компании.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» доходы и расходы классифицируются автоматически при осуществлении сделок. Для бухгалтерского учёта по своим правилам, для налогового — по своим. Определять вручную вид дохода или расхода не нужно — система делает это сама. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!