Проблемы с дикцией у подростков что делать
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения для дикции и артикуляции
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых
У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.
Что такое дикция?
Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.
Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.
Как улучшить дикцию ребенку?
Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?
1. Следите за собой
Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.
2. Делайте гимнастику
Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.
3. Работайте над дыханием
Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.
В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.
4. Скороговорки
Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.
В первый раз проговорите слова медленно и четко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.
5. Обратитесь за помощью к логопеду
Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.
Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?
Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.
1. Читаем вслух
Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.
2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш
Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.
3. Диктофон и аудиокниги
Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.
4. Следите за осанкой и говорите на ходу
Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.
5. Быстрая разминка для дикции
Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.
Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?
Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится!
Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.
Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности
Дизартрия с латыни дословно переводится как «нарушение членораздельной речи». То есть наблюдается неправильное произношение слов, возникающее как следствие нарушенной иннервации речедвигательного аппарата.
Стертая дизартрия является легкой степенью расстройства. Она проявляется негрубыми речевыми дефектами, в первую очередь фонетической и просодической стороны речи.
Как развивается
Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.
В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:
Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода.
Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.
В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.
У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.
Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.
Фонетическая часть речи
При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.
При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука [р], в 65% случаев страдает звук [л]. Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки [й] или [г].
Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, [ж], [ш], [з], [с], и оглушение звонких звуков.
Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.
Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.
Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.
Просодическая часть речи
У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.
В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.
В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.
Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.
Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.
Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.
Другие отклонения
Нарушение иннервации отдельных групп мышц не только расстраивает привычный для нас характер речи. Обращает на себя внимание и общий вид больного. Обращает на себя внимание дефицитом мимики. Носогубная складка и углы рта асимметричны. В процессе речевой активности беспокоит гиперсаливация, поскольку нарушается способность сглатывания слюны.
При парезах лицевых мышц они теряют тонус. Губы и углы рта опущены, язык малоактивен, не в полную силу участвует в словообразовании. Такие особенности влияют на интонацию и выразительность сказа. За счет слабости жевательных мышц нижняя челюсть не удерживается в приподнятом положении, из-за чего теряется возможность держать закрытым рот. Слабость мышц усиливается при артикуляционной нагрузке.
При спазме мимической мускулатуры мимика отсутствует, мышцы твердые на ощупь и напряженные. Губы как будто постоянно находятся в улыбке за счет спазма верхней губы. Они практически не участвуют в словообразовании. Невозможно сложить их в трубочку или вытянуть вперед.
Страдает артикуляция, нарушается переход от одной артикуляционной позы к другой. Из вегетативных расстройств наблюдают потливость, цианоз рук и стоп.
Дизартрики способны выполнить практически все артикуляционные пробы: улыбнуться, надуть щеки и т.д. Однако их качество выполнения заметно страдает, отличается нечеткостью, смазанностью, недостаточной амплитудой, вялостью.
Такие дети легко возбудимы, чрезмерно суетливы или, наоборот, заторможены. Снижается работоспособность, страдает внимание и память.
Возникают трудности в мелкой моторике рук, а также и в общей моторике. При физических нагрузках дети быстро утомляются, им сложно поддерживать ритм и темп движений, переключаться с одного их вида на другой.
Последствия
Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.
В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.
В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.
Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное.
Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.
Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.
В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.
Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.
Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.
Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.
КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ
Шесть упражнений для дикции
Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»
Друзья, добрый день. Я – Кирилл Плешаков-Качалин, руководитель «Школы природного голоса». Чтобы улучшить свою дикцию, достаточно выполнять упражнения по 5 минут в день в течение месяца. Сейчас я вам покажу эти упражнения. Начните заниматься, и первые результаты вы почувствуете уже через несколько дней. А через 3-4 недели ваша дикция станет просто блеск, и ваш голос будет звучать четко и внятно, даже в самых волнительных ситуациях! Я имею в виду выступления перед большой аудиторией, ответственные переговоры и так далее.
Что такое дикция
Язык. Нёбо. Губы.
Да, я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос, тембр. А вот гласные и согласные звуки создаются уже выше горла и связок, на уровне мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы с вами займемся тренировкой именно этих органов.
Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще лучше, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.
Первое упражнение для дикции
Чревовещатель
Сомкните губы. И начните активно произносить текст. Любой. 😊 Например: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью, кот ученый, все ходит по цепи кругом». Зубы при этом разомкнуты. Челюсть, язык и нёбо – активно работают. Вероятно, поначалу вы услышите только мычание. Это нормально. Продолжайте произносить текст. Через пару дней, вы почувствуете, что даже несмотря на сомкнутые губы, и гласные, и согласные у вас становятся различимыми.
Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу. Можете Пушкина или кто вам больше нравится. 😊
Второе упражнение для дикции
Демосфен
Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот, и произносил речь с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. 😊 А вот пробка из-под вина – позитивно.
Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И также активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина. 😊
Если сейчас нет под рукой чистой пробки, не страшно, купите при случае бутылку вина. 😊 Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию. 😊
Третье упражнение для дикции
Кривляние
Сейчас мы работали в первую очередь с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!
Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.
Активно подвигайте губами и языком в разные стороны. 😊 И произносите при этом любые гласные звуки. Попробуйте прямо сейчас. Достаточно покривляться таким образом 8-10 секунд, чтобы привести в порядок губы и убрать лишнее напряжение с лица и челюсти.
Четвертое упражнение для дикции
Гласные
Пятое упражнение для дикции
Согласные
Хорошие упражнения? Нравятся вам? 😊 Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.
Я вам так скажу. Сам я никогда не тренировал скороговорки. Делал только упражнения выше. Но когда меня просят озвучить скороговорку, я могу сделать это сходу без особых проблем. 😊Дело в том, что когда основные артикуляционные мышцы в тонусе, вы можете четко произнести любые сочетания звуков. А скороговорки используются уже для точечной коррекции каких-то конкретных проблем. Допустим, если не получается сочетание «ждр» или «птк». Здесь у всех здесь бывает по-разному.
Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви! 😊
Начнем с сочетаний согласных. Возьмем для примера сочетание «стр». Вы можете взять любое другое, которое вам актуальнее. Добавим к этому сочетанию последовательность гласных «у-о-а-э-и-ы».
И произнесем таким образом: «СТРУ-СТРО-СТРА-СТРЭ-СТРИ-СТРЫ».
Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп, и акцентируя по очереди каждый слог.
Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. 😊 Просто приставляйте к ним гласную, и произносите четко.
Шестое упражнение для дикции
Скороговорка о любви
Ну а теперь о любви! 😊 Скороговорка о любви. 😊 Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.
На мели мы лениво налима ловили.
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили?
И в туманы лимана манили меня.
По каждой скороговорки общие рекомендации такие.
Попробуйте про любовь в тумане произнести? Прямо сейчас. 😊 Отлично! Вы молодец!
Теперь вы знаете шесть базовых упражнений для дикции. Выполняйте их в течение дня, в любое время. Достаточно 5 минут на всю тренировку! И уже через несколько дней вы почувствуете результаты! А кто-то может быть и сразу! 😊
И у вас уже точно не будет как в том анекдоте про радио. 😊
— Как вас взяли на радио с такой дикцией? У вас там что, блат?
– Нет, сестЛА. 😊
Но вообще дикция – только одна из характеристик голоса, которую мы с вами можем улучшить. Причем, не самая значимая. 😊 Гораздо важнее тембр, интонация и звукоизвлечение. Над этим тоже можно работать.
Щелкните кнопку ниже и обязательно послушайте голоса до и после. 😊
Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»
Если есть вопросы по упражнениям – пишите ниже в комментариях.
Успехов вам и отличного настроения!
Кирилл Плешаков-Качалин
«Школа природного голоса»