Проблематика рассказа о чем плачут лошади

ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ Ф. А. АБРАМОВЫМ В РАССКАЗЕ “О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ”

ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ Ф. А. АБРАМОВЫМ В РАССКАЗЕ

“О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ”

Федор Александрович Абрамов – автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов – главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: “Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту…” Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: “Они постоянно

Ведь еще недавно были такие времена, “когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба…” Лошадь называли сокровищем и опорой “всей крестьянской жизни, потому как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни в лес”. Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, – даже точно! – сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей.

Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: “А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? “

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив “на себя бесшабашную удаль”, герой “вдруг стал понимать, что… совершил что-то непоправимое, страшное, что… обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг…” “И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…”

Доброта к любому живому существу – это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности – это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека – опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе.

И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении “О чем плачут лошади” Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него “чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними”. И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств.

Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, “что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете”.

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики “то и дело лупят” их. Разве могут они поверить теперь, что когда – то “лошадью дышали и жили”, что “ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

Краюху хлеба”. Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами.

Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя “каким-то нелепым, отжившим существом”.

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.

Related posts:

Источник

Смысл рассказа “О чем плачут лошади”

Наша статья поможет разобраться в сути произведения Фёдора Абрамова, понять в чём смысл рассказа “О чём плачут лошади”. Тема рассказа очень животрепещущая – человек и природа.

Особенности повествования

Автор ведёт повествование от первого лица: читатель воспринимает художественную картину глазами мальчика, который любит лошадей и часто приходит их кормить. Он знает всё до мелочей о жизни этих животных, тонко чувствует их натуру, пытается понять, о чём они думают.

В какой-то момент, автор перешагивает фантастический рубеж, и лошадь… начинает говорить. Сказочный приём так естественен в произведении, что воспринимается, как реальность.

В рассказе по-особому раскрыта тема природы и человека, их взаимоотношений. Лошади плачут оттого, что люди перестали ценить их, заботиться о животных. В канве рассказа упоминается история о коне, которого звали Карько, – он наравне с людьми служил в годы войны. Лошади всегда были преданы человеку, но настало время – и люди забыли об этом. Неухоженные, голодные, измученные работой лошади всех мастей смотрят в глаза повествователя, надеясь узнать, почему так вышло.

Смысл произведения в том, что человек стал далёк от природы, её заменил прогресс, урбанизация, ложные ценности. В крестьянском укладе лошади считались кормильцами, о них заботились, относились с уважением. В рассказе лошади не верят Рыжухе, которая поёт песни об этих счастливых временах. Они считают, что так было всегда (пастух забывает кормить лошадей, хозяева не лечат своих животных). В конце произведения звучат мысли автора о том, что ему хочется плакать вместе с лошадью, его гнетёт тоска о том, чего не вернуть.

Источник

Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в рассказе, основной тематикой которого являются авторские воспоминания о прошлой жизни.

Повествовательная композиция рассказа осуществляется от лица рассказчика, являющегося человеком, который помнит прежнюю жизнь лошадей, когда люди относились к ним более тепло и дружелюбно.

Сюжетная линия рассказа является простой и состоит в рассказе о былом времени, в период которого человек заботится о лошадях и относится к ним с теплотой и бережливостью, поскольку тогда отсутствует различная техника и машины.

Отличительной особенностью произведения является раскрытие автором существующих проблем в экологической сфере, а также нравственной стороне общества, заставляя читательскую аудиторию задуматься о необходимости проявления заботливого отношения к окружающей природе.

Композиционная структура рассказа представляется изображением картин из жизни деревни, при этом в завязке произведения повествуется об отношении деревенских жителей к лошадям. Развитие сюжетной линии происходит в момент рассказа старой кобылы молодой кобылице Рыжухе о прежних временах. Кульминация представляется в виде постановки автором животрепещущего вопроса о возможности возвращения теплого и доброго отношения человека к животным.

Система образов в рассказе представляется в виде двух главных героев в лице повествователя, способного выполнить сравнение прошлой и настоящей жизни, а также лошади Рыжухе, являющейся в произведении олицетворением всей окружающей природы.

В качестве художественных средств выразительности писатель применяет в рассказе многочисленные сравнения и олицетворения, позволяющие более ярко и красочно передавать чувства и переживания лошадей, которые имеют схожесть с душевным состоянием людей. Использование данных приемов наделяет рассказ сказочными мотивами, выражающими единство природного и человеческого мира.

Своеобразием произведения является мастерское изображение писателем зарисовок окружающей природы, которые позволяют читателям в прямом смысле вдыхать ароматы цветов и трав, слышать звуки птичьего пения, порхания насекомых.

Смысловая нагрузка рассказа наполняется тоской и грустью о безвозвратно ушедшей прошлой жизни, в которой люди и окружающая природа ощущают более тесную взаимосвязь и взаимоотношения.

Анализ №2

Главный герой произведения любит бывать на конном дворе. Общаясь с этими удивительными животными, он как будто бы снова возвращается в прекрасную пору своего детства. Но только сейчас при встрече с лошадьми автор испытывает смешанные чувства, главное из которых – ощущение глубокой вины перед этим, забытым ныне, а когда-то первым помощником человека.

Приходя на скотный двор с кусками хлеба и сахара, где вечно пьяный конюх днями не появляется в стойлах, заставляя животных томиться от жажды, рассказчик жалеет бедняг, считая, что только он и может своей заботой скрасить их незавидную жизнь. А ведь когда-то, восклицает автор, все было совсем по-другому. Лошадь была основой крестьянского хозяйства, ее, кормилицу, холили и лелеяли, понимая: падет конь – не выжить семье. Она сопровождала мужика с самого детства: первая игрушка его сына был деревянный конь, резными коньками украшали крыши деревенских изб, коню молились на иконах Георгия Победоносца, с конем воевали в тяжелые для Отчизны годы, с конями засылали сватов в минуты истинного крестьянского счастья. С развитием научно-технического прогресса незаметно лошадь стали вытеснять с полей, огородов, и вот теперь она окончательно задвинута на задворки деревенской жизни. И автору больно от этого, больно и тоскливо. Но, все же, приходя в гости к своим любимцам, он старается не показывать им своих чувств.

Так и было при каждой встрече с лошадьми, пока однажды Рыжуха, веселая, никогда не унывающая кобылка, прямо не спросила у рассказчика, а правда ли существовали такие времена, когда лошади были счастливы. Рыжуха любила автора, а он ее выделял из всех остальных животных, считая своим другом. Но не выдержал мужчина молящего вопросительного взгляда лошади: обмануть не смог, и правды не сказал. Ответив, что нечего забивать голову всякой ерундой, торопливо ушел из конюшни, испытывая стыд за современное поведение человека по отношении к лошади. И Рыжуха все поняла. Черной неблагодарностью отплатило человечество коню за годы беззаветной службы. Об этом и плачут лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Популярные сегодня темы

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории.

Алексеев – один из второстепенных героев романа Гончарова «Обломов». В самом начале романа в гости к Обломову приходят его знакомые. Алексеев являлся четвёртым по счёту гостем.

К главным героям данного произведения относится семейство по фамилии Трубины. Эти люди имеют высокие моральные принципы. Они являются приверженцами царской России. Всё, что происходит вокруг

Главным персонажем повести является Гриша Печорин. Это уникальнейший человек, которого никто не смог изучить досконально. Такие героические личности можно встретить в любом истерическом промежутке.

Жизнь каждого современного человека – это череда радостных и печальных событий. Но все они рано или поздно находят отражение полностью или частично в разных видах искусства.

Источник

Тема деревни в произведениях Ф. А. Абрамова («Две зимы и три лета», «Братья и сестры», «Пути-перепутья»)

Школьное сочинение

К середине 60-х годов XX столетия в русской литературе прочно укрепился «принцип фронтального исследования действительности», который дал возможность писателям широко осмыслить социальную жизнь, настоящее и прошлое деревни, закономерности и случайности в ее развитии, характер и содержание ее противоречий. Однако писать об общественных, социальных процессах и преобразованиях только лишь как о массовом явлении невозможно. Как невозможно раскрыть тему изменившейся деревни, не раскрыв изменений, происходящих в человеческой душе. Потому в литературе все более ощутимым становится внимание к внутренним процессам развития отдельной личности, часто несущим в себе драматическое начало. Именно драматические будни и определяют содержание известных романов и повестей Ф. Абрамова — «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и многие другие. Социальные процессы писатель словно бы растворяет в человеческих отношениях, а своих героев оценивает по характеру связей с природой, людьми, главным делом их жизни.

Основой известной трилогии «Пряслины», состоящей из трех названных выше романов, являются не подвиги и стройки, не великие исторические свершения, а обычная трудовая жизнь жителей деревни Пекашино, сельский быт, нужды и заботы крестьянства. Обычная деревня, такая же, как сотни других русских сел и деревень, стала олицетворением народного мужества и терпения. На этом примере автор изобразил процессы; характерные на определенном этапе жизни для всей страны. Он показал, какой великой человеческой бедой, напряженной работой, героикой будней обернулось для народа военное и послевоенное время. Тридцать лет — с 1942-го по 1970 год — стали настоящим, испытанием жизнестойкости людей, их нравственной силы, их чувства ответственности за себя, за колхоз, за будущее — свое и своей страны. Перед нами проходят картины жизни ряда деревенских семей: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых, Житовых и некоторых других.

История жизни трех крестьянских поколений, смена их жизненных идеалов, появление совершенно новых социально-психологических типов, сохранивших, при всей своей новизне, нравственные устои крестьянской жизни, во многом определили характер всего повествования, в котором проявилось ярко выраженное исследовательское начало автора. Глубина народности всей трилогии определяется серьезными раздумьями писателя о крестьянской жизни, наполненной жестким самоограничением, нелегким трудом, тяжелыми, порой непосильными, испытаниями. Шаг за шагом проводит Абрамов своих героев через трудности, заблуждения и ошибки к нравственной и гражданской зрелости. Раскрывая истоки психологического конфликта между крестьянскими надеждами на благополучие и Суровой действительностью, автор доказывает всю глубину, силу, жизнестойкость жителей деревни.

Противоречиями деревенской жизни наполнен весь сюжет трилогии — с первых страниц и до самой развязки. Здесь, и конфликт между руководителями и народной массой, между председателем и колхозниками. Здесь и противоположность жизненных позиций героев: Мининой и Клевакина, Лукашина и Худякова, Михаила Пряслина и Егорши Ставрова. Писатель проводит глубокий психологический анализ, раскрывая характеры людей через их отношение к труду, окружающим, семье, любви, славе, долгу. И герои, выдержавшие эту проверку, подобно Михаилу, идут по жизни прямыми путями. А «приспособленцы» оказываются на перепутьях.

В повседневном труде, в круговороте сельской страды раскрывается в произведении Абрамова величие будничного народного подвига. Зреет очередной урожай и постепенно с той или иной стороны проявляют себя люди. Откуда только берутся силы и мужество у этих женщин, вынужденных взять на себя всю мужскую работу на «трудовом фронте»?! «Сколько человек в Пекашине на войну взяли? — говорит Новожилов. — Человек шестьдесят. А поля засеяны? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили. «

Яркой представительницей этих героических деревенских женщин становится Анфиса Петровна — гордая женщина, не покривившая душой, не отступившая от правды, сознательно взявшая на себя груз ответственности за судьбу деревни. Она как свои собственные воспринимает нужды односельчан, готова всегда прийти на помощь другим и остается верной себе, своим принципам даже тогда, когда многие пошли против нее, когда осудили, не захотели понять.

Конечно, становление характеров героев не всегда проходит так гладко и однозначно. Много противоречивого, например, в образе того же Михаила Пряслина, который иногда бывает жесток с Анфисой, так поддержавшей их семью в голодное время, может обидеть Тимофея Лобанова, не поверив в его болезнь. Но постепенно чувство ответственности за деревню, за людей, за весь народ берет в людях верх, открывая нам их благородную душу.

Автор проводит своих героев и через испытание любовью. Так, полюбив женщину, которая намного старше его, Михаил вызвал осуждение со стороны деревни и противоборство семьи. Но это не останавливает его, так как настоящие чувства не подвластны мнению общества. Герой опирается в оценке людей только на свои моральные, нравственные принципы. Потому и дружба с Егоршей перерастает во вражду, как только Михаил осознает всю двойственность, изворотливость и легкомыслие Ставрова, старающегося любыми путями избежать трудностей, уйти от ответственности и жизненных проблем, найти для себя пути к легкой жизни.

Постепенно, с развитием событий накаляется атмосфера романа. Углубляются столкновения между людьми, обостряются конфликты, все ярче становятся социальные, экономические, нравственные противоречия жизни, все жестче противостояние героев. Все вокруг говорит о приближающихся глобальных переменах. Хотя еще все так же тяжела жизнь крестьян, которые трудятся изо всех сил, но «досыта куска не видят». Автор не упрощает сложностей жизни деревни в те годы, не обходит противоречий, возникающих между государством и колхозами. Особенно остро жестокость руководства ощущают фронтовики, вернувшиеся с войны. Именно в их душах назревает решительный протест. Потому Лукашин смело вступает в противоборство с секретарем райкома Подрезовым,

Подрезов — личность сильная, цельная натура, умный и деятельный руководитель. Но в основе его руководства лежит выговор и строгач, приказ и администрирование. Лукашин же, обогащенный опытом войны, ощущает острую необходимость перемен. Он требует большей демократии, большей самостоятельности для колхоза, большего уважения к человеку. Он — типичный представитель нового времени, в образе которого наиболее явно проступают происшедшие в обществе и в душах людей изменения. Однако Лукашин еще не готов к активным действиям. Но те, кто готов, уже появились в обществе, в том числе и в деревне. Мы убеждаемся в этом, знакомясь с директором леспромхоза Зарудным. Это не просто хороший специалист, технически образованный и умный. Он — творческий человек, трезво мыслящий, смело выдвигающий новые идеи и готовый отстаивать их. Такие люди, как Зарудный, наглядно показывают нам, что в обществе неизбежно начинает происходить переоценка ценностей, проверка старого новым. Что победит — об этом автор не говорит однозначно. Но мы видим реальную возможность победы гражданских начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни.

Трилогия Ф. Абрамова — значительное и яркое явление не только в области «деревенской прозы», но и во всей русской литературе, Неброская красота северной природы, ее величие и широта, неповторимость деревенского пейзажа с первых страниц завораживают и приковывают внимание. А еще помогают глубже понять другую красоту — красоту человеческой души, высокую духовность жителей деревни, скрытую за внешней сдержанностью, суровостью и неброскостью. Здесь «душа у каждого насквозь просвечивает». И невозможно передать словами и до конца изучить, понять эту душу. Невозможно переоценить роль, значение этой великой русской, истинно народной души в происходящих исторических событиях, в переменах, которым подверглась не только деревня, но и вся страна. Потому можно смело сказать, что по масштабам поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству созданных психологических типов, широте и красочности картин крестьянского труда и быта трилогия Ф. Абрамова «Пряслины» не имеет аналогов в современной литературе. Между тем сам писатель не останавливался на достигнутом. Все дальнейшее творчество он посвятил тому, чтобы еще более детально и увлеченно исследовать жизнь деревни и самого человека, исследовать возможности и направления роста и развития личности в новых условиях, становление новых характеров, появление новых человеческих типов, возникновение новых общественных отношений.

Источник

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ Ф. А. АБРАМОВЫМ В РАССКАЗЕ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»

Проблематика рассказа о чем плачут лошади

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *