Проблема и задача в чем разница
Чем проблема отличается от задачи. «Ситуация»-«проблема»-«задача»
Схема выглядит так: «Ситуацию» нужно формализовать до уровня «проблема», а после, «проблему» разложить на «задачи»
Чем проблема отличается от стандартной задачи
Возможно для кого-то данный вопрос-решение звучит как банальность, но практика жизни показывает, что все не так просто. На личном опыте и по наблюдениям за окружающими пришел к выводу, что данная проблема является актуальной, для большинства среднестатистических граждан точно, в том числе и предпринимателей(руководителей). По данной теме есть статья на сайте «Есть проблемы есть развитие».
Начну с того, что в заголовке в слове «задачИ» буква «и» выделана не случайно. Дело в том, что на обывательском уровне «проблема» воспринимается как ОДНА задача, большая или маленькая не так важно, важно что человек воспринимает «проблему» как «некую ОДНУ задачу». В этом и есть проблема, поэтому проблема и стало проблемой. Дело в том, что сталкиваясь с ситуациями, которые мы не смогли решить, мы обозначаем/отмечаем, что «это проблема», т.к. с ходу не получилось решить. В связи с чем сделаем простой алгоритм:
3 Проблему превратить в задачи, т.е. то что мы раньше принимали как ОДНУ задачУ теперь нужно разбить на задачИ
Сложность ситуации в том, что сразу не понятно, где проблема и где задача, и нужно ли этим заморачиваться. Человек существо, которое ищет легкие решения, что на поверхности, соответственно мы пытаемся действовать исходя из ОЧЕВИДНОГО, а проблема и возникла потому, что там ПОЯВИЛОСЬ что-то новое(НЕ ОЧЕВИДНОЕ), а мы этого не замечаем в силу своей НЕ внимательности(торопливости, лени)
Чтобы ответить на это нужно пройти все 3 стадии:
1- признании некой «неприятной ситуации»
2- сформулировать в общих чертах, очевидную часть проблемы
3- разобрать проблему на задачи
При переходе с 2 стадии на 3 выявится истинные причины проблемы.
Сложность решения многих проблем в том, что ВЫЯВЛЕНИЕ причины, это ТРУД и непростой, а мы ведь привыкли «что там думать, работать надо. » и все в таком духе, т.е. нет управленческой культуры.
Не лишним будет напомнить о Модели SCORE для сбора информации
Мы имеем привычку везде искать правильные ответы, но в жизни важнее искать правильные ВОПРОСЫ, ибо они развивают. Правильные вопросы раскрывают ситуацию и показывает нам проблемы, что уже является ценностью.
Проблема и Задача: в чем разница?
Недавно на тренинге ко мне подошел замечательный человек Борис и задал простой и при этом очень важный вопрос: «Денис, а в чем, по-твоему, отличие проблемы и задачи?». И я ответил. А потом подумал, что, должно быть, этот вопрос возникает и у других людей. И поэтому я решил разместить свой ответ и здесь, у нас на сайте.
Итак, в чем же отличие проблемы и задачи? Казалось бы, и там, и там человек хочет изменить мир вокруг. И в том, и в другом случае человек пытается что-то сделать. Но на этом схожести заканчиваются, и начинается отличие. Одно большое и весьма важное отличие.
Задача – это когда человек знает, чего он хочет, при этом видит, что мир пока не такой, как хочется, и ставит себе задачу – поменять мир до состояния «как я хочу».
Проблема – это когда человек не просто чего-то хочет и видит несоответствие мира своим «хочулкам», а еще и воспринимает это несоответствие как «несправедливость». При восприятии ситуации как «проблемы» человек тратит двойные усилия: на то, чтобы привести мир к желаемому состоянию и на то, чтобы попереживать «несправедливость этого мира».
Давайте рассмотрим разницу между проблемой и задачей на простом жизненном примере: допустим, человек хочет мороженого, а его нет в холодильнике, и поэтому надо идти за ним в магазин (ну, или отправить его, или по интернету заказать – тут уже начинаются варианты).
Восприятие через призму «задача»: я хочу мороженого, его пока у меня нет – значит, нужно сходить и купить. Все просто. Пошел и купил. И съел, к вящей радости.
Восприятие через призму «проблема»: я хочу мороженого, а его, блин, нет. Вот почему такая несправедливость: вот именно сейчас, когда я хочу мороженого, его в холодильнике нет! Черт возьми, неужели жене (мужу, детям, бабушке, домработнице – поставьте нужное значение) было сложно купить, когда последний раз была в магазине?! Вот вечно все надо делать самому!
Как видите, через призму «проблемы» проблем в жизни становится значительно больше 🙂
Кстати, для переучивания себя с «проблемного» мышления на «задачное» рекомендую методику «Хочу. Делаю. Наслаждаюсь.».
Проблема и задача в чем разница
Идёт Коза рогатая С подарками, зарплатами, С машинами, квартирами, С победой, командирами, С любимыми и книжками, Со свадьбами, детишками, С пятёрками и дачами, С соседями, удачами, С друзьями и карьерою, С надеждою и верою, С молитвами, свиданьями, С паденьем цен, признаньями… Пусть в каждый дом она придёт, Пусть всё получит тот, кто ждёт! Без кризисов, насилия, Но с рогом изобилия.
Пробле́ма — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Задачей называется ситуацию с известным начальным состоянием системы и конечным состоянием системы, причём алгоритм достижения конечного состояния от начального известен
да это рабочий вид и не более. Я юрист по образованию и трудился на этой ниве, ну а сейчас наслаждаюсь жизнью используя свое прошлое
))) Хорошо сказано :»наслаждаюсь жизнью используя свое прошлое». Прям навевает всякие мысли)
Успехов )
Задача—это цель—желание того, чего хочешь, к чему идешь.Чтобы она свершилась,надо нарисовать картину и представить её зримо. Проблема— не свершившееся действие, я так понимаю.
На первый взгляд эти слова равноценные, но это только на первый взгляд.
У нас в компании термин «проблема» использовать просто запрещено, только как исключение.
Почему?
Эти два слова несут разный психологический смысл для нашего постсоветского человека.
«Задача». Это то что можно решить. Можно посчитать во времени, в деньгах, в материальных и трудовых ресурсах. Известно, что задачу можно сделать.
Бывает просто задача.
Бывает трудная задача.
Бывает сложная задача.
Но все задачи решаемые, последствия предсказуемые, вопрос только в затратах и усилиях по их выполнению.
Мы или знаем как её решить или знаем что найдём её решение в ограниченное время.
При произнесении слова «задача» сохраняется рабочая обстановка.
«Проблема». Здесь всё по-другому. Человек, который произносит слово «проблема» осознанно или неосознанно хочет привлечь к себе внимание и поднять свою важность. У окружающих слово «проблема» вызывает подсознательную тревогу, это сигнал об опасности. При этом неизвестен размер опасности и во что обойдётся её устранение. Человек, который произносит слово «проблема» оказывается в центре внимания и использует его для того чтобы перетащить на себя одеяло: финансы, оборудование, человеческие ресурсы. И при этом ещё претендует на то, что их не хватит надо будет ещё, и не обещает эту проблему устранить.
При слове «проблема» у окружающих тревога и работоспособность вовлеченных людей снижается, нормальный трудовой процесс нарушается.
В 99,999% случаев «проблема» это обычная «задача».
А если задача, то всё работает как часы, обычный запрос на ресурсы. Известно, что есть решение и всё можно измерить.
Человек, который злоупотребляет термином «проблема» теряет доступ к области, в которой он находит «проблемы для себя и других.
А что у Вас?
Вы замечали этот эффект тревоги и опасности?
Вы замечали, что от того как назвать вводную, будет разный результат по её отработке?
Мне в свое время понравилось объяснение Архангельского.
Задача имеет аддитивную постановку.
«Внедрить бухгалтерский учет». Значит надо настроить план счетов, распросить о типовых операциях, настроить учетную политику, создать и настроить отчеты требуемые для бухгалтера и т.д.
Каждый этап приближается нас к решению задачи. В этом и есть аддитивность. Мы можем сказать, что задача решена на 20%, на 45%, на 80%.
Проблема, как правило не имеет аддитивного свойства.
Например: перепрыгнуть через овраг.
Мы не можем сказать, что мы перепрыгнули на 20% или 50%. либо перепрыгнули, либо нет. Поэтому и проблема: либо она решена, либо она висит тяжким грузом.
Есть аналогичная притча. Суть притчи скрыт в психологическом подходе к пониманию слов и физическом исполнении. То есть, попробуй добиться успеха или же добейся успеха.
Таким образом любое решение, даже полумеры в бизнесе становятся решением, если оно отвечает критерию достаточности и эффективности.
Т.е. лично я допускаю, что в определенной среде, административный запрет на слово «проблема» может снизить напряженность в коллективе, хотя в большинстве случаев, это смахивает на самодурство)
В старом шахматном учебнике было приведено интересное наблюдение.
Шахматная секция.
На доске расставлена позиция.
Нужно поставить мат в два хода.
Даётся три минуты на решение.
Если задать вопрос: «Есть ли здесь мат в два хода?«. Мат находят 20% аудитории.
Если сказать иначе: «Найти мат в два хода». Мат находят 80%.
Одна и та же позиция, посуществу нужно сделать одно и то же, но описание ситуации несколько иное.
Но в первом случае неизвестно есть ли решение вообще (Проблема), во втором случае известно что решение есть (Задача).
Разница в результате просто поразительна: в одном случае успех почти не достигается (проблему можно и не решить, это нормально), а во втором успех почти обеспечен (задача всегда решаема, вопрос квалификации и ресурсов).
Конечно! ведь второй вопрос содержит подсказку, чему удивляться?
Проблема и задача разные по смыслу понятия.
Александр Ли: «Проблема и задача разные по смыслу понятия.»
решение вводной есть, перед нами задача
Практическое применение вашего подхода в психологическом настрое, думаю выигрыш в этом есть. Важно чтобы разрыв между словами и реальностью не был слишком велик, здесь должен работать здравый смысл, тем не менее, при прочих равных условиях, действительно лучше сказать «задача» чем «проблема», но. есть нюанс.
Имхо, нельзя такой способ считать как регулярный и использовать повсеместно, я бы отнес его к категории импульсов,необходимых при определенных условиях. Потому что подмена понятий давно известный прием, но частое его использование в сложившемся коллективе приведет к негативным последствиям в перспективном сроке. В долгосрочном плане, я бы предпочел положительный опыт решения «проблем» вкупе с разъяснительной работой в среде, чтобы люди проблем не боялись а успешно их решали, невзирая на психологические оттенки, это всего лишь профессионализм.
В 99,999% случаев «проблема» это обычная «задача».
Не согласен. Задачи подчинены цели, а проблемы возникают вне рамок ожидания, поэтому понятно, что смысл совершенно разный.
Жизнь проще, чем кажется, но сложнее, чем хочется.
По сути вопроса: Замечал, что при здоровом микроклимате эффективность персонала возрастает. Предположу, что правильные вводные не сработают, если их уровень не соответствует сложившейся ситуации на предприятии.
Совершенно с Вами согласен, однако понимание что нужно делать с этими проблемами не уравнивает их с задачами по смыслу, о чем я и говорил своему коллеге Матвею. Проблема это проблема, задача это задача, не нужно путать теплое с мягким.
Таким образом, любую проблему можно рассматривать как комплекс задач, но ведь через разрез задач можно рассматривать не только проблему, и если следовать такой логике, то почему не назвать цель задачей?)))
Матвей говорит о психологической полезности такого переименовывания, а я о допустимости такого только в виде исключения. Он исходит из того, что люди подсознательно «напрягаются» при слове проблема, а я из того, что понятийный аппарат в коллективе должен быть не только один но еще и правильный.
Во всем остальном Ваши замечания с удовольствием приняты, взял курс на исправление!=)
Знаете, а мне кажется, что вместо того, чтобы регламентировать бытовую речь, куда эффективней разработать алгоритм анализа вводных и алгоритм представления.
Да, именно.
Так, например, если научить и обязать сотрудников правильно осуществлять принятие задачи и обработку входящих проблем, то это позволить сохранить время.
Просто мне показалось, что регламентация касающаяся слов носит противосимптомный характер.
Но я не могу судить с полной уверенностью, так как, разумеется, каждая ситуация уникальна.
Правильно! Ведь и проблема и задача «убивается» одним словом- решение!
Коллеги тождественность можно и оставить, только разобраться со смыслом того и другого определения и самое главное, что бы именно образ смысла был в голове у того, кто берется за решение проблемы! Проблема это несоответствие, а задача это шаг к устранению этого несоответствия, самая общая задача будет целью, а цель как раз в устранении несоответствия, вот и получается, что знак тождества можем и поставить, но с оговоркой на то, что образ этот у всех более или менее одинаков! По этому начатая тема скорее всего от отсутствия принципа периодически обращаться к логике и терминологии. Ничего личного по отношении к автору.
Марк, здравствуйте.
То есть, проблема или задача имеют не объективную основу, а субъективную в зависимости от того, кто ее решает, так?
Прочитал все с удовольствием, но мы совсем забыли про мотивацию, да и пресловутые законы Мэрфи все таки работают!
Схема решения проблемы.
1. Определить граничные условия существования проблемы.
2. Определить необходимые условия для решения проблемы.
3. Разбить решение проблемы на частные задачи.
4. Определить достаточные условия для решения частных задач.
5. Определить критический путь решения частных задач.
6. Приступить к поэтапному решению задач.
7. Подвести итоги и в праздничной обстановке отметить победу над проблемой
Волков боятся-в лес не ходить! На работе боятся работы и правильному формулированию проблем? Значит не поставить задачу!
1.Выявляется проблема.
2.Ставиться задача.
3.Маркетолог решает эту задачу разными путями и методиками.
4.Проводит маркетинговую экспертизу решений и выделят наиболее правильное и оптимальное.
Подобные проблемы и задачи уже давно решены инновационном маркетингом и в других областях!
А боятся? Пусть. Это и есть стимуляция мышления по решению именно проблем! МОИТ называется, но это надо практически знать и использовать и амбиции и неправильные установки тут просто мешают их решать!
Если интересно-обращайтесь в Москву.
инновационный маркетолог и эксперт Евгений.
столько всего тут понаписали), а я считаю, что стать хоть сколько-нибудь успешным просто невозможно человеку у которого проблемы, и наоборот, человеку с задачами стать успешным вполне реально, ведь он перед собой ставит задачи а не проблемы, это так логично.
Как соотносятся понятия вопрос, задача и проблема?
— осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом — стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.
Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это — вопрос о причинах тех или иных событий, — о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода. Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом существования какого-то объекта или его особенностей.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной — как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.
В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета, явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.
Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче — знаковый объект, а в проблеме — противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.
Как правило, проблемы вытекают из практики — в том числе практики теоретических рассуждений — в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как «вечно актуальные», или же объявляются псевдопроблемами.
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений — не может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав