Пробковый сбор что это
Пробковый сбор что это
Понятие «пробковый сбор» для российских ресторанов сравнительно молодое, поэтому многих посетителей оно вводит в ступор, провоцируя богатую гамму эмоций – от недоумения и недоверия до негодования и открытого возмущения.
Пробковый сбор: суть понятия
Подобный «компромисс» часто ещё называют «пробковым налогом», который выглядит как фиксированная плата за каждую бутылку спиртного, что приобретается не в ресторане, а приносится клиентом с собой.
Грабёж или милость?
Как реагировать потребителю на предложение ресторана оплатить пробковый налог? Как на «грабёж среди белого дня» или некую милость со стороны администрации ресторана, своеобразный шаг навстречу желанию заказчика сократить свои банкетные расходы?
Думается, что истина где-то посередине. Для того, чтобы точнее обозначить её положение, надо взглянуть на пробковый сбор с разных позиций – ресторана и его гостя.
Интересы заказчика прозрачны – он желает оптимального соотношения цены и качества, хочет получить банкетную услугу и сэкономить на расходах. А потому любой дополнительный платёж, а пробковый сбор таковым и является, воспринимается как препятствие на пути экономии.
Владельца ресторана или банкетного зала тоже несложно понять. Ему надо оплатить работу официантов, учтя все их временные затраты и усилия, не забывая и о своей прибыли. А как это совместить, если плата за проделанную работу не будет получена? Если посетитель заведения обременил его дополнительными хлопотами, принеся с собой спиртное, и не заплатил за эти хлопоты?
За какие услуги взимает ресторан пробковый налог?
Оплачивая пробковый сбор, потребитель получает полное сервисное обслуживание принесённого им спиртного.
Есть также «внештатные» ситуации, когда пробковый сбор не обойти. Часто они связаны с заведениями, в которых не подают алкогольные напитки. Это может быть детское кафе или кафе, владелец которого не выправил лицензию на продажу спиртного, посчитав, что это слишком дорого и сложно. Придти в подобные заведения со своим шампанским, к примеру, будет заведомым нарушением правил. Но по просьбе клиента, кафе может пойти на уступку, «закрыть глаза» на пронесённую бутылочку, взяв за это «пробковый штраф». Находя подобный компромисс, обе стороны оказываются в выигрыше. Клиенту не придётся пить вино из чайных кружек, а заведение получит плату за сервисные хлопоты, связанные с принесённым алкоголем.
Каков размер пробкового сбора?
Учитывая, что пробковый сбор – это фиксированная плата за каждую принесённую с собой бутылку, закономерен вопрос о размере этой платы.
Стоит сразу предупредить, что единой таксы не существует. Каждый ресторан, кафе или банкетный зал сам определяет величину своего пробкового сбора.
Пробковый сбор может исчисляться из количества гостей (расчёт на одного гостя) или же из количества принесённого спиртного (расчёт на одну бутылку).
Исходя из обилия нюансов, потребителю принципиально важно уточнить условия и порядок расчёта пробкового сбора заранее. И уже, исходя из полученной информации, решать, подходит ему данный ресторан или банкетный зал или нет.
Совет: такса пробкового сбора утверждается руководством заведения и закреплена его письменным распоряжением с печатями. Чтобы избежать недоразумений и не вводить банкетного менеджера в соблазн накинуть свою сумму сверх положенного, попросите письменное распоряжение руководства о пробковом сборе и ознакомьтесь с ним лично.
Пробковый сбор: как сэкономить
Бывают случаи, когда пробковый сбор так велик, что выгоднее отказаться от идеи использования своего спиртного. Но чаще величина этого налога намного ниже рыночной стоимости напитка и потому, даже с учётом «пробковой платы», выгоднее закупать алкоголь самостоятельно, особенно, когда:
— речь идёт о крупных банкетах, от 50 человек и выше, с продолжительностью мероприятия 2 часа и более;
— ценовая накрутка ресторанной барной карты превышает 300 процентов от рыночной стоимости напитка;
— пробковый сбор небольшой – 50-100 рублей за бутылку.
Потребителю выгоднее отказаться от идеи «своего» алкоголя, если:
— банкет не масштабный, не продолжительный и включает не более 10-15 приглашённых;
— ресторанный бар располагает богатым ассортиментом алкоголя с разумной накруткой (100-200%);
— пробковый сбор превышает стоимость алкоголя, запланированного для банкета.
Советы: не стесняйтесь обсуждать с администрацией заведения условия пробкового сбора, особенно, если вы делаете большой заказ, планируя масштабный свадебный или корпоративный банкет. Чаще всего руководство ресторана идёт навстречу, не желая потерять выгодный заказ и отпустить клиента к конкурентам. В результате переговоров можно достичь разумного компромисса, когда заведение разрешает принести свои напитки без пробкового сбора в обмен на приобретение некоторого количества алкоголя в самом заведении.
Если пробковый сбор считается по количеству бутылок, а не по их объёму, то имеет смысл закупать алкоголь в литровой таре.
Этическая сторона пробкового вопроса
На самом деле не существует международных правил, которые бы запрещали клиенту приносить свой алкоголь в ресторан, как нет и закона это разрешающего. А в случае, когда не разрешено, но и не запрещено, разумно действовать по договорённости.
Многие клиенты не пытаются пронести свой алкоголь в ресторан из страха нарваться на хамство администраторов, которые, как правило, настроены решительно против подобных «инициатив» со стороны гостей. Другие посетители добровольно отказываются от алкоголя «со стороны», справедливо полагая, что это будет выглядеть некрасиво и не честно по отношению к обслуживающему персоналу.
Так и есть, если компания, придя в кафе, вынула из рюкзака бутылку, заказав при этом одну пиццу или порцию пельменей на всех. Но в случае предварительной банкетной договорённости с согласием заказчика оплатить некую таксу за использование принесённого с собой спиртного, проблем не возникнет. Тогда официант и бокалы сервирует, и лёд принесёт, и вино охладит, и бутылку откупорит, и подаст по всем правилам.
Европейский опыт в российских реалиях
Подобный сервис пришёл к нам с Запада и сегодня практикуется некоторыми модными, дорогими ресторанами Москвы и Санкт-Петербурга, в числе клиентов которых значатся обеспеченные люди, имеющие собственный бар/погреб коллекционных вин. Они желают выпить за ужином в ресторане своё любимое вино, и рестораны им в этом желании не отказывают, как минимум, по двум причинам. Во-первых, далеко не каждый ресторан может угодить таким гурманам своей винной картой. Во-вторых, пробковый сбор в размере 700-1000 рублей выглядит сущим пустяком по сравнению с истинной ценой бутылки. Так, что никто в накладе не остаётся.
Справка: пробковый сбор, по-английски «corkage fee», первоначально брался за бутылку, которую приносил с собой на ужин клиент ресторана. Это была плата заведению за откупоривание бутылки и её подачу. Услуга вносилась в общий счёт отдельной строкой. Пробковый сбор при организации банкетов практиковаться стал позднее.
В ресторанах Европы и США практикуется разная система пробкового сбора. В одних заведениях плата за открытую бутылку алкоголя не превышает стоимость самого дешёвого напитка. В других услуга обходится дороже, но клиент получает скидку, если закажет ещё и алкоголь ресторана. В дорогих, солидных ресторанах размер пробкового сбора привязан к марке вина: чем она дороже, тем выше будет пробковый сбор.
В России первыми начали практиковать пробковый налог в фешенебельных отелях столицы. Опыт вскоре был перенят и другими московскими ресторанами. Цены у всех разные. В солидных столичных заведениях он определился в значениях 150-400 рублей за открытую бутылку и зависит от её объема и крепости алкоголя. Но общая политика ресторанов крупных российских городов строится на предпочтении торговать спиртным из своих запасов, так как это гораздо выгоднее.
Но, когда речь идёт о банкетных мероприятиях, таких как свадьбы, юбилеи, корпоративные торжества, то пробковый сбор становится выгоден ресторану, и тогда заведения его активно используют, указывая на своих сайтах условия по алкоголю при обслуживании банкетов.
Сork fee (пробковый сбор) или как прийти в ресторан (кафе) со своим алкоголем
Пригласить гостей на банкет в ресторане приятно, но недешево. Каждый, кто хотя бы раз занимался организацией праздника, знает, что самое дорогое в заведениях общественного питания — это алкоголь. Нередко рестораны разрешают клиентам приносить свое спиртное, но взамен предлагают сервис за особую плату, которая называется «пробковый сбор». Дальше разберемся, как возникла услуга cork fee (корк фи) и в чем её суть.
Что такое пробковый сбор или cork fee
Плата за пробку взимается за каждую принесенную гостем бутылку. Полученные средства призваны компенсировать ресторанам упущенную выгоду — гости получают комплексное обслуживание, пользуются посудой, но при этом не платят за алкоголь. Стоимость сбора зависит от ранга заведения и устанавливается собственником.
Понятие «корк фи» отсутствует в российском законодательстве, поэтому владельцы регулируют цену в зависимости от популярности заведения или уровня ресторана.
В России услуга не так распространена, как на Западе. В нашей стране не принято ходить в ресторан со своим алкоголем, и пробковый сбор обычно взимают при проведении корпоративов, банкетов или свадебных торжеств. Иногда не требуется платить отдельно за каждую бутылку, а нужно лишь заказать еды на определенную сумму. Нередко заведения оказывают услугу временно в период оформления лицензии на продажу спиртного.
Рестораны предъявляют ряд требований к принесенному алкоголю:
За границей corkage fee — стандартный сервис, который предоставляют многие рестораны. В этом случае заведения идут навстречу клиентам, которые хотят угостить гостей алкоголем, которого нет в винной карте.
Обычно услугой cork fee пользуются, если нужный бренд спиртного не представлен в винной карте заведения
К примеру, в винодельческих регионах американского штата Калифорнии пробковый сбор предлагает большая часть заведений. Как правило, гости приносят редкие или старые вина, которые требуют особой подачи и с удовольствием платят за услуги профессионального сомелье. Дурным тоном считается брать с собой вино, которое можно заказать в ресторане.
Как появился пробковый сбор
Считается, что плата за пробку впервые появилась во Франции, где в XVIII веке обеспеченные люди заказывали проведение торжества у торговцев продуктами и алкоголем. Чтобы не платить лишнего, гости приносили спиртное с собой. По легенде, один из рестораторов как-то догадался пересчитать пробки и выявил обман. Чтобы не терять выгоду, он запросил небольшую сумму за каждую принесенную бутылку, что вполне устроило обе стороны. Сегодня средняя цена за сервис во Франции составляет от 2 до 10 евро за бутылку в зависимости от категории заведения.
В США пробковый сбор распространился в 1950-е, когда большая часть заведений испытывала трудности с получением лицензии на продажу спиртного. Сейчас corkage fee — обычная практика для американских частных клубов, которые по закону не имеют право торговать алкоголем. В Великобритании концепция стала набирать популярность в 1970-е. Услуга стала востребована дамами, которые устали от пива в английских пабах и хотели пить вино, которое заведения не предлагали. Во всех странах мира пробковый сбор — право, но не обязанность ресторана.
Пробковый сбор в России
В нашей стране плата за пробку превратилась в предмет возмущений и споров. Противники сбора считают, что рестораны таким образом наживаются на посетителях, заставляя их оплачивать несуществующий сервис. При этом они забывают о расходах, которые так или иначе несет ресторан, когда обслуживает посетителей со своим алкоголем. В частности, заведение:
Кроме того, при хранении алкоголя возникает риск разбить бутылку гостя, что также повлечет за собой дополнительные расходы. Тем не менее, даже небольшую плату за услугу клиенты воспринимают как грабеж и призывают к ее официальной отмене.
Зачастую в пробковый сбор входят услуги откупоривания бутылки и подачи на стол
Однако с 10 января 2021 году в России действуют обновленные правила оказания услуг общественного питания, по которым рестораны вправе вводить любой дополнительный сервис, и их обязанность — лишь проинформировать потребителей о составе и стоимости услуги.
В больших российских городах размер пробкового сбора зависит от категории ресторана и в среднем составляет 300–700 руб. за бутылку. Как правило, высокие цены устанавливают заведения, работающие по европейскому образцу — то есть сервис может получить любой гость, а не только заказчик банкета на несколько десятков персон.
В Украине в последнее десятилетие cork fee стал обычной практикой. В рестораны Киева чаще всего можно принести с собой только вино. Цена сбора в премиальных заведениях стартует от 50 грн и может доходить до 350 грн за бутылку (140–950 руб.). Сервис включает в себя охлаждение, разлив и подачу напитков к столу.
Что такое пробковый сбор
Зачастую в небольших неформальных или сугубо винных местах можно услышать об опции «пробковый сбор». Разбираемся, что это, в каких заведениях действует и почему.
Пробковый сбор – сервисный сбор, установленная плата за одну единицу алкоголя (чаще всего за бутылку вина объемом 0,75 л), которую взимает заведение с гостя за возможность принести и выпить свое спиртное. Сумма за одну бутылку, то есть «пробку», должна быть прописана в правилах обслуживания ресторана, а посетителя обязаны предупредить до момента подачи чека, чтобы он дал свое согласие на оказание услуги.
Де-юре, если у заведения нет алкогольной лицензии, распивать в нем любые напитки с градусом нельзя. И штраф предусмотрен не для ресторана, а для гостей. Но на практике регулирование закона не осуществляется и крайне маловероятно, что кому-то «светит» реальный штраф за такое.
7 мест в Москве, куда можно прийти «со своим»:
Viet Cafe
Свое вино или крепкое можно распить бесплатно, но с собой нужно иметь чек из магазина на принесенный алкоголь.
Burger Heroes
Пробковый сбор: 200 рублей за бутылку и чек. Опция действует в заведениях на Пушкинской, Кузнецком Мосту, Ордынке, Камергерском переулке и Арбате.
«Пироги, вино и гусь»
Пробковый сбор: 600 рублей за бутылку и чек.
Easy Brix и Brix
Пробковый сбор: 1000 рублей за бутылку.
Winil Wine Bar
Пробковый сбор: 1000 рублей и чек.
«Пропаганда»
Пробковый сбор: 1000 рублей. Но разрешают принести не больше двух бутылок на компанию от восьми человек.
Rico на Ружейном
Пробковый сбор: 1000 рублей за бутылку любого алкоголя.
Бонус:
В Il Letterato (Воздвиженка и Китай-город) и в ресторан «12» на первом этаже Российского фонда культуры можно пока (до конца февраля точно) приносить любой свой алкоголь, пробкового сбора нет. Чек желательно иметь при себе.
Сомелье гастробара Blush
Пробковый сбор – это мера лояльности, которая обычно используется в условиях скромной винной карты и невозможности удовлетворить некоторые вкусы гостей. Или при полном отсутствии лицензии. Сумма сбора варьируется чаще всего от 500 до 1500 рублей и считается выгодной, если математическая картинка прибыли выглядит плюс-минус так же, как и продажа собственной среднестатистической бутылки. В заведениях с наценками в 200-300% пробковый сбор в 1000 рублей показывает значительную выгоду для гостя. В этом случае заведение вряд ли зарабатывает привычную маржу, но на то она и есть мера лояльности и выгода ресторана здесь в самом факте торговли, которого могло бы не быть в отсутствие данной меры.
Официально Blush не готов объявлять о наличии предложения пробкового сбора с обозначением условий. Однако мы работаем индивидуально с подобными запросами, пытаясь понять, какой вкус не может удовлетворить наша обширная карта. В большинстве случаев речь идет об эксклюзивных подаренных винах и праздновании особых событий. Мы скорее просто предпочтем проговорить условия минимального заказа по кухне при наличии своей бутылки, чем просто взять деньги за «пробку». То есть это как скидка, но не деньги из воздуха или «бокальный сервис», если хотите.
Лично у меня нет на слуху заведений, которые бы как-то особенно выделяли в информации о себе опцию пробкового сбора. При этом потребителю готов сообщить следующее: договориться о своей бутылке или даже ящике можно с любым рестораном. Это вопрос правильного диалога с менеджером или управляющим и готовность принимать встречные условия.
Совладелец пиццерий Pizza 22 cm и ресторана RED (СПб)
Вопрос о том, при каких условиях заведениям выгодно предлагать пробковый сбор, кажется простым, но на самом деле он очень сложный и требует большой аналитики, следованию внутренней стратегии и т. д. При этом во всех своих заведениях мы с Андреем (Андрей Петухов, основатель и совладелец Pizza 22 cm. – Прим. ред.) ввели пробковый сбор и давно. Это не материальная выгода – это лояльность. Например, для сотрудников виноторговых компаний у нас пробковый сбор равен нулю. Выгодно иметь пробковый сбор, наверное, в двух случаях: если у вас нет лицензии, или если этот сбор выше стоимости средней бутылки в карте.
Сумма пробкового сбора – это цифра, которая будет комфортна вашим гостям, так как форматы, концепции и аудитории разные. Например, в питерском ресторане Red. Steak&Wine у нас пробковый сбор составляет 500 рублей, а в московской пиццерии «22 сантиметра» – 700 рублей. Если его сделать ниже, то мы получим много молодых гостей, которые придут большой компанией с вином стоимостью 250 рублей.
Если мы говорим про выгоду в краткосрочной перспективе и в рублях, то он должен составлять среднюю величину от наценки на топ 30% продаваемых бутылок из карты, но тут опять же зависит от стратегии. Есть рестораны с пробковым сбором в 1000, 5000 и даже 10 000 рублей, а есть места, где сбора нет вообще.
Я живу в Санкт-Петербурге, и в Москву мне с собой везти бутылку, чтобы выпить ее в ресторане, неудобно. При этом я внутри ресторанного комьюнити, если мне ну очень надо выпить определенное вино в определенном месте, я, скорее всего, напишу собственнику или знакомому управляющему или сомелье.
Фото на обложке: © Janko Ferlic/Unsplash.
М о с к в и ч
Пробковый сбор: как прийти в ресторан со своим
Автор винного сервиса Invisible рассказывает, как работает пробковый сбор и какие московские заведения пускают со своим вином
Ходить по ресторанам хочется, а тратиться там на вино — уже не всегда. Цены внушают ужас, что брать – непонятно. Видишь в карте бокал по цене бутылки и сразу задумываешься, не взять ли чашечку кофе. Но есть спасительный лайфхак: приносим свое вино, платим пробковый сбор и пьем его вполне законно.
Что такое пробковый сбор и чем он хорош?
Пробковый сбор — это плата за одну бутылку вина, которую вы приносите в ресторан, чтобы распить в приятной обстановке. Сейчас в среднем по Москве он составляет 500-1000 рублей. С ним бутылка вина обходится дешевле, чем если брать ее в заведении. Например, бутылка, которая в магазине стоит около 1000 рублей, в большинстве российских ресторанов обойдется вам в сумму от 3000. Так что 1500-2000 за вино и сбор выглядят вполне гуманно.
Зачем ресторану вводить пробковый сбор?
Куда можно прийти со своим?
В Москве, в отличие от других европейских столиц, рестораторы не очень-то прогрессивны. Вопрос о пробковом сборе вызывает у персонала либо удивление, либо высокомерное «Нет, у нас приличное место, со своим не пускаем».
Похоже, на фразе «прийти со своим вином» их фантазия тут же рисует маргиналов с ящиком своей бормотухи. Но хорошие места, которые ввели пробковый сбор, все-таки есть. Вот они, эти прекрасные прогрессивные заведения.
Топ-10 ресторанов, куда можно прийти со своим вином
N. B.Все заведения из списков выше мы обзванивали и пытали в апреле 2019-го. Но перед походом куда-то лучше еще раз позвонить и уточнить детали. Пробковый сбор — вещь очень нестабильная, и его наличие и размер зависит только от воли владельца заведения. Некоторые места могут, например, наконец-то получить лицензию на алкоголь и запретить гостям приносить свой. Так что пробковый сбор — это шанс не только сэкономить, но и угостить друзей любимым вином и выпить то, что хочется, а не то, что насоветовал чужой дядя по прозвищу «сомелье». Надеемся, возможностей для этого в Москве скоро станет больше.
Что такое пробковый сбор в ресторане и насколько это законно
Бывает, что некоторые кафе берут плату за употребление принесенного алкоголя, как правило, это называется «пробковый сбор» (в среднем 300 р. за бутылку). Пробковый сбор в заведении практикуется по двум причинам: нет лицензии на алкоголь, а гости хотят выпить чего-то покрепче, и вторая: на банкетах рестораны порой идут навстречу и разрешают за небольшую плату принести свой алкоголь. Что это за плата и насколько она законна, а также что на этот счет думают суды, подробно в этой статье.
Алкогольным законодательством не предусмотрена ответственность для заведений в таких случаях, однако потребителей можно привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом. На первый взгляд кажется абсурдным, но потребление своего алкоголя в кафе – это нарушение общественного порядка. Дело в том, что кафе – это общественное место, и по общему правилу употреблять спиртные напитки в нем нельзя (я не шучу). Однако есть исключение из этого правила, предусмотренное п. 7 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, при оказании этими организациями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг. То есть пить в кафе нельзя, но если купил алкоголь у этого кафе, то можно. Штраф за такое нарушение от 500 р. до 1500 р.
Однако на практике эта статья в кафе и ресторанах применяется очень редко, единственный известный мне случай произошел в 2020 году. Помните, был период, когда были закрыты все заведения общепита, и еще нельзя было пользоваться верандами. Едой торговали на вынос, но, понятное дело, спрос был не только на еду. И хотя торговать алкоголем на вынос – это нарушение, но многие рисковали, не только кормили, но и поили своих постоянных гостей. Тогда мне пожаловались ребята из одного бара, что их гостей стали штрафовать на 500 р. за то, что те пьют у них рядом с баром. То есть полицейские решили пойти не по сложному пути с доказыванием торговли алкоголем на вынос с привлечением Росалкогольрегулирования, а по мелочи штрафовать физических лиц. На самом деле пример не совсем подходит к пробковому сбору, потому что тут пили не внутри заведения, а рядом с ним, но это единственный случай похожий на нашу ситуацию. То есть в целом риск не исключен, но он минимален, и привлечь к ответственности можно только гостей.
А что делать, если сами гости недовольны таким сбором и настаивают на том, что такого рода «штрафы» и «поборы» незаконны? На этот счет есть несколько примеров из судебной практики.
Пример №1: о пробковом сборе надо предупреждать заранее. Женщина отмечала свой юбилей в ресторане. Несмотря на предоставленную рестораном скидку в 20% в честь дня рождения, настроение истца было испорчено, так как после оплаты общего счета было обнаружено, что с истца удержали «пробковый налог за крепкие напитки» в сумме 2 000 рублей (две позиции по 1 000 рублей каждая). Истец в самом деле в тот день приносила с собой в ресторан две бутылки спиртного. Всё спиртное было принесено с собой после предварительного одобрения со стороны менеджмента ресторана и без доведения до истца какой-либо информации о способе, размере и порядке взимания платы за подобную услугу. Никакой информации в зале ресторана, в том числе в меню, о платных услугах такого рода на тот момент до потребителей доведено не было.
Суд признал правоту истца и взыскал с ресторана компенсацию морального вреда, несмотря на то, что ранее те добровольно вернули деньги. Кроме того, юбилярша нажаловалась в Роспотребнадзор, и ресторан дополнительно привлекли к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей). Конфликта можно было бы избежать, если бы о пробковом сборе предупредили заранее. Кроме того, это конечно никакой не налог, а сервисный сбор, который ресторан берет за обслуживание официантом, предоставление бокалов, охлаждение напитков (подробнее об этом в статье про чаевые и сервисный сбор). Реквизиты судебного акта: Решение № 2-3483/2017 2-3483/2017
М-2921/2017 М-2921/2017 от 5 сентября 2017 г. по делу № 2-3483/2017 (Калининский районный суд г. Новосибирска).
Пример №2: нужно реагировать на требования прокуратуры. Прокуратурой г. Горно-Алтайска проведена проверка законности осуществления деятельности организаций общественного питания в части оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в отсутствие лицензии на торговлю алкогольной продукцией. По результатам проверки установлено, что в ресторане, расположенном в цокольном этаже торгового центра отсутствовала лицензия на торговлю алкогольной продукцией. При этом, администрация ресторана разрешала своим посетителям приносить с собой алкоголь, взимая за это «пробковый сбор». Установив нарушения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», 22 марта 2017 года прокурором г. Горно-Алтайска вынесено представление об устранении на рушений законодательства с требованием прекратить оказание услуги «пробковый сбор». Данное предписание кафе проигнорировало, за что было оштрафовано на 50 тыс. руб. Стоит отметить, что законность взимания пробкового сбора в судебном акте никак не комментируется, рассматривалась лишь процедура привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора. Однако, возможно, если бы организация вовремя ответила на притязания прокуратуры, и обосновало законность правовой позиции, то такого большого штрафа удалось бы избежать. Реквизиты судебного акта: Решение № 12-270/2017 от 21 августа 2017 г. по делу № 12-270/2017 (Горно-Алтайский городской суд).
Пример № 3: если пробковый сбор предусмотрен правилами заведения, то это законно. Истцом был предъявлен ряд требований по качеству обслуживания, в частности, не устраивало то, что заведение берет штраф за принесенные напитки. Судом было установлено, что в кафе введены правила для потребителей, п. 5 данных правил устанавливал следующее: «В соответствии с Правилами обслуживания посетителей в ресторане, кофейне «АбрикосовЪ», в помещении ресторана запрещено употреблять принесенные с собой еду, напитки и алкоголь, за исключением детского питания. При проведении банкета, заказчику банкет в индивидуальном и исключительном порядке, по согласованию с администрацией может быть разрешено принести свои продукты и алкоголь. При проносе заказчиком, в согласованном с администрацией порядке, алкогольных напитков исключительно в заводской упаковке, взимается «пробковый сбор», в форме индивидуального заказа, по стоимости равный 500 руб. за единицу алкогольной продукции». Установление таких правил суд справедливо посчитал законным: «Довод истца о том, что с нее необоснованно был взят штраф за спиртные напитки, не подтверждает нарушение ее прав как потребителя, поскольку денежные средства были оплачены в соответствии с Правилами обслуживания посетителей, т.н. “пробковый сбор”», сославшись на возможность установления локальных правил, которая предусмотрена федеральным законодательством (почему каждому заведению стоит сделать такие правила и на основании чего это законно читайте подробнее в статье про правила заведения). Реквизиты судебного акта: Решение № 2-6533/1829 2-6533/2018 2-6533/2018
М-2539/2018 М-2539/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-6533/1829 (Приморский районный суд города Санкт-Петербурга).
Итак, мы видим, что положение «пробкового сбора» достаточно неоднозначное: с точки зрения административного законодательства вроде как нельзя, но ответственности за это для заведений нет, а с точки зрения гражданского законодательства и в частности защиты прав потребителей вполне допустимо, главное установить локальные правила, которые будут выступать в качестве условий договора.
Автор: Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права
Подпишитесь на новые статьи:
Заказать разработку правил посещения для заведения общепита. Хорошо разработанные правила помогают в работе вашим администраторам, менеджерам, охранникам выстраивать грамотный диалог с гостями, в т.ч. с «проблемными» клиентами. Сотрудникам проще принять решение, когда условия посещения четко закреплены, проще обосновать спорные моменты гостям, когда есть письменный документ. Подробнее…