Проба шульте что это
Методика таблицы Шульте
Это упражнение способствуют развитию интеллекта и тренирует внимание, а так же технику скорочтения.
Для достижения результата необходимо тренироваться ежедневно по 10-15 минут.
Смотря строго в центр таблицы и периферийным (боковым) зрением, находите цифры в порядке их возрастания.
Во время прохождения упражнения, Важно (!) не «бегать» глазами по таблице.
А не кажется ли вам, что это реклама сайта с онлайн курсами, судя по контекстным ссылкам в описании?
К любым подобным упражнениям не хватает приписки «лечат от рака».
Каким образом делая однообразную хрень каждый день, можно прокачать интеллект?
Заметки скорочтухи «Как научить правильно читать детей»
Всем привет! Простите, что пропала) Построю сегодняшний пост последовательными секретами.
СЕКРЕТ 2 Забудьте про алфавит и спрячьте интерактивные плакаты с алфавитом минимум до 6 лет! Иначе Ваше чадо вместо слова КОТ будет упорно читать КОТЭ и не понимать почему буква ТЭ вдруг произносится по-другому.
СЕКРЕТ 4 Пройдите все этапы подготовки к чтению последовательно
— знакомство с буквой, которой обозначается звук (лепим ее (букву), раскрашиваем и т.д.)
— развиваем фонематический слух (назови первую букву в слове ООООО-ля, последнюю букву в слове ко-Т, игра в города и пр.), ведь читать букву, значит произносить звук, который она обозначает.
— складывать ЗВУКИ (не буквы) в слога (ммммм-ааааааа = ма)
— отработка НАВЫКА чтения (на этот период, уважаемые родители, наберитесь терпения и не спрашивайте после каждого прочитанного слова «Что ты прочитал? Что получилось?» Дайте ребенку отработать НАВЫК, закрепить его).
— отработка понимания прочитанного (наводящие вопросы «а сейчас ты прочитаешь про животное, которое самое высокое в мире», узнай имя, сказочный персонаж и т.д., раскраски по номерам)
СЕКРЕТ 5 Дождитесь готовности ребенка к чтению. Она подразумевает:
• достаточный словарный запас;
• способность на слух различать разные звуки (например, ребенок понимает разницу между «нос» и «босс»);
• отсутствие проблем в произношении звуков;
• хорошую ориентацию: ребенок должен различать «право — лево, верх — низ», чтобы правильно следовать по тексту.
А теперь прошу обратной связи. Публика ПИКАБУ самая щедрая на комментарии и Ваше мнение очень ценно!
1.Скорочтение для младших школьников.
2. Прокачай все виды памяти за один урок.
3. Как запоминить числа, даты.
4. Как увеличить скорость чтение более, чем в два раза.
5. Как учить по 50 английских слов в день.
6. Как легко и с удовольствием запоминать стихи?
Прошу Вашего мнения, уважаемые Пикабушники!
Заметки Скорочтухи 6
Заметки Скорочтухи 5
Немного детского юмора от учеников.
Вспоминаем сказочных персонажей, 6 лет.
-Какой мальчик самый маленький, Машенька?
— У какого мальчика самый длинный нос?
— А какая царевна самая грустная?
(читайте детям больше сказок!))
(что тут ответить? а Вы разгадали?))
Проверяем домашнее задание, 4 года.
— Я сам выполнил д.з., Вы мне верите?
— Конечно, ой, какой молодец, бла-бла-бла.
— А Вы мне верите, что у моего старшего брата пиписка волосатая?!
(брат причем регулярно приводит на занятия)))
Рассуждаем про родственные связи, 5 лет.
(мама слезно клялась, что свекровь родилась в год Крысы))
Заметки Скорочтухи 4
Таблицы Шульте: тренировка внимания, памяти и скорочтения
Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине XX века изобрел уникальный тест для тренировки внимания, усвоения большого количества информации и скорости реакции, который сразу начал использоваться для подготовки персонала практически всеми спецслужбами мира.
Содержание
Тест используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Это упражнение также способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, а еще помогает развивать память и устный счет.
Для улучшения периферического зрения, а также скорочтения, таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.
Для тех, кто никогда не встречался с данной методикой, я дам некоторые пояснения.
Таблицы Шульте — это такие таблицы со случайно расположенными числами (реже буквами), обычно размером 5×5 элементов.
Включает шкалы: эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.
Простейшая таблица Шульте представляет собой квадратный листок бумаги шириной с книжную страницу, условно разделенный на 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов), в которые шрифтом обычного книжного размера беспорядочно вписаны числа от 1 до 25.
Таблицы используются для обследования лиц разных возрастов. Для маленьких детей можно подобрать специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток. Модификацию методики предложил Ф.Д. Горбов.
Стимульный материал
Перед выполнением теста, вы должны проследить за тем, чтобы расстояние от таблицы до глаз было таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см. При выполнении важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.
Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день. По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6×6, 7×7, 8×8, соответственно увеличивая и размер квадрата.
Инструкция к таблицам Шульте
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов методики «Таблицы Шульте»
При работе с таблицами Шулъте испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель — время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Исследователь должен определить время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Он отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Далее делает вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.
При обработке результатов, мы можем подсчитать следующие показатели:
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
Тi – время работы с i-той таблицей,
5 — количество рассмотренных материалов.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого (чем выше балл, тем лучше результат).
Степень врабатываемости (ВР), т.е. насколько быстро испытуемый включается в задание, вычисляется по формуле:
Вр = т1 / ЭР.
Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.
Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:
ПУ = т4 / ЭР.
Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.
Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.
Регулярное выполнение методики позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и также способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.
Бесплатно скачать бланк к методике «Таблицы Шульте»:
Как освоить скорочтение с помощью таблиц Шульте
Что такое таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения.
В классическом виде таблица представляет собой квадратное поле 5х5 ячеек, в каждой из которых располагается число. Задача — концентрируя взгляд в центральной точке, как можно быстрее найти все значения в нужной последовательности.
Существуют многочисленные варианты таблиц для людей разного уровня натренированности. Их размер может быть от 3х3 до 16х16, а наполнение иногда включает дополнительные элементы. Кроме того, варьируется и количество параллельных последовательностей. Например, в таблицах Шульте-Платонова наряду с арабскими цифрами стоят римские. Методика Шульте-Горбова предполагает деление полей на черные и красные, а числа в них нужно искать не только по возрастанию, но и по убыванию.
Зачем нужны таблицы Шульте
Первые варианты таблицы изобрел немецкий психиатр Вальтер Шульте во второй половине XX века. Профессор создал их для психодиагностики. Методика помогает измерить устойчивость, эффективность и скорость включения в работу, определить способность концентрировать, распределять и переключать внимание, а также выявить наличие расстройств.
Сегодня таблицы Шульте и их различные модификации применяют для развития скорочтения и расширения поля зрения. Например, их советует в своих книгах по улучшению памяти и быстроте чтения психолог Тони Бьюзен. Преподаватель Экономического факультета МГУ Евгений Буянов пишет, что такие таблицы также используют в курсах по Нейролингвистическому программированию для достижения так называемого состояния высокой продуктивности.
Как пользоваться таблицами Шульте
Чтобы получить ощутимый эффект, работать с таблицами нужно регулярно. Начните с тренировок на десяти таблицах за раз и занимайтесь 3–4 дня в неделю. Если глаза устают, делайте перерывы по 20–30 минут. Вот как правильно пользоваться таблицами.
Польза и вред таблиц Шульте
Екатерина Бузань, консультант по скорочтению, утверждает, что таблицы Шульте расширяют поле зрения, улучшают концентрацию, развивают скорочтение, активизируют образное мышление. Также эксперт указывает, что работа с таблицами позволяет научиться подавлять артикуляцию, но это не всегда полезно.
Чтение без проговаривания подходит, когда вам нужно быстро понять большой объем текстовой информации и выделить из него главное. Но этот метод будет негативно влиять на восприятие художественной литературы и поэзии — с ним будет сложнее понять авторский стиль и чувства героев.
Таблицы Шульте
Тренажер таблицы Шульте для онлайн тренировок
Пройти тест таблицы Шульте. Как пользоваться этой программой написано чуть ниже.
Скачать и распечатать таблицы Шульте
Скачайте бесплатно таблицы Шульте, чтобы заниматься без интернета или напечатать их на бумаге.
Видео-тренинг из курса: Как правильно проходить Таблицы Шульте
Программа таблицы Шульте
Нажмите на кнопку «Начать», чтобы начать проходить упражнение. Проходить можно как кликая по цифрам в таблице, так и нажимая кнопку «Стоп». Практика показывает, что при прохождении только по таймеру, скорость прохождения всегда будет намного больше, потому что время не затрачивается на клики мышкой по таблице. Способ с кликами может хорошо подойти начинающим, особенно если выбрать легкий режим с подсветкой найденных цифр. В тренажере предусмотрено два режима: «легкий» и «тренировка». В легком режиме все нажатые цифры подсвечиваются.
Режим тренировки
В режиме тренировки тренажер сам перебирает элементы таблицы по очереди. Вам остается только следить. На небольшой скорости можно стараться найти элемент быстрее тренажера, а на большой успевать следить. Такой подход при регулярных занятиях позволит быстрее развить периферийное зрение и способность быстро находить нужные символы или слова в тексте, что очень важно при быстром чтении или поиске информации, подробнее об этом в разделе скорочтение.
Буквенные таблицы
Если Вы добились хорошего результата и быстро проходите упражнение с обычной таблицей Шульте, то можете попробовать буквенный вариант этого упражнения. Буквенные таблицы Шульте позволяют «отвлечься» от привычных таблиц и заставить мозг поработать чуть усерднее.
Методика таблицы Шульте
Таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.
Эти упражнения способствуют развитию развитию интеллекта, развитию мозга и скорочтения. Также для достижения результата необходимо тренироваться каждый день, но не более 10 тренировок, чтобы избежать переутомления. Когда замечаете, что скорость выполнения упражнения падает необходимо прекратить тренировку и отдохнуть 15-20 минут, потому приступить снова.
Во время отдыха нельзя читать, смотреть телевизор или заниматься чем-то подобным, что приводит к умственной работе. По мере уменьшения скорости прохождения таблиц, обычно переходят к таблицам с размерностью 6х6, 7х7 и так далее. в зависимости от текущих способностей.
Для младших школьников и детей
Безусловно маленьким детям будет сложно собирать такие таблицы и им нужен вариант попроще, где меньше цифр и проще ориентироваться. Поэтому для детей можно пройти специальные, небольшие таблицы размером 3×3, 4×3, 4×4 и 5×4 клеток.
Таблицы Шульте для детей онлайн:
Таблица Горбова-Шульте
Таблица Горбова-Шульте является разновидностью таблиц Шульте. В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук, а красных 24.
Примеры красно-черных таблицы Горбова-Шульте
Примеры таблиц Шульте
Ниже приведены варианты таких таблиц:
Тест таблицы Шульте
Тест таблицы Шульте помогает увидеть насколько хорошо развито у человека периферийное зрение, память, концентрация и внимание.
Другие упражнения c подобным эффектом:
Попробуйте пройти усложненный вариант Таблицы Шульте представленный на картинке ниже. Там вместо 25, целых 90 значений, распределены по неравномерной сетке и имеют сложную, запутанную форму:
Результаты таблицы Шульте
Результаты таблицы Шульте позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и так же способствуют развитию памяти, потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.
Еще таблицы Шульте:
Курсы для развития скорочтения и тренировки мозга
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете:
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь. 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы.
Супер-память за 30 дней
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Как улучшить память и развить внимание
Бесплатное практическое занятие от advance.
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, расчета процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Другие развивающие игры
Рекомендуем поиграть в пятнашки, потому что эта ига похожа на Таблицы Шульте. В игре пятнашки Вам нужно не просто найти числа от первого до последнего, а еще и отсортировать их в порядке возрастания:
В этой статье я рассказал про таблицы Шульте, как с ними тренироваться, какие навыки они развивают и какие виды таблиц Шульте чаще всего встречаются. Помните, что регулярные тренировки на этих таблицах способствуют развитию навыка скорочтения, тренировке памяти, устного счета и развитию мозга в целом. Желаю успешных, результативных тренировок!
Нарушение когнитивных функций во врачебной практике: Приложения 1-10
9. Приложения
приложение 1
Тест «5 слов» (B. Dubois, 2002)
1. Предъявление материала (пациенту дается список из 5 слов: кинотеатр, лимонад, кузнечик, блюдце, грузовик)
2. Непосредственное воспроизведение (врач забирает у пациента список слов и просит его повторить)
3. Интерферирующее задание (отвлечь внимание пациента на достаточный промежуток времени (от 3 до 5 минут)
4. Отсроченное воспроизведение (пациента просят вспомнить 5 слов).
приложение 2
Проба Шульте
проводится с помощью специальной таблицы, в которой числа расположены в произвольном порядке от 1 до 25. Врач секундомером отмечает время, затраченное пациентом на отыскание чисел.
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
В норме, время выполнения пробы Шульте составляет 25-30 секунд.
приложение 3
Тест рисования часов
(S. Lovenstone et S. Gauthier, 2001)
Количество баллов | Выполнение задания |
10 баллов | норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время |
9 баллов | незначительные неточности расположения стрелок |
8 баллов | более заметные ошибки в расположении стрелок |
7 баллов | стрелки показывают совершенно неправильное время |
6 баллов | стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком) |
5 баллов | неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое |
4 балла | утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга |
3 балла | числа и циферблат более не связаны друг с другом |
2 балла | деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно |
1 балл | больной не делает попыток выполнить инструкцию |
Пациенту дают карандаш и чистый лист нелинованной бумаги и просят самостоятельно изобразить круглые часы, поставить цифры в нужные позиции циферблата и нарисовать стрелки, показывающие заданное время. Результат теста менее 10 баллов свидетельствует о наличии когнитивных расстройств.
приложение 4
Мини-исследование психического статуса
(англ. Mini-Mental State Examination, M. Folstein et al., 1975)
Проба | Оценка (баллы) |
Ориентировка во времени: Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года) | 0-5 |
Ориентировка в месте: Где мы находимся (страна, область, город, клиника, этаж)? | 0-5 |
Восприятие: Повторите три слова: карандаш, дом, копейка | 0-3 |
Концентрация внимания: Серийный счет (от 100 отнять 7, потом еще раз 7, всего пять раз) | 0-5 |
Память: Припомните 3 слова (см.пункт 3) | 0-3 |
Речь: Показываем ручку и часы, спрашиваем: «Как это называется?» | 0-2 |
Просим повторить предложение: «Никаких если, и или но» | 0-1 |
Выполнение 3-этапной команды: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол» | 0-3 |
Чтение: «Прочтите и выполните» Закройте глаза Напишите предложение Срисуйте рисунок (два пересекающихся пятиугольника с равными углами) | 0-3 |
Общий балл | 0-30 |
Ориентировка во времени: максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл;
Ориентировка в месте: каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл;
Восприятие: правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов;
Концентрация внимания: каждая ошибка снижает оценку на один балл;
Память: каждое правильно названное слово оценивается в один балл;
Речь: каждый правильный ответ оценивается в один балл;
3-этапная команда: каждое действие оценивается в один балл;
Чтение: каждая ошибка снижает оценку на один балл;
Срисуйте рисунок: каждая ошибка снижает оценку на один балл.
Результаты теста могут иметь следующее значение:
приложение 5
5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.
приложение 6
Клиническая рейтинговая шкала деменции
(англ. Clinical dementia rating, J. Morris, 1993)
Память: постоянная незначительная забывчивость, неполное припоминание происшедших событий, «доброкачественная забывчивость»
Ориентировка: полностью ориентирован, но могут быть неточности при назывании даты
Мышление: незначительные трудности при решении задач, анализе сходств и различий
Взаимодействие в обществе: незначительные трудности
Поведение дома и увлечения: незначительные трудности
Самообслуживание: нет нарушений
Память: более значительная забывчивость на текущие события, которая мешает в повседневной жизни
Ориентировка: не полностью ориентирован во времени, но всегда правильно называет место; в то же время могут быть трудности самостоятельного ориентирования на местности
Мышление: умеренные затруднения при решении задач, анализе сходств и различий, которые не затрагивают повседневную жизнь
Взаимодействие в обществе: утрачена независимость, однако, возможно осуществление отдельных социальных функций. При поверхностном знакомстве нарушения могут быть неочевидны
Поведение дома и увлечения: легкие, но отчетливые бытовые трудности, потеря интереса к сложным видам активности
Самообслуживание: нуждается в напоминаниях
Память: выраженная забывчивость, текущие события не остаются в памяти, сохранны лишь воспоминания о наиболее значимых событиях жизни
Ориентировка: дезориентирован во времени, не полностью ориентирован в месте
Мышление: выраженные трудности при решении задач и анализе сходств и различий, которые оказывают негативное влияние на повседневную активность
Взаимодействие в обществе: утрачена самостоятельность вне своего дома, однако может вступать в социальное взаимодействие под контролем других лиц
Поведение дома и увлечения: крайнее ограничение интереса, способность к выполнению только наиболее простых видов деятельности
Самообслуживание: нуждается в помощи при одевании, гигиенических процедурах, естественных отправлениях
Память: фрагментарные воспоминания о жизни Ориентировка: ориентирован только в собственной личности
Мышление: решение интеллектуальных задач невозможно
Взаимодействие в обществе: нарушения препятствуют социальному взаимодействию за пределами своего дома
Поведение дома и увлечения: не способен к выполнению бытовых обязанностей
Самообслуживание: постоянно нуждается в уходе; частое недержание
приложение 7
Общая шкала нарушений
(англ. Global deterioration scale, B. Reisberg et al., 1982)
Обычно нет нарушений: (а) ориентировки в месте и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.
Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.
Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).
В то же время основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.
приложение 8
Ишемическая шкала Хачинского (Hachinski et al., 1975)
1) внезапное начало (2 балла)
2) ступенеобразное течение (1 балл)
3) наличие флюктуаций (2 балла)
4) ночная спутанность (1 балл)
5) относительная сохранность личности (1 балл)
6) депрессия (1 балл)
7) соматические жалобы (1 балл)
8) несдержанность эмоциональных реакций (1 балл)
9) артериальная гипертензия (в анамнезе или в настоящее время) (1 балл)
10) инсульт в анамнезе (2 балла)
11) другие (соматические) признаки атеросклероза (1 балл)
12) субъективная неврологическая симптоматика (2 балла)
13) объективная неврологическая симптоматика (2 балла)
приложение 9
Шкала Гамильтона (HDRS)
приложение 10
Самоопросник депрессии CES-D
1. Я нервничаю по поводу того, что раньше меня не беспокоило 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 2. Я не получаю удовольствия от еды, у меня плохой аппетит 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время |
3. Несмотря на помощь друзей и членов моей семьи мне не удается избавиться от чувства тоски 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 4. Мне кажется, что я не хуже других 0 Практически все время 1 Значительную часть времени 2 Иногда 3 Крайне редко или никогда |
5. Мне трудно сконцентрироваться на том, чем приходится заниматься 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 6. Я чувствую подавленность 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время |
7. Все, что я делаю, требует от меня дополнительных усилий 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 8. Я надеюсь на хорошее будущее 0 Практически все время 1 Значительную часть времени 2 Иногда 3 Крайне редко или никогда |
9. Мне кажется, что моя жизнь сложилась неудачно 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 10. Я испытываю беспокойство, страхи 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время |
11. У меня плохой ночной сон 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 12. Я чувствую себя счастливым человеком 0 Практически все время 1 Значительную часть времени 2 Иногда 3 Крайне редко или никогда |
13. Кажется, что я стал меньше говорить 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 14. Меня беспокоит чувство одиночества 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время |
15. Окружающие настроены недружелюбно ко мне 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 16. Жизнь доставляет мне удовольствие 0 Практически все время 1 Значительную часть времени 2 Иногда 3 Крайне редко или никогда |
17. Я легко могу заплакать 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 18. Я испытываю грусть, хандру 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время |
19. Мне кажется, что люди меня не любят 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время | 20. У меня нет сил и желания начинать что-либо делать 0 Крайне редко или никогда 1 Иногда 2 Значительную часть времени 3 Практически все время |