Проанализируйте что в рассказе брэдбери и грянул гром можно отнести к чистой

выяснение основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения;

воспитание ответственности человека за свои поступки.

Фантастика — это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей. Р.Брэдбери

Однако Брэдбери пошел дальше: писатель не просто нажал кнопку “назад в прошлое” вместо кнопки “вперёд в будущее”. Он выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил новый фантастический эксперимент: а что если бы человек попал в прошлое? Что если бы своим появлением он что-то изменил в мире прошлого? Как бы это повлияло на будущее?

Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию. Главный вопрос, на который мы должны дать ответ, заявлен в теме работы. Чтобы ответить на него, разберемся в прочитанном. Есть несколько вопросов, на которые необходимо дать ответы:

1. Что заставило Экельса отправиться в Прошлое?

2. Попав в джунгли, проводник Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с Тропы. Перечитайте в тексте это место.

Поняли вы, в чем смысл теории Тревиса?

3.Уверен ли Тревис в правильности своей теории?

“Покуда нам неизвестно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории – гром или легкий шорох…”

4. Не вступает ли в противоречие теория Тревиса и его действия? Почему организуется сафари, если велик риск повлиять на ход событий, изменить Будущее?

Сафари для Тревиса и его сотрудников – средство заработать деньги, хотя они осторожны в обращении с Прошлым. Создана Тропа, шлемы служат защите Прошлого от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули.

Автору необходимо отправить героев в Прошлое, чтобы показать, что может произойти, если забыть об ответственности перед будущим.

5. Какие требования предъявляются к человеку, желающему отправиться в Прошлое?

“Мы вовсе не желаем отправлять в прошлое таких, что при первом же выстреле ударяются в панику”, — говорит Тревис. От путешественников требуются смелость, хладнокровие, выдержка.

6. Соответствует ли Экельс этим требованиям?

Экельс струсил, когда увидел динозавра. Он бросил своих товарищей и сошел с Тропы, зная о последствиях такого поступка.

7. Проследите за тем, как нарастают страх и смятение Экельса. Только ли это страх перед динозавром? Чего еще боится Экельс?

Экельс был уверен, что заплатив деньги, он обеспечил и свою безопасность. Его охватил страх за свою жизнь.

8. Какие чувства автор и герои испытывают перед динозавром?

Выражает ли автор восхищение перед динозавром? Если да, то почему?

Автор и герои испытывают смешанные чувства: с одной стороны, страх перед Ящером, с другой – восторг перед “великим богом зла”, созданным природой.

9. Какие последствия повлекла за собой гибель бабочки? Почему погибает именно бабочка?

Каким образом композиция рассказа помогает ответить на этот вопрос?

Последствия поступков Экельса ужасны: изменилась атмосфера, уровень развития человечества резко снизился (объявление с ошибками), на выборах победил диктатор Дойчер, и люди радуются этому.

Бабочка – символ хрупкости и красоты. Что же станет с миром, если из него уйдет красота?

Кольцевая композиция помогает понять замысел автора.

Экельс совершил преступление перед человечеством, и Тревис выносит ему смертный приговор. Поначалу проводник не был уверен в правильности своей теории, увидев, к каким последствиям для человечества привела гибель бабочки, он решается на убийство.

Название рассказа предупреждает: Гром — предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о последствиях своих поступков, несознательно подходит к решению вопросов. Гром сопровождает появление динозавра, звучит в момент убийства Экельса.

Каждый может вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт, факты негативного воздействия поступков человека на будущее. Брэдбери предупреждает, что все мы ответственны перед будущим за каждый свой поступок.

Примером могут быть современные экологические проблемы.

Скрытый урок говорит о том, каким надо и каким нельзя быть человеку перед лицом будущего. Надо быть таким, как охотник-профессионал Тревис, — не только осторожным, но и смелым. Нельзя быть трусом — таким, как охотник-любитель Экельс. Именно в человеческой трусости Брэдбери и видит угрозу будущему. Читатель сталкивается с ещё одним уравнением: вот как минутная трусость одного человека отразилась на ходе истории — подумай, что будет, если струсишь ты?

Фантастические эксперименты Брэдбери учат читателя личной ответственности перед будущим, перед историей. Но не только. Ещё важнее, что они учат изумляться миру, в котором мы живём, и мечтать о будущем.

Источник

Проанализируйте что в рассказе брэдбери и грянул гром можно отнести к чистой

Позволю себе высказать некоторые соображения по поводу идеи и композиции рассказа.

Последствия поступков Экельса были ужасны: уровень развития человечества резко снизился (объявление с ошибками), на выборах ко всеобщему удовольствию победил диктатор, сама атмосфера (в прямом и переносном смысле) стала иной. Кольцевая композиция помогает понять замысел автора. Между действиями Тревиса и его теорией в определённой степени есть противоречия. Хотя Тревис очень осторожен в своём обращении с Прошлым (создана Тропа, убиваются только те животные, которые вскоре должны погибнуть, шлемы служат защите Прошлого от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули и т.д.), сафари всё же служит для него и его сотрудников средством наживы. Но автор не мог избрать другого пути: ему необходимо было отправить героев в прошлое. Иначе он не смог бы показать нам, что может произойти, если забыть о своей ответственности перед будущим. Ведь и наше Настоящее – это тоже Прошлое для Будущего. И мы за это Будущее в ответе.

Тревис сначала пощадил Экельса, хотя гнев его не знал границ (вспомним, что он хотел оставить Экельса в Прошлом, но не сделал этого хотя бы потому, вероятно, что не знал, к каким последствиям приведёт такой поступок; он послал Экельса в наказание за трусость вырезать пули из тела динозавра). Почему же Тревис пощадил Экельса?

Дело в том, что Тревис, по-видимому, всегда помнит, что убийство, уничтожение может нарушить равновесие на Земле. И неважно, кто убит: бабочка, мышь, лиса, тигр или человек. Кроме того, Тревис не уверен, что его собственная теория верна и что поступок Экельса действительно окажет воздействие на ход эволюции. Когда же в конце рассказа он видит убитую бабочку и понимает, что произошло, он выносит Экельсу смертный приговор: тот должен расплатиться за своё преступление перед человечеством.

Брэдбери предупреждает, что все мы в ответе перед будущим за каждый свой поступок, даже самый, казалось бы, незначительный. Гром гремит в рассказе, когда появляется динозавр и когда Тревис стреляет в Экельса (раздаётся гром выстрела). Но в заглавии рассказа это выражение имеет переносное значение: грянул гром-предупреждение, грянул гром-расплата. В названии слышится угроза тем, кто не прислушается к предупреждающему голосу автора: остановитесь вовремя, завтра будет поздно, не убивайте, одумайтесь.

Рассказ борется с убийством, уничтожением – ради жизни, ради нормального развития цивилизации. Он заставляет людей размышлять над последствиями их поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов. Произведение Р. Брэдбери, если можно так выразиться, воспитывает наш ум, наше сознание, формирует наше отношение к окружающему миру.

Особо хочется остановиться на понимании писателем стиля как правды, той правды, которой живёт писатель. Как же достигает фантаст Брэдбери со своей Машиной времени, Тропой, динозавром иллюзии полной реальности происходящего?

Во-первых, реальность (конторка и человек за ней, объявление об акционерном обществе «Сафари во времени», десять тысяч долларов как плата за услуги, выборы президента и т.д.) теснейшим образом сплетается с фантастикой, обрамляет её, одно проникает в другое (машина времени стоит в углу конторы, на пол этой же конторы упадёт в конце рассказа мёртвая бабочка). Фантастика служит средством воспитания нашего отношения к реальности.

Во-вторых, в своём описании Прошлого Брэдбери осязаемо реалистичен. Мы видим это Прошлое, мы его чувствуем, мы погружаемся в него: «Они сидели среди древних зарослей. Ветер нёс далёкие крики птиц, нёс запах смолы и древнего солёного моря, запах влажной травы и кроваво-красных цветов». «Джунгли были высокие, и джунгли были широкие, и джунгли были навеки всем миром. Воздух наполняли звуки, словно музыка, словно паруса бились в воздухе – это летели, будто исполинские летучие мыши из кошмара, из бреда, махая огромными, как пещерный свод, серыми крыльями, птеродактили». «Оно шло на огромных, лоснящихся, пружинящих, мягко ступающих ногах. Оно на тридцать футов возвышалось над лесом – великий бог зла, прижавший хрупкие руки часовщика к маслянистой груди рептилии. Ноги – могучие поршни, тысяча фунтов белой кости, оплетённые тугими канатами мышц под блестящей морщинистой кожей, подобной кольчуге грозного воина. А из громадной вздымающейся грудной клетки торчали две тонкие руки, руки с пальцами, которые могли подобрать и исследовать человека, будто игрушку. Извивающаяся змеиная шея легко вздымала к небу тысячекилограммовый каменный монолит головы. Разверстая пасть обнажала частокол зубов-кинжалов. Вращались глаза – страусовые яйца, не выражая ничего, кроме голода».

Писатель был прав, говоря, что он знакомит нас «с ветром, с запахом зари, со звуком листьев. ».

Поделись с другом в социальной сети

Источник

Урок литературы в 5-м классе по теме: «Почему рассказ Р.Брэдбери «И грянул гром» называют рассказом-предупреждением?»

Разделы: Литература

Оформление доски:

Фантастика — это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей. (Р.Брэдбери)

Ход урока

I. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

“Машина времени” — так и называется один из самых известных фантастических романов XIX века. Написан он в 1895 году, автор его — Герберт Уэллс (1866–1946). Зачем Уэллс отправляет своего героя в будущее? Уже не затем, чтобы показать читателю невероятные изобретения и неведомые возможности человеческого разума. Когда он задавал вопрос “А что если?”, его интересовало не будущее техники, а будущее человечества: а что если бы человек смог совершить путешествие во времени? Каким бы тогда он увидел будущее общество?

Возьмём один из самых известных рассказов Брэдбери — “И грянул гром”. Здесь мы снова встречаемся с машиной времени. Брэдбери продолжил игру, начатую Гербертом Уэллсом. Однако писатель не просто нажал кнопку “назад в прошлое” вместо кнопки “вперёд в будущее”. Он выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил новый фантастический эксперимент: а что если бы человек попал в прошлое? Что если бы своим появлением он что-то изменил в мире прошлого? Как бы это повлияло на будущее?

Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию.

Главный вопрос, на который мы должны дать ответ, заявлен в теме урока. Чтобы ответить на него, разберемся в прочитанном.

II. Аналитическая беседа по тексту, в процессе которой учитель обращается к детским рисункам (по мере необходимости).

Учитель выслушивает юных художников, сопоставляет изображения на рисунках.

1. Что заставило Экельса отправиться в Прошлое?

2. Попав в джунгли, проводник Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с Тропы. Перечитайте в тексте это место.

Поняли вы, в чем смысл теории Тревиса?

3.Уверен ли Тревис в правильности своей теории?

“Покуда нам неизвестно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории – гром или легкий шорох…”

4. Не вступает ли в противоречие теория Тревиса и его действия? Почему организуется сафари, если велик риск повлиять на ход событий, изменить Будущее?

Сафари для Тревиса и его сотрудников – средство заработать деньги, хотя они осторожны в обращении с Прошлым. Создана Тропа, шлемы служат защите Прошлого от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули.

Автору необходимо отправить героев в Прошлое, чтобы показать, что может произойти, если забыть об ответственности перед будущим.

5. Какие требования предъявляются к человеку, желающему отправиться в Прошлое?

6. Соответствует ли Экельс этим требованиям?

Экельс струсил, когда увидел динозавра. Он бросил своих товарищей и сошел с Тропы, зная о последствиях такого поступка.

7. Проследите за тем, как нарастают страх и смятение Экельса. Только ли это страх перед динозавром? Чего еще боится Экельс?

Экельс был уверен, что заплатив деньги, он обеспечил и свою безопасность. Его охватил страх за свою жизнь.

8. Какие чувства автор и герои испытывают перед динозавром?

Выражает ли автор восхищение перед динозавром? Если да, то почему?

Автор и герои испытывают смешанные чувства: с одной стороны, страх перед Ящером, с другой – восторг перед “великим богом зла”, созданным природой.

9. Какие последствия повлекла за собой гибель бабочки? Почему погибает именно бабочка?

Каким образом композиция рассказа помогает ответить на этот вопрос?

Последствия поступков Экельса ужасны: изменилась атмосфера, уровень равития человечества резко снизился (объявление с ошибками), на выборах победил диктатор Дойчер, и люди радуются этому.

Бабочка – символ хрупкости и красоты. Что же станет с миром, если из него уйдет красота?

Кольцевая композиция помогает понять замысел автора.

Экельс совершил преступление перед человечеством, и Тревис выносит ему смертный приговор. Поначалу проводник не был уверен в правильности своей теории, увидев, к каким последствиям для человечества привела гибель бабочки, он решается на убийство.

III. Мини-сочинение.

О чем предупреждает Р.Брэдбери читателя в рассказе “И грянул гром”?

(Зачитываются несколько работ.)

Брэдбери предупреждает, что все мы ответственны перед будущим за каждый свой поступок.

11. Почему рассказ получил такое название?

12. Можете ли вы вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт, факты негативного воздействия поступков человека на будущее?

Ребята говорят об экологических проблемах.

Демонстрируется видеофрагмент из фильма “Воздействие человека на окружающую среду”.

IV. Слово учителя.

В результате фантастического эксперимента читатель должен усвоить два урока — явный и скрытый.

Скрытый урок говорит о том, каким надо и каким нельзя быть человеку перед лицом будущего. Надо быть таким, как охотник-профессионал Тревис, — не только осторожным, но и смелым. Нельзя быть трусом — таким, как охотник-любитель Экельс. Именно в человеческой трусости Брэдбери и видит угрозу будущему. Читатель сталкивается с ещё одним уравнением: вот как минутная трусость одного человека отразилась на ходе истории — подумай, что будет, если струсишь ты?

V. Домашнее задание.

Сделайте сообщение об отрицательном (положительном) воздействии поступков современного человека на будущее человечества.

VI. Вывод. Обращение к эпиграфу.

Фантастические эксперименты Брэдбери учат читателя личной ответственности перед будущим, перед историей. Но не только. Ещё важнее, что они учат изумляться миру, в котором мы живём, и мечтать о будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *