Проактивное информирование граждан что это
О новом механизме получения согласий граждан на проактивное информирование
Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации запущен на Едином портале государственных и муниципальных услуг новый механизм получения согласий граждан на проактивное информирование о мерах социальной направленности.
После внедрения системы цифровых уведомлений гражданин, зарегистрированный на портале Госуслуг и выразивший свое согласие на проактивное информирование, при наступлении определенного жизненного события будет автоматически получать исчерпывающую информацию обо всех полагающихся ему мерах социальной поддержки.
Первый этап проекта проактивного информирования охватит три жизненные ситуации: рождения ребенка, наступления пенсионного возраста, оформления инвалидности.
Пользователям Госуслуг, выразившим согласие на проактивное информирование через «Личный кабинет» на портале, в некоторых случаях также будет направляться анкета для уточнения деталей, связанных с получением выплат вторым родителем, опекуном и пр. После ответа на вопросы анкеты гражданин получит информацию о полагающихся мерах социальной поддержки.
Кроме того, планируется, что такие же уведомления с 1 июля 2021 года можно будет получить и по телефону Единого контактного центра.
В случае обращений граждан за установлением пенсии, в том числе по инвалидности, а также по вопросу заблаговременной работы по установлению пенсии, специалистами клиентских служб территориальных органов ПФР рекомендуется заявителям выразить согласие на проактивное информирование в своем Личном кабинете на портале Госуслуг. Кроме того, гражданам предоставляется возможность выразить согласие на проактивное информирование с использованием «гостевого компьютера» в клиентской службе Управления ПФР.
Как работает проактивное информирование граждан о доступных льготах?
В ближайшие годы в России планируется активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы станет внедрение принципов «социального казначейства», то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного жизненного события в жизни человека (например, рождения ребенка).
Проактивное информирование граждан
Частично пилотный проект по информированию граждан о доступных льготах и выплатах с помощью портала «Госуслуги» реализован уже сегодня. Пользователи, зарегистрированные на ресурсе, могут получать рассылку о мерах поддержки, которые оказывают Минтруд, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В дальнейшем данную практику планируется расширить и на другие ведомства и оказываемые ими услуги.
Для того, чтобы настроить автоматические уведомления, гражданам необходимо сделать несколько шагов в личном кабинете в «Госуслугах»:
Шаг 1. Нажимаем на имя в правом верхнем углу
Шаг 2. Выбираем пункт «Документы и данные»
Шаг 3. Соглашаемся на передачу данных в ведомства
Шаг 4. Теперь в разделе «Документы и данные» доступна информация обо всех льготах и выплатах, которые вам положены.
Выплата при наступлении жизненной ситуации
С 2020 года гражданам больше не нужно подавать заявление на оформление сертификата на материнский капитал. Данный документ оформляется автоматически при рождении ребенка и поступает в электронном виде в личный кабинет на портале «Госуслуги» или на сайте Пенсионного фонда. По состоянию на 2021 года в таком порядке выплату получили уже более 600 тыс. человек.
Еще один пример реализации принципов социального казначейства – временный порядок по продлению инвалидности. Инвалидность и все полагающиеся меры поддержки назначаются или продлеваются без личного участия гражданина, только на основе медицинских документов.
До конца 2021 года аналогичным образом будут переработаны алгоритмы предоставления и других государственных услуг, связанных с назначением льгот и выплат из бюджета.
Материнский (семейный) капитал — это форма государственной поддержки семей, в которых с 2007 по 2021 годы появились дети. Эти средства могут быть использованы в том числе для улучшения жилищных условий семьи.
Узнать о полагающихся мерах поддержки станет проще
В ведомстве напомнили, что услуга проактивного информирования была запущена в конце 2020 года. Сейчас россияне могут узнать, на какие меры соцподдержки они могут рассчитывать при рождении ребенка, установлении инвалидности и с наступлением пенсионного возраста.
По словам замминистра труда и социальной защиты РФ Алексея Скляра, с июля этого года россиян стали уведомлять о льготах не только через личный кабинет на сайте госуслуг, но и через звонки. Однако больше половины пользователей, выбравших проактивное оповещение по телефону, отклоняли звонки. Скорее всего, люди просто принимали их за назойливые предложения от всевозможных микрофинансовых организаций, юридических контор и медицинских центров. Поэтому решено скорректировать порядок проактивного информирования.
Теперь человеку, который согласился на проактивные уведомления, будут поступать сведения в личный кабинет на сайте госуслуг. А если ему необходимо будет получить дополнительную информацию, то он сможет самостоятельно обратиться в Единый контакт-центр по телефону: 8-800-2000-412.
В рамках утвержденной правительством РФ Концепции цифровой трансформации социальной сферы к 2025 году все меры социальной поддержки перейдут в электронный формат. Это позволит упростить получение пенсий, выплат, пособий и компенсаций.
Порядок проактивного информирования граждан будет изменен
Порядок информирования граждан о положенных им льготах и мерах соц поддержки будет скорректирован.
Услуга проактивного информирования граждан о положенных им льготах и мерах соц поддержки* начала реализовываться в конце прошлого года. Граждане могут узнать, на какие меры соц поддержки они могут рассчитывать при рождении ребенка, установлении инвалидности и с наступлением пенсионного возраста. Информирование осуществлялось как через личный кабинет на портале госуслуг, так и посредством оповещения по телефону. Однако, по данным Минтруда РФ, часть граждан, которые изначально выбрали способом информирование оповещение по телефону, отклонили входящие звонки (видимо видя незнакомый номер). В связи с этим порядок проактивного информирования граждан будет скорректирован.
Теперь сведения будут поступить в личный кабинет на портале госуслуг, а если гражданину необходимо будет получить дополнительную информацию, то он сможет самостоятельно обратиться в Единый контакт-центр по телефону: 8-800-2000-412.
Напомним, что в проактивном формате (в беззаявительном порядке) сегодня проводится не только информирование граждан, но и предоставление целого ряда услуг. Так Пенсионный фонд сегодня в проактивном режиме оформляет СНИЛС новорожденным и сертификат на материнский капитал, устанавливает ежемесячные денежные выплаты инвалидам и детям инвалидам, устанавливает фиксированную выплату в повышенном размере гражданам, достигшим возраста 80 лет, и гражданам, которым установлена инвалидность 1 группы, делает перерасчет пенсий пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность, и т.д.
Проактивная форма предоставления услуг делает услуги доступнее, а их получение – удобнее и комфортнее для клиентов.
*Проактивное информирование о положенных выплатах и льготах является частью государственного проекта «Социальное казначейство». Уже порядка 14 млн. россиян дали согласие на получение таких уведомлений. Информирование проводится пока по трем жизненным ситуациям: рождение ребенка, установление инвалидности и достижение пенсионного возраста.
Определен порядок информирования граждан о персональных пособиях и льготах
SimpleFoto / Depositphotos.com |
Правительство РФ установило порядок информирования граждан о правах на получение мер социальной защиты, социальных услуг и государственной соцпомощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1994).
Информирование будет осуществляться в автоматизированном режиме на основании жизненного события, которое дает возможность получить соответствующие льготы и пособия. «Никаких дополнительных обращений и заявлений писать не нужно. Теперь не придется разбираться в существующих мерах поддержки и искать то, что подходит под конкретную жизненную ситуацию. Это и есть проактивная система социальной поддержки – простая и удобная для людей, при которой получение государственных услуг не займет много времени», – прокомментировал принятое решения премьер-министр Михаил Мишустин.
Для этого гражданин в целях его информирования должен предварительно дать согласие на получение указанной персонифицированной информации и об условиях назначения и предоставления мер соцзащиты, представить необходимые сведения путем заполнения анкеты в личном кабинете на портале госуслуг (в случае их отсутствия в системе соцобеспечения), сообщить о предпочтительном способе информирования. Также он может обращаться к участникам информирования (ПФР, ФСС России, организации МСЭ и соцзащиты, Роструд и МФЦ).
Определены способы информирования граждан:
Предусмотрены даты, до которых можно будет представить все необходимые сведения, при личном приеме, в частности, с 1 января 2022 года – при личном посещении ПФР (его территориальных органов), помимо возможности получения информации через личный кабинет на портале госуслуг.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Утверждены функции каждого из ведомств по организации информирования граждан. Например, Минтруд России осуществляет мониторинг обработки обращений граждан Рострудом, учрежениями МСЭ, ПФР и ФСС России и утверждает по согласованию иными органами власти порядок взаимодействия участников и предоставлении соответствующей информации. Ведомства должны обеспечить рассмотрение обращения гражданина и предоставить ему полную и достоверную информацию о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события и об условиях назначения и предоставления мер соцзащиты, а также обеспечить корректность соответствия предоставляемых мер соцзащиты жизненному событию и контролировать обработку обращений граждан, в том числе в подведомственных организациях.