Про что стих лермонтова пророк
Михаил Лермонтов — Пророк: Стих
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.
В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.
Пушкинский «Пророк» описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.
Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.
Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
1. История создания
Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.
Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.
Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.
Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.
Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.
2. Литературное направление
Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.
3. Род
Стихотворение можно отнести к философской лирике.
4. Жанр
Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.
5. Проблематика
Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.
6. Тематика
В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.
Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.
Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.
7. Идея
Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.
Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.
8. Пафос
Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.
Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.
Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.
9. Система образов
Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.
Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».
10. Центральные персонажи
Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.
Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.
Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.
11. Лирический герой
Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.
12. Сюжет
Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.
Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.
Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.
Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
13. Композиция
Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.
15. Размер, рифма, строфика
«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.
Поэт использует чередование мужской и женской рифм.
В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).
16. Средства художественной выразительности
Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.
Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.
Сравнение: “как птицы”
Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.
Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.
Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.
В двух последних четверостишиях используется также инверсия.
Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.
17. Значение произведения
Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.
Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»
18. Актуальность
Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.
Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.
Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.
19. Моё отношение
Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.
20. Чему учит произведение
«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
Всего получено оценок: 109.
Всего получено оценок: 109.
Стихотворение “Пророк” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается одним из лучших произведений поэта. В стихотворении поднимается тема поэта и общества, при этом она связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Полный и краткий анализ “Пророк” по плану поможет при подготовке к урокам.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.
История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).
Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.
Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.
Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “страницы злобы и порока”, “читать в очах”.
Эпитеты – “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.
Перифраза – “вечный судия”, “предвечный”.
История создания
Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.
Это способствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.
Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчиняются звери ( “мне тварь покорна там земная” ), там он чувствует гармонию с природой ( “и звёзды слушают меня, лучами радостно играя” ).
Главная мысль: творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит, это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.
Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.
Композиция
Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3–4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающими лирического героя, его отчуждённость, неприятие толпой.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Жанр – лирическое стихотворение. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.
Средства выразительности
Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовские стихи всегда романтичные и грустные, на этот раз пропитаны трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.
Возвышенная лексика ( провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи ) и библейская ( тварь земная, дар божий, пророк, завет ) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов ( “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град” ), и метафор ( “страницы злобы и порока”, “читать в очах” ), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза “вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.
Пророк в своём Отечестве. Лермонтов предсказал и беды России, и свою смерть
История создания
Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.
Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.
Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.
Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.
Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.
Развернутый анализ с планом стиха «Пророк»
Вариант 1
История создания
Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.
Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.
Тема
Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).
Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.
Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.
Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.
Композиция
Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3–4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.
Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6‑й и 7‑й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.
Средства выразительности
Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.
Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6‑й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.
Тематика
В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.
Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.
Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.
Своеобразие композиции
Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.
Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.
У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.
Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта. Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.
Центральные персонажи
Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.
Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.
Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.
Возможно вам будет интересно
Сюжет
Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.
Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.
Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.
Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»
Вариант 1
Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную “Пророком” Пушкина. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.
Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.
Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.
Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством.
Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.
Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.
Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.
Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.
Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца.
Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.
Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».
Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.
Это интересно: Сказка «Айболит» – это чудесная добрая история о том, как важно быть милосердным, чутким по отношению ко всем, кто попал в беду. Сказка учит взаимовыручке, сопереживанию, настойчивости в достижении цели.
Вариант 2
Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели М. Ю. Лермонтова оставались считанные недели. Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни. Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире.
Горечь в стихотворении ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Обобщение «людей» (ведь по размеру строфы вполне можно было написать «иных») показывает, насколько сильно его разочарование в ближних своих. Дар предвиденья, полученный от «вечного судии», может оказаться проклятием.
Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей.
В пустыне лирический герой находит мир: живёт, «как птица, даром Божьей пищи», его слушают звёзды и ему покорны твари земные. Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.
Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец». А последняя строфа полностью состоит из порицания: «угрюм, худ, бледен», «наг и беден», «презирают все его».
Горечь лирического достигает здесь своего апогея, и то, что стихотворение обрывается на высказывании самодовольного старца, не даёт никакой надежды на изменение отношения к пророку. Это же подчёркивается и преемственностью поколений: «старцы детям говорят», то есть из года в год на поэтов (пророков) смотрят и будут смотреть, как на отверженных. Поэтому после прочтения стихотворения остаётся впечатление полной безнадёжности.
Написанное четырёхстопным ямбом, произведение насыщено устаревшими словами и формами: «судия», «в очах», «главу», «град». Это придаёт словам пророка торжественность, вызывая ассоциации со священными текстами. Тем большее складывается впечатление, что ясновидение не обманывает лирического героя, и жизнь земная останется такой же бездуховной, и пророческий голос не будет услышан людьми.
Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.
Вариант 3
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно-художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Метафорическое изображение поэта-гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова.
В стихотворении «Пророк» свое развитие «пушкинской» темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв «гласу бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей»: «В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».
В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова. «Пророк» – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» устремлено в будущее, то лермонтовский «Пророк» полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтовскому «Пророку» внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа («И звезды слушают меня, Лучами радостно играя»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.
В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «Пророка» раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного «любви и правде», и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.
Белинский относил «Пророка» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».
Средства художественной выразительности
Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.
Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.
Сравнение: “как птицы”
Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.
Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.
Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.
В двух последних четверостишиях используется также инверсия.
Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.
Актуальность
Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.
Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.
Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.
Ходил в штыковую
— Были и есть люди, которые хотят представить Лермонтова как незаконнорождённого: одни пишут, что он сын кучера, другие — сын еврейского доктора, третьи — сын чеченского разбойника. В действительности Михаил Юрьевич Лермонтов происходил из древнего рыцарского рода, известного с XI в. и связанного родственными узами с королевскими домами Шотландии, Англии и Франции. В 1613 г. один из потомков этого рода, Георг Лермонт, поступил на русскую службу, участвовал в освобождении Москвы от поляков во время Смутного времени. Сражаясь за русскую землю, он погиб под Смоленском зимой 1633-1634 гг. Спустя почти 200 лет в разорённой уже французами, но не побеждённой Москве, в 1814 г., на свет божий появится его потомок — великий русский поэт.
М. Ю. Лермонтов в возрасте 3-4 лет. Неизвестный художник
В детстве Михаил заслушивался рассказами двух своих дядюшек, которые участвовали в войне с Наполеоном. И сам он выбрал военную стезю, отличившись на Кавказской войне, где командовал летучим отрядом. Один из боёв, на реке Валерик, поэт описал в письме: «Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками. У нас убыло 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте…» В отряде под командованием поручика Лермонтова были и казаки, и кабардинцы, и черкесы, и чеченцы, выступавшие на нашей стороне.
Будучи внешне отнюдь не богатырём, поэт мог связать в узел железный шомпол. При этом он играл на скрипке, рисовал картины, владел несколькими языками, показывал незаурядные успехи в математике. Белинский восхищённо говорил о Лермонтове: «Гёте почти всего наизусть дует, Байрона режет тоже в подлиннике».