Про что стих лермонтова листок
Стихотворение и анализ «Листок»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? – отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Краткое содержание
В мировой поэзии нередко встречаются произведения, авторы которых прибегают к символу одинокого листка, гонимого ветром. Не обошел стороной этот образ и Михаил Юрьевич Лермонтов, сочинивший в 1841 году стихотворение «Листок». В произведении, похожем на сказку, прослеживается явная аллегория: природа здесь играет роль общества, листок, не нашедший своего пристанища, представляет собой образ самого поэта.
И. Шишкин. Дубы в старом Петергофе. 1891
В первом четверостишии читатель знакомится с приключениями дубового листка. Оторвавшийся от родимой ветки, он был унесен в степь, где увял и засох под палящим солнцем. Но на этом его история не закончилась: мощный ураган доставил его на черноморское побережье. Здесь его взору предстала роскошная чинара, в ветвях ее пели райские птицы, а весь облик говорил о величии и независимости. Листок, пытаясь вызвать сочувствие, поведал чинаре о своей тяжелой судьбе, но наткнулся на равнодушие и презрение. Красавица отвергла странника, объяснив это тем, что он не вписывается в круг ее общения и не может быть ровней ее сыновьям.
В то время как чинара, не ведая бед и лишений, наслаждается райской жизнью, листок испытывает удары судьбы. Если солнце и ветер – желанные для чинары стихии, для листка это – враждебные силы, волею которых он оказывается на далекой чужбине. «Царь-девице», к которой взывает листок, неведомы ни жалось, ни сочувствие, она прогоняет незваного гостя, не желая слушать его «небылицы». Этот момент становится кульминацией произведения, означающей крушение всех надежд гонимого листка.
В стихотворении наблюдается четкая параллель между скитаниями листка и судьбой М.Ю. Лермонтова. Если на родине поэт мог рассчитывать на поддержку многочисленных поклонников и друзей, в южной ссылке он столкнулся с непониманием и неприятием. Его творчество оказалось не востребованным в силу различий в менталитете. Поэт остается чужим для населяющего эти края народа, поэтому его душу терзают тоска и одиночество.
Анализ
История создания
Стихотворение «Листок» входит в число лучших стихотворений М.Ю. Лермонтова, созданных в последний период творчества. Поэт сочинил его в 1841 году и отразил в нем свои переживания: после короткого пребывания в Петербурге его ожидало возвращение в ссылку на Кавказ.
Намеком на собственную судьбу является география скитаний – листок оказывается на берегу Черного моря, то есть, на юге. Перемещение это совершается не по доброй воле, а велением «жестокой бури», под образом которой подразумевается власть, преследовавшая поэта за его стихотворение, посвященное смерти Пушкина.
Тему для «Листка» Лермонтов взял из одноименного стихотворения французского поэта А. Арно. Добавив собственные образы, немного изменив ритмику и объем текста, поэт представил миру совершенно уникальное произведение. Напечатано оно было уже после его смерти, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
Персонажи и образы
А. Игнатьев. Шелест листьев
В произведении два центральных образа – неприступная чинара и скиталец-листок. Роль рассказчика исполняет лирический герой. На первый взгляд, он беспристрастно ведет повествование, но создается ощущение, что судьба изгоя-листка близка и созвучна его собственной. Два мира противопоставлены друг другу – мир благополучия и мир страданий, которые звучат еще пронзительнее на фоне безмятежной и обласканной солнцем чинары. Второстепенные персонажи: жестокая буря, знойное солнце, холодное море служат образными элементами, дополняющими и усиливающими восприятие стихотворения.
Композиция
В этом лирическом стихотворении присутствует сюжет с присущими ему композиционными точками: завязкой (начало путешествий листка), развитием событий (скитания), кульминацией и развязкой (диалог с чинарой и отвержение). Стихотворение состоит из шести четверостиший, которые по смыслу можно разделить на две части. Первая часть – история путешествий дубового листка, вторая – диалог листка и чинары. Само содержание подтолкнуло автора на использование синтаксического разнообразия – текст содержит и слова героя, и диалог главных персонажей, в некоторых моментах эти элементы текста переплетаются между собой.
Автор намеренно оставляет финал открытым, чтобы читатель сам мог поразмышлять о судьбе отвергнутого листка. Тем не менее, последние слова он оставляет за чинарой, из чего следует, что листочек ожидает полное одиночество и крушение надежд.
Литературное направление произведения – романтизм. Отторжение обществом, страстное желание любви и понимания, обретения покоя и счастья – все это позволяет отнести данное стихотворение к литературному роду философской лирики. Жанровая принадлежность – элегия, об этом свидетельствует преобладание грустного настроения, разочарованности. Совпадение эмоциональных переживаний лирического героя с личными чувствами автора позволяют наделить стихотворение чертами автобиографии.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, относительно редким для русской поэзии размером. Параллельная рифма (ААВВ) содержит сочетание мужских и женских слогов.
Восприятию глубокого смысла произведения способствуют многочисленные средства художественной выразительности. Это такие эпитеты, как: «холодное море», «ветка родимая», «чинара молодая», «райские птицы», «листья изумрудные», «суровая отчизна». Большая роль принадлежит метафорам: «увял я без сна, усох я без тени», «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» и олицетворениям: «докатился до Черного моря», «молил о приюте».
Большое значение автор придает интонации. Она способствует большей выразительности речи персонажей, более яркому изображению их эмоций. Внутреннее напряжение передано аллитерацией. В сцене, где описывается просьба и отчаяние листка, преобладают слова со звуком «р»: «пРими же пРишельца», «немало я знаю Рассказов мудРеных».
Проблематика и основная идея произведения
Основная проблема произведения – одиночество и ненужность. Ощущение подобного положения угнетало поэта, что во многом объясняет такие черты его характера, как язвительность и неумение ладить с окружающими людьми. Положение изгоя созвучно с образом гонимого дубового листка. Лермонтов, как и этот образ, также не мог сникать понимания и участия, общество считало поэта замкнутым и необщительным. Богатство его внутреннего мира не представляло особого интереса, а поэзия прославила поэта лишь после его смерти.
Трагизм своего положения Лермонтов изложил в стихотворении «Листок», ставшем шедевром русской поэзии. Автор понимает, что ему так и не удастся найти свое место в бесчеловечном и жестоком мире. Невозможно встретить того, кто бы отказался от привычных ему благ ради поддержки и спасения незнакомого человека. Текст стихотворения содержит неоднозначный вывод: не стоит возлагать надежды на окружающих, рассчитывать нужно только на свои силы. Причем, местом, где человек может стать по-настоящему счастливым, является родная земля, отечество, несмотря на то, каким бы суровым оно не казалось по отношению к любящему его сыну.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Листок» по плану
1. История создания
Стихотворение «Листок» — одно из лучших произведений позднего периода творчества поэта.
Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.
Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.
Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.
2. Литературное направление
Литературное направление — романтизм.
Эпоха романтизма находит отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении звучит мотив одиночества и тоски. Однако за символическим образом дубового листка читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родные края.
Стихотворение имеет романтическую окраску, но вполне реалистическое содержание.
3. Род
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — образец философской лирики. За конкретной жизненной ситуацией скрываются глубокие размышления о человеческой жизни и несчастной судьбе целого поколения.
4. Жанр
Передать душевное состояние автору помогает жанр элегии. Грусть, тоска, безысходность звучат в эпитетах: «бедный листочек», «ветки родимой», «жестокою бурей».
Однако Поэт расширяет границы жанра. Его элегия — это не страдания от безответной любви, это чувство одиночества и бесприютности человека в мире людей.
5. Проблематика
Основная проблема стихотворения — чувство одиночества, невозможности изменить свою судьбу.
Дубовый листок, оторванный от «ветки родимой», несется «гонимый жестокою бурей». Человек нуждается в сочувствии, сострадании и любви.
6. Тематика
Тема одиночества раскрывается поэтом с помощью сказочной истории отношений дубового листа и красавицы чинары. В волшебном уютном мире Чинары нет места изгнаннику. «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю», — говорит она путнику. Чинара — олицетворение равнодушного и презрительного отношения к окружающим. «На что мне тебя?», — отвечает Чинара пыльному и желтому листу, отказывая ему в помощи.
7. Идея
Текст стихотворения содержит идею о том, что одиночество и бесприютность делает человека несчастным. За символическими образами листа и чинары скрываются человеческие судьбы.
Лишаясь Родины, родных и друзей, мы испытываем боль, теряем смысл существования и катимся «без цели по свету».
8. Пафос
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» проникнуто пафосом грусти и безысходности.
Гонимый ветром листок безуспешно ищет сочувствия и понимания. Переживания символического образа передают душевное состояние самого поэта.
9. Система образов
Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.
Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.
10. Центральные персонажи
Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.
Дубовый листок — символ странствующего гонимого человека, который лишен родного дома. Он, измученный страданиями, «засох и увял… от холода, зноя и горя».
«Младая чинара» — олицетворение счастья, благополучия и любви. Люди, подобные дереву, нежатся в комфорте, упиваются восхищением окружающих. Они не умеют сочувствовать и сострадать.
11. Лирический герой
Стихотворение автобиографично. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листка, лирический герой повествует о собственных чувствах, переживаниях и проблемах.
Судьба М. Ю. Лермонтова находит отражение в судьбе беспомощного листка. Поэт, насильственно лишенный родного дома, друзей и родных, был сослан в ссылку. Он чувствует себя таким же одиноким, как и главный герой стихотворения.
12. Сюжет
Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.
Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.
Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.
Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.
Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.
13. Композиция
Композиция — линейная. Сюжетная линия развивается последовательно, события происходят в хронологическом порядке. Повествование ведется от лица лирического героя.
14. Художественное своеобразие произведения
Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.
Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.
15. Размер, рифма, строфика
Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий).
Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения.
Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.
16. Средства художественной выразительности
Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.
Необычные эпитеты позволяют разобраться в характерах персонажей. «Бедный листочек дубовый» «с тоскою глубокой» просит чинару о помощи. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «суровой отчизне», «жестокой буре».
В описании мира чинары эпитеты меняют окраску и настроение. Ее ветки покрыты «изумрудными» листьями, переливающимися в лучах яркого солнца.
Такую же роль играют метафоры. Дубовый листок вянет «без сна и покоя», а корни чинары «умывает холодное море».
Текст стихотворения насыщен олицетворениями. Персонажи становятся живыми одухотворенными существами. Ветер «шепчется» с чинарой «зеленые ветви лаская». Она, любимая солнцем, наслаждается пением райских птиц. Дубовый листок прижимается у корня чинары, молит о приюте, мучается от холода и зноя.
Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.
17. Значение произведения
Стихотворение М. Ю. Лермонтова заставляет читателя не только проникнуться жалостью к судьбе несчастного дубового листка, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма, жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких людей.
18. Актуальность
Одиночество — противоестественное состояние человека. Поэтому стихотворение не утратило своей актуальности и в наши дни. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родными, с отчим домом и становятся такими же бесприютными, как дубовый листок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.
19. Мое отношение
Стихотворение М. Ю. Лермонтова пробудило во мне желание делать добро окружающим. Захотелось вмешаться в повествование, окружить вниманием и заботой всеми забытый дубовый листок.
20. Чему учит
Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобляться равнодушной самовлюбленной чинаре, которая гордится молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья поблекнут. От нее отвернется ласковый ветер, улетят райские птицы, и чинара останется одна. Ведь она не дарит добро окружающим, а значит, не получит его обратно.
Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова
Всего получено оценок: 177.
Всего получено оценок: 177.
Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.
История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».
Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.
Метафоры – «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».
Олицетворения – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Композиция
Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.
Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».
Анализ стихотворения «Листок»: образ в произведениях разных авторов
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.
История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».
Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.
Метафоры – «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».
Олицетворения – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике. являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно. в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне — высокая, с изумрудными листьями — чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.
Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.
Произведение насыщено средствами художественной выразительности. эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара ), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна ), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская ). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.
6 класс кратко по плану
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам».
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».
Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Листок”
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по литературе |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
“Революцией мобилизованный и призванный…” (По творчеству В. Маяковского) |
Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого ”Война и мир”, т. 3, ч. 3, гл. 4) |
Многообразие тематики одного из произведений русской литературы 19-го века |
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы 20-го века |
Введение:
Поэма была написана в последний год жизни поэта — 1841.
Изображение листа, ведомого штормом, появилось в европейской литературе в конце 18-го века и стало символом судьбы политического изгнания. М.Ю Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Лист, оторванный от «ветви рождения» поэта, также является символом человека, который вынужден искать убежища.
Основными мотивами «Листа» являются мотивы одиночества, характерные для всей поэзии М.Ю. Мотив бегства Лермонтова, который мы также находим во многих произведениях поэта (например, «Мцыри»). Лирический герой не принимает реальность «суровой родины» и стремится вырваться из нее.
Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка)
Композиция стихотворения основана на контрасте увядшего иссохшего дубового листа и молодого зеленого платана. Изображения листьев и платанов глубоко символичны. Листовка изображает странника, изгнанника, ведомого «сильным штормом». Он одинок и «мчится» «без цели в мире». Путь его труден, он «иссох и засох» от «холода, жары и горя». Чинара — воплощение безмятежной и красивой жизни:
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы…
Чинара «любима солнцем», «цветет для него и сияет», ее корни «омываются холодным морем».
Центральный образ поэмы М.Ю. «Лист» Лермонтова, написанный в 1841 году, оторвался от «дорогой ветки», «ведомой сильным штормом», «дубового листа». Надо сказать, что листовка как символ бездомного, блуждающего существования проявляется в ранней поэзии поэта (Портреты: «Дай мне руку, поклонись груди поэта»).
Лермонологи связаны со стихотворением Антуана Арно «Лист с французским поэтом», переведенным на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.
Образ листовки странника продолжил свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский (Речные разливы), Л.М. Леонов («Евгения Ивановна») и многие другие.
Основная тема поэмы «Лист» — это поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка уйти от одиночества.
Лист в стихотворении созрел до установленного срока. Это был символ лермонтовского поколения, и он начал вести бесцельную жизнь. А в путешествии лист на юг угадывается по автобиографическому мотиву изгнания.
Лирический сюжет поэмы развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образованных: лиственных и платановых деревьев. Лист странника враждебен внешнему миру: тепло и холод заставляют его держаться и уносить.
Мир листовки «странник» — это бездомное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «оно засохло от холода, жары и горя», «я засохла без сна и отдыха». Но мир плоских деревьев тоже не идеален: это мир забвения, отгороженный от реальной жизни: «Вы много видели — зачем мне ваши басни?» Чинара живет в своем мире и не хочет знать ничего, что может вывести ее за пределы.
Герой ранней лирики Лермонтова отверг мир безблаженства. Он был решительно неприемлем для него. Теперь странник, даже в чуждом ему мире, хочет найти избавление от тоски и одиночества:
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой.
Но почему платан не укрыл лист? Потому что в мире, где они усердно охраняют свой мир и спокойствие, где нет эгоизма и сытости, нет места для сострадания и понимания.
Поэма написана пятифутовой амфиброй. Это редкий размер в русской поэзии. Важным художественным инструментом в поэме является звукозапись. Лермонтов ставит слова «черный» — «платан»:
У Чёрного моря чинара стоит молодая.
Синтаксическая организация стихийных бедствий усиливает чувство враждебности и несовместимости. Первые три строфы — это те, которые являются общими и сложными. Последние две строки дерева плоскости содержат пять предложений. В вопросе и восклицательной интонации, гнев и негодование чувствительны.
Так что будет с странником? Он был таким же и останется преследуемым «сильным штормом», так что он будет бесцельно одинок во всем мире. Куда его приведет ветер, неизвестно. Он не найдет его, он не найдет лист желаемого мира. Может, ему следовало остаться на «ветке рождения»? «Отечество сурово», но не лучше ли искать в нем мира, чем в чужом мире? Ведь никто не ожидает страстную душу странника.
Цепляясь за корни платана, листовка просит «принять» «незнакомца между листьями его изумруда», многообещающих историй «мудрых и прекрасных». Но Чинара отвергает его:
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, — Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара, Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы…»
Заключение
Эти строки являются кульминацией стихотворения: одинокий странник не получает покоя и прибежища, что усугубляет трагедию его положения. Надежда на счастье рушится: «Продолжай; о странник! Я тебя не знаю!»
В этом стихотворении, как и во многих других стихотворениях поэта, отражались эти настроения, выраженные Лермонтовым. Эти настроения отличались, по словам Белинского, «неверием в жизнь и чувствами человека, жаждой жизни и избытком чувств». Стихотворение «Лист» показывает конфликт мечты и реальности и связанный с этим социальный мотив внутренней изоляции человека в современном поколении.