Про что симфония 4 чайковского
Чайковский
Жизнь и творчество русского композитора
Четвертая симфония
Посвящена «Моему лучшему другу» (Н.Ф. фон Мекк).
Четвёртая симфония Чайковского сочинялась зимой 1876-1877 года. Завершена и инструментована в конце 1877 года. Её создание подробно описывалось Чайковским в письмах к Н.Ф.фон Мекк, которой она и была позже посвящена. Правда, композитор скрыл имя Мекк, написав на первой странице партиутры «Моему лучшему другу». Эскизы же симфонии подарил Н.Ф.фон Мекк. Эта симфония по праву считается первым симфоническим произведением, в котором Чайковский ввел тему рока. А структуру 1 части, по собственному признанию, построил в духе бетховенской 5 симфонии, в которой начальная тема определена автором следующим образом: «Так судьба стучится в дверь».
Первое исполнение симфонии Чайковский доверил своему другу и наставнику, первому исполнителю большинства его симфонических сочинений Московского периода, Н.Г.Рубинштейну. «Ты единственный капельмейстер в мире, на которого я могу положиться»- писал композитор Н.Г.Рубинштейну.
После завершения симфонии Чайковский написал Н.Ф.фон Мекк подробное письмо, рассказав о процессе сочинения симфонии и вообще принципах своей творческой работы, а также сообщил тайную программу своей Четвёртой симфонии. Это письмо является ключом к пониманию первой симфонии-драмы в творчестве Чайковского.
«Вы спрашиваете меня, есть ли определенная программа в этой симфонии? В нашей симфонии программа есть, то есть есть возможность изъяснить словами то, что она пытается выразить, и Вам, только Вам одним, я могу и хочу указать на значение как целого, так и отдельных частей его. Разумеется я могу это сделать только в общих чертах.
Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно главная мысль:
Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать:
Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы:
О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит куда-то:
Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье.
Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них:
Итак, вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье. Пристани нет. Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою. Вот, приблизительно, программа первой части.
Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое.
Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немножко вина и испытываешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка. Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего ничего общего с действительностью: они странны, дики и несвязны.
Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.
Вот, дорогой мой друг, все, что я могу Вам разъяснить в симфонии. Разумеется, это неясно, неполно. Но свойство инструментальной музыки именно и есть то, что она не поддается подробному анализу. «Где кончаются слова, там начинается музыка», как заметил Гейне.» (17\29 февраля 1878 г.).
Позже Чайковский сам дирижировал этой симфонией. В последний раз он сыграл ее в мае 1893 года в Лондоне, когда приезжал туда для получения почетного звания доктора музыки Кембриджского университета. Чайковский сообщал брату: «Концерт сошел блестяще, т.е. по единодушному отзыву всех я имел настоящий триумф.»
СИМФОНИЯ № 4, Ор. 36, фа минор. Запись в mp3
Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян. Запись 1967 года.
4 симфония Чайковского
4 симфония Чайковского, фа минор, соч. 36 (1877)
I. Andante sostenuto. Moderato con anima. II. Andantino in modo di canzone. III. Scherzo. Pizzicato sempre. Allegro. IV. Allegro con fuoco
Первое исполнение – 10 февраля 1878 года в Москве под управлением Н. Рубинштейна.
4 симфония Чайковского была рождена огромным напряжением чувства и мысли композитора. Она была написана на фоне критической неудовлетворенности жизнью. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда работал над нею. Эта симфония служит отголоском того, что я тогда испытывал», — писал композитор.
Произведение подвело итог исканиям Чайковского в симфоническом жанре. Тема борьбы человека за достижение счастья волновала композитора и раньше (в «Грозе», «Ромео и Джульетте», «Франческе де Римини»). Но окончательное, философски зрелое воплощение она нашла здесь, в Четвертой симфонии.
Особая роль в драматургии симфонии принадлежит музыкальной теме судьбы, рока, очерченной во вступлении к I части. Повелительно-резкая, властная, она подобна военному сигналу.
Как писал сам Чайковский, «все зло мира, весь гнет обстоятельств, все то, что мешает порыву к счастью дойти до цели – нашло выражение в этой грозной теме».
Каждое ее появление – это катастрофа. В один миг распадаются добрые, светлые образы, созданные ценой колоссальных усилий. Где спасение? Возможно ли оно? Есть ли защита от истребительной силы? Именно такие вопросы ставит слушателю 4 симфония Чайковского. Ответ на этот вопрос возникает лишь в сопоставлении всех четырех частей симфонии. Наиболее острое противопоставление грез и реальности – в первой части произведения – самом конфликтном и многоплановом.
4 Симфония Чайковского. I часть
Главная тема первой части зарождается еще в конце вступления. В гибком, пластичном движении этой темы есть нечто от характера лирического вальса. Бережно, но неуклонно развиваемая оркестром, она воспринимается как волна нарастающего тревожного чувства, поразительно богатая оттенками и переходами, от робкой мольбы до взрывов отчаяния.
«Безотрадное, безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Но не лучше ли вернуться от действительности и погрузиться в грезы?»
«Грезы» приходят надолго. Чайковский вводит не одну, а две побочные темы, и развивает их широко и любовно. Первую – грустную и грациозную – начинает кларнет (в ремарках автора на черновых набросках — «воспоминание о бале»). Во второй теме впечатляют ласковые фразы скрипок («Как хорошо! Как далеко уж звучит неотвязная первая тема аллегро…»). Экспозиция завершается новой, восторженной и гордой темой, как гимн («Вот оно, вот оно, счастье!»). Увы, в момент наивысшего торжества трубы безжалостно обрубают ее роковым мотивом вступления («Нет! Это были лишь грезы, и фатум пробуждает от них»).
Так начинается разработка. В ней господствует главная тема, обретающая здесь страстно-протестующий характер. Трижды нарастают ее яростные позывы, но всякий раз разбиваются об неумолимую тему судьбы. В репризе главная тема звучит коротко и мощно. Это – главная драматическая кульминация первой части. Затем возвращаются светлые образы «грез». Но вместо заключительной темы – гимна неожиданно врывается мотив «судьбы», знаменуя начало коды. Построенная на вступительном мотиве и главной теме, кода звучит как трагический эпилог.
II часть
Следующие две части лишены трагических противоречий. Они призваны отвлечь от борьбы и страданий: есть в жизни и минуты покоя, светлой радости.
II часть звучит как лирическая песнь. Музыка выражает меланхолические чувства, вечернюю усталость после работы, воспоминания… Мечтательная, задушевная мелодия гобоя чередуется с полнокровной темой струнных, звучащих, как хоровой припев. Средний раздел более подвижен. В его основе – изящная, с оттенком танцевальности мелодия. С каждым новым повторением она все увлеченнее, богаче, опьяняет ощущением радости и полноты жизни.
Затем приходит музыка первого раздела, обновленная тонкой оркестровой ретушью.
III часть
Скерцо отмечено богатой фантазией, свежестью красок. Необычен облик главной темы: она проносится в фантастически зыбком шелесте струнных, играющих pizzicato, то есть, щипком. Это некие капризные арабески, неуловимые образы. «На душе не весело и не грустно. Даешь волю изображению, и оно начинает рисовать странные рисунки…»
И вот – будто заиграла шарманка или гармоника. Это деревянные духовые завели шутовской танец. Затем негромко вступают медные с быстрым и немного суетливым маршем («Где-то вдали прошел военный отряд»). И снова – все заволакивается шелестящим потоком pizzicato…
4 Симфония Чайковского. Финал
При всем обаянии образов средних частей, не им суждено стать опорой в борьбе против сил зла. Надежную преграду этим силам композитор воздвигает в финале.
Могучей лавиной обрушивается первая тема финала – тема народного праздника. Торжественная, маршевая – такой она остается на протяжении всей части. Зато как многообразно изменяется вторая тема – мелодия русской хороводной песни «Во поле береза стояла»! Не удивительно: в самой мелодии таятся грусть и веселье, удаль и лиризм. Но композитор постепенно раскрывает в ней и грозные, драматические черты. Так и есть – тема «Судьбы» из I части вновь напоминает о себе. Звучит она страшно и неумолимо.
Наступает решающий момент драмы. В напряженном ожидании застыл оркестр. Но вот, будто вестник спасения, раздается тема народного ликования. Бурно нарастая, она словно заполняет все пространство. 4 симфония Чайковского приходит к долгожданной кульминации…
«Есть простые, но сильные радости. Жить все-таки можно. То, что губительно для отдельной личности, не может поколебать великую личность, имя которой – народ», — к такому итогу приходит Чайковский в Четвертой симфонии.
4 Симфония Чайковского. Слушать онлайн:
Четвертая симфония (Чайковский)
Четвёртая симфония Чайковского (f-moll) (1877) — первая в истории русской музыки симфония — психологическая драма, сопоставимая по силе с симфониями Бетховена. От Первой симфонии её отделяют 10 лет; уже написаны «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», ранние оперы, параллельно сочинялась опера «Евгений Онегин». Ближайшие предшественники — «Лебединое озеро» и «Времена года».
Содержание
История создания
Создание Четвёртой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, «Полководец» и «Забытый» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода — поистине крик души.
Тематика
В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь» [1] ), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях и грёзах, спастись от одиночества и тяжких дум и находящий утешение в народом веселье.
Четвёртая симфония создавалась при активной моральной (да и материальной) поддержке Н. Ф. фон Мекк. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией».
Программа симфонии
В письме к фон Мекк Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях (2-я — канцона — и 3-я — скерцо — как отступления). 1-я часть — завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть — последнее столкновение с роком и выход из кризиса: «Ступай в народ».
Тематизм
Мотивно-тематические связи в симфонии очень сильны.
В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) — «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.
В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского — символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда. Зарождаясь в середине 2 части, развиваясь в скерцо, этот мотив торжествует в ГП финала.
Схемы частей
1 часть
Интродукция
В интродукции звучит фанфара рока, она будет возникать в узловых моментах.
Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать.
После неё остаётся «стонущая» секундовая интонация, из которой вырастает ГП.
Экспозиция
Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы.
Средний раздел — развивающая секвенция, реприза — кульминация.
ПП (as-moll) — вальс-мечта или воспоминание (соло кларнета).
О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит куда-то
2-я тема ПП (H-dur) — светлый мажорный вариант ГП.
Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье. Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них
ЗП — апофеоз. Мажорная триумфальная тема с интонациями ГП, но её восхождение «натыкается» на тему фатума.
Разработка
По структуре представляет собой 3 очень напряжённые волны. Столкновение элементов ГП с темой рока (в начале 3 волны).
Реприза
Кульминация падает на репризу ГП. Она сокращена и звучит в иной тональности — d-moll.
Кода как 2-я разработка (3 раздела), приводит к мощной кульминации темы рока и низвержению интонаций ГП.
Итак, вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье. Пристани нет. Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою.
2 часть
Andantino in modo di canzona (b-moll).
Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое.
Основная тема
Основная тема — меланхолическое соло гобоя.
Средний раздел
Средний раздел — тема F-dur с нисходящим движением мелодии; развиваясь, она как бы обретает душевные силы, мощь. Эта тема предвосхищает финал. Но в репризе вновь возвращается меланхолия.
3 часть
Scherzo: Pizzicato ostinato (F-dur).
Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немножко вина и испытываешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка. Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего ничего общего с действительностью: они странны, дики и несвязны.
Сложная 3-частная форма.
Главная тема
Главная тема — pizz. струнных — интонационно предвосхищает финал.
В трио, как видения, возникают «уличные зарисовки».
1) плясовая песенка «подкутивших мужичков» (гобой, кларнет);
Эти темы совмещаются в контрапункте.
4 часть
Allegro con fuoco (F-dur), финал.
Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.
В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.
1) Картина народного веселья, праздника;
2) фатум и страдающий герой.
ГП (рефрен) включает 3 элемента:
1) нисходящая вихревая тема, интонации которой постепенно «прорастали» в предыдущих частях;
2) тема хороводной песни «Во поле берёза стояла»;
3) могучий и радостный народный пляс.
В эпизодах тема «Берёзы» развивается, драматизируется, пока не становится похожей на предсмертную арию Ленского («кучкисты» критиковали Чайковского за растворение народного материала).
Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы рока. Но её вытесняет ГП (рефрен).
Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден: «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно!»
Примечания
Литература
Н. Берберова. Чайковский. М.: Музыка, 1993
Полезное
Смотреть что такое «Четвертая симфония (Чайковский)» в других словарях:
Четвёртая симфония (Чайковский) — Четвёртая симфония Чайковского (f moll) (1877) первая в истории русской музыки симфония психологическая драма, сопоставимая по силе с симфониями Бетховена. От Первой симфонии её отделяют 10 лет; уже написаны «Ромео и Джульетта», «Франческа да… … Википедия
ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — ( 7 V 1840, Воткинск Удм. АССР 6 XI 1893, Петербург) Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие. Д. Шостакович Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя… … Музыкальный словарь
Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Симфония № 6 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 6. Симфония № 6 «Патетическая» Композитор Петр Ильич Чайковского Тональность си минор Форма симфония … Википедия
Симфония № 4 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 4. К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имее … Википедия
СИМФОНИЯ — музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Происхождение. В конце эпохи барокко ряд композиторов, например Джузеппе Торелли (1658 1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso… … Энциклопедия Кольера
Симфония оркестровое сочинение — (греч. созвучие ) название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Симфония, оркестровое сочинение — (греч. созвучие ) название оркестрового сочинения в нескольких частях. С. самая обширная форма в области концертной оркестровой музыки. Вследствие сходства по своему построению с сонатой (см.) С. может быть названа большой сонатой для оркестра.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Соллертинский, Иван Иванович — род. 3 дек. 1902 в Витебске, ум. 11 февр. 1944 в Новосибирске. Музыковед. В 1923 окончил Ин т истории искусств в Петрограде, в 1929 там же аспирантуру по истории муз. т ра, в 1924 романо германское отд. ф та общественных наук Ленингр. ун та. Брал … Большая биографическая энциклопедия
БРАМС Иоганнес — ИОГАННЕС БРАМС (Brahms, Johannes) (1833 1897), одна из выдающихся фигур в немецкой музыке 19 в. Родился 7 мая 1833 в Гамбурге, в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у… … Энциклопедия Кольера
Симфония № 4 (Чайковский)
Содержание
История создания
Создание Четвёртой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, «Полководец» и «Забытый» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода — поистине крик души.
Тематика
В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь» [3] ), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях и грёзах, спастись от одиночества и тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.
Четвёртая симфония создавалась при активной моральной (да и материальной) поддержке Н. Ф. фон Мекк. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией».
Программа симфонии
В письме к фон Мекк Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях (2-я — канцона — и 3-я — скерцо — как отступления). 1-я часть — завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть — последнее столкновение с роком и выход из кризиса: «Ступай в народ».
Тематизм
Мотивно-тематические связи в симфонии очень сильны.
В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) — «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.
В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского — символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда. Зарождаясь в середине 2 части, развиваясь в скерцо, этот мотив торжествует в ГП финала.
Схемы частей
1 часть
Интродукция
В интродукции звучит фанфара рока, она будет возникать в узловых моментах.
Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать.
После неё остаётся «стонущая» секундовая интонация, из которой вырастает ГП.
Экспозиция
Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы.
Средний раздел — развивающая секвенция, реприза — кульминация.
ПП (as-moll) — вальс-мечта или воспоминание (соло кларнета).
О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит куда-то
2-я тема ПП (H-dur) — светлый мажорный вариант ГП.
Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье. Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них
ЗП — апофеоз. Мажорная триумфальная тема с интонациями ГП, но её восхождение «натыкается» на тему фатума.
Разработка
По структуре представляет собой 3 очень напряжённые волны. Столкновение элементов ГП с темой рока (в начале 3 волны).
Реприза
Кульминация падает на репризу ГП. Она сокращена и звучит в иной тональности — d-moll.
Кода как 2-я разработка (3 раздела), приводит к мощной кульминации темы рока и низвержению интонаций ГП.
Итак, вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою.
2 часть
Andantino in modo di canzona (b-moll).
Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое.
Основная тема
Основная тема — меланхолическое соло гобоя.
Средний раздел
Средний раздел — тема F-dur с нисходящим движением мелодии; развиваясь, она как бы обретает душевные силы, мощь. Эта тема предвосхищает финал. Но в репризе вновь возвращается меланхолия.
3 часть
Scherzo: Pizzicato ostinato (F-dur).
Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немножко вина и испытываешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки… Среди вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка… Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего ничего общего с действительностью: они странны, дики и несвязны.
Сложная 3-частная форма.
Главная тема
Главная тема — pizz. струнных — интонационно предвосхищает финал.
В трио, как видения, возникают «уличные зарисовки».
Эти темы совмещаются в контрапункте.
4 часть
Allegro con fuoco (F-dur), финал.
Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.
В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.
ГП (рефрен) включает 3 элемента:
В эпизодах тема «Берёзы» развивается, драматизируется, пока не становится похожей на предсмертную арию Ленского («кучкисты» критиковали Чайковского за растворение народного материала).
Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы рока. Но её вытесняет ГП (рефрен).
Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден: «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно!»
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Симфония № 4 (Чайковский)» в других словарях:
Чайковский Петр Ильич — [25.4(7.5).1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге,… … Большая советская энциклопедия
Чайковский Борис Александрович — (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). В конце 50 х ‒ … Большая советская энциклопедия
Чайковский, Модест Ильич — Модест Ильич Чайковский (1 (13) мая 1850, Алапаевск 2 (15) я … Википедия
ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — (1840 93) российский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы … Большой Энциклопедический словарь
СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь
Чайковский Петр Ильич — Чайковский (Петр Ильич) один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 г., в Камско Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по… … Биографический словарь
Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Чайковский П. И. — Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР 25 X (6 XI) 1893, Петербург) рус. композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в семье горного инженера Ильи Петровича Ч.… … Музыкальная энциклопедия
Чайковский, Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский … Википедия
Чайковский Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский Полное имя Пётр Ильич Чайковский Дата рождения 7 мая 1840 Место рождения … Википедия