Про что рассказ песчаная учительница

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» Андрея Платонова

Про что рассказ песчаная учительница

Глава 1

Городок в Астраханской губернии, 1920-е годы. 20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина – дочка учителя. «Пустыня была ее родиной, а география поэзией». После учебы ее направили учительницей в Хошутово.

Глава 2

Нищее «Хошутово было почти совсем занесено песком». Крестьяне днями убирали песок со скудной земли. Мечты Марии о новой, интересной жизни рушатся.

Глава 3

Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.

Глава 4

Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.

Глава 5

На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.

Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова

Сюжет

Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.

Отзыв

В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.

Источник

Краткое содержание Песчаная учительница Платонов для читательского дневника

Год: 1927 Жанр: рассказ

Главные герои: Мария Нарышкина

Юная учительница Мария Никифоровна нанимается на работу в деревню по близости пустыни. Она вынуждена бороться с песками, чтобы добиться расположения жителей. Результаты ее труда не дают долго ждать. За помощью к ней обращается и вождь соседнего села. Целью всей жизни Марии становится борьба с песками пустыни.

Основной смысл. Целеустремленные шаги, непременно, приведут к цели. Главное верить в себя и полностью посвятиться делу. Ничто не сможет остановить такого человека добиться своей цели.

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в родном доме. Ее отец был учителем и любим способом хотел сделать свою дочь счастливой. Повзрослев Мария выучилась на педагога и окончательно вступила в зрелую жизнь. Она становится учительницей в деревне Хошутово. Рядом с деревней находится среднеазиатская пустыня. Единственной задачей жителей деревни была борьба против бесконечных песков пустыни.

Все земли деревни покрывались песком, еще больше усложнив задачу жителей. Из-за этой проблемы никто из детей не имеет желание приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна все силы вкладывает в борьбу против песков. Она просит помощь у агрономов. Ей отказываются помочь. Взамен дают специальную литературу, в которой написано о способах борьбы против пустыни. Она решает самостоятельно справиться с задачей. Изучает много книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник. Эти шаги заметно улучшают состояние деревни и заставляют жителей посмотреть на юную учительницу иными глазами.

Школы уже наполнены учениками разных возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учительницы скоро теряет свое воздействие. Через некоторое время ситуация меняется. В деревню переселяются кочевники. Их действия стали сокрушительными для деревни. Они уничтожили всю зелень и полностью исчерпали воду в колодцах. Мария готова на любые шаги, только сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его перестать рушить и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые посадки древни и не использовать слишком много воды впустую. Вождь просит учительницу научить жителей села Сафута жить как жители Хошутово.

Учительница соглашается обучить их вырастить зелень у себя в деревне. Она решает себя полностью посвятить делу и избавить жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям деревень вырастить настоящий лес на месте пустыни.

Вывод: поставив цель, можно добиться многого.

Читать краткое содержание Песчаная учительница. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Платонов. Краткие содержания произведений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Детство известного писателя Валентина Распутина прошло в небольшом сибирском селе. Поступив в Иркутский университет, Распутин сразу же начинает свою творческую деятельность. Он работает внештатным репортером в молодежной газете.

После долгой болезни героиня попадает в дом отдыха. Понятно, что она измучена, несмотря на свои шестнадцать. Например, она сидит и грустно смотрит, как прыгают по деревьям белки. Кто бы смог смотреть на такое забавное зрелище без улыбки?

В произведении отражены некоторые моменты жизни московского коммерсанта Лаптева. В самом начале перед нами перед нами предстает наш главный герой, ожидающий в саду на лавочке Юлию Сергеевну с церковной службы

Произведение является последним романом, включенным в цикл детективов о приключениях Эраста Фандорина. Роман повествует о событиях, происходящих в России в конце

Действие произведения начинается с описания класса в школе. Это бы холодный и нетопленный класс, в котором учительница рассказывала детям о жарком острове, где на деревьях растут невиданные фрукты, живут необыкновенные животные и птицы

Источник

Краткое содержание рассказа А. П. Платонова «Песчаная учительница»

Автор: Guru · 22.11.2020

Свой рассказ «Песчаная учительница» Андрей Платонов начинает с повествования о жизни молодой учительницы Марии Нарышкиной. Родом девушка была из маленького городка, расположенного в Астраханской губернии. Родители с детства пытались уберечь дочь от всяческих потрясений, поэтому девочка ничего не знала о происходящих событиях – войне и революции.

Мария с детства была прилежной ученицей, особенно ей нравилась география. Родители, видя тягу дочери к науке, отправили ее на педагогические курсы в Астрахань. Марие тогда едва исполнилось 16 лет. Закончив учебу, девушку отправляют работать учительницей в небольшое село Хошутово. Жители этого места, граничившего с пустыней, постоянно страдали от ущерба, наносимого песчаными бурями и нашествием кочевников. Село в такие моменты было полностью засыпано песком, и его жителям ежедневно приходилось расчищать лопатами свои подворья. Видя тяжкий и бесполезный труд жителей села, Мария Никифоровна ощущала в душе их настроение: уныние и смирение перед обстоятельствами.

Поселилась девушка в маленькой комнатушке при школе. Кроме нее там жил школьный сторож. Его очень тяготило одиночество, и он очень обрадовался появлению новой соседки. Добрый сторож с удовольствием помогал молодой учительнице обустроиться на новом месте.

Сельская школа частенько пустовала, так как у учеников не было возможности приходить туда каждый день. Местные жители сильно бедствовали, не имея возможности одеваться по погоде, многие голодали и даже умирали. В силу этих тяжелых обстоятельств, зимой школа вовсе зачастую оставалось без посетителей.

Мария Никифоровна сильно переживала из-за ненужности школы и, следовательно, своего труда. Но решив не сидеть сложа руки, девушка придумала план, как помочь крестьянам. Она решила научить детей тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница, посоветовавшись с местными жителями и собрав их подписи, отправилась в округ. Власти одобрили ее идею и, выделив соответствующую литературу, предложили заняться преподаванием этой науки самой.

Мария с рвением взялась за дело и, спустя два года, Хошутово было не узнать. Жители села совместным трудом огородили село защитными сооружениями, которые сдерживали распространение песка. Чтобы повысить количество урожая, Мария Никифоровна решила высадить сосны у школы. Шелюгой крестьяне теперь топили дома, а из прутьев изготавливали необходимую мебель. Жителям Хошутова стало гораздо легче жить, и теперь школа больше не пустовала, она наполнилась детьми и взрослыми.

Все шло хорошо, жизнь в селе наладилась. Но через год жителям пришлось столкнуться с новой напастью: вернулись кочевники. Они возвращались сюда каждые пятнадцать лет, но в этот раз запоздали. Явившись позже ожидаемого срока, тысячи кочевников буквально за пару дней привели Хошутово в запустение, забрав все, что можно. Бедные крестьяне остались безо всяких запасов еды и воды.

Это событие привело Марию Никифоровну в отчаяние. В поисках справедливости она отправилась к вождю кочевников. Но он оправдал такие действия желанием своих соратников выжить.

Ничего не добившись от вождя кочевников, Нарышкина поехала в округ, рассказать о произошедшем. Но власти не пожелали разбираться в ситуации и предложили учительнице переехать в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.

Мария Никифоровна долго размышляла о своей сложной судьбе, о проходящей в захолустье молодости и о предстоящем будущем. Обдумав все, молодая учительница все же согласилась отправиться в Сафуту, но пообещала себе вернуться обратно уже по лесной дороге, а не по песку.

Источник

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» и отзыв для читательского дневника (А.П. Платонов)

Многомудрый Литрекон представляет вниманию читателей краткий пересказ основных событий рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(430 слов) Рассказ «Песчаная учительница» начинается с описания жизни Марии Нарышкиной. Девушка родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её семьи не коснулись ужасы войны и революции. Отец не рассказывал Марии о происходящем, желая отгородить девочку от потрясений.

Мария увлекалась изучением географии, и уже в шестнадцать лет её отправили на педагогические курсы в Астрахань. После окончания обучения девушку определили учительницей в селе Хошутово, находившемся на границе с пустыней. Там Мария Никифоровна познала неприглядные стороны местной природы — песчаные бури.

Село было почти полностью покрыто песком, и каждый день жители очищали свои дома с помощью лопат. Мария Никифоровна прочувствовала настроение села Хошутово: уныние, смиренность, обремененность тяжким и бесполезным трудом.

Девушка жила в комнате при школе. Местный сторож очень обрадовался присутствию хоть какой-то компании и помогал молодой учительнице с обустройством.

Ученики посещали школу не каждый день. А с приходом зимы это место и вовсе зачастую оставалось без посетителей, ведь дети попросту не могли одеться по погоде из-за нищеты. Тяжелые условия существования довели крестьян до нищеты, голода, а некоторых — до смерти.

Мария Никифоровна, переживая из-за ненужности школы в подобном положении крестьян, пребывала в отчаянии. Но затем она придумала следующее: чтобы привлечь учеников, нужно обучать их тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница оповестила об этом местных крестьян, собрала подписи и отправилась в округ. Там ей выделили книги и предложили заняться преподаванием этой науки самой.

Спустя два года Хошутово изменилось: с помощью общественных работ местным жителям удалось огородить село защитными сооружениями, препятствующими распространению песка. Мария Никифоровна также решила высадить сосны у школы, чтобы увеличить количество урожая от посевов. Шелюгой же крестьяне теперь топили дома, а из прутьев делали предметы мебели. Жителям Хошутова стало легче жить, и теперь в школе всегда было полно народу: как детей, так и взрослых.

Ещё через год жителям села пришлось столкнуться с неприятностями: кочевники, которые приходили сюда каждые пятнадцать лет, запоздали, и к августу степь уже стала безжизненной. Вскоре явились тысячи кочевников, которые за три дня разорили Хошутово: не было ни сосны, ни воды.

Ощущая безысходность своего положения, Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников, но тот лишь оправдался желанием своих соратников выжить.

Нарышкина поехала в округ, чтобы доложить о произошедшем. Однако её ошеломили предложением покинуть Хошутово и отправиться в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.

Мария Никифоровна задумалась о своей судьбе, о трудной молодости и о будущем. Но в итоге молодая учительница согласилась отправиться в Сафуту, пообещав когда-то вернуться уже не по песку, а по лесной дороге.

Отзыв

(414 слов) Моё впечатление от рассказа «Песчаная учительница» весьма неоднозначно. С одной стороны, Мария помогла целому поселению, а также исполнила свой учительский долг. С другой стороны, жизнь молодой учительницы могла бы быть лучше, не будь она в глухой деревне, заваленной песком. Она приносит свою молодость в жертву благодетели, что, несомненно, является героическим поступком.

Мне понравилось то, какое решение приняла главная героиня в финале произведения. Это благородно и человечно. Но поступки заведующего и других «начальников» вызывают недоумение. Сначала они просто скептически отнеслись к идее Марии Никифоровны. Затем, увидев положительные результаты упорной работы молодой учительницы и крестьян, они предлагают Нарышкиной проделать такой же огромный труд в другом поселении. Заведующие могли бы привлечь добровольцев, могли бы обратиться в вышестоящие органы для финансирования работ с песком. Но они взвалили эту непосильную ношу на молодую учительницу, у которой один раз уже получилось спасти крестьян. Мое мнение об их поведении мешает мне полностью одобрить произведение: все-таки один в поле не воин, и люди не должны привыкать к тому, что есть какой-то праведник, взваливший на себя все их проблемы. Это несправедливо. Нежелание заведующих помочь реальными делами и изначальное неверие крестьян в успех замысла учительницы стали отягчающими обстоятельствами для реализации идеи Марии Нефедоровны. Однако ей удалось справиться с этим.

Что же этим хотел сказать автор? Главная мысль произведения «Песчаная учительница» заключена в понимании того, что для благополучной жизни необходимы усилия. Много лет жители села Хошутово боролись с последствиями песчаных бурь, но нужно было противостоять самому природному явлению. С приездом Марии Никифоровны их жизнь изменилась в лучшую сторону: осознав, что существование может быть радостным и безбедным, жители с охотой взялись за работу. Автор учит читателя искать причины недовольства своей жизнью и бороться с ними — трудиться ради определённого результата. Такова мораль произведения «Песчаная учительница», которое заставляет задуматься о том, что вместо жалоб и упреков каждый из нас мог бы подумать, как можно изменить ситуацию? Что нужно сделать именно ему?

Рассказ «Песчаная учительница» — это история лишь одного поселения и одной неравнодушной учительницы. Но если в России ещё тысячи сёл, находящихся на грани вымирания, то сколько найдётся в стране таких же отзывчивых и добродетельных учителей? Произведение Платонова затрагивает важные проблемы, которые актуальны и в наше время. На примере Марии Никифоровны автор показал, как важно помогать другим и как необходимо преодолевать трудности ради лучшей жизни. Рассказ «Песчаная учительница» поражает своей откровенностью в изображении бедственного положения крестьян, а также наталкивает на мысли о судьбе людей, которые жертвуют своим будущем ради благополучия нуждающихся. Это произведение вызывает двойственные чувства и призывает к неравнодушию. Таково моё отношение к рассказу «Песчаная учительница».

Источник

Анализ произведения Платонова Песчаная учительница

Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую. Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе.

2 вариант

А. Платонов – знаменитый русский писатель, который за свою жизнь написал немало знаменательных историй. Его книги могут подойти как детям, так и взрослым. Творения автора, не раз переводили на иностранные языки и даже там они становились популярны и быстро раскупаемые. Его истории, всегда наполнены глубоким смыслом, и ведут людей к саморазвитию. Одно из таких произведений Платонова является «Песчаная учительница», героиня которого, пожертвовав собой, смогла спасти целый народ.

Действия произведения Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходят в безжизненной и сухой пустыни, посреди которой находиться небольшое село Хомутова в 1920 годах.

Главным смыслом всего творения, это знания, которые по сей день являются неотъемлемой частью нашего мира и нашего народа.

Главная героиня рассказа «Песчаная учительница» преподавательница Мария Нарышкина, которая являться неким вестником знаний и несет учения обычным крестьянам и бедным детям. Там где она жила были важны знания не об истории или химии, а главное было знать как в этой ужасной пустыни вырастить растения, оплодотворять их и собирать урожай.

В произведении «Песчаная учительница» вы не увидите долгих описаний окружающей среды, природы которой там и нет, домишек небольшого села и многого другого. Также тут мало разговоров и речей, люди предпочитают просто помолчать и экономить свои силы для работы в жаркой пустыне. Описание окружения краткое и скудное. Даже история учительницы Марии, как долго она решалась и в конце концов взяла и уехала в настоящее захолустье, все ради того чтобы обучать бедных кочевников, в рассказе описано в пару предложений.

Но наравне с действиями Платонов, также уделял большое количество времени в произведении именно чувствам и эмоциям героев. Именно они лучше все описывают состояния бедных горожан в этом жарком безлюдье. В этой жаре, вся жизнь идет вокруг одной стихии – воды.

Также кроме просветления и знания, ключевым тут являться также взаимопонимание и поддержка людей друг друга. Например можно вспомнить нашу учительницу Марию Нарышкину, которая после того как на бедную деревню напали кочевники, решилась отправиться к их вождю и разрешить с ним этот конфликт. Героиня подошла к нему, и выказала все претензии, проблемы и объяснила, почему им не стоит нападать и на так бедную деревню. Казалось бы, любой вождь рассвирепел от такой наглости, но он, выслушал ее и проникся к девушке всем сердцем.

Но, несмотря на все плюсы, все, же остается главная проблема это не только бедность жителей в плане знаний, так и, то, что они еле выживают в этих ужасных условиях. Ведь как можно тянуться к знаниям, если ты едва можешь выжить в таком аду? Поэтому, в конце концов, после беседы, вождь предлагает учительнице присоединиться к ним и обучать нужными знаниями его людей. Он говорил Марии, что его людям тоже нужна помощь: как ухаживать за растениями, выращивать плоды.

Также еще одной темой являться самопожертвование ради целого народа. Мария довольно долго думала, есть ли смысл сгубить свою молодость, свою жизнь в сухой пустыни, но с другой стороны понимала, что она сможет, спасти не только кочевников своими знаниями, а также сберечь другие деревня от набегов и грабежей. Поэтому поразмыслив, она уезжает прочь к кочевникам.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Платонова Песчаная учительница

Популярные сегодня темы

В комедии Недоросль Д.И.Фонвизин в шутливой манере обличает пороки дворянства восемнадцатого века. Такие персонажи произведения, как господа Простаковы, Скотинин, Митрофанушка и его учителя, к сожалению

Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.

Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

Одним из основных персонажей произведения является Червяков Иван Дмитриевич, служащий заведующим хозяйством некоего учреждения, должность которого именуется экзекутором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *