Про что произведение недоросль
«Недоросль» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
Недалекая барыня Простакова души не чает в единственном сыне Митрофане. Она всячески опекает его, оберегает от малейших жизненных трудностей. Простакова даже в учении видит зло для своего ненаглядного сыночка. В итоге Митрофан вырастает ленивым, глупым, капризным увальнем, который не живет, а существует.
В доме у Простаковых живет их дальняя родственница – юная девушка, сиротка Софья. Поначалу барыня намерена выдать девушку замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнает, что Софья является богатой наследницей, ее планы меняются. Теперь она хочет женить девушку на Митрофанушке, обеспечив ему комфортную жизнь. Сама же Софья влюблена в честного и храброго офицера Милона.
Софья получает большое наследство от дядюшки Стародума, который все эти годы жил в далекой Сибири. Вскоре в деревню приезжает дядя Софьи с намерением отвезти девушку в Москву. Узнав об этом, Простакова приказывает слугам похитить девушку и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Ее план срывает отважный Милон, который освобождает свою возлюбленную. Он делает ей предложение и получает согласие.
Простакова очень расстроена, но ее утешает присутствие сына. Митрофан грубит ей, и женщина падает в обморок. Недоросля ожидает военная служба.
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».
Недоросль
Недоросль
Эпоха:
Жанр пьесы:
Традиционный сюжет:
Художественные методы:
Место действие:
Продолжительность действия:
Содержание
В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. [2]
Сюжет
Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции, грубые и глупые, получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью. Злонравные же родственники терпят крах.
Описание
Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.
Проблематика
Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных. Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции. В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.
Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.
Характер конфликта
Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины. [3]
История создания
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.
Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.
Недоросль. Краткое содержание и анализ
В 1781 году Д. Фонвизин написал комедию «Недоросль», в которой ярко прослеживается сатирическая направленность. Эта пьеса поднимает и высмеивает проблемы актуальные и в наше время — невежество, необразованность и отсутствие духовности.
Время и место сюжета
Действие происходит в конце 70-х, 80-х годов 18 века, сразу после восстания Пугачева. Именно в этот период дворянство стало задумываться над тем, почему возникают крестьянские восстания. Выдвигается вопрос о крепостном праве, поэтому главные герои комедии — крепостники. На сцене «Недоросль» была поставлена в 1782 году.
Все сцены происходят в поместье госпожи Простаковой, описания интерьера в пьесе нет. Это связано с тем, что постановки могут происходить в любом театре страны, а режиссеры могут выбирать обстановку по своему усмотрению.
Действующие лица пьесы и их характеристика
В произведении представлено множество героев, среди которых можно выделить основных и второстепенных.
Главные герои комедии
Госпожа Простакова — дворянка, жёсткая, необразованная женщина. Деспотичная и грубая помещица, жестоко наказывает крестьян и даже бьёт собственного мужа. Слепо любит своего сына Митрофанушку.
Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глуповатый и ленивый, так как 3 года учился некоторым наукам, но так ничего и не постиг. Умеет хитрить, заискивать перед матерью. Недоросль. Именно так называли молодых дворян, не получивших от учителей документа об образовании. Им не разрешалось вступать в брак и поступать на государственную службу.
Тарас Скотинин — родной брат Простаковой, дядя Митрофана. Дворянин, глупый и невежественный. Любит только свиней. Хочет жениться на Софье, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «скотские» поступки проявляются в грубости и неуважении к другим людям.
Софья — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, восхищена его идеями, влюблена в Милона.
Стародум — опекун Софьи, мудрый и порядочный человек 60 лет. Свое состояние он заработал честным трудом, трудясь в Сибири. Когда-то служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «выслужиться». Вскоре уволился и «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».
Правдин — чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещицы к крепостным. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель нового образованного дворянства.
Милон — порядочный молодой офицер, влюблен в Софью. На службе отличился храбростью. Знает такие понятия, как «честь» и «доблесть».
Другие персонажи
Терентий Простаков — слабохарактерный помещик, который старается во всем угодить властной супруге. Сама фамилия говорит о том, что он «простак». Не имеет собственного мнения. Готов терпеть от жены побои и унижения. Своего сына любит и гордится им.
Еремеевна — крепостная, служит Простаковым уже 40 лет. Няня Митрофанушки. Очень любит своего воспитанника. Беспрекословно выполняет все прихоти хозяйки.
Тришка — портной, рассудительный и умный, не боится спорить с госпожой.
Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Отказывается взять деньги за обучение, так как считает, что ничему не научил Митрофана.
Кутейкин — семинарист, преподает грамоту. Нерадивый наставник, малограмотный, говорит церковнославянизмами. Но всё же берет деньги за обучение.
Вральман — учитель французского. Фамилия подчёркивает лживость немца, который когда-то был кучером Стародума. Получает 300 рублей в год, но ничему не учит.
Очень краткое содержание комедии «Недоросль»
Комедия в 5 действиях разворачивается в имении Простаковых. Помещица хочет женить своего сына Митрофана на дальней родственнице Софье, так как девушка имеет хорошее наследство. У Простаковой есть брат, Тарас Скотинин, он также имеет намерение взять в жены богатую невесту.
Софья оказывается в трудном положении, ведь никого из потенциальных женихов она не любит. Но тут появляется её родной дядя, официальный опекун Стародум. Мужчина с помощью чиновника Правдина выводит всё семейство Простаковых на чистую воду. Софья соглашается стать женой Милона. Молодые люди счастливы. А имение Простаковой попадает под государственную опеку.
Митрофан бросает мать, и Стародум отправляет его в армию.
Краткое содержание «Недоросль» по действиям
Действие 1
Госпожа Простакова осматривает на Митрофанушке кафтан и бранит Тришку за то, что пошил одежду слишком узко. Портной извиняется, говоря, что шитью его никто не учил. Но помещица в ярости называет возмущения Тришки «скотскими рассуждениями». Она требует к себе супруга.
Входит Простаков, но высказать свое мнение по поводу пошива не может. Он запинается, робеет, так как боится свою жену. В ответ Простакова восклицает: «Вот каким муженьком наградил меня Господь…»
Входит Тарас Скотинин. Он считает, что «кафтан сшит изряднёхонко». Затем помещица кричит на Еремеевну, требуя накормить дитя. Няня робко возражает, говоря что ребенок съел уже 5 булочек. Но родная мать непреклонна, она говорит, что Еремеевне жалко шестую. Тут выясняется, что сынок всю ночь протосковал, видел не очень хороший сон, в котором Простакова бьет мужа. При этом Митрофан говорит, что ему жалко маменьку, так как она отбила все ручки, пока била папеньку.
Неожиданно вмешивается Скотинин, который считает, что пора сказать, что он хочет жениться на Софье. Из уст Простакова известно, что Софья осталась сиротой. Её родители умерли, а опекун Стародум отправился в Сибирь. И с той поры о нем ничего не известно. Семья Простаковых взяла Софью к себе в деревню, а имением ее управляют, как своим. Здесь же мы узнаем, что Скотинин планирует жениться для того, чтобы развести своих любимых животных — свиней. А деревни девушки идеально подходят к его планам.
Неожиданно появляется Софья с письмом от Стародума, из которого следует, что её дядя жив и оставил хорошее наследство. Читать письмо Простакова просит Правдина, так как сама не умеет этого делать. Митрофан же 4 года учится грамоте у дьячка Кутейкина, арифметике у Цыфиркина. А французский язык и другие науки преподает немец Вральман. Но научить его чему-либо очень трудно.
Действие 2
Происходит встреча Милона и Правдина. Выясняется, что Правдин «определен членом в здешнем наместничестве». Он говорит, что находится здесь три дня и дает характеристику Простакову, считая его «дураком бессчетным», жена же «злая фурия». Милон же признается, что влюблен, но где находится его возлюбленная, не знает. Тут входит Софья, влюбленные узнают друг друга.
В разговоре девушка передает, какие беды выпали на её судьбу, жалуется, что Простакова мечтает обвенчать его с Митрофаном. И теперь девушка надеется только на Стародума.
Неожиданно входит Скотинин, который убеждает Софью, что с ним она будет жить припеваючи. У неё будет своя светелка, а на все деньги он купит свиней. Но тут вмешивается Правдин и сообщает, что помещица хочет женить на богатой наследнице Митрофанушку. Скотинин грозится побить племянника.
Входят Еремеевна с Митрофаном. Скотинин начинает спрашивать подростка, не хочет ли он жениться. Молодой человек отвечает «…уж давно берет охота…». Дядя бросается драться. Еремеевна пытается защитить своего воспитанника.
Появляются Простаковы. Госпожа жалуется, что муж ее «рохля», что всё хозяйство находится на ней. Она говорит льстивые слова о Стародуме и замечает, что вся её надежда — это сын.
Входят Кутейкин и Цыфиркин. Неожиданно в Цыфиркине Милон узнает бывшего солдата. Учитель арифметики жалуется, что так ничему и не научил Митрофана. Кутейкин же рассказывает, что когда-то он был семинаристом, но его отчислили, так как он «убояся бездны премудрости».
Мать просит сыночка что-то прочитать, но тот не хочет и жалуется на дядю, который хотел его побить. Простакова обвиняет старую женщину в том, что та не смогла защитить дитя. После их ухода Кутейкин расспрашивает няньку о том, сколько она получает денег? Еремеевна: «По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».
Действие 3
Возвращается Стародум. Его встречает Правдин и заводит с ним беседу, из которой узнаем, что Стародум гордится своим воспитанием. Он называет главное правило: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время…» Он считает, что каждый, даже самый наиумнейший человек, должен иметь душу.
Он признается, что приехал освободить Софью от «животных». Вспоминает несколько случаев, которые научили его многому. Например, молодой граф, который сначала произвел на Стародума хорошее впечатление, на деле оказался человеком с мелкой душой. И теперь к нему можно испытывать лишь презрение.
За всю жизнь Стародум много воевал, служил при дворе, но понял, что «чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…»
Входит Софья. Все рады встрече. Дядя признается, что узнал, в какой неволе живет племянница, и хочет освободить ее. Девушка является для него «утешением моей старости, а мои попечении твое счастье…» Стародум говорит, что Софья сама имеет право выбрать спутника жизни, даже бедного. Слышится шум.
Показываются дерущиеся Простакова и Скотинин. Когда их разнимают, госпожа долго не может понять, кто этот смеющийся человек. Как только она узнает, что это Стародум, начинает льстить и заискивать перед ним. Называет его «отцом родным».
Все Простаковы, Скотинин лезут обниматься со Стародумом. Дядюшка заявляет, что завтра с племянницей уезжает в Москву, так как у него есть жених для Софьи. Все поражены. Начинают суетиться. Скотинин нахваливает себя. Простакова своего сына. Показывает учителей, которые учат Митрофанушку. Но Стародум, ссылаясь на то что устал, идет отдыхать.
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою нелегкую жизнь, сетуют на то, что ученик их совсем не учится. Они считают, что Вральман мешает учебному процессу и решают наказать его.
Простакова же просит сыночка немного поучиться. Митрофанушка произносит знаменитую фразу: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Начавшиеся уроки не приносят результата, та как Митрофан грубит.
Появление Вральмана решает проблему, он говорит, что учителя хотят уморить ребенка и убеждает мать, что сынок и без учебы молодец. Госпоже нравится всё, о чем говорит Вральман. Она подводит итог, что сын Простаковых сумеет показать себя.
Действие 4
Софья ждет Стародума, читает книгу Фонелона «О воспитании девиц». Дядюшка советует племяннице различать людей и оставаться с теми «которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце». Он рассуждает о том, что люди завидуют не только богатству, но и добродетели. Он призывает Софью жить по совести, а ценить благонравие. Без этого качества даже очень умный человек — чудовище.
В это время приносят письмо, в котором говорится о Милоне. Именно его сватают к Софье. Но Стародум пока не знает, кто это. В это время Правдин представляет ему офицера, который оказывается Милоном. Молодой человек производит приятное впечатление, его принципы совпадают с принципами Стародума. Софья признается, что влюблена в офицера. Все рады открывшимся обстоятельствам.
Заходит Скотинин и сразу же начинает сватать девушку. Но дядя отказывает ему, так как считает их неравными друг другу.
Появляется семейство Простаковых, Еремеевна. Митрофанушка начинает показывать, чему научился. Например, дверь — имя прилагательное, так как к месту прилагается. А та, которая уже висит на месте — «существительна». Помещица делает вывод, что науки — дело пустое. Без них люди прекрасно живут. И тоже начинает сватать Митрофана к Софье. Но Стародум отказывает, ссылаясь на то, что у племянницы есть жених.
Простакова не сдается, она решает похитить Софью и обвенчать ее со своим сыном.
Действие 5
Из последнего действия понятно, что Правдину поручено взять деревни и дом Простаковой под опеку, чтобы оградить крепостных от гнева хозяйки. Стародум искренне рад этому. Но тут раздается шум и крики, Софья просит спасти ее. Еремеевна признается в преступлении. Простакова и Скотинин начинают просить прощения. После того, как Стародум прощает ее, помещица грозит своим людям расправой за нерасторопность. Но тут Правдин объявляет ей волю государя. Нужно собрать крестьян и сказать им, что теперь они под защитой государства. Простакова падает в обморок, такое решение для нее — погибель.
Выясняется, что у госпожи множество долгов, в том числе и перед учителями. Неожиданно раскрывается правда — Стародум узнает во Вральмане своего кучера. Бывший учитель вновь просится управлять лошадьми.
Прощаясь с Правдиным, Стародум и Софья уезжают. Простакова плачет и говорит, что единственное. что у нее осталось — это сын. Но Митрофан отмахивается от матери: «Да отвяжись ты». Стародум сердится и отправляет его служить.
Анализ произведения
Направление и жанр
Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.
В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.
Жанр произведения: комедия, которая имеет яркое сатирическое повествование без трагического финала. При этом автор не старается осудить героев, а хочет направить их на путь исправления.
Основная идея и проблематика
Главная тема произведения — воспитание и образование молодых людей. Одновременно с этим в пьесе поднимаются социально-политические проблемы, которые касались того, что необразованным дворянам запрещалась поступать на государственную службу и вступать в брак.
Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.
Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.
Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.
В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.
Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.
Заключение и выводы
Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.
В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.
Выводы, которые может сделать читатель, сводятся к следующему — каждый человек должен приносить пользу своей стране. Но сделать это может только тот, кто обладает совестью, чистой душой, благородством. Тот, кто прозябает в невежестве, лени, бездействии, наносит непоправимый урод всему обществу.
Отзывы и критика
Проблема недорослей вечна, поэтому в литературе можно встретить множество отзывов и критических статей на комедию Фонвизина. Современники писателя приняли пьесу неоднозначно. Некоторые увидели в ней клевету на дворян. Однако позже комедия получила заслуженную оценку.
Например, А. С. Пушкин в своей статье «Опровержение на критики» писал, что это единственный памятник литературы, которым восхищалась Екатерина 1.
Гоголь говорил, что комедия поражает «огрубелым человеческим зверством».
В.О. Ключевский писал: «Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов».
Но все сходятся в одном — это уникальное произведение актуально в любое время.
Это интересно. Кратко об истории создания комедии
В конце 18 века Фонвизин посетил Францию и увидел, что театральное искусство процветает. Оно достигло такого развития, до которого России еще далеко. По возвращении в 1778 году он задумал пьесу, которая должна была произвести фурор. Вопросы просвещения и невежества он связывал с крепостным правом. Именно его он считал основным злом.
В 1781 году началась подготовка к постановке. Автор лично подбирал актеров, считал, что положительных персонажей должны играть только сильные, умные личности. Комедия была встречена восторженно. Это был настоящий триумф Просвещения.