Про что предмет обществознание
Обществознание
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]
Содержание
Обществознание как предмет в средней школе
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).
Обществознание как комплекс наук
Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]
Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]
См. также
Ссылки
Примечания
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь
обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка
обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений
обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Всё об обществознании: самый популярный предмет ЕГЭ в школе и при поступлении
Обществознание в школе
В конце марта в Госдуме состоялось рабочее заседание по разработке модернизированной концепции преподавания обществознания в школе. По мнению депутатов, текущую программу нужно менять, поскольку она неполноценна. Для разработки новых стандартов и учебников, призванных повысить качество преподавания предмета, создали рабочую группу во главе со спикером нижней палаты Сергеем Нарышкиным. К работе по формированию обновленного курса депутаты собираются привлекать не только преподавателей, но и родителей и учеников, а саму концепцию планируют представить в сентябре 2016 года.
Одно из предложений, озвученных первым заместителем министра образования и науки Натальей Третьяк, как сообщает ТАСС, — введение обществознания с более позднего возраста (сейчас его изучают с 5-6 класса). Вячеслав Никонов, глава комитета Госдумы по образованию, считает, что в существующей программе нет целостности, в учебниках, слишком нравоучительных и далеких от жизни, неправильно распределен материал, и какие-то их параграфы чересчур «просты и примитивны». А руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева предлагает дополнить школьную программу по обществознанию элементами этики, эстетики и философии. По ее мнению, последняя требует особого внимания, так как сейчас студенты гуманитарных специальностей нередко не имеют о ней ни малейшего представления.
ЕГЭ по обществознанию
Недостатки, подмеченные депутатами, не мешают обществознанию несколько лет подряд оставаться самым популярным среди предметов ЕГЭ по выбору. В 2016 году на него записалось 59% участников ГИА-11, а это порядка 382 тыс. человек. ЕГЭ по обществознанию (основная волна) в этом году пройдет 8 июня. Досрочный экзамен состоялся 30 марта, и его прошли свыше 8 тысяч человек из 80 субъектов РФ. Свои результаты они узнают до 12 апреля.
Экзамен в 2016 году
Обществознание — уникальный учебный предмет. Курс включает в себя целый комплекс научных знаний по вопросам социологии, политологии, социальной психологии, философии. При этом сейчас здесь нет единого стандарта — в одних школах эти знания дополняют экономику и право как отдельные предметы, а в других курс по обществознанию уже включает их.
обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом
Я думаю, обществознание обладает таким богатым набором разных знаний, что не может сравниться ни с одним другим школьным предметом. Оно часто становится необходимым связующим звеном в цепочке дисциплин, которые изучают дети, окрашивая теоретические знания практическими «цветными красками». Например, социальная психология опирается на опыт и знания, полученные учениками на уроках биологии, экономика связана с математикой и так далее.
Кроме того, обществознание решает множество важных вопросов. Оно направлено на ликвидацию не только правовой и экономической неграмотности у молодых людей, но и так называемого правового нигилизма (отрицание права как социального института — Прим. ред.), а также на социализацию школьников. Именно обществознание способствует воспитанию гражданского сознания, мировоззренческому определению подрастающего поколения и его интеграции в процессы общественного развития.
На мой взгляд, один из недостатков школьной программы по обществознанию — это раннее изучение предмета. Несколько лет назад курс «помолодел», его стали изучать пятиклассники, и теоретический материал, его структуру и характер, был адаптирован под детей 11-12 лет. Школьники в облегченной форме пытаются освоить вопросы, которые не соответствуют уровню их психического развития и бывают им не по силам, потому что темы изучаемого ими курса опираются на предметные области, которые проходят в старших классах. Поэтому предложение Госдумы о введении обществознания с более позднего возраста я поддерживаю.
Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления
Что я хотел бы видеть в школьной программе, так это конкретизацию курсов для профильного и базового обучения. Профильное образование, например, предполагает введение отдельных курсов «Экономика» и «Право», а на практике в учебном плане для них часто нет места. В этом случае учителям приходится самостоятельно разрабатывать программу, в которой есть время для экономики, права и, собственно, обществознания. В таких условиях возникает вопрос: а стоит ли включать какие-то дополнительные блоки и если да, то за счет чего?
К слову, опыт внедрения в курс раздела «Философия» есть у учителей, которые преподают в профильных классах, а в курсе «Право» имеется блок, посвященный международному праву (и эти вопросы есть на ЕГЭ). Так что часть предложений чиновников, на самом деле, отчасти уже реализована. Но стоить ли изучать это на базовом уровне? Не думаю, что создание энциклопедистов — рациональная идея для современной школы, которая идет по пути построения профильного образования, предусматривающего углубленное изучение конкретных предметов.
Так что пока у меня больше вопросов, чем ответов. Надеюсь, новая концепция преподавания обществознания будет более систематизированной, чем та, с которой мы работаем сейчас.
Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления. Сейчас на большинстве социально-гуманитарных факультетов обязательно требуется обществознание. Но я не могу не отметить другую, совершенно справедливую, на мой взгляд, тенденцию. В последнее время многие вузы пересматривают набор вступительных экзаменов, и на смену обществознанию начала приходить история России.
избегайте популярного стереотипа, что обществознание — самый легкий среди других школьных предметов
Во-первых, избегайте популярного стереотипа, что обществознание — самый легкий среди других школьных предметов. Этот «самообман», на мой взгляд, часто связан с тем, что многие темы и вопросы, которые изучаются в рамках школьного курса, посвящены реальной жизненной практике.
Во-вторых, не забывайте, что обществознание тесно связано с другими дисциплинами, и для успешной сдачи ЕГЭ по этому предмету следует хорошо знать и их тоже.
В-третьих, уделяйте пристальное внимание повторению. Обществознание, как я уже говорил, — это комплекс нескольких наук и предметов. Чтобы не забыть самое важное, нужно периодически возвращаться к пройденному материалу, каким бы объемным он не был.
По ту сторону доски: что думают выпускники
Кроме обязательных русского и математики, я собираюсь сдавать ЕГЭ по обществознанию, истории и английскому языку. Буду поступать в Уральский федеральный университет на специальности, связанные с изучением языка. Обществознание — не профильный предмет на тех факультетах, куда поступаю, я сдаю его скорее на всякий случай: вдруг не получится пройти по баллам на те направления, куда бы мне хотелось.
Мне кажется, что если знаешь материал, который нужен на экзамене, сдать его несложно. Безусловно, всегда волнуешься во время решения контрольных и других испытаний, но всё-таки можно собраться и выполнить задания. Во время тренировочного ЕГЭ мне легко далась первая часть, но возникли сложности со второй частью, где нужно дать развернутые ответы на вопросы. Чтобы успешно ее пройти, на мой взгляд, надо не только проявить смекалку и показать владение терминами, но и обладать определенным жизненным опытом.
Нравилось ли мне изучать обществознание в школе? Конечно, да. иначе зачем же я сдаю по нему ЕГЭ?
Нравилось ли мне изучать обществознание в школе? Конечно, да, иначе зачем же я сдаю по нему ЕГЭ? На школьных уроках я узнала много нового о своих правах и обязанностях в обществе, а также о социальной сфере как системе взаимосвязанных групп индивидов и различных социальных групп. Я считаю, что обществознание помогает узнать о многих аспектах жизни человека в школе и во взрослой жизни.
Я сдаю обществознание, потому что мне нужны результаты этого экзамена для поступления на один из факультетов Высшей школы экономики. Пока не знаю точно, где буду учиться, собираюсь подавать документы сразу на несколько направлений обучения — экономику, социологию и менеджмент.
Я в учусь в физико-математическом классе, школьный учитель периодически присылает нам тесты в качестве домашнего задания, я прохожу их, но этой подготовки не хватит для успешного прохождения ЕГЭ. Поэтому я также хожу на специальные курсы в один из образовательных центров Москвы. Еще я дополнительно читаю различную социологическую литературу.
Знания по обществознанию помогут отстаивать свои интересы в реальной жизни
Мне нравится обществознание. Я считаю, что это очень «жизненный» предмет, потому что на занятиях по нему узнаешь много нового, интересного и полезного. Это действительно может потом пригодиться в жизни. Другими словами, обществознание сильно связано с практикой. Это касается, прежде всего, экономики. Предмет позволяет «заглянуть» во внутреннее устройство банков и финансовой системы, понять, каким образом государство может регулировать экономику, а также дает знания по таким актуальным темам, как инфляция или безработица. Кроме того, обществознание знакомит с правом и его отраслями — трудовым, семейным, гражданским правом. Эти знания, я думаю, помогают человеку отстаивать свои интересы в реальной жизни.
В университете планирую получить специальность «Менеджмент». Чтобы поступить на это направление подготовки, нужны результаты трех ЕГЭ — по русскому языку, математике и обществознанию. Что касается места обучения, то я хочу поступить в московский Институт международных социально-гуманитарных связей. Готовлюсь к ЕГЭ с репетиторами, иногда консультируюсь у школьного учителя. Думаю, что мне по силам хорошо сдать все вступительные экзамены, хотя, честно признаюсь, что переживаю во время любых контрольных и других проверок знаний.
Обществознание — один из предметов, которые не оторваны от реальной жизни, и могут в ней пригодиться.
Я люблю постоянно узнавать новое на уроках обществознания: оно тесно связано с различными сторонами жизни общества и места, которое занимает в нем индивид. Поэтому я считаю, что обществознание — один из тех предметов, которые не оторваны от реальной жизни, и могут в ней пригодиться. Кроме того, обществознание — это целый комплекс различных областей знаний, крайне интересных для изучения.
Предмет обществознание и его функции
Предмет обществознание и его функции.
О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека.
Обществознание включает знание из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.
Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познания, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
Общественное развитие зависит от сознательной и активной деятельности людей, значит и от вашей деятельности. Знания полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, у увидеть возможности реализации своих способностей.
1) Познавательная – это познания и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.
2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
Студенты должны знать:
1) Основные понятия и определения обществознания.
2) Называть изученные социальные, политические, экономические явления и объекты.
3) Приводить собственные примеры и уметь пояснять изученные теоретические положения.
Многообразные формы взаимодействия людей и социальный круг называют о б щ е с т в е н н ы м о т н о ш е н и е м.
Все общественные отношения могут быть разделены на материальные и духовные.
Материальные отношения подразделяются на производственные, экологический, и отношение по делу производства.
Духовное отношения – это моральные, политические, правовые, философские, религиозные, художественные.
Межличностные отношения – это особый вид общественных отношений.
Межличностные отношения – это отношения, между определёнными людьми.
Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе всегда.
Деятельность, как способ существования общества.
Р а з в и т и е о б щ е с т в а – это результат деятельности людей.
Д е я т е л ь н о с т ь – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающей среды.
Человеческая деятельность основана обобщении опыта предшествующих поколений.
В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.
С у б ъ е к т – это то, кто осуществляет деятельность (человек).
О б ъ е к т – это то, на что направлена деятельность человека (окружающий мир).
В человеческой деятельности выделяют цель, средства, её достижения и результаты.
П о в е д е н и е ч е л о в е к а – это внешнее проявление его деятельности.
В поведении человека видно его отношение к обществу, людям, рассматриваемое со стороны нравственности и право.
П о с т у п к и – это сознательные действия, направленные на достижение какой-либо цели.
М о т и в ы – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности.
М о т и в – это то, что движет человеком.
П о т р е б н о с т ь – это сознаваемое человеком, необходимость в том, что нужно для поддержания его организма и развития личности.
Потребности человека можно разделить на три группы:
1) Биологические (нужда в питании, в воде, в тепле, сохранение рода, самосохранение).
2) Социальные потребность, порожденные обществом (общение, самоутверждение, общественное признание).
3) Идеальные потребности (хобби, музыка, наука, искусство, спорт).
Биологические, социальные, идеальные потребности у человека взаимосвязано.
Культура и цивилизация.
Ц и в и л и з а ц и я – это социо-культурное образование.
Под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовной культуры следующей за дикостью.
Цивилизация характеризуется, как специфика, той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития. Различные цивилизации, коренным образом отличаются друг от друга, так как основаны на разных системах, социальных и духовных ценностей.
В современной теории цивилизации, есть два направления:
1) Линейно-стадиальные концепции. В них цивилизация понимается, как определённая ступень мирового развития.
2) Концепции локальной цивилизации. С точки зрения локальной цивилизации, история рассматривается, как замкнутые независимые друг от друга локальные общества.
А) Китайская цивилизация.
Б) Индийская цивилизация.
В) Русская цивилизация.
Г) Западная цивилизация.
С течением времени цивилизации меняются, но их ядро сохраняется.
Локальные цивилизации делят на две группы:
Для Восточных цивилизаций, характерна зависимость людей от природы, тесная связь человека с его социальной группы, господство традиций и обычаев.
Для Западных цивилизаций, характерна подчинение природы к человеку, ценность прав и свобод личности и формирование правового государства.
Культура представляет собой деятельность человека, отражающую взаимодействие человека с природой, обществом, и самим собой.
К у л ь т у р н ы й п р о ц е с с – это создание орудия труда, предметов, нужных человеку и освоение умений, и знаний, необходимых для труда и общениях.
Культура создаётся для благо людей, а процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций.
Современная концепция общего дома рассматривает жизнь современного человека в общемировых масштабах, а множество культур с позиции единой мировой цивилизации.
Проблемы общественного прогресса и его критерии.
Общество всегда находится в состоянии непрерывного развития и изменения.
П р о г р е с с – это поступательное движение общества от низких и простых форм более к сложным.
Р е г р е с с – это обратное движение общества, от высшего к низшему (деградация).
В современной науке, прогресс связывают с процессом модернизаций, т. е. с переходом от аграрного общества, к индустриальному, а затем к постиндустриальному.
Критерии, оценки общественного прогресса:
1) Повышение экономической эффективности общества.
2) Степень свободы граждан.
3) Согласованность различных сфер общественной жизни.
Прогрессивное развитие общества не исключает цивилизационных тупиков и срывов.
Прогресс в одной сфере общественных отношений, может быть причиной регрессов в другой.
Разные учёные выдвинули свои критерии прогресса:
1) По состоянию общественной нравственности (Сен-Симон).
2) По степени сознания свободы (Геккель).
3) По уровню развития производительных сил (К. Маркс).
Степень прогрессивности общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям, удовлетворениям потребности личности и свободного развития человека.
Различают две формы социального прогресса:
Р е в о л ю ц и я – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни затрагивающие основы строя.
Р е в о л ю ц и я – это активное действие народных масс, с целью перехода руководства общества, в руки нового класса.
Причиной революции является конфликт, между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений.
Р е ф о р м а – это преобразование какой-либо стороны общественной жизни, оставляющая власть в руках правящего класса.
Реформа, как правило проводятся сверху для решения общественных проблем.
Реформа и революция, лечат уже запущенную болезнь общества, в то время как необходимо своевременное, планомерное преобразование общества. В современном обществознании, обществу предлагается проводить инновации.
И н н о в а ц и я – это однократное улучшение, которое адаптирует общество в данных условиях.
Каждый человек имеет собственные, не совпадающими с другими представлениями о мире и жизненные программы. Факторы которые влияют на формирование мировоззрения человека:
1) Индивидуальные особенности.
2) Место жительства.
3) Эпоха в которую живёт человек.
10) Средства массовой информации.
11) Материальное положение.
Знания являются результатом особого процесса познавательной деятельности.
П р о ц е с с п о з н а н и я – это наблюдения, приобретения полезных сведений узнавание свойств предметов и явлений окружающего мира.
Описать объекты такими, какие они есть на самом деле, независимо от человека.
Познание предполагает наличие двух сторон: познающий человек (субъект) и познаваемый предмет (объект познания).
Получение необходимой информации о внешнем мире, дают зрения, осязание, слух, вкус, обоняние. Через органы чувств, информация поступает в мозг, где через мышления формируется умозаключение теории, взгляды.
И с т и н а – это соответствие наших знаний о мире, самому миру.
А б с о л ю т н а я и с т и н а – это полные объективные знания о предметах и явлениях.
О т н о с и т е л ь н а я и с т и н а – это не полные знания.
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Социальное и биологическое начало объединены в человеке.
Прямая похожа строению мозга, форма руки – это результат изменений происходившее миллионы лет, под воздействием коллективного труда.
Определяющим условием превращение животного предка в человека, был ТРУД.
Способность мыслить и разговаривать реализуется только в обществе людей.
Способности и дарование человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.
Действовать успешно человеку поможет знание своих способностей.
С п о с о б н о с т ь – это индивидуальные особенности личности помогающие ей, успешно заниматься определённой деятельности.
Г е н и а л ь н о с т ь – это высшая ступень развития таланта связанная с открытием раннее неизвестных путей творчества.
Х а р а к т е р – это определённые черты человека. Характер формируется под воздействием наследственности общественной среды и самовоспитания. Характер появляется в привычках, в манерах поведения, отношений к людям. Характер это окончательно сформировавшиеся воля.
В о л я – это напряжение сил при встрече с препятствием.
С о ц и а л ь н ы й с т а с у с л и ч н о с т и – это положения человека в обществе в соответствии с возрастом, происхождением профессии, семейным положением.
П р е с т и ж – это оценка обществом или социальной группы общественной значимости, позиции занимаемых людьми.
А в т о р и т е т л и ч н о с т и – отражает степень влияние личности, в социальной группе или обществе.
С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей и культуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагает индивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям.
Социализация имеет 3-ри периода:
1) Первичная социализация (социализация ребёнка).
2) Промежуточная социализация (социализация подростка).
3) Устойчивая социализация (социализация взрослого человека).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ОТКЛОНЕНИЯ.
1) Практическая – это преобразование природы и общества.
2) Духовное – связано с изменением сознания людей (наука, искусство, религия, мифология).
3) Созидательная – несёт в себе положительный результат, что нужно и полезно человеку.
4) Разрушительная – это отрицательный результат (войны, революции, терроризм).
5) Творческая – поражающая нечто новое, никогда не существовавшие.
6) Игровая – это моделирование какой-либо деятельности, через игру.
7) Трудовая – направлена на достижение результата для удовлетворения потребности.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.
МНОГООБРАЗИЯ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Общение и деятельность, самостоятельные равноправные явления.
Общение происходит, при взаимодействии, человека с человеком и предполагает обмен информации.
К о м м у н и к а ц и я – это передача информации.
Формы общения: диалог, монолог, реплика, обряды, игры, дискуссии, переговоры.
С о ц и а л ь н ы е н о р м ы – это результат исторического развития общества, система правил и требований, для обязательного исполнения всеми членами общества.
Нормы направляют поведения, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.
Социальные нормы регулируют отношения междк людьми, группами людей и организаиями.
1) Обычаи и традиции – это первичные образцы поведения.
2) Правовые нормы (закрепляются в законах).
3) Моральные нормы (плохо, хорошо; справедливо, не справедливо).
4) Эстетические нормы – это представления о красивом и не красивом.
5) Политические нормы (регулируют политическую деятельность).
6) Религиозные нормы (поддерживаются сознаниями верующих людей).
Поведение, которое не согласуется с нормами, что ждёт от человека общество называется о т к л о н я ю щ и м с я п о в е д е н и е м.
Слабые нормы отклоняющегося поведения – это обман, грубость, халатность.
П р е с т у п л е н и е – это опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящие ущерб обществу.
Д у х о в н ы й м и р л и ч н о с т и – это стремление к своим идеалам определяющим направление деятельности.
Д у х о в н о с т ь – включает в себя, душевность, дружелюбия, волю и разум.
К духовной жизни относят: знания, веру, чувство, потребности, способности, стремления и цели людей.
Духовная жизнь личности невозможно без переживаний, радости, оптимизма, уныния, разочарования, веры.
Успешные или неуспешные действия человека дают пищу для раздумий и оценки. Огромный объём духовной культуры, накопленной человечеством, даёт человеку неограниченную возможность выбора духовной ценности.
Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях, человек может, если он сформировался, как личность.
Быть личностью, значит иметь способность ориентироваться в многообразных ситуациях, и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять отрицательным воздействиям.
П р и з н а к д у х о в н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и – это готовность к самоотдаче и саморазвитию.
М и р о в о з з р е н и е – это представление о мире и человеке.
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Всю жизнь идёт процесс изучения социального опыта, прошлых и современных поколений.
Процесс получения знаний осуществляются 2-мя путями:
1) В ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни.
2) В результате целенаправленного воздействия через систему образования, которые сложились в обществе.
З а д а ч и н а у к и – наращивать объективные знания о мире.
К критериям познания истины, является практика. К практике относят: наблюдение, исследование, эксперимент, моделирование.
Знания об окружающем мире и о самом себе, необходимы человеку во всех видов деятельности. Человек за свою жизнь усваивает небольшую часть знаний, накопленных за тысячелетие истории человеческого общества.
Н а у ч н о е п о з н а н и е – это изучение мира, таким какой он есть вне человека и независимо от него.
Результат познания не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и авторитетов.
Средства и методы познавательной деятельности в науке: наблюдения, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретические объяснения.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Культура является существенной характеристикой в жизни общества и неотделимо от человека.
Ч е л о в е ч е с к и е к а ч е с т в а л и ч н о с т и – это результат усвоения языка, ценностей, традиций, овладение приемами и навыками деятельности.
Д у х о в н а я к у л ь т у р а – это объединение искусства, науки, нравственности, религии.
К у л ь т у р н ы е т р а д и ц и и – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению (ценности, идеи, обычаи, обряды).
Формирование культуры, предполагает сохранение лучших элементов старого и создания нового, увеличивая культурные богатства в процессе творчества.
Каждая культурная ценность неповторимое (художественные произведения, изобретения, научные открытие).
Р а с п р о с т а н е н и е к у л ь т у р ы – это тиражирование в той или иной форме уже известного.
В духовной культуре называют два одинаково реальных облика:
1) Облик устойчивости, гармонии, единодушия.
2) Облик перемен, конфликтов, не решённых проблем.
Уровень развития духовных ценностей культуры измеряется объёмом создаваемых духовных ценностей в обществе и освоение их каждым человеком.
Ц е л ь к у л ь т у р ы – формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к достижениям культуры.
Важным условием культурного развития, является наличие условий для развития способностей и талантов человека (музыкальные и художественные школы).
Кризисная ситуация сложившиеся в России изменила духовную жизнь общества.
Для современной Росси характерна:
1) Низкая материально-техническая обеспечение культуры.
2) Закрытие многих детских студий, клубов, дворцов культуры.
3) Засорение русского языка (брань, жаргон).
4) Бедственное положение науки и образования.
5) Коммерциализация культуры.
6) Выезд за границу и уход в другие отрасли деятелей культуры.
Всё это привело к падению культурного уровня и массовому бескультурью в России.
М о р а л ь – это форма норм и оценок в поведении и духовной жизни общества.
М о р а л ь – это нормы сознания.
Н р а в с т в е н н о с т ь – это реализация моральных норм в поведении людей.
Учение о нравственности и морали является этика.
М о р а л ь н а я (нравственная) о ц е н к а – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции морального сознания общества.
Все моральные оценки опираются на вопрос: «Что такое добро?», и «Что такое зло?».
Нравственной деятельности человека является то, что оценка, как добро, а безнравственным как зло.
М о р а л ь н а я с а м о о ц е н к а – выражена в таких понятиях, как совесть, гордость, стыд и раскаяние.
С о в е с т ь – это способность личности, познавать этические ценности, формировать свои нравственные обязанности и осуществлять самоконтроль.
Ч е с т ь – это достойные уважения моральные качества личности проявляющиеся в деятельности.
Ч е с т н ы й ч е л о в е к – это добросовестный, ответственный и искренний человек.
Искренность, добропорядочность важны в сложных переходных периодах, когда сильно проявляются в отрицательных качествах.
Моральное начало не заложены в человеке от рождения, они формируются в семье, на основе примера родителей.
О с о б ы е н р а в с т в е н н ы е к а ч е с т в а ж и з н и – способность делать добро, распознавать зло, быть стойким к непремеримым к нему.
С а м о в о с п и т а н и е в с ф р е р е н р а в с т в е н н о с т и – это самоконтроль и предъявление высоких требований к самому себе.
«ЗоЛоТоЕ пРаВиЛо» нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел чтобы другие поступали по отношению к тебе».
ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
Э к о н о м и ч е с к а я т е о р и я – это наука изучающие хозяйственные основы и экономические отношения в обществе.
Экономическая теория ориентируется на подлинные социальные ценности:
1) Экономическую свободу личности.
2) Право собственности.
3) Право на предпринимательство.
Экономическая теория делится на два раздела:
1) Микроэкономика – изучает малые экономические единицы (потребителей, семейные хозяйства, фирмы) и их взаимодействие.
2) Макроэкономика – изучает хозяйственные системы в целом, национальные хозяйства, мировую экономику и общие экономические показатели.
ПРИНЦИПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ:
1) Взаимодействие теории и практики, использование теоретического знания в практической деятельности.
3) Принцип реального историзма – предполагает построения экономических построений с учётом исторической ситуации.
Э к о н о м и к а – это одна из важнейших подсистем общества.
Э к о н о м и к а – это материальная производство и отношение возникшее в процессе производства материальных ценностей обмена и потребления.
Э к с т е н с и в н ы й п у т ь р а з в и т и я э к о н о м и к и – за счёт количественного прироста уже используемых средств.
Недостатки экстенсивного путей развития:
1) Очень большие затраты средств.
2) Техническое отставание.
Экстенсивный путь развития предполагает наличие в стране большого количества, трудовых и природных ресурсов.
Интенсивный путь развития экономики основывается на применении новой техники и технологии и повышении квалификации кадров.
Достоинство интенсивного пути развития:
1) Всесторонняя интенсификация – это обеспечение полного объёма ресурса сбережения.
2) Снимает преграды экономического роста.
3) Научно техническая революция.
Собственник имеет полномочие:
2) Пользоваться (производительном или личном использовать имущество в своих целях).
3) Распоряжаться (купить, продать, менять, дарить).
1) Частная собственность – это когда человек относится к имуществу как и к личному источнику обогащения.
2) Общая долевая собственность – это общее имущество, которое находится в собственности двух или несколько лиц и определяется доля каждого.
3) Общая совместная собственность – это нераздельное имущество и общий доход принадлежащий к каждому.
С о б с т в е н н о с т ь – это хозяйственное использование имущества, и способность ими распоряжаться.
П р и в а т и з а ц и я – передача государственной собственности в частную.
Н а ц и о н а л и з а ц и я – преобразование частной собственности в частную.
Рынок, как особый институт.
Р ы н о к – объединение сделок купли и продажи товаров.
С д е л к а – обмен товара на деньги.
1) Местный (в пределах села, города, района).
2) Национальный (внутренний).
1) Рынок рабочей силы.
2) Финансовый рынок.
5) Потребительский рынок (продукты, товары).
6) Рынок технологий.
7) Рынок духовных ценностей.
Покупатель имеет экономическую свободу если:
1) Он по желанию выбирает товар из множества.
2) Выбирает продавца из тех кто лучше обслужит и продаст товар по сходной цене.
1) Свободный – полная независимость продавцов и покупателей, характеризуется тремя признаками:
А) Нерегулируемым предложением, производитель самостоятельно решает какие товары и в каком количестве произвести.
Б) Нерегулируемым спросом, покупатель в зависимости от наличия денег сам определяет, что приобрести.
В) Нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение.
2) Нелегальный рынок, имеет два направления:
А) Теневая торговля, ведётся с нарушениями правил купли продажи.
Б) Чёрный рынок, подпольная торговля вещами, которые запрещено производить и продавать.
3) Регулируемый рынок – торговля в соответствии с порядком закреплённым в правовых нормах и поддерживаемых государством.
В рыночных отношениях действуют два экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения.
Закон стоимости – формирует уровень средних цен.
Закон спроса и предложения – определяет соотношение денег и товаров на рынке.
Колебания цен влияет на деятельность товаропроизводителя.
Через цены, рынок регулирует производство: что производить и в каких количествах.
Рынок пробуждает его участников к снижению производственных затрат, совершенствованию техники, технологии, повышению производительности труда.
Современная рыночная экономика – механизм координации деятельности товаров производителей и потребителей на основе экономических законов.
Государство и экономика.
Г о с у д а р с т в о – система управление общества.
Государство поддерживает общественный порядок, использует клеящиеся средства для экономического развития и обеспечивает безопасность страны.
1) Законодательной властью (парламент).
2) Наполнительной властью (правительство и министерство.
Для реализации социальных и культурных программ, развитие науки и образование, важную роль играет государственный бюджет, который формирует за счёт системы налогов.
Государство устанавливает процент налога с физических и юридических лиц. Во внешнеполитической деятельности государство исходит из интересов и защиты национального производителя.
Государство воздействует на экономические отношения:
1) Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений.
2) Государственные заказы (позволяют, увеличит спрос, и расширить внутренний рынок).
3) Финансово-экономическое регулирование в форме налогов.
4) Кредитно-денежная система (Госбанк ограничивает или расширяет возможности получения кредита).
5) Экономическое программирование (программы, прогнозы, планирование).
Закон о правах потребителя: направлен на защиту интересов каждого члена общества от некачественной продукции.
Главная задача государства, свести к минимуму отрицательные последствия рыночных реформ (безработица, рост цен, некачественная продукция и т. д.).
Экономическая жизнь включает в себя элементы конкуренции и монополии.
К о н к у р е н ц и я – соперничество между участниками рынка за лучшие условия купли и продажи товаров.
Борьба за выживание и экономическое процветание – это важнейшее свойство рыночного хозяйства.
М о н о п о л и я – право производства или торговли принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
М о н о п о л и я – сила подрывающая конкуренцию и свободный рынок.
В н.19 в. – н.20 в. возникла мировая система хозяйства.
М и р о в о й р ы н о к – объединение международных товара денежных отношений всех стан.
Интернализацию хозяйственных отношений породили:
2) Возникновение международных монополий.
3) Международная торговля.
В 20 в. Международные монополии поделили мировые рынки сбыта, источники сырья и области применения капитала.
Для развития мирового хозяйства характерно:
1) Международное сотрудничество на основе материальной заинтересованности.
2) Расширение мирового рыночного пространства.
3) Перемещение рабочей силы из одной страны в другую.
М и р о в а я т о р г о в л я – вид торговли, когда товары пересекают границы стран.
Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства.
М е ж д у н а р о д н о е р а з д е л е н и е т р у д а – специализация определённых стран их производстве тех или иных товаров, в целях продажи в других странх.
Н Т Р – углубляет общественной разделение труда, осуществляется переход от предметной к по детальной специализации.
Интернационализация производства увеличивает производство новой продукции до мировых размеров, углубляет общественное разделение труда и расширяет международную кооперацию труда.
М е ж д у н а р о д н а я к о о п е р а ц и я т р у д а – когда большое количество предприятий, входящие в национальные комплексы, становятся звеньями мирового хозяйства.
П р и н ц и п с р а в н и т е л ь н о г о п р е и м у щ е с т в а – когда страны специализируются на производстве товаров, выпуск которых обходится дешевле, чем в других странах.
Социальная структура. Изменение социальной структуры Российского общества.
С о ц и а л ь н ы е н е р а в е н с т в а (дифференсация) – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.
Э к о н о м и ч е с к и е д и ф ф е р е н с а ц и я – различие доходов, деление на богатых, средних, бедных.
П о л и т и ч е с к а я д и ф ф е р е н с а ц и я – деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров.
П р о ф е с с и о н а л ь н а я д и ф ф е р е н с а ц и я – деление общества на группы, по роду деятельности.
Современная наука считает, что неравенство – это политическое явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальные слои образуют социальную структуру.
С т р а т ы (слои) – объединения людей по одинаковому положению в обществе (доход, профессия, образование).
К л а с с ы – устойчивая социальная структура, формировавшаяся в обществе.
Л ю м п е н ы – люди опустившиеся на дно общественной жизни.
М а р г и н а л ы – люди занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями (слоями).
С о ц и а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь – переход людей из одних общественных групп в другие.
Г о р и з о н т а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь – переход человека в группу расположения на том же уровне, что и прежняя.
В е р т и к а л ь н кА я м о б и л ь н о с т ь – переход с одной ступени социальной лестницы на другую (восходящая, нисходящая).
К социальным лифтам называют способы перехода из одной социальной группы в другую (образование, связи, знакомства) профессионализм, выгодный брак, участие в политической жизни.
Изменение в экономике России ведут к появлению новых социальных групп (предприниматели, фермеры).
Острой социальной проблемой, является падение статуса новых интеллектуальных профессий (инженеры, работники культуры, учёные, учителя, врачи).
Тяжёлое положение сохраняется у защищенных групп населения (многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные).
Семья, как социальный институт.
Важнейшим элементом социальной структуры является СЕМЬЯ.
Положение семьи служит барометром состояния общества, показывая степень социально-культурного развития.
С е м ь я – главная единица общества, которое отвечает за рождение и воспитание детей, организует деятельность всех членов семьи для удовлетворения потребностей организмов.
Семья остаётся высшей ценностью, и государство должно укреплять её позиции.
Правительство многих стран принимает специальные меры: пособия и финансовые льготы; создания дошкольных учреждений; приспособление режима рабочего; отпуск для родителей, в связи с уходом за маленькими или больными детьми.
В обществе есть стремление к укреплению семьи и проведение положительной демографической политики, ведущей к росту рождаемости.
Семья – это коллектив, в котором всем должно быть хорошо.
Плохая семья – если коллектива нет.
Психологический климат в семье – отношения в семье, от которых зависит самочувствие и настроение её членов.
Семья – это лучшее место для восстановления затраченных сил.
Молодёжь многое не устраивает в жизни своих родителей, но из этого не следует, что каждое новое поколение должно поднимать бунт против сложившегося уклада жизни в семье.
Будьте терпимы к родителям и помогайте им быть терпимыми.
Справедливость в семье, когда не ущемляются интересы ни одного члена семьи и равноправно распределяются многочисленные обязанности.
Каждому должно принадлежать полновесное слово в распределении домашнего бюджета и в проведении семейных мероприятий.
Опыт счастливых семей показывает, что ласковое слово, понимание, проявление участия в делах и заботах близких, способны ослабить противостояние и оздоровить обстановку.
Власть и её применение.
В л а с т ь – это возможность влиять на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.
Люди обязаны подчиняться выше стоящим.
Государство нуждается в организации, которая влияет на всех членов общества и обеспечивает порядок.
1) Государство должно иметь авторитет у граждан.
2) У государства должны быть деньги.
3) Государство должно принимать полезные и справедливые законы.
4) У государства должна быть сила.
Власть – важнейший элемент общественной организации. Она позволяет принуждать большие массы людей, к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и её использование, для проведения той или иной политики.
П о л и т и к а – цели и средства их достижения направлены на реализацию в жизни интересов групп людей.
П о л и т и ч е с к и е п а р т и и – объединяют представителей общественных групп, которые хотят участвовать в политической деятельности.
Политика играет большую роль в развитии общества. От того какую политику проводит государство, зависит лучше или хуже будут условия жизни, благосостояния, степень свободы различных социальных слоёв.
Политическая система общества.
П о л и т и ч е с к а я с и с т е м а о б щ е с т в а – объединения политических отношений, возникающих между социальными слоями и государствами на международной арене.
Основные элементы политической системы:
1) Политические отношения – это отношения связанные с вопросами государственной власти.
2) Политические организации – создаются, чтобы выражать классовые, групповые, национальные интересы и т. д. (партии, организации, движения).
3) Политические нормы – устанавливают границы политического поведения и ответственность за политическую деятельность. К ним относятся: корпоративные, правовые нормы, политические обычаи, традиции и мораль.
4) Политическая культура – какие политические и нравственные принципы избирают личности в процессе политической деятельности.
В результате взаимодействия 4 элементов в обществе складывается количественный порядок (режим).
Т о т а л и т а р н ы й р е ж и м – полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.
А в т о р и т а р н ы й р е ж и м – допускает некоторое инакомыслие в не политических сферах и отсутствием массового террора.
Д е м о к р а т и ч е с к и й р е ж и м – защищает права и свободы граждан, есть многопартийность, выборность и сменяемость руководства.
Основные функции политического управления:
1) Обработка и использование информации.
2) Принятие и реализация решений.
3) Контроль за их исполнение.
С у б ъ е к т ы п о л и т и к и – социальные группы, слои, классы, нации, личности.
О б ъ е к т о м п о л и т и к и, является общество.
В н у т р е н н я я п о л и т и к а – политические отношения в собственной стране.
В н е ш н я я п о л и т и к а – мировое сообщество и международные отношения.
Цели политики могут быть актуальными и не актуальными, приоритетными, реальными и не реальными.
С р е д с т в а п о л и т и к и – реформы, референдумы, войны, революции, переговоры.
В современном противоречивом мире от субъекта политики требуется высокая политическая культура, мораль и политическая воля.
Г р а ж д а н с к о е о б щ е с т в о это:
1) Находящаяся на определенном уровне развития общество людей с помощью труда удовлетворяющие свои потребности.
2) Добровольно сформировавшиеся объединение людей (семьи, партии, слои).
3) Объединение не государственных отношений (экономические, национальные, духовные и т. д.).
4) Сфера самореализации свободных личностей.
В 80-х годах ХХ-го века, во многих странах мира, сформировалось правовое государство.
О с н о в ы п о л а г а ю щ и е п р и н ц и п правового государства – это верховенство права во всех сферах общества.
Правовое государство считают наиболее наиболее развитым, лучшего человечеством пока не придумана.
Нерушимость закона закрепляется в конституции страны и распространяется на другие законы и нормы.
На страже неукоснительного соблюдения конституционных законов, стоит конституционный суд и вся система судов.
Главный принцип верховенства права (закона), предопределяет подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, организаций и граждан.
Правовое государство имеет качественные законы. Они являются гуманными, справедливыми, закрепляют главные права человека.
П р а в а ч е л о в е к а – это права на жизнь, на жилище, работу, медицинское обслуживание, свободу слова, вероисповедания и т. д.
Государство признаёт автономию личности по отношению к себе и рассматривает её, как равноправного партнёра.
Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов и охрана, и гарантированность, является о с н о в о й п р а в о в о г о
г о с у д а р с т в а.
В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство, законодательно закрепляет предпринимательскую деятельность, свободное владение, пользование и распоряжение имущества.
П р и н ц и п р а з д е л е н и я в л а с т е й – это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Это означает, что не одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть.
В процессе формирования правового государства прослеживается общая черта.
О б щ а я ч е р т а – это движение человечества к свободе, стремление обуздать государство и заставить его уважать и защищать права и достоинство личности.
Право в системе социальных норм.
П р а в о в ы е н о р м ы – это правила поведения установленные государством, реализация которых, обеспечивается силой государства.
Правовые нормы, являются распространённым видом социальных норм.
П р а в о м называется объединение существующих правовых норм в государстве.
Правовые нормы регулируют значимые общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.).
1) Нормативностью (т. е. состоит из норм).
2) Общеобязательностью (правовые нормы обязательны для исполнения лицами и организациями).
3) Определённостью (выражены в словесно-письменной форме и отличаются определённостью).
5) Многократностью применения (регулируют не ограниченное количество случаев).
6) Гарантированностью государства (реализация норм, обеспечивается государством).
Право призвано быть, стабилизирующем фактором общественного развития.
Реализация правовых норм, их исполнение связано с тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. Наиболее тесную взаимосвязь, право имеет с моралью. Нормы морали распространяют своё влияние на более широкую сферу отношений, чем та, которая регулируется правом.
Правовые нормы ложны выражать интересы населения и обеспечивать удовлетворения его потребностей.
Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит порядок в общество, развивая у людей чувства справедливости и гуманности.