Про что ода вольность
Ода «Вольность» А. С. Пушкина: анализ произведения
Ода «Вольность» была написана А. С. Пушкиным в 1817 году, во времена абсолютной монархии, когда открыто обвинять царя было недопустимо. И оттого произведение поэта кажется еще более смелым. Он не побоялся изложить свое революционное мнение в поэме. Анализ оды «Вольность» поможет разобраться, почему эта работа стала одной из причин ссылки Пушкина.
История создания
Александр Сергеевич Пушкин в 1817 году с отличием окончил Царскосельский лицей. В нем основным образом учились представители дворянства, у которых на судьбе было начертано стать чиновниками и служащими монархии. Но усилиями талантливых педагогов, привившим детям идеалы чести и равенства, студенты лицея выступали за свободомыслие.
Нельзя не заметить, что военные действия 1812 года переменили настроения общественности, в том числе взгляды дворян на абсолютно монархический строй в стране. Юные лицеисты не стали исключением, они также горели желанием лицезреть свою родину свободной, просвещенной и сильной. Все эти аспекты оказали большое влияние и на самого Пушкина и его творчество. В ранних работах творца прослеживается юношеский максимализм и свободолюбие. Стихотворение «Вольность» стало одним из наиболее ярким в тот период творчества Александра Сергеевича.
В период написания оды бывший выпускник лицея гостил у братьев Тургеневых в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон был виден Михайловский замок, где когда-то был убит российский император Павел I. Возможно, именно такой вид из окна побудил поэта написать настолько смелое стихотворение.
Ключевая идея
Продолжая анализ «Вольности» Пушкина следует отметить, что главный смысл произведения — это протест против самодержавия. Ведь один человек не должен абсолютно управлять судьбами других, особенно если это право досталось ему в наследство, а не за особые заслуги и качества. Автор в поэзии рассказывает о несправедливости закона, перед которым не все люди равны.
Главная идея произведения — монарх обязан соблюдать закон, но не придерживается его, так как держит в своих руках слишком много власти, а страдает от этого народ. Если государь не в состоянии придерживаться закона и ограничивает собственный народ — его необходимо свергнуть.
Жанр и размер
По жанру стихотворение «Вольность» относится к оде. Это реалистичное произведение относится к вольнолюбивой лирике поэта. Настолько ярко обличить и осудить деспотию самодержавного строя автор смог именно за счет выбранного жанра.
Художественные средства
Ода написана очень эмоционально и красочно. Пушкин смог сделать поэму живой за счет использованных средств выразительности.
А также поэма пестрит глаголами, что способствовало созданию Пушкиным сильной динамики произведения и призыву читателей к действию.
Характеристика основных образов
В произведении Александр Сергеевич определил двух основных персонажей. Первый это монарх, которого поэт сравнивает с тираном, что поставил себя выше закона. Для него законы устанавливает власть, а не природа. Из правителя Пушкин делает отрицательного героя и отводит для него не самые лестные обращения: «Владыка», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле», «злодей.
По мнению автора, русский монарх стал управлять страной не по справедливости, а потому и правит он недостойно. Его на эту должность назначила не высшая сила, но он все равно ведет себя словно Всевышний, владыка земли, которому все дозволено. Такая позиция неверна и абсолютная власть может повлечь за собой только развращение души и потерю чувства ответственности перед своим народом.
Лирический герой оды отражает идеи и волнения самого Пушкина. По его выражениям сразу становится ясно, несмотря на то, что Александру Сергеевичу на момент написания поэмы едва ли исполнилось восемнадцать, он патриот и абсолютно сознательный ее гражданин и член общества. Он очень переживает за судьбу народа и за себя, как за ее часть. Его волнует будущее России, а потому он желает бороться против несправедливости во имя общего блага и призывает к этому людей.
В то же время в словах Пушкина ощущается юношеская страсть, чрезмерный гнев, возмущение нынешним положением граждан и надежда на светлое будущее. Еще с первой строфы понятно, что поэт больше не желает иметь ничего общего с «изнеженной лирой». Он другой и волнуют его другие проблемы, народные и государственные.
Краткое содержание
В начале оды поэт обращается к музе — выдуманному созданию. Пушкин величает ее певицей свободы и развивая мысль, говорит, что порочность должны быть повержена. И чтобы увидеть, что народ доволен жизнью, воля должна сочетаться с торжеством закона.
В завершение своих мыслей и идей автор обращается к ныне правящим монархам и их сознанию. Александр Сергеевич пытается пробудить в них желание прислушаться к его словам, а также извлечь урок из истории.
Стих по праву можно назвать идеалом композиционной стройности и выразительности. Каждая строка в нем помогает передать чувства и мысли автора. Все художественные приемы подобраны очень точно и соответствуют динамике изложения.
Стихотворение и анализ «Вольность»
Беги, сокройся от очей
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.
Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира…
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.
Тебя, твой трон я ненавижу,
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —
И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары.
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Краткое содержание
Вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина появились уже в период его раннего творчества. В то время молодой поэт еще смело выражал свои мысли и не вполне представлял те последствия, которые он вскоре ощутит на себе. Оду «Вольность» он написал сразу после окончания Царскосельского лицея, в 1817 году. Восемнадцатилетний Александр уже твердо знал, что посвятит свою жизнь поэзии, и не сомневался, что к своему идеалу – всеобщей свободе – он должен призывать в своих произведениях.
Пушкин у моря. Худ. И.А. Айвазовский
Ода «Вольность» стала ярким тому примером. Именно здесь Пушкин четко обозначает свое место в обществе как поэта и гражданина. Он считает, что не стоит разменивать данный ему свыше талант по мелочам и свою позицию выражает словами: «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!».
Несмотря на молодость, поэт осознает: чтобы изменить мир и сделать его лучше, нужно пройти очень тяжелый и непростой путь. Он с горечью отмечает, что повсюду царит «законов гибельный позор», с которым вынуждены мириться все, независимо от сословия. Однако, если для власть предержащих эти законы считаются нормой, то для угнетенного простого народа и, особенно, для крепостных, их можно сравнить с оковами каторжан.
Будучи уверенным, что каждый человек имеет право на свободу выбора, Пушкин делает вывод, что власть должна передаваться не по наследству, а по закону и только достойным людям. Это можно назвать открытым выступлением против самодержавия, которое есть результат покорности народа. Пушкин предрекает наступление таких времен, когда власть имущим тоже придется подчиняться законам, когда «станут вечной стражей трона народов вольность и покой».
Анализ
История создания
Ода «Вольность» появилась на свет сразу после окончания Пушкиным лицея, в 1817 году. Написана она была в доме братьев Тургеневых, который располагался на набережной Фонтанки. Окна их квартиры выходили на Михайловский замок, где некогда убили царя Павла Первого. Возможно, само это место и навеяло сюжет произведения.
Пушкин не пытался опубликовать свое творение, так как понимал, чем это может для него обернуться. Но, в 1820 году о нем все же стало известно властям, и Пушкин был приговорен к Южной ссылке. Публикация «Вольности» состоялась уже после смерти поэта, в 1856 году. Оно было издано Герценом в сборнике «Полярная звезда».
Персонажи и образы
Оды всегда отличаются многообразием художественных образов. Не является исключением и пушкинская «Вольность».
Автор рисует обобщенный образ Монарха, возомнившего себя властителем мира. Но законы природы не могут подчиняться ему, и к этой истине поэт еще не раз вернется в своем произведении. Для характеристики этого образа Пушкин подбирает самые нелестные выражения: «ужас мира, стыд природы», «неправедная власть», «тираны мира», «самовластительный злодей».
В противовес Монарху выступает образ покорного народа, который, несмотря на страдания, молчит, провоцируя, тем самым, еще большее беззаконие.
Поэт считает своим долгом открыть народу глаза, чтобы он увидел истинный образ кровавого тирана. Поэтому в оде звучит призыв прекратить терпение и восстать:
Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Композиция
В «Вольности нет ни завязки, ни кульминации с развязкой. Но по смыслу можно разделить ее на три части.
В первой части происходит отказ от «изнеженной лиры» с намерением отныне обличать беззаконие.
Во второй части раскрываются политические взгляды героя. В ней Пушкин утверждает, что стране необходим честный и справедливый закон, который бы защищал граждан от самоуправства властей. В этой же части автор приводит в пример печальные судьбы мировых монархов: Павла I, Людовика, Наполеона. Даже в завуалированном виде, практически без имен, читателю понятно, о ком идет речь.
Третья часть посвящена призыву к властям одуматься и следовать закону. Но, не удобному им, а такому, который бы защищал всех граждан, независимо от сословия.
Ода «Вольность» принадлежит к литературному направлению классицизм. По роду литературы – это торжественная лирика. Жанр произведения понятен – сам поэт определил его как оду.
Размер и средства художественной выразительности
В «Вольности» использован четырехстопный ямб. Строфы состоят из восьмистиший, в которых первые четыре строки имеют перекрестную рифмовку (АБАБ), последние четыре – опоясывающую (ВГГВ).
В произведении очень много глаголов: «хочу воспеть», «беги», «поразить», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей». Это придает динамику и стремительность общей картине. Многие слова экспрессивно окрашены, по ним можно понять эмоциональный настрой автора, который сопровождал его при написании оды: «порок», «тираны», «позор», «рабство».
Пушкин использует много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира», «благородный след», «возвышенный галл» и другие. Присутствуют такие метафоры, как: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор». В тексте встречается очень много олицетворений: «молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа».
Проблематика и основная идея произведения
Самая главная проблема оды – самодержавный строй Российского государства. Пушкин, будучи образованным человеком, не мог не понимать, что свержение самодержавия в некоторой степени невозможно. Он и сам признавался, что всегда был противником кровопролития. Но, вместе с тем, он никогда не переставал мечтать о свободе народа и о светлом будущем своей родины.
Произведение «Вольность» имеет неоценимое значение для развития русской литературы, ведь именно с него и ему подобных сочинений началось постепенное и неотвратимое переосмысление ситуации в Российском обществе. Одними из первых, кто проникся свободолюбивыми настроениями, стали просвещенные молодые люди. Именно такие, как они через несколько десятилетий станут той силой, благодаря которой падет крепостная система.
Анализ стихотворения «Вольность» ода Пушкина
Всего получено оценок: 109.
Всего получено оценок: 109.
Всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, особенно ранний период, проникнуто вольнолюбием и стремлением открыто выражать свои мысли. Именно к таким произведениям и относится ода «Вольность», написанное поэтом сразу после окончания лицея. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ оды «Вольность» по плану. Его тщательный разбор поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вольность.
История создания – Ода написана в 1817 году, но издана лишь спустя 39 лет в Лондоне.
Тема стихотворения – Недовольство царящей в России абсолютной монархией и утверждение единого для всех закона.
Композиция – Произведение условно разделено на три части: в первой части автор делится с читателями своей миссией, во второй – воспевает закон и порядок, в третьей – призывает монархов склонить голову перед законом.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб.
Метафоры – «грозой царей», «свободы гордою певицей».
Эпитеты – «гибельный», «роковая», «благородный».
Олицетворения – «молчит закон», «сон отягощает».
История создания
В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети – будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.
Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть своё отечество свободным, сильным и просвещённым.
Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.
В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в своё время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.
При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».
Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.
В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.
Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.
Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.
Композиция
Композиция произведения условно разделена на три основные части. Первая часть является вступительной – в ней Пушкин в образе лирического героя повествует о своей основной задаче – « воспеть свободу миру ».
Во второй части произведения разворачивается основная его идея, согласно которой закон « выше венца и трона ». Лирический герой упоминает о таких монархах, как Наполеон, Людовик, Павел I, живописно изображая судьбу русской монархии.
В заключительной части поэт призывает самодержцев превыше всего чтить Закон.
При написании стихотворения поэт выбрал жанр оды, придав ему форму лирического монолога. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Динамичность, экспрессия и эмоциональный накал произведения достигается за счет безударной рифмы и смешанных строф.
Средства выразительности
Произведение написано очень живо, эмоционально, красочно. Подобного эффекта поэт смог достичь благодаря искусному использованию различных художественных средств.
Для придания образам наибольшей выразительности поэт использует эпитеты (« гибельный», «изнеженная», «роковая», «благородный »). Также в произведении встречается немало ярких метафор (« свободы гордою певицей», «грозой царей ») и олицетворений (« молчит закон», «сон отягощает »), риторических вопросов и обращений.
Анализ стихотворения «Ода Вольность» (А.С. Пушкин)
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Стихотворение было написано практически сразу по окончании Лицея – в 1817 году.
На просвещенную молодежь того времени сильнейшее влияние оказала война с Наполеоном, окончившаяся совсем недавно: в 1812 году.
На борьбу с опасным врагом встал народ, от дворян до крестьян, образовались партизанские отряды. Ради победы сплотились все. Не зря ее назвали Отечественной.
Такое единодушие, храбрость простого народа, отвага заставили передовые умы того времени задуматься над социальным устройством страны.
Впервые зазвучали разговоры об освобождении крестьян, об отказе от крепостничества.
Потом будет восстание декабристов и многое другое, но истоки этого движения зародились сразу после 1812 года, когда победа над наполеоном далась только общими усилиями всего народа.
Пушкин, воспитанный в Лицее умнейшими, честными и справедливыми педагогами, впитал эти смелые мысли.
Он, подобно многим сверстникам и людям старшего поколения, желал видеть родную страну свободной, сбросившей оковы крепостничества, просвещенной.
Под этим настроением и родилась «Вольность».
При жизни автора такой смелый текст, насквозь пропитанный юношеским максимализмом, не был напечатан. Более того, именно из-за этого стихотворения великий поэт отправился в ссылку – в Одессу.
Опубликовали «Вольность» только в 1856 году, после смерти Пушкина. Это сделал Герцен, поместив оду в состав лондонского сборника «Полярная звезда».
Работа на уроке
В рамках школьной программы это произведение А. С. Пушкина изучают в 9 классе. На уроке литературы учащиеся определяют идею оды «Вольность», анализируют композиционные и стилистические особенности. Задача преподавателя — донести до подростков эмоциональное содержание стихотворения и показать идейную близость с убеждениями декабристов.
Ученики знакомятся с нравственными идеалами, которыми жило пушкинское поколение. Они делятся впечатлениями, рассказывают, чем поразила ода. В свою очередь, преподаватель помогает выяснить, против каких явлений протестовал поэт. Подростки, разбившись на группы, выбирают из произведения цитаты, подтверждающие теоретический материал. Затем учащиеся отвечают на вопросы или готовят доклады, придерживаясь предложенного плана. Домашнее задание — сочинение, причём тему подростки выбирают из тех, что предлагает учитель.
Пафос
Эмоции, которыми пропитано произведение, разнообразны и порой противоречивы.
Тут улавливается и торжественность, как будто этот текст произносится с трибуны, и слова звучат грозно, обличительно, но вместе с тем пылко и вдохновенно.
Слышится искренне возмущение, негодование, которыми наполняется речь оратора при обращении к сильным мира сего. И в то же время ощущается страх за народ, сопереживание бедным людям.
Вера в лучшее
Продолжая эту тему, надо сказать, что поэт в некоторой степени понимал всю невозможность смены самодержавного строя. И потом он и сам признавался, что никогда не призывал к кровопролитию и революции. Но при этом свои мечты о светлом для народа будущем он никогда не оставлял. Пушкин верил, как ребенок, что мир все равно когда-нибудь изменится и в приоритетах у него будет справедливость, равенство и свобода.
Без внимания и реакции правительства это произведение, конечно же, не осталось, и поэтому в 1820 году Пушкина отправили в Южную ссылку, подальше от столицы.
Система образов
Стихотворение, как и любая ода, наполнено художественными образами.
Прежде всего, пред нами предстает образ некого Монарха, который мнит себя властителем мира, однако законы природы выше него, и Пушкин не раз подчеркнет эту мысль в своем произведении.
Собирательный образ настоящего Тирана, Деспота, не думающего о бедах и печалях народа, пугает. Автор характеризует его самыми нелестными, обвиняющими словами: «тираны мира», «неправедная Власть», «самовластительный злодей», «ужас мира, стыд природы».
Ему противопоставляется образ страдающего народа, который молчит – и тем самым продолжает беззаконие.
Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.
В своём стихотворении Александр Сергеевич вскрывает главную проблему общества первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью.
Решение столь глобальной государственной проблемы Пушкин видит в установлении общего для всех закона, смысл которого заключается в равноправии людей всех социальных слоев общества.
Ода наполнена глубокими переживаниями автора и является мощным призывом к самым решительным действиям. Это произведение заставляет задуматься тех, кто творит беззаконие, побуждает сделать жизнь лучше и справедливее.
Центральные персонажи
Центральным персонажем произведения становится обобщенный Монарх, который угнетает и мучает своих подданных. Он получил власть по закону, а не от Бога, но ведет себя, как единственный земной правитель, которому все дозволено и все простится.
В спор с ним со своей обличительной речью вступает лирический герой – тот, который желает
… воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.
Именно он открывает истинное лицо кровавого владыки, призывая народ, наконец-то, прекратить терпеть мучения и восстать:
Питомцы ветреной Судьбы, Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
Композиция
Четких композиционных точек (завязки, кульминации и развязки) тут нет, однако можно выделить три смысловые части.
В первой лирический герой отказывается от «изнеженной лиры» и гневно заявляет, что отныне он будет обличать существующее беззаконие.
Вторая часть раскрывает политические воззрения автора. Именно в ней Пушкин говорит о том, что закон, справедливый и защищающий каждого гражданина страны, должен быть превыше царского самоуправства.
Здесь же молодой поэт красочно рисует незавидную судьбу мировой монархии, вспоминая Павла I, Наполеона Бонапарта, Людовика. Он не всегда открыто называет их имена, но по контексту становится понятно, о ком говорит гений.
В третьей части великий поэт призывает власть имущих остановиться и обратиться к закону. Закону, который станет единым для всех граждан страны и будет защищать, а не потворствовать самодурству.
Влияние творения Радищева
Ранее оду с таким же названием написал Александр Николаевич Радищев. Его произведение очень похоже на пушкинское. Сам Александр Сергеевич говорил, что образцом для него послужила одноимённая ода, а ещё он вдохновился строкой из стихотворения «Памятник». Оба поэта прославляют торжество закона и свободомыслие, но поводом для создания творений послужили разные события.
А. Н. Радищев написал оду в честь революции, свершившейся в Англии в XVII в. Это событие также известно как Английская гражданская война. В произведении Пушкина прослеживается отсылка к более позднему перевороту — Великой французской революции 1789 г. Оба поэта считали, что страна может быть свободной лишь в том случае, если в ней соблюдаются законы.
Ключевое различие между двумя произведениями состоит в том, что Радищев призывал народ восстать и свергнуть действующую власть, а Пушкин был против тиранов, не уважающих закон. Анализ оды показывает, что Александру Сергеевичу были близки убеждения декабристов, движение которых в то время только зарождалось. Поэт видел, что общество живёт в ожидании значимых событий, и отражал это в лирике.
Художественное своеобразие произведения
Язык стихотворения изобилует глаголами: «беги», «сокройся», «приди», «сорви», «разбей», «хочу воспеть», «поразить». Семь слов-действий только в первой строфе!
За счет такого обилия глагольной лексики картина развивается стремительно, динамично. Мы не видим статичного пейзажа, наоборот, в стихотворении постоянно что-то происходит.
А если еще учесть, что многие глаголы имеют явные оттенки агрессии, злости, гнева, то легко можно понять, в каком эмоциональном состоянии находился автор, когда писал оду.
Средства художественной выразительности
Анализируя богатство средств художественной выразительности, начнем с того, что это ода. Она по жанровой принадлежности должна быть написана ярким, выразительным и торжественным языком.
Несмотря на то, что пушкинская ода разительно отличается от классической, автор наполнил свое произведение различными художественными средствами.
Тут очень много эпитетов: «слабая царица», «изнеженная лира» (это выражение можно назвать и олицетворением), «благородный след», «возвышенный галл» и т.д.
Текст оды пропитан метафорами: «свободы гордая певица», «питомцы ветреной судьбы», «законов гибельный позор».
Автор использует многочисленные олицетворения, чтобы лишний раз показать: власть – это люди, а не отвлеченное понятие («молчит закон», «народов не легло страданье», «изнеженная лира», «дает Закон, а не природа»).
Стихотворение состоит из эмоционально окрашенной лексики: «порок», «тираны», «позор», «рабство».
Краткое содержание
Форму написания поэт выбрал, следуя примеру Радищева, который был для Пушкина образцом для подражания. Сначала он обращается к музе — мифическому существу. Автор называет её певицей свободы и развивает тему, говоря, что пороки должны быть повержены. Основная мысль состоит в следующем: чтобы народу жилось хорошо, воля должна сочетаться с торжеством закона.
Далее Пушкин приводит несколько исторических примеров, из которых следует, что он с одинаковой неприязнью относится и к тиранам, и к тем, кто жестоко расправился с ними. Поэт считает, что беззаконие недопустимо, независимо от того, исходит ли оно от правящих особ или простого люда. Он не согласен и с французскими предшественниками, которые убивали священников, замеченных в переодевании в церковные одежды. Уничтожение поработителей для него не подвиг, а такой же бесславный поступок, как угнетение бесправного населения. Кровопролитие может погубить и граждан, и страну в целом.
Завершая свою пламенную речь, поэт обращается к государям, к их самосознанию. Он побуждает их прислушаться к сказанному и извлечь пользу из уроков истории. Стихотворение можно назвать образцом композиционной стройности и выразительности. Средства, которые помогают передать мысли и чувства поэта, подобраны очень точно, они соответствуют смене динамики повествования.
Значение произведения
Произведение имело огромное значение для развития всей русской литературы, а также стало одним из двигателей отечественной истории.
Именно с него и подобных творений началось переосмысление существующей социальной ситуации. Просвещенная молодежь, проникаясь свободолюбивым духом и жаждой справедливости, обратила внимание на зависимое, невыносимое положение народа.
Пройдет еще несколько десятков лет – и под давлением общественности, воспитанной подобными произведениями, падет крепостная система.
Жанр, размер, направление
Безусловно, «Вольность» — это вольнолюбивая лирика поэта, являющаяся реалистическим произведением, так как показывает все несовершенства социального устройства России пушкинского времени. Автор называл свободу своим кумиром, поэтому данная тематика особенно важна для автора. Для того чтобы передать это, автор выбрал необычный жанр – ода. Деспотия самодержавия обличается в «Вольности» с такой экспрессией именно благодаря своеобразному жанру.
Ода написана в форме лирического монолога высоким, торжественным стихом, что акцентирует внимание на большом значении проблемы. Размер – четырехстопный ямб. Рифма – женская. Рифмовка – смешанная.