Про что не дыши
Рецензия на фильм «Не дыши»
Отличный жанровый экшен-триллер с хорошо продуманным сценарием и блестящей актерской работой Стивена Лэнга
Трое ребят из умирающего Детройта промышляют грабежами – отец одного из них работает в компании, занимающейся охранными системами, и парню не составляет труда находить ключи от оборудованных сигнализациями домов. Чтобы не попасть на серьезную статью, троица никогда не берет деньги и старается награбить на сумму, не превышающую десять тысяч долларов, но им приходится изменить своим принципам, когда им подкидывают наводку на ветерана войны, хранящего дома несколько сотен тысяч долларов. Такая сумма может раз и навсегда изменить их жизни, и приятели решают рискнуть, тем более что дом расположен в заброшенном квартале, а его хозяин слеп.
Кадр из фильма «Не дыши»
Три года назад начинающий уругвайский режиссер Феде Альварес неслабо подставился, взявшись за то ли ремейк, то ли сиквел классических уже «Зловещих мертвецов». Хотя многие назвали получившийся у него фильм весьма достойным, а кассовые сборы многократно превысили бюджет, свою порцию помоев Альварес получил – просто потому, что он не Сэм Рэйми, а его «Зловещие мертвецы» были одновременно и похожи на оригинал (что раздражало одних), и не похожи (что взбесило других).
Кадр из фильма «Не дыши»
Кадр из фильма «Не дыши»
Эта ситуация легко могла бы оказаться надуманной и нелепой, однако Альварес и его постоянный соавтор Родо Саягес (эти двое писали сценарий и обновленных «Зловещих мертвецов») блестяще ее отрабатывают – логических натяжек в сценарии практически нет, все перемещения логичны и внятно аргументированы, все ружья, развешанные то тут, то там (божья коровка, багажник, осколки, снятая обувь), дисциплинированно стреляют в нужные моменты. Уже по окончании фильма, вспоминая его детали, остается только внутренне восхищаться – настолько аккуратный и чуть ли не математически выверенный скрипт выдали Альварес и Саягес.
Кадр из фильма «Не дыши»
Отсюда вытекают и многие другие достоинства «Не дыши» – превосходная динамика (действие слегка спотыкается только в финальной четверти ленты) и брутальный саспенс, которые успешно маскируют относительную камерность фильма. Альварес не пытается «дать драмы», не жалобит своего зрителя сентиментальными историями из прошлого героев, играя исключительно формулой почти первобытной – за ребят хочется переживать только потому, что они явно слабее и в данной ситуации беспомощнее своего соперника, пусть даже первыми на рожон полезли именно они.
Кадр из фильма «Не дыши»
Можно подумать, что от актеров в таком фильме требуется немного, но это не так – наоборот, при минимуме диалогов и «установочных» сцен им нужно было создать емкие и убедительные образы. К чести ведущей четверки, ни один не «лажает», хотя молодежь вчистую убирает Стивен Лэнг, который практически без слов (за весь фильм ему дают произнести всего несколько фраз), но очень точно рисует портрет вроде бы достойного сочувствия пенсионера (деньги у него появились после того, как его дочь сбила на машине богатая девушка), способного в мгновение ока превратиться в беспощадного убийцу.
Возможно, «Не дыши» не станет большим событием в жанре и не останется в истории (хотя, честно говоря, именно такие картины в ней и остаются – по-хорошему непритязательные, но ладно, с большим вниманием к деталям скроенные), но пока вы сидите в кинотеатре, все это не имеет ни малейшего значения. Это захватывающее, эффектное, увлекательное кино, которое не выходит за рамки жанровых пределов, но в их границах резвится так зажигательно, что хочется не копаться в том, как оно сделано, а в кои-то веки просто плыть по течению, наслаждаясь им как аттракционом.
«Не дыши»: никогда не грабьте слепых
Неделю назад триллер Фредерико Альвареса «Не дыши» безнадёжно терялся на фоне нового боевика с Джейсоном Стейтемом и двух амбициозных российских блокбастеров. Но премьера расставила всё по своим местам: 92% положительных отзывов от критиков и, как минимум, одобрительные кивки от обычных зрителей. Уругвайский режиссёр создал действительно жуткий и захватывающий фильм. И при этом обошёлся без всякой мистики.
«Дальше – больше. Именно эта фраза приходит на ум, если пытаться охарактеризовать «Не дыши» в двух словах. После спокойного разогрева создатели постоянно повышают эмоциональную температуру и идут буквально напролом, ни разу не оступившись. Когда кажется, что сейчас будет сбой и сюжет вот-вот окажется в тупике, история выдает очередной элегантный твист с новой порцией кошмара и не перестает удивлять своей изобретательностью».
Сюжет
Фильмом ужасов «Не дыши» назвать нельзя. А вот триллер это отличный. И ведь никакой Америки Альварес не открыл. Молодёжь вломилась в подозрительный дом и нарвалась на то, чего никак не ожидала – сколько таких фильмов мы уже видели? Но во время просмотра вам будет не до аналогий: фильм держит в напряжении до самых финальных титров.
Наблюдая за страшными приключениями грабителей в доме у слепого старика, я пару раз поймал себя на постыдном желании «выйти подышать», просто потому что очень боюсь того, что сейчас, похоже, случится. Но случалось не то, чего я ожидал, а нечто ещё более жуткое? и оторваться от фильма было решительно невозможно. А напряжение всё нарастает и нарастает, хотя дальше, казалось бы, уже некуда. И когда кажется, что спасительная дверь/окно/вентиляционный щит вот-вот откроется, кошмар заходит на новый виток.
Просто поражает сколько неожиданных сюжетных поворотов режиссёр сумел сделать на таком маленьком пространстве: всё действие происходит в нескольких комнатах и подвале небольшого коттеджа. Сценарий «Не дыши» очень неплохо продуман: ни один молоток, ни одна божья коровка или упавший на пол кусочек металла нам не показывают зря. Как в хорошем «квесте», эти предметы обязательно сыграют свою роль. Финал очень неоднозначный, заставляет задуматься и даже намекает на сиквел. И логически фильм выстроен очень качественно – вопросов к сценарию почти не возникает.
«Можно подумать, что от актеров в таком фильме требуется немного, но это не так – наоборот, при минимуме диалогов и «установочных» сцен им нужно было создать емкие и убедительные образы. К чести ведущей четверки, ни один не «лажает».
Грабители
Как нормальный человек назовёт троицу, которая замыслила украсть все сбережения у слепого ветерана? Правильно, отморозками, и это ещё вежливый вариант. Но в «Не дыши» эти отморозки – в центре повествования. И режиссёр однозначно намекает: спешить с выводами не стоит – на окраинах Детройта ангелы не воспитываются. Да, при первом знакомстве герои вызывают какие угодно чувства, но не симпатию – наглые и циничные грабители. Но и ненавидеть своих героев режиссёр не позволяет. На протяжении всего фильма испытываешь очень противоречивые чувства. С одной стороны, жажда наживы, даже под угрозой смерти, возмущает. Но в то же время не сочувствовать и не переживать за героев невозможно. От мысли, что красавицу Рокки (Джейн Леви) сейчас жестоко и изощрённо прикончат, становится прямо-таки физически нехорошо.
Героиню Леви нельзя назвать главным персонажем «Не дыши». Но видно, что режиссёр симпатизирует ей больше всех. Она единственная девушка в фильме. Из всех героев она находится в самой тяжёлой жизненной ситуации, с мамой-алкоголичкой и маленькой беззащитной сестрёнкой. А самое главное — этот персонаж прекрасно отыгран. За время фильма Рокки предстаёт перед нами целеустремлённым подростком, испуганной и подавленной девушкой, злобной фурией. И эти образы очень гармонично сменяют один другой. Любовь зрителя героине Джейн Леви обеспечена.
Совсем другое дело – её бойфренд Мани (Дэниэл Дзоватто). Вот это типичный продукт американского гетто. «Гангста стайл», «украл, выпил — в тюрьму» и всё такое. Просто обнести чью-нибудь квартиру ему мало – нужно ещё и на пол в гостиной помочиться, чтобы веселее было. Жлоб и подонок, каких его поискать. Испытывать к нему жалость невероятно сложно. Лично у меня не получилось. Зато именно он произносит ключевую фразу фильма: «Слепой – не значит святой». Как в воду глядел.
И, наконец, третий грабитель – Алекс (Дилан Миннетт) – герой однозначно романтический. Если бы не явные чувства к Рокки, он бы на скользкую дорожку вообще не встал – недвусмысленно даёт понять Альварес. Алекс – единственный, кого всерьёз заботит моральная сторона вопроса, он сомневается и испытывает муки совести. Он – единственный, кто способен на подвиг не ради выживания, а ради более высоких чувств. Отдадим должное малоизвестному актёру Миннетту – свою роль он исполнил замечательно.
«Что реально позволяет «Не дыши» дышать, так это Стивен Лэнг. Его слепой ветеран-садист чуть ли не один из самых харизматичных хоррор-злодеев последних лет. Совмещая физическую силу и жестокость с беззащитностью и отчаянием, актер выдает выразительные и сильные сцены на протяжении всей картины».
Слепой
А вот и «альфа и омега» фильма «Не дыши» — безымянный слепой старик в исполнении Стивена Лэнга. Ключевой персонаж, сыгранный так, что можно аплодировать стоя. От намертво прилепившегося к Лэнгу образа «морпеха» совсем уйти не удалось, но таким страшным его вы ещё не видели! Жалкий при первой встрече, на протяжении фильма он раскрывается перед нами во всё более страшном образе. И, что самое жуткое: всё время, зараза, молчит. От этого всё, что вытворяет несчастный слепой ветеран, становится ещё ужаснее. Старик даёт понять, что пощады не будет. Грабители для него – не больше, чем крысы или тараканы, пробравшиеся в дом. С ними ведь никто не говорит и не даёт им пощады – просто уничтожают. А когда страшный дед, наконец, снисходит до разговоров, легче не становится. «Бога нет, а значит, я могу делать всё, что хочу» — в тандеме с небольшой тайной, которая обнаружилась в подвале у ветерана войны в Ираке, от этих слов шевелятся волосы на голове. Без всякой мистики этот персонаж выглядит страшнее большинства монстров, созданных авторами «ужастиков» в разные годы.
Поклонникам триллеров в конце лета 2016 сильно повезло. И повезло, как говорится, «на ровном месте» — никто не ждал от «Не дыши» ничего особенного. Зато сегодня те критики, что топтали Альвареса за картину «Зловещие мертвецы: чёрная книга», теперь воспевают его режиссёрский талант. В золотую коллекцию жанра «Не дыши», может быть, и не войдёт, но если вы любите дёргать себя за нервы, бояться, вздрагивать и вскрикивать, то Фредерико Альварес приготовил для вас отличный аттракцион.
Не дыши содержание/сюжет фильма читать онлайн
Л егкие деньги. Вот, наверное, о чем думала банда молодых людей, попытавшаяся украсть 200 тысяч долларов у слепого ветерана. Но реальность подсунула им весьма неприятный сюрприз. Мало того, что старик не собирается отдавать деньги, так он еще и слышит хорошо, да и секретов у него тоже хватает.
Содержание/сюжет
Роки, Алекс и Мэни — молодые люди из Детройта, которые зарабатывают себе на жизнь тем, что вламываются в дома и крадут оттуда ценные вещи. Роки мечтает поехать в Калифорнию со своей младшей сестрой Дидди и сбежать от их матери и её бойфренда-алкоголика.
Мэни сообщает Роки и Алексу, что у старика, который живёт в заброшенном районе Детройта, есть 300 тысяч долларов наличными. Эти деньги были выплачены ему Синди Робертс после того, как по её вине погибла его дочь. Молодые грабители следят за домом и узнают, что это ветеран войны в Персидском заливе Норман Нордстром, и он слеп.
Ночью все трое подходят к дому, где также находится ротвейлер Нормана, и находят способ проникнуть внутрь. Мэни идёт наверх и усыпляет спящего Нормана. Позже группа обыскивает дом в поисках денег, но не может их найти. Мэни, увидев запертую дверь, предполагает, что там находятся деньги и стреляет в замок. Шум будит Нордстрома, который спускается вниз. В схватке с Нордстромом гибнет Мэни. Рокки, спрятавшаяся в шкафу, видит, как Норман открывает сейф и проверяет наличие денег. Когда он уходит, Рокки открывает сейф и крадёт оттуда деньги. Нордстром находит ботинки оставшихся преступников и понимает, что Мэни был не один.
Роки и Алекс бродят по дому и спускаются в подвал. Там они обнаруживают женщину с заклеенным ртом. Они понимают, что это Синди Робертс. Роки и Алекс освобождают её и открывают дверь подвала, которая ведёт на улицу. Но там оказывается Норман, который производит три выстрела, один из который убивает Синди. Он плачет над её мёртвым телом. Роки и Алекс бегут обратно в подвал, Норман выключает свет, но Алексу удаётся его оглушить.
Ребята бегут наверх, но сталкиваются с ротвейлером. Они бегут в спальню, но оказывается, что она зарешечена. Роки выбегает из комнаты через вентиляцию, а на Алекса нападает собака, отчего он падает на крышу. Парень находится без сознания, а когда он приходит в себя, то видит Нормана, который стреляет в крышу, отчего Алекс проваливается в подсобку. В процессе борьбы Норман убивает Алекса садовыми ножницами. В это же время ротвейлер преследует Роки в вентиляционном отверстии. Позже она попадает в плен к Нордстрому.
Ребята стоят у парадной двери, как вдруг Норман стреляет в Алекса, отчего тот погибает. Роки выбегает на улицу и успевает спастись от настигающей её собаки, в машине. Девушке удаётся обмануть собаку, но её вновь ловит Нордстром. В доме Роки удаётся включить сигнализацию, отчего Норман дезориентируется. Роки наносит ему несколько ударов ломом, после чего он падает в подвал и случайно подстреливает себя. Полагая что он мёртв, Роки выбегает из дома до прибытия полиции.
Перед отправкой в Лос-Анджелес, Роки видит по телевизору репортаж и узнаёт о том, что Норман выжил. Потрясённая этим, она со своей сестрой Дидди садится на поезд и уезжает.
Все отзывы о фильме Не дыши
Рецензия «Афиши» на фильм
Чудеса случаются, и даже с некоторой регулярностью. Стоит отчаяться из-за вала блеклых, предсказуемых блокбастеров и напыщенных авторских экспериментов, преследующих нас ежегодно, как вдруг из ниоткуда явится маленький независимый фильм, который даст тебе больше мыслей и чувств, чем все остальное, вместе взятое. И снял его никто, и звать никак. По жанру этот чудо-фильм в 90% случаев хоррор. В этом году — «Не дыши».
Хотя уругваец Феде Альварес все-таки не совсем никто. Замеченный продюсерами еще на этапе первых любительских короткометражек, выложенных автором в ютьюб, он был взят режиссировать новых «Зловещих мертвецов». Предсказуемым образом, результат не устроил ни фанатов классического фильма, ни публику нового поколения. «Не дыши», минималистский и самобытный проект, спродюсированный режиссером оригинальных «Зловещих мертвецов» Сэмом Рейми, кажется, кто-то на небесах перепутал местами с предыдущим полнометражным фильмом Альвареса. Ну конечно — таким должен был быть дебют, а уже потом полагалось взяться за обреченный ремейк культовой классики.
Качество фильма очевидно уже из леденящего затакта, длинного и медленного плана анонимного захолустья, где по потрескавшейся старой дорожке между пустыми домами крепкий седой мужчина тащит за волосы безжизненное тело молодой девушки. А потом, после титров, мы переносимся в начало истории.
Дальше начинается череда приключений, все более опасных с каждой минутой фильма, а где-то к середине превращающих криминальный триллер в настоящий фильм ужасов. Спойлер: никакой мистики не предвидится, только грубый, беспощадный реализм. Вообще, пересказать фабулу так, чтобы не испортить удовольствие от просмотра, невозможно. Поэтому придется довольствоваться очевидным. Разумеется, усыпленный грабителями ротвейлер не будет спать до самого конца фильма. Естественно, слепой старик окажется круче, чем можно было предвидеть. Воспитанный войной и личными драмами ветеран не будет церемониться с методами. И дом его окажется шкатулкой с сюрпризами — как правило, довольно неприятными.
Не дыши» — образец минималистской драматургии, хоть сейчас в учебники. Напряжение не ослабевает, хрестоматийные приемы чередуются с неожиданно наглыми находками. У некоторых поступков и слов есть правдоподобная психологическая мотивация, а другие поданы так шокирующе, что о мотивах зритель не задумается вовсе. Все четыре персонажа убедительны и узнаваемы, хотя о старике мы практически ничего не узнаем, включая имени. Неважно. Его мимика, пластика, стратегия говорят за себя, позволяя достроить в уме недостающие компоненты пазла. Стивен Лэнг — отличный актер, на котором может держаться вся конструкция фильма. Здесь в каждом крупном плане видно, что он воспитан театром, а не только «Аватаром», где сыграл незабываемого полковника Куоритча (наверное, доживи тот до пенсии, вполне мог бы превратиться в этого решительного слепца с пистолетом).
Конечно, «Не дыши» — не только виртуозный образец жанра, но и исследование посттравматического синдрома, а заодно и притча о стране — или нет, пожалуй, целом мире, где война продолжает идти даже после того, как из зоны военных действий выведены войска. Будь то Сирия, Ирак или Вьетнам, не имеет значения: важно лишь то, что «человеку войны» необходим враг и победа над ним любой ценой, а предполагаемая правота в конфликте оправдывает любые средства. Тем хуже для тех, кто эту этику не разделяет. Хотя в антикапиталистическом гротеске (можно определить фильм и так) Альвареса погоня за наживой — достаточный повод вступить в войну даже для тех, кто не умеет воевать.
Нравоучительный каркас «преступления и наказания», принципиально важный для американской традиции хорроров, здесь дает трещину. Не очень понятно, с чего зрителю болеть за компанию безнравственных юнцов, решивших ограбить слабого, а не за слепого несчастного одиночку, в чей дом вторглись чужаки. Однако злорадно радоваться, когда наступает миг отмщения, тоже не получается. Оказавшийся убежденным садистом старик заражен жестокостью и смертью, его моральная правота не позволяет проникнуться к нему даже тенью симпатии.
Ужас «Не дыши» — не в сценах крайней жестокости (камера на удивление целомудренна), а в безвыходности тупика, дома с заколоченными изнутри дверьми и окнами, где столкнулись два ненавидящих друг друга врага, открывшие войну до последней капли крови. Кто бы ни победил, оба хуже. Что, парадоксальным образом, не мешает людям в зале переживать и вцепляться мертвой хваткой в подлокотники кресел. Наверное, потому, что узнать себя в одном из персонажей проще простого.
«Не дыши 2»: Нехорошая квартира
Спутник телезрителя >>
В цифровой прокат выходит вторая часть «Не дыши» — хоррор-хита пятилетней давности. На этот раз слепой ветеран в исполнении Стивена Лэнга сражается не с грабителями, ворвавшимся к нему в дом, а с похитителями дочери. О том, каким вышел сиквел одного из самых примечательных фильмов ужасов 2010-х, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
Потерявший зрение на войне Норман Нордстром (Стивен Лэнг ) — суровый и нелюдимый отец-одиночка, воспитывающий 11-летнюю дочку Феникс (Мэделин Грейс ). До поры до времени жизнь девочки течет размеренно и однообразно: ежедневные тренировки, уроки, редкие визиты в город. Но однажды ночью в дом Нордстромов вламывается банда уголовников, которые хотят похитить Феникс, — так что незрячему ветерану придется вновь пустить в ход навыки бойца спецназа.
Первая часть «Не дыши», снятая уругвайцем Феде Альваресом («Зловещие мертвецы: Черная книга»), в свое время произвела впечатление на зрителей тщательно выдержанной клаустрофобической атмосферой и сопутствующим саспенсом. На этот раз Альварес ограничился функциями сценарно-продюсерскими функциями, доверив режиссерские обязанности постоянному соавтору Родо Саягесу , с которым работает с 2005 года (сериал «Тревожный звонок» они тоже писали вместе). Дебютант, надо отдать ему должное, явно старался, чтобы сиквел выглядел не хуже оригинала. Увенчались ли эти старания успехом — вопрос отдельный.
Первое, что хочется отметить, — слепой спецназовец превращен из злодея в, скорее, антигероя: он предстает суровым отцом, готовым на все ради спасения дочери, чем хладнокровным психопатом. Излишне говорить, что весь фильм в значительной степени держится на великолепной игре Стивена Лэнга, для которого роль в «Не дыши», наряду с образом полковника из «Аватара» (2009), стала одной из самых известных в карьере. Остальные персонажи прописаны значительно хуже — в частности, Феникс, разговаривающая клишированными фразами девочки-подростка, — что для хоррора про обезумевшего отца недостаток, в общем, простительный.
Явный сдвиг в сторону рукопашных боев — третий, самый неожиданный, компонент сиквела. Хотя напряженных игр в прятки тоже хватает, жестоких драк стало значительно больше. Сняты они, надо сказать, весьма кроваво, навевая воспоминания о «Хостеле» (2005) или «Пиле» (2004): людям выдавливают глаза, отрезают руки, сжигают заживо, протыкают насквозь — и вообще не очень жалеют. Причем акцент на экшн-компоненте постоянно нарастает: заключительная драка, надо отдать должное Саягесу, получилась очень напряженной и зрелищной, а сцена, где Нордстром выдавливает глаза нехорошим людям, наверняка станет одной из самых узнаваемых в фильме.
Наконец, стоит сказать и других неровностях сценария, помимо примата экшна над саспенсом или желания авторов слишком уж явно подыграть главному герою. Ключевой сюжетный поворот, связанный с похищением, конечно, окажется далеко не таким однозначным, но продуман из рук вон плохо. По сравнению с более простой (и оттого эффективной) историей из первой части, сиквел порой кажется неуклюжим гибридом экшна, триллера и хоррора. Если что и способно сгладить эти недостатки, помимо харизмы Лэнга и выдержанного стиля, так это драматическая интонация. В отличие от многих подобных фильмов, в «Не дыши 2» нет героизации мстителя, напротив — Нордстрем показан как монстр в человеческом обличии, который осознает собственную чудовищность. Но даже эта удача не приближает фильм к статусу сиквела, затмившего оригинал. Это динамичный и кровавый экшн-хоррор, который может быть интересен тем, кто полюбил первую часть, но вряд претендует на память в анналах жанра.