Про что написать легенду
Про что написать легенду
Использовано изображение с сайта http://sf.co.ua/
Легенды – казалось бы это просто истории, которые люди передают друг другу, иногда на протяжении поколений. Некоторые из них правдивы, некоторые немного приукрашены подробностями, а некоторые вполне рядовые события преподносят так, что совершенно искажают их смысл. Однако, в фэнтези к легендам относятся более трепетно. Если путь героя – это загадка, то где искать подсказки как не в легендах?
На самом деле, мы итак используем легенды довольно часто. «Меч предназначения лежит в гробнице Короля Гробнара, скрытой в толще Ястребиной горы», «достичь Острова Мертвых можно с помощью компаса капитана Летучего Голландца» — все это не кажется нам чем-то необычным. С другой стороны, «легенды» в таком духе, настоящими легендами (строго говоря) не являются вовсе. Это руководство к действию – пойди, найди, используй. Ничуть не сложнее, чем «дойдете до остановки, слева будет красное здание, обогните его справа и вы на месте».
Настоящая, хорошая легенда, строится по немного другому принципу. Она состоит будто из трех «слоев» или уровней восприятия, каждый из которых имеет свои особенности:
Базовый уровень «Ну, это просто сказки» (вы слышите легенду).
На этом этапе легенда вообще не отличается от баек и сказок слышимых в дороге. Это, и есть «байка», где правда скрыта под толстым слоем выдумок. Особенности этого этапа:
Для большей части людей, на этом этапе легенда кончается. Рассказ интересный, занятный, с моралью. Все в нем понятно и задумываться об его содеражнии не стоит. Можно пересказывать дальше.
Порог: «Хм, это довольно странно..» (вы исследуете легенду).
Второй этап открывается только тем, кто всерьез заинтересовался легендой и решил немного больше узнать о ней. Такой слушатель будто бы переступает невидимый порог и новые открытия уже не позволяют ему относится к легенде как к очередной басенке.
Развязка: «Они существуют!» (вы понимаете, что здесь правда, а что вымысел).
Собрав достаточно «улик» вы, наконец, можете посмотреть на ситуацию со всех сторон и четко разложить легенду на правду и вымысел. Вновь переступая «порог», вы видите картину такой, какая она есть на самом деле.
Легенда о золотом короле (Пример)
В давние времена, было на земле одно царство, где правил очень жадный, алчный и гордый король. Царство это было могущественным и торговало с соседями мехами и рыбой – благо столица стояла на большой реке, а кругом до самых дальних гор, были сплошные леса. Всего у жителей царства было в избытке, а денег — ух, денег там крутилось столько, что даже крыши царского дворца были из чистого золота и сияли в солнечный день так, что видно было за много верст. Но богатство короля его и сгубило – однажды сияние золота заметил свирепый дракон, прилетел и сжег все без остатка.
Хотел дракон завладеть сокровищами, да уж больно перестарался – от жара дыхания, золото потекло с крыш ручьями и король, не желая расставаться с нажитым непосильным трудом богатством, встал прямо под раскаленный поток металла… Дракон улетел, царства не стало, выжившие люди королевства разбрелись кто куда. Осталось только пепелище и руины, а в центре – золотая фигура царя с поднятыми вверх руками, как напоминание потомкам о том, до чего может довести людская жадность.
Базовый уровень
Такая вот назидательная байка. На первый взгляд, в ней нет ничего правдивого, все что мы имеем это:
Если немного расспросить о легенде, то выяснится:
В конечном итоге, сказка пока остается сказкой, хотя не все элементы совсем уж сказочные – некоторые факты вроде бы подтверждаются другими рассказами.
Порог
Заинтересовавшись историей, герои отправляются в архив, библиотеку или муниципалитет. Выясняется, что:
Далее можно наведаться к переселенцам (ту же самую функцию может выполнить визит к кому-то из местных мудрецов или магов), которые расскажут, что знают:
Итак, герои собираются в путешествие и через два дня оказываются в дикой местности, примерно в тех местах, где и должен располагаться загадочный город. После блужданий туда-сюда в течение некоторого времени (возможно несколько столкновений с обитателями дикой местности), им удается отыскать старую дорогу, давно заросшую травой. Следуя по ней, они продвигаются вперед и натыкаются на избушку отшельника. Древний старец уже готов отдать богу душу, но перед смертью удовлетворяет любопытство путешественников:
Куда же делось золото и было ли оно? Теперь, когда герои знают, что легенда основана на реальных событиях им остается сделать только шаг, чтоб распутать клубок.
Развязка
Теперь, герои легко находят руины Сиятельного Карадана: за прошедшее время они основательно заросли травой и лесом и если не знать точно, куда идти, ни за что их не найдешь. Отыскав среди руин обвалившиеся руины царского дворца, герои находят полу-заваленный камнями лаз, ведущий внутрь. Как следует пошарившись по руинам, отыскав пару безделушек (возможно сразившись с гигантской летучей мышью или крысой), герои наконец попадают в то место, что когда-то было тронным залом и видят ужасную картину:
Посреди серых камней и покрытых сажей плит, лежит сверкая боками статуя Молоха – восточного бога возбуждающего в людях жадность и гордость. Она сделана из чистого золота, источником которого, вероятно, послужила казна Сиятельного Карадана и деньги его жителей. Сверху на статуе, будто жадно обнимая её мертвыми руками, лежит ветхий скелет – по всей видимости это всё, что осталось от царя, собственными руками, а вернее, собственной жадностью приведший вотчину в полное запустение.
В ту же секунду глаза скелета вспыхивают адским огнем – злой дух овладевший им при жизни, не оставил тело даже после смерти. Вперед, герои!
Заключительное слово
Вот так простая легенда, по мере «раскручивания» превратилась в настоящее приключение. Вообще, на месте легенды могла оказаться любая история и даже любимые мной слухи. Фактически, все что требуется на начальном этапе – внести в историю побольше интересных фантастических «наворотов». Дальше история будет раскручиваться сама. Тот же дракон – заявив его в самом начале, я оставил для себя удобную лазейку. Я могу его использовать… а могу и не использовать. Это моя запасная карта в рукаве – она «не сыграет» до самого «Порога», а за это время, посмотрев на то, что думают игроки, как они реагируют на подробности, заинтересованы ли они в «жёстком» столкновении, я могу решить по какому сценарию будет разворачиваться раскрутка легенды.
Если вместо того, чтоб сказать «город был уничтожен огнем дракона», я сказал бы «город был уничтожен огнем дракона сражавшегося с гигантской человекообразной обезьяной», это нисколько не испортило бы основной легенды, а все что осталось бы у меня – не одна, а две карты в рукаве.
Автор: Александр «Мэлфис К.» Фролов. Источник: Штормовая башня
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и будьте в курсе всех изменений.
Про что написать легенду
В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера
Пишем легенду
А в далеком далеке
Мячик плавает в реке.
(«Мой 20 век»)
Содержание:
1. Что такое «легенда»
2. Отличие легенды от сказки и мифа
3. Виды (типы) легенд и их основные темы
4. Особенности построения и языка легенды
1. Что такое «легенда»?
Легенда. Какой автор не мечтает написать легенду? Почти все. Но вот что удивительно – мечтать мечтают, а пишут, в итоге, единицы.
Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?
Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и. один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова. даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.
Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.
Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о. В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».
Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:
1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?
2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?
3. Каковы основные жанры и темы легенд?
4. Какие виды и типы легенд бывают?
5. Что же такое – современная легенда?
6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?
Поэтому мне пришлось просмотреть кучу книг, в результате я получил кое-какие ответы и, не претендуя на ученость, хочу поделиться с вами тем, что мне показалось интересным, а главное – проливающим свет на темноту незнания.
Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:
Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)
Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:
Апокриф Байки Благочестивые сказания Бывальщины Былички Городские легенды Духовный стих | Жития Жития святых Криминальные истории Мифы Назидательная повесть Поверье Поучения | Предания Сказания Сказания о чудесах Сказки Христианская повесть Церковные сказания и т.д. |
Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?
2. Отличие легенды от сказки и мифа
У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:
Сказка | Легенда |
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. | Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности. |
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». | Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея. |
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. | Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности. |
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. | Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д. |
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. | Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы. |
Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:
Миф | Легенда |
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. | В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным. |
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). | Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому. |
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. | Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна. |
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. | Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа. |
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. | Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом. |
3. Виды (типы) легенд и их основные темы
Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.
Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.
Вид (тип) | Основные темы |
Мифологические легенды – устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения. | |
Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. | Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку. Явление болезни и избавление от нее. Взаимоотношения человека и судьбы. |
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. | Легенды про оборотней. Легенды про мудрых животных. Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону). Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке). Тема наказания человека превращением в животное. Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения. |
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. | Легенды о вампирах. Легенды о драконах или многоглавых змеях. |
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). | Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д. Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья). Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние. Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу. Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить. |
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. | Тема о лютой смерти. Тема о возвращении мертвых к живым. Темы о русалках (об упырях). Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов. Тема о мести духов за какую-то вину живых. Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д. |
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. | Тема о помощи духов мертвых. Темы о домовых, о защите дома. Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах). Тема передачи мудрости, знания от духов живым. |
Апокрифические легенды – прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа. | |
Ветхозаветные | |
Космогонические легенды | Происхождение вселенной, мира. Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил. Темы борьбы Бога и Сатаны. |
Антропогенические легенды | Темы о создании мужчины и женщины. Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека. |
Антропологические легенды | Жизнь первых людей. Темы о рае. Темы и мировом дереве (древе жизни). Темы о первородном грехе. Темы об изгнании из рая. Темы об отношении человека с Богом и Сатаной. Темы о потопе. Темы о змееборстве и т.д. |
Ономатологические легенды | Темы происхождения имен. Темы происхождения названий. |
Этногенические легенды | Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.). |
Новозаветные | |
Христианские | Темы о предательстве веры. Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения. Темы о суде Соломона. О Моисее и т.д. |
Христологичные | Все темы о Христе. О Христе и Богородице. |
Агиографические легенды | Темы о жизни и делах святых. О чудесных деяниях святых. Темы о днях памяти, о ритуалах. |
Геортологические легенды | Темы о происхождении праздников. О работе и отдыхе людей. |
Эсхатологические легенды | Темы о конце мира. Темы о борьбе добра и зла. Темы страшного суда и т.д. |
Исторически-героические легенды – это легенды, связанные с реальными событиями истории. | |
Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) | Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего. |
Топографические легенды | Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д. |
Героические | Темы о героях и их деяниях. О богатырях. О битвах, о доблести в бою. О пленении и выходе из плена. О героях со сверхъестественной силой. |
Социально-утопические легенды – легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего. | |
Эсхатологические | Темы о будущем, связанные с верой. О Фаусте. О переустройстве мира. |
Утопические | Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо). О потерянных странах (Атлантида). Об утопическом богатстве, благополучии. О герое-освободителе. О справедливом царе. |
Социальные | Темы избавления от страданий. О справедливости. О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов. О конце света. О культурном герое. |
Семейные легенды | Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее. О Казанове, Дон Жуане и т.д. |
Сатирические легенды | Темы о богатых и бедных. О бытовых проблемах. О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д. |
Современные легенды – еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке. | |
Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое | Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д. |
Исторически-социальные легенды | О жизни в прошлом, например, в СССР. Об освоении новых территорий, земель. О появлении новых городов. О бедных и богатых. О заговорах и тайных обществах. О социальных экспериментах. О страхах общества. О власти и простом человеке и т.д. |
Современные сказки | О чудесных происшествиях с человеком. О Фениксе, о Синей птице. Про Золушку и принца на белом коне. О нахождении неожиданных подарков судьбы. Темы о современных приметах и суевериях. О спрятанных и найденных кладах. О вампирах, домовых, барабашках и прочем. |
Бывальщины, былички | Рыбацкие или охотничьи легенды. Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии. Легенды по типу «это было с кем-то». |
Криминальные истории | О похищении людей. О противостоянии групп. Об успешных и неуспешных преступниках. О маньяках. Темы предупреждения об опасности и прочее. |
«Индустриальные» легенды | Темы о секретных технологиях, технике. Темы о влиянии техники и технологий на людей. Темы возвращения к природе. Темы роботехники и захвата мира роботами. Экологические темы и т.д. |
«Уфологические» и тератоморфные легенды | Легенды о пришельцах, о тарелочках. О Бермудском треугольнике. О необъяснимой пропаже людей и предметов. О необъяснимых событиях, явлениях. О таинственном влиянии какого-то места на человека. О Несси или Чужом и прочее. |
«Разрушающие» легенды | К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды |
Городская (урбанистическая) легенда | Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы: О подземных городах, лабиринтах и бункерах, Легенды о происхождении улицы, площади, памятника, О городских героях (или негероях), О пропаже или нахождении людей, О таинственных домах и лифтах, О каких-то необычных местах в городе, О таинственных автобусах и автомобилях, О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»), О волшебных магазинчиках, Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее. |
4. Особенности построения и языка легенды
Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.
Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.
И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.
Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:
«Жили-были. »,
«В некотором царстве, в некотором государстве. » и т.д.
Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:
«Когда деревья были большими. » и прочее.
Иногда рассказчик обращается к авторитетным лицам, которые якобы подтверждают достоверность сказанного, и ведет повествование как бы «по чужим словам»:
Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:
Интересен зачин в форме вопроса:
«Вы слышали о. » и т.д.
Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.
Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.
Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».
Развязка может быть
– ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);
– вовсе неожиданной : «А все не так вышло. », «Вдруг смотрит. »
Концовка легенды тоже неустойчива.
Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.
Для языка легенды характерны:
– смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);
– олицетворение ;
– антитеза (в том числе, социальная);
– фантазия и юмор ;
– гипербола (воспринимается как реальность)
– символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);
– антропорфичность (все о человеке)));
– анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);
– инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);
– метаморфоза (превращение, перевоплощение)
На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.
Пишите легенды. Удачи вам.
Что стоит почитать:
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.
Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.
Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.
Пропп В.Я., Фольклор и действительность.
Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты