Про что можно написать исследовательскую работу
Как написать исследовательскую работу или проект (рекомендации для учащихся и родителей)
Как написать исследовательскую работу или проект
(рекомендации для учащихся и родителей)
Научно-исследовательская работа — работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений.
Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта.
Итак, главной отличительной чертой проекта является наличие заранее известного результата. В проектной работе должны быть описаны конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта.
Советы по выбору темы:
— Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
— Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
— Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности, неожиданности.
— Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая тему, надо учитывать сочетание желаний и возможностей.
Основные требования к оформлению исследовательской работы или проекта
Требования к содержанию
Содержит:
— наименование учебного заведения
— фамилию, имя и отчество автора
— тему работы
— фамилия, имя и отчество руководителя
— город и год
Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Д олжно включать в себя:
— актуальность выбранной темы
— объект, предмет исследования
— его практическую значимость
— краткий обзор литературы
Актуальность : почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала, почему эту проблему в настоящее время нужно изучать.
Задачи исследования уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. Оптимальное количество задач – три-пять. Формулировка задач может начинаться с таких слов: познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование (эксперимент), провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.
Проблема — это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Исследовательская работа подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
В проектной работе гипотеза может быть не всегда. Нет исследования в проекте – нет гипотезы.
Методы исследования – это способы достижения цели исследования. Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете.
Также во введении должна присутствовать характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В литературном обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Состоит из глав (разделов), в которых содержится конкретный материал по исследуемой теме.
В первой главе обычно приводится анализ полученной информации из различных источников (литература, интернет-источники, фильмы и др.)
Остальные главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента, материал и методику, описание места и условий исследования, основные результаты. После проведения интервью, опроса, наблюдения, эксперимента, опыта и т.п. приводится описание полученных результатов.
Основная часть работы состоит из 2-3 глав. Каждая глава завершается выводами.
В работе должны быть сделаны ссылки на авторов и источники, из которых заимствуются материалы. Ссылки на литературу указываются цифрами в квадратных скобках.
Включает: подведение итогов работы , краткие выводы (краткие ответы на вопрос «Как решены поставленные исследовательские задачи?»). Расскажите о важности полученных результатов (самостоятельность, новизна, оригинальность, их практическое или теоретическое значение).
Объем заключения не должен превышать 1-2 страницы.
Содержит перечень источников, использованных при написании работы, составленный в алфавитном порядке. Необходимо указать издание, его автора, название издательства, год издания. Укажи интернет-источники, если вы ими пользовались.
Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц .
Общие требования к оформлению работы
шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервал; рисунки и таблицы располагаются в тексте произвольным образом.
Защита результатов исследования
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут.
Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы. Необходимо кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.
Требования к презентации:
Первый слайд презентации – титульный. На нем указывается: название презентации, ФИО и место учёбы автора презентации.
Использовать только чёткие картинки и фотографии с высоким разрешением.
Соблюдать авторские права, т.е. если вы используете текст, фотографии и картинки, которые НЕ являются вашими, необходимо указать источники информации и ссылку на оригинал (адрес на сайт в Интернете или название книги, ФИО художника, автора). Указать это нужно на последнем слайде презентации.
Не используйте слишком яркие фоны для слайдов. Картинки и фотографии на таких фонах «теряются», работать с такой презентацией сложно, информационность «сводится к нулю».
Иллюстрации, фон слайда, анимация должны быть выдержаны в едином стиле. Без крайней необходимости не следует применять звук и анимацию.
На слайде не должно быть много текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать в аудитории. Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне.
Презентация должна быть содержательной, иметь не менее 10 слайдов с сопровождающим их текстом, НЕ включая титульный и завершающий листы.
Текст должен соответствовать нормам русского языка, т.е. не содержать грамматических, пунктуационных и лексических ошибок.
Критерии оценки работ:
— соответствие темы проекта возрастным особенностям, глубина исследования
— оригинальность и ценность темы исследования
— практическая направленность работы
— уровень самостоятельности автора при выполнении работы
— структурированность работы, логика изложения, наличие и качество выводов
— оценка презентации к проекту (ее наличие, эстетичность оформления, соблюдение единого стиля, качество изображений, содержательность, правильно выполненное графическое представление результатов )
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Как правильно написать научно-исследовательскую работу (НИР)?
Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.
Научно-исследовательская деятельность
Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.
Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.
Нир предусматривает несколько классификаций:
Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.
Как писать научно-исследовательскую работу
Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:
Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:
Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.
Выбор темы
Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:
Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:
Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.
Структура
Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:
Правильное оформление НИР
Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:
Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Примерные темы исследовательских работ для начальных классов
Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов
Представляем перечень интересных и актуальных тем исследовательских работ для школьников начальных классов, на основе которых которые можно сформулировать свою тему исследования: расширить или сократить формулировку.
В процессе выполнения исследовательской работы, согласно выбранной теме, школьники более углубленно изучают выбранный ребенком объект наблюдения (изучения), наблюдают за животными, растениями, процессами и в результате исследования получают ответы на свои вопросы.
Темы исследовательских работ начальной школы рассчитаны для ребят с 1 по 4 класс, выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей. Главное, чтобы ребенок выбрал тему по своим интересам и увлечениям.
Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:
Темы исследовательских работ о природе:
Темы проектных работ о растениях
Темы исследовательских работ о животных:
Темы исследовательских проектов о грибах:
Темы исследовательских работ о птицах:
Темы проектных работ о земноводных:
Темы исследовательских работ о рыбах:
Темы исследовательских работ о насекомых:
Темы исследовательских работ по географии:
Темы исследовательских работ по экологии:
Темы исследовательских работ по физкультуре:
Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:
Темы исследовательских работ по математике:
Темы исследовательских работ по музыке:
Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:
Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:
Темы исследовательских работ младших школьников о цветах
Как легко начать писать исследовательскую работу?
Как сформулировать тему?
Ответ — никак! В самом начале формулировать тему даже не надо пытаться, надо пытаться определить область исследования. Вот некоторые способы.
1. Загуглить. Самое простое ввести в поисковик запрос «темы исследовательских работ по…» К сожалению, чтобы найти действительно стоящую идею, надо быть продвинутым пользователем интернета, либо очень долго просматрвать сайты с глупыми и, часто повторяющимися, заголовками работ. Но может и повезти, так что этот вариант нельзя пропускать.
2. Просмотреть сборники работ, издающиеся после конференций. Школьные исследовательские работы не должны иметь цель сделать научный прорыв, этим занимаются в Сколково. Не надо бояться взять чужую тему за основу. Нодо лишь направить тему в «свое русло». Например, поменять предмет исследования, поменять выборку, условия эксперимента, ход решения задачи, применить региональный компонент.
3. Вспомнить тему урока, которая у вас самая любимая и вызывает интерес у учеников. Нет смысла проводить исследование или работать над каким-то проектом без интереса. Спросите ученика, какой урок ему больше всего запомнился? Любую тему урока можно переформулировать в тему исследования. Добавьте эксперимент, подумайте, какой проект можно создать на основе данной темы.
4. Найти последние новости науки и технологий, упростить. Упрощенные модели — отличный вариант!
Все еще нет темы? Тогда вы можете:
что-то рассмотреть с другой, нетипичной стороны
исследовать отношение людей к чему-то
выйти за рамки предмета и рассмотреть что-то со стороны разных наук
сделать сложнее какую-то простую модель
сделать проще какую-то сложную модель
изучить острую проблему школы, города, региона, станы в какой-либо сфере (образование, культура, экология…)
Примерная тема есть. Что дальше?
1.Вспомнить, что учитель это всего-лишь руководитель, автор работы — ученик. Не меняйтесь ролями!
2.Завести ученику тетрадку «Мой проект (мое исследование, адронный коллайдер, табурет будущего…)» Записывать туда предполагаемые темы, всплывающие идеи, расчеты, измерения, таблицы, чертежи…
3. Создать текстовый файл с тем же названием. Копировать туда подходящий материал, не забывая ссылки на источники (они пригодятся в списке литературы).
Ну вот и все. Надеюсь, начало положено. Это был самый сложный этап…дальше самое интересное.
И последний совет. Если вы руководитель — давайте четкие указания с четкими сроками (Измерить длину червей в контрольной и экспериментальной группе к пятнице! Закончить чертеж изделия через неделю!) Если вы ученик — не бойтесь прийти в срок, назаначенный руководителем, и признаться, что вы ничего не сделали!