Про что игра киберпанк
Cyberpunk 2077
Эта статья была опубликована в апрельском номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт вскоре после выхода журнала. Кстати, купить номер в электронном виде и прочитать ещё и интервью с директором игры Матэушем Кэником, можно здесь.
Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие — этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.
«Осуществляем мечты. Дорого, долго, но качественно!» — эту фразу нужно вырезать латинскими буквами над входом в офис польской CD Projekt RED. В 2007 году они, никому еще толком не известные, переложили в формат нелинейной ролевой игры культовый книжный цикл Анджея Сапковского про ведьмака Геральта.
Спустя пять лет один короткий анонс их нового проекта CyberPunk 2077 заставил учащенно биться сердца тех, кто зачитывается книгами Филипа Дика, Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона, несколько раз в год пересматривает «Бегущего по лезвию» и «Отель «Новая роза»» и давно мечтает поиграть в настоящий, классический киберпанк-нуар.
Настольная ролевая система CyberPunk, по которой авторы «Ведьмака» делают свою новую игру, создавалась в конце восьмидесятых годов прошлого века как раз под воздействием самых первых классических произведений и представлений о киберпанке. Даже сейчас, спустя двадцать лет, автор CyberPunk Майкл Пондсмит любит цитировать Уильяма Гибсона и бродить по ночному, залитому дождем и неоном городу. Именно эта честная и чистая романтика неуютного будущего должна найти свое отражение в новой RPG от СD Project RED.
Город греха
Мир CyberPunk далёк от сложного устройства «Матрицы» и уж тем более «Призрака в доспехах». Всё просто. Миром будущего правят многочисленные мегакорпорации, которые периодически воюют друг с другом. При этом основной водораздел противостояния проходит между американскими, неосоветскими (футуристический «Газпром») и японскими компаниями. И, естественно, во всем виноваты коварные азиаты, устроившие этакий киберсегунат с примкнувшими к нему киберякудза.
Во всем этом много прямолинейных конфликтов и даже трэша. Здесь можно найти сюжет о сражении американских и японских кибернаемников на дне океана или о том, как один известный хакер был уничтожен при помощи направленного орбитального удара.
Однако у настольной CyberPunk есть одно неоспоримое преимущество, вытекающее как раз из увлечения его авторов Уильямом Гибсоном и вообще ранним литературным киберпанком, — здесь много рассказывается не только о сражениях мегакорпораций, но и о том, как выживают затерянные в этом кибербезумии одиночества, простые граждане, пусть даже многие внешне уже и не слишком похожи на людей. И вот тут CyberPunk рисует едва ли не самую мрачную картину среди всех игр.
Действие разворачивается в большом кибергадюшнике под названием Night City, раскинувшемся на калифорнийском побережье между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Это такой типичный город греха, на улицах которого царит нищета, социальное неравенство и преступность. Повсюду продают нелегальные или даже легальные наркотики, расцветает черный рынок имплантов и кибертрансплантаций. И над всем этим — бандитские группировки. Одним словом, этакий Чикаго, перенесенный из 1930-х в мир мрачного цифрового будущего, — идеальные условия для настоящего киберпанк-нуара.
Съёмочная группа «Игромании.ру» отправилась в Варшаву, в офис CD Projekt RED, где взяла масштабное интервью у руководителя студии Адама Бадовского. И хоть до выхода «Киберпанка» ещё очень долго, масса подробностей о нём известна уже сейчас.
В кадре: Адам Бадовски рассказывает о связи компьютерной игры с настольным вариантом, символах киберпанка и об особенностях футуристических ролевых игр.
Живущие в ночи
На Braindance подсаживаются поголовно, меняя неприветливую реальность на яркие, пусть и чужие ощущения. Естественно, все это тут же обрастает жирным слоем грязи: черный рынок, большие деньги, преступники, порочная зависимость и толпы новых наркоманов. Со всем этим столкнется и пока еще безымянный герой игры. По словам разработчиков, он как раз вырос на улицах Ночного Города и теперь должен пробить себе дорогу в этом мире.
В процессе игрок столкнется с массой ярких персонажей, которыми так богата вселенная CyberPunk. Тут есть девушка, живущая в Сети — причем в виде цифрового призрака, — гитарист, выводящий соло кибернетической рукой, и хакер, который давно умер от обезвоживания, пересидев за компьютером, но продолжает выходить в Сеть из криогенной камеры.
Психи против психов
О механике и внутреннем устройстве будущей игры пока практически ничего не известно, а разработчики всячески увиливают, когда им начинаешь задавать конкретные вопросы. Но из разговора нам стало понятно, что это будет большая RPG в духе «Ведьмака» — с протяженным нелинейным сюжетом, постоянным моральным выбором, далеким от банального разделения на черное и белое (скорее, все оттенки серого), системой апгрейдов через всевозможные импланты и киберпротезы и с многочисленными сражениями.
На старте придется выбирать класс персонажа. И тут вселенная CyberPunk предоставляет богатый выбор. Всего в настольной игре доступно девять архетипов: соло (наемники), нетраннеры (хакеры), копы (полицейские), корпоратив (миллионеры), фиксеры (торговцы), медиа (репортеры), кочевники (собственно кочевники), рокер-бои (музыканты) и техники (доктора-механики). Каждый класс наделен каким-то одним уникальным умением. Так, у наемников остро развито чувство боя, а хакеры, что логично, умеют в любом состоянии быстро подключаться к Сети.
В любом случае в ходе прохождения игрок столкнется с отрядом MAX-TAC (Maximum Force Tactical Division), получившим в народе название «Отряд психов». Именно его работа была продемонстрирована в ставшем уже знаменитым ролике с сексапильной девушкой-убийцей в главной роли. Занимается отряд тем, что ловит слетевших с катушек людей, которых и людьми уже сложно назвать: они переборщили с вживлением имплантов и с модными наркотиками и стали нападать на тех, кто еще не успел этого сделать.
Самое интересное, что отряд MAX-TAC состоит из точно таких же психов. Как и героиня ролика, после поимки многие киберманьяки переходят на службу в правоохранительные органы. Такой вот клин клином. Мы очень надеемся, что игрок не только столкнется с деятельностью «Отряда психов», но и сам войдет в его ряды и даже займется подбором соратников. Такой колоритной партии в RPG вы еще точно не видели.
По словам Майка Пондсмита, работа над CyberPunk 2077 идет уже год, а версия вселенной, на которой она базируется, не так наивна и прямолинейна, как самая первая. Ждать релиза мы будем еще года два точно, и за это время все может поменяться. Но нам бы очень не хотелось, чтобы из игры окончательно выветрился этот чистый первородный киберпанк, воспевающий романтику грязных неоновых улиц и запретных удовольствий.
Если игра будет концентрироваться не только и не столько на войне корпораций, а на том, как живут и выживают в этом кибермуравейнике обычные люди, то у нее есть отличный шанс сказать что-то новое в жанре, где, казалось бы, все давно уже сказал Deus Ex.
Про что игра киберпанк
Cпустя восемь лет после первого анонса и множества переносов Cyberpunk 2077 наконец-то выходит в релиз. Игра немедленно ставит рекорд по одновременному количеству игроков среди однопользовательских игр в Steam — более миллиона человек одновременно.
12 декабря 2020 года — вышел первый хотфикс, призванный поправить состояние консольных версий — которые на старте получились поистине катастрофическими. CD Projekt RED, уверявшая игроков в том, что версии для PS4 и Xbox One работают «на удивление хорошо», фактически соврала, и консольные версии оказались неиграбельными. Особенно страдали игроки на базовых системах.
14 декабря 2020 года — CDPR извинилась за консольные версии игры и пообещала «приложить все силы», чтобы игра работала как задумано. Вместе с извинениями были анонсированы два первых крупных патча, а всем, кто не собирался ждать улучшений, разработчики предложили вернуть за игру деньги. Впрочем, для игры в тот день были и хорошие новости — она поставила рекорд по продажам в России за последние 20 лет по продажам физических копий в «М.Видео» и «Эльдорадо»).
18 декабря 2020 года— проблемы с консольными версиями и заявление разработчиков о том, что все желающие могут вернуть деньги за игру привели к тому, что Sony просто сняли Cyberpunk 2077 с продажи в PlayStation Network. Событие во многих смыслах знаковое — это был первый случай снятия крупной AAA-игры с продажи в PSN, да и политика возврата средств у Sony обычно не дает возможности вернуть игрокам деньги за уже загруженный продукт. Сами же разработчики пообещали, что все возвраты они компенсируют за свой счёт.
20 декабря 2020 года — на авторов игры собираются подать сразу два исковых заявления, одно в Польше, другое в США. Тем временем игра продолжает лидировать в чартах продаж в Steam, занимая первое место пятую неделю подряд.
24 декабря 2020 года— подан еще один иск к CDPR из-за «вводящих в заблуждение заявлений». Сами же авторы в этот день выпустили очередной хотфикс, который, среди прочего, чинил сломанные файлы сохранений весом больше 8 мегабайт.
28 декабря 2020 года — CD Projekt RED впервые отреагировала на исковые заявления, сообщив, что будет «активно защищаться от любых подобных претензий». На официальном же сайте игры примерно в это же время появился раздел, посвященный DLC для игры — первое из них по плану должно было выйти уже в январе 2021 года.
Что происходило с игрой в 2021 году
10 января 2021 года — Польское Управление по защите прав потребителей начало расследование в отношении CD Projekt RED. Целью комиссии было названо разобраться с тем, какие в игре есть проблемы, и что разработчики делают для их решения. На следующий день стало известно об очередном иске против разработчиков — тоже из-за «спорного качества игры».
14 января 2021 года— разработчики публикуют «дорожную карту» Cyberpunk 2077 и обращение главы компании CD Projekt RED Марчина Ивински, который в очередной раз извинился за состояние игры, и пообещал не только исправить все проблемы, но и достичь требуемого качества продукта. Согласно этой дорожной карте, после патчей 1.1 и 1.2 разработчики собирались выпустить еще «множество улучшений и обновлений», среди которых должны были быть бесплатные DLC, а также нативные версии для консолей нового поколения, PS5 и Xbox Series X|S.
23 января 2021 года — Cyberpunk 2077 показала лучший «цифровой» старт в истории видеоигр, сообщала исследовательская компания SuperData. По утверждению специалистов, было продано более 10 миллионов цифровых копий, 80% из которых пришлось на PC. Процент же возвратов средств в SuperData назвали «незначительным» и не повлиявшим на коммерческий успех игры.
В тот же день разработчики выпустили первый крупный патч, 1.1. Он должен был поправить множество проблем, но кроме этого добавил еще одну — в игре появился баг, мешающий проходить сюжетную линию. Спустя пару дней CDPR опубликовали инструкцию по его обходу, однако на этом их вмешательство и ограничилось.
27 января 2021 года — выход инструментария для создания модификаций к игре. В тот же день авторы запретили мод, который позволял пользователям менять модели в игре. Причина оказалось забавной — с помощью этой модификации игроки могли заниматься сексом с Джонни Сильверхэндом, персонажем Киану Ривза, из-за чего мод и и попросили убрать.
09 февраля 2021 года — CDPR сообщила о том, что подверглась хакерской атаке, в ходе которой злоумышленники получили доступ к исходному коду Cyberpunk 2077, The Witcher 3: Wild Hunt и Gwent: The Witcher Card Game, а ко внутренним юридическим документам компании. Разработчики сообщили, что не собираются идти на сделку с преступниками, после чего 11 февраля украденные данные были проданы на аукционе.
24 февраля 2021 года— выход патча 1.2 перенесен с февраля на март. Ключевая причина переноса — кибератака, совершенная 9 февраля.
19 марта 2021 года — авторы опубликовали информацию о грядущем патче.
29 марта 2021 года — состоялся выход патча 1.2, который исправляет более 500 ошибок и проблем. Игроки, впрочем, патч не оценили и начали на него ругаться, утверждая, что технически игра стала еще хуже, чем была до обновления 1.2.
31 марта 2021 года — руководство CD Projekt RED встретилось с инвесторами компании, где стало известно о двух любопытных вещах. Во-первых, авторы посчитали что игра «близка к возвращению в PS Store», а во-вторых, создатели решили пересмотреть свои планы касательно создания многопользовательской игры в сеттинге Cyberpunk 2077. Иными словами, проект оказался отменен
01 апреля 2021 года — акции компании упали до 190 злотых за штуку (в декабре 2020 года акции стоили 443 злотых, а в январе 2021 — 365 злотых) — последний раз такое было в марте 2019 года. Падение акций связывали с отменой многопользовательской игры, а также с не самым удачным патчем 1.2.
13 апреля 2021 года — Глава CDPR Адам Кичиньский заявил о намерении студии довести игру до идеала, и «продавать её годами», а также подтвердил недавнее изменение стратегии и отказ от выпуска мультиплеерной версии Cyberpunk 2077.
16 апреля 2021 года — CD Projekt отчиталась о рекордной прибыли и выручке за 2020 финансовый год. Несмотря на то, что Cyberpunk 2077 вышла только в декабре 2020 года, выручка с продаж все равно составила 562 миллиона долларов, что более чем в четыре раза превышает показатель за 2019 год и более чем в 2,5 раза превышает предыдущий рекорд, установленный в 2015 году в связи с релизом игры The Witcher 3: Wild Hunt.
22 апреля 2021 года— студия отчиталась о том, что за первый месяц после релиза игроки приобрели 13,7 миллионов копий Cyberpunk 2077. 73% копий были цифровыми, 27% — физическими. На PC-версии пришлось 56% копий, на PS4 — 28%, на Xbox One — 17%. Возврат средств запросили только 30 тысяч игроков — то есть около 0.22% покупателей. Это был последний раз, когда компания раскрыла абсолютные цифры по продажам продукта.
19 мая 2021 года — четыре коллективных иска к создателям игры объединили в один.
Новый заход на консоли
15 июня 2021 года — в PS Store вновь появилась страница с Cyberpunk 2077 — правда, без возможности приобрести игру. Sony заявила, что рекомендует играть только на PlayStation 5 или PS4 Pro.
21 июня 2021 года — игра официально вернулась в PS Store — спустя два месяца после того, как авторы заявили о «скором возвращении игры» в магазин. Также CD Projekt предупредили игроков о том, что начиная с 6 июля 2021 года политика возврата средств за игру изменится на стандартную.
27 июня 2021 года— Адам Кичиньский заявил, что компания довольная текущей стабильностью и производительностью Cyberpunk 2077. Вместе с тем он отметил, что студия продолжит работать над игрой: разработчики исправляют баги, глитчи и другие проблемы.
08 июля 2021 года — создатели игры затизерили скорый выход «самого крупного патча для Cyberpunk 2077».
27 июля 2021 года— дизайнер квестов для Cyberpunk 2077 Павел Саско в ходе стрима намекнул на скорый релиз первого DLC. В конце декабря 2020 года, напомним, разработчики планировали выход первого бесплатного дополнения на январь 2021-го.
17 августа 2021 года — CDPR официально объявили о том, что войдет в грядущий патч 1.3 — и среди множества исправлений ошибок нашлась информация и о первых бесплатных дополнениях. Ими оказались три небольших косметических изменения — новые автомобиль, одежда и возможность изменить облик Джонни Сильверхэнда. Сам патч вышел на следующий день — 18 августа.
14 сентября 2021 года — вышел небольшой патч 1.31.
20 октября 2021 года — обновления для Cyberpunk 2077 и The Witcher 3 с нативными версиями для консолей PlayStation 5 и Xbox Series X|S перенесли на 2022 год. Обновленный Cyberpunk 2077 для консолей текущего поколения авторы планируют выпустить в первом квартале 2022 года, а обновленный «Ведьмак 3» — во втором квартале.
29 октября 2021 года — авторы обновили «дорожную карту» Cyberpunk 2077, из которой стало известно о том, что все патчи, обновления и DLC увидят свет только в 2022 году. Причины переноса авторы никак не прокомментировали.
16 ноября 2021 года — игра не попала в номинацию «Игра года» на The Game Awards 2021 — проект оказался номинирован только на «Лучшую музыку» и «Лучшую ролевую игру».
26 ноября 2021 года — благодаря распродаже в Steam и 50% скидки игра вернулась на первую строчку мирового чарта продаж сервиса. Новые обзоры игры в Steam к этому моменту стали «очень положительными». Адам Кичиньский в этот же день сообщил о том, что ближайший крупный патч для игры выйдет только в первом квартале 2021 года.
29 ноября 2021 года — CD Projekt отчиталась о финансовых показателях компании. Выручка компании, согласно этим данным, выросла на 38%, при этом чистая прибыль упала на 30% в сравнении с показателями прошлого года за тот же период. Также из этого отчета стало известно о том, что над мультиплеером игры снова ведутся работы, однако никакой конкретной информации на этот счет авторы не предоставили.
02 декабря 2021 года — Cyberpunk 2077 не попала в номинацию TGA 2021 на лучшую игру года по версии игроков.
08 декабря 2021 года — CD Projekt начала переговоры об урегулировании с инвесторами, которые подали на разработчиков в суд после выхода игры. Это первая информация о разбирательствах с инвесторами с самой подачи исков: калифорнийский суд сообщает о том, что стороны пытаются договорится, и в том случае, если все пройдет как надо, инвесторы и CDPR подадут соответствующее заявление в суд. На время переговоров судебное делопроизводство временно приостановлено.
09 декабря 2021 года— игра проиграла во всех номинациях на The Game Awards 2021.
10 декабря 2021 года — к годовщине релиза «Киберпанка» издание Bloomberg подсчитало потери CD Projekt Red после релиза Cyberpunk 2077. Акции разработчиков упали в цене на 54%, и аналитики считают, что они могут упасть ещё сильнее. Также игра не оправдала надежд экспертов, которые предсказывали 30 миллионов проданных экземпляров через год после релиза. Точное же количество проданных копий на данный момент остается неизвестным — в последний раз CD Projekt раскрывали эту информацию в апреле 2021 года.
Что дальше
Очевидно, что релиз останется темным пятном на репутации CD Projekt RED на долгие годы — особенно с учетом того, что чинят игру крайне неспешно, а о скором выходе дополнений не идет и речи. Для третьего «Ведьмака» авторы уже спустя полгода после релиза выпустили первое крупное DLC, «Каменные сердца», здесь же по завершению года после релиза есть только три крупных патча да парочка мелких дополнений.
К тому же, когда именно выйдут новые обновления — неясно. CDPR указали сроком весьма туманный «первый квартал 2022 года», то есть период с января по конце марта.