Про что бывают стихи
Стихотворение (стихи) — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.
Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.
Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.
Стихотворение — это.
Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.
Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).
Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:
Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.
Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.
Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.
Виды стихотворений
Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:
По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:
По адресации также выделяют:
Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.
Признаки стихотворения
Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:
«Лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват»…
Что нужно помнить при анализе стихов
Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.
Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.
Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.
Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.
Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.
Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.
Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (9)
А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!
Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.
Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.
очень понравилось спасибо
Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.
Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.
Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.
Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.
Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.
Какие стихи бывают?
Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Здесь речь пойдёт лишь об одном аспекте этого явления: о тематике стихотворчества – о тематической классификации в искусстве сочинения стихов.
Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?
Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.
При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.
Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.
Поэтический жанр, форма, тема
Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.
Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест
Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.
Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.
Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).
Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».
Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.
В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.
Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.
Разновидности стихов
Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.
Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.
Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.
Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.
Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.
Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.
Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).
Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.
Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.
Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.
Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.
Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.
Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.
Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.
Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.
Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.
Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.
Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.
Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.
Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.
Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,
Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.
Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.
Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.
Стихотворение как способ мышления
Виды стихотворений
Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:
В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.
Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.
Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.
Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.
Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.
Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.
В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.
Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.
Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.
Смысловая нагрузка стихотворения
В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов. Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься.
Достоинства стихотворений
Достойные стихи подобны картинам или даже художественному кино. Они обладают таинственной магией и способны переносить читателя в мир автора посредством лишь черных строгих букв на белом фоне. Хорошие стихи хочется читать вновь и вновь, оживляя в сознании образы, которые видел автор. Стоит ли говорить, что стихотворения являются творческим достояниям каждой страны? Они развивают память, мышление, воображение. По этой причине с детьми рекомендуется заучивать стихи, потешки, басни. Стихи великих поэтов включены в школьную программу и подлежат литературному анализу.
Про что бывают стихи
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Стихотворение. Виды стихотворений.
Как выяснилось, стихотворений есть очень много всяких разных. Вашему вниманию представляю виды стихотворений. Не исключено, что это не полная информация и я что-то упустила. По крайней мере старалась охватить все.
БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел.
(Н. Карамзин)
Далёким предком белого стиха был т.н. БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:
О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)
. Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась.
( И.А. Крылов)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.
Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне.
(Д. Минаев)
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А.Блок)
Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь. носки!
(Саша Чёрный)
РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется.
А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)
МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям)
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина.
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?
В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)
Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.
Села Алеся
с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
а на печи грейся.
(русская скороговорка)
Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:
Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився.
(«Задонщина», 14 век)
Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)
Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита.
Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.
АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья.
Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.
Искусство слов и их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,
Летящих в неизвестность фраз;
Осипшая от всех запретов,
Жизнь без притворства и прикрас.
Едва слышна тугому уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,
Елей лишь сердцу и Творцу.
(И. Блуменфельд)
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им;
Утехой в бедствиях всего бывало боле;
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
(Нелединский-Мелецкий)
Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
(Карион Истомин)
КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!
ПАНТОРИМ – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения. Также см. Панторифма.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.
Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий.
Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак. ни хаты, ни куста.
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь.
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)
БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:
…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …
Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)
Что вы простонете?
Что вы просто не те?