Про что басня обоз

Анализ басни «Обоз»

Про что басня обоз

Одна из популярных басен И.А. Крылова «Обоз» была написана в 1812 году и напрямую связана с Отечественной войной. В свойственной поэту аллегорической форме он прославил действия великого русского полководца М. И. Кутузова. На нашем сайте представлен краткий анализ «Обоз» Крылова, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Про что басня обоз

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Обоз.

История создания – Произведение написано в 1812 году.

Тема – Противопоставление мудрости и горячности; необоснованная критика осторожности и опыта.

Композиция – Произведение построено на аллегории; как в большинстве басен, финальные строки представляют из себя мораль.

Жанр – Басня.

Стихотворный размер – Разностопный ямб.

Метафоры – «понёс на крестце», «какой осёл!».

Эпитеты – «крутой», «молодая», «хвалёный», «бедный».

Олицетворения – «шёл обоз», «пошли толчки».

Сравнения – «лепится, как рак».

История создания

Басня была написана Крыловым под впечатлением от выбранной тактики во время Отечественной войны 1812 года. Все ожидали молниеносной реакции Кутузова на продвижение противника вглубь страны, однако мудрый полководец действовал по собственному усмотрению, всячески уклоняясь от прямых атак. Подобное поведение вызвало сильное раздражение у власти и придворного окружения, однако именно эта стратегия позволила Кутузову значительно ослабить врага и в итоге одолеть его.

В произведении автор раскрыл тему мудрого поведения, которое неизменно приводит к положительному результату. Напротив, спешка, горячность, необдуманность становятся причиной печального финала. Раздавать советы и критиковать других совсем несложно, но благополучно решить проблему под силу далеко не каждому.

Композиция

В басне «Обоз», как и во многих других баснях, использован приём аллегории: повествуя о конях и их поведении, автор имеет в виду слова и поступки людей. В конце басни автор выделил мораль отдельным четверостишием.

Произведение написано в жанре басни; размер – разностопный ямб (количество стоп в строках различается).

Средства выразительности

Автор щедро наделяет произведение различными художественными средствами. Среди них метафоры (« понёс на крестце», «какой осёл! »), эпитеты (« крутой», «молодая», «хвалёный», «бедный »), олицетворения (« шёл обоз», «пошли толчки »), сравнения (« лепится, как рак »).

Источник

Про что басня обоз

История создания

Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.

Про что басня обоз

Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.

Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:

И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».

Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.

Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.

Образы басни Крылова

Анализ басни Крылова «Обоз» на уроке литературы следует начать с выразительного чтения текста по ролям, также можно слушать аудио или поручить кому-то из ребят сделать презентацию. Попутно учащиеся записывают в тетрадь характеристику героев:

Про что басня обоз

Молодая Лошадь бранит старого Коня, которого якобы перехвалили, а если бы не она, «таскал бы воду». Автор иронизирует над ее словами, потому что воду возить тоже надо умеючи. Лошадь хвастается: «И возик свой мы не свезем, а скатим!». Итог вышел печальный: воз свалился в канаву, и горшки разбились. Ее ругательства оказываются бессмысленными и никому не нужными.

Часто советы со стороны выглядят глупыми и ненужными, но действия нас самих могут быть еще хуже. Старый Конь, который всегда надеется только на себя, не слушает никого. Он медленно и уверенно спускается с горы, и поклажа остается целой. Из этого можно сделать вывод, что на советы других не всегда стоит полагаться, так как они могут оказаться неверными.

Если перенести содержание басни на людей, то, изображая доброго Коня, автор имеет в виду Кутузова — умного и опытного полководца.

Лошадь молодая — это император Александр I, который подталкивал командующего на необдуманные действия. Основная идея произведения выражена в последних строках басни, где говорится:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Здесь явный намек на проигрыш императора в бою при Аустерлице.

Изобразительные средства

Автор широко использует различные художественные средства.

Про что басня обоз

Повествовательность и основательность изложения событий придают басне инверсии, которых тут немало: «с горшками шел обоз», «кажется в другом ошибкой нам» и другие.

Эпитетов не так много, так как действие описывается очень быстро:

Применяется очень меткое сравнение: «лепится, как рак». Множество фразеологических оборотов придают повествованию и речи героев яркость и образность. Все хвастливые эмоции Лошади хорошо подчеркивают лексические повторы («левей, левей»), риторические восклицания: «смелей, смелей», «Какой осел!». Кульминацией басни является падение Лошади в канаву и также подчеркивается восклицаниями: «бух в канаву!», «Прощай, хозяйские горшки!».

Баснописец активно использует прием иносказания — аллегорию. В Лошади видны черты Александра I, а в старом Коне — Кутузова. В басне названия животных пишутся с заглавной буквы, намекая на людей. Большую роль в произведении играют синонимы («косо! криво!», однородные сказуемые («махнем, минуты не потратим, не свезем, скатим»), анафоры «Вот чуть не зацепил…», «Вот толчок…». При анализе басни «Обоз» Крылова в 8 классе стоит подчеркнуть, что с помощью этих выразительных средств автором высмеивается человеческая глупость, бахвальство, неуважение к старшим по возрасту.

Нравоучительный смысл произведения состоит в том, что умных и рассудительных людей, поступающих мудро, всегда ждет хороший результат, а самонадеянность и беспечность ведет к проигрышу.

Если говорить кратко, мораль басни можно выразить пословицей «Тише едешь — дальше будешь».

Источник

Мораль басни «Обоз» Крылова, анализ, суть, смысл

Про что басня обоз
Басня «Обоз».
Художник В. Серов

Басня «Обоз» Крылова была написана осенью 1812 г. и впервые опубликована в том же году в журнале «Сын Отечества» (ч. II, № 7).

В этой статье представлены материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Мораль басни «Обоз» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Обоз» заключается в том, что рассудительные и терпеливые люди в конце концов добиваются лучших результатов по сравнению с теми, кто действует бездумно, беспечно и самонадеянно.

В образе «доброй лошади» изображен полководец Кутузов, проявивший осторожность и
выдержку при обороне от нашествия армии Наполеона.

«Под первым конем нужно разуметь человека уже известных лет, который многому научен опытом, который, поэтому, всякое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит хоть не скоро, да споро. Вторым конем указано на человека молодого, самонадеянного, который по тому самому, что не испытал еще никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так, смотри, и бух с делом в канаву.

Басней «Обоз» он целиком оправдывал медлительность Кутузова. Баснописец понимал, что «повара» русской политики упустили немало драгоценного времени и не подготовились к войне, что приход Кутузова не может создать немедленного перелома в ходе военных событий. Широкое общество не понимало, почему полководец медлит. Не понимал этого и Александр I. Царь открыто обвинял главнокомандующего в том, что он уклоняется от встреч с неприятелем, что он отводит войска в глубь страны и не принимает боя.» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Таковы материалы о морали басни «Обоз» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Источник

Анализ и мораль басни Обоз Крылова 8 класс

Басня И. А. Крылова является отражением людских пороков, анализируя которые читатель учесть и не повторять ошибок. К этому приводит и мораль басни.

История создания. История создания басни имеет отголосок с военными действиями 1812 года, когда Русская земля нуждалась в спасении от французского врага. Свою защиту она дождалась со стороны войск, которыми мужественно руководил М. К. Кутузов. Бездействуя некоторое время, он лишь вырабатывал тактику, обдумывая ходы, от которых зависела жизнь мирного народа. В журнале под названием «Сын Отечества» была опубликована басня «Обоз». Читатель по достоинству оценил представленный на суд рассказ с аллегорическим смыслом.

Жанр. Написанный И. А. Крыловым небольшой по объему рассказ имеет нравоучительное заключение. Кроме того, в нем есть аллегорический смысл. Все это является доказательством того, что автор представил произведение, которое относится к литературному жанру – басне. Важной составляющей этого произведения является мораль.

Герои. Каждый из героев басни имеет свое место и несет в себе определенные черты. Это хозяин обоза, представленный автором как опытный и осторожный человек; конь «добрый», который стоит не случайно первым в упряжке, так как именно на нем лежит вся ответственность. Это и молодая лошадь, которая вместо того, чтобы прислушаться к мнению опытных, уверена в себе, не может позволить считать себя ниже окружающих и выставляет на показ свое превосходство.

Сюжет. Однажды спускающейся с горы повозке предстоял крутой спуск. Мудрая лошадь изо всех сил старалась сделать это так, чтобы не сломать ни одного горшка в телеге. Однако каждое ее действие было раскритиковано со стороны молодой лошадью, которая, не зная тяжести преодоления препятствия, ругала ее за каждый сделанный шаг.

Главная мысль. Ситуации, в которых оказываются люди, как и герои басни Крылова, бывают совершенно разные. Если человек столкнулся с трудностями и пытается справиться с ними, то нужно отнестись к этому с уважением. Слишком уверенный в своих силах, но не справляющийся на самом деле с ними человек, не имеет право критиковать другого. Самонадеянность не приводит к желанным результатам, а терпение, трудолюбие и старание всегда приводят к победе.

Обращаясь к образам животных, наделенных качествами, характерными для людей, И. А. Крылов высмеивает тех, кто слишком горд, зазнается и не предпринимает сам ничего полезного.

2 вариант

Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл. Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает, хотя воз спускается на самом деле нормально. Когда приходит черед второго коня спускать собственный воз, он ничего не может сделать нормально и в итоге падает, разбивая горшки и воз.

Мораль тоже вполне понятна: иногда люди начинают ругать других, когда смотрят со стороны. Хотя сами, когда наступает черед взяться за дело, не могут ничего сделать нормально и делают даже хуже, будто и не слышали сами собственных советов, порицаний и упреков.

Такое мы иногда можем видеть и в школе, когда кто-то отвечает у доски, его ответы могут казаться какими-то нелепыми, по классу раздаются даже смешки и упреки: «как он мог так сказать?», «ну невероятная глупость!». Однако, когда нас самих вызывают к доске, то часто дар такой легкой речи куда-то исчезает и мы тоже мнемся, не можем связать два слова и только в душе остаемся такими гордыми и благородными. При этом ситуация-то не меняется, наш воз тоже катится с горы, и ответы остаются невнятными.

Понять для чего нужны такие басни совершенно не трудно, автор призывает нас поменьше смотреть на чужие ошибки и оплошности. Конечно, умные люди учатся на ошибках других и учитывать опыт другого человека действительно порой полезно и актуально, но есть большая разница в восприятии.

Если мы смотрим на ошибки другого только для того чтобы морально возвыситься, казаться себе лучше, из этого навряд ли выйдет нечто полезное. В основном с придирчивостью следует относиться к себе самим, тогда и собственные дела станут более разумными, умелыми и ценными. При этом смотреть на других для того чтобы действительно перенять какой-то полезный опыт, либо оценить возможные ошибки – в какой-то степени разумно.

Крылов пишет о вреде зазнайства и таком чувстве, которое иногда свербит в людях. Они часто не могут даже успокоиться и только и обсуждают как другой занимается чем-то. Причем не всегда он делает нечто плохо, но такие обсуждающие видят только плохое и потешаются этим.

Самое печальное в этом заключается в отсутствии такого идеального распределения возов как дается в басне Крылова. Не каждому дано везти свой воз. Поэтому некоторые на протяжении всей своей жизни остаются в заблуждениях и принижении других людей, хотя сами не много стоят.

Анализ 3

Басня «Обоз» была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1812 году. Сюжет произведения на первый взгляд незатейлив и прост. Молодая лошадка смеется над аккуратным и медленным спуском коня с обозом. В силу своей неопытности она полагает, что конь проявляет неуместную осторожность. Когда же настает очередь лошадки спускать следующий воз, она будучи уверенной в своих силах и умениях с быстротой и горячностью принимается за дело. Однако спуск с горы оказывается не таким простым, как предполагала молодая лошадь. Вместе с возом она попадает в канаву, разбивая при этом «хозяйские горшки».

Мораль басни заключена автором в последнем катрене. Многие люди, как и лошадка, с легкостью критикуют и дают советы. Они замечают ошибки других и незамедлительно указывают на них. Но стоит лишь приступить за дело самому, как из него уходит былая легкость и тот, кто недавно знал, как нужно поступать, сам начинает допускать ошибки. Мораль также можно сравнить с поговоркой: « в чужом глазу соринку увижу, а в своем и бревна не замечу».

Молодая лошадка не является строго отрицательным персонажем. Ее критика и советы бессмысленны и пусты из-за недостатка знаний и опыта. Как пишет Крылов «многие имеют слабость ту же». Зачастую действия других людей кажутся нам нелепыми и неправильными. Но оказавшись в таком же положении, предпринимаемые собственные действия могут быть еще хуже.

Если перенести смысл басни в жизнь людей, то можно сделать вывод, что критиковать и давать советы всегда намного легче, чем сделать что-то самому. Поучения и «ценные» указания не всегда могут оказаться помощью, даже если и человек желает вам помочь. Мудрый конь, привыкший самостоятельно принимать решения, не использует советы лошадки. Он аккуратно спускает воз. Из этого следует еще одно заключение, что не всегда нужно полагается на мнение окружающих, ведь оно может оказаться ошибочным. Так или иначе, но ответственность за принятое решение всегда лежит на том, кто его принял.

Источник

О том, как глупая лошадь, поливавшая грязью своего «коллегу», сама не смогла выполнить подобное задание, поведает басня «Обоз» Крылова.

Читать текст басни:

С горшками шел Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться.

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понес,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнем!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезем, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но, только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырех ног

По камням, рытвинам пошли толчки,

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни Обоз:

Мораль басни можно сопоставить с тем смыслом, который содержится в библейском изречении о соринке в глазу ближнего. Люди горазды судить о чужих действиях, однако если подобное дело придется выполнить им самим, это окажется не так-то просто. Нередко действия других людей кажутся нам глупыми и неуместными, но стоит только встать на их место, как наше мнение тотчас же станет другим. Поэтому, прежде чем поливать грязью другого, стоит сначала поразмыслить – а действительно ли я смог бы справиться с этим заданием лучше?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *