Про что аниме темный дворецкий
Обзор аниме Kuroshitsuji (“Демон-дворецкий”, “Тёмный дворецкий”, “Black Butler”)
Периодически меня просят написать обзор на то или иное аниме, и, как правило, я стараюсь удовлетворять подобные просьбы. Запросы поступают самые разные, но один тайтл в них упоминался наиболее часто, и, в конце концов, я решил с ним ознакомиться – очень уж стало интересно, что в нем такого особенного, ведь даже мои друзья, далекие от мира аниме, слышали про него. Поэтому, без лишних предисловий, представляю вашему вниманию обзор на аниме Kuroshitsuji (“Демон-дворецкий”, “Тёмный дворецкий”, “Black Butler”).
Краткие сведения
Kuroshitsuji – пародийное комедийно-психологическое аниме, действия которого разворачиваются в викторианской Англии. Оно создано студией A-1 Pictures, на момент написания обзора было показано три сезона. В основе сценария лежит манга, хотя сюжетная линия части первого и всего второго сезона с ней расходятся. Первый сезон состоит из двадцати четырех серий, был показан в 2008-2009 годах. Второй сезон состоит из двенадцати серий, был показан в 2010 году. Третий сезон состоит из десяти серий, был показан в 2014 году. Кроме того, существует большое количество OVA и special эпизодов. В данном обзоре я расскажу про впечатления от просмотра первого сезона Kuroshitsuji.
Жизнь двенадцатилетнего аристократа Сиэля Фантомхайва (Ciel Phantomhive) никогда не была легкой: в детстве в результате несчастного случая он стал сиротой, и с тех пор обязанности по управлению семейным бизнесом легли на плечи незрелого юнца. Туманный Альбион XIX века – место, наполненное опасностями и тайнами, и кому, как не представителю семейства Фантомхайв, с ними разбираться, чтобы защитить престиж страны и королевы. Благо, у Сиэля есть незаменимый помощник в лице дворецкого Себастьяна Микаэлиса (Sebastian Michaelis), готовый выполнить любой приказ: будь то приготовление изысканного чая для гостя или сражение с несколькими десятками мафиози. Хорошо все-таки иметь при себе демона-дворецкого!
Персонажи
В “Тёмном дворецком” главные герои выбраны оригинально: юный Сиэль и его дворецкий Себастьян составляют тандем, который не так уж часто встретишь в аниме. Начнем с Сиэля. На первый взгляд, мало кому будет приятно наблюдать за высокомерным юнцом, направо и налево разбрасывающимся пафосными фразочками. Сиэль – двенадцатилетний парень, возомнивший себя королем на шахматной доске. Но в этом и заключается прелесть создаваемого образа – ведь, если подумать, таким и должен быть ребенок, которого против его воли вдруг наделили полномочиями и ответственностью. Именно такими бывают отпрыски аристократических семей, не получившие должного воспитания, и делающие всё, что им вздумается. Вы можете не любить Сиэля, можете не соглашаться с ним, но глупо отрицать тот факт, что такой человек мог существовать в реальности. Характер Сиэля неприятен, но реалистичен, и потому наблюдать за ним мне было интересно. Просто надо чуточку к нему привыкнуть.
В случае же с Себастьяном все намного прямолинейнее – это типичный сверхсильный персонаж, способности которого находятся на уровень выше остальных действующих лиц. На скрипке играч, врагов убивач, хозяйством управляч. Но, в отличие от других овербафнутых собратьев вроде Саитамы, Себастьян никогда не демонстрирует весь свой потенциал, даже если при первом взгляде на него понятно, что он нереально таинственен и крут. Серию за серией ты ожидаешь, что вот-вот он, наконец-то, превратится в монстра и раскидает врагов мановением руки. Но нет. Себастьян полностью оправдывает свое звание таинственного демона, прячущегося за маской дворецкого. Годный персонаж, своим спокойным и уверенным характером смягчающий негативное впечатление от своего высокомерного хозяина.
Со второстепенными персонажами ситуация куда более интересная. Почти каждый встречающийся в аниме герой скрывает какую-то тайну, раскрытие которой звучит как гром среди ясного неба. Ты видишь перед собой скромного, неловкого дворецкого – а через минуту он бегает с бензопилой наперевес, забирая человеческие души. Видишь изысканного графа, проводящего торжественный прием – а он занимается продажей девушек на черном рынке. Видишь милую девушку, читающую книжки – а она без стеснения убивает прихожан церкви. Черт, да даже постоянно шумящие слуги в особняке Фантомхайв – и те оказываются не так просты, как кажется. Подобные неожиданности встречаются в каждой сюжетной арке. Некоторые из них предсказуемы, а некоторые предугадать крайне трудно. Наделение персонажей “двойным дном” является важной деталью психологического аниме, вынуждающей зрителя приглядываться к персонажам с удвоенной внимательностью в попытках разгадать их истинную сущность. Это как беспроигрышная мини-игра: угадал – испытываешь гордость за свою внимательность; не угадал – приятное удивление от неожиданного поворота событий.
Сюжет
Первое впечатление Kuroshitsuji оставляет неоднозначное. С одной стороны, аниме неплохое, и временами даже интересное. С другой стороны, я долгое время не мог понять, почему Темного дворецкого восхваляет такое количество людей, ведь в нем нет ровным счетом ничего выдающегося. Это вроде бы и комедия, но обилия годных шуток в ней нет; вроде бы и экшн, но боевые сцены встречаются редко, да и нарисованы они посредственно; вроде бы и психология, но преподносится она через двенадцатилетнего ребенка. Подобная неопределенность привела к тому, что где-то в районе четвертой серии я хотел забросить просмотр, но обещание написать обзор и высокие оценки на MAL заставили меня передумать. И постепенно аниме начало меняться.
Не знаю, что именно играет наибольшую роль в преображении Kuroshitsuji. Скорее всего, тут замешан целый ряд факторов. В первую очередь, это привыкание к персонажам, которым ты постепенно начинаешь сопереживать. Со временем и Сиэль перестает раздражать своим поведением, и безумных персонажей, добавленных исключительно в комедийных целях, становится меньше. Кроме того, сюжет становится глубже и интереснее. Арка про деревню, сделанная по мотивам Собаки Баскервилей; арка про Джека Потрошителя; арка про секту или про убитых короля Эдуарда и его брата – все они привносят в аниме разнообразие и мрачную атмосферу. Да и резких перепадов между комедией и психологией становится меньше, хотя полностью они все-таки не исчезают. Со временем Kuroshitsuji становится лучше, однако, боюсь, далеко не каждый зритель будет столь же терпелив, как я, и в этом заключается один из самых серьезных недостатков этого аниме.
Рисовка
С первых же кадров в глаза бросается мягкая рисовка фонов и резко прорисованные очертания персонажей. Лично мне подобный стиль нравится, потому что он позволяет акцентировать внимание там, где это требуется. Для 2009 года рисовка более чем достойная. Тем не менее, при желании, в ней можно найти целый ряд недостатков, и, в первую очередь, они проявляются в динамических сценах и фонах. Встречаются кадры, в которых фон абсолютно статичен, и только камера перемещается по нему сверху вниз или справа налево. Стоящие на одном месте прохожие и упряжки с лошадьми по современным меркам смотрятся заурядно. Кроме того, далеко не всем понравится гламурный дизайн некоторых мужских персонажей (да, да, я про тебя говорю, Грелль). Однако перечисленные недостатки почти не портят впечатление от просмотра, рисовка и впрямь хороша.
Музыка
Музыкальное сопровождение в Kuroshitsuji великолепное, и является одной из наиболее сильных сторон аниме. В нем использовано множество разнообразных музыкальных стилей, которые сменяют друг друга, поддерживая необходимую атмосферу. Вряд ли какой-либо другой музыкальный стиль может передать антураж пафосной аристократической жизни лучше, чем оперное пение под аккомпанемент скрипки. Для драматичных сцен написана бесподобная фортепианная музыка, а для комедии использованы гитарные мотивы. Кроме того, в боевых сценах использован динамичный рок, а в некоторых сериях встречаются индийские мотивы. Редко где встретишь столь качественную и разнообразную фоновую музыку. Она является одной из основных причин, из-за которых я досмотрел Kuroshitsuji до конца.
Опенинг Kiss of Monochrome в исполнении SID поддерживает высоко заданную планку качества, в особенности вступление. Акустическая гитара в сочетании с флейтой, подкрепляемые мощью электрогитары, звучат потрясающе. Опенинг, кстати, выделяется одной интересной чертой: примерно с середины сериала вместо первого куплета песни начал использоваться второй. Я удивлен, что подобный прием используется редко, особенно если учесть, что, как правило, существуют полные версии песен, используемых в опенингах, и проблем с разбиением на куплеты быть не должно. Эндинги I‘m ALIVE! в исполнении BECCA (эпизоды 1-13) и Lacrimosa в исполнении Kalafina (эпизоды 14-24) тоже получились превосходно.
Юмор
Большая часть шуток проста и прямолинейна, и явно рассчитана на юного зрителя. Лично мне уже поднадоело смеяться над крикливыми персонажами, творящими какую-то дичь. Яркий пример – красноволосый жнец Грелль, который, несмотря на бытность мужиком, домогается Себастьяна и ведет себя ну очень глупо. Наиболее смешными в “Темном дворецком” получились не прямолинейные шутки, а мелкие детали, связанные с персонажами. К примеру, я долго смеялся над пожилым дворецким Танакой, с блаженным видом попивающим чаек. Танаке можно смело вручать Оскар за лучшую роль второго плана. Или вечный судья-аристократ, постоянно появляющийся на проводимых турнирах и соревнованиях, и красочно описывающий свои впечатления. Или китаец, делающий вид, что все знает, и лишь в конце спрашивающий о сути дела. В общем, в Kuroshitsuji есть, над чем посмеяться, но ожидать постоянного веселья не стоит.
Оценки
Персонажи – 7.0. Множество достойных персонажей, которые, тем не менее, не смогли показать весь свой потенциал. У некоторых из них есть вторая сторона личности, которую раскрывают в самый неожиданный момент.
Сюжет – 7.0. Поначалу крайне спорный, ближе к середине он начинает демонстрировать свои сильные стороны.
Рисовка – 8.0. Вполне достойная для своего времени рисовка, преимущества которой довлеют над недостатками.
Музыка – 9.0. Прекрасное и разнообразное музыкальное сопровождение, которое превосходно передает настроение происходящего на экране.
Юмор – 7.0. Простоват, но несколько смешных шуток все-таки встречаются.
Заключение
Знаете, трудно советовать кому-либо “Демона-дворецкого” к просмотру. И дело тут не в том, что аниме плохое – просто крайне трудно предугадать, какое воздействие оно окажет на того или иного зрителя. Оно может как оставить вас в диком восторге, так и заставить промывать глаза святой водой. Об этом же говорит наличие абсолютно диаметральных отзывов, восхваляющих или критикующих “Темного дворецкого”. Всё потому, что в нем есть множество неоднозначностей, которые могут быть восприняты по-разному. Кому-то понравятся быстрые переходы от комедии к психологии и обратно, а кто-то не потерпит подобной сумбурности. Кто-то оценит аристократичную высокомерность Сиэля, а кому-то, напротив, философские речи в исполнении двенадцатилетнего ребенка покажутся раздражающими. Кому-то понравится гламурный дизайн мужских героев, а кто-то назовет это педерастией. И знаете – каждый будет в той или иной мере прав. Предположу, что юному зрителю Kuroshitsuji подойдет больше, чем взрослому, так как юмор использован максимально простой и прямолинейный, а психологическая и сюжетная составляющая глубиной не отличаются. Мне аниме скорее понравилось, чем нет, но из-за медленного начала и множества недостатков я не могу поставить итоговую оценку выше.
Rudean, special for AwesomeReviews.ru
P.S. При просмотре я заметил одно интересное совпадение: в пятнадцатой серии Kuroshitsuji показан поварской поединок, участники которого готовят карри, и эта сцена ну очень похожа на то, что происходит в последних сериях Shokugeki no Soma. Там тоже участники готовят карри, и блюда в результате получаются очень похожие. Принца из Индии, кстати, тоже зовут Сома. Любопытное совпадение, не правда ли?