Признание державин о чем стих
«Признание» анализ стихотворения Державина по плану кратко – тема, эпитеты, смысл, средства выразительности
На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.
История создания – Стих написан в 1807 году.
Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.
Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.
Жанр – Философская лирика.
Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.
Метафоры – «сам был света обольщен».
Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».
Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».
Сравнения – цари «равны богам».
История создания
В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.
Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.
Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.
Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.
Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.
Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.
Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.
В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.
Композиция
Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.
Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.
В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.
Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.
Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.
Средства выразительности
Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.
В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: «правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа».
Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры («сам был света обольщен»), эпитеты («важным», «властным», «громким», «беспристрастным»), олицетворения («важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел»).
В своём произведении Гавриил Романович создаёт атмосферу дружеской, душевной, открытой и искренней беседы с читателем, что является его самой запоминающейся особенностью.
История создания
«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.
Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.
Таким образом, он написал «Признание» — одно из самых знаковых его произведений наряду со знаменитым «Памятником», «Бессмертием души», «Детской песней» и другими шедеврами.
Тема и идея
Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.
Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.
Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.
Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.
Жанр, структура и композиция
Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:
Изначально Г. Р. Державин не отходил от правил классицизма, но со временем расшил его рамки и вышел за установленные жанровые границы.
Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.
Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.
Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.
Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:
Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.
Содержание произведения
Стих «Признание» Державина написан всего лишь одной строфой, размер которой — 32 строки. Условно его можно разделить на 3 части:
Заканчивается произведение словами, что никто в этом мире не безгрешен. Финальная строка — перефразированная цитата из библии: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, если ты не человек». Это цементирует основную мысль стихотворения «Признание» Державина.
Авторский посыл
По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.
Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.
Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.
Образ лирического героя
Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.
Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков. Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства. Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.
В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.
Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны. Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать.
Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма. Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям. Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.
Средства выразительности
В плане художественных приёмов и средств выразительности стихотворение выделяется тем, что автор описывает всё очень реалистично. Он отказывается от привычной классицизму возвышенности и приукрашенных выражений, что редкость среди русской поэзии. Благодаря этому произведение кажется очень искренним и душевным, в нём нет напускного пафоса — Державин старается быть максимально откровенен с читателем, сблизиться с ним.
Особенностью стиха является сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «сан» и «вельможа» соседствуют с просторечиями вроде «надуваться» и «брякнуть».
Дополнительную экспрессивность тексту придаёт высокая концентрация существительных и местоимений.
Свой посыл автор передал при помощи средств художественной выразительности:
В своём философском стихе «Признание» Гавриил Романович Державин не только делится откровением с читателем, но и проводит глубокий самоанализ. Подводя итоги своей жизни, рассматривая творческие и политические достижения, он делится собственными мотивами и чувствами. Писатель не пытается приукрасить или возвысить себя, показывая лирического героя с человеческой стороны. В более широком смысле произведение также раскрывает темы смысла жизни и места человека в ней.
Державин признание читать краткое содержание. Признание
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.
История создания – Стих написан в 1807 году.
Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.
Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.
Жанр – Философская лирика.
Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.
Метафоры – «сам был света обольщен».
Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».
Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».
Сравнения – цари «равны богам».
«Признание» Г.Державин
«Признание» Гавриил Державин
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.
Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.
Анализ стихотворения Державина «Признание»
Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.
Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.
Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.
Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.
Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.
История создания
В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.
Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.
Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.
Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.
Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.
Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.
Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.
В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.
Анализ стихотворения Признание Державина
Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.
Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой) вид, который так часто бывает у поэтов.
Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.
Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.
Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями. Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.
Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола.
А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.
Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.
Анализ стихотворения Признание по плану
Композиция
Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.
Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.
В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.
Средства выразительности
Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.
В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: «правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа».
Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры («сам был света обольщен»), эпитеты («важным», «властным», «громким», «беспристрастным»), олицетворения («важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел»).
Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений
В этом стихотворении ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трёх штилей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высоких” слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова “важным саном” и “надуваться”, “вельможам властным” и “правду брякнуть вслух”.
В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно.
В “Признании” отразились черты характера
Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:
…Ум и сердце человечье Были гением моим.
Стихотворение “На птичку” написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насильно заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.
“Река времён в своём стремленьи…”
Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи
заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.
“Властителям и судиям”
Пафос стихотворений “Властителям и судиям” в сожалении о том, что власть имущие не обладают необходимыми достоинствами для процветания своих подданных, а стремятся к благам, подвержены тяжёлым порокам и страстям.
Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, безразличие к судьбе народа.
Пафос “Памятника” в том, что творчество, поэзия долговечнее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлинная “заря бессмертия”.
В стихотворении всего два восклицательных знака — при утверждении “Так!” и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.
Глоссарий:
В помощь ученику: анализ стихотворения Державина «Признание»
Г. Р. Державин – старший собрат и учитель по перу А. С. Пушкина. Литературоведы немало писали о том, какую роль сыграло творчество поэта для развития русского искусства, какая замечательная плеяда творческих личностей появилась благодаря ему. Одно из лучших лирических текстов автора – стихотворение «Признание».
История создания произведения
Любому поэту свойственно в те или иные периоды творческого пути подводить итоги своей работы, давать оценку тому, что сделано, намечать перспективы на будущее. Не отошёл от правила и Гавриил Романович. Все мы знаем его программный «Памятник». Но сегодня вспомним другое, не менее интересное лирическое размышление поэта и проведём анализ стихотворения Державина «Признание». Написано оно в зрелый период жизни и творчества, когда автор уже был широко известен и признан в литературных кругах. Однако сознавая, насколько его поэтический метод отличается от существовавших тогда традиций и желая быть максимально понятым читателями и коллегами-литераторами, Державин считает долгом разъяснить собственные эстетические и этические принципы и идеалы. Ведь часто его обвиняют в смешении жанров, употреблении «низкой», т. е. разговорной, лексики. А ведь впоследствии именно творчество этого поэта было признано вершиной русского классицизма! Потому и важен для понимания его основного характера анализ стихотворения Державина «Признание». В этом небольшом произведении, написанном в 1807 году, содержится своего рода поэтический кодекс.
Автор и лирический герой
С 1803 года Гавриил Романович снимает с себя все государственные полномочия и отправляется в отставку, в «объятья сельской тишины». Имение Званки становится настоящим литературным приютом поэта, в котором создано большое количество произведений. Творчество его приобретает философскую направленность, что можно явственно заметить, делая анализ стихотворения Державина «Признание». Лирический герой произведения тождествен автору. Поэт прямо подчёркивает: он такой же человек, как и все, и ему свойственны те же слабости, увлечения, что и остальным смертным: обольщение суетой и блеском света, увлечение женской красотой, популярностью, славой. Потому в конце произведения, перефразируя известное библейское высказывание, автор восклицает своим незримым собеседникам-читателям: бросьте на гроб мой камень, если сами вы не такие!
Тема, идея
«Признание» Г.Державин
«Признание» Гавриил Державин
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.
Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.