Приведите доказательства того что природа является тонко сбалансированным организмом
Методическая разработка для практического занятия
Задание 1 : На основании текстов, вопросов и заданий к текстам аргументируйте высказывание В.Г. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество ».
Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи,
которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно
понять. что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в
душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы
достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная
природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда
не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву
принадлежит не только нам, но и им.
Паустовский К. Г. Повесть о лесах // Собр. соч. В 3 т.– М., 1982.– Т. 3.– С. 19–20.
1. Сформулируйте главную идею этого фрагмента.
2. О какой особой роли природы в жизни человека и общества идет речь
в данном фрагменте? Свой ответ обоснуйте, используя известные вам факты из
жизни и творчества писателей, поэтов, художников.
Погруженные в многообразие природы, люди долгие века видели только
множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении,
что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять ее можно неограниченно. По
мере развития цивилизации и роста городов человек все более отходил от
природных условий жизни, все больше «отчуждался» от природы и стал относиться
к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как
пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда
не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережней, чем с живой
природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек
поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т.е.
потреблять ее, не считаясь с ней и ее законами.
Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших
«побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что
природа, биосфера – это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как
и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов – клеток.
Только «клетками» биосферы являются ее живые существа – от бактерий до
человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого
организма природы и целиком зависим от нее, а потому деградация природы
означает нашу собственную деградацию, а гибель ее была бы нашей гибелью.
Андреева Е. К. Союз с природой. – М., 1985, – С. 4, 5.
1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными
им вещами, чем с живой природой?
2. Как понимает автор выражение «покорять природу»? Разделяете ли вы
эту точку зрения? Свое мнение поясните.
3. Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите
доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом.
что называется культурными универсалиями?
используя текст Жизнь во взаимосвязи и движении ответьте на вопрос: что дает обществу культура?
Текст Жизнь во взаимосвязи и движении
В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие — в степях или глухих лесах, третьи — на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили. Понятно, что лесовики могли продуктивно заниматься охотой, например добывать меха, и, продавая их, получать все то, чего им не хватало. Но этого не могли делать ни обитатели знойного Египта, где пушных животных не было, ни насельники Западной Европы, где горностаи были столь редки, что их мех шел лишь на королевские мантии, ни степняки, занимавшиеся скотоводством. Зато у степняков было в изобилии молоко и мясо, они делали вкусный и питательный непортящийся сыр и могли продавать его. Кому? Да лесовикам, изготавливавшим из дерева телеги, на которых могли ездить степняки. А самое главное, обитатели лесов делали деготь, без которого не вращались колеса степных телег. У жителей Средиземноморского побережья имелись великолепная рыба и оливки, на склонах Апеннин и Пиренеев паслись козы. Итак, у каждого народа был свой способ ведения хозяйства, свой способ поддержания жизни.
Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы — водораздельные пространства, тюрки и монголы — степную полосу, а палеоазиаты — тундру. И при большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.
Л. Н. Гумилев (1912 — 1992) — отечественный ученый, историк, географ, этнограф.
Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории.— М., 1992,— С. 20, 298.
1. Найдите в тексте учебника определение культуры. Соответствует ли оно представлениям автора документа?
2. Как культуры народов, названных Л. Н. Гумилевым, были связаны с природными условиями их жизни?
3. Существует ли связь между развитием хозяйства каждого народа и экономическими отношениями между народами? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст документа.
4. На примере народов Евразии проследите влияние природных условий на политическую сферу жизни общества. Какая фраза в приведенном фрагменте является ключевой для ответа на данный вопрос?
Прочитайте текст и выполните задания С1-С6
Погруженные в многообразие природы, люди долгие века видели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять ее можно неограниченно. По мере развития цивилизации и роста городов человек все более отходил от природных условий жизни, все больше «отчуждался» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять ее, не считаясь с ней и ее законами.
Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются ее живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от нее, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель ее была бы нашей гибелью.
Андреева Е. К. Союз с природой.
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им вещами, чем с живой природой? Приведите два аргумента.
С 3. Как понимает автор выражение «покорять» природу»? Разделяете ли вы эту точку зрения? Свое мнение поясните.
С4. Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом.
С 5. Автор считает, что «деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель ее была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.
С 6. Как автор подчёркивает единство природы и человека. Приведите два высказывания.
НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ ПО ТЕМАМ:
1) Человек не может жить без природы, природа не заметит исчезновения человека.
Тема 11. «СФЕРЫ ЖИЗНИ И ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА».
11.1. Общество –динамическая система.
Социальный институт.
Социальный институт – устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм (государство, армия, производство, семья, религия, образование)
Типологии обществ.
Современная типология обществ (введена в середине ХХ века А. Тоффлером и Д. Беллом):
а) традиционное (аграрное) общество: ведущая роль сельского хозяйства, наличие сословной иерархии, влияние религия, обычаи и традиции.
б) индустриальное общество: развитие промышленности, классовая структура общества, создание машинного производства
в) постиндустриальное (информационное, технотронное) общество: появление информационных технологий, ведущая роль сферы услуг, научно-технический прогресс
Другие типологии обществ.
Проверочные тесты по темам: «Сферы жизни общества», «Типы обществ».
Вариант 1.
Часть 1.
А1. Событием в политической сфере общества является:
1) победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
2) снижение темпов промышленного роста
3) демографический бум в отдельных регионах страны
4) проведение предновогодних концертов классической музыки
А2. Общество, для которого характерны стремительное развитие, интернационализация экономики и средств коммуникации, ученые оценивают как:
1) традиционное 2) аграрное 3) постиндустриальное 4) индустриальное
А3. Верны ли данные высказывания?
А) Для традиционного общества характерно настороженное отношение к новациям, реформам.
Б) Индустриальное общество воспринимает реформы, способность к обновлению как одну из главных ценностей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Восточную цивилизацию отличает:
1) признание индивидуальной свободы основополагающей ценностью
2) преобладание в экономике конкурирующих частных предприятий
3) широкое развитие демократических институтов и ценностей
4) соединение в одних руках власти и собственности на основные средства производства
А5. Для постиндустриального общества характерно:
1) преобладание аграрного производства с экстенсивными технологиями
2) развитие экономики «угля и стали», формирование крупной фабричной промышленности
3) широкое распространение микропроцессорных технологий
4) формирование представительных органов власти
А6. В основе индустриального общества лежит:
1) преобладание сельского населения
2) невысокий темп технического прогресса
3) увеличение доли промышленности в национальном доходе
4) преобладание государственной собственности
А7. Для традиционного общества характерно:
1) длительное существование общин
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности