Притча что побеждает 3 класс литературное чтение
Урок литературного чтения в 3 классе. Притчи
Конспект урока литературного чтения «Семейное чтение. Притчи», 3 класс. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цель: помочь в осмыслении притчи.
Планируемые результаты: предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать притчи, находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы учителя на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Трудная задача».)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно. Чему учит нас автор?
Вежливость
Не груби, не задавайся —
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!
— Прочитайте стихотворение шепотом (постепенно повышая голос; с ускорением; с замедлением; вопросительно; утвердительно; выразительно).
• V. Работа по теме урока
1. Беседа
— Какие человеческие качества вы знаете?
— Какие из них положительные?
— Откройте учебник на с. 39. Что мы будем сегодня читать? Что такое притча? (Краткий иносказательный поучительный рассказ.)
2. Знакомство с притчей «Что побеждает?»
— Прочитайте название притчи. Как вы думаете, о чем она?
— Ознакомьтесь с притчей самостоятельно.
— Какие чувства вызвало у вас это произведение?
— Какой смысл заключен в нем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с притчей «Что важнее?»
— Прочитайте название второй притчи. Как вы думаете, что важнее всего в жизни?
(Учитель читает притчу.)
— Какие чувства вызвало у вас это произведение?
— О чем в нем говорится?
— Согласны ли вы, что главное — это любовь?
— Прочитайте притчи выразительно.
2. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы. Какая из них больше всего подходит к нашему уроку?
• Где в семье лад, не нужен и клад.
• Дети — зеркало семьи.
• Наши дети — наша старость.
• Семья без детей, что дерево без корней.
• В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.
• Дружная семья гору сдвинет.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравились ли вам произведения?
— Чему научили вас притчи?
Домашнее задание
Читать юмористические рассказы. Найти и принести на урок рассказ В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано. »
Конспект урока по литературному чтению на тему «Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?», «Что важнее?».»
Тема урока: Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?», «Что важнее?».
Цель: познакомить детей с понятием «притча», помочь в осмыслении прочитанной на уроке притчи.
— Прочитайте стихотворение медленно.
Не груби, не задавайся –
Чаще людям улыбайся,
Помогай, когда сумеешь,
Быть внимательным старайся!
Помни: добрые поступки
Обязательно вернутся,
И к тебе другие люди
С добротою отнесутся!
— Скажите, к какому жанру относится прочитанное произведение? А какие еще жанры вам знакомы?
— Чему учит нас автор? Какими он призывает нас быть?
— Вот мы сказали что человек должен делать добрые дела, быть вежливым и тогда все вернется к нему же. Это к каким относится качествам человека? Положительным или отрицательным? А есть ли люди, которые совершают плохие поступки? Какие тогда у них качества в жизни есть? Перечислите … (доброта, вежливость, воспитанность, дружелюбие, смелость, скромность…грубость, эгоизм, лень, зависть, обидчивость, жадность, жестокость)
— Вы назвали так много качеств, а скажите пожалуйста, какой раздел мы изучаем, как он называется? А какие качества в нас авторы произведений этого раздела развивают? Какими быть призывают?
— Кто-нибудь из вас может догадается на сегодняшнем уроке, о чем может пойти речь? А с каким жанром произведения мы будем с вами работать, предположите…
— Правы вы или нет, мы узнаем, посмотрев небольшой видеоролик…
Просмотр притчи…(11 секунда)
— О чем говорится в нем? Какой смысл он несет? (Смысл в том, что добром можно добиться куда больше, чем злом) Как думаете, к какому жанру можно отнести этот видеоролик? Кто еще как думает?
— Затрудняетесь ответить? Значит какую цель мы можем перед собой поставить? А задачи?
— Верно, это притча. Но кто-нибудь знает, что называют притчей? Ничего, вы не знали определения, но наверняка слышали их от старших.
— В толковом словаре Ожегова, дано следующее определение понятию «притча»- краткий иносказательный поучительный рассказ. Давайте запишем это определение в рабочий лист.
— Откройте учебник, с. 42. Прочитайте название первой притчи. Как вы думаете, о чем она?
-Давайте прочитаем и проверим наши предположения.
— О чем же эта притча? Помните, мы с вами говорили о приеме олицетворения на уроках лит.чт? Скажите кто и какими качествами олицетворяет в этой притче автор? (слайд)
— Какой же смысл несет нам эта притча? Молодцы, это действительно так. Если мы будем делать зло, вредить кому-то, то в конечном итоге именно зло и победит, но если мы обратимся к добру. Будем помогать людям, относится к ним хорошо и не осуждать людей за что-то, то в наших душах победит добро. А как вы знаете, на добро отвечают добром, на зло – злом. Давайте выполним задание № 2 в рабочих листах.
— Посмотрите на название второй притчи. Если мы говорим о человеческих качествах на уроке, то о каких, по вашему мнению качествах можно рассуждать в этой притче? Какие качества самые важные в жизни?
— Давайте прочитаем и проверим, правы ли мы с вами.
— Правы ли мы были, о каких качествах говориться в притче?
— Скажите, что могло произойти с ними в пути?
— Как вы думаете, как поступят хозяева дома?
— Что такое сени? Как вы думаете, как отреагируют любовь и здоровье?
— Как вы думаете, что произойдет во втором доме?
— Как вы думаете, как отреагируют любовь и счастье?
— Предположите, что могло произойти в третьем доме?
— Давайте прочитаем.
— Как вы думаете, что же все же важнее? Почему вы так считаете?
— Как думаете, почему счастье и здоровье уходили, когда не было любви в доме? ( Если в доме живет любовь и понимание, то здоровье и счастье тоже их не покинет, потому что благодаря любви люди будут поддерживать друг друга.)
— Молодцы. Ваши ответы верны. Если в доме нет любви, то любая проблема или беда легко сможет разбить семью, разрушить ее. Именно поэтому так важно помнить о том, что благодаря любви можно пережить и переждать многое, но только в том случае, если ее испытывает каждый член семьи, потому что так каждый из них будет поддерживать друг друга чтобы ни случилось.
— Вы сегодня большие молодцы. Расскажите, что вы усвоили из наших притч?( Мы поняли, что очень важно делать добрые поступки, а так же хранить все, что имеем, особенно любовь. Ведь благодаря ей можно многое пережить.)
— О чем была самая первая притча, которую мы посмотрели? (Она была о том, что Солнце решило сделать доброе дело, согрело путника, а Ветер наоборот хотел сделать зло, заставить его плащ слететь, но путник не сдавался Ветру до последнего, пока Солнце не решило исправить ситуацию.)
— В чем мораль второй притчи? Что главное вы из нее подчерпнули? ( Что всегда побеждает то, что ты кормишь. Делаешь добро – будешь добрым, делаешь зло – будешь злым).
— О чем же третья притча? (О том, что всегда надо хранить любовь, тогда будет все остальное)
-Замечательно. Молодцы, отлично поработали. Давайте теперь проверим свою работу. Для этого положите перед собой рабочие листы. Найдите в них задание №3. Выполните его самостоятельно.
№ 3. Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справок.
-Каким он ______________ стать, таким и станет.
-Будет делать зло – станет _________.
— Взаимопроверка, если вы написали правильно, ставьте себе плюс рядом со словом.
— Замечательно. А теперь давайте подведем самоанализ своей работы на уроке. Отметьте флажком на лесенке своё местоположение. Напишите букву «Я». Если ты всё понял, и у тебя не возникало трудностей, поставь флажок на верхнюю ступеньку. Если тебе было не всё понятно и возникали затруднения – на среднюю ступеньку. Если ты считаешь, что тебе было очень трудно, и ты не разобрался в теме урока, поставь флажок на нижнюю ступеньку.
— Записываем домашнее задание. Читать притчи. Спасибо за урок. Готовимся к рус.яз.
Презентация к уроку литературного чтения на тему»Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?», «Что важнее?».»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вежливость Не груби, не задавайся – Чаще людям улыбайся, Помогай, когда сумеешь, Быть внимательным старайся! Помни: добрые поступки Обязательно вернутся, И к тебе другие люди С добротою отнесутся!
Притча: «Что побеждает?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-862854
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ПРИТЧЕЙ «ЧТО ПОБЕЖДАЕТ?» ПЕРСПЕКТИВА 3 КЛАСС
_____________ Тема урока ________________________________________________________________
№ 1. Притча – это небольшой _______________________, содержащий __________________________
в _______________________________________ форме.
Слова для справок: рассказ, поучения, иносказательной.
№ 2. Выбери из копилки слов своё состояние: Радость. Восторг. Гордость. Восхищение. Уважение. Благодарность. Любопытство. Удивление. Изумление. Безразличие. Печаль. Тревога. Обида. Сожаление. Злость. Скука. Стыд. Растерянность. Счастье.
№ 3. Поставьте карандашом плюсики за хороший или плохой поступок, совершённый вчера или сегодня. За хорошие под белым волком, за хорошие по черным.
№ 4. Соедини правильно слово и определение:
№ 5. Выпиши главные слова притчи.
№ 6. Главная мысль притчи:
Присутствие ___________ и _____________в человеке зависит от его_______________.
№ 7. Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справок.
-Каким он ______________ стать, таким и станет.
-Будет делать зло – станет _________.
Слова для справок: человек, захочет, добрым, злым.
№ 8. Сформулируй уроки притчи, вставляя пропущенные слова в предложения.
Учит видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.
желание делать выбор в пользу __________.
Следовать за _____________ влечениями сердца и совести.
Слова для справок: добру, злу, добра, добрыми.
№ 9. Распредели слова на две группы : нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.
№ 10. Прочитай притчу на странице 39 «Что важнее».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-707798
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Притча «Что побеждает» (6+)
Притча «Что побеждает»
Не хлебом единым … Притчи и христианские легенды / Сост. Н. Астахова. – М.: Белый город, 2012. – 127с.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над словами деда.
Старик улыбнулся и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите притчу вслух.
Задание 2. Кто главные герои притчи? (Старик и Внук)
Задание 3. Что представляет собой каждый волк? (Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность)
Задание 4. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? (С борьбой двух волков)
Задание 5. Как вы понимаете слова зависть, ревность, эгоизм, ложь?
Задание 6. Как вы понимаете слова мир, любовь, надежда, доброта, верность?
Задание 7. Подберите антоним к слову ложь, добро, верность, мир. ( Ложь – правда, добро – зло, верность – предательство, мир- война)
Задание 8. Какие пословицы вы знаете про добро и зло? ( Добро помни, а зло забывай, От добра добра не ищут. Мир не без добрых людей, Тому тяжело, кто помнит зло.)
Задание 9. Вставьте пропущенные слова:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную_____.
— В каждом человеке идет_______, очень похожая на борьбу двух ______. Один волк представляет _____ — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет _______ — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над _______деда.
Старик __________ и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты ________.
Пропущенные слова: борьба, волков, зло, добро, словами, улыбнулся, кормишь.
Задание 10. Найдите в тексте имена существительные ( Существительные: старик, внуку, истину, человеке, борьба, волков, зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, словами деда, конце, он)
Задание 11. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: старик, добро, мир, волк, побеждает
Задание 12. Чему учит притча? (Эта притча заставляет задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро)
Л.Н. Толстой. Басня «Лгун»
Толстой, Л.Н. Детям / Л.Н. Толстой. – М.: Росмэн пресс, 2011. – С. 132.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите басню вслух.
Задание 2. Почему мужики в четвёртый раз не прибежали на помощь?
Задание 3. Какие пословицы вы знаете со словом «ложь»? ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ложь человека не красит. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Кто любит лгать, того нельзя за друга принять)
Задание 4. Найдите в тексте имена существительные и глаголы. ( Существительные – мальчик, овец, волк, мужики, неправда, он, просторе, стадо;
Глаголы – стерег, стал, видят, сделал, случилось, набежал, кричать, подумали, обманывает, не послушали)
Задание 5. Подберите синонимы к словам мальчик, звать, помогите, прибежал, подумали, обманывает, видит, перерезал ( мальчик – парень, пацан, хлопчик; звать – кричать, говорить, голосить; прибежал – прискакал, примчался; подумали – поразмышляли, помыслили, порассуждали; обманывает – лжёт, врет, лукавит; видит – смотрит, глядит, лицезреет)
Задание 6. Вставьте пропущенные слова:
Мальчик ______ овец и, будто увидав волка, стал ______: «Помогите, волк! волк!» _______ прибежали и видят: неправда. Так ______он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал ____. Мальчик стал ______: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики ________, что опять по-всегдашнему обманывает, — не _______ его.
Волк видит, _______ нечего: на просторе _________ все стадо.
Пропущенные слова: стерёг, звать, мужики, сделал, волк, кричать, подумали, послушали, бояться, перерезал.
Задание 7. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: волк, стадо, мужики
Задание 8. Какие выводы из басни можно сделать? ( Один раз обманешь – другой раз не поверят. Очень легко потерять доверие окружающих людей, и очень трудно завоевать его опять)
Евгений Дубравный. Стихотворение «Ёжик»
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый старательный ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой…
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с лисой.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой…
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Навсегда подружился с лисой.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочитайте стихотворение вслух.
Задание 2. Где живут ёжики? ( в саду, в лесу)
Задание 3. Чем питаются ёжики? ( мелкими грызунами, растениями)
Задание 4. Чем питается лиса? ( мелкими млекопитающими, мелкими грызунами)
Задание 5. Почему Ёжик не может с ней подружиться? ( Лиса питается зайцами и может его съесть)
Задание 6. Охарактеризуйте ёжика. Какой он? ( Застенчивый, мудрый, старательный, маленький)
Задание 7. Вставьте в текст пропущенные слова:
Когда ночь ______ всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый ____________ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как ________ ежонку вода,
И нередко его __________
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее _______-
По росе ходит босой…
Ёжик _____всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с _______.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком _______ и росой…
Мы хотим, чтобы ________ ежик
Навсегда подружился с лисой.
(Пропущенные слова: отдыхать, старательный, опасна, поджидает, ёжик, любит, лисой, угостим, маленький)
Задание 8. Восстановите разрушенный текст:
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой …
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда. (2)
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду …
Это мудрый старательный ёжик
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой …
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Задание 9. Подчеркните рифмующиеся слова.
Задание 10. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: вода, ёжик, ночь, шорох
Задание 11. Найдите к началу строк их окончания:
Когда ночь отдыхать старательный ёжик (3)
Вдруг послышится знает (5)
Это мудрый всех уложит, (1)
Добывает усердно поджидает (7)
Лишь одна Патрикеевна шорох в саду… (2)
И нередко его ежонку вода, (6)
То у речки, а то ёжик- (9)
Всех застенчивее у пруда. (8)
По росе ходит не может (12)
Ёжик любит всех босой… (10)
Только вот никак поможем – (14)
Подружиться он до дрожи, (11)
Мы ежонку охотно с лисой. (13)
Молочком угостим ежик (16)
Мы хотим, чтобы маленький с лисой. (17)
Навсегда подружился и росой… (15)
Задание 12. Какие ещё стихи, рассказы или сказки вы читали о еже и лисе? ( Русские народные сказки «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса и дрозд», С. Козлов «Ежик в тумане», А. Усачев «Жили – были ежики», Л.Н. Толстой «Еж и заяц» и др.)