Пристяжная лошадь что это
ПРИСТЯЖНЫЕ ЛОШАДИ
Смотреть что такое «ПРИСТЯЖНЫЕ ЛОШАДИ» в других словарях:
ЗАПРЯЖКА ЛОШАДИ — приёмы и способы прикрепления к лошади с помощью упряжи повозок, экипажей, саней, с. х. машин или орудий.Виды 3.л.:оглобельно дуговая оглобельно постромочная, постромочно дышловая, постромочная и комбинированная. Оглобельно дуговую 3. л.… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
запряжка лошади — Дуговая запряжка. запряжка лошади, приёмы и способы прикрепления к лошади с помощью упряжи повозок, экипажей, саней, сельскохозяйственных машин или орудий. Виды З. л.: оглобельно дуговая, оглобельно постромочная, постромочно дышловая,… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
Тройка лошадей — Запрос «Русская тройка» перенаправляется сюда; о типе скоростного железнодорожного вагона см. РТ200. У этого термина существуют и другие значения, см. Тройка … Википедия
ТРОЙКА — I Три лошади (см. лошадь*), запряженные в ряд в один экипаж; экипаж с запряженными в него тремя лошадьми. Национальная российская упряжка. Появилась в России в середине XVIII в., когда конной почте империи понадобились легкие и быстрые упряжки,… … Лингвострановедческий словарь
Упряжка — (также запряжка) несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в… … Википедия
Вятская лошадь — Вятская лошадь аборигенная порода лошадей северного лесного типа, сформировавшаяся к концу XVII началу XVIII веков на территории современных Кировской области и Удмурти … Википедия
Птица-тройка — Из поэмы (т. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809 1852): «Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ров нем гладнем разметнулась на полсвета,… … Словарь крылатых слов и выражений
РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… … Реальный словарь классических древностей
Funales equi — • Funăles equi, пристяжные лошади, то, что у Гомера παρήοροι. Suet. Tib. 6 … Реальный словарь классических древностей
Запряжки
Запряжка (также упряжка) — несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку.
Некоторые предметы, необходимые для запряжки
Предметы одноконной бездуговой упряжи: хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки, ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.
Предметы пароконной упряжи: хомуты (иногда заменяемые шорками), нагрудные ремни, постромки, шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.
Хомут — это часть упряжи, которая состоит из деревянного остова, клещей, и покрывающего их мягкого валика, хомутины и надевается на шею лошади.
Супонь — ремень для стягивания хомута.
Седелка — крытая кожей подушка под чересседельником.
Чересседельник — ремень, который протягивают через седелку от одной оглобли к другой.
Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, каждый из которых надет одним концом на ось повозки или прикреплен к саням.
В русской запряжке оглобли обычно крепятся к дуге, которая распирает их и прихвачена к хомуту гужами.
Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединяют к поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершину присоединяют ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везет за собой повозку. Тяга обычно происходит через постромки.
Виды запряжек
Запряжки бывают одноконные, пароконные и многоконные, а также дуговые и бездуговые.
Запряжки по виду конской упряжи подразделяют на оглобельно-дуговую (русскую), оглобельно-постромочную, постромочно-дышловую, постромочную и комбинированную.
Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная) и троичная (с парой пристяжных). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь, присоединенному к ваге.
В оглобельно-постромочной запряжке оглобли с хомутом скрепляются специальными запряжниками. В постромочно-дышловой используется дышло — одиночная оглобля между двумя лошадьми, прикрепляющаяся к передней оси повозки и поворачивающая ее. Постромочная запряжка работает без оглобель и дышла.
Комбинированная запряжка, сочетающая оглобельную или дышловую с постромочной, используется в случае большого числа лошадей. В комбинированной запряжке сочетаются разные типы управления и лошади подразделяются на коренников, пристяжных, выносных. Коренник тянет, поворачивает и сдерживает повозку. Пристяжная лошадь идет рядом с ним. Она участвует в поворачивании и тянет вперед. Выносная лошадь припрягается впереди коренника и тянет повозку вперед.
Последовательность оглобельно-дуговой запряжки
Перед запряжкой лошади сначала проверяют состояние повозки, затем регулируют длину гужей, надевают на лошадь уздечку, застегивают подбородный ремень, вставляют ей в рот удила. Затем на лошадь надевают седелку, движением по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. На голову лошади надевают хомут клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз, причем по направлению роста волос гривы. После этого расправляют шлею и освобождают гриву и хвост из-под хомута и шлеи. В одну руку берут дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.
Словари
сущ., кол-во синонимов: 1
(κτᾶσθαι) приобретать, получать во владение (Лев. 22, 11).
1. Запряжка лошади сбоку от оглобель для помощи коренной.
Лошадь, запряженная сбоку от оглобель, для помощи коренной.
3. Упряжь для пристяжной лошади.
ПРИСТЯ́ЖКА, пристяжки, жен.
1. Запряжка лошади сбоку от оглобель для помощи коренной. Запрячь в пристяжку. Запряги новую лошадь в правую пристяжку. Она лучше идет не в корню, а на пристяжке.
2. Лошадь, запряженная сбоку от оглобель для помощи коренной. Пристяжка захромала.
3. Приспособление, упряжь для такой запряжки (обл.).
1. Запряжка лошадей сбоку от оглобель в помощь коренной. Идти в пристяжке.
2. Лошадь в такой запряжке. Левая п.
ПРИСТЯЖКА, пристяжной и пр. см. пристегивать.
1. Вид запряжки лошади (сбоку от оглобель для помощи коренной). Тройка лошадей: одна коренная, две на пристяжке. Идти в пристяжке.
2. Разг. Пристяжная лошадь. Рыжая п. Пугливые пристяжки.
3. Упряжь для пристяжной лошади.
1. Вид запряжки лошади (сбоку от оглобель для помощи коренной).
Сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке. Герцен, Былое и думы.
[Митрофан] ударил кнутом Фарватера, скакавшего, изогнувшись кольцом, на пристяжке. Куприн, Молох.
Лошади пошли тихо. Коренная осторожно постукивала копытами, внимательно вглядываясь в дорогу. Пристяжки жались к оглоблям. Короленко, Убивец.
Пришлось поправлять в кузнице шину у колеса; когда это было сделано, оказалось, что расковалась левая пристяжка из моей тройки. Мамин-Сибиряк, В дороге.
3. Упряжь для пристяжной лошади.
На пристяжке. Разг. Сбоку от коренника, не в оглоблях. ФСРЯ, 358.
пристя́жка, пристя́жки, пристя́жек, пристя́жке, пристя́жкам, пристя́жку, пристя́жкой, пристя́жкою, пристя́жками, пристя́жках
СТАТЬЯ
Ганулич, журнал Кони Петербурга
Автор: Ганулич, журнал Кони Петербурга
Парные упряжки бывают двух типов: дышловая и русская (оглобельная). Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада после польско-литовского нашествия в начале XVII века. Теперь она применяется главным образом в западной и южной России, а также во многих других российских городах. Русская парная упряжка имеет на Руси более давнее происхождение. Она применялась в центральной России, была в свое время весьма популярна, но теперь практически вымерла. Вот об этой упряжке, имеющей историческое значение, и пойдет речь.
Основу русской парной упряжки составляет русская одиночная (одноконная) упряжка, главными частями которой являются хомут с гужами, пара оглобель и дуга. Русская парная упряжка возникла в русском крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. Для более тяжелых плугов, распространенных в южной полосе страны, применялась преимущественно постромочная упряжка (двуконная, трехконная).
Для более легких плугов, применяемых в средней полосе, употреблялась оглобельная упряжка, но с добавлением второй «лошадиной силы». Вторую лошадь стали припрягать к одноконной упряжке сбоку, обычно слева. При этом пристяжная лошадь (коренник) запряжена точно так же, как в одноконной упряжке. Другими словами, упряжка коренника является оглобельной дуговой. Упряжка же пристяжной лошади относится к числу постромочных бездуговых.
Пристяжная лошадь, прилагая усилие к своему хомуту или же к шорке, тянет повозку за пару постромок. Хомут пристяжной лошади не столь массивен, как у коренника, почему и называется иногда хомутиком. Вместо гужей на нем располагаются мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются постромки. Что касается шорки, то она состоит из двух широких ремней, плечевого (шейного) и грудного, соединенных между собой двумя металлическими кольцами. к которым притягиваются постромки. Ремни эти подбиваются войлочными подушками, обтянутыми кожей. Чтобы удерживать плечевой и грудной ремни в положении, перпендикулярном друг к другу, их соединяют двумя косыми ремнями на пряжках. Шорка надевается на грудь и шею лошади.
Ременные или канатные постромки передними концами прикрепляются, как уже сказано, к мочкам хомута или к кольцам шорки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька (деревянного бруска). Валек подвешивается своей серединой на крюк ваги, которая укреплена неподвижно поперек передней части плуга или повозки. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, не участвует в изменении направления движения и торможении.
Пристяжная шлея отличается главным образом тем, что вместо мочек для оглобель имеет с каждой стороны карманы или мочки для постромок.
Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. Вместо вожжей применяется упоминавшийся привожжек. Один конец его пристегивается к левому (наружному) кольцу удил, а другой держит в руках пахарь или возница. К правому (внутреннему) кольцу крепится особый ремень под названием чумбур, играющий роль поводка.
Вслед за парной сельскохозяйственной упряжкой стала применяться и парная ездовая упряжка, известная по крайней мере с самого начала XVIII века.
Однако описанная система прикрепления оглобель для ездовой повозки оказалась непригодной. Дело в том, что на спусках без торможения сдерживающее усилие коренника будет приложено не симметрично, и повозка будет накатываться левой стороной вправо, сбивая коренника к правому краю дороги. При этом коренник инстинктивно поворачивается вполоборота влево и повозка накатывается к левой стороне дороги и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, которое будет удалено от оглобель, отражается более сильно на кореннике. На неровной местности эти толчки могу быть такими частыми и сильными, что сбивают коренника с направления движения (закачивают).
Поэтому для дорог более целесообразно укрепление оглобель по обе стороны плоскости симметрии повозки. Но при этом тяга пристяжной лошади, действуя с одной лишь стороны повозки (левой), стремится повернуть повозку в сторону коренника (вправо), которому приходится, кроме производства тяги, еще постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате коренник не может тратить все развиваемое им усилие на движение повозки, и часть полезной работы теряется.
Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону, а валек прикрепили к повозке, впереди ее передней оси. В этом случае тяга пристяжной лошади уменьшает стремление к повороту и, следовательно, наваливание оглобель на коренника. В идеальном случае тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через шкворень, то есть через вертикальную ось, проходящую по центру передней оси повозки (шкворень обеспечивает поворот передней оси колесной повозки). Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. Такая припряжка пристяжной лошади обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть, как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно. Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.
В крестьянском обиходе парная упряжка «на отлет» так же была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском). Кроме того, парная упряжка «на отлет» применялась на почте, в полиции, извозчиками, пожарными, помещиками.
Русская парная упряжка явилась основой для русской тройки.
Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение
На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Строение и типы упряжек
В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.
Русская или дуговая одноконная упряжка
Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.
Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.
В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.
Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.
Хомут с гужами состоит из:
Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.
Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.
Главные части снаряжения лошади:
Бездуговая постромочная упряжка
В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся: хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.
Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.
В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных — около 2 см.
Дышловая пароконная конструкция
В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки — передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.
В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.