Пришел большой счет за воду что делать
Владельцы квартир могут оштрафовать УК и получить деньги
С этого года в жилищном кодексе появились изменения. Теперь собственники и наниматели квартир смогут влиять на управляющую компанию через штрафы. Это касается всех, кто платит за коммунальные услуги и содержание дома.
Если выяснится, что суммы в квитанциях незаконно завышены, управляющая компания заплатит 50% от превышения. Эти деньги пойдут не государству, а конкретному собственнику.
За что можно оштрафовать УК?
В статье 156 ЖК появились новые пункты. Теперь с управляющей компании можно требовать штраф, если она незаконно и необоснованно завышает платежи. Например, УК считает плату за освещение подъездов по нормативам, хотя есть общедомовые счетчики. Или начисляет плату за общую горячую воду, хотя у уборщицы из крана течет только холодная. Или включает в квитанции охрану двора, хотя жильцы такую услугу не утверждали.
Это касается платы не только за содержание дома, но и по коммунальным услугам. В статью 157 ЖК тоже добавили уточнения. В этом случае штраф может платить поставщик коммунальных услуг. Это не всегда управляющая компания, а может быть условный энергосбыт или водоканал.
Если обнаружится завышение, можно потребовать пересчета, а сверху еще 50% себе. Для этого даже не нужно идти в суд.
А если управляющая компания не виновата?
Например, собственник неправильно указывал данные со счетчика или не передал информацию о праве на льготу. Плата хоть и завышена, но УК не виновата. Она пересчитает начисления, но штраф платить не будет.
Если какой-то жилец не ставил счетчики и платил по нормативам больше, а потом решил пересчитать, это тоже не завышение и не повод для штрафа.
Как узнать, что УК завышает платежи?
Для этого нужно разобраться в своей квитанции — понять, откуда берутся суммы в каждой строке. Это может быть не так просто, но оно того стоит. Даже если ошибки не будет, поймете, как и за что платите.
Общей формулы для начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья нет. Но есть общие правила, нормативы и единые тарифы в регионах. А еще есть ваш договор с управляющей компанией и протоколы общих собраний.
Поставщики коммунальных услуг не берут цифры с потолка: тарифы на газ и воду утверждают власти. Кое-что о коммунальных услугах объясняем мы. Почитайте эту подборку. Возможно, именно эти статьи помогут найти ошибку в квитанциях. Или вы поймете, что ошибки на самом деле нет:
Если что-то непонятно, сходите в управляющую компанию или к поставщику услуг. Но даже их ответы не спешите принимать за верные. Если уж решили разобраться, перепроверяйте сами. Нормативные акты и тарифы есть в открытом доступе.
Как добиться штрафа, если УК завышает платежи?
На оплату штрафа у управляющей компании или поставщика коммунальных услуг есть два месяца. Этот срок считают с даты подачи заявления.
Необязательно брать компенсацию деньгами. УК может уменьшить на сумму штрафа ваши платежи — то есть провести взаимозачет. Это не тот пересчет, который она обязана произвести из-за ошибки. Это именно дополнительная сумма, 50% от превышения, на которую уменьшат ваш очередной платеж по квитанции.
Если ошибка есть, а УК не платит штраф, не молчите и жалуйтесь. Для начала в жилищную инспекцию, а дальше вам подскажут. Но обычно этого хватает.
Следите, чтобы следующие квитанции приходили с правильными начислениями.
Расскажите соседям, что есть такая возможность. Один раз выставите управляющей компании штрафы за каждую квартиру — больше не захочет обманывать.
Что делать, если счет на оплату услуг ЖКХ оказался завышенным?
Какие счета считаются неправильными?
Обнаружить ошибку в платежке несложно. Если речь идет о ресурсах, плата за которые начисляется по данным приборов учета, достаточно показания счетчика умножить на тариф. Последний, кстати, и искать не нужно — он есть в квитанции на оплату. Повышенный платеж за потребленные газ, свет и воду «законен» только в одном случае — если у прибора учета истек срок поверки, и плата вам начисляется по нормативу.
Точно так же можно проверить правильность начисления платы за содержание дома и придомовой территории. Только в этом случает тариф умножается не на показания счетчика, а на количество принадлежащих вам квадратных метров.
Для того, чтобы убедиться в достоверности начисления платы за коммунальные услуги в платежном документе, необходимо проанализировать следующее:
Чем грозит «управляйке» невнимательность при начислении коммунальных платежей?
Пункт 11 ст. 156 ЖК РФ:
«Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы. »
Как действовать?
Обычно на управляющую компанию жалуются в Жилищную инспекцию или местное Управление Роспотребнадзора. Но вопрос решится быстрее, если обратиться напрямую в УК – написать в ее адрес письмо-претензию.
– На обработку обращения собственника управляющей организации отводится 30 дней. За это время она обязана провести проверку правильности начисления размера платы за коммунальные услуги и ресурсы, и дать ответ либо о признании факта нарушения и выплате штрафы, либо об отсутствии нарушения, – пояснила юрист Надежда Клевакина.
В Правилах №354 прописаны требования к оформлению обращения. В нем указываются полные ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации, паспортные данные, ИНН. В заявлении нужно указать и обосновать ошибку, прописать просьбу произвести перерасчёт и выплатить штраф.
Пункт 13 ст. 156 ЖК РФ:
Зачисление переплаты на лицевой счет ЖКХ
За прошедший год переплатили за услуги ЖКХ за воду. Как нам перевести эту сумму в счет основного лицевого счета за ЖКХ? Куда обращаться по вопросу неправильного начисления по квитанции?
В соответствии с пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку:
— правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги,
— правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней)
и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий один месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее пяти рабочих дней после завершения такой проверки.
Таким образом, по вопросу неправильного начисления по квитанции надо обращаться к исполнителю коммунальных услуг.
Двойные платежки по ЖКХ: что оплачивать и куда жаловаться
Жильцы многоквартирных домов иногда сталкиваются с ситуацией, когда им приходят сразу два платежных документа от разных управляющих компаний. Разбираемся вместе с экспертами, почему это происходит и что делать собственнику, если с него требуют заплатить за ЖКУ дважды или просто сильно завышают сумму в квитанции.
За что жильцы платят управляющей компании
Согласно статье 161 Жилищного кодекса, многоквартирный дом может обслуживаться как товариществом собственников жилья (ТСЖ), так и управляющей компанией (УК). В обязанности ТСЖ или УК входят обслуживание общедомового имущества, ремонт и поддержание этого имущества в исправном состоянии. Именно за эти услуги они и выставляют счета жильцам, тогда как суммы в платежке по оплате ЖКУ имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации — в Москве это Мосэнерго, Мосводоканал и другие.
В Единый платежный документ входит плата за следующие услуги:
Из всего перечня управляющая компания может выставлять счета только за содержание жилого помещения и капремонт.
Почему возникают двойные платежки и как действовать
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса, многоквартирным домом может управлять только одна организация. Но нередки случаи, когда одним домом занимаются две УК. Как правило, это происходит в переходный период, при смене управляющей компании. Самый распространенный вариант — когда с одной договор заключили, с другой расторгли, но она с этим не согласна и продолжает рассылать жильцам платежные документы.
Резонансный пример
В конце декабря 2020 года суд Красногорска рассмотрел жалобы жителей 168 многоквартирных домов по вопросу двойных платежных документов. До декабря 2019 года дома находились в управлении ООО «ДЭЗ». Но с 1 января 2020 года платежные документы начала формировать новая управляющая компания — «ЖКХ-Онлайн». Однако вместе с новыми платежными документами жителям домов продолжали поступать дублирующие платежки от АО «Красногорский расчетный центр», в которых получателем денег значилась старая управляющая компания. В итоге суд запретил обеим УК изготавливать и направлять жильцам платежные документы, а также любым другим способом пытаться получить оплату или даже просто проинформировать о ней жильцов.
Если жильцы дома начали получать по два платежных документа с разными суммами, алгоритм действий следующий:
Если же выяснить, какая компания обслуживает дом, не удается, говорит адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев, оплачивать можно любую из двух пришедших квитанций.«С помощью оплаченной квитанции, в случае претензий от любой из УК, собственник легко докажет факт своевременной оплаты», — подчеркивает юрист.
Что делать при завышении сумм в единственной квитанции
Но спор управляющих компаний и две квитанции — это не единственный случай завышения ежемесячной платы за квартиру. Случается, что управляющая компания одна, а суммы в платежках буквально за месяц повышаются вдвое.
По словам основателя и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, чаще всего «задвоение» сумм по ЖКХ происходит из-за ошибок. Их допускает бухгалтерия управляющей компании, либо они обусловлены неправильной работой счетчиков и других устройств, фиксирующих потребление ресурсов.
«Если вы столкнулись с неправильным начислением платы за услуги ЖКХ, можно пожаловаться в управляющую компанию либо обратиться напрямую в организации, которые рассчитали неправильные суммы. Если перерасчет делать откажутся, стоит обратиться в суд. В моей практике был случай, когда человеку насчитали большую задолженность за предыдущие годы, хотя он оплачивал все услуги. И в суде помогло то, что он сохранил все платежки, подтверждающие исполнение обязанности по оплате услуг ЖКХ. В любом случае, если собственнику приходят платежные документы с большими суммами или по две квитанции от разных компаний, надо выяснять в чем дело и решать проблему», — говорит Вадим Ткаченко.
Адвокат Алексей Гавришев также отмечает, что «задвоение» счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг происходит с завидной периодичностью и связано чаще всего с неверными расчетами. «Если сумма в платежке завышена, необходимо направить в УК официальную претензию с уведомлением о вручении и требованием привести в соответствие расчеты по услугам ЖКХ. Если никакой реакции не последует, через 30 дней можно обратиться с исковым заявлением в суд. Кроме того, один из наиболее эффективных способов — подача жалобы в прокуратуру, которая обязательно проведет проверку сложившейся ситуации», — советует юрист.
Пришла большая квартплата? Что делать если сумма в квитанции за ЖКУ значительно увеличилась?
С проблемой увеличения квартплаты, то есть платы за жилищно-коммунальные услуги, сталкиваются все больше граждан. Причем, некоторые граждане не понимают, по какой причине квартплата в определенном месяце стала больше, чем обычно.
Содержание статьи:
В этой статье рассмотрим возможные причины увеличения платы за ЖКУ, а также что можно в том или ином случае сделать.
Прежде всего, проверяем исходные данные для начисления платы в счет-квитанции на оплату за жилищно-коммунальные услуги, то есть:
→ насколько верно указана общая площадь Вашего помещения;
→ количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан;
→ показания индивидуальных приборов учета, если они у Вас установлены.
Эти данные могут в значительной степени повлиять на сумму начисленных услуг.
Для этого можно взять счет-квитанцию (платежку) за прошлый месяц и сравнить начисленную плату по каждой услуге:
Или можно посмотреть, по какой услуге начисленная плата наиболее значительная.
Причины увеличения платы за ЖКУ могут быть разными, и зависят от конкретной услуги. Например, в отопительный сезон плата за отопление, обычно, занимает значительную часть итоговой суммы:
Плата за текущее содержание (содержание жилья).
Начисление платы за содержание жилья (текущее содержание) производится исходя из общей площади Вашего помещения и установленного для этой услуги тарифа:
Плата за содержание жилья = Общая площадь помещения х Тариф.
Если площадь Вашего помещения осталась прежней, а изменился (увеличился) тариф, тогда это может быть сделано по следующим причинам:
→ тариф на содержание жилья (текущее содержание) изменился по решению общего собрания собственников помещений Вашего многоквартирного дома. В таком случае, Вы вправе ознакомиться с протоколом такого собрания и принятым решением. Как правило, с протоколом общего собрания можно ознакомится в обслуживающей Ваш дом организации – управляющей компании, ТСЖ или кооперативе.
→ тариф не утверждался на общем собрании собственников помещений МКД, а для расчета используется тариф, установленный органами местного самоуправления, например, администрацией Вашего населенного пункта. Если при расчете размера платы за содержание жилья используется именно тариф, установленный органами местного самоуправления, решение о его изменении и установленный размер должны быть указаны в соответствующих нормативно-правовых актах – распоряжении, постановлении или приказе, которые, как правило, размещаются на официальных сайтах администрации Вашего населенного пункта, и с которыми Вы можете ознакомиться.
Причиной изменения размера платы за содержание жилья (текущее содержание) может быть:
Капитальный ремонт
Плата за капитальный ремонт имеет такую же методику начисления, что и содержание жилья (текущее содержание), то есть зависит от общей площади Вашего помещения и тарифа:
Плата за капитальный ремонт = общая площадь помещения х тариф.
Тариф на капитальный ремонт также либо утверждается на общем собрании собственников помещений Вашего дома, либо, если решение на общем собрании не принято, для расчета используется тариф, установленный органами местного самоуправления.
Причиной изменения размера платы за капитальный ремонт может быть:
Коммунальные услуги
Чаще всего, значительное увеличение квартплаты происходит из-за коммунальных услуг, и здесь необходимо отметить, что помимо причин, которые будут рассмотрены далее, ежегодно происходит увеличение тарифов на коммунальные услуги .
Но если увеличение платы за коммунальные услуги не связано с увеличением тарифа, тогда необходимо искать причину в предъявленных объемах конкретной коммунальной услуги.
Стоит обратить внимание, что, Правительством РФ ежегодно утверждаются предельные проценты (индексы) роста платы за коммунальные услуги для каждого региона. То есть увеличение платы за коммунальные услуги не должно превышать установленного Правительством РФ процента, установленного для конкретного региона.
Так, на 2021 год предельный рост платы за коммунальные услуги согласно распоряжению Правительства РФ от 30.10.2020 года №2827-р в Красноярском крае установлен 4.6%, в Иркутской области – 3.7%, в Томской области – 5.3%, в Москве – 4.6%, в Новгородской области – 6.4%, в Алтайском крае – 3.8%.
Отопление
Плата за отопление может начисляться исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета или по нормативам потребления, если на многоквартирном доме такой прибор учета не установлен.
Также необходимо учитывать способ оплаты за отопление – отопительный период или оплата в течение года (12 месяцев).
Как правило, при способе оплаты в течение года (12 месяцев) плата за отопление из месяца в месяц не увеличивается. Могут изменяться нормативы потребления в определенный период или измениться в новом году среднемесячное потребление (если начисление платы производится по среднемесячным показаниям общедомового прибора учета), но значительное увеличение платы при этом не происходит.
Когда оплата за отопление производится в отопительный период при наличии общедомового (коллективного) прибора учета, то сумма за отопление может существенно меняться, так как начисление производится по факту потребления тепловой энергии, и с начала отопительного периода начинает расти.
Обычно самое большое потребление приходится на зимние месяцы с декабря по февраль. С марта расход тепловой энергии, как правило, снижается, и, соответственно, снижается плата, при этом, когда отопительный период заканчивается, плата за отопление не начисляется.
Причиной изменения размера платы за отопление может быть:
Холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Начисленная плата по этим услугам зависит от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета конкретной услуги.
Если индивидуальный прибор учета установлен в Вашем помещении, тогда расчет размера платы должен производиться по показаниям такого прибора учета (если показания Вами передавались).
Если индивидуальный прибор учета отсутствует, плата начисляется исходя из установленных в Вашем населенном пункте нормативов потребления для каждой из этих услуг и зависит от количества проживающих в Вашей квартире.
Причем, если в Вашей квартире есть техническая возможность установить индивидуальный прибор учета на холодную и горячую воду, но они не установлены, расчет размера платы по нормативам осуществляется с применением повышающего коэффициента, равным 1.5.
При обнаружении значительного увеличения платы по одной из этих услуг, стоит обратить внимание на следующее:
→ при наличии ИПУ – произведено ли начисление платы с использование показаний ИПУ, которые Вы передали.
Если при расчете показания Вашего прибора учета не применялись, причина может быть в окончании срока поверки Вашего ИПУ, неполучения показаний ИПУ исполнителем по каким-либо причинам, неправильное указание показаний Ваших ИПУ, то есть ошибка в расчетах.
→ при отсутствии ИПУ – количество проживающих в Вашем помещении, которое использовалось при расчете размера платы.
Плата за водоотведение начисляется исходя из суммы объемов холодной и горячей воды.
Причиной изменения размера платы за холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение, водоотведение может быть:
Газоснабжение
Начисление платы по газоснабжению зависит от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета на газоснабжение.
При наличии индивидуального прибора учета расчет размера платы осуществляется исходя из его показаний, при отсутствии – согласно нормативам потребления, установленным на газоснабжение:
→ на отопление жилых помещений и общей площади Вашего помещения,
→ на приготовление пищи и количество проживающих в Вашем помещении,
→ на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и количество проживающих в Вашем помещении.
Причиной изменения размера платы за газоснабжение может быть:
Обращение с твердыми коммунальными отходами (Обращение с ТКО)
Размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами зависит от:
→ размера норматива потребления, установленного в Вашем населенном пункте для этой коммунальной услуги (или объема вывезенных контейнеров при раздельном сборе твердых коммунальных отходов),
→ количества проживающих в Вашей квартире или общей площади Вашей квартиры, если такой способ оплаты за обращение с ТКО установлен в Вашем регионе,
→ тарифа, установленного в Вашем населенном пункте на эту услугу.
Причиной изменения платы может стать увеличение:
Дополнительные услуги
Нередко в квартплату помимо начисления за жилищно-коммунальные услуги включаются дополнительные расходы, такие как услуги охраны, видеонаблюдения, обслуживание домофона, коллективной антенны, услуги консьержа, прочие расходы и так далее, которые также могут увеличить итоговую сумму к оплате.
Следует отметить, что включение любых дополнительных услуг возможно только с решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Если собственниками помещений решение о включении таких расходов и сумм не принято, предъявление их к оплате – неправомерно.
Проверьте исходные данные для начисления платы – общую площадь Вашей квартиры и количество проживающих.
Определите услугу, из-за которой плата за ЖКУ существенно увеличилась.
Попробуйте самостоятельно определить причину увеличения платы по конкретной услуге в соответствии с порядком начисления по ней платы.
Если причину увеличения платы по конкретной услуге установить самостоятельно не удается, обратитесь за устной консультацией по телефону к исполнителю услуги, в платежке на оплату ЖКУ, как правило указываются данные исполнителя, это может быть управляющая компания, ТСЖ, кооператив или ресурсоснабжающая организация, если речь идет о коммунальной услуге.
Если устная консультация специалиста расчетного отдела исполнителя не дала Вам ответ на Ваш вопрос, тогда можно направить письменное обращение.
Например, плата за отопление за ноябрь увеличилась вдвое в сравнении с той, что была Вам начислена за октябрь. Определить самостоятельно насколько правильно произведен расчет, а также насколько правильно предъявлены объемы тепловой энергии на отопление, самостоятельно сложно. В этом случае, если есть сомнения, можно сразу направить письменное обращение исполнителю, в котором Вы просите проверить порядок расчета размера платы за отопление, а также просите ознакомиться с показаниями общедомовых приборов учета.
Если причину увеличения платы Вы определили самостоятельно, но есть вопрос, почему это произошло, Вы также можете сначала получить устную консультацию по порядку расчета размера платы у исполнителя, или можете направить в его адрес письменное обращение.
Например, Вы обнаружили, что показания Вашего индивидуального прибора учета по горячему водоснабжению не были учтены при расчете за определенный месяц, а к оплате предъявлен объем горячей воды, существенно отличающийся от Вашего фактического потребления. Обратившись к исполнителю, Вы можете уточнить по какой причине это произошло (допустим, у Вашего индивидуального прибора учета вышел срок поверки), и каким образом исправить ситуацию или, возможно, получить перерасчет.
Имейте в виду, что при возникновении вопросов, связанных с начислением платы, лучше всего получить официальный ответ от исполнителя той или иной услуги, и желательно, чтобы этот ответ был в письменном виде.
Если же и ответ исполнителя на Ваше письменное обращение не принес результат, тогда Вы можете направить письменное обращение в надзорные органы, например, жилищную инспекцию по Вашему городу или району для проведения проверки правильности начисления платы за определенный расчетный период.