Природный материал что это
Беседа «Природный и бросовый материал»
Ольга Чеснова
Беседа «Природный и бросовый материал»
Цель: Дать представление о природном и бросовом материале.
1. Учить отличать природный материал от бросового.
2. Развивать образное мышление; мелкую моторику рук;
Активизировать и обогащать словарный запас;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, аккуратность.
Материалы: семена арбуза, дыни, коробочки от сока
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя на ковре по кругу.
Воспитатель: ребята, посмотрите картинку. Что это?
Воспитатель: Правильно. Лес – это богатство природы. В лесу нет, ничего бесполезного и ничто не пропадает зря. Из сухой травы, веточек, листьев, иголочек птицы вьют гнезда, муравьи строят муравейники, животные выстилают ими норы.
А как одним словом можно назвать все то, что мы можем с вами найти в лесу, все то, что дарит нам природа?
Дети: Природный материал.
Воспитатель: Что можно сделать из природного материала?
Дети: Много разных поделок.
Воспитатель: Кроме природного материала, чем еще можно воспользоваться для изготовления поделок?
Дети: Бумагой, картоном, пуговицами, бусинками, ватой, одноразовой посудой
Воспитатель: Правильно! Это бросовый материал. Чем отличается бросовый материал от природного?
Дети: Природный материал – это то, что дает нам природа, а бросовый – это отходы труда человека.
Воспитатель: Ребята, у меня есть коробка, а в ней лежат коробочки от сока и семена, какие, вы узнаете, отгадав загадки.
Он зеленый и большой
Как огромный карапуз
Воспитатель: Правильно! А как семена называют у арбуза?
Дети: Арбузные семечки.
Воспитатель: Молодцы! Следующая загадка.
Может с солнышком сравниться.
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Воспитатель: А как называют семена дыни?
Дети: Дыневые семечки.
Воспитатель: Правильно – это семена дыни. А еще у меня в коробочке есть вот такие коробочки и пластилин. Для чего они нам?
Воспитатель: Коробочки от сока– это природный материал или бросовый?
Дети: Бросовый.
Воспитатель: А семена?
Дети: Природный.
Воспитатель: Хорошо! Теперь вы знаете, чем отличаются природный материал от бросового.
Воспитатель: Если эту коробочку намазать пластилином, на ней можно выложить узор из семечек и получится красивая вазочка. (Демонстрирует готовую вазочку)
Но этим мы займёмся вечером.
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка, мизинец
Овощи мы собирали, сжимание и разжимание
Ими друзей угощали. пальцев на обеих руках.
«Кувшинка для мамочки» Поделки из пластмассовых ложек (бросовый материал) Здравствуйте дорогие коллеги! Сегодня хочу поделиться как легко и эффектно создать поделку из бросового материала. Один из доступных и.
Фотозарисовка «Как мы провели выходной день. Поездка в природный парк «Оленьи ручьи» Коллектив нашего детского сада принимает активное участие во всех мероприятиях и конкурсах. И в этот раз не обошло наше внимание большое.
Календарно-тематический план ООД (Познавательное развитие (Природный мир) «Первоцветы» Календарно-тематический план ООД Познавательное развитие (Природный мир) Тема: ««Первоцветы» Образовательные задачи. Познавательное развитие.
Календарно-тематический план ООД Познавательное развитие (Природный мир) «Первоцветы» Образовательные задачи. Познавательное развитие Расширять первичные естественнонаучные и экологические представления детей о весне и первоцветах.
Конспект по ООД Познавательное развитие (Природный мир) Тема: «Первоцветы» Образовательные задачи. Познавательное развитие Расширять первичные естественнонаучные и экологические представления детей о весне и первоцветах.
Методическая идея «Как собрать бросовый материал, или Как мы готовились к экологическому проекту» (старшая группа) В нашей группе планировалась работа над экологическим проектом «Вторая жизнь ненужных вещей». Необходимо было собрать бросовый материал.
Непосредственно образовательная деятельность «Природный мир» Пр. сод. : обобщить представление детей о животных и сформировать понятие «травоядные и хищники». Учить детей быть отзывчивыми со всей ответственностью.
Природный центр познавательного развития Создание благоприятной среды для познавательного развития детей,является основополагающим для лучшего освоения материала. Разнообразие игр,.
Рабочая программа. Образовательная область «Природный мир» Пояснительная записка Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему что происходит вокруг. Ежедневно дети познают.
Технологическая карта конспекта образовательной деятельности «Природный материал — песок, глина, камни» Технологическая карта конспекта образовательной деятельности. Возрастная группа: дети 5-6лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».
Природные материалы
Природный материал.
Что такое природный материал? Зачем нужен природный материал?
Отвечаем на второй вопрос — зачем нужен этот природный материал. Для вдохновения и творчества. Те кто своим хобби выбрал работу с природным материалом, никогда не разочаруется в своём выборе. Ведь, прежде всего сырьё для работ бесплатно, только природе не следует вредить (брать лишнее). Самое лучшее под ногами: сухие веточки и коряжки, опавшие осенние листья, шишки, семена, семечки и многое другое. Своеобразный внешний вид природных материалов вдохновляет для творчества и создания необыкновенных произведений искусства. Мастера используют материал для изготовления декоративных панно, игрушек, различных поделок. Народные умельцы творят чудеса имея под рукой бересту, ракушки или кап (нарост на дереве).
Природные материалы для флористики
Основным материалом для флористики из природного материала являются декоративные цветы, листья, травы. Наравне с основными флористы используют и необычные материалы. К таким материалам для флористики относятся, прежде всего, растения растущие на деревьях и камнях — лишайники и мхи. Высушить их очень просто и в плоском виде и в объёмном. Важно помнить, что если вы хотите засушить мох в объёмном виде, то при сборе его нужно. Далее »
Оформление зимнего букета
Красиво и правильно составленный букет создаёт атмосферу уюта в доме, служит прекрасным украшением интерьера, дарит радость и хорошее настроение. В теплое время года букеты, как правило, составляют из живых цветов, но зимой их можно заменить сухоцветами — высушенными по специальной технологии цветами и растениями. Сухоцветы уступают живым растениям в яркости и насыщенности цвета, поэтому более целесообразно создавать из них. Далее »
Декоративная флористика своими руками
Как изготовить карэмоно. Сухие, красиво изогнутые, веточки – карэмоно можно сделать своими руками. Карэмоно используют во флористике для составления декоративных композиций и букетов. Для изготовления веточек нужно весной или поздней осенью срезать прутики или ивы, или краснотала, или вербы. Затем прутики осторожно сгибать и наматывать на палку или бутылку. Намотанные ветки хорошо зафиксировать шпагатом или тканью (можно. Далее »
Цветы сухоцветы, выращивание, сухоцветы своими руками
Цветы сухоцветы – это все те растения, которые после высушивания не теряют своей привлекательности. Для украшения дома люди уже давно применяют цветы сухоцветы.Ещё в начале двадцатого века сухоцветами украшали не только жильё, но и костюмы, шляпки и даже причёски. Изготавливая из цветов сухоцветов панно, коллажи и букеты, мы на долго оставляем в декоративных композициях очарование летнего пейзажа и аромата природы. Многим. Далее »
Зимний букет: материалы, засушивание природных компонентов, цветов, листьев и растений
Если флористика своими руками увлекла вас, то следует заняться заготовкой и засушиванием природного материала. Флористике можно посвятить часть своего свободного времени и получить не только удовольствие, но прекрасное украшение для дома. Разнообразные композиции и панно выполняются из цветов и природного материала. Если нам удалось заготовить растения, то необходимо их срочно засушить. Этот этап работы пропустить нельзя, а то. Далее »
КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
Природный материал создает сама природа, а человек преобразует его и создает художественный образ. Этот материал разнообразен по своим качествам, свойствам и признакам. Можно выделить следующие виды природного материала:
1. Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.).
Листья имеют причудливую форму и могут быть основой выразительного образа. Листья можно наклеить на основу, дополнить фрагментами (дорисовать, доработать с помощью пластических материалов, присоединить другие по фактуре материалы), чтобы получить целостное изображение. С помощью листьев можно сделать объемные поделки, скрутив их, связав нитками или закрепив с помощью скотча. Из листьев получается интересный коллаж, поскольку они имеют широкую цветовую палитру и разные фактуры.
Семена являются незаменимым средством для изготовления плоскостных, полуобъемных и объемных работ. Плоскостные выполняются по принципу аппликации, когда семена наклеиваются на основу с помощью клея или закрепляются на пластилине (глине, эглине, мукосоли, пластике и т. д.). Полуобъемные работы получаются за счет того, что используются объемные семена, работа приобретает вид барельефа. Для выполнения объемных поделок из семян необходима основа, которую, как правило, выполняют из любого пластического материала, на котором закрепляют семена. Технология изготовления поделок меняется в зависимости от возраста детей.
Соломка относится к одному из выразительных материалов. В аппликации находят применение солома и различные колосья, из которых составляется целостное изображение. Очень часто соломка применяется для инкрустации предметов мебели, различных аксессуаров, предметов дизайна и пр. Объемные изделия получаются путем соединения колосьев лыком, эластичными травинками, тонкими льняными нитями.
Ветки могут быть частью поделки или выступать в качестве самостоятельного образа. При этом можно сохранить фактуру веток, используя их выразительность, а можно раскрасить их, сделав образ стилизованным. Ветки активно включаются в композицию икебаны, декорируются лентами, бусинками, искусственным камнем, пенопластом, кусочками ткани, кожи.
Кора и лоза могут использоваться в качестве основы для поделок, выступать подручным материалом или иметь самостоятельное художественное выражение. Например, из коры получаются интересные подставки для карандашей, вазы, кашпо и пр.
Древесина как природный материал в работе с детьми используется реже не только потому, что ее трудно приобрести, особенно в городах, но в основном из-за сложности ее обработки, так как нужны специальные инструменты, которыми дошкольники в силу возраста не владеют. Дети могут использовать обрезки мягкого дерева. Из этого материала можно что-то построить с помощью тонкой проволоки, клея, монтажной пены. Натуральный цвет дерева красив сам по себе, но дерево можно и покрасить, сохранив естественную фактуру.
2. Материалы минерального происхождения (камни, песок, ракушки и т.д.).
Камни служат отличным материалом для конструктивного творчества. Из камней можно выполнить подставку для поделки. Из камней получаются интересные барельефы. С помощью мелких камушков легко создавать рельефную фактуру поделки, например: изобразитьпанцирь черепахи, чешуйки рыбки, лепестки цветка, фасад дома, поверхность камина, морское дно и т.д. Закреплять камни лучше с помощью пластических материалов, монтажного клея или монтажной пены. Все зависит от идеи образа. Крупные камни служат основой для росписи. Из камней получаются изящные украшения. Из разноцветных морских камней складываются мозаичные полотна, которыми можно украшать интерьер любого помещения, в том числе и детского сада, а также отдельные предметы дизайна.
Камни можно использовать для изготовления дидактических игр и пособий. Например, используя камни разного размера, можно формировать у детей представления о величине. Обследование поверхности камней создает предпосылки для сенсорного развития, в частности для развития мелкой моторики пальцев рук.
Песок имеет два направления применения. Первое — песок выступает в качестве пластического материала. Из него можно лепить мелкие фигурки и крупные скульптуры. Этот вид творчества занимает не только ребенка, но и взрослого человека. Из песка можно слепить не только отдельные предметы, но и архитектурные сооружения, а также целый город. Второе — применение песка в качестве изобразительного материала для аппликации и рисования. В этом случае песок присоединяется к основе с помощью клея и красок.
Ракушки, имея причудливые формы, служат основой для создания выразительных образов, которые способны выполнить даже дети дошкольного возраста. Конечно, их поделки просты по своему содержанию, но они способствуют развитию образного мышления, формообразованию. В зависимости от возраста применяются разные соединительные материалы (клей, пластилин, глина, мукосоль, бумажная масса и пр.).
3. Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья).
Яичная скорлупа применяется для получения как плоских изображений, так и объемных. Плоскостная композиция из скорлупы имеет вид мозаики. При этом можно использовать естественные оттенки скорлупы, а можно ее предварительно окрасить с помощью пищевых красителей, тогда мозаика будет полихромна. Из целостной яичной скорлупы можно сделать разнообразные елочные игрушки, героев для пальчикового и настольного театра, мобили, гирлянды, сувениры и т.д. Для объемных поделок скорлупу предварительно необходимо обработать (удалить внутреннюю часть, сделав маленький прокол и откачать содержимое яйца), затем яичная скорлупа дорабатывается до образа с помощью бумаги, картона, природного, бросового и пластического материала.
Кожа применяется для аппликации и объемных поделок. Из кусочков кожи вырезаются детали в соответствии с намеченным эскизом, затем они соединяются в целостную композицию с помощью клея. При этом детали в зависимости от замысла могут приклеиваться полностью или частично. Аппликация из кожи может иметь различные размеры — от миниатюр до огромных панно. Также из кожи можно делать объемные поделки, скручивая кусочки кожи и скрепляя их клеем, нитками, придавая определенную форму. Особый интерес сегодня для многих представляют аксессуары, выполненные из кожи (ремни, сумки, кошельки, футляры, пеналы, головные уборы и пр.), в том числе и украшения (колье, бусы, браслеты, ремешки, кольца и т.д.).
Мех активно используется в ручном дизайне. Он применяется для изготовления разнообразных аксессуаров и декорирования поверхностей (например: альбомов, рамок, шкатулок, сумок и пр.). В работе с дошкольниками мех применяется не так часто. Связано это с тем, что у некоторых детей мех вызывает аллергическую реакцию, в связи с чем его применение минимально или натуральный мех заменяется искусственным. Сама фактура меха позволяет создать самые разные образы животных, имитируя их шерсть. Аппликации из меха всегда интересны и привлекательны для детей. Комбинируя мех с другими материалами, можно добиться выразительности создаваемого образа, подчеркивая его характер.
Пух и перья применяются, так же как и мех. Они создают определенную фактуру, которую можно использовать для отображения предметов, объектов и явлений окружающей действительности, например: облаков, туч, снега, растений, животных. Пух и перья не требуют предварительной обработки, к основе они крепятся с помощью клея и пластических материалов. Чаще всего пух и перья в поделках применяются фрагментарно, поэтому дорабатывать образ можно с помощью других материалов (бумаги, кусочков ткани, кожи, пуговиц, бусинок и пр.).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Природные материалы – это самые доступные материалы, которые только можно придумать. В детском саду очень часто используют природный материал для изготовления различных поделок. Природные материалы по происхождению делятся на три вида:
Природные материалы животного происхождения : яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.
Природные материалы минерального происхождения : камни, песок, глина, ракушки.
История возникновения природного материала. Украшение предметов обихода или создание поделок из природных материалов, берет свое начало в глубокой древности. Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития цивилизации, начиная с неополита, человек создавал обусловленные материалом и традицией изделия. В этом проявлялось желание людей воплотить свои эстетические потребности и замыслы в доступном материале.
Декоративно- прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, бытовую утварь, орудия труда. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем бытовой уклад, представления о счастье и красоте, национальный характер.
Наши предки обожествляли природу, например древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества, от которого якобы полностью зависела его судьба. А букет цветов в глубокой древности являлся символом счастья, здоровья и благополучия. Но живые цветы быстро увядали на солнце, что и натолкнуло мастеров заменить живые цветы сухими.
В современном производстве природные материалы используются:
2. Материалы, которые прошли переработку или используются вторично: макулатура, пиломатериалы или отслужившие конструкции (это направление иначе называют «биотектура»);
3. Использование «живых» материалов: деревья и кустарники (применение которых обобщенно называется «арбоархитектура»), а также травы, цветы, мхи, водоросли и др. [7].
Возможность исследования с детьми природного материала:
Сбор природного и бросового материала. Знакомство детей с различным природным и бросовым материалом. Показ способов применения природного и бросового материала для изготовления поделок. Организация совместной работы с детьми по созданию поделок из природного и бросового материала. Оформление выставок творческого мастерства.
В исследованиях с детьми применяются следующие методы и приёмы:
— наблюдения в природе (как источник впечатлений, образов, как предварительная работа и т. д.)
— рассматривание природного материала (на что похоже?);
— использование его детьми в играх (например, украшение «кулинарных» изделий из песка травинками, камушками, листиками и т. д.);
— использование природного материала в других видах деятельности (например, на занятиях математикой);
— выкладывание узоров, изображений предметов из камней, семян, плодов и т. д.;
— рассматривание картинок, фотографий с изображением поделок из
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое природные материалы. Природный материал для поделок
Изготовление поделки из природных материалов это прекрасный способ провести время с семьей. Для этого занятия вам потребуется всего-лишь прогулка в парк, немного фантазии и время. В данной статье мы рассмотрим основные виды природных материалов, как и где их собирать, приведем примеры использования, возможно это вдохновит вас и ваших детей на изготовление своих собственных поделок.
Прививать детям чувство прекрасного нужно как можно раньше. Важно обращать их внимание на красоту деревьев, листьев, цветов, орехов, ракушек, на то, что у каждого растения свои цвет, форма и другие аспекты. Это очень важно при изготовлении поделок из природных материалов.
Перед тем как приступать к работе, нам нужно знать, какими они бывают.
Материалы можно разделить на две группы: минеральные и растительные. К первым относят песок, ракушки, камешки и др., ко вторым цветы, солому, листья деревьев и кустарников, кору, желуди, шишки, орехи и т. д.
Ветки и корни — довольно часто встречаются в поделках различной сложности. Из них можно легко сделать шею, ноги, руки и другие конечности. Для ваших поделок мы рекомендуем использовать ветки ели, сосны, кизила и сирени, они весьма упругие и даже в сухом состоянии их сложно сломать.
Заготовка веток всегда требует терпения и аккуратности. Для работы подойдут не всякие ветки. Собирая их, нужно напоминать детям, что деревья нужно беречь, что не следует обрывать живые ветки, а брать сухие, но не пересохшие.
Корни, можно найти в парке, в лесу или на берегу реки, все они могут быть использованы для поделок. Иногда они настолько причудливы, что напоминают птиц, животных и т. п. Рассматривая корни, можно развить у детей наблюдательность и образное видение, эти качества позволят разглядеть в материале присущий ему образ (паук, щеночек, улыбающаяся мордочка или что-то вроде этого).
Корни нужно хранить в сухом помещении с умеренной влажностью.
Шишки — это отличный материал для объемных поделок. Из них можно сделать человека или животное. С шишками удобно работать. Они могут быть совершенно разные внешнему виду. Их легко склеивать между собой. Для поделок лучше всего использовать нераскрывшиеся шишки, с ними удобнее работать.
Собирать шишки лучше с влажной почвы, они медленнее высыхают и дольше сохраняют форму. После сбора, их сортируют по величине и форме.
Желуди бывают различной формы и величины. С одной стороны они окружены плюской – сильно разросшейся чашечкой. Желуди начинают созревать в сентябре – октябре. Собирать их лучше, когда они уже созрели и опали. Для поделок подходят только чистые здоровые желуди. Вместе с желудями можно собирать и плюски, они вам точно пригодятся.
Легче всего работать со свежими желудями, они дольше сохраняются. Высохшие желуди при работе легко раскалываются.
Плоды каштана – отличный материал для простых поделок.
У них красивая блестящая ярко-коричневая поверхность. Свежий каштан легко прокалывается шилом. Из целых плодов можно изготовить голову и туловище для кукол. Чтобы плоды каштана дольше сохраняли свои качества, хранить их лучше всего в прохладном месте.
Из початков можно изготовить фигурки лошадок, птичек и многих других животных. Хорошо использовать початки, которые только-только начали созревать. С таким материалом будет легче работать – обрезать, склеивать, прокалывать и пр. С высохшими и созревшими початками работать гораздо сложнее, так как они тверже и грубее. Использовать такой материал для поделок нежелательно.
Листья отделенные от початков, тоже могут пригодиться в работе. Например, из них можно сделать мышку, зайца или стрекозу.
Перед началом работы с кукурузными листьями, их следует просушить, после этого на 2–3 часа завернуть в мокрую отжатую ткань, предварительно разложив тонким слоем. Затем их можно использовать.
Солома – отличный материал для изготовления поделок. Она гладкая, гибкая и пахучая. Для работы можно использовать солому пшеницы, овса и риса. Главное, чтобы стебли не были измятыми.
Солому следует сортировать по длине и ширине. Перед работой ее нужно разрезать на части, по коленцам. Последние коленца отрезают, в работе они будут только мешать. Чтобы стебли стали более гибкими и эластичными, поместите их в кипящую воду и оставьте на сутки в закрытой посуде.
Поделки из соломы делают с помощью сшивания и связывания пучков, плетения и наклеивания. Так же из соломы можно сделать аппликацию. Для этого ее упаривают, разрезают на две части и наклеивают на кальку.
Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому можно прогладить утюгом, нагретым на разные температуры. Приклеивать солому нужно аккуратно, между ее частями не должно оставаться просветов. Так можно получить целые полотна из соломы. После этого на них наносят контур любого изображения, например животного или птицы. После фигурки вырезают и декорируют ими бумагу, ткань, либо — дерево. Это один из наиболее простых способов работы с соломой. Чтобы получить более качественное изображение, контур можно нанести сначала на бумагу, а потом формировать изображение по частям с учетом основных рельефных линий, варьируя направления соломки. Солома легко поддается окрашиванию и крепится клеем ПВА. Из неё можно сделать разнообразные красочные и привлекательные поделки.
Листья — хороший материал для изготовления дополнительных деталей поделок. Благодаря разнообразным формам и расцветкам они находят любое применение. Например, могут стать крыльями бабочки, плавниками рыбы или парусом. Осенние листья очень красивы и украсят вашу работу буйством красок.
Чтобы сохранить листья до очередного использования, их нужно правильно заготавливать и хранить. Для этого листья кладут между листами бумаги и проглаживают утюгом. После глажки их заворачивают в плотную бумагу, которую нужно изредка менять.
Семена цветков, деревьев, кустарников и других растений могут стать отличным материалом для поделок. В качестве дополнительных материалов подойдут семена ясеня и клена, из них можно сделать крылья, уши, плавники, а из семян липы могут получиться лапы животных или антенки бабочек. Для глаз хорошо подходят семена дыни, подсолнуха, арбуза, различных цветков.
Для изготовления поделки из природных материалов можно использовать орехи (грецкие, земляные, лесные, кедровые, фисташки). Они подходят в качестве материала для изготовления человечков, животных и т. д.
Собирать лесные орехи нужно зрелыми в августе вместе со шляпкой, шляпку тоже можно применять при изготовлении поделок. После сбора орехи раскладывают для просушки на доске, а потом убирают в коробку. Скорлупа лесных орехов твердая и прорезать ее ножом или проколоть шилом очень тяжело, поэтому работать с пересушенными орехами нежелательно.
Помимо лесных, можно использовать кедровые орехи в качестве дополнительного материала. Они хорошо склеиваются и легко прокалываются шилом.
Скорлупа грецких орехов часто применяется при изготовлении различных предметов. Например, лодочек. А ядра можно использовать в качестве мозгов.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой. Это очень увлекательное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, творческое воображение и фантазию, помогает изучить и освоить новый вид деятельности.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко портит работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Большое влияние ручного творчества на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из творческой работы, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию работы, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют творческую работу по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению творческой работы в любой технике способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать работу: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ребенку не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать нужный цвет, форму, и.т.д. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Приведу в пример занятие по составление цветочных букетов и композиций. Занятие можно проводить для учащихся второй ступени обучения проявляющий интерес к искусству дизайна, а также к искусству составления букетов и композиций (аранжирование), и флористике, включает в себя три связующих между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение. Все три процесса обогащают учащегося независимо от степени его готовности. Занятие реализует задачи, научить детей открывать красоту и изысканность букета, создавать прекрасные творческие работы из природного материала своими руками.