Приостановление государственной регистрации юридических лиц что это значит
Что делать, если вынесено решение о приостановлении государственной регистрации?
В борьбе за достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ приостановление государственной регистрации (регистрации изменений) продолжает активно применяться регистрирующими органами. Вместо получения государственной услуги, регистрирующие органы выдают «решение о приостановлении государственной регистрации» на максимально возможный срок — 1 месяц или 30 дней.
Решение о приостановлении может быть вынесено по всем возможным случаям обращений в регистрирующие органы (за одним исключением) в связи с:
Исключение – первичная регистрация или обращение за государственной регистрацией вновь создаваемого юридического лица.
Решения о приостановлении государственной регистрации не выносятся в отношении индивидуальных предпринимателей, а касаются только юридических лиц.
Решение о приостановлении государственной регистрации должно содержать:
И так. Вы получили соответствующее решение. Что делать, если вынесено решение о приостановлении государственной регистрации: ждать, пояснять или жаловаться?
Предоставление документов и пояснений
Фактически предоставление документов и пояснений является правом заявителя и имеет добровольно-принудительный характер. Зачастую данное мнение подкрепляется утверждениями сотрудников регистрирующего органа: «Если Вы не предоставите, то есть вероятность отказа в государственной регистрации». А не предоставляя документы или пояснения, Вы не пользуетесь своим правом — опровергнуть предположение о недостоверности сведений, представленных для внесения в ЕГРЮЛ.
Действительно, в большинстве случаев, документы и пояснения лучше предоставить. Правда состав документов и содержание пояснений зависят от конкретной ситуации, характера сведений и наличия соответствующих документов. Особых требований к содержанию и форме предоставляемых пояснений закон не содержит.
Кроме того, в некоторых регистрирующих органах, даже предоставившим письменные пояснения заявителям, могут предложить ответить на вопросы инспекторов путем составления протокола допроса или заполнить бланк объяснений.
Как поступить, если получили решение о приостановлении государственной регистрации?
Как сказано выше, предоставить документы и соответствующие пояснения лучше в любом случае. При этом Вы должны способствовать ответам, на направленные регистрирующим органом запросы, а также письмам налоговой инспекции, где Ваша организации состоит на учете. В случаях не получения соответствующих писем-запросов, риск отказа в государственной регистрации увеличивается.
Если есть основания считать приостановление незаконным, то решение о приостановлении можно обжаловать. В отличие от решений об отказе в государственной регистрации, для обжалования решений о приостановлении законом не предусмотрено обязательное обращение с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган, поэтому можно выбирать, обжаловать в административном порядке или сразу в суд. Надо отметить, что желающих обжаловать решения о приостановлении регистрационных действий находится мало.
Одним из самых эффективных методов является личное обращение заявителя на прием к должностным лицам регистрирующего органа, компетентным на принятие решения о регистрации изменений. На сегодня известны случаи положительных результатов, когда после таких обращений решения о регистрации принимались до окончания срока его приостановления.
Рассмотрим наиболее частые случаи (связанные с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ). Такие как приостановка государственной регистрации при изменении юридического адреса и смена единоличного исполнительного органа.
Приостановка регистрации изменения юридического адреса
Данный вид «приостановок» является самый распространенным. В виду «чистки реестра», письма регистрирующего органа с целью подтверждения адреса рассылаются несколько раз в год. Особенно касается это вновь созданных организаций. Проверка таких организаций регламентирована.
На практике приостановка государственной регистрации в данном случае осуществляется по требованию местной налоговой инспекции. Это или та налоговая инспекции из поля зрения которой Вы планируете уйти, или та, где территориально располагается Ваш новый офис.
Чтобы увеличить шанс прохождения регистрационных действий (без возможных приостановок) при изменении юридического адреса, рекомендую предоставить письменные пояснения относительно расположения офисного помещения в соответствующем здании с приложением плана помещений на этаже, фотографий, контактного номера телефона собственника помещения. В подтверждение необходимо приложить договор аренды и акт приема-передачи нежилого помещения.
В случае получения «Решения о приостановлении государственной регистрации» при изменении юридического адреса или изменения записи недействительности в ЕГРЮЛ в отношении адреса местонахождения организации, для более подробного изучения, рекомендую ознакомиться со статьей — как избежать приостановления регистрации изменения юридического адреса? и статьей — об юридических адресах.
Приостановка регистрации изменения единоличного исполнительного органа (директора)
Сегодня самая обыкновенная смена директора может обернуться не приятным решением налоговой службы.
На практике приостановка государственной регистрации в данном случае осуществляется также по требованию налоговой инспекции, где организация состоит на учете. Иными словами — территориальная налоговая инспекция сомневается в подлинности смены единоличного исполнительного органа (директора).
Чтобы увеличить шанс прохождения регистрационных действий (без возможных приостановок) в виде смены директора рекомендую, помимо заявления по форме Р14001, прикладывать решение (протокол) участника (учредителя) о смене руководителя, приказ о вступлении в должность, копию паспорта директора. Решение единственного участника (учредителя) или протокола собрания участников (учредителей) об избрании нового директора, желательно так же заверять у нотариуса. Личная подача заявления новоизбранным директором в регистрирующую налоговую инспекцию значительно повысит вероятность получения положительного результата.
Приостановка государственной регистрации в иных случаях
Сегодня бизнесмены также сталкиваются со случаями 30-ти дневной приостановки в таких регистрационных действиях как:
С каким решением о приостановлении государственной регистрации столкнулись Вы?
Действующий предприниматель и автор блога Garant.ooo. В бизнесе уже более 8 лет. До этого работал в налоговой инспекции. Отлично знаю работу бизнеса, как со стороны предпринимателя, так и со стороны налоговых органов. Очень надеюсь, что мои статьи помогут вам в вашем непростом предпринимательском деле.
При сдаче ликвидационного баланса ООО получил 21 декабря 2020 «решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений ликвидационного баланса, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с ликвидацией (сведения о наличии (отсутствии) выездной таможенной проверки)».
Никакой международной деятельности не велось, компания более трех лет не ведет никакой деятельности, расчетного счёта нет. Не совсем понятно, при чем здесь таможенная проверка? Такое ощущение, что просто тянут время, чтобы ликвидировать на следующий год, чтобы статистику не завышать.
При внесении изменения в Уставные документы (в связи с миграцией юр. адреса в другой регион) приостановили регистрацию. Прием в налоговую вызвали руководителя и всех учредителей общества для опроса. Так как нужно было срочно собрались все в течении трех дней после решения о приостановлении. В налоговой провели опрос каждого участника в отдельной комнате под видео и аудиозапись. В результате ждем когда пройдет месячный срок. (((((:
Добрый день. У меня такой вопрос, предприятие ООО меняет юридический адрес. Была в Москве, поменяли на Киров, поменялся ген.директор его домашний адрес. Налоговая по Кировской области вынесла решение о приостановлении государственной регистрации.
Как нам правильно ответить налоговой и что делать.
Почему вам откажут в регистрационных действиях с ООО: разбираем по пунктам
При регистрации, перерегистрации, внесении изменений в ЕГРЮЛ для компании вы можете получить отказ. Несмотря на то, что процедура регистрации за последние годы существенно упростилась, но остается вероятность, что с первого раза вы не сможете открыть свою компанию или что-то изменить в существующей. В чем же причины?
По каким причинам могут отказать в регистрации
Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит исчерпывающий перечень причин, по которым регистрирующий орган может отказать в регистрации.
Однако фактически причины могут звучать в ответе инспекции совсем по-другому, и, при сопоставлении написанного инспекторами и указанного в статье 23, возникает непонимание — как соотнести два документа между собой?
Попробуем дать расшифровку.
Подпункт «а» пункта 1 ст. 23:
«непредставление документов, необходимых для государственной регистрации».
Казалось бы, все документы представлены, даже сверх списка ещё пару справок дали, а все равно отказ. Что им нужно еще? А проблема в том, что, по логике государственных органов, если документ представлен с ошибкой, считается, что документ не подан. А значит, его просто нет.
Самые частые ошибки:
Поэтому данные стоит несколько раз проверить на их достоверность и на отсутствие очевидных ошибок.
Пп. «б» — подали документы не в ту налоговую. В большинстве регионов созданы единые регистрационные центры, а потому ошибка эта крайне редка.
Пп. «в» — специализированные причины. Например — в список компаний, участвующих в реорганизации, заявители пытаются добавить компанию, которая находится в процессе ликвидации. Либо они же пытаются изменить устав компании, также находящейся в процессе ликвидации.
Пп. «г» — забыли о нотариальном удостоверении. Нотариальное подтверждение подлинности подписи при первичной регистрации необязательно. Если заявителей несколько и они отправят подавать документы одного из них, то могут забыть что потребуется удостоверение подписей всех учредителей, и заодно «гонцу» нужно вручить нотариальную доверенность от остальных.
С другой стороны, нотариальное удостоверение не очевидно указано в законе, на что попадаются неопытные бизнесмены, желающие зарегистрировать компанию.
Пп. «д» — подписание заявления неуполномоченным лицом. Например, при регистрации компании заявление подписал не учредитель, а директор. Достаточно частая ошибка. Или при смене руководителя заявителем выступает предыдущий, а не вновь избранный директор. Причем это — позиция налоговиков, законодательно она никак не обозначена.
Пп. «е» — если из ООО попытаются выйти все участники, при этом ни одного не останется, это, разумеется, не зарегистрируют.
Пп. «ж» — наименование юрлица не соответствует законодательству. К примеру, без специального разрешения использованы сочетания «Мос», «Рос», использованы названия стран, ведомств, министерств,конечно нельзя использовать и неприличные наименования.
Пп. «з» — не приложили справку из ПФР при ликвидации.
Пп. «и» — специализированная причина, связана с регистрацией перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия.
Пп. «л» — кто-то отправил налоговикам возражения о предстоящем внесении сведений в ЕГРЮЛ. Возможно вы не согласовали до конца назначение нового директора, не урегулировали вопрос зарплаты, а уже идете вносить изменения. Потенциальный руководитель может сообщить, что его хотят назначить директором в ООО без его ведома или с нарушением порядка.
Пп. «м» — запрет на регистрационные действия от пристава. Придется обратиться в ФССП и выяснить — в чем причина.
Пп. «н» — судебный запрет в отношении лица, которое хочет стать участником или директором. Касается как физлиц, так и юрлиц.
Пп. «о» — дисквалификация лица, пожелавшего стать директором.
Пп. «п» — дисквалификация для ИП, который решил стать управляющим.
Пп. «р» — недостоверные сведения об адресе компании, содержащиеся в ЕГРЮЛ. До снятия такой отметки в реестре, вам будут отказывать. Это одна из распространенных причин для отказа.
Пп. «с», «т», «у» — опять-таки специфический случай, когда не уведомили кредиторов при реорганизации, ликвидации или уменьшении уставного капитала.
Пп. «ф» — если в ЕГРЮЛ вносятся сведения о лице, которое до этого являлось директором либо участником компании, которую принудительно исключили из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений, либо как недействующую. Запрет длится 3 года.
Пп. «х» — несоблюдение требований законодательства, обязательных для регистрации, ликвидации и реорганизации. Это общая формулировка, под ней может скрываться все, что угодно. Остается надеяться, что инспекция в своем отказе конкретизирует — что именно вы нарушили.
Пп. «ц» — несоблюдение форм документов. Например, с 25 ноября прошлого года утверждены новые формы заявлений, а вы принесли старые бланки.
Пп. «ч» — поданы документы с недостоверными сведениями. Также общая формулировка, недостоверность может касаться, например, адреса регистрации руководителя.
Причины для отказа, не указанные в законе
К сожалению, налоговики могут отказать в регистрации и по другим причинам, которые прямо в законе не указаны, но могут быть подогнаны под существующие формулировки.
Так, в первичной регистрации компании часто отказывают, если налоговики не обнаружили ее по адресу, указанному в заявлении в качестве адреса юридического лица.
По факту они могли вообще ничего не проверять, поскольку практика сложилась такая: налоговики ждут, что представитель (зачастую это сам директор) компании придет в территориальную налоговую «знакомиться» и расскажет лично, по какому адресу организация будет находиться, чем собирается заниматься и так далее.
Законодательно эта практика никак не закреплена, но, из-за большого наплыва фирм-однодневок, налоговики негласно утвердили такой порядок.
В не столь отдаленном времени, гарантийные письма на адрес тоже были только негласной практикой. Однако с 2015 года это стало нормой, закрепленной в законе.
Также отказать могут, если госпошлина оплачена не от лица учредителя, а от лица другого человека, не относящегося к создаваемому ООО.
Неужели у налоговиков есть некий «план по отказам»?
Это распространенный миф, который очень любят пересказывать своим клиентам неопытные регистраторы. Однако на деле налоговикам нет нужды отказывать в регистрации без причин. Просто сама процедура, несмотря на то, что многие юристы считают ее «неюридической», сложна и запутана. Легко ошибиться как в заполнении форм, так и в том, какие документы нужно вложить в комплект, да и некоторые околопроцедурные моменты могут быть не учтены.
Зарегистрироваться быстро и без лишних трат поможет Локо-Банк:
Приостановление регистрации юрлиц. Что делать: ждать, пояснять или жаловаться?!
Привет всем! Как мера в борьбе за достоверность ЕГРЮЛ приостановление государственной регистрации продолжает активно применяться регистрирующими органами. Представленные на государственную регистрацию документы регулярно попадают в «дыру во времени», или по-простому – «приостановку»: в установленный для получения результата срок выдают «решение о приостановлении государственной регистрации» и получение государственной услуги откладывается «на время приостановления».
С момента начала применения «приостановки» прошло больше года и можно привести ряд наблюдений и обобщений. Как говорится, по пунктам:
Практика приостановлений
Закон предусматривает, что основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливает ФНС России (пункт 4.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ). Получается: повод для проверки – «обоснованные сомнения», а «основания проверки» – именно те обстоятельства, которые в таком качестве названы в соответствующем нормативном акте ФНС России (Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195), далее именуются – «Основания и Порядок», в нем названо шесть оснований для проверки и девять условий, при наличии которых названные в качестве оснований обстоятельства таковыми не являются (файл «Основания проверки достоверности по Приказу ФНС России №72@»).
Установленные ФНС России основания проверки достоверности в большинстве своем сформулированы достаточно конкретно и действительно относятся к ситуациям, в которых достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений может вызывать обоснованные сомнения. Кроме одного – за номером «2» (подпункт 2 пункта 2 Оснований и Порядка). Универсальность формулировки «несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган…, сведениям, имеющимся у территориальных органов ФНС России» привела к большой популярности данного основания при принятии решений о приостановлении регистрации.
Так, в случае изменения адреса, на совершенно «нормальный немассовый», то есть при отсутствии «оснований для проверки достоверности включаемых сведений в связи с адресом» за номером 3 (подпункт 3 пункта 2 Оснований и Порядка), регистрирующие органы используют возможность сослаться на «несоответствие сведений» относительно документов, составленных налоговым органом по новому адресу, сотрудники которого в силу ряда причин не заинтересованы «в обнаружении по адресу» признаков меняющего адрес юридического лица.
В решении о приостановлении может быть указано, например, так: «В соответствии с П.П.2) п. 2 Оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@, несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России, является основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В представленном для государственной регистрации заявлении указан адрес: такой-то, т. е. связанный с изменением места нахождения ООО «Такого-то». При этом, согласно документально подтвержденной информации, представленной в регистрирующий орган из налогового органа местонахождение ООО «Такого-то» по адресу: такой-то не подтверждено».
Так подробно, «в чем несоответствие», пишут не всегда, есть решения, в которых ограничиваются одной ссылкой на подпункт 2 пункта 2 Оснований и Порядка без подробного указания, в чем именно «несоответствие».
У некоторых регистрирующих органов обусловленное выполнением обязанности обеспечения внесения в ЕГРЮЛ достоверных сведений желание приостановить регистрацию не вмешается даже в широкие рамки подпункта 2 пункта 2 Оснований и Порядка. Тогда получаются решения, в которых имеется указание только на норму закона, предусматривающую повод для проверки достоверности сведений – «в силу пункта 4.2. Закона № 129-ФЗ в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующему органу дано право проведения проверки достоверности сведений».
Часто в таких решениях нет указания, чем «обосновываются сомнения», ведь «право есть» вот и приостановили. Или указываются обстоятельства, вообще не предусмотренные в Основаниях и Порядке, например, «сомнение в достоверности внесенных сведений», «регистрация руководителя по месту жительства в другом регионе», «подача документов с по сети интернет за электронно-цифровой подписью заявителя», «с целью предупреждения противоправных действий, направленных на установление контроля третьих лиц над обществом и его активами вопреки интересам участников и органов управления общества» или просто «при проверке представленного для государственной регистрации заявления возникли обоснованные сомнения в достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений в отношении физического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности фио».
Уточним, применяется приостановление только к юридическим лицам, для индивидуальных предпринимателей – не предусмотрено. Совсем. А вот для юридических лиц приостановление возможно почти по всем случаям обращений в регистрирующие органы:
Исключение только одно – обращение за государственной регистрацией создаваемого юридического лица (кроме создания путем реорганизации).
Абсолютным лидером по приостановлениям являются регистрации реорганизации и изменения адреса. При реорганизации приостанавливать могут как внесение записи о начале процедуры реорганизации, так с еще больше вероятностью – внесение записей при завершении реорганизации. В решениях о приостановлении могут или банально ограничиваться ссылкой на подпункт 6 пункта 2 Оснований и Порядка или пункты 4.2. или 4.4. статьи 9 Закона 129-ФЗ без указания «чем обоснованы сомнения» или все-таки сообщать, что «проводятся проверки на предмет причастности лиц, о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения как об учредителях и руководителях юридических лиц, участвующих в реорганизации» и «на предмет проверки достоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридических лиц, участвующих в реорганизации, а также сведений об адресе, указанных в публикации».
При изменениях адреса внесение записи о том, что юридическое лицо приняло решение об изменении адреса места нахождения приостанавливается сравнительно редко. А вот внесение сведений о самом изменении адреса приостанавливается с большой долей вероятности, как в случае изменения места нахождения, так и в случаях изменения адреса в пределах прежнего места нахождения. В решениях о приостановлении обычно делаются формальные ссылки на нормы закона и пункты Оснований и Порядка: если адрес меняется на «массовый» – на пункт 3, если «нормальный» – на пункт 2 (но не обязательно, пункт 2 ведь «очень удобный»).
В зависимости от предпочтений конкретных регистрирующих органов и должностных лиц, могут проводиться приостановления внесения изменений в сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности и участниках в связи с массовостью или пропиской руководителя в другом регионе, при электронной подаче документов, предоставлении документов определенными лицами, приостановление всего что подается или выборочно.
Например, случались приостановления внесения изменений по видам экономической деятельности, изменения наименования должности лица, имеющего право действовать без доверенности или изменения сведений об участниках общества с ограниченной ответственностью на основании нотариально удостоверенной сделки купли-продажи доли, при котором заявителем выступает нотариус при отсутствии указанных в Основаниях и Порядке оснований.
Предоставление документов и пояснений при приостановлении
Предоставление документов и пояснений в данном случае – это право заявителя. Фактически предоставление документов и пояснений имеет добровольно-принудительный характер, поскольку обеспечивается мнением заявителя, подкрепляемым порой утверждениями сотрудников регистрирующего органа, о том, что «если не предоставить, то точно откажут».
Разумно такое мнение для случаев, в которых действительно имеются основания для проверки достоверности сведений и предоставляемые заявителем документы и пояснения отвечают критерию «наличия в них сведений, опровергающих предположение о недостоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений». Например, при сомнениях в достоверности адреса или реальности реорганизации в форме слияния или присоединения.
В таких случаях документы и пояснения лучше предоставить. Состав документов и содержание пояснений зависят от конкретной ситуации, характера сведений и наличия соответствующих документов.
Могут предоставляться и документы и пояснения, а при отсутствии документов, может быть достаточно и одних пояснений. Например, план помещений на этаже, фототаблица и пояснения к ним относительно расположения помещения в соответствующем здании. Или акты приема-передачи документов и имущества во исполнение решений участников о реорганизации в форме присоединения и договора о присоединении с пояснениями о цели реорганизации, со ссылками на пункты решений и договора, в соответствии с которыми эти акты составлены.
Возможны ситуации, когда оказывается достаточно одних пояснений. Например, пояснений, содержащих описание экономического смысла проводимой реорганизации. С такими ситуациями приходилось встречаться: в одних случаях «пояснения устраивали» и регистрация происходила, в других – следовали отказы. Для примера прикрепляю варианты пояснений от каждого из участвующих юридических лиц в реорганизации в форме присоединения одного ООО к другому, по которой регистрация прошла (файлы «Пояснения присоединяющего» и «Пояснения присоединяемого»).
При отсутствии оснований для проверки достоверности сведений иногда можно обойтись без предоставления документов и пояснений. Например, в одном регистрирующем органе массово приостанавливали регистрации изменения сведений в составе участников обществ с ограниченной ответственностью на основании нотариально удостоверенных сделок, заявитель – нотариус, ни разу ничего не предоставлял в регистрирующий орган и по истечении указанного в решении срока получал в электронном виде документы о государственной регистрации.
Особых требований к содержанию и форме предоставляемых пояснений закон не содержит. Заявитель вправе изложить их письменно или дать устно в регистрирующем органе. При получении устных пояснений сотрудники регистрирующих органов часто стараются исключить присутствие представителя или сопровождающего юриста, если заявитель пришел с ним.
Содержание предоставляемых письменных пояснений – произвольное, зависит от «обстоятельств и фантазии». Минимум – это заявить о сообщении в представленных на государственную регистрацию таких-то документах таких-то достоверных сведений и подтвердить достоверность сведений своей подписью. В случае «устного предоставления» желательно получить копию протокола допроса или текста объяснений, составленных сотрудниками регистрирующего органа, а при подаче письменных – получить отметку о приеме на своем экземпляре.
Закон не содержит ограничений на реализацию права на предоставление пояснений через представителя или в сопровождении юриста и способов предоставления пояснений. Например, не запрещено направить письменные пояснения почтой, однако, к таким пояснениям могут относиться с сомнениями и утверждать о необходимости их нотариального заверения.
В некоторых регистрирующих органах даже предоставившим письменные пояснения заявителям могут предлагать «ответить на вопросы», «дать объяснения» с составлением протокола допроса или заполнением бланка объяснений. Применять такую меру могут «ко всем подряд» в меру сил, насколько хватает сотрудников или «время от времени».
Само по себе отсутствие «документов и пояснений» от заявителя не является основанием для отрицательного вывода относительно достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений. Но на практике такой вывод порой делается: не подтвердили достоверность, значит, «сведения недостоверны».
Действия в случае приостановления – как поступить в случае приостановления
Из сказанного выше уже становится понятно, что в любом случае «лучше послушаться»: предоставить документы и пояснения. Если есть возможность, то еще и способствовать ответам на направленные регистрирующим органом запросы.
Если есть основания считать приостановление незаконным, то решение о приостановлении можно обжаловать. В отличие от решений об отказе в государственной регистрации, для обжалования решений о приостановлении законом не предусмотрено обязательное обращение с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган, поэтому можно выбирать, обжаловать в административном порядке или сразу в суд.
Надо отметить, желающих обжаловать решения о приостановлении находится мало. Большинство из получивших приостановления, даже мало обоснованные и вредные, остерегается жаловаться, боясь привлечь к себе внимание «НАЛОГОВОЙ!». К тому же, смысл обжалования снижают сроки рассмотрения жалоб, так как с учетом времени принятия решения подавать жалобу и подготовки жалобы получается, что решение по результатам рассмотрения жалобы, а тем более – рассмотрения заявления в суде, принимается уже после принятия регистрирующим органом решения относительно «приостановленной регистрации».
В результате «признаков нарушения прав заявителя не обнаруживается», ведь государственная регистрация осуществлена. А то, что юридическое лицо, например, при безосновательном приостановлении регистрации изменения единоличного исполнительного органа месяц не имело возможности сдать отчетность и уплатить налоги – это получается, «не нарушение прав», подумаешь, заплатит штрафы и пени.
Обращение в органы прокуратуры обычно пользы не приносит. И по причине срока рассмотрения и по сложившейся практике направления таких обращений в органы ФНС России для рассмотрения и направления ответов (прокуратуре и заявителям). Может сработать, если очень повезет.
Более эффективным может быть личное обращение заявителя на прием к должностным лицам регистрирующего органа, компетентным на принятие решения о регистрации. Абсолютной гарантии не дает и в отношении некоторых регистрирующих органов может быть трудновыполнимым, но известны случаи положительного эффекта, когда после таких обращений решения о регистрации принимались до окончания срока приостановления.
Судебная практика обжалования приостановлений
Практика по регионам очень скудная. Однако, общий подход к разрешению таких споров наметился. Ситуаций обжалования бывает две: после приостановления выносилось решение об отказе и после приостановления принималось решение регистрации.
Так, в одном судебном акте указано, что в качестве основания для принятия решения о приостановлении названы «обоснованные сомнения», вызванные «массовостью» лица, приобретающего долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. В ходе проведения мероприятий при приостановлении государственной регистрации регистрирующим органом «установлены факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей приобретателем доли в качестве учредителя юридических лиц». Далее сделан вывод, что «если имеются основания для проверки» регистрирующий орган вправе в установленном пунктом 4. 4. ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 № 18АП-3502/2017 по делу № А76-24890/2016).
В другом – вообще сказано, что возможность обжалования решения о приостановлении государственной регистрации Законом № 129-ФЗ не предусмотрена, ссылка на пп. 4.4. ст. 9 Закона № 129-ФЗ, содержащаяся в обжалуемом решении, является достаточной для определения и понимания заявителем в отношении каких сведений у регистрирующего органа возникли сомнения в достоверности сведений и «само по себе вынесение решения о приостановлении не нарушает прав и законных интересов общества» тем более вынесено решение об отказе (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 сентября 2017 г. по делу № А60-39205/2017).
В другом судебном акте встретилась обнадеживающая формулировка:
«В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны конкретные, прямо перечисленные в пункте 2 приложения к Приказу Федеральной налоговой службы России № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 г., основания по которым государственная регистрация приостановлена, а именно:…».
А далее по тексту следует, что основанием для приостановления явилось наличие в регистрирующем органе сведений о том, что избираемое на должность директора лицо является «массовым» руководителем (учредителем). Представленное объяснение этого лица оценено как подтверждающее, что директор уклонился от ответов на поставленные вопросы, ограничившись общими фразами, и, тем самым, не воспользовался правом представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, представленных для внесения в ЕГРЮЛ. Доводы заявителя о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановлении государственной регистрации, перечисленные в пункте 2 приложения к Приказу Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72 @ отклонены судом. Суд указал, поскольку регистрирующим органом при рассмотрении представленного заявления установлена недостоверность сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, у него имелись предусмотренные законодательством основания для приостановления государственной регистрации по представленным документам. Нарушений обжалуемым решением законных интересов и прав заявителя не допущено (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 № 07АП-5265/2017 по делу № А27-26994/2016).
Еще пример: регистрация изменения сведений о руководителе компании приостановлена с указанием в качестве основания для приостановления проверки достоверности сведений об адресе компании, т.е. сведений, уже имеющихся, включенных в ЕГРЮЛ ранее. При рассмотрении дела выяснилось, что основанием для проверки и приостановления послужили содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о том, что новый руководитель является участником (в некоторых и руководителем) в семи юридических лицах и массовость адреса компании (зарегистрировано 25 юридических лиц).
В ходе проведения установлено, что компания по адресу располагается и регистрация произведена. Исходя из этого судом сделан вывод, что решение о приостановлении государственной регистрации не имеет юридической силы, не влечет никаких правовых последствий для компании, не нарушает ее права и законные интересы на момент принятия арбитражным судом судебного акта (Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2017 г. по делу № А38-5372/2017).
И еще: приостановлена регистрация изменений в связи с увеличением уставного капитала за счет вклада третьего лица – иностранной компании. Основанием названо отсутствие о компании сведений в реестре аккредитованных на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц. По истечении срока приостановления регистрация произведена. Нарушения прав заявителя не установлено (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 № 11АП-17901/2016 по делу № А65-15586/2016).
Получается, для случаев с отказом после приостановления суды исходят из результативности проверки: недостоверность сведений подтвердилась, а при недостоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений государственная регистрация не может быть осуществлена (п. 4.3. ст. 9 Закона № 129-ФЗ). В случаях с регистрацией после приостановления и того проще – считается, что нарушения прав и интересов отсутствуют ведь регистрация состоялась.
Во всех приведенных примерах, насколько можно понять из текста судебных актов, основания для приостановления не соответствовали тем, которые предусмотрены в п. 2 Оснований и Порядка, даже «универсальному» из пп. 2 п. 2 Оснований и Порядка. Видимо, в этом причина их обжалования – заявители искали защиты от явного для них произвола.
В упомянутых судебных актах утвердительно воспроизводятся доводы регистрирующих органов о праве принимать решения о приостановлении на основании одного лишь «возникновения обоснованных сомнений» в достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений. И предполагается, что «обоснованными» сомнения становятся автоматически, в силу самого факта их возникновения у регистрирующего органа и изложения в решении о приостановлении.
Создается впечатление, что целью проверки и приостановления государственной регистрации не является «проверка достоверности включаемых сведений», как следовало бы по смыслу и на благо участников гражданского оборота. Напротив, приведенная информация подтверждает, что «шиворот-навыворот», цель – это именно установление недостоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, поскольку в практике приостановлений проявляется общий обвинительный уклон со стороны регистрирующих органов по отношению к заявителям. В случае установления недостоверности государственная регистрация не может быть произведена – принимается решение об отказе в государственной регистрации (часто со ссылкой на пп. «а» пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ, а теперь появился пп. «ч» пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ «предоставление документов, содержащих недостоверные сведения»). Ищут, ищут «недостоверность», находят – отказывают, не находят – регистрируют.
Полагаю, что «разгул приостановлений» связан с отсутствием интереса в обжаловании таких решений, как в силу длительности процедуры обжалования, так стоимости юридических услуг по подготовке и сопровождению рассмотрения жалоб на решения о приостановлении. В результате, в ряде регистрирующих органов приостановления превращаются в обычную порочную практику.
Для привлечения внимания к проблеме массовых приостановлений, предлагаю для свободного использования образец жалобы на решение о приостановлении государственной регистрации изменения адреса юридического лица, на хороший, не являющийся массовым адрес места жительства генерального директора (файл «Жалоба на приостановление по адресу мж») и образец жалобы на решение приостановлении в связи «массовостью» нового руководителя (файл «Жалоба на приостановление по массовому руководителю»).