Приостановка деятельности предприятия на 90 суток что делать с работниками

Как пережить административное приостановление деятельности

Приостановка деятельности предприятия на 90 суток что делать с работниками

У госорганов есть право на три месяца остановить бизнес. Такое бывает за нарушение санпинов, пожарной безопасности и некоторых других законов.

Из-за остановки предприниматель теряет прибыль. А ещё рискует заплатить штраф и вообще потерять своё дело, если не разберётся с нарушениями. Проблемы нарастают, как снежный ком.

Мы ответили на основные вопросы о приостановлении деятельности. Они помогут действовать эффективно, если это коснулось вас.

В чём суть административного приостановления деятельности?

Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ.

Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить.

Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.

Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.

После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.

Приставы составляют акт о приостановлении деятельности. С этого дня считают срок.

Закрыть бизнес могут и до суда, если есть опасность эпидемии или катастрофы. Это называется временным запретом деятельности по ст. 27.16 КоАП РФ. Временный запрет засчитают в срок приостановления деятельности.

При наложении пломб приставам нельзя портить отделку, замки и оборудование, выключать холодильник с продуктами и вредить как-то ещё. Это сказано в ст. 32.12 КоАП РФ. Если сотрудники что-то испортили, можно взыскать деньги.

Дальше предприниматель берётся за нарушения, а приставы следят. В опечатанное помещение заходят по согласованию с ними.

После устранения нарушения предприниматель работает дальше — наказание снято.

За что приостанавливают деятельность?

Небольшому бизнесу грозит приостановка за:

— нарушение санпинов в общепите, парикмахерской;

— вывоз мусора не по санпинам;

— нарушение пожарной безопасности в помещении;

— опасные условия труда для продавцов, мастеров;

— торговлю товарами без возрастной маркировки;

— труд иностранцев без разрешения на работу или неуведомление миграционной службы;

— концерты с матом в баре.

Например, кафе и рестораны часто закрывают по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения санпинов на кухне.

Закрывают не за всякое нарушение. Проверяющие должны увидеть угрозу людям, порядку, нравственности или природе. Принцип такой: если не закрыть сейчас, потом будет хуже.

За небольшие нарушения не закрывают, а назначают штраф.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

А можно выбрать приостановление деятельности вместо штрафа?

За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд.

Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф.

Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ.

В сравнении с максимальным штрафом потеря прибыли и хлопоты с разрешением от миграционной службы многим покажутся мелочью.

Заменить штраф на приостановление деятельности нельзя.

Считается, что приостановление суровее штрафа — ст. 3.12 КоАП РФ. Бизнес останавливают, когда есть опасность. Если чиновники не видят угрозу массовых отравлений, пожаров или падения нравственности, бизнес штрафуют. Правило странное: наказание легче, а предпринимателю больнее.

Обжаловать штраф и просить приостановление бесполезно — вы проиграете. Такая замена запрещена пунктом 18.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10.

Предприниматель ремонтировала фасад магазина. В подсобные рабочие взяла молодого человека из Узбекистана. Разрешение на работу не проверила.

Кто-то пожаловался в миграционную службу и предпринимателя оштрафовали на 250 000 ₽.

Женщина пожаловалась в суд и попросила замену на приостановление деятельности. Мол, за это время оформят разрешение.

В замене ей отказали, объяснив следующее. Остановка работы — это крайняя мера. Вы не поняли, штраф — лёгкое наказание, вам повезло. Тем более штраф выписали в самом маленьком размере.

Что будет, если продолжить работать во время приостановления?

Во время остановки предпринимателя проверяют приставы. Они следят за целостностью печатей и пломб.

Если приставы узнают, что вы работали как ни в чём не бывало, составят новый акт и заново опломбируют. Время остановки увеличится на дни вашей работы.

Что будет, если тихо переждать приостановление?

Когда выйдет срок остановки, придёт чиновник, проводивший проверку. Теперь его задача — проверить устранение нарушений.

За неустраненные нарушения чиновник оштрафует по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф небольшой: ИП до 500 ₽, юрлицу до 20 000 ₽. Но штрафом дело не кончится.

Формально после окончания остановки можно работать дальше даже с нарушениями. Но бизнес останется на контроле у чиновников. Рано или поздно придёт новая проверка, снова закроют, потом оштрафуют. Как в колесе сансары.

Ещё чиновник может через суд закрыть насовсем ваш опасный бизнес по ст. 1065 ГК РФ. Обычно запрещают работать в конкретном помещении или торговать определённым товаром. Но такой запрет для малого бизнеса может стать полным финишем.

Как быть с зарплатой, налогами и арендой, пока нельзя работать?

Остановка работы — проблема предпринимателя. От выплат поставщикам, арендодателю, налогов и взносов за персонал не освобождают.

Увольнять работников нельзя. Но по зарплате есть небольшие послабления.

Когда бизнес поставили на стоп из-за опасных рабочих мест, работодатель обязан платить средний заработок по ст. 220 ТК РФ. На это время работника можно перевести на другую работу. Например, администратору выдачи заказов в интернет-магазине поручить приём звонков клиентов. О переводе издают приказ.

При нарушении санитарных, пожарных и других правил принимают приказ о простое. Во время простоя сотрудники не работают, но получают две трети среднего заработка. Так сказано в ст. 157 ТК РФ. Или можно перевести на другую работу, но со средним заработком.

Как отменить приостановление деятельности раньше срока?

Бизнес останавливают, чтобы снять угрозу. Если нарушения убрали, можно открываться для клиентов, не выжидая конца срока. Но понадобятся формальности и немного времени.

Предприниматель снова зовёт чиновника. Тот фиксирует, что с нарушениями разобрались и выдаёт акт.

Дальше предприниматель подаёт в суд ходатайство о досрочном прекращении приостановления деятельности и прикладывает акт.

Суд рассмотрит ходатайство в течение пяти дней. Если вопросов нет, разрешат работать дальше. И можно выдохнуть.

Статья актуальна на 03.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Добровольная приостановка деятельности организации: что делать с работниками

Приостановка деятельности предприятия на 90 суток что делать с работниками

В едение бизнеса порой становится затруднительным. Однако в полном прекращении деятельности организации руководитель может быть не заинтересован. В этом случае часто выбирают приостановку работы. Как правило, к таким кардинальным мерам прибегают в случае необходимости минимизировать свои затраты, переждать не лучшее время. В связи с тем, что определение понятия «приостановка производства» закон не дает, у компаний возникают вопросы, связанные с правильным оформлением документов и взаимоотношений с работниками.

Что делать с работниками в случае принятия решения о банкротстве организации? На каком основании расторгать договоры? В какой момент можно увольнять персонал? Что происходит с руководителем организации? Читайте об этом в статье «Трудовые аспекты банкротства» журнала № 9′ 2017

Приказ о приостановке производства

Для начала необходимо издать приказ о приостановке производства в компании и ознакомить всех работников с ним под подпись (Пример 1). Приостановка производства подразумевает, что организация не будет какое-то время заниматься никакой деятельностью, поэтому необходимо до этого момента исполнить все обязательства перед клиентами, расторгнуть договоры, не заключать новые. Важно также в период приостановки производства не допускать движения денежных средств по счету, как при обычной хозяйственной деятельности.

Обычно решение о приостановке производства принимается одновременно с решением, как поступить с персоналом. Причем освободить от работы сотрудников на практике пытаются по-разному:

Конкретный выбранный способ зависит от того, какие есть планы на дальнейшую деятельность организации, есть ли надежда, что ее работа будет восстановлена через некоторое время, и пр. Иногда проще сразу расторгнуть трудовые договоры в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Но в данной статье мы рассматриваем именно временную приостановку производства, поэтому о ней и скажем подробнее.

Если приостановка деятельности организации не помогла и было принято решение ее ликвидировать, то читайте о том, что делать с сотрудниками, в статье «Как расстаться с работниками при ликвидации работодателя» журнала № 1′ 2018

Обратите внимание: в какой форме сотрудники будут освобождены от работы, зависит не только от решения работодателя, но и согласия на это самих трудящихся (за исключением двух последних случаев – увольнения по сокращению численности и/или штата и оформления простоя). Злоупотреблять отпусками за свой счет или увольнениями по собственному желанию не рекомендуем. В любом случае, какой бы вариант ни выбрал руководитель, нужно решить все вопросы с сотрудниками полюбовно, чтобы вдобавок ко всему компания не оказалась втянутой в судебные процессы.

Приостановка деятельности предприятия на 90 суток что делать с работниками

Иногда организации оформляют два приказа:

Но обычно, во избежание нарушения сроков по уведомлениям (как работников, так и госорганов), издается все же один приказ, в котором сразу фиксируется принятое решение об организационно-штатных мероприятиях.

Поэтому, если планируется свернуть производство полностью, то приходится сокращать сотрудников производственного подразделения (отдела, цеха и т.п.). И тогда нужно уведомлять их, как правило, не менее чем за два месяца до увольнения. Но, возможно, компания введет только временную консервацию производства, скажем, по причине длительного отсутствия поставки деталей или серьезной поломки техники и, соответственно, невозможности продолжать производство. В таком случае ни о каких двух месяцах речь не идет, вводится простой день в день.

Источник

Приостановка производства: последствия для работников

Работодатель обязан обеспечить персонал компании работой, которая предусмотрена трудовыми договорами (ст. 22 Трудового кодекса РФ). При ее отсутствии работодатель должен зафиксировать простой. Таково требование статьи 157 Трудового кодекса РФ.

В трудовом законодательстве под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 Трудового кодекса РФ). Простои могут возникать как по вине работодателя, так и по вине сотрудника или же по независящим от них причинам.

От того, почему возникла временная остановка производства, будет зависеть размер оплаты простоя.

Если простой случился по вине работодателя, то оплата производится в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

А если по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Если работодатель не оплачивает время простоя, то сотрудники вправе обжаловать его действия в комиссии по трудовым спорам или в суде. Такие разъяснения даны в постановлении Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 40 «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя».

ДЛЯ ОТПУСКА ДОЛЖНО БЫТЬ СОГЛАСИЕ РАБОТНИКА

Отпуск без сохранения заработной платы предусмотрен статьей 128 Трудового кодек-са РФ. Он может быть предоставлен работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Для этого работник должен написать заявление. Работодатель не может по собственной инициативе отправить работников в отпуск за свой счет в связи с отсутствием работы, определенной трудовым договором. Принудительное направление в административный отпуск будет расцениваться как нарушение законодательства о труде. А за это, согласно статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен административный штраф в размере:
– от 1000 до 5000 руб. для должностных лиц организации;
– от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) для юридических лиц.
За повторное нарушение должностное лицо компании может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Итак, для правильной оплаты простоя необходимо выяснить обстоятельства, приведшие к временной остановке производства. К какой же категории будет правильнее отнести простой по причине финансового кризиса (отсутствие оборотных средств для закупки сырья, неоплата покупателями продукции, отсутствие заказов и т. д.)?

Исходя из устных разъяснений чиновников Минздравсоцразвития России, негативные процессы в экономике, например, когда из-за кризиса покупатели не погашают задолженность или же нет заказов на выпуск продукции, являются предпринимательскими рисками. Следовательно, это не форс-мажорные обстоятельства. В данном случае работодатель должен был предпринять все необходимые меры по предотвращению простоя.

Если он этого не сделал, то простой будет оплачен в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Однако если работодатель сумеет доказать обратное, то он может быть признан невиновным в простое. Тогда оплата простоя должна быть не менее
2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, рассчитанных пропорционально времени простоя.

К сожалению, сложившаяся на сегодня арбитражная практика не на стороне работодателей. Суды приходят к выводу, что временная остановка производства из-за ухудшения финансового положения организации в связи с экономическим кризисом является простоем по вине работодателя. Следовательно, оплата должна производиться исходя из 2/3 среднего заработка работников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2009 г. № А66-2587/2009).

В этом случае необходимо определить среднюю заработную плату работника. Для расчета берут все виды выплат, которые предусмотрены системой оплаты труда в организации (ст. 139 Трудового кодекса РФ).

Среднедневной заработок определяется в соответствии с пунктом 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение № 922).

При суммированном учете рабочего времени вместо показателя среднедневного заработка используют средний часовой заработок, а вместо количества дней – число часов (п. 13 Положения № 922).

ПРИМЕР 1
На предприятии случился простой по вине работодателя. Период простоя составил 11 рабочих дней (с 1 по 15 февраля 2010 года включительно).

Согласно приказу в организации при оплате времени простоя применяется 2/3 среднего заработка.

За расчетный период (с февраля 2009 года по январь 2010 года включительно) токарю Демину П.Ю. были выплачены оклад в сумме 204 011,86 руб. и премия в размере 37 000 руб., а отработанное за это время составило 233 дня.

Среднедневной заработок составил 1034,39 руб. ((204 011,86 руб. + 37 000 руб.) : 233 дн.).

Сумма оплаты за простой составила 7585,53 руб. (1034,39 руб. х 11 дн. х 2/3).

В данной ситуации сумма оплаты получается ниже, чем в первом случае. Это связано с тем, что расчет производится только исходя из оклада (тарифной ставки), то есть без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что простой в организации возник по причинам, не зависящим от работодателя и специалиста. Оклад токаря составляет 18 000 руб.

Рассчитаем сумму выплаты работнику при оплате времени простоя исходя из 2/3 оклада, рассчитанного пропорционально времени простоя.

Сумма оплаты за простой составит 6947,37 руб. (18 000 руб. /19 дн. х 11 дн. х 2/3).

Расходы в виде выплат работникам за время простоя могут быть признаны в налоговом учете. Причем не имеет значения, по чьей вине произошел простой (по вине работодателя или по независящим от организации и работника причинам). В любом случае это экономически обоснованный расход. Такой вывод сделан в постановлении Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. № 13591/04. Правомерность такого подхода подтверждают и налоговые органы (письмо ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109). Возникает вопрос, по какой статье учитываются указанные затраты (в составе расходов на оплату труда или же во внереализационных расходах).

Есть разъяснения чиновников, в которых говорится, что оплата простоя относится к расходам на оплату труда (письма ФНС России от 20 апреля 2009 г. № 3-6-03/109, Минфина России от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/208). Объясняется это тем, что в состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам, а также затраты, связанные с их содержанием, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми и коллективными договорами (ст. 255 Налогового кодекса РФ). Аналогичная точка зрения высказана и в определении ВАС РФ от 8 декабря 2008 г. № ВАС-15508/08.

В то же время потери от простоев можно отнести и к внереализационным расходам. Основание – подпункты 3, 4 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 12 июля 2005 г. № 03-05-02-04/135, и его правомерность подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г. № 13591/04. Учитывая изложенное, организация должна самостоятельно решить, по какой норме кодекса она будет учитывать оплату простоя (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения*.

Выплачиваемая работникам плата за время простоя признается доходом, облагаемым НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).

Что касается взносов во внебюджетные фонды, то, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, объектом обложения взносами являются выплаты по трудовым договорам. Таким образом, если оплата простоя предусмотрена в трудовых договорах, то она облагается страховыми взносами.

Но здесь необходимо учесть один важный момент. Объект обложения страховыми взносами совпадает с объектом налогообложения по ЕСН (гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ утратила силу с 1 января 2010 года). И в отношении обложения единым социальным налогом оплаты времени простоя Минфин России высказывал следующее мнение.

В том случае, когда за работником сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством РФ (например, во время простоя производства по вине работодателя), такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя. Значит, они должны облагаться единым социальным налогом (письмо Минфина России от 28 мая 2007 г. № 03-04-07-02/18).

Такую позицию поддерживали и суды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 января 2008 г. № А11-1995/2007-К2-20/123).

Поэтому вполне возможно, что и специалисты внебюджетных фондов будут придерживаться аналогичной точки зрения. Таким образом, во избежание возможных споров лучше на оплату времени простоя предприятия начислить взносы во внебюджетные фонды (даже если выплаты в коллективном или трудовых договорах не предусмотрены).

Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №4, апрель 2010 г.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Если бизнес страдает от кризиса: как быть с персоналом

Приостановка деятельности предприятия на 90 суток что делать с работниками

Из-за угрозы распространения коронавируса некоторые виды деятельности оказались в очень сложном положении. Что-то пришлось полностью приостановить (например, еще до объявления нерабочей недели и карантина в отдельных регионах — туристический бизнес, организацию мероприятий, досуговые заведения), где-то сильно упало количество заказов и покупок. Что делать, если вы не в состоянии больше занять работой всех сотрудников, но и полностью закрывать бизнес пока не готовы? Проконсультировались с экспертом по трудовому праву Татьяной Ирметовой и пересказали ее рекомендации.

Рассмотрим два варианта:

1. Всю деятельность придется приостановить на неопределенный срок (по крайней мере переждать период карантинов);

2. Вы держитесь, приостанавливать работу не собираетесь, но обороты падают, и столько рабочих рук, как раньше, сейчас не нужно.

1. Если бизнес нужно приостановить

1. Объявление простоя

Если из-за сложившейся ситуации ваша деятельность стала невозможной, то это классический простой. Типичные примеры:

Хотя причины такого простоя от работодателя не зависят, платить сотрудникам в этот период все равно нужно. Размер оплаты — не менее 2/3 оклада (тарифной ставки), рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ).

Пример: ежемесячный оклад сотрудника —— 30 000 рублей. Допустим, простой продлился 2 месяца (60 дней). Оплатить сотруднику за этот период нужно: 30 000 рублей х 2/3×2 месяца = 40 000 рублей.

Оплата времени простоя облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование, как и обычная зарплата. Для субъектов малого и среднего бизнеса ожидается снижение ставки страховых взносов с 30% до 15% для зарплат, превышающих МРОТ.

Как оформляется. Согласие сотрудников на объявление простоя не требуется. По сути, вы просто документально оформляете то, что и так уже произошло: фактически нет работы, сотрудникам нечего делать на рабочих местах. Нужно письменно уведомить их о начале простоя.

Обычно издается приказ, в котором перечисляется, работники каких профессий, специальностей и должностей будут в простое и по какой причине. Сотрудники расписываются в листе ознакомления с этим приказом.

Если вы полностью приостанавливаете свою деятельность (например, закрываете свое кафе), в течение трех рабочих дней нужно известить о простое службу занятости (п. 2 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).

При оптимистичном сценарии вы потом письменно уведомите сотрудников об окончании простоя и вернетесь к работе. Уточните у них актуальные фактические адреса и телефоны, чтобы иметь возможность известить персонал об окончании простоя, и впишите их в личные карточки. При пессимистичном сценарии вы начнете процедуру сокращения штата или ликвидации всего бизнеса. Учитывайте, что в этих случаях нужно выплатить увольняемым сотрудникам выходные пособия — сверх того, что заплатили при простое. Поэтому заранее рассчитайте, насколько хватит вашего ресурса для ожидания конца эпидемии.

2. Неоплачиваемые отпуска

Максимальная продолжительность отпуска за свой счет законом не ограничена. Но несмотря на то, что вы в таком случае не несете расходов на зарплату и отпускные, это далеко не идеальный вариант.

Даже если у вас с сотрудниками дружеские, доверительные отношения, и они, входя в ваше положение, поначалу соглашаются на такой невыгодный им вариант, долго это длиться не может. Если вынужденный отпуск затянется, кто-то просто уволится, а кто-то станет возмущаться и, возможно, пожалуется в трудовую инспекцию, обратится в суд.

Массовое оформление сотрудников в неоплачиваемые отпуска выглядит подозрительно. Все понимают, что за этим фактически скрывается простой, который не оформили и не оплатили. А значит, есть вероятность, что «сэкономленные» суммы все равно придется выплатить по решению суда, если работники докажут, что это была не их инициатива. Рассчитывать на то, что «война всё спишет», вряд ли стоит: Роструд запустил горячую линию для работников, чтобы они могли оперативно проконсультироваться о своих правах и пожаловаться на нарушения.

Тем сотрудникам, у которых есть неиспользованные дни оплачиваемого отпуска, лучше сначала предложить воспользоваться оплачиваемыми отпусками и только после их окончания оформлять отпуска за свой счет. Если вы этого не сделаете и дальше ситуация будет развиваться по худшему сценарию, то все равно при увольнении должны будете выплатить им компенсацию за неиспользованный отпуск.

Как оформить. Инициатором неоплачиваемого отпуска по смыслу закона выступает сотрудник, а не вы (ст. 128 ТК РФ). Он пишет заявление, а вы издаете приказ об отпуске. Так что настаивать на этом варианте со своей стороны вы никак не можете. В том числе когда вам совершенно нечем платить зарплату и отпускные. Идти ли на такой вариант ради того, чтобы вас поддержать, решать вашим сотрудникам.

Причем сотрудник в заявлении указывает уважительную причину, по которой просит отпуск. Обычно — «по семейным обстоятельствам», но в сложившейся ситуации причина может быть связана и со страхом заразиться, с необходимостью обеспечить безопасность семье.

2. Если бизнес пока держится, но выручка сильно падает

1. Неполное рабочее время

В зависимости от специфики вашей деятельности можно ввести сокращенный рабочий день и (или) сокращенную рабочую неделю (ст. 93 ТК РФ). Для всех сотрудников или для отдельных. Например, вместо пятидневной рабочей недели — трехдневную, вместо 8-часового рабочего дня — 5-часовой, уменьшить количество смен, если люди работают посменно.

В чем экономия. Пропорционально уменьшению рабочего времени уменьшается заработная плата (ст. 93 ТК РФ). Кстати, если продолжительность рабочего дня (смены) не превышает четырех часов, то можно обойтись без перерыва для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ).

Как оформить. Нужно подписать с каждым сотрудником, которому сокращается рабочее время, дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор (с новым режимом работы). Потому что по общему правилу переводить сотрудников на такой режим в приказном порядке, без их согласия нельзя.

Но есть исключительный случай: если причины, связанные с изменением организационных условий труда, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, то разрешается ради сохранения рабочих мест ввести в приказном порядке режим неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели. Это допускается на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 74 ТК РФ). Однако об этом нужно предупредить за два месяца до введения такого режима.

Если работник не готов работать в режиме неполного рабочего времени, а вы не можете его обеспечить работой в полном объеме, то его придется сократить (ст. 74 ТК РФ).

В течение трех рабочих дней после введения режима неполного рабочего времени необходимо известить об этом службу занятости (п. 2 ст. 25 закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

2. Удаленная работа

Разумеется, это касается только случаев, когда характер деятельности позволяет выполнять ее дистанционно. Например, к персоналу кафе, фитнес-клубов или продавцам офлайн-магазинов это точно не относится.

В чем экономия. Работодателям и так рекомендовано по возможности перевести сотрудников на работу из дома ради защиты от распространения коронавируса. Заодно благодаря этому можно сэкономить, если получится расторгнуть договор аренды помещений.

Как установить. Если в вашем городе не введен карантин или режим повышенной готовности из-за распространения коронавируса, то для перевода на удаленную работу лучше подписать дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым сотрудником.

Дело в том, что у сотрудников меняются условия работы (как минимум — рабочее место), а это возможно только по соглашению. В соглашении стоит прописать правила дистанционного взаимодействия с сотрудниками. Рекомендуем утвердить приказом общие правила и ознакомить с ними каждого переводимого на удаленную работу сотрудника. Это в ваших же интересах.

Если же в вашем городе введен режим повышенной готовности, то для оперативности можно обойтись без дополнительных соглашений и ограничиться общим приказом о переводе на дистанционную работу в связи с угрозой распространения коронавируса. Подчеркиваем: в Трудовом кодексе таких исключений не сделано, но, по крайней мере, из разъяснений Минтруда можно сделать вывод, что этого достаточно.

3. Комбинированные варианты

Возможен перевод на удаленную работу с одновременным сокращением рабочего времени. И можно к разным сотрудникам применить разные меры. Для начала нужно проанализировать:

1. У кого работы не стало совсем. Например, у вас рекламное агентство широкого спектра услуг, и один менеджер занимался организацией мероприятий. Все мероприятия приостановлены, другой работы для этого сотрудника у вас нет, но по остальным направлениям агентство продолжает работу. В отношении этого менеджера можно объявить простой. В случае индивидуального простоя уведомлять службу занятости не обязательно. Альтернатива: предложить ему отпуск.

2. У каких сотрудников работы стало меньше (например, поток заказов упал в два раза, и там, где раньше требовалось два человека на исполнение, теперь легко справляется один). Чтобы сохранить всех, никого не сокращая, можно установить для них неполное рабочее время. Если эти сотрудники могут работать из дома, то одновременно перевести их на дистанционную работу.

3. У кого прежний объем работы — ничего не менять, но по возможности перевести на дистанционную работу.

Временный перевод

Еще один возможный вариант: то, чем занимался сотрудник, сейчас остановилось (простой), но в то же время вам не хватает рабочих рук для какой-то другой функции. Можно временно перевести его на эту функцию. Для этого нужно подписать соглашение о временном переводе, при этом за работником сохранится его прежняя должность (ст. 72.2 ТК РФ).

Вообще перевод сроком до одного месяца возможен даже без согласия сотрудника, приказом, так как простой на его основной работе связан с эпидемией (ч. третья ст. 72.2 ТК РФ). Однако, если та функция, на которую вы переводите сотрудника, требует более низкой квалификации, чем его основная работа, то это все равно возможно только с письменного согласия. Например, вы не можете приказом перевести администратора магазина на курьерскую работу только потому, что офлайн-магазин пришлось закрыть, а служба доставки онлайн-заказов перегружена.

Платить сотруднику, которого сроком до одного месяца перевели из-за эпидемии на другую должность, надо не ниже его среднего заработка на прежнем месте. Если речь о более длительном переводе, и сотрудник согласен заключить такое соглашение (понимая, что другой работы для него все равно нет), то новая зарплата может быть и меньше среднего заработка в прежней должности.

Пусть все трудности будут временными и преодолимыми! Чем бережнее и уважительнее вы сейчас поступите с сотрудниками, тем проще будет возвращаться к командной работе с ними потом, когда эти сложности закончатся, и тем сильнее станет ваша репутация как надежного работодателя.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *