Приоритет товарного знака что это
Статья 9. Приоритет товарного знака
Статья 9. Приоритет товарного знака
1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
4. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
6. В случае, если разными заявителями поданы заявки на тождественные товарные знаки, имеющие одну и ту же дату приоритета, в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров, на основе соглашения между заявителями регистрация заявленного товарного знака в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть произведена на имя одного из них.
В случае, если на тождественные товарные знаки, имеющие одну и ту же дату приоритета, в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров поданы заявки одного и того же заявителя, регистрация товарного знака в отношении таких товаров может быть произведена по одной из выбранных заявителем заявок.
В течение шести месяцев с даты получения соответствующего уведомления заявители (заявитель) должны сообщить о достигнутом ими соглашении (своем выборе) о том, по какой из заявок испрашивается регистрация товарного знака.
В случае, если в течение установленного срока в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не поступит указанное сообщение или ходатайство о продлении установленного срока, заявки признаются отозванными.
7. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Что такое приоритет товарного знака?
Содержание:
Товарный знак – обозначение, которое используется для отличия услуг и товаров одного лица, предприятия или частного предпринимателя от однородных им, т. е. таких же или похожих на них товаров или услуг другого лица.
В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы следующие объекты:
Что такое приоритет товарного знака?
Приоритет – первенство в каком-либо процессе или действии. Образовано понятие от латинского слова priore – означающее первый или старший.
В подтверждение первенства используется дата подачи заявки на объект защиты – товарный знак, он же знак обслуживания, изобретение, полезную модель, промышленный образец. Проверяется наличие и правильность оформления заявочных документов – даты, подписи, адрес для переписки, наличие изображений знака, его описание, перечень товаров и услуг, на которые запрашивается защита, правильность оплаты пошлин или сборов за подачу заявки и т. п.
Приоритет товарного знака – это дата подачи, а точнее поступления и регистрации заявки, полностью соответствующей правилам ее подачи в национальной или международной организации. Перечень документов, которые необходимо включать в состав заявки, устанавливает организация, принимающая эту заявку. Для каждой страны еще в 19 веке это была собственная национальная организация с индивидуальными требованиями. Поэтому для защиты в нескольких странах требовалось оформлять отдельные заявки на государственном языке каждой из этих стран. Требования к заявкам, в т. ч. по их содержанию и оформлению были разными, как и состав и объем подаваемых документов. Поэтому подача нескольких заявок на один защищаемый объект затягивалась на месяцы. При ускоряющемся уже в позапрошлом веке развитии промышленности своевременная защита интеллектуальной собственности предпринимателем или предприятием была очень актуальной. Например, предоставление исключительного, т. е. монопольного права на использование какого-либо достижения подтверждалось выдачей патента или свидетельства. Эти документы гарантировали заявителю право на конструкцию или на технологический процесс ее производства, на товарный знак, на знак обслуживания в какой-либо стране.
С помощью монопольного права, которое охранялось государством, можно было заблокировать целую отрасль техники или даже промышленного производства. И счёт шел не на месяцы, а на дни. В некоторых случаях в патентное ведомство принимающего государства могли поступить две аналогичные заявки с одной датой.
Чтобы правильно разрешить подобные коллизии, при подаче заявок в патентные ведомства разных стран, еще в 19 веке между основными промышленными странами во Франции, в Париже, был подписан международный договор – конвенция об охране промышленной собственности. Позднее ее назвали «Парижская Конвенция». К этому договору в течении нескольких последующих лет присоединилось подавляющее большинство стран мира.
Виды приоритетов
При защите товарного знака его заявитель может воспользоваться несколькими видами приоритетов:
Приоритет по дате подачи заявки на товарный знак, который намерены защищать
Приоритет в этом случае устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак. Датой подачи будет дата поступления заявочных документов в патентное ведомство страны, в которой предполагается защита. Если есть другие приоритеты, подтвержденные документами, например, экспонирование на выставке, конвенционный и пр., и заявитель хочет ими воспользоваться, то эти виды приоритетов нужно упомянуть в материалах заявки и приложить копии подтверждающих документов.
Приоритет по дате подачи устанавливается (узаконивается) и подтверждается документом, выдаваемым принимающим патентным ведомством о том, что заявка поступила и соответствует требованиям к ее материалам. Этот документ называется справкой о приоритете.
Если заявка не соответствует требованиям, принимающее ведомство предлагает в заданный законом срок устранить недостатки. Если они устранены, то датой приоритета будет дата поступления заявки. Если не устранены, то заявка считается не поданной или отозванной.
Конвенционный приоритет
Эта разновидность приоритета относится не только к товарным знакам и знакам обслуживания, но и к другим объектам промышленной собственности – изобретениям, промышленным образцам и полезным моделям. Потребность в таком виде приоритета возникла, когда к разным объектам патентной защиты начали предъявлять требования подтверждения новизны.
Заявляемый знак/обозначение не должно быть:
Факт такой известности носит название «публикация для неопределённого круга лиц». Например, если источник информации имеет гриф «секретно», «для ограниченного использования» и пр., — такая известность не противопоставляется по новизне, т. к. допуск к ней ограничен грифом.
По конвенции приоритет на заявляемый охраняемый объект устанавливался в соответствии с датой регистрации первой заявки. Это стало основанием назвать приоритет — конвенционным.
Парижская конвенция предоставляет заявителю право подать заявку в любую страну, подписавшую конвенцию с сохранением за ней приоритета, который имеет первая заявка. При этом последующие заявки должны быть поданы в указанные сроки:
Международная Парижская конвенция действует с 20 марта 1883 г. По состоянию на 2017 г. ее участниками являются 165 стран мира.
Выставочный приоритет для товарного знака
На международных выставках и приравненных к ним выставочных мероприятиях, например, выставках, официально признанных международными, экспоненты часто демонстрируют свои последние достижения – образцы новой продукции, технологические процессы и пр. Все эти демонстрации при грамотной организации сопровождаются изображением товарного знака экспонента.
Дату выставочного приоритета устанавливают:
Материалы подтверждают факт использования товарного знака.
Для фиксации даты начала работы выставки и факта участия в ней предприятия или частного предпринимателя, можно обратиться в организационный комитет за справкой об участии в выставке. Она должна быть оформлена как документ – с мастичной (мокрой) печатью, подписью, с датой начала работы выставки, полным названием экспонента и т. п.
При подаче заявки на регистрацию товарного знака с испрашиванием предыдущих видов приоритета нужно предоставить сведения о номере приоритетной заявки, и о дате ее приоритета. При подаче предыдущей заявки на не международном языке, например, белорусском или казахском, заявитель должен приложить заверенный перевод первой заявки на язык принимающего государства.
Что такое приоритет товарного знака
Приоритет товарного знака – основной аргумент в разбирательствах по заявкам на регистрацию похожих или абсолютно идентичных обозначений, призванных маркировать однородные товары. Кроме того, вопрос о праве приоритета товарного знака возникает при рассмотрении ситуаций незаконного использования этого средства индивидуализации.
Что такое приоритет товарного знака
Понятие «приоритет» происходит от английского «priority», которое переводится как старшинство, предшествование, предпочтение. В патентном праве понятие приоритета применяется к дате регистрации прав на товарный знак и означает преимущество, предпочтение того товарного знака, заявка на регистрацию которого была подана раньше остальных. Принимая решение о том, чей товарный знак зарегистрировать, эксперты Роспатента выберут наиболее ранний по времени.
Слово подобрано очень удачно и отражает не только факт хронологического предшествования, но и то, что фирма либо ИП, успевшие подать заявку на оформление товарного знака первыми, оказываются в привилегированном положении. Владеть товарным знаком могут только субъекты предпринимательской деятельности, поэтому и подавать заявку на регистрацию этого обозначения вправе только они (либо патентные поверенные, представляющие их интересы). Быть представителем компании может любое лицо, которому руководство предприятия выдало соответствующую доверенность.
На приоритет товарного знака влияет день подачи заявки и правильность ее составления. Иными словами, если заявка не соответствует формальным требованиям, в ней не хватает документов и т. д., она не пройдет стадию формальной экспертизы, и на этом ее рассмотрение в Роспатенте закончится, а заявитель не получит права приоритета для своего товарного знака. Поэтому следует уделить внимание правилам оформления всех материалов в заявке и не допустить ошибок при ее подаче.
Конвенционный приоритет товарного знака и выставочный
Конвенционный приоритет товарного знака
Для заявок, поданных в одном (или сразу нескольких) государствах, поддерживающих Парижскую конвенцию по защите промышленной собственности, даты их подачи учитываются при совершении аналогичной процедуры в ФИПС (в течение полугода с момента, когда была направлена международная заявка). Это называется конвенционным приоритетом товарного знака. Чтобы получить конвенционный приоритет на свой товарный знак, нужно не забыть указать сведения о международной заявке в пакете документов для ФИПС.
Выставочный приоритет товарного знака
Если обозначение демонстрировалось широкой публике на экспонате, который участвовал в международной выставке, то оно обладает правом на выставочный приоритет. Условия предоставления выставочного приоритета товарному знаку следующие:
Как быть, когда дата приоритета товарного знака совпадает с приоритетом другой заявки
В очень редких случаях товарные знаки не только совпадают, но подаются на регистрацию одновременно. Статья 1496 Гражданского кодекса обязует Роспатент уведомлять обоих заявителей, претендующих на приоритет для своих товарных знаков, о сложившейся ситуации.
Дальше они уже сами договариваются о том, кто будет регистрировать на себя спорный товарный знак. Нужно успеть достичь соглашения за семь месяцев, в противном случае ФИПС отклонит заявки обеих сторон. О достигнутой договоренности предприниматели обязаны проинформировать ФИПС.
Приоритет товарного знака: после каких процедур он устанавливается
Приоритет товарного знака устанавливается по итогам тщательной экспертизы по существу регистрируемого обозначения. Экспертов интересует наличие других зарегистрированных товарных знаков, названий предприятий, наименований мест производства продукции, коммерческих обозначений и т. п. объектов промышленной собственности, схожих или идентичных заявленному. Если обнаружатся обозначения, принадлежащие другим правообладателям и зарегистрированные раньше даты приоритета данного товарного знака, то патентный орган откажет в его регистрации.
Если товарный знак, на который запрашивается регистрация, совпадет с названием известного в России литературного, научного текста или произведения искусства либо с именем персонажа, либо будет являться цитатой из такого произведения, то зарегистрировать этот товарный знак можно будет лишь после разрешения правообладателя произведения. Но это касается только тех произведений, права на которые возникли до даты приоритета товарного знака. Такой же логики Роспатент придерживается при сходстве или совпадении регистрируемого товарного знака с именем знаменитой персоны, ее псевдонимом или факсимиле, а также с промышленным образцом или знаком соответствия, дата приоритета которых является более ранней, чем дата заявки по товарному знаку.
Приведем пример из судебной практики, касающийся приоритета товарных знаков. Японская фирма «Акаи Электрик Ко ЛТД» совместно с компанией «Феномен Эйджентс Лтд» направили в Палату по патентным спорам РФ возражение насчет правомерности обеспечения правовой защиты в рамках территории России словесного товарного знака «AKAI» (свидетельство № 242303, заявка от 22 февраля 2002 года), которым владела гонконгская фирма «AkaiUniversalIndastriesLtd».
Им было отказано, после чего они решили обжаловать решение Палаты по патентным спорам от 28 мая 2006 года в московском Арбитражном суде, а затем – в Девятом арбитражном апелляционном суде и Федеральном арбитражном суде Московского округа, но и там получили отказы. Высший Арбитражный Суд РФ, куда они направили ходатайство о признании недействительными решения нижестоящих инстанций ввиду нарушения приоритета товарного знака, а их оппоненты – «AkaiUniversalIndastriesLtd» и Палата по патентным спорам – просьбу не менять эти решения, счел необходимым отменить данные судебные акты.
Выслушав доводы обеих сторон и выступления их представителей на заседании Верховного суда по этому делу, Президиум удовлетворил требования «Акаи Электрик Ко, Лтд» и «Феномен Эйджентс Лтд», признав неправомерным предоставление охраны товарному знаку «AKAI», квалифицировав это как нарушение статьи 7 Федерального закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и статьи 10 Парижской конвенции, согласно которым право приоритета данного товарного знака принадлежало «Акаи Электрик Ко, Лтд», наименование которой сходно со спорным товарным знаком. Президиум ВАС РФ также постановил, что Палата по патентным спорам обязана ликвидировать свидетельство № 242303 на товарный знак «AKAI» как нарушающий право приоритета товарного знака.
Как уже говорилось, приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Для товарных знаков законодательством РФ (статья 1491 Гражданского кодекса) определен срок действия длиной в 10 лет, и отсчитывается он тоже с момента подачи заявки. Нередки ситуации, когда уже при подаче заявки у ФИПС есть основания отказать в регистрации товарного знака, поскольку зарегистрировано похожее или аналогичное обозначение, которое обладает приоритетом. Однако у этого обозначения через какое-то время может закончиться срок правовой охраны вместе с приоритетом, и если его не продлить, то ФИПС вправе зарегистрировать похожий товарный знак.
Например, итальянская фирма «TOBACCO`SIMEXS.P.A.» выдвинула 10 мая 2011 года возражение против отказа Роспатента зарегистрировать в РФ ее товарный знак (под № 1003514 международной регистрации) как не соответствующий нормам пункта 6 (2) статьи 1483 Гражданского кодекса. Данный товарный знак оказался похож до неотличимости на другой товарный знак, № 746512 по международной регистрации, принадлежавший иному правообладателю и имевший приоритет по дате.
Это послужило основанием для отказа в регистрации итальянского товарного знака для товаров, соответствующих 10 классу МКТУ. Но Коллегия Палаты по патентным спорам обнаружила, что срок приоритета товарного знака № 746512 по международной регистрации уже закончился на день принятия возражения (а именно, 20 июня 2011 года), поэтому товарный знак компании «TOBACCO`SIMEXS.P.A.» может быть зарегистрирован. В итоге, на этот товарный знак было выдано свидетельство о регистрации в РФ № 1003514 для товаров требуемого класса МКТУ.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что для успешного предоставления правовой защиты товарному знаку в РФ очень важна дата его приоритета. Чтобы определить ее, нужно подробно изучить весь пакет документов, содержащихся в заявке, и обстоятельства ее подачи.
Поэтому самостоятельная подготовка пакета документов оказывается сложной задачей для владельца товарного знака. Даже небольшие ошибки могут привести к потере приоритета товарного знака и последующего отказа в регистрации прав на него. Чтобы избежать этого, желательно обратиться к профессионалам, таким, какими являются сотрудники нашей компании «Царская привилегия».
Что означает приоритет товарного знака?
Приоритет товарного знака дает преимущество тому, кто первым подал документы на регистрацию. Это главный аргумент в судебных разбирательствах по спору о регистрации аналогичных или схожих товарных знаков.
Содержание
Приоритет – дата, которую присваивают товарному знаку после подачи документов на регистрацию.
Но есть возможность присвоить марке более раннюю дату приоритета. Для патентного ведомства и потенциального правообладателя это важно: при попытке регистрировать похожие знаки ФИПС отдает право тому, кто подал документы раньше.
Как получить конвенционный приоритет?
Конвенционный приоритет присваивается, если знак зарегистрировали в одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности – это 176 государств, включая Россию и страны СНГ
Если в какой-то из этих стран вы зарегистрируете знак, то дата регистрации будет считаться датой приоритета для товарного знака. Информацию надо обозначить в заявке и приложить свидетельство о регистрации. Конвенционный приоритет не присваивается, если прошло больше шести месяцев после международной регистрации.
Как получить выставочный приоритет?
Выставочный приоритет присваивается по дате, когда экспонат публично представили на выставке. Но есть несколько условий:
Что делать, если у товарных знаков одинаковый приоритет?
Крайне редко бывает так, что даты приоритета регистрации знаков совпадают. В спорном случае Роспатент присылает уведомления сторонам и те самостоятельно решают, кому достанется право на знак. О своем решении сторонам надо сообщить в ФИПС. В течение 7 месяцев заявители должны договориться, а если не могут, то ведомство отклоняет оба заявления.
Приоритет по даче подачи заявки
Если у знака нет выставочного или конвенционного приоритета, датой приоритета считают день подачи заявки. Но если будут ошибки в документах, Роспатент может вернуть заявление и не присвоить дату. Ведомство проверяет правильность оформления: наличие адреса, названия организации, изображения обозначения, список товаров и услуг по международной классификации. Затем ведомство устанавливает дату приоритета товарного знака.
Дата приоритета не будет присвоена, когда:
Получите бесплатно руководство по использованию и защите товарного знака, как основного элемента брендинга вашей компании
Установить дату приоритета важно: недобросовестные предприниматели стараются опередить конкурентов, пытаясь зарегистрировать похожий или аналогичный знак раньше. Так, россиянин Азамат Ибатуллин пытался оспорить законность прав BBC на бренд Top Gear. Предприниматель посчитал, что его знак TopGear сходен до степени смешения со знаком известного шоу.
Роспатент встал на сторону предпринимателя из-за даты приоритета. Позднее суд признал, что права BBC на бренд все-таки законны: Ибатуллин не планировал использовать знак по назначению, а хотел лишь нанести вред BBC. Поэтому важно не тянуть с подачей документов на регистрацию – конкуренты могут воспользоваться временным преимуществом.
Что такое приоритет товарного знака?
Основной целью регистрации товарного знака является получение монопольного права на его использование. Форма 940 позволяет установить дату приоритета или «старшинства» более ранней заявки.
Введение приоритета помогает исключить ситуации, когда выдаются свидетельства на аналогичные товарные знаки и предоставляются исключительные права на один и тот же объект.
Приоритет регистрации товарного знака по форме 940
Форма 940 – это уведомление, которое выдается в «Роспатенте» при подаче заявки для регистрации товарного знака. В ней указываются:
- дата поступления заявки (дата ее регистрации), которая называется датой приоритета; входящий номер; регистрационный номер, по которому заявку можно найти в реестре.
После приема документов информация по заявке публикуется в официальном реестре заявок и в бюллетене на сайте патентного ведомства. Затем заявка переходит на следующий этап – формальную экспертизу, во время которой производится проверка правильности составления пакета документов.
Аналогичное уведомление выдается заявителям и при регистрации других объектов – изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
Особенностью законодательства в сфере интеллектуальной собственности является то, что отсчет правовой охраны начинается именно с даты приемки заявки, а не с выдачи свидетельства на товарный знак (или патента). Конечно, это возможно только при одном условии – если заявка успешно прошла все стадии экспертизы.
Какой вид приоритета товарного знака устанавливается?
Приоритет (или первенство) товарного знака – это зафиксированный факт подачи заявки одним заявителем раньше других. Он дает преимущество в регистрации для более ранней, «старшей» заявки. Другими словами, если другое лицо подаст заявку на товарный знак, который похож на ваш (а ваша заявка принята в ведомстве раньше), то он не будет зарегистрирован. Такое право закреплено на международном уровне – в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и практикуется практически во всех странах.
Основной приоритет устанавливается по дате подачи заявки в «Роспатент».
Но могут быть и другие его виды:
- Выставочный приоритет. Если товар, маркированный данным обозначением, участвовал в международной выставке на территории одного из государств-участников Парижской конвенции, то дата приоритета может быть установлена от начала его показа на экспозиции. При этом заявка на регистрацию должна быть подана не позднее 6 месяцев после этой даты. В качестве подтверждения выставочного приоритета к заявке необходимо приложить справку из организационного комитета международной выставки. Конвенционный приоритет. Если иностранное лицо подало заявку на регистрацию товарного знака на территории своей страны проживания, а затем в «Роспатент» (параллельная регистрация), то дата приоритета в России может быть установлена по первоначальной (иностранной) заявке. Заявка в «Роспатент» также должна быть подана не позднее 6 месяцев. Такая форма приоритета позволяет защитить интересы добросовестных производителей от патентного троллинга. Приоритет по международной регистрации. Если первоначально заявка была подана по международному соглашению (в рамках Мадридской системы, Договора о товарных знаках Евразийского экономического союза или по другим договорам), то на территории России приоритет можно установить по первоначальной заявке.
Правовая защита товарного знака имеет территориальный характер. Это значит, что свидетельство, выдаваемое на товарный знак, действует на территории только той страны, где он зарегистрирован. «Универсального» свидетельства, которое распространяется на все страны, не существует
Другой разновидностью международного приоритета является расширение территориального действия международной заявки. Так, если иностранный заявитель зарегистрировал свой товарный знак в другой стране по Мадридской системе, то после получения свидетельства он может подать заявление о территориальном расширении правовой охраны в других странах-подписантах Мадридского соглашения. Приоритет в России этом случае устанавливается по номеру первичной международной регистрации. Приоритет первоначальной заявки, из которой выделена более поздняя. Если в процессе экспертизы в «Роспатенте» выявится, что имеются препятствия для регистрации товарного знака, то заявитель может подать заявку с исправлениями, которая основана на первоначальной. В этом случае приоритет можно установить по дате подачи более ранней заявки.
Приоритет при совпадении дат регистрации товарного знака
Дата приоритета устанавливается по желанию заявителя. Для этого есть специальные графы на втором листе заявления. Всегда рекомендуется выбирать более раннюю дату приоритета из всех возможных, что позволит снизить риск притязаний со стороны конкурентов до минимума.
Фрагмент второго листа заявления
Приоритет заявки на товарный знак: возможности и преимущества
Приоритет товарного знака, указанный в форме 940, – это рубеж, с которого начинается отсчет правовой охраны.
Приоритет учитывается в следующих случаях:
- При подаче аналогичных заявок позже вашей преимущество будет за вами, а конкурирующие заявки отклоняются «Роспатентом», так как наличие 2 одинаковых (или похожих) обозначений может ввести потребителя в заблуждение. Экспертиза проводится не только по зарегистрированным товарным знакам, но и поданным ранее заявкам. Форма 940 позволяет выйти на электронные маркетплейсы. Так, администрация магазина Wildberries требует при заключении партнерства как минимум предоставление этого уведомления, чтобы обезопасить торговую площадку от контрафакта и судебных исков. Приоритет позволяет надежно зафиксировать дату начала введения товарного знака в гражданский оборот. Обладатель «старшего» приоритета может запретить использование аналогичного фирменного наименования или коммерческого обозначения другими лицами. Приоритет товарного знака учитывается в суде при возникновении споров. Подача заявки в «Роспатент» и фиксация приоритета дает возможность для международной регистрации товарного знака по Мадридской системе. Вы можете параллельно подать заявку для получения правовой охраны в другой стране. Необходимым условием для этого является базовая заявка в России. При этом приоритет для иностранной заявки можно установить по российской. Приоритет товарного знака также позволяет закрепить свои права на использование аналогичного доменного имени для вашего сайта или интернет-магазина.
По этим причинам мы рекомендуем подавать заявку на регистрацию товарного знака как можно раньше, чтобы другие лица – добросовестные и недобросовестные конкуренты – не опередили вас.
Узнать подробнее о регистрации товарного знака.