Принято считать что количество груза не должно превышать на одну собаку
Принято считать что количество груза не должно превышать на одну собаку
Приучение собак к встречной работе между постами вначале проводится по укороченной (до 100—150 м) дистанции, на открытой местности, где вожатые могут наблюдать за пробегом.
Собак, посланных навстречу, принимающие вожатые подзывают командой «Ко мне». В момент встречи собак нужно подать энергичные команды «Ко мне», — это отвлечет собак друг от друга. На первых занятиях собак следует посылать с таким расчетом, чтобы при встрече они находились друг от друга не ближе чем в 30—40 м. При хорошей работе собак это расстояние сокращается с каждым посылом, а дистанция пробега между постами увеличивается и может быть быстро доведена до той дистанции, на которой они работали до этого.
Во время приучения собак работать ночью или в сумерки дистанция пробега на первых порах должна быть сокращенной. Подготовленная собака обычно лучше работает в ночное время, так как в этот период у нее усиливается стремление к поиску вожатого, обостряется слух и обоняние и в то же время значительно уменьшается количество встречающихся отвлечений.
Дрессировка собаки связи заканчивается после отработки и закрепления всех указанных навыков. Все эти навыки необходимы и для собаки службы подноса легких грузов. Но ее, кроме того, нужно еще приучить к совершению пробегов между постами с надетым вьюком, в который укладывается груз.
Предварительно собаку приучают спокойно относиться к вьюку (без груза). Для этого один из вожатых надевает на собаку хорошо пригнанный вьюк, который не должен беспокоить ее и не должен причинять боли. Затем он берет собаку на поводок, подает команду «Рядом» и идет спокойным шагом, наблюдая за поведением собаки. Если собака не проявляет беспокойства, то, пройдя некоторое расстояние, нужно остановиться и поощрить ее командой «Хорошо», оглаживанием и дачей лакомства. Вьюк после этого снимают.
Если же собаку беспокоит непривычное снаряжение и она пытается от него освободиться, вожатый должен лаской, игрой или лакомством отвлечь ее, вновь подать команду «Рядом» и прекратить движение лишь после того, как она успокоится.
После нескольких подобных занятий собака привыкнет безразлично относиться к вьюку и вожатые могут поочередно совершать с ней прогулки, увеличивая их протяженность, меняя быстроту движения и переходя с шага на бег.
Как только собака полностью освоится с надетым на нее вьюком и у нее появятся твердые навыки работы между постами на дистанцию не менее 500 м, можно начинать приучение собаки к работе между двумя постами; однако в этом случае дистанция пробега с вьюком не должна превышать на первых занятиях 150 м. Постепенно это расстояние увеличивают и вьюк заполняют грузом (максимальный вес груза с вьюком к концу обучения не должен превышать 25% веса самой собаки).
Груз укладывается во вьюке плотно и равномерно на обе стороны, причем наибольшая тяжесть должна приходиться на место, расположенное ближе к холке.
После каждого пробега, по прибытии собаки на пост, вожатый должен уложить ее, вынуть груз из вьюка и поощрить собаку лакомством. Затем ей предоставляют отдых в течение 10—15 мин. (в положении лежа).
Вожатые должны каждый раз проверять правильность пригонки вьюка, а также состояние спины и лап собаки. При обнаружении серьезных потертостей или ранений необходимо принимать соответствующие меры и, если нужно, освобождать собаку от дальнейшей работы.
Глава VIII. ЕЗДОВАЯ СЛУЖБА
Ездовые собаки особенно широко используются на северных окраинах нашей страны, где зачастую они являются единственным видом наземного транспорта.
В дни Великой Отечественной войны ездовых собак успешно применяли для вывоза с поля боя раненых и для доставки военных грузов на передний край.
В зависимости от назначения упряжки состоят из двух и более собак, запряженных парами в легкие сани — нарты. Иногда количество собак в упряжке может достигать 16—20 голов. Для вывоза раненых применялись также специальные тележки или лодки-волокуши.
Скорость езды на собаках зависит от состояния снежного покрова, температуры — воздуха, качества подобранных собак и особенно от передового (вожака), количества груза, протяжения пути и т. д. Принято считать, что количество груза не должно превышать 40 кг на одну собаку. Средняя скорость езды на собаках (с полным грузом) по ровному утрамбованному снегу достигает 7—8 км в час, по рыхлому или талому снегу — 5—6 км. Ори небольшой нагрузке собачьи упряжки могут развивать скорость до 15 км в час, а на короткие дистанции и более высокую. При хорошем состоянии пути и небольшом грузе упряжка может пробегать за день до 100 км. При переезде на большое расстояние дневной пробег упряжки (с полным грузом) составляет примерно 60—70 км.
Одним из видов ездовой службы является также буксировка лыжника одной или двумя собаками. Использование собак позволяет лыжнику преодолевать большие расстояния.
Для ездовой службы подбираются сильные, физически развитые и выносливые животные. Наиболее подходят для этой службы собаки из породы наших отечественных остроухих лаек — северо-восточные ездовые собаки. Эти животные в течение многих веков применялись для работы в упряжках. Они приспособлены к суровым условиям Севера, тяжелой работе, отличаются выносливостью и неприхотливостью (Кроме того, эти собаки отличаются от собак других пород умеренностью в еде.
Принято считать что количество груза не должно превышать на одну собаку
Предварительно собаку приучают спокойно относиться к вьюку (без груза). Для этого один из вожатых надевает на собаку хорошо пригнанный вьюк, который не должен беспокоить ее и не должен причинять боли. Затем он берет собаку на поводок, подает команду «Рядом» и идет спокойным шагом, наблюдая за поведением собаки. Если собака не проявляет беспокойства, то, пройдя некоторое расстояние, нужно остановиться и поощрить ее командой «Хорошо», оглаживанием и дачей лакомства. Вьюк после этого снимают.
Если же собаку беспокоит непривычное снаряжение и она пытается от него освободиться, вожатый должен лаской, игрой или лакомством отвлечь ее, вновь подать команду «Рядом» и прекратить движение лишь после того, как она успокоится.
После нескольких подобных занятий собака привыкнет безразлично относиться к вьюку и вожатые могут поочередно совершать с ней прогулки, увеличивая их протяженность, меняя быстроту движения и переходя с шага на бег.
Как только собака полностью освоится с надетым на нее вьюком и у нее появятся твердые навыки работы между постами на дистанцию не менее 500 м, можно начинать приучение собаки к работе между двумя постами; однако в этом случае дистанция пробега с вьюком не должна превышать на первых занятиях 150 м. Постепенно это расстояние увеличивают и вьюк заполняют грузом (максимальный вес груза с вьюком к концу обучения не должен превышать 25% веса самой собаки).
Груз укладывается во вьюке плотно и равномерно на обе стороны, причем наибольшая тяжесть должна приходиться на место, расположенное ближе к холке.
После каждого пробега, по прибытии собаки на пост, вожатый должен уложить ее, вынуть груз из вьюка и поощрить собаку лакомством. Затем ей предоставляют отдых в течение 10—15 мин. (в положении лежа).
Вожатые должны каждый раз проверять правильность пригонки вьюка, а также состояние спины и лап собаки. При обнаружении серьезных потертостей или ранений необходимо принимать соответствующие меры и, если нужно, освобождать собаку от дальнейшей работы.
Глава VIII. ЕЗДОВАЯ СЛУЖБА
Ездовые собаки особенно широко используются на северных окраинах нашей страны, где зачастую они являются единственным видом наземного транспорта.
В дни Великой Отечественной войны ездовых собак успешно применяли для вывоза с поля боя раненых и для доставки военных грузов на передний край.
В зависимости от назначения упряжки состоят из двух и более собак, запряженных парами в легкие сани — нарты. Иногда количество собак в упряжке может достигать 16—20 голов. Для вывоза раненых применялись также специальные тележки или лодки-волокуши.
Скорость езды на собаках зависит от состояния снежного покрова, температуры — воздуха, качества подобранных собак и особенно от передового (вожака), количества груза, протяжения пути и т. д. Принято считать, что количество груза не должно превышать 40 кг на одну собаку. Средняя скорость езды на собаках (с полным грузом) по ровному утрамбованному снегу достигает 7—8 км в час, по рыхлому или талому снегу — 5—6 км. Ори небольшой нагрузке собачьи упряжки могут развивать скорость до 15 км в час, а на короткие дистанции и более высокую. При хорошем состоянии пути и небольшом грузе упряжка может пробегать за день до 100 км. При переезде на большое расстояние дневной пробег упряжки (с полным грузом) составляет примерно 60—70 км.
Одним из видов ездовой службы является также буксировка лыжника одной или двумя собаками. Использование собак позволяет лыжнику преодолевать большие расстояния.
Для ездовой службы подбираются сильные, физически развитые и выносливые животные. Наиболее подходят для этой службы собаки из породы наших отечественных остроухих лаек — северо-восточные ездовые собаки. Эти животные в течение многих веков применялись для работы в упряжках. Они приспособлены к суровым условиям Севера, тяжелой работе, отличаются выносливостью и неприхотливостью (Кроме того, эти собаки отличаются от собак других пород умеренностью в еде.
Успешно можно использовать для ездовой службы на короткие расстояния и собак других пород — восточноевропейских овчарок, гончих, а также собак, имеющих хороший шерстный покров и обладающих достаточной физической силой. Собаки ездовой службы по поведению не должны быть вялыми и малоподвижными. Нежелательно также, чтобы у них была ярко выражена оборонительная реакция (в активной и пассивной форме).
Прежде чем приступить к специальной дрессировке собак, предназначенных для ездовой службы, с ними проводится подготовка по приемам общего курса. К обязательному, минимуму навыков, обеспечивающих возможность управления собаками и дисциплинирующих их, относятся: 1) подход к дрессировщику (команда «Ко мне»); 2) прекращение нежелательных действий (команда «Фу»); 3) стойка на месте (команда «Стоять»); 4) укладка (команда «Лежать»); 5) безразличное отношение к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям.
Остальные навыки общего курса дрессировки для ездовых собак не обязательны. К специальным навыкам, обеспечивающим безотказную работу ездовых собак, относятся: 1) безразличное отношение к специальному снаряжению; 2) спокойное и дружелюбное отношение друг к другу без проявления активно-оборонительной реакции;3) движение вперед по прямой и перевозка нарт (тележки) или буксировка лыжника (команда «Вперед»); 4) перемена направления во время движения (команды «Право» и «Лево»); 5) прекращение движения и остановка (команда «Стой»).
Приучать собак к спокойному и дружелюбному отношению друг к другу нужно не только во время работы в упряжке, но и во время их совместного содержания, занятий при отработке приемов общего курса дрессировки.
Сущность приучения состоит в том, чтобы во всех указанных случаях пресекать малейшие попытки собак к проявлению «недружелюбия».
Это приучение следует совмещать с отработкой у собаки навыка прекращения нежелательных действий. Для этого вожатые сначала берут собак на поводки и подводят друг к другу, наблюдая за их поведением. Если одна из собак рычит и пытается наброситься на другую, ее вожатый подает команду «Фу», подкрепляя ее сильным болевым раздражителем (удар хлыста или сильный рывок поводком).
По мере того как собаки начнут привыкать друг к другу и перестанут проявлять «драчливость», рекомендуется одному человеку выводить их группами (по две-три собаки), а затем разрешать бегать в огороженном участке без
Принято считать что количество груза не должно превышать на одну собаку
В. Бочаров и А. Орлов
Дрессировка служебных собак
На протяжении многих веков человек использовал и развивал в нужном направлении природные особенности собаки (привязанность к хозяину, остроту обоняния, слуха, злобность к посторонним, выносливость, быстроту бега).
В наши дни, несмотря на гигантский рост и совершенствование техники, применение служебных собак для нужд народного хозяйства и для военных целей не потеряло своего значения. К подготовке собак по тому или иному виду службы предъявляются все более высокие требования.
Большую пользу приносят пастушьи собаки: они стерегут пасущийся скот, подгоняют отставших и разыскивают потерявшихся животных, охраняют стада от хищников. Караульные собаки незаменимы при охране различных объектов и сооружений. На северных окраинах нашего Союза надежным, а зачастую и единственным наземным транспортом являются упряжки ездовых собак. Собаки розыскной и сторожевой службы, обладающие прекрасно развитым чутьем и замечательным слухом, помогают обнаружить и задержать нарушителей границы и других преступников.
В Великую Отечественную войну в Советской Армии успешно использовалась собаки санитарно-транспортной, минно-розыскной и противотанковой службы.
Чтобы обеспечить разнообразные нужды обороны и народного хозяйства, требуется много тысяч сильных и выносливых собак служебных пород.
Работа по развитию служебного собаководства ведется Всесоюзным добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). В Обществе подготавливают специалистов-собаководов, знающих методы разведения, выращивания и дрессировки служебных собак и умеющих применить эти методы в практической работе.
Опыт собаководов-досаафовцев по выращиванию поголовья собак служебных пород дал положительные результаты. Клубы служебного собаководства ежегодно передают Советской Армии, пограничным войскам и различным ведомствам тысячи полноценных собак, выращенных собаководами — членами клубов.
Но использовать собаку для несения той или иной службы можно только после соответствующей общей и специальной дрессировки.
При отработке приемов общей дрессировки дрессировщик получает возможность изучить индивидуальные особенности собаки, направлять ее поведение, физически развивать и дисциплинировать собаку. Для дальнейшей специальной дрессировки большинство приемов общей дрессировки являются вспомогательными.
Цель настоящей книги — ознакомить читателей с выращиванием и воспитанием молодняка, с теоретическими основами, назначением, методикой и техникой дрессировки служебных собак по общему курсу и специальным службам, принятым в ДОСААФ (караульная, защитно-караульная, розыскная, буксировка лыжника, ездовая и поднос легких грузов).
Глава VIII. ЕЗДОВАЯ СЛУЖБА
Ездовые собаки особенно широко используются на северных окраинах нашей страны, где зачастую они являются единственным видом наземного транспорта.
В дни Великой Отечественной войны ездовых собак успешно применяли для вывоза с поля боя раненых и для доставки военных грузов на передний край.
В зависимости от назначения упряжки состоят из двух и более собак, запряженных парами в легкие сани — нарты. Иногда количество собак в упряжке может достигать 16—20 голов. Для вывоза раненых применялись также специальные тележки или лодки-волокуши.
Скорость езды на собаках зависит от состояния снежного покрова, температуры — воздуха, качества подобранных собак и особенно от передового (вожака), количества груза, протяжения пути и т. д. Принято считать, что количество груза не должно превышать 40 кг на одну собаку. Средняя скорость езды на собаках (с полным грузом) по ровному утрамбованному снегу достигает 7—8 км в час, по рыхлому или талому снегу — 5—6 км. Ори небольшой нагрузке собачьи упряжки могут развивать скорость до 15 км в час, а на короткие дистанции и более высокую. При хорошем состоянии пути и небольшом грузе упряжка может пробегать за день до 100 км. При переезде на большое расстояние дневной пробег упряжки (с полным грузом) составляет примерно 60—70 км.
Одним из видов ездовой службы является также буксировка лыжника одной или двумя собаками. Использование собак позволяет лыжнику преодолевать большие расстояния.
Для ездовой службы подбираются сильные, физически развитые и выносливые животные. Наиболее подходят для этой службы собаки из породы наших отечественных остроухих лаек — северо-восточные ездовые собаки. Эти животные в течение многих веков применялись для работы в упряжках. Они приспособлены к суровым условиям Севера, тяжелой работе, отличаются выносливостью и неприхотливостью (Кроме того, эти собаки отличаются от собак других пород умеренностью в еде.
Успешно можно использовать для ездовой службы на короткие расстояния и собак других пород — восточноевропейских овчарок, гончих, а также собак, имеющих хороший шерстный покров и обладающих достаточной физической силой. Собаки ездовой службы по поведению не должны быть вялыми и малоподвижными. Нежелательно также, чтобы у них была ярко выражена оборонительная реакция (в активной и пассивной форме).
Прежде чем приступить к специальной дрессировке собак, предназначенных для ездовой службы, с ними проводится подготовка по приемам общего курса. К обязательному, минимуму навыков, обеспечивающих возможность управления собаками и дисциплинирующих их, относятся: 1) подход к дрессировщику (команда «Ко мне»); 2) прекращение нежелательных действий (команда «Фу»); 3) стойка на месте (команда «Стоять»); 4) укладка (команда «Лежать»); 5) безразличное отношение к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям.
Остальные навыки общего курса дрессировки для ездовых собак не обязательны. К специальным навыкам, обеспечивающим безотказную работу ездовых собак, относятся: 1) безразличное отношение к специальному снаряжению; 2) спокойное и дружелюбное отношение друг к другу без проявления активно-оборонительной реакции;3) движение вперед по прямой и перевозка нарт (тележки) или буксировка лыжника (команда «Вперед»); 4) перемена направления во время движения (команды «Право» и «Лево»); 5) прекращение движения и остановка (команда «Стой»).
Приучать собак к спокойному и дружелюбному отношению друг к другу нужно не только во время работы в упряжке, но и во время их совместного содержания, занятий при отработке приемов общего курса дрессировки.
Сущность приучения состоит в том, чтобы во всех указанных случаях пресекать малейшие попытки собак к проявлению «недружелюбия».
Это приучение следует совмещать с отработкой у собаки навыка прекращения нежелательных действий. Для этого вожатые сначала берут собак на поводки и подводят друг к другу, наблюдая за их поведением. Если одна из собак рычит и пытается наброситься на другую, ее вожатый подает команду «Фу», подкрепляя ее сильным болевым раздражителем (удар хлыста или сильный рывок поводком).
По мере того как собаки начнут привыкать друг к другу и перестанут проявлять «драчливость», рекомендуется одному человеку выводить их группами (по две-три собаки), а затем разрешать бегать в огороженном участке без поводков. При внимательном наблюдении вожатых собаки довольно быстро привыкают друг к другу.
Наряду с этим их приучают безразлично относиться к специальной шлейке или алыку. Надев на собаку специальную шлейку, дрессировщик подает команду «Гуляй» и выходит с ней на прогулку. Собака, возбужденная командой «Гуляй», как правило, не обращает внимания на шлейку, надетую ей на спину, и через два-три дня привыкает к ней. Если это непривычное снаряжение будет вначале стеснять собаку и она попытается освободиться от него, следует отвлечь ее игрой, лакомством или ласковым обращением. В первые дни в этом случае нужно надевать шлейку на короткое время.
При надевании шлейки необходимо обратить внимание на то, чтобы она была хорошо пригнана и чтобы ее грудной ремень находился точно на середине груди. Если он сдвинется на горло собаки, то будет затруднять ее дыхание; если же он опустится ниже плечевого сустава, то будет мешать свободному движению собаки и, кроме того, может вызвать болезненное раздражение кожи. Более тонкий — подбрюшный ремень не оказывает никакого влияния на собаку при натяжении шлейки.
Шлейка состоит из грудного и пришитого к нему спинного ремня; подбрюшный ремень лишь придерживает шлейку. Он должен свободно облегать корпус собаки (несколько позади холки, в области поясницы) так, чтобы не затруднить ее дыхания на бегу (рис. 43).
Когда собака будет спокойно относиться к надетой на нее шлейке, полезно начинать отработку навыка движения по прямой впереди дрессировщика, связывая этот условный рефлекс с командой «Вперед».
Для этого дрессировщик перед прогулкой возбуждает собаку командой «Гуляй» и при выходе из помещения подает команду «Вперед», при этом он держит собаку на натянутом поводке, прикрепленном к шлейке. Если собака уверенно идет впереди дрессировщика, натягивая поводок, необходимо ее поощрять восклицанием «Хорошо», повторяя при этом команду «Вперед». Продолжая движение, нужно ускорить его темп, по возможности переходя на бег. Если собака при движении не будет натягивать поводок, можно применить хлыст, однако удары не должны быть слишком сильными. Пройдя или пробежав некоторое расстояние, дрессировщик подает команду «Стой» и одновременно приостанавливает поводком движение собаки. Затем снова чередуются движение по команде «Вперед» и остановка по команде «Стой». После этого собаку поощряют и предоставляют ей отдых по команде «Гуляй».
Рис. 43. Ездовая собака в шлейке (алыке).
На первых занятиях двигаться следует на небольшое расстояние, а затем постепенно увеличивать его. В результате у собаки вырабатывается необходимый условный рефлекс: она будет идти или бежать впереди дрессировщика по команде «Вперед» и делать остановки по команде «Стой». Это» значительно облегчит ее подготовку для работы в упряжке или при буксировке лыжника.
Начинать приучение собаки к поворотам по командам «Право» и «Лево» можно только после того, как у нее выработается связь на команды «Вперед» и «Стой».
Дрессировщик сначала приучает ее к повороту в какую-нибудь одну сторону, например вправо, а после усвоения этого поворота начинает отрабатывать поворот и в другую сторону.
Для приучения к повороту вправо дрессировщик при движений с собакой по прямой, подает команду «Право», одновременно или чуть позднее он сокращает длину поводка и сам приближается к собаке с правой стороны. Повторяя команду «Право», он принуждает ее сделать поворот. После того как поворот будет сделан, собаку поощряют, затем подается команда «Вперед» и собаке придают нужное направление.
После ряда таких упражнений, когда собака начинает делать поворот без применения поводка, т. е. когда связь на команду будет образована, дрессировщик после подачи команды «Право» не приближается к собаке и предоставляет ей возможность делать поворот самостоятельно, только по одной команде.
Когда собака будет приучена двигаться перед дрессировщиком, а также делать повороты и остановки, ее следует переключать на буксировку лыжника или на работу в упряжке в паре с другой собакой, запрягая их в нарты или легкие сани.
Если почему-либо у собаки будет трудно отрабатываться навык движения впереди дрессировщика, можно привлечь к занятиям помощника, которого она хорошо знает и к которому достаточно привязана.
Дрессировщик и помощник направляются с собакой к месту проведения занятий. Затем дрессировщик остается с собакой, а помощник дает ей лакомство, отходит примерно на 50 м и начинает подзывать собаку к себе. Дрессировщик наблюдает за собакой и, как только она проявит стремление бежать к помощнику, подает команду «Вперед» и начинает двигаться вместе с ней, продолжая на ходу подавать команду и поощряя собаку восклицанием «Хорошо». При этом дрессировщик должен держать собаку на натянутом поводке и находиться позади нее. Помощник во время их движения продолжает подзывать собаку и, когда она подбежит, поощряет ее восклицанием «Хорошо» и лакомством. Затем это упражнение повторяют два-три раза, причем в каждом случае помощник отходит на большее расстояние. Постепенно у собаки устанавливается связь на команду «Вперед». Приучение к движению с подзывом необходимо чередовать с приучением к самостоятельному движению, иначе у собаки образуется нежелательная связь и она будет бежать только за человеком.
Отработку навыков движения вперед, поворотов и остановок можно начинать одновременно с приучением собаки к работе в упряжке. В этом случае хорошие результаты дает подражательный метод дрессировки. Например, приучая собаку тянуть нарты, ее запрягают в пару с хорошо подготовленной собакой. Можно также вслед за подготовленной упряжкой собак посылать упряжку обучаемых собак, но при этом нельзя забывать о возможности образования нежелательной связи — работать только за другой упряжкой. Применяя подражательный метод во время приучения собаки к буксировке лыжника, ее запрягают в пару с подготовленной собакой или проводят занятие рядом с собакой, хорошо усвоившей этот прием и буксирующей другого лыжника.
Приучая собак к остановкам, нужно делать их через разные промежутки времени и в разных местах.
После того как у собак, предназначенных для работы в одной упряжке, будет установлена связь на команды «Вперед», «Право», «Лево», «Стой», нужно приучать их тянуть нарты.
Собак для одной упряжки необходимо подбирать с таким расчетом, чтобы они были, по возможности, одинакового роста, веса и обладали примерно равной скоростью бега. В первую пару (от нарт) рекомендуется запрягать менее подготовленных собак, в голову — лучших собак, так как от подготовки головной пары (вожаков) зависит качество работы всей упряжки. Остальные собаки являются тягловой силой, их основная задача — тянуть нарты, останавливаться или изменять направление в зависимости от движения головной пары.
Рис. 44. Схема упряжки из пяти собак.
Вместо головной пары в качестве вожака можно запрягать также одну собаку.
В начале дрессировки собак следует запрягать по одной паре, затем по две пары и т. д. В процессе занятий необходимо выявить одну или двух собак для работы в качестве вожаков.
Учитывая, что при буксировке лыжника упряжка состоит всего лишь из одной собаки (максимум из двух), отработка навыков на все команды является обязательной. Поэтому собака, буксирующая лыжника, может быть использована в качестве вожака упряжки.
Занятия по дрессировке собак в упряжке лучше всего проводить вдвоем; особенно это необходимо, когда упряжка состоит из двух и более пар собак.
Перед тем как запрягать собак, к нартам крепят тягловый ремень (потяг), к которому пришивают железные кольца диаметром 3—4 см на расстоянии 80—90 см друг от друга. Количество колец зависит от того, сколько пар собак будет в упряжке. Потяг крепится к нартам так, чтобы первое кольцо находилось от них в 10—15 см. К каждому кольцу крепятся по два тягловых ремня шлеек, надеваемых на собак (рис. 44).
Чтобы собаки при работе не расходились в стороны, рекомендуется в начале дрессировки соединить их ошейники небольшим ремешком длиной 20—25 см. Как только собаки начнут правильно занимать в упряжке свои места, нужно прекратить использование этих ремешков, так как они не только стесняют свободное движение собак, но и мешают им меняться при необходимости местами, перебегая на ходу с одной стороны на другую.
Когда пара дрессируемых собак будет запряжена, помощник ставит их в правильное положение для начала пробега, а дрессировщик размещается на нартах. Чтобы в нужный момент он мог быстро соскочить с нарт, лучше всего вставать в нартах на колени или на одно левое колено, а правую ногу поставить на лыжу нарты.
По команде дрессировщика «Вперед» помощник отпускает собак. Если они тянут недружно, дрессировщик повторяет команду в угрожающей интонации, подкрепляя ее ударом хлыста. Хорошая работа собак поощряется восклицанием «Хорошо» вместе с повторной командой «Вперед».
Для облегчения работы собак первые занятия необходимо проводить на гладкой, наезженной дороге.
Когда собаки пробегут примерно 300 м, дрессировщик останавливает их командой «Стой» и одновременно затормаживает нарты, вставив остол[2]между передним копылом и лыжей. Затем он быстро подбегает к собакам и, повернув упряжку, после небольшого отдыха заставляет собак повторять пробег, но уже в обратном направлении.
Для отработки поворотов дрессировщик подает команду «Право» или «Лево», одновременно притормаживая нарты остолом, а помощник подбегает к вожаку (или головной паре собак) с той стороны, куда делается поворот, берет его за ошейник и, повторяя команду, направляет упряжку в нужную сторону.
Как только поворот будет сделан, дрессировщик поощряет собак восклицанием «Хорошо» и вновь подает команду «Вперед», а помощник на ходу осторожно садится на нарты.
Если одна из собак не выполняет команды, плохо тянет или вступает в драку, в качестве принуждения применяется болевой раздражитель — хлыст, причем принуждению должна предшествовать соответствующая команда. Силу удара хлыстом следует соразмерять, сообразуясь с индивидуальными особенностями собаки.
На последующих занятиях расстояние пробега нужно увеличивать и добавлять в упряжку новые пары. Если собак в упряжке будет больше четырех, то перед тем, как их запрягать, следует привязать нарты за задний конец к дереву или какому-нибудь предмету. Помощник в это время натягивает потяг и держит его за передний конец, а дрессировщик запрягает собак. Последним запрягают вожака или головную пару.
Расстояние пробега нужно увеличивать постепенно, учитывая физическое состояние собак. Это вырабатывает у них выносливость и способность к длительным пробегам.
При пробегах на дальние расстояния собак выпрягают из упряжки только для ночевок; во время коротких остановок они остаются в упряжи, при нартах, которые крепятся задним концом к какому-нибудь предмету; вытянутый потяг крепится так же.
Кормят ездовых собак один раз в сутки, через 1,5—2 часа после окончания пробега. Лучшим кормом является сырое мясо (1—1,5 кг на собаку), хорошо добавлять к корму хлеб. Жажду собаки утоляют снегом. На привалах им можно давать умеренную подкормку, — это разовьет у собак заинтересованность в работе.
С каждым годом собаководы-любители, члены клубов служебного собаководства ДОСААФ проявляют все больший интерес к ездовой службе собак. Они приучают своих питомцев буксировать лыжника и наряду с этим подготавливают упряжки собак, совершая многокилометровые пробеги.
Упряжка обычно комплектуется из четырех-пяти собак, запрягаемых в облегченные спортивные нарты, на которых свободно могут разместиться два человека с небольшим грузом. Нарты не сложно сделать самому.
Основанием нарт могут служить спортивные лыжи. Их передние концы распаривают в кипящей воде, загибают несколько больше обычного, связывают и оставляют для просушки.
В каждой лыже с верхней стороны выдалбливают по три квадратных гнезда для стоек (копылов). Глубина гнезда должна быть рассчитана так, чтобы лыжа не пробивалась насквозь.
Для одной нарты требуется шесть копылов — четырехугольных брусков длиной 33 см. Внизу они имеют шипы, которые вставляются в гнезда лыж; посредине с внутренней стороны расположены гнезда для перекладин, соединяющих лыжи; вверху снаружи делаются вырезы, на которые крепятся продольные бруски, скрепляющие копылы на каждой лыже.
Перекладины длиной 50 см, соединяющие лыжи, служат основанием для накладываемых на них досок; на этих досках размещаются люди и укладывается груз (толщина досок около 1 см).
К нартам крепятся три деревянные дуги (бараны). Продольный баран крепится к передним копылам, задний баран — к продольным брускам (сзади) — он является их продолжением; передний баран служит для привязывания потяга, он крепится между передними концами лыж и передними копылами.
Все части нарт связаны между собой сыромятными ремнями, которые крепко держат их и в то же время смягчают удары и толчки.
Порядок сборки нарт: 1) вставить копылы и связать их с лыжами; 2) вставить перекладины в гнезда копылов и связать их; 3) наложить на перекладины доски и связать их; 4) прикрепить продольный баран к передним копылам; 5) наложить продольные бруски на копылы и связать их; 6) связать задний баран с продольными брусками; 7) прикрепить передний баран к передним копылам и передним концам лыж; 8) плетенкой из сыромятных ремней скрепить с досками продольные бруски и задний баран.
Примечания:
Остол — метровая палка диаметром 3—4 см, имеющая на нижнем конце острый металлический наконечник длиной 18—20 см.