Принято к сведению и руководству в работе что это значит
Как правильно сообщить деловую информацию
«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 8
Как правильно сообщить деловую информацию
Стандартные аспекты делового письма используются в тексте исходя из практической необходимости, определенной таким понятием, как речевая ситуация. Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы (рис. 1).
Основные объективные факторы речевой ситуации
│Коммуникативные роли│ │ │Фактор адресата│
│Инициатор│ │Ответчик│ │ │Социальный│ │ Степень │
│Информирование│ │Поддержание отношений│ │ Воздействие │
Речевые цели связаны с необходимостью:
(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
(в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);
(г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.
Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги, композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.
│В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас привести в│
│соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 г. │
При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.
│Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее. │
│С удовольствием сообщаем Вам. │
│Требуем незамедлительно погасить задолженность. │
│Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич! │
В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется формула, включающая имя и отчество адресата:
│Уважаемый Владимир Егорович. │
│Уважаемая Марина Алексеевна! │
Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий, подробностей.
│Транспорт прибыл 21.01.1996. Просим подтвердить дату отправки и наличие│
│С уважением, Барабин Е.Л. │
Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.
Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет выбор лексических средств:
│Позвольте сообщить Вам. │
│Мы с удовольствием сообщаем Вам. │
│Примите к сведению. │
│Доводим до Вашего сведения. │
Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма в виде устойчивых формул ввода сообщения:
│Настоящим отвечаем на Ваше письмо за. от. │
│Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от. │
│Позвольте предложить Вам. │
│Прошу Вас выслать образцы материалов. │
Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:
1) повторение просьбы;
2) причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
3) констатация отказа или отклонения предложения.
│На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на учебники│
│сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и│
│Роскнигой в 1995 г. соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать│
│торговую наценку в размере 25% Главное управление образования не будет. │
В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:
│С нетерпением ждем Вашего письма. │
│Просим ответить по возможности скорее. │
│Просим ответить в двухнедельный срок. │
│Прошу отослать ответ обратной электронной почтой. │
Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:
Особенностью оформления письма-сообщения является выделение обращения. Как правило, это достигается двумя способами:
1) начальное предложение открывается словом «Сообщаю» («Сообщаем»);
2) при расположении внутри текста указание на характер письма выделяется прописными буквами или полужирным шрифтом (Сообщаем, сообщаю).
При этом в заголовок к тексту слово «сообщение», как правило, не выносится.
Структура письма-сообщения не всегда характеризуется четким разделением на абзацы. Объем текста в большинстве случаев составляет до половины машинописного листа. Возможны следующие варианты организации структуры послания:
3) развернутое изложение сути сообщения в одном-двух начальных абзацах и оценка (пояснение) автором значимости сообщенной информации для порядка и содержания деловой активности.
Письмо-сообщение в связи с намерением адресата пересмотреть
содержание действующего договора о сотрудничестве
│ торгового дома «Прайм» │
│ Многоуважаемый господин Иванов! │
│ В ответ на Ваше обращение сообщаю, что в настоящее время руководство│
│предприятия полагает нецелесообразным пересмотр порядка оплаты по│
│соглашению о поставках продукции и взаимных расчетах на 2008 г. Приглашаю│
│Вас вернуться к обсуждению этого вопроса при подготовке проекта│
│соглашения на 2009 г. │
│ Коммерческий директор фабрики «Русский трикотаж» │
Ответ на сообщение в связи с намерением адресата
пересмотреть содержание действующего договора
│ фабрики «Русский трикотаж» │
│ Глубокоуважаемая Оксана Станиславовна! │
│ Откликаясь на пожелание, выраженное Вами в предыдущем письме,│
│направляю в Ваш адрес проект соглашения о поставках продукции и взаимных│
│расчетах на 2009 г. │
│ Приложение: «Проект соглашения. » в электронном виде, на CD, инв.│
│N 700/1, только адресату, конфиденциально. │
│ С глубоким почтением, │
│ Генеральный менеджер торгового дома «Прайм» │
Письмо-сообщение в связи с представлением
плановой отчетной документации
│ Начальнику управления собственной безопасности │
│ Представляю предложения по совершенствованию системы информационной│
│безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г. │
│ Приложение: «Предложения. » в электронном виде, на CD, инв.│
│N СО/5432, только адресату, для ограниченного пользования. Подлежит│
│ Начальник филиала N 1 │
│ информационной безопасности филиала │
Ответ на сообщение в связи с представлением
плановой отчетной документации
│ Начальнику филиала N 1 компании «Драгметаллсбыт» │
│ Высылаю замечания к предложениям по совершенствованию системы│
│информационной безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г.│
│Предлагаю учесть их содержание при разработке плана по обеспечению│
│ 1. «Замечания. «, на 6 листах, только адресату, конфиденциально. │
│ 2. Образец оформления «Плана. «, на 2 листах, только адресату. │
│ Заместитель начальника управления │
│ собственной безопасности компании «Драгметаллсбыт» │
Для разработки писем-сообщений, как и для подготовки других видов деловой переписки, можно использовать фразы-клише и трафаретные формы (табл. 1). Появление трафаретных писем было связано с необходимостью решения однотипных проблемных ситуаций в производстве, на транспорте, в торговле. Тексты-аналоги, или типовые тексты, и трафаретные письма являются своеобразным итогом стандартизации языка делового письма.
Основные и вспомогательные формулировки, рекомендуемые
для разработки текстов писем-сообщений
│ А. Основные формулировки: │ Б. Вспомогательные формулировки: │
│- о (том-то и том-то). │- Направляем для использования │
│- об имевшем место. │в работе. │
│- об изменениях в. │- Высылаю для руководства │
│- о необходимости. │в повседневной деятельности. │
│- о фактах. │- Представляю во исполнение ваших │
│- о предпринятых нами мерах по. │указаний. │
│- о предварительных результатах. │- Доводим до сведения руководства │
│- о достижении окончательной │вашей компании. │
│договоренности с. │- К сведению вашего руководства │
│Представляю. │- Считаем своим долгом сообщить. │
│- сведения о. │- Полагаем необходимым направить │
│- проект (плана, программы). │в ваш адрес. │
│- предложения о. │- Имеем честь представить. │
│- перечень. │- Нам доставляет особое удовольствие│
│- материалы. │сообщить вам. │
│- отчет о. │- Мы исходим из настоятельной │
│- акт. │необходимости предоставить в ваше │
│ │- Я изыскал возможность для того, │
│Направляю. │чтобы незамедлительно выслать вам. │