Принцип законности что это

Статья 2.5. Принцип законности

Статья 2.5. Принцип законности

1. Никто не может быть подвергнут административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушений с учетом разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

2. Правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, должны быть сформулированы точно, ясно и недвусмысленно, в строгом соответствии с положениями Общей части настоящего Кодекса и с учетом положений федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности, правила поведения и запреты, за неисполнение, ненадлежащее исполнение и нарушение которых устанавливается административная ответственность.

3. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в строгом соответствии с настоящим Кодексом. Действия и решения суда, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, должны быть законными, обоснованными, а также мотивированными.

4. Применение уполномоченными на то судом, органом, должностным лицом административного наказания или мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах установленной в соответствии с законом компетенции указанных суда, органа, должностного лица.

5. Применение законодательства об административных правонарушениях по аналогии не допускается.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.

Принцип законности

Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.
Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов. Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.

Принцип единства

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.

Принцип централизации

Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).

Принцип независимости

Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.
Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование Закона о прокуратуре является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Членство представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов, что не исключает, однако, возможности ассоциативного (по согласованию) участия прокуроров в заседаниях таких структур, что на практике способствует более полному владению ими необходимой информацией, возможности высказать рациональные предложения по существу рассматриваемых вопросов.
Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность, что является важной гарантией независимости прокуроров. Как вмешательство следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованиями предоставить информацию, составляющую служебную или иную тайну, выполнить или не выполнять конкретные действия либо совершить их определенным образом попреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Пунктом 4 ст. 4 Закона о прокуратуре определено, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Еще одним аспектом конкретизации принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей и подлежит выполнению во внерабочее время.

Принцип гласности

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.). Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структуры России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.

Источник

Законность и ее принципы

Понятие и принципы законности

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Выделяют общие и специальные гарантии.

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

Источник

Понятие и принцип законности

Любой существующий на планете механизм действует согласно строгой системе, которая вырабатывалась годами или даже столетиями. В данном случае, под «механизмом» подразумеваются любые совокупности элементов, имеющие внутреннюю динамику. Подобным механизмом можно назвать государство. Эта своеобразная политико-правовая структура развивается, живёт, приходит в упадок, регулирует внутренние процессы, производит эти же процессы, взаимодействует с другими структурами. Таким образом, государство – это механизм, пусть даже в совершенно необычной форме.Принцип законности что это

Чтобы государство функционировало, должна существовать определённая система. В случае с политико-правовой структурой нет ничего лучше, чем право. Этот регулятор общественных отношений может направлять деятельность государства в нужное русло, но для этого необходим особый, правовой режим, который имеет распространённое название – «законность». Понятие, принципы, содержание этой специфической правовой категории будут рассмотрены в статье.

История возникновения понятия

Ещё со времён существования Шумерской цивилизации люди осознали тот факт, что стабильность в государстве может быть достигнута только путём создания общих правил, которые направляли бы любой вид общественных отношений в нужное русло. В процессе поиска древние юристы осознали, что лучше всего использовать некоторые нормы обычаев. Принцип законности что этоЕсли их узаконить, то при помощи подобных норм можно не просто управлять государством, но ещё и развивать его. Так появились «Законы царя Хаммурапи», в годы правления которого был создан монолит с детальным изложением всех законов древней Месопотамии. Принцип законности что этоТем не менее, для того чтобы законы соблюдались гражданами того или иного государства, нужен особый правовой режим, при помощи которого можно осуществить подобную реализацию норм права.

Институт законности

Законность – это специфический принцип действия национальных законов в отдельном государстве, однако, существуют и другие объяснения данного понятия. Содержание принципа законности состоит в том, что государство, в лице органов исполнительной, законодательной и судебной власти, функционирует на основе законов и подзаконных нормативных актах. При этом правовые нормы воспринимаются, как основной регулятор, постулат деятельности всех элементов государства. В этом случае, держава использует принцип законности в своей повсеместной деятельности, проще говоря, осуществляется реализация принципа законности. Но некоторые учёные рассматривают законность совершенно в другой плоскости. Они считают, что это не просто принцип, а правовой режим.

Законность как режим

Нужно осознавать факт того, что режим отличается от принципа во многом. Во-первых, режим является более широким понятием, чем принцип. Во-вторых, в состоянии режима государство находится, в то время как принципом оно пользуется во время осуществления определённой деятельности. Если рассматривать понятие в форме режима, тогда можно выделить основные принципы законности, которые влияют на деятельность и имплементацию данной правовой конструкции в повседневную жизнь. Следует также отметить роль граждан в теории режима законности. Именно на них возлагается обязанность поддерживать государственную атмосферу в рамках законности. Практически в любой стране мира, вне зависимости от формы правления или территориальной расположенности, действует режим законности в той или иной степени. Необходимо помнить, что законность нужно поддерживать, поэтому существуют основные принципы и гарантии реализации этого особого правового института.Принцип законности что это

Принципы режима законности

С развитием теоретико-правовых наук были собраны знания в сфере организации государственной деятельности. Работы многих учёных в области изучения режима законности принесли особые, бесценные плоды. При помощи всех собранных фактов, удалось выделить наиболее рациональные принципы действия режима законности. Нужно заметить, что принципы законности являются основополагающими «рычагами», благодаря которым эта правовая конструкция находится в постоянной динамике. Каждый принцип законности выражает определённый путь для дальнейшего развития режима. Существуют следующие принципы законности:

Следует понимать, что законность, понятие и принципы которой были даны выше, родилась в процессе детального изучения этого феномена. Многие учёные расходятся в понимании всех особенностей этого режима.

Принцип законности правосудия

Ранее мы уже указали, что в процессе своей деятельности некоторые органы могут использовать законность в качестве принципа функционирования. Это значит, что абсолютно все органы должны регламентировать свою деятельность исключительно нормативно-правовыми актами и ничем более. Лучше всего рассматривать действие принципа законности на примере системы правосудия. Эта ветка органов государства выделяется отдельно, дабы оградить влияние власти на систему правосудия в стране. Принцип законности что этоВ конституциях США, России, Украины прописан принцип законности правосудия. Он проявляется в том, что правосудие осуществляется только судами, деятельность которых регламентирована государством. Не допускается самосуд или же суд органов исполнительной власти. Если принцип законности правосудия функционирует, то в государстве не будет перевеса, например, исполнительной власти, а граждане смогут защищать свои права и свободы в государственных органах судебной власти.

Гарантии законности

Принципы и гарантии законности во многом схожи между собой. Различие можно увидеть только в конечном результате действия этих двух правовых категорий. Если принципы являются основополагающими исходные положения режима законности, то гарантии – это совокупность объективных и субъективных факторов, благодаря которым законность обеспечивается в государстве. Гарантии можно разделить на несколько видов, каждый из которых отличается источником возникновения. Выделяют два основных вида: общие гарантии и специальные.

Общие исходят из повсеместной жизни людей и основываются на деятельности экономической, политической, духовной и общественной систем. Если в каждой категории будет присутствовать свобода действий, основанная на национальном государстве, уважении к правовой системе, глубоком осмыслении общественностью негативности нарушения законности, то режим будет функционировать должным образом.Принцип законности что это

Специальные гарантии

Специальные гарантии законности – это средства юридического и организационного характера, предназначающиеся только для обеспечения реализации принципа законности. Выделяют следующие виды специальных гарантий:

Идея о формах законности

Некоторые учёные выделяют специфические структуры, которые, по их мнению, можно назвать «формами законности». Подобные формы являются совокупностью принципов и гарантий, посредством которых режим законности существует в государстве. Выделение той или иной формы происходит за счёт объединения схожих принципов и некоторых гарантий. На сегодняшний день выделяют следующие основные формы законности:

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели такой специфический режим, как законность. Понятие и принципы его деятельности можно включить в специальные формы. Основная задача режима – это обеспечение стабильной, основанной на праве деятельности государства в лице его основных органов.

Источник

Понятие и основные принципы законности

Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны.

Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

Верховенство Конституции и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов.

Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *