Принцип талиона что это

Принцип талиона

При́нцип талио́на (лат. lex talionis ) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Содержание

Виды и предназначение

По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.

Талион в истории права

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

Принцип талиона что это

В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа — фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).

Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, — при условии, что они не приводят к смертельному исходу, — должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19).

Принцип талиона в христианстве

Принцип талиона что это

Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Данная формулировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эти слова Иисуса порой неправомерно толкуются как критика Ветхого Завета и указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её. [источник не указан 335 дней]

Принцип талиона в исламе

Принцип талиона что это

Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки и т. п.

Ичкерия

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее [4] по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ [5]

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.

Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

Источник

Око за око, зуб за зуб

Принцип талиона (лат. lex talionis ) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Содержание

Виды и предназначение

По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.

Талион в истории права

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнийших известных формулировок этого принципа — фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (19:18).

Принцип талиона в христианстве

Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, что бы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Данная форумлировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эта поговорка Иисуса часто толкуется как критика Ветхого Завета, и зачастую воспринимается как указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.

Принцип талиона в исламе

Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки, за изнасилование преступнику предлагается жениться на жертве и т. п.

Ичкерия

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее [4] по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:

Принцип талиона в сатанизме

Написанный ЛаВеем сатанинский гимн содержит следующие строки [6] :

Furies from Hell are diving down!
“Lex Talionis” is their cry!

Напрямую с принципом талиона (представая в некотором роде его менее буквальным вариантом) [7] в сатанинском мировоззрении связан принцип активного противостояния врагам: «…если человек ударит тебя по одной щеке, СОКРУШИ его в другую! порази весь бок его, ибо самосохранение — высший закон!» («Сатанинская библия», 1969).

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.

Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

Источник

Правила морали: 6 принципов всех времен

Принцип талиона «око за око»

Первое моральное правило было сформулировано еще в Кодексе Хаммурапи до нашей эры и использовалось во всех священных книгах. Обсудим его в этой части.

Почему нам важно сегодня понимать разные моральные принципы?

🔪 Не убивай, не прелюбодействуй, не кради… А почему? Одни скажут: потому, что нельзя гневить Господа. Другие заметят, что дело не в вере, а в разуме — правильно человеку жить ради других. Третьи будут говорить о пользе, четвертые — о долге, пятые — о цели и средствах.

❓ Можно ли свести все множество нравственных норм к одному знаменателю, одной моральной аксиоме?

➡️ С одной стороны, да — мы видим в истории несколько довольно успешных попыток такой аксиоматизации. С другой стороны, нет — потому что каждая получившаяся аксиома весьма специфична, она несет на себе отпечаток соответствующей культуры, эпохи и представлений о смысле человеческой жизни. От века к веку эти представления меняются.

🧐 Бывает так, что люди заимствуют моральные принципы из глубокой древности, придают им статус освященных традицией заповедей. Но при этом, по сути, не понимают смысл этих заповедей.

🐴 Например, многие сегодня используют понятие «ложь во спасение», ссылаясь на Библию. Но мало кто знает, что эта крылатая фраза основана на недоразумении. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

👀 Правильно ли мы трактуем принцип «око за око»? Почему он вовсе не так кровожаден, как принято считать? И при чем здесь «бухгалтерия»?

🥇 Почему и на Востоке, и на Западе знают «золотое правило морали», но применяют его, в сущности, противоположным образом?

🤕 Что значит «подставь вторую щеку»? Это проявление силы или слабости? А может быть, это про силу слабости? Или про слабость силы?

🙌 Все знают про принцип «золотой середины» — но разве между любыми противоположностями будет правильным искать середину?

🔜 Эти и многие другие этические головоломки мы разберем в этом уроке. Попытаемся сравнить 6 великих моральных правил всех времен и народов, найти между ними принципиальные различия и неожиданные связи.

Рассмотрим первое моральное правило — принцип талиона.

«А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб». (8 век до н. э., Ветхий Завет, Исх.21: 23-25)

📜 Первая моральная аксиома. В доисторические времена все человеческие культуры, независимо друг от друга, пытались выработать универсальные аксиомы, с помощью которых можно было бы объяснить все правильные поступки и четко отделить их от неправильных. Люди пытались свести все моральные заповеди к одному, главному, фундаментальному принципу — моральной аксиоме. Первая попытка выразить всю мораль в одной аксиоме — принцип талиона.

🤝 Принцип талиона (лат. Lex taliōnis — закон равного) — принцип равного воздаяния, который можно отнести к разновидности моральных аксиом, которые оценивают последствия поступков и приравнивают эти последствия друг к другу. Этот принцип лежит в основе целого философско-правового направления — ретрибутивизма (от лат. retributio — возмездие), согласно которому смысл справедливости состоит в восстановлении нарушенного преступником равновесия.

Это очень простая попытка выразить всю мораль в одной аксиоме и вот почему 👇

🔹 В принципе талиона используется примитивная арифметика равенства.

🔹 Он оценивает не мотивы поступков, а только их последствия, а значит что-то важное в самих поступках может ускользнуть от этого принципа.

✖️ Определение справедливости через равенство кажется очень привлекательной идеей, но оказывается несовершенным. Мы находим критику справедливости как равенства еще у Аристотеля. Он утверждает, что воздавать равным за равное в ситуации, когда стороны не равны, будет несправедливо.

🚫 Когда стороны неравны, воздаяние равным за равное не дает справедливости. Рассмотрим пример. Одна из формулировок принципа талиона — «око за око». Если один человек выбил другому глаз, предполагается, что выбить ему глаз в ответ будет справедливо. Но как быть в случае, если обидчик уже одноглазый? Если лишить его второго оставшегося глаза, он совсем ослепнет. Получается, что формально мы воздаем равным за равное, но в действительности ответ несимметричен, мы нанесли больший вред обидчику, чем он нам.

🔜 Принцип талиона призывает нас уравнивать последствия, но связь последствий с самими поступками часто бывают косвенной. Как быть, если человек причинил другому вред по неосторожности? Принцип говорит, что ответить симметрично будет справедливо, но наша интуиция говорит, что это неправильно, грубо и не цивилизованно.

✝️ «Око за око» — это на самом деле человеколюбие. Христианские толкователи, например, святитель Иоанн Златоуст, обращали внимание на то, что кажущаяся жестокость ветхозаветной заповеди «око за око» на самом деле является человеколюбием:

🗣 «Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным».

Принцип талиона что это Принцип талиона что это

Давайте посмотрим на то, как принцип талиона менялся со временем.

📜 Первое упоминание — Кодекс Хаммурапи. Самое древнее из известных упоминаний принципа талиона можно найти в Кодексе царя Хаммурапи, который датируется 18 веком до нашей эры. Основной текст кодекса сохранился в виде клинописной надписи на аккадском языке на стеле, которая была обнаружена археологами в 1901 году при раскопках древнего города Сузы на территории Персии.

🗣 «Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость; если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб».

🧑‍⚖️ Соответствие меры воздаяния тяжести преступления. Основой талиона являлась потребность не стимулирования мести, а ее сдерживания. Он возникает как ограничивающий, запрещающий принцип. Данный закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести непосредственно со стороны потерпевшего. Речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления.

📖 Принцип талиона в русском праве. Идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

🌟 Эволюция принципа. По мере усложнения общества возникают расхождения между коллективной волей и индивидуальным выбором, внешними действиями и внутренними намерениями. Как результат, появляется возможность заменять месть выкупом, осуществляется переход от общинно-варварских форм организации жизни к государственно-цивилизованным. В ходе этих процессов принцип талиона расщепляется и трансформируется. С одной стороны, он перетекает в принцип неотвратимого уголовного наказания, пропорционального преступлению. С другой стороны, он растворяется в «золотом правиле морали» и замещается им.

Копия стелы с Кодексом Хаммурапи

Источник

Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе

В реалиях современного российского общества нередко возникает вопрос самосохранения личности не только в правовом смысле, но и в психологическом аспекте. В связи с миграцией населения происходит смешение культур Запада и Востока. Как следствие этих процессов, понятие морали в различных культурных средах становится не универсальной константой. Отсюда возникает проблема не только соблюдения моральных принципов, но и применения гражданских законов.

Непоследовательность и однобокость применения основных положений УК РФ в нынешних условиях порождает у отдельных слоев населения протестные настроения, плодом которых является возрождение архаичных решений конфликтных ситуаций и восстановление справедливости, отталкиваясь от такого института общественных отношений как «принцип талиона».

Принцип талиона (лат.lex talionis) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»)[1].

Начало своё он берёт в глубокой древности. В иудейских законах роль принципа талиона была весьма велика. Ветхий Завет (Тора) содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа. Фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27). Она повторённая также в Левите (24:19-20):Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб”[2].

Во время Нагорной проповеди, в той части, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. (Новый Завет Матфей, 5:38-39) [3].

В философии месть определяют как производное из первичной необходимости самообороны [8].

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут [1].

В постсоветских реалиях 90-х была предпринята попытка применить этот принцип [6] на практике в Чеченской Республики Ичкерия. В этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК [7], положения которого были скопированы [1] с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И. И. Киселёв, отмечал следующее: уголовный кодекс, который утвержден указом А.Масхадова в августе 1996 года, в подавляющем числе своих положений, противоречит даже провозглашённой Конституции Ичкерии. Согласно этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный как «око за око, зуб за зуб». Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести [4].

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ [10].

Месть – это неписанный, но и поныне действующий механизм регулирования межличностных отношений на Северном Кавказе, который преследуется законом, но сохранён как рудимент социального давления.

Важно также отметить, что, например, для дагестанцев месть, как и для большинства кавказских народов, является инструментом сдерживания и противовеса в традиционном обществе, а также одной из форм защиты. В обычном праве судебной системы горцев (адаты) месть была законодательной нормой, основанной также и на исламском праве (шариат), поэтому в дагестанском обществе веками месть не считалась преступлением или аморальным поступком.

Сегодня месть для личности является, в основном, не правовым решением проблемы, а нивелированием психологического напряжения в конкретной конфликтной ситуации, без учета последствий в развитии межличностных отношений.

Первопричиной проблемы является разрушение морально-нравственных принципов современного общества, следствием чего стало некорректная форма оправдания и наказания в общественных и в межнациональных отношениях, что повлекло за собой неясность в трактовке и применении статей УК РФ.

Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *