Принцип сравнительных преимуществ предполагает что

Принцип сравнительных преимуществ предполагает что

Знание основ макроэкономики позволяет менеджерам более глубоко и детально судить о состоянии рынка со стороны спроса и предложения. Это дает им дополнительные ресурсы и для прогнозирования важных макроэкономических событий, например резкого падения реального обменного курса, и для своевременной реакции.

Конечно, менеджеры могут добиться успеха, не понимая в полной мере сути макроэкономических показателей. Однако, включив их в арсенал управленческих приемов, они обретают дополнительный шанс обойти конкурентов — увидеть скрытые возможности, избежав ненужных (иногда дорогостоящих) ошибок.

В книге «Краткий курс макроэкономики» даны основные макроэкономические концепции с упором на основные принципы и взаимосвязи вместо математических формул и моделей. Цель — показать основы макроэкономики, базовые концепции, причем в доступной форме и одновременно научно.

Краткий очерк теории сравнительных преимуществ

Один из самых важных в экономической теории — принцип сравнительного преимущества, впервые сформулированный британским политэкономом Давидом Рикардо в 1817 г. Рикардо решил доказать колоссальную роль торговли как стимула роста мирового объема производства, а следовательно, потребления и уровня жизни.

Принцип сравнительных преимуществ предполагает что

На примере простой модели с участием лишь двух стран и двух видов товаров он показал, что каждая из стран, даже если одна из них имеет абсолютное преимущество в производительности труда по обоим товарам, выиграет от специализации на товаре, обеспечивающем большую производительность.

Вино и сукно

Например. В течение года Португалия способна произвести определенное количество вина (скажем, 8000 галлонов), наняв всего лишь 80 работников. Для производства такого же количества вина в Англии придется нанять 120 работников. Аналогично Португалия может произвести определенное количество сукна (например, 9000 ярдов) с участием лишь 90 работников — по сравнению со 100 работниками, привлекаемыми для производства такого же количества сукна в Англии.

Иными словами, производительность труда виноделов в Португалии составляет 100 галлонов вина, а ткачей — 100 ярдов сукна на одного работника в год. В Англии эти показатели составляют 66,67 галлона вина и 90 ярдов сукна на одного работника в год.

Принцип сравнительных преимуществ предполагает что

Если Португалия обладает преимуществом в производительности труда по обоим товарам, то с чего бы ей соглашаться на закупку вина или сукна в Англии?

Рикардо дал удивительный ответ: обе страны выиграют от взаимной торговли, если каждая из них будет специализироваться на товаре, в производстве которого имеет сравнительно более высокую производительность труда. В примере Рикардо, хотя у Португалии преимущество в производительности труда по обоим товарам, но по вину оно больше.

Рикардо сделал вывод: если каждая страна сосредоточилась бы на производстве только того продукта, по которому имеет сравнительное преимущество, — то есть Португалия производила бы только вино, а Англия только сукно, — а затем организовали бы торговлю друг с другом, то каждая страна могла бы потреблять больше вина и сукна, чем если бы производила оба товара самостоятельно.

Чтобы представить себе ситуацию более наглядно, предположим, что каждая страна располагает 1200 работниками, причем 700 из них занимаются изготовлением вина, а 500 — сукна. Значит, Португалия производит 70000 галлонов вина и 50000 ярдов сукна ежегодно, в то время как Англия производит 46667 галлонов вина и 45000 ярдов сукна. Однако если бы каждая страна заняла бы всех 1200 работников в производстве того товара, по которому имеет сравнительное преимущество в производительности, то Португалия произвела бы 120000 галлонов вина, а Англия — 108000 ярдов сукна. Далее, если бы они обменяли, скажем, 48000 галлонов вина на 55000 ярдов сукна, то Португалия получила бы в свое распоряжение 72000 галлонов вина и 55000 ярдов сукна, а Англия — 48000 галлонов вина и 53000 ярдов сукна.

Иными словами, обе страны получают в свое распоряжение большее количество обоих видов товаров в результате разделения труда и взаимной торговли. По сути дела, чтобы произвести такое количество товаров самостоятельно, Португалии потребовалось бы 1270, а Англии — 1309 работников — как если бы обе страны получили произведенный дополнительными работниками продукт бесплатно.

Принцип сравнительных преимуществ предполагает что

Теория в жизни

Лауреат Нобелевской премии экономист Пол Самуэльсон как-то заметил, что «это предельно упрощенная теория, но при всей упрощенности она дает наиболее верную картину. Политическая экономия сформулировала не так уж много столь же верных истин. Нация, пренебрегающая сравнительными преимуществами, заплатит высокую цену замедлением экономического роста и снижением жизненных стандартов».

Примечательно, что большинство из нас, включая тех, кто никогда не изучал теорию сравнительных преимуществ, в повседневной жизни обычно действуют в соответствии с ее принципами.

Например, возьмем инвестиционного банкира. Даже если он лучше красит дома, чем любой профессиональный маляр в городе, все равно ему наверняка хватит ума (с экономической точки зрения) сосредоточиться на инвестиционном банкинге и заплатить профессионалам за покраску своего дома, вместо того чтобы красить его самостоятельно.

Он поступает так потому, что его сравнительное преимущество касается инвестиционного банкинга, а не малярного дела. Трата на покраску дома времени, предназначенного для высокооплачиваемой профессиональной деятельности в сфере инвестиционного банкинга, обойдется банкиру довольно дорого, если учесть потерю заработка и соответственно продуктов, купленных на полученные деньги.

Иными словами, чтобы максимизировать объем производства, имеет смысл специализироваться на том виде деятельности, в котором у нас есть сравнительное преимущество, а все остальное приобретать.

Источник

Сравнительное преимущество

Что такое Сравнительное преимущество?

Закон сравнительного преимущества обычно приписывается английскому политическому экономисту Дэвиду Рикардо и его книге «О принципах политической экономии и налогообложения», написанной в 1817 году, хотя вполне вероятно, что наставник Рикардо, Джеймс Милл, был автором анализа.

Ключевые моменты

Понимание сравнительного преимущества

Ключ к пониманию сравнительных преимуществ – твердое понимание альтернативных издержек. Проще говоря, альтернативные издержки – это потенциальная выгода, которую кто-то теряет при выборе одного варианта по сравнению с другим.

В случае сравнительного преимущества альтернативные издержки (т. Е. Упущенная потенциальная выгода) для одной компании ниже, чем для другой. Компания с более низкими альтернативными издержками и, следовательно, с наименьшей потерянной потенциальной выгодой, обладает таким преимуществом.

Другой способ думать о сравнительных преимуществах – это лучший вариант с учетом компромисса. Если вы сравниваете два разных варианта, каждый из которых имеет компромисс (некоторые преимущества, а также некоторые недостатки), то вариант с лучшим общим пакетом – это вариант со сравнительным преимуществом.

Разнообразие навыков

Более широкий разрыв в альтернативных издержках позволяет увеличить производство стоимости за счет более эффективной организации рабочей силы. Чем больше разнообразие людей и их навыков, тем больше возможностей для выгодной торговли за счет сравнительных преимуществ.

В качестве примера возьмем такого известного спортсмена, как Майкл Джордан. Как известная звезда баскетбола и бейсбола Майкл Джордан – исключительный спортсмен, чьи физические возможности превосходят большинство других людей. Майкл Джордан, вероятно, смог бы, скажем, быстро покрасить свой дом, благодаря своим способностям, а также своему внушительному росту.

Гипотетически предположим, что Майкл Джордан мог красить свой дом за восемь часов. Однако за те же восемь часов он также мог принять участие в съемках телевизионного рекламного ролика, что принесло ему 50 000 долларов. А сосед Джордана Джо мог покрасить дом за 10 часов. В то же время он мог работать в ресторане быстрого питания и зарабатывать 100 долларов.

В этом примере у Джо есть сравнительное преимущество, хотя Майкл Джордан мог красить дом быстрее и лучше. Лучше всего было бы, если бы Майкл Джордан снял телевизионную рекламу и заплатил Джо за покраску своего дома. Пока Майкл Джордан получает ожидаемые 50 000 долларов, а Джо зарабатывает более 100 долларов, сделка является выигрышной. Благодаря разнообразию навыков Майкл Джордан и Джо, вероятно, сочли бы это лучшим вариантом для их взаимной выгоды.

Сравнительное преимущество против абсолютного преимущества

Краткая справка

Сравнительное преимущество является ключевым моментом в понимании того, что торговля все равно будет происходить, даже если одна страна имеет абсолютное преимущество по всем товарам.

Чтобы увидеть разницу, подумайте об адвокате и его секретаре. Поверенный лучше занимается предоставлением юридических услуг, чем секретарь, а также быстрее машинисткой и организатором. В этом случае адвокат имеет абсолютное преимущество как в предоставлении юридических услуг, так и в секретарской работе.

Тем не менее, они получают выгоду от торговли благодаря своим сравнительным преимуществам и недостаткам. Предположим, адвокат производит 175 долларов в час на юридических услугах и 25 долларов в час на секретарских обязанностях. Секретарь может заработать 0 долларов за юридические услуги и 20 долларов за секретарские обязанности в час. Здесь решающую роль играют альтернативные издержки.

Чтобы получить доход в размере 25 долларов от секретарской работы, поверенный должен потерять 175 долларов дохода из-за того, что не занимается юридической практикой. Их альтернативная стоимость секретарской работы высока. Им лучше, если они будут оказывать юридические услуги на час и нанимать секретаря, который печатает и организует работу. Секретарю гораздо лучше печатать и организовывать для поверенного; их альтернативные издержки низки. В этом их сравнительное преимущество.

Сравнительное преимущество против конкурентного преимущества

Конкурентное преимущество означает способность компании, экономики, страны или отдельного лица обеспечивать более высокую ценность для потребителей по сравнению с их конкурентами. Это похоже на сравнительное преимущество, но отличается от него.

Чтобы получить конкурентное преимущество перед другими в той же области или области, необходимо выполнить по крайней мере одно из трех: компания должна быть недорогим поставщиком своих товаров или услуг, она должна предлагать товары или услуги более высокого качества, чем его конкуренты, и / или он должен сосредоточиться на определенном сегменте потребительского пула.

Сравнительное преимущество в международной торговле

Давид Рикардо прекрасно показал, как Англия и Португалия выигрывают от специализации и торговли в соответствии со своими сравнительными преимуществами. В этом случае Португалия могла производить вино по низкой цене, в то время как Англия могла производить дешевую ткань. Рикардо предсказал, что каждая страна со временем осознает эти факты и прекратит попытки производить продукт, производство которого было бы более дорогостоящим.

Действительно, время шло, Англия перестала производить вино, а Португалия перестала производить ткани. Обе страны увидели, что им выгодно прекратить попытки производить эти предметы в домашних условиях и вместо этого торговать друг с другом для их приобретения.

Краткая справка

Сравнительное преимущество тесно связано со свободной торговлей, которая считается выгодной, тогда как тарифы тесно связаны с ограниченной торговлей и игрой с нулевой суммой.

Современный пример: сравнительное преимущество Китая над США заключается в дешевой рабочей силе. Китайские рабочие производят простые потребительские товары с гораздо более низкими альтернативными издержками. Сравнительное преимущество США заключается в специализированной капиталоемкой рабочей силе. Американские рабочие производят сложные товары или инвестиционные возможности при более низких альтернативных издержках. Специализация и торговля по этим направлениям приносит пользу каждому.

Теория сравнительных преимуществ помогает объяснить, почему протекционизм обычно не приносит успеха. Сторонники этого аналитического подхода считают, что страны, участвующие в международной торговле, уже постарались найти партнеров со сравнительными преимуществами.

Если страна отказывается от международного торгового соглашения, если правительство устанавливает тарифы и т. Д., Это может принести пользу на местном уровне в виде новых рабочих мест и производства. Однако это не долгосрочное решение торговой проблемы. В конце концов, эта страна окажется в невыгодном положении по сравнению со своими соседями: странами, которые уже были лучше способны производить эти товары с более низкими альтернативными издержками.

Критика сравнительного преимущества

Скажем, например, производители американской обуви понимают и соглашаются с аргументом о свободной торговле, но они также знают, что более дешевая иностранная обувь отрицательно скажется на их узких интересах. Даже если рабочие будут наиболее продуктивными, переключившись с производства обуви на производство компьютеров, никто в обувной промышленности не захочет потерять работу или увидеть снижение прибыли в краткосрочной перспективе.

Это желание побуждает сапожников лоббировать, скажем, специальные налоговые льготы на свою продукцию и / или дополнительные пошлины (или даже полный запрет) на иностранную обувь. Призывы спасти американские рабочие места и сохранить освященное веками американское ремесло предостаточно, хотя в конечном итоге такая протекционистская тактика сделает американских рабочих относительно менее производительными, а американских потребителей – относительно беднее.

Источник

Теория сравнительных преимуществ

Из Википедии — свободной энциклопедии

Тео́рия сравни́тельных преиму́ществ (англ. theory of comparative advantage ) — экономическая модель, сформулированная Давидом Рикардо в начале XIX века.

Давид Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ Адама Смита и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Исходя из тех же допущений, что и теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены (рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара).

Из этого следует, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

В данном видео я хотел бы вернуться к разнице между сравнительным и абсолютным преимуществами. В прошлом видео у Пэтти было сравнительное преимущество в производстве тарелок по отношению к Чарли, потому что альтернативная стоимость производства у неё была ниже. Она равнялась 1/3 чашки, у Чарли — 3. Вот почему для неё имело смысл заниматься тарелками. У Чарли, напротив, было сравнительное преимущество в производстве чашек, альтернативная стоимость его чашки равнялась 1/3 тарелки, а у Пэтти — 3. Поэтому Чарли производил чашки. Но такую ситуацию нельзя путать с абсолютным преимуществом. Абсолютное преимущество в производстве товара — это когда вы производите больше товара при равных затратах. Если бы у нас был лишь этот график, и мы не знали бы, сколько сотрудников у Чарли и Пэтти, каковы издержки производства 30 чашек или 30 тарелок в день, мы ничего не могли бы сказать об абсолютном преимуществе. Предположим, во всех данных сценариях затраты на производство равны. Если говорить о тарелках. Скажем, у обоих по одному сотруднику (возможно, это они сами), тогда при равных затратах на производство Пэтти может произвести больше тарелок, чем Чарли. Получается, у Пэтти есть абсолютное преимущество в производстве тарелок. Если при равных затратах Чарли может производить больше чашек, чем Пэтти, то абсолютное преимущество в чашках у него. Но он специализируется на них не из-за абсолютного преимущества. Мы даже не знаем, каковы были затраты. Может, абсолютного преимущества у него и нет. Может, Чарли нужно 100 человек, чтобы изготовить 30 чашек, а Пэтти может сделать 10 с одним сотрудником. В таком случае абсолютное преимущество было бы у Пэтти, но это не так очевидно. Чтобы разобраться, давайте рассмотрим сценарий, где Чарли удалось повысить производительность и получить абсолютное преимущество в обоих товарах. Мы всё равно увидим, что, пока у каждого есть сравнительное преимущество, специализация по-прежнему имеет смысл. Давайте рассмотрим такой сценарий. Чарли удалось улучшить показатели. Нарисуем небольшой график. По этой оси — чашки, а эта ось — тарелки. Чашки и тарелки. Здесь отметки: 10, 20, 30, 40. 10, 20, 30, 40. Допустим, у Пэтти изменений нет, и это её кривая производственных возможностей. Но у Чарли дела в корне изменились, значит, его кривая выглядит вот так. За день он может производить. Итак, за день он может производить. Мы предположим, что затраты на производство у них равны. При равных затратах за день он может изготовить 40 чашек, тогда как Пэтти лишь 10. Это абсолютное преимущество в чашках. Или же при равных затратах за день он мог бы изготовить 40 тарелок, а Пэтти всего лишь 30. Чарли вдруг получает абсолютное преимущество в обоих товарах. Но мы видим, что специализация всё равно имеет смысл, поскольку сравнительные преимущества отличны: альтернативная стоимость различна. Давайте разберёмся. У нас есть все данные по Пэтти. Перенесём их сюда. Впрочем, её данные мы можем найти тут, так что переносить не обязательно. Рассмотрим новые показатели Чарли. График Чарли. Это новая кривая для него. Возможно, он достиг таких невероятных показателей за счёт инвестиций или новых разработок. Какова альтернативная стоимость? Скажем, он производит 40 чашек. Какова альтернативная стоимость производства 40 тарелок? Чтобы произвести 40 тарелок, ему пришлось бы отказаться от чашек. Альтернативная стоимость 40 тарелок равнялась бы 40 чашкам. Можно разделить всё на 40, стоимость 1 тарелки равна стоимости 1 чашки. Очень простые вычисления: стоимость 1 тарелки равна стоимости 1 чашки. С учётом новых условий у Чарли теперь абсолютное преимущество в обоих товарах. При равных затратах он может производить больше. Важно помнить, что, говоря об абсолютном преимуществе, мы должны думать о том, каковы были затраты. Чья производительность выше? Рассмотрим сравнительное преимущество. Возьмём тарелки. Чья альтернативная стоимость производства ниже? У Пэтти нет изменений: альтернативная стоимость 1 тарелки равна 1/3 чашки. У Чарли альтернативная стоимость тарелок улучшилась, но всё ещё хуже, чем у Пэтти: тарелка обходится в 1 чашку. А Пэтти тарелка обходится в 1/3 чашки. Значит, сравнительное преимущество в тарелках сохранилось. Если брать альтернативную стоимость в чашках, то 1 тарелка обойдётся Чарли в 1 чашку. 1 тарелка обойдётся Чарли в 1 чашку. Так что дела обстоят несколько хуже, чем раньше, но мы увидим, что это к лучшему: его производительность в целом выше. Но альтернативная стоимость 1 чашки для него — тарелка, хотя раньше это была 1/3 тарелки. В предыдущем сценарии у него был, если можно так сказать, односторонний подход. Но стоимость производства чашки у него всё ещё ниже, чем у Пэтти. У неё альтернативная стоимость производства 1 чашки — 3 тарелки, а у Чарли — лишь 1. Сравнительное преимущество в чашках всё ещё у него. Чарли всё ещё стоит производить чашки, а Пэтти стоит изготавливать тарелки. Итак, Чарли стоит делать чашки, а Пэтти тарелки. Чтобы показать, что их общая производительность может быть ещё больше, чем КПВ Чарли, давайте рассмотрим процесс обмена между ними. Чарли специализируется на чашках, он производит по 40 чашек в день. Специализация Пэтти — тарелки, вот здесь. Давайте обозначим её другим цветом. Она будет здесь, производя по 30 тарелок в день. Как осуществить взаимовыгодный обмен? Любой обмен будет таковым, если они не хотят иметь только тарелки или чашки. Любая сделка, где цена ниже альтернативной стоимости, будет выгодной. Скажем, Пэтти находится здесь, производит лишь тарелки. Альтернативная стоимость чашки — 3 тарелки. Она заинтересована в сделке, только если цена ниже 3 тарелок за чашку, если вообще заинтересована. Ведь если ей придётся изготавливать чашки самой, то цена составит 3 тарелки. Скажем, Пэтти захочет обменять 1 чашку — извините, тарелку — или даже 2 тарелки на 1 чашку. Итак, Пэтти захочет обменять 2 тарелки на 1 чашку. Она захочет совершить обмен, потому что если бы ей пришлось делать чашки самой, то каждая обошлась бы ей в 3 тарелки. Каждая чашка обошлась бы ей в 3 тарелки. Поэтому она хочет обменять 2 тарелки на чашку. А что будет, если Чарли захочет обменять 2 тарелки на 1 чашку? У него есть все эти чашки, но сколько он должен будет отдать за тарелку? Ему приходится отдавать 1 чашку за 1 тарелку, а теперь ему придётся отдать 1 чашку за 2 тарелки или полчашки за тарелку. За 1 тарелку. В любом случае это ниже, чем альтернативная стоимость дополнительной самодельной тарелки. Ему тоже понравится такой сценарий: 2 тарелки за 1 чашку. Он захочет обменять чашку на 2 тарелки. У него могло быть 40 чашек, и он мог бы обменять одну из них. Давайте рассмотрим случай, когда он меняет 10 чашек. У него остаётся 20 чашек, а те 20 чашек, что он обменял. Вообще-то, это не подойдёт, ведь у Пэтти не хватит чашек. Скажем, он обменивает 10 чашек на 20 тарелок. Пусть будет так. Давайте это запишем. Чарли меняет 10 чашек на 20 тарелок. 10 чашек он меняет на 20 тарелок. Что будет при таком сценарии? При данном сценарии он окажется здесь, вне кривой, что было недостижимо, когда он работал, не выбирая специализацию, приносящую прибыль. Для него этот сценарий выгоден. Он получает то, чего в противном случае не мог бы получить. Если бы он торговал, то мог бы получить выгоду, но лишь до какого-то момента, ведь у Пэтти лишь 30 чашек. Он мог бы даже получить все её чашки и переместиться вдоль прямой вот сюда. Теперь тот же сценарий: Пэтти обменяла 20 тарелок на 10 чашек. Где окажется она? Она обменяла 20 тарелок, осталась с 20 тарелками, получила 10 чашек и оказывается вот здесь, вновь за пределами своей кривой возможностей. Так что для Пэтти ситуация тоже весьма выгодная.

Источник

Абсолютные и сравнительные преимущества

АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (absolute advantage)— пре­имущество, которым обладает страна, способная, используя дан­ный объём ресурсов, производить больше, чем другие страны, располагающие тем же количеством ресурсов. Это понятие можно проиллюстрировать на примере двух стран (А и В) и двух благ (X и У).

Рассмотрим физический выпуск благ X и У на данный рас­ход факторов:

Страна А может произвести либо 100Х, либо 100У; страна В при тех же затратах производит либо 180Х, либо 120У. Очевид­но, что производство страны В абсолютно более эффективно, чем производство страны А, так как страна В выпускает оба блага в большем количестве.

На первый взгляд торговля меж­ду этими странами лишена смысла. Однако целесообразность международной торговли определяется сравнительными пре­имуществами, а не абсолютными, поскольку, даже если стра­на В в состоянии произвести оба блага в большем объёме, она может извлечь выгоду из специализации на выпуске продук­та X, где она обладает большим преимуществом.

ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (theory of international trade) — часть экономической теории, посвященная иссле­дованию факторов, определяющих международную торговлю, специализацию и выгоды, получаемые от них.

Теория рассма­тривает способы влияния различий между странами (с точки зрения затрат производства и структуры спроса) на объём, про­дуктовую и территориальную структуру международной тор­говли, а также на размер и распределение выгод торговли.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (comparative advantage) — преимущество, которым обладает участвующая в международ­ной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны. Другое название — принцип сравнительных затрат. Эта кон­цепция иллюстрируется ниже для случая двух стран (А и Б) и двух товаров (X и У).

Одинаковый объём ресурсов в обеих странах позволяет им производить либо товар X, либо товар У. Из таблицы видно, что страна Б абсолютно более эффективна, чем страна А, так как она может произвести большее количество как товара X, так и товара У. Однако именно сравнительные преимущества, а не абсолютные преимущества определяют, выгодна торговля или нет.

Сравнительные преимущества возникают потому, что пре­дельные альтернативные затраты одного товара, выраженные в единицах другого товара, различны в разных странах (см. теория соотношения факторов производства хекшера —олина ).

В таблице показаны физический выпуск товаров X и У при данных затратах факторов производства и альтернативные за­траты производства X, выраженные в единицах У. Альтерна­тивные затраты производства дополнительной единицы X в стране А равны 1У, а в стране Б равны 2 / 3У. Альтернативные затраты производства дополнительной единицы У в стране А равны IX, а в стране Б равны 1 1 / 2Х.

Соотношение альтернативных затрат

Страна Б имеет сравнительное преимущество в производ­стве товара X, так как она в состоянии произвести его с мень­шими затратами факторов производства, чем страна А, ведь аль­тернативные издержки производства дополнительной едини­цы товара X составляют лишь 2 /зY в стране Б, тогда как в стране А они равны 1У.

Зато страна А имеет сравнительное преимущество в произ­водстве товара Y, так как она способна производить его с мень­шими относительными затратами факторов производства, чем страна Б: альтернативные затраты производства дополнитель­ной единицы товара Y равны всего лишь 1X, тогда как в стра­не Б они составляют 1 1 / 2 Х .

Поэтому обе страны повышают своё экономическое благосо­стояние в том случае, если они специализируются (см. специа­лизация) на выпуске того товара, в производстве которого они имеют сравнительное преимущество (см. выгоды торговли как иллюстрацию этого важного положения). Величина выгод от торговли для каждой из стран будет зависеть от реальных усло­вий торговли, при которых они согласны обмениваться товара­ми X и У.

Основная посылка данной концепции заключается в том, что объём факторов производства, а отсюда и сравнительные пре­имущества, «фиксированы». Однако в динамике сравнительные преимущества могут значительно изменяться. К этим измене­ниям могут привести многие обстоятельства, в частности:

(а) реализация правительством страны структурных про­грамм, приводящих к перераспределению ресурсов. Например, страна, которая, на первый взгляд, обладает сравнительным пре­имуществом в предложении первичных продуктов (вроде хлоп­ка и пшеницы), может, несмотря на это, отказаться от них или сместить акценты в экономическом развитии, осуществив ин­дустриализацию и получив сравнительное преимущество в про­изводстве промышленных товаров с высокой добавленной стои­мостью;

(б) перелив капитала между странами, передача технологий и перемещение производства транснациональными компания­ми. Например, Малайзия получила сравнительное преимуще­ство в производстве натурального каучука лишь после того, как британские предприниматели создали там плантации каучу­ковых деревьев, вложив в них свои средства.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) — форма разделения труда, при которой каждый индивид или фирма концентрирует свои производственные усилия на одном или ограниченном числе видов деятельности. Если индивид специализируется на одной работе, то он, вероятно, добьётся гораздо большей эффектив­ности, чем при попытке быть мастером на все руки. Специа­лист может сконцентрироваться на работе, которую он лучше всего выполняет: знание предмета деятельности и повторение одних и тех же рабочих операций повышают профессиональ­ную квалификацию. Кроме того, не теряется время при перехо­де от одной работы к другой. По этим причинам произво­дительность работника благодаря специализации становится выше.

На макроуровне специализация позволяет экономической системе использовать ограниченные ресурсы более эффективно и вследствие этого производить и потреблять большее количе­ство товаров и услуг, чем при отсутствии специализации.

Этот фундаментальный принцип можно проиллюстрировать, ради простоты полагая, что в экономике действуют всего два человека, А и Б, которые производят и потребляют только два блага, X и У. Допустим, что А имеет границу производственных возможностей, представленную на рис. 118 отрезком между точками (12, 0) и (0, 6). Таким образом, для А производство X вдвое эффективнее, чем производство У (коэффициент альтерна­тивных затрат ∆У/∆Х равен 1/2). Допустим, что он желает потреблять блага в одинаковых количествах. В таком случае он выберет точку А pc = (4, 4) на границе производственных возмож­ностей.

Для В, наоборот, границей производственных возможностей служит отрезок от (6, 0) до (0, 12). Продукт У он производит вдвое эффективнее, чем продукт X (коэффициент альтернатив­ных затрат равен 2). Допустим, что он также желает потреблять блага в одинаковых количествах и выбирает точку В рс = (4, 4) на своей границе производственных возможностей.

Теперь предположим, что между А и В возможен обмен и каждый из них может специализироваться на производстве того блага, которое он производит более эффективно. На рис. 118в представлена граница производственных возможностей новой производственной системы. Теперь А может произвести 12 еди­ниц блага X, а В — 12 единиц блага У, и каждый из них может потреблять по 6 единиц каждого из благ (ранее недоступные точки А с на рис. 118а и В с на рис. 1186).

Таким образом, специализация приводит: (а) к выигрышу в производстве , так как теперь производится 12 единиц каждого блага, а не 8, как было до специализации, и (б) к выигрышу в потреблении , так как в результате специализации и обмена А и В могут потреблять теперь большее количество обоих благ. Так, А потребляет 6 единиц блага X, которые он сам произвёл, и обменивает оставшиеся 6 единиц X на 6 единиц блага У. По­добно этому, В потребляет 6 единиц блага У, которые он про­извел, а остальные 6 единиц блага У обменивает на равное ко­личество блага X.

РИКАРДО, ДАВИД (1772-1823) (Ricardo, David) — английский экономист, который в своем главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества (трудовая теория ценности). Рикардо предполагал, что какой бы ни была процветающей экономика, заработная плата никогда не поднимется выше стоимости средств существования. Если рабочие становятся более обеспеченными, они имеют больше детей, и после того, как эти дети вырастают, это дополнительное предложение труда понижает заработную плату («железный закон заработной платы»).

Рикардо считал, что капиталисты также много не выигрывают от экономического прогресса, так как конкуренция снижает цены их продуктов и выплата заработной платы урезает их прибыль. Он рассматривал землевладельцев в качестве единственных пожинателей плодов экономического прогресса, так как в условиях ограниченного количества плодородной земли и растущего населения, которое необходимо накормить, доход землевладельцев в виде ренты будет увеличиваться, а ценность их земли будет расти. Растущая рента увеличивает затраты на производство продуктов питания, и рабочие для приобретения этих продуктов нуждаются в большей заработной плате, которая уничтожает прибыль капиталистов. Теория Рикардо использовалась нарождающимся промышленным классом в борьбе за свободную торговлю и уничтожение высоких тарифов на импортируемое зерно, чтобы снизить цену продовольствия и заработную плату.

ТЕОРИЯ ПОДОБИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (preference/similarity theory) — объяснение международной торговли промышленными изделиями, в основе которого лежит потребительский спрос на разнообразие товаров. Примером может служить экспорт автомобилей из Великобритании с одновременным импортом автомобилей из Германии в Великобританию.

Теория постулирует, что отечественные производители специализируются в производстве продуктов, пользующихся спросом у большинства отечественных потребителей, но они также способны поставлять свою продукцию в другие страны, где она пользуется спросом у меньшего количества потребителей. С другой стороны, спрос на те продукты, которые требуются меньшинству потребителей страны, может быть вполне удовлетворён импортом из тех стран, в которых на эти изделия предъявляет спрос большинство потребителей. Так как класс товаров, пользующихся спросом, зависит от уровня дохода на душу населения, большая часть обменов промышленными изделиями происходит между странами со сходной отраслевой структурой, каждая из которых экспортирует и импортирует в основном схожие товары. Разнообразие готовых изделий, доступных потребителям, благодаря торговле увеличивается, и выгоды, получаемые от торговли, растут, но не из-за снижения цен, как предполагается теорией сравнительного преимущества, а вследствие расширения свободы потребительского выбора.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (intra-industry specialization) — специализация различных фирм на определённых продуктах внутри одной отрасли (см. специализация ). Например, в текстильной промышленности одна фирма может специализироваться в производстве дорогих мохеровых костюмов, а другая — в производстве дешёвой рабочей одежды. Специализация даёт возможность обеим фирмам использовать экономию от масштаба в производстве, понижая таким образом цены, и удовлетворять потребительский спрос на большое разнообразие продуктов.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ТОРГОВЛЯ (intra-industry trade) — ситуация, когда фирмы действуют внутри одной отрасли, но в разных странах, специализируясь на производстве (см. специализация ) определённых продуктов и участвуя в международной торговле. Например, в текстильной промышленности британская фирма может специализироваться в производстве и экспорте дорогих мохеровых костюмов, в то время как другая фирма на Тайване может специализироваться на производстве и экспорте дешёвой рабочей одежды. Таким образом, Великобритания может экспортировать текстильную продукцию на Тайвань и в то же время импортировать текстильную продукцию из Тайваня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *