Принцип означает что информация должна полностью отражать хозяйственные процессы на предприятии
Основные типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это…
Хозяйственная операция в бухгалтерском учете — это фиксирование фактов хозяйственной жизни предприятия. Отражение хозяйственных операций оказывает постоянное влияние на баланс активов и пассивов предприятия. Но ни одна хозяйственная операция не может нарушить его. Все фиксации деятельности происходят на основании первичных документов, заполненных в установленном порядке. Они и подтверждают факт совершенных операций.
Хозяйственные операции являются частью хозяйственного учета. Что собой представляет хозяйственный учет, читайте в статье «Хозяйственный учет — это. ».
Документирование хозяйственных операций и ведение бухучета
Важным элементом бухгалтерского учета является документирование. Его применяет каждое предприятие для наблюдения за своей хозяйственной деятельностью и первичного контроля. Документирование состоит из упорядоченного сбора первичных документов. Это является начальным этапом учета.
Первичный документ составляется в момент совершения той или иной хозяйственной операции. Существуют формы документов, которые утверждаются только законодательно, но основная масса — такие, которые может утвердить само предприятие. Каждый такой документ имеет юридическую силу и устанавливает ответственных за выполнение той или иной хозяйственной операции. Недопустимо принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются несуществующие, мнимые сделки (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Только наличие правильно оформленных первичных документов поможет предприятию отстаивать свои интересы в суде или гарантировать сохранность своего имущества. Правильное документирование хозяйственных операций можно использовать для объективного анализа результатов работы предприятия как его собственниками, так и налоговыми органами.
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
После того как первичные документы собраны и проверены, они фиксируются на счетах бухгалтерского учета в хронологическом порядке. Каждое событие финансово-хозяйственной деятельности имеет двойственный характер. Суть этой двойственности сводится к тому, что при записи одного события используется 2 счета бухучета, которые указывают на состав, место размещения имущества и источники его образования.
Как правильно отражать хозяйственные операции с использованием двойных записей, читайте в статье «Понятие и сущность двойной записи в бухгалтерском учете».
Связь этих счетов называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.
Отражение операций с использованием корреспонденции счетов называют бухгалтерской проводкой.
Подробнее о том, какие бывают проводки, читайте в статье «Основные проводки по бухучету — примеры».
Также рекомендуем справочник «16 700 БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ», который вы найдете в КонсультантПлюс, если получите бесплатный пробный доступ к системе.
Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете — примеры
Хозяйственные операции разделяют на 4 типа. Все они оказывают влияние на баланс, при этом равенство баланса не нарушается.
На расчетный счет ООО «Звезда» были перечислены денежные средства в размере 5 000 рублей в счет оплаты за полученный товар.
Проводка: Дт 51 Кт 62 — 5 000.
В результате такой операции валюта баланса осталась неизменной, изменения произошли только в статьях актива баланса. Статья «Расчетный счет» увеличилась на 5 000 рублей, а статья «Расчеты с покупателями и заказчиками» уменьшилась на эту же сумму.
ООО «Звезда» в конце отчетного периода получило прибыль. Участники общества решили рассчитать и начислить дивиденды в размере 10 000 руб.
Проводка: Дт 84 Кт 75 — 10 000.
В результате валюта баланса опять остается неизменной, а вот статьи пассива баланса изменились. Статья «Расчеты с учредителями» увеличилась, статья «Нераспределенная прибыль» уменьшилась на 10 000 руб.
На склад ООО «Звезда» поступили товары от поставщика ООО «Розмарин» на сумму 3 000 руб.
Проводка: Дт 41 Кт 60 — 3 000.
Результатом будет увеличение валюты баланса, т. к. в данном случае изменения произошли в обеих частях баланса (в активе и пассиве). Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Товары» были увеличены на 3 000 руб.
После того как товар был поставлен на склад, ООО «Звезда» произвела перевод денежных средств на расчетный счет ООО «Розмарин» в сумме 3 000 руб.
Проводка: Дт 60 Кт 51 — 3 000.
В результате валюта баланса снова изменилась, только в сторону уменьшения. Изменения произошли и в активе, и в пассиве баланса. Статья пассива «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и статья актива «Расчетный счет» уменьшились на 3 000 руб.
Итоги
Важно помнить, что каждая совершенная хозяйственная операция должна пройти путь от подтверждения ее первичным документом до отнесения к одному из 4 типов операций и получить свое отражение на счетах бухучета. Ни одна из операций при правильном ее оформлении не может нарушить равенство баланса.
Определение хозяйственного учета
Что понимается под учетным измерителем: понятие и его виды
Учетные измерители — единицы измерения хозяйственных фактов, явлений и процессов, необходимые для их отражения в учете. С помощью измерителей выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия.
Существуют три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Натуральные измерители, такие как кг, м, шт., кв. м, необходимы для количественного отражения объектов учета: готовой продукции, штата, материалов и пр. в единицах длины, массы, объема, счета. Они нужны для надзора за сохранностью ценностей, объемом заготовления, производства и реализации, для анализа отчетных показателей.
С помощью таких трудовых измерителей, как человеко-час, человеко-день, можно определить затраченный труд и измерить его в единицах рабочего времени. Данный вид измерителей используют одновременно с натуральными. На их основе устанавливаются различные нормативы, рассчитывается зарплата, определяется производительность труда.
Денежные измерители — центральные и обобщающие измерители учета, т. к. этот вид измерителей позволяет выразить все хозяйственные явления и процессы в денежном эквиваленте. На их основании определяется стоимость имущества, себестоимость продукции, производятся расчетные процедуры, составляются баланс и отчеты.
Что представляют собой виды хозяйственного учета
Управление предприятием невозможно без учета хозяйственного деятельности, который включает в себя: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый учет. При этом бухгалтерский учет состоит из финансового (для внешних пользователей) и управленческого (для внутренних целей). Остановимся на каждой из составляющих подробнее.
Оперативный учет
Необходим для быстрого получения информации по отдельным этапам хозяйственной деятельности. Оперативный учет помогает своевременно принимать управленческие решения по возникающим ситуациям в хозяйственной деятельности, повышает эффективность работы всех служб предприятия.
Оперативный учет осуществляется на местах производства (выполнения работ, оказания услуг): учет выработки, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, учет на складах (наличие запасов), учет данных по сотрудникам (прием, увольнение) и т. п.
Оперативный учет выполняет задачи каждодневного аккумулирования данных по всей деятельности предприятия для своевременного реагирования на возникающие вопросы, которые требуют неотлагательного решения.
1. Данные по объему выпуска продукции за месяц в случае необходимости помогают принять решение по изменению технологии производства.
2. Учет расходования сырья и выявленные отклонения от норм помогают контролировать его сохранность и использование.
Таким образом, целью оперативного учета является возможность своевременно реагировать на отклонения от принятых нормативов, выявление скрытых резервов, контроль производственных затрат.
Бухгалтерский (финансовый) учет
Бухгалтерский учет подразумевает под собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании первичных документов в различных измерителях.
В бухгалтерском учете ведется учет всех без исключения свершившихся и документально оформленных фактов, называемых хозяйственными операциями. Таким образом, раскрывается особенность сплошного отражения деятельности предприятия.
Принцип непрерывности характеризуется в постоянном наблюдении и записи операций в документах.
Особенность взаимосвязанного отображения означает отражение в учете любой хозяйственной операции как одновременное изменение двух или более взаимосвязанных объектов. Например, выплата зарплаты из кассы уменьшает задолженность предприятия перед сотрудниками и средства в кассе.
Этим бухгалтерский учет отличается от других видов учета и повышает его роль и значение в общей системе учета.
Какими нормативными актами регламентирован бухгалтерский учет, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Рекомендации по совершенствованию ведения бухучета вы получите в статье «Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии».
Управленческий учет
Управленческий учет представляет собой наблюдение, измерение, регистрацию и документальное оформление операций производственно-хозяйственной деятельности.
Он необходим на каждом этапе деятельности предприятия.
Управленческий учет помогает принимать решения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия, что способствует росту его конкурентоспособности.
Методы управленческого учета: планирование, нормирование, анализ, организация управления.
Объектами управленческого учета являются: ресурсы, структурные подразделения, внутренние бизнес-процессы, количественные и качественные показатели.
Получить исчерпывающую информацию о методах и принципах данного вида учета вы сможете в материале «Что является объектами управленческого учета (перечень)?».
Управленческий учет в отличие от обязательного финансового ведется по желанию компании.
Разобраться в отличительных признаках бухгалтерского и управленческого учета поможет статья «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Налоговый учет
Полнота, своевременность начисления и уплаты налогов и сборов являются одними из важнейших задач бухгалтерской службы предприятия.
Общие принципы построения налоговой системы в РФ устанавливает Налоговый кодекс. В нем указан перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, ставки, объекты налогообложения, а также размеры финансовых санкций за неисполнение налогового законодательства.
Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.
Как вести регистры налогового учета? Ответ на этот вопрос есть в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Статистический учет
Целью данного вида учета является наблюдение за экономическими и социальными процессами общественной жизни, сбор информации о ценах, объемах производства, прочих данных и, как следствие, формирование прогноза социально-экономического развития общества.
Методы статистического учета: наблюдение и регистрация, перепись, использование данных оперативного и бухгалтерского учета. Обязанности по ведению статистического учета возложены на бухгалтерию предприятия.
Данные статистического учета используются не только предприятием, но и внешними органами управления отраслью и народным хозяйством.
Итоги
Совокупность применения всех видов учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют предприятию осуществлять эффективную деятельность, не допуская непроизводительных затрат, потерь от брака, изыскивать резервы производства, снижать себестоимость, увеличивать прибыль.
Информация в бухучете: основные пользователи
Пользователей информации бухгалтерского учета можно классифицировать на несколько основных категорий:
1. Внутрикорпоративные (руководители, менеджеры, бухгалтеры, сотрудники финансовых ведомств, работники иных специализаций).
2. Внешние частные субъекты (кредиторы, инвесторы, аудиторы, партнеры, контрагенты).
3. Государственные организации (ФНС, Росстат).
Рассмотрим, какие источники данных могут интересовать ту или иную категорию пользователей информации по бухучету. Но прежде полезно будет рассмотреть, каким образом формируется соответствующая информация.
Формирование информации в бухгалтерском учете
Бухучет — это система сбора, фиксации и систематизации сведений об имуществе фирмы, ее обязательствах, а также их движении, функционирующая за счет непрерывного учета различных хозяйственных операций. В процессе бухучета формируется совокупность документов, отражающих соответствующие хозяйственные операции, а также их результаты.
Следует различать документы, которые относятся:
В статье мы рассмотрим специфику и тех и других.
Формирование обоих типов источников осуществляется с учетом особых законодательных норм. Собирательное название данных норм — российские стандарты бухучета, или РСБУ. Они представлены:
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ряд ПБУ утратит силу. Им на смену придут новые ФСБУ.
Какие именно стандарты изменятся и какие изменения нужно учесть при составлении учетной политики на 2022 год, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получте пробный демо-доступ бесплатно.
При этом значительная часть норм, утвержденных современными источниками РСБУ, в достаточной мере приближена к международным стандартам финотчетности (МФСО).
Изучим, какими источниками могут быть представлены документы бухгалтерского учета и отчетности.
Источники информации бухгалтерского учета
Основными источниками информации бухучета, установленными РСБУ, являются:
Какие существуют регистры бухучета и какие реквизиты для них обязательны, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Главное назначение первичного документа — отражение того или иного факта хозяйственной жизни фирмы (например, поставки или оплаты товара, оказания или получения услуги). Первичка может быть представлена в огромном перечне разновидностей. Законом установлен следующий порядок ее введения в документооборот: необходимо утверждать формы используемых первичных документов в локальном нормативном акте фирмы — учетной политике (п. 4 ПБУ 21/2008).
Многие организации предпочитают использовать унифицированные формы первичных документов — те, что утверждены государственными ведомствами, чаще всего — Госкомстатом. До 2013 года это было обязательно, сейчас — по желанию фирмы. Но на практике отказ от использования унифицированных форм — редкость по причине того, что они удобны и привычны для многих бухгалтеров.
Регистры также могут быть представлены в документообороте фирмы в самом широком спектре. Например, есть регистры, в которых отражаются бухгалтерские проводки, а есть те, в которых фиксируется содержание отдельных хозяйственных операций. Перечень регистров, используемых в фирме, также утверждается в ее учетной политике — в данном случае соответствующий порядок установлен законодательно.
Бухгалтерский учет практически всегда предполагает отражение хозяйственных операций на отдельных счетах — в виде проводок. Перечень данных счетов утвержден законодательно — отмеченным выше приказом Минфина № 94н. Но фирма также должна сформировать и рабочий план бухучета (в соответствии с требованиями ПБУ 1/2008) на основе того, что составлен государством. Рабочий план опять же утверждается в учетной политике компании.
Пользователи источников бухучета
Пользователями информации бухгалтерского учета могут быть:
В рамках налоговых проверок инспекторы ФНС вправе запрашивать у фирм любые источники, необходимые для осуществления контроля над исполнением проверяемой организацией норм законодательства о налогах и сборах. К таким источникам, прежде всего, относятся документы бухучета — первичка, регистры.
2. Внутренние подразделения фирмы.
Внутренние структуры компании могут задействовать различные источники бухучета в целях оптимизации процедур управления капиталом, фондами, активами компании, улучшения инфраструктуры оборота финансовых документов, анализа хозяйственных показателей.
3. Внешние консультанты, эксперты.
Данные пользователи информации бухгалтерского учета могут запрашивать у компании те или иные источники бухучета в целях анализа качества их составления и ведения — многие фирмы заказывают соответствующие услуги. Данные источники впоследствии задействуются для формирования документов, относящихся уже к бухгалтерской отчетности. Отсутствие ошибок в первичке и регистрах предопределяет корректность составления бухгалтерского баланса и иных отчетных документов.
Рассмотрим подробнее специфику документов, которые составляют бухгалтерскую отчетность, формируемую на основе сведений бухучета.
Источники бухгалтерской отчетности
Основными источниками бухгалтерской отчетности, установленными РСБУ, принято считать:
Данные источники могут дополняться различными пояснениями. В предусмотренных законом случаях бухгалтерская отчетность может включать аудиторские заключения.
Сведения, отражаемые в источниках бухгалтерской отчетности, извлекаются из первичных документов и регистров бухучета, которые соответствуют установленным критериям подлинности.
Каким образом используются данные бухгалтерской отчетности?
Пользователями информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности, могут быть:
1. ФНС, Росстат и другие государственные ведомства.
Госструктуры в данном случае будет интересовать:
2. Менеджмент фирмы, собственники, акционеры.
Их соответствующие сведения могут интересовать в целях:
3. Кредиторы и инвесторы фирмы.
Сведения, собираемые в рамках бухгалтерской отчетности, будут им интересны как источник данных о финансовом состоянии компании при принятии решений о ее кредитовании или инвестировании в бизнес.
На основе главным образом бухгалтерской отчетности аудиторы компании делают заключения о финансовом состоянии организации, эффективности управления бизнесом и иных значимых результатах деятельности фирмы.
Итоги
Бухгалтерский учет, а также связанная с ним отчетность — процедуры, предполагающие формирование документов, в которых содержатся сведения, способные пригодиться широкому кругу субъектов. Это могут быть как внутрикорпоративные структуры, так и внешние субъекты — включая государственные надзорные органы.
Ознакомиться с иными полезными сведениями о бухгалтерском учете вы можете в статьях:
Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета
То, насколько успешна организация, во многом зависит от грамотности ведения бухгалтерского учета, для обеспечения которой необходимо точно соблюдать все общепринятые принципы бухгалтерского учета. Существует следующая классификация принципов бухучета:
Начисление является одним из основных принципов бухгалтерского учета, на базе которого составляются финансовые отчеты. Он гласит, что все доходы и расходы должны учитываться (отражаться) по мере завершения хозяйственной операции, а не тогда, когда произойдет оплата. То есть, если денежные средства заработаны, это нужно отразить в финансовом отчете, не дожидаясь момента их поступления.
Непрерывность – это один из основных принципов бухучета, по которому предполагается, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем и что у него нет намерения или необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности.
Понятность подразумевает доступность предоставляемой информации для пользователя. Этот принцип построения бухгалтерского учета стандартизирует возможные формы записи хозяйственных операций.
Значимость является одним из общих принципов бухгалтерского учета. Он утверждает необходимость учета только значимой информации для того, чтобы потребности пользователей были полностью удовлетворены в процессе принятия решений, а также в момент анализа и оценки событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.
Существенность принципиально отличается от значимости тем, что пропуск подобной информации или неверное ее представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Этот принцип ведения бухгалтерского учета характеризует ценность информации, отраженной в учете.
Достоверность является основным принципом ведения бухгалтерского учета. Информация, не содержащая существенной ошибки или предвзятости, считается достоверной.
Объективность и беспристрастность относятся не только к принципам, но и основам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции должны быть отражены в финансовом отчете, зарегистрированы на каждом этапе хозяйственной деятельности, а также подтверждены оправдательными документами.
Нейтральность – один из общих принципов организации бухгалтерского учета, обязывающий применять к вносимой в финансовый отчет информации непредвзятость, что позволяет характеризовать отраженную там информацию как надежную.
Осмотрительность предполагает некоторую предосторожность при принятии решений, необходимых при расчетах в условиях неопределенности. При пренебрежении данным принципом бухучета и отчетности велика вероятность переоценить активы и доход (возможности) либо недооценить расходы (потребности).
Завершенность определяет логическую полноту и достаточность указанных данных. По данному правилу бухгалтерского учета информация считается достоверной, только когда представлена в полном объеме и имеет логическое завершение.
Сопоставимость определяет необходимость стандартизации отчетных форм различных отчетных периодов. Являясь одним из базовых принципов бухгалтерского учета, сопоставимость указывает на то, что полезными могут быть только те данные, которые можно сравнить за несколько отчетных периодов. Для этого необходимо организовать учетную политику на предприятии и ознакомить с ней всех пользователей.
Последовательность предполагает переход отчетной информации из года в год. Сутью данного принципа бухгалтерского учета является сохранение учетной политики для получения достаточной информации с целью составления графиков и диаграмм, демонстрирующих различные тенденции к изменениям.
Единое денежное измерение для всех хозяйственных операций позволяет упростить анализ финансового отчета. Данный принцип бухучета регламентирует оценочные действия на предприятии.
Выше приведены все основные принципы организации бухгалтерского учета. Данная финансовая отчетность имеет множество нюансов и особенностей, которые значительно влияют на результаты хозяйственной деятельности. Поэтому лучше отдать решение подобных вопросов профессионалам.
Компания «Главный бухгалтер» предлагает услугу ведения бухгалтерского учета. Высококвалифицированные профессионалы проведут все необходимые расчеты и предоставят вам достоверные результаты анализа. Доверив нам ведение бухгалтерского учета на своем предприятии, вы сможете избежать ненужных ошибок и лишних финансовых потерь.
Что означает требование полноты в бухгалтерском учёте
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов напоминает, что нельзя не отразить факт хозяйственной жизни в бухгалтерском учёте, даже если для налогообложения первичный документ не принимается. И объясняет зачем в ПБУ 1/2008 закреплено требование полноты, и к чему приводит его несоблюдение.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаю рассказ о требованиях к бухгалтерскому учёту. Сегодня на очереди требование полноты, которое в отечественной бухгалтерской нормативке не очень понятно сформулировано. Из-за этого оно часто не соблюдается.
Требование полноты установлено ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» и звучит так: в бухгалтерском учёте должна обеспечиваться полнота отражения всех фактов хозяйственной жизни (ФХЖ). Немного раскрывает смысл этого требования ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», которое устанавливает правила формирования конечного продукта бухгалтерского учёта — бухгалтерской отчётности. Там говорится, что бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении.
Перевожу на русский. Бухучёт нужно вести так, чтобы из бухотчётности можно было достоверно оценить три аспекта.
Чтобы обеспечить достоверность этих раскрытий, нужно отражать в учёте все ФХЖ без исключения. Нельзя не принимать к учёту какие-то из них, если они были совершены, но чем-то не нравятся бухгалтеру. Классика жанра — не отражать ФХЖ в бухгалтерском учёте из-за отсутствия экономической целесообразности.
Директор ООО «Рога и копыта» взял в подотчёт 100 тыс. руб. и сводил на них VIP-клиентов в сауну. Бухгалтер не отразил расходы в бухучёте, потому что они не направлены на извлечение дохода, то есть экономически нецелесообразны. И это ему скажет любой налоговый инспектор. Только вот для бухгалтерского учёта, в отличие от налогового, расход не обязан быть экономически обоснованным. И такое решение бухгалтера приведет к тому, что:
Из-за этих искажений компания будет выглядеть богаче чем есть — нарушится ещё и требование осмотрительности. Бухгалтерская отчётность станет недостоверной.
Важно помнить, что объекты бухучёта связаны между собой. И когда не отражается всего лишь один ФХЖ, они начинают вести себя по принципу домино: изъятие одной костяшки вызывает цепную реакцию падения остальных. Поэтому чтобы бухгалтерский учёт отражал реальную картину дел в компании, не нужно выдергивать некоторые костяшки — завалите всю отчётность.
Кстати, вести бухгалтерский учёт и формировать бухгалтерскую отчётность удобно в интернет-бухгалтерии «Моё дело». А ещё в ней можно вести налоговый учёт по ОСНО, УСН и ПСН, рассчитывать зарплату, сдавать отчётность в налоговую и фонды, обмениваться данными с банками, онлайн-кассами и другими сервисами для бизнеса. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени! Сейчас как раз можно получить бесплатный доступ аж на полгода!